Научная статья на тему 'Анализ формирования и использования прибыли предприятия'

Анализ формирования и использования прибыли предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1451
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРИБЫЛЬ / ЗАТРАТЫ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягудина А.Р.

В статье рассматривается проблема формирования и использования прибыли предприятия. В условиях рыночной экономики предприятия должны экономически обосновывать технические решения и планы, как в коротком, так и длительном периодах, что резко повышает роль и значение анализа, без которого невозможно объективно оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Формирование и распределение прибыли организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих конечные результаты деятельности предприятия, в связи с этим данная оценка является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятия, так и экономических взаимоотношений с партнерами, с финансово-кредитной системой, с налоговыми органами, инвесторами. Автор проанализировал деятельность одного из предприятий Республики Башкортостан АО «Ишимбайский хлебокомбинат» крупнейшего предприятия г. Ишимбай и Ишимбайского района по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Проведенный анализ основных показателей, комплексно характеризующих финансово-хозяйственную деятельность АО «Ишимбайский хлебокомбинат», показал, что происходит снижение эффективности производственной хозяйственной деятельности в целом. На это указывает снижение темпа прироста объема продаж продукции, отрицательная динамика показателей прибыли и выработки на одного работающего по проданной продукции. Отрицательное влияние на деятельность предприятия, по мнению автора, оказывают: рост себестоимости продукции; снижение объемов производства продукции в 2018 г. В целях повышения прибыли предприятия необходимо разработка и реализация мероприятий по снижению себестоимости продукции и увеличению объемов производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования и использования прибыли предприятия»

Анализ формирования и использования прибыли предприятия

Ягудина Аэлита Радиковна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, aelitastar@yandex.ru

В статье рассматривается проблема формирования и использования прибыли предприятия. В условиях рыночной экономики предприятия должны экономически обосновывать технические решения и планы, как в коротком, так и длительном периодах, что резко повышает роль и значение анализа, без которого невозможно объективно оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Формирование и распределение прибыли организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих конечные результаты деятельности предприятия, в связи с этим данная оценка является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятия, так и экономических взаимоотношений с партнерами, с финансово-кредитной системой, с налоговыми органами, инвесторами. Автор проанализировал деятельность одного из предприятий Республики Башкортостан - АО «Ишимбайский хлебокомбинат» - крупнейшего предприятия г. Ишимбай и Ишимбайского района по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Проведенный анализ основных показателей, комплексно характеризующих финансово-хозяйственную деятельность АО «Ишимбайский хлебокомбинат», показал, что происходит снижение эффективности производственной хозяйственной деятельности в целом. На это указывает снижение темпа прироста объема продаж продукции, отрицательная динамика показателей прибыли и выработки на одного работающего по проданной продукции. Отрицательное влияние на деятельность предприятия, по мнению автора, оказывают: рост себестоимости продукции; снижение объемов производства продукции в 2018 г. В целях повышения прибыли предприятия необходимо разработка и реализация мероприятий по снижению себестоимости продукции и увеличению объемов производства.

Ключевые слова: предпринимательство, менеджмент, прибыль, затраты, ресурсы.

В условиях рыночной экономики предприятия должны экономически обосновывать технические решения и планы, как в коротком, так и длительном периодах, что резко повышает роль и значение анализа, без которого невозможно объективно оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Формирование и распределение прибыли организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих конечные результаты деятельности предприятия, в связи с этим данная оценка является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятия, так и экономических взаимоотношений с партнерами, с финансово-кредитной системой, с налоговыми органами, инвесторами [1]. Мы проанализировали деятельность одного из предприятий Республики Башкортостан - АО «Ишимбайский хлебокомбинат» - крупнейшего предприятия г. Ишимбай и Ишимбайского района по производству хлебобулочных и кондитерских изделий.

Мы провели анализ основных показателей ха -рактеризующих финансово-хозяйственную деятельность АО «Ишимбайский хлебокомбинат» за 2016-2018 гг.

Объем продаж продукции за рассматриваемый период имеет положительную тенденцию, т.е. растет. В частности, в 2017 г. по сравнению с

2016 г. прирост в абсолютном значении составил 27 610 тыс. руб. или 123,92%, а в 2018 г. по сравнению с 2017 г. - 7 472 тыс. руб. или 105,22%.

Аналогичный темп прироста имеет себестоимость произведенной продукции, которая в 2017 г. увеличилась на 14 281 тыс. руб. или 119,7%, а в 2018 г. на 4 692 тыс. руб. или на 105,41%. Стоит отметить, что темп прироста себестоимости продукции в 2018 г. превышает темп прирост объема продаж продукции, что может негативно сказаться на результатах деятельности предприятия.

Среднесписочная численность производственного персонала за 2016-2018 гг. ежегодно сокращается на 7 человек.

Рост показателя объема продаж продукции в

2017 г., привел к росту показателя выработки на одного работающего по проданной продукции.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Прирост данного показателя в 2017 г. по сравнению с 2016 г. составил в абсолютном значении 157,57 тыс.руб./чел. или 128,26%. В 2018 г. данный показатель увеличился на 64,66 тыс. руб./чел., темп прироста составил - 109,04%.

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность АО «Ишимбайский хлебокомбинат» за 2016-2018 гг.

Показатели Год Изменение, (+-) Изменение, %

2016 2017 2018 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

1. Объем продаж продукции, тыс. руб. 115435 143045 150517 27610 7472 123,92 105,22

2. Среднесписочная численность производственного персонала, чел. 207 200 193 -7 -7 96,62 96,50

3. Себестоимость произведенной продукции, тыс. руб. 72509 86790 91482 14281 4692 119,70 105,41

4. Выработка на одного работающего по проданной продукции, тыс. руб./чел. 557,66 715,23 779,88 157,57 64,66 128,26 109,04

5. Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб. 9291 10183 11602 892 1419 109,60 113,93

6. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 68681 71921 60022 3240 11899 104,72 83,46

7. Фондоотдача на 1 руб. основных производственных фондов по проданной продукции, руб./руб. 1,68 1,99 2,51 0,31 0,52 118,34 126,08

8. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 242 3929 1346 3687 -2583 1623,55 34,26

9. Чистая прибыль или убыток, тыс. руб. 24 2757 381 2733 -2376 11487,50 13,82

10. Рентабельность продукции, % 0,33 4,53 1,47 4,19 -3,06 1356,40 32,50

Среднемесячная заработная плата работников предприятия в 2017 г. была увеличена на 892 руб., а в 2018 г. на 1419 руб. и составила на конец 2018 г. - 11 602 руб.

Рассматривая такие показатели как прибыль до налогообложения и чистая прибыль, стоит отметить, что в 2018 г. в отличие от 2017 г. они имеют отрицательную динамику. Так уменьшение в 2018 г. в абсолютном значении составило 2 583 тыс. руб. и 2 376 тыс. руб. соответственно. Уменьшение показателя рентабельности продукции свидетельствует о снижении эффективности продаж.

Обобщая результаты проведенного анализа основных показателей комплексно характеризующих финансово-хозяйственную деятельность АО «Ишимбайский хлебокомбинат» можно прийти

к выводу, что происходит снижение эффективности производственной хозяйственной деятельности в целом. На это указывает снижение темпа прироста объема продаж продукции, отрицательная динамика показателей прибыли и выработки на одного работающего по проданной продукции.

Прибыль АО «Ишимбайский хлебокомбинат» наибольшим образом сформирована за счет выручки от продаж продукции предприятия.

На заключительном этапе мы провели анализ показателей рентабельности, характеризующих не только эффективности использования прибыли, но и эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ показателей рентабельности АО «Ишимбайский хлебокомбинат» за 2016-2018 гг.

Показатель Год Отклонение, (+ -)

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

1. Рентабельность продаж 7,69 13,28 12,91 5,60 -0,37

2. Рентабельность продукции 8,33 15,32 14,83 6,99 -0,49

3. Рентабельность производственных фондов 11,35 22,74 27,44 11,39 4,70

4. Рентабельность активов 0,02 2,19 0,35 2,17 -1,85

5. Рентабельность собственного капитала 0,10 9,86 1,34 9,77 -8,53

В 2018 г. происходит уменьшение абсолютно всех показателей рентабельности за исключением рентабельности производственных фондов, что указывает на снижение эффективности работы предприятия в целом.

Снижение среднегодовой стоимости основных фондов при одновременном улучшении показателя фондоотдачи обусловило рост показателя рентабельности основных производственных фондов, который в 2018 г. увеличился на 4,7%.

Достаточно важным является показатель рентабельности активов, характеризующий уровень прибыли на рубль своего имущества, также имеет отрицательную тенденцию в 2018 г., что в свою очередь является индикатором снижения эффективности их использования.

Значительное уменьшение показателя рентабельности собственного капитала в 2018 г. указывает на снижение эффективности вложенных в предприятие денежных средств.

Проведем анализ распределения прибыли ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат». Прибыль до налогообложения в 2018 г. составила 1346 тыс. руб. Налог на прибыль составил 832 тыс. руб.

Соответственно прибыль к распределению составила 381 тыс. руб. Имеющаяся к распределе-

нию прибыль была направлена в фонд накопления и в фонд потребления. В фонд накопления было направлено 265 тыс. руб., а в фонд потребления 116 тыс. руб.

Распределение прибыли в фонде накопления можно представить следующим образом:

- разработка новых видов продукции, оборудование и сырье на эти цели - 118 тыс. руб.;

- взносы в создание инвестиционных фондов, совместных предприятий, обществ и ассоциаций - 56 тыс. руб.;

- списание затрат, которые по действующему законодательству не включаются в себестоимость продукции, а производятся непосредственно за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия (налог на имущество, процент по кредитам, услуги банка, НДС по непроизводственной сфере, амортизация по непроизводственной сфере, плата за загрязнение окружающей среды и т.д.) - 91 тыс. руб.

Распределение прибыли в фонде потребления выглядит следующим образом:

- выплата премий - 57 тыс. руб.;

- материальная помощь - 59 тыс. руб.

Нераспределенной прибыли по итогам 2018 г.

у АО «Ишимбайский хлебокомбинат» нет.

Таким образом, анализ формирования, распределения и использования прибыли АО «Ишимбайский хлебокомбинат» показал, что в анализируемый период доходы предприятия практически равны его расходам. К числу основных причин следует отнести высокие темпы роста коммерческих и управленческих расходов.

Далее, мы провели факторный анализ показателей прибыли АО «Ишимбайский хлебокомбинат». На первом этапе оценим влияние таких факторов как выручка, себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы на показатель прибыли от продаж.

Таблица 3

Оценка влияния факторов на результативный показатель -

Совокупное влияние факторов в 2018 г. привело к увеличению прибыли от продаж на 433 тыс. руб.

На втором этапе факторного анализа прибыли от продаж АО «Ишимбайский хлебокомбинат» оценим влияние таких факторов как:

- объем реализации;

- структура реализации;

- отпускные цены на реализованную продукцию;

- цены на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;

- уровень затрат материальных и трудовых ресурсов.

Таблица 4

Динамика объема производства продукции АО «Ишимбайский хлебокомбинат»

Наименование продукции Год Отклонение, Отклонение, %

2016 2017 г. 2018 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Хлебобулочные изделия, тн. 3 468 3883 3479 415 -404 111,97 89,60

Кондитерские изделия, тн. 147 183 204 36 21 124,49 111,48

Прочие, тн. 21 12 13 -9 1 57,14 108,33

Всего 3 636 4078 3696 442 -382 112,16 90,63

Методика расчета влияния факторов на прибыль от продаж продукции АО «Ишимбайский хлебокомбинат» заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора.

Таблица 5

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж продукции предприятия АО «Ишимбайский хлебокомбинат» за 2017-2018 гг.

Наименование влияющего фактора 2017 г. 2018 г.

Выручка от продаж 27610 7472

Себестоимость продукции -14281 -4692

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммерческие расходы -3289 -520

Управленческие расходы 90 -1827

Совокупное влияние 10130 433

В 2018 г. рост выручки от продаж обеспечил увеличение показателя прибыли от продаж по сравнению с 2017 г. на 7 472 тыс. руб. Рост себестоимости продаж оказал отрицательное влияние в размере 4 692 тыс. руб.

Аналогичным образом, рост коммерческих и управленческих расходов привел к уменьшению прибыли от продаж на 520 и 1 827 тыс. руб. соответственно.

Показатель 2017 г. 2018 г.

Условное обозначение Значение показателя Условное обозначение Значение показателя

Количество проданной продукции, тн. q0 3636 q1 4078

Цена продукции, тыс. руб. Р0 31,75 Р1 35,08

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. B0 115435 В1 143045

Полная себестоимость продукции, тыс. руб. S0 106563 S1 124043

Себестоимость 1 тн. продукции, тыс. руб./тн. вед.0 29,31 Sед.1 30,42

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. П0 8872 П1 19002

На основе данных таблицы 5, произведем расчет данных показателей в сопоставимых ценах (таблица 6).

х

X

о го А с.

X

го m

о

ю

М О

Таблица 6

Показатели деятельности АО «Ишимбайский хлебокомбинат» за 2017-2018 гг. в сопоставимых ценах

о

о

СЧ

№ OI

О Ш

m х

<

m о х

X

Показатель 2017 г. 2018 г. в сопоставимых ценах 2018 г.

Условное обозначение Значение показателя Условное обозначение Значение показателя Условное обозначение Значение показателя

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. Be 115435 В' 129467,53 В1 143045

Полная себестоимость продукции, тыс. руб. Se 106563 S' 119517,03 S1 124043

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. П0 8872 П' 21852,3 П1 19002

Можно утверждать, что рост прибыли от продаж в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 10 130 тыс. руб., произошел за счет изменения отпускных цен на продукцию с 31,75 тыс. руб. в 2017 г. до 35,08 тыс. руб. в 2018 г., что привело к увеличению прибыли от продаж на 13 577, 47 тыс. руб.

В 2017 г. отрицательное влияние на показатель рентабельности продаж оказала себестоимость продукции - влияние данного фактора привело к снижению рассматриваемого показателя рентабельности на 12,2%. Аналогичным образом можно охарактеризовать и изменение показателя рентабельности продаж в 2018 г.: рост себестоимости продукции на 4692 тыс. руб. по сравнению с 2017 г. привел к уменьшению рентабельности продаж на 4,7%.

Как показывают результаты проведенного факторного анализа прибыли от продаж АО «Ишимбайский хлебокомбинат», отрицательное влияние на данный показатель оказывают:

- рост себестоимости продукции;

- снижение объемов производства продукции в 2018 г.

Таким образом, в целях повышения прибыли предприятия необходимо разработка и реализация мероприятий по снижению себестоимости продукции и увеличению объемов производства.

Литература

1. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - Москва : КноРус, 2016. - 706 с.

2. Бабаев, Ю.А. Планирование на предприятиях. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.Г. Макарова; под ред. Ю.А. Бабаева. Москва, 2018. - 487с.

3. Бланк, И. А. Управление финансовыми ресурсам / И.А. Бланк - М.: Омега-Л, 2018. - 768 с.

4. Бувальцова, С.С. Проблемы и перспективы развития планирования и оптимизации прибыли предприятия в современных условиях развития экономики / С.С. Бувальцова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. -№ 5-1 (83). -С. 31-33.

5. Ванекрович Г.С. Стратегическое планирование коммерческих организаций, направленное на формирование собственных производственных мощностей в условиях системы импортоза-мещения / Г.С. Ванекрович // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. -2015.- С. 179-185

6. Воробьев, Ю.Н., Еремейчук, Я.С. Проблемы и перспективы усовершенствования планирования прибыли предприятия / Ю.Н. Воробьев, Я.С. Еремейчук / Science Time. -2016. -№ 9 (33).-С. 72-79.

7. Глушков, И.Е. Планирование на современном предприятии/И.Е. Глушков, Т.В. Киселева // Эффективная настольная книга бухгалтера в 2-х тт. Т.1. -М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2014. - 637с.

8. Камышанов, П.И. Методы планирования показателей деятельности торгового предприя-тия/П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. -М., Оме-га-Л, 2017 - 271 с.

9. Карманова, И.А., Насретдинова З.Т. Анализ динамики и прогноз развития финансовых результатов / И.А. Карманова, З.Т. Насретдинова // Международный студенческий научный вестник. -2015.- № 5-5.- С. 653.

10. Огоркина, В.А. Показатели рентабельности торговой организации и методика их расчета /

B.А. Огоркина // Молодой ученый. - 2016. - №12. -

C. 308-311

Analysis of the formation and use of enterprise profits Yagudina A.R.

Bashkir state University

The article deals with the problem of formation and use of enterprise profits. In a market economy, enterprises must economically justify technical solutions and plans, both in the short and long periods, which dramatically increases the role and importance of analysis, without which it is impossible to objectively assess internal and external factors affecting the production and economic activity of the enterprise. The formation and distribution of profits of the organization is characterized by a set of indicators that reflect the final results of the enterprise, in this regard, this assessment is an indispensable element of both financial management at the enterprise and economic relations with partners, with the financial and credit system, with tax authorities, investors. The author analyzed the activity of one of the enterprises of the Republic of Bashkortostan - JSC "Ishimbay bakery" - the largest enterprise of Ishimbay and Ishimbay district for the production of bakery and confectionery products. The analysis of the main indicators that comprehensively characterize the financial and economic activities of JSC "Ishimbay bakery" showed that there is a decrease in the efficiency of industrial economic activity as a whole. This is indicated by a decrease in the growth rate of sales of products, the negative dynamics

of profit and output indicators per one working on the sold products. According to the author, the following factors have a negative impact on the company's activities: increase in production costs; decrease in production volumes in 2018. In order to increase the profit of the enterprise, it is necessary to develop and implement measures to reduce the cost of production and increase production volumes. Key words: entrepreneurship, management, profit, costs,

resources. References

1. Alekseeva, A.I. Comprehensive economic analysis of economic

activity: a training manual / A.I. Alekseeva, Yu.V. Vasiliev, A.V. Maleeva, L.I. Ushvitsky. - Moscow: KnoRus, 2016 .-- 706 p.

2. Babaev, Yu.A. Enterprise Planning. Textbook for students of

higher educational institutions studying in specialty 080109 "Accounting, analysis and audit" / Yu.A. Babaev, A.M. Petrov, L.G. Makarova; under the editorship of Yu.A. Babaeva. Moscow, 2018 .-- 487s.

3. Blank, I. A. Management of financial resources / I.A. Form - M .:

Omega-L, 2018 .-- 768 p.

4. Buvaltsova, S.S. Problems and prospects for the development

of planning and optimization of enterprise profits in modern conditions of economic development / S. Buvaltsova // New Science: Experience, Traditions, Innovations. - 2016.-№ 5-1 (83). -FROM. 31-33.

5. Vanekrovich G.S. Strategic planning of commercial organizations aimed at forming their own production capacities in the conditions of the import substitution system / G.S. Vanekrovich // Economics and Management: New Challenges and Prospects. 2015.- S. 179-185

6. Vorobyov, Yu.N., Eremeychuk, Ya.S. Problems and prospects

of improving enterprise profit planning / Yu.N. Vorobiev, Ya.S. Eremeychuk / Science Time. 2016. No. 9 (33) .- S. 72-79.

7. Glushkov, I.E. Planning in a modern enterprise / I.E. Glushkov,

T.V. Kiseleva // Effective handbook of an accountant in 2 vols. T.1. -M.: KnoRus; Novosibirsk: ECOR-book, 2014. - 637 p.

8. Kamyshanov, P.I. Methods of planning performance indicators

of a trading enterprise / P.I. Kamyshanov, A.P. Kamyshanov. -M., Omega-L, 2017 - 271 p.

9. Karmanova, I.A., Nasretdinova Z.T. Analysis of the dynamics

and forecast of the development of financial results / I.A. Karmanova, Z.T. Nasretdinova // International Student Scientific Bulletin. -2015.- No. 5-5.- S. 653.

10. Ogorkina, V.A. Profitability ratios of a trade organization and methods of their calculation / V.A. Ogorkina // Young scientist. - 2016. - No. 12. - S. 308-311

X X

o

00 >

c.

X

00 m

o

io to

IO

o

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.