Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФЛЯЦИЯ / СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / ДЕПОЗИТЫ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верезубова Татьяна Анатольевна, Сиващенко Елизавета Сергеевна

Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной политики, способствует достижению целей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, ввиду чего крайне важным является своевременное осуществление анализа ее основных показателей и, как следствие, прогноз и предложение дальнейших способов ее проведения. Целью исследования стало выявление направлений совершенствования проводимой в стране денежнокредитной политики в текущих экономических реалиях после обзора и анализа ее основных компонентов. Исследование было проведено методами системного анализа, ранжирования, а также посредством использования различных статистических показателей. В работе осуществляется анализ таких важных показателей денежно-кредитной политики, как инфляция, ставка финансирования, расчетная величина стандартного риска, объем средней широкой денежной массы. Вместе с тем на основе полученных результатов исследования проведен прогноз тенденций формирования в Беларуси денежно-кредитной политики в обозримой перспективе. Более того, рассмотрены представления аналитиков Евразийского банка развития по поводу дальнейших мер проведения денежно-кредитной политики. Следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь практически в полной мере достигает установленных целей денежно-кредитной политики на очередной год, за исключением инфляции, поскольку дальнейшая как экономическая, так и геополитическая неопределенность, введение санкций, а также затруднительное положение в разрезе логистики вносят свой негативный вклад в ее рост. Результаты исследования могут применяться на практике, в частности в деятельности Национального банка Республики Беларусь, а также использоваться в качестве учебного материала при подготовке специалистов экономического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верезубова Татьяна Анатольевна, Сиващенко Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FORMATION OF MONETARY POLICY AND DETERMINATION OF THE PROSPECTS FOR ITS CHANGE IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Monetary policy, as part of the national policy, contributes to the achievement of the objectives of the socioeconomic development program of the Republic of Belarus, due to which it is extremely important to timely analyze its main indicators and, consequently, to forecast and propose further ways of its implementation. The purpose of the study was to identify ways to improve the monetary policy conducted in the country in the current economic realities through the review and analysis of its main components. The research was carried out by means of the following methods: system analysis, ranking, as well as through the use of various statistical indicators. The paper analyzes such important monetary policy indicators as inflation, the financing rate, the estimated value of the standard risk, the volume of the average broad money supply. At the same time, on the basis of the results of the study, a forecast of monetary policy formation trends in Belarus in the foreseeable future is made. Moreover, the views of the Eurasian Development Bank analysts concerning the future measures of monetary policy have been considered. It should be noted that the National Bank of the Republic of Belarus almost fully achieves the monetary policy targets set for the next year, except for inflation, as further both economic and geopolitical uncertainty, imposition of sanctions, as well as the difficult situation in terms of logistics make their negative contribution to its growth. The results of the study can be applied in practice, in particular, in the activities of the National Bank of the Republic of Belarus, as well as used as an educational material in the training of economic specialists.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ФИНАНСЫ FINANCE

Научная статья

УДК 336.7:005.52(476)

001: 10.34130/2070-4992-2023-3-2-257

Анализ формирования денежно-кредитной политики и определение перспектив ее изменения в Республике Беларусь

Татьяна Анатольевна Верезубова1, Елизавета Сергеевна Сиващенко2

1 2 Белорусский государственный экономический университет, Минск, Беларусь, 1 [email protected], 2 [email protected]

Аннотация. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной политики, способствует достижению целей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, ввиду чего крайне важным является своевременное осуществление анализа ее основных показателей и, как следствие, прогноз и предложение дальнейших способов ее проведения.

Целью исследования стало выявление направлений совершенствования проводимой в стране денежно-кредитной политики в текущих экономических реалиях после обзора и анализа ее основных компонентов.

Исследование было проведено методами системного анализа, ранжирования, а также посредством использования различных статистических показателей.

В работе осуществляется анализ таких важных показателей денежно-кредитной политики, как инфляция, ставка финансирования, расчетная величина стандартного риска, объем средней широкой денежной массы. Вместе с тем на основе полученных результатов исследования проведен прогноз тенденций формирования в Беларуси денежно-кредитной политики в обозримой перспективе.

Более того, рассмотрены представления аналитиков Евразийского банка развития по поводу дальнейших мер проведения денежно-кредитной политики.

Следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь практически в полной мере достигает установленных целей денежно-кредитной политики на очередной год, за исключением инфляции, поскольку дальнейшая как экономическая, так и геополитическая неопределенность, введение санкций, а также затруднительное положение в разрезе логистики вносят свой негативный вклад в ее рост.

Результаты исследования могут применяться на практике, в частности в деятельности Национального банка Республики Беларусь, а также использоваться в качестве учебного материала при подготовке специалистов экономического профиля.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, инфляция, ставка рефинансирования, денежная масса, депозиты, Республика Беларусь

Для цитирования: Верезубова Т. А., Сиващенко Е. С. Анализ формирования денежно-кредитной политики и определение перспектив ее изменения в Республике Беларусь // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2023. Т. 3. Вып. 2. С. 257-266. https://doi.org/ 10.34130/2070-4992-2023-3-2-257

Article

Analysis of the formation of monetary policy and determination of the prospects for its change in the Republic of Belarus

Tatyana A. Verezubova1, Elizaveta S. Sivashchanka2

1 2 Belarusian State Economic University, Minsk, Belarus, [email protected], [email protected]

Abstract. Monetary policy, as part of the national policy, contributes to the achievement of the objectives of the socioeconomic development program of the Republic of Belarus, due to which it is extremely important to timely analyze its main indicators and, consequently, to forecast and propose further ways of its implementation.

The purpose of the study was to identify ways to improve the monetary policy conducted in the country in the current economic realities through the review and analysis of its main components.

The research was carried out by means of the following methods: system analysis, ranking, as well as through the use of various statistical indicators.

The paper analyzes such important monetary policy indicators as inflation, the financing rate, the estimated value of the standard risk, the volume of the average broad money supply. At the same time, on the basis of the results of the study, a forecast of monetary policy formation trends in Belarus in the foreseeable future is made.

Moreover, the views of the Eurasian Development Bank analysts concerning the future measures of monetary policy have been considered.

It should be noted that the National Bank of the Republic of Belarus almost fully achieves the monetary policy targets set for the next year, except for inflation, as further both economic and geopolitical uncertainty, imposition of sanctions, as well as the difficult situation in terms of logistics make their negative contribution to its growth.

The results of the study can be applied in practice, in particular, in the activities of the National Bank of the Republic of Belarus, as well as used as an educational material in the training of economic specialists.

Keywords: monetary policy, inflation, refinancing rate, money supply, deposits, Republic of Belarus

For citation: Verezubova T. A., Sivashchanka E. S. Analysis of the formation of monetary policy and determination of the prospects for its change in the Republic of Belarus. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchnoissledovatel'skogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University]. 2023. Vol. 3, issue 2. Рр. 257-266. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2070-4992-2023-3-2-257

Введение

Денежно-кредитная, или монетарная политика — это государственная политика, которая оказывает непосредственное влияние на количество денег в обращении (денежную массу) для достижения цели обеспечения полной занятости населения, стабильности цен и вместе с тем роста реального объема производства [1].

В текущих реалиях монетарная политика выступает в роли одной из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов как о роли денег в экономике, так и об их влиянии на основные макроэкономические параметры, такие, как экономический рост, занятость, цены, платежный баланс — за счет применения монетарных методов и изменения предложения денег в экономической системе. В настоящее время деньги во многих случаях рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а их теория заняла важнейшее место в макроэкономическом анализе.

Главнейшей целью в монетарной политике любого государства является помощь экономике в достижении определенного объема производства, который смог бы охарактеризоваться полной занятостью и отсутствием инфляции.

Методология исследования

В Республике Беларусь общими целями денежно-кредитной политики стали следующие:

- минимизация уровня инфляции и спада производства;

- недопущение роста уровня безработицы [2].

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2023. V. 3. № 2

Данный вид общегосударственной политики приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров, таких как ВНП, инфляция, уровень безработицы. Это происходит на том основании, что с помощью инструментов денежно-кредитной политики можно изменить предложение денег в экономической системе.

Основополагающими задачами денежно-кредитной политики любой страны являются:

- обеспечение стабильности национальной валюты с целью эффективной реализации платежей и расчетов;

- формирование правил и условий денежного обращения, а также регулирование и контроль за их выполнением;

- оказание соответствующего влияния на экономическую конъюнктуру путем преобразования находящихся в обращении денег.

Основными факторами, характеризующими эффективность проводимой монетарной политики, являются инфляция, ставка рефинансирования (ключевая ставка), а также широкая денежная масса. Исследование было проведено с помощью различных методов — системного анализа, ранжирования, с помощью использования различных статистических показателей.

Результаты исследования и их обсуждение

Показатель уровня инфляции — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары, работы и услуги в экономике. Его динамика, представленная на рисунке 1, показывает, что происходит постепенный спад в период с 2012 г. (21,8 %) до 2017 г. (4,6 %), а далее отмечается рост инфляции с 4,6 % в 2017 г. до 5,6 % в 2018 г. В итоге в 2019 г. ее уровень вновь снизился до 4,7 %, а затем ввиду пандемии, сложной политической обстановки и введенных санкций показатель достиг уровня 12,8 % в 2022 г., хотя плановый показатель не должен был достичь уровня, превышающего 6 %.

25 21,80 20 15 10 5 0

12,80

60

7,40

5,60 4,70

4,70

9,97 9,97

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ Инфляция

Рис. 1. Тенденции изменения годового уровня инфляции в Республике Беларусь за период 2012-2022 гг., % Fig. 1. Trends of annual inflation in the Republic of Belarus for the period 2012-2022, %

Источник: составлено авторами по данным Национального банка Source: compiled by the authors according to the National Bank

Что касается ставки рефинансирования, то она устанавливается Национальным банком, является базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служит основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам. Ее динамика за период с 2012 г. по начало 2023 г. (рисунок 2) отражает замедление инфляционных процессов и обеспечения стабильности платежного баланса. За период с 15.02.2012 до 01.03.2023 она планомерно снижалась с 43 до 11 %, что свидетельствует об успешном проведении мероприятий в сфере монетарной политики. Наибольшее значение за рассматриваемый период ставка рефинансирования продемонстрировала в начале 2012 г. 15 февраля 2012 г. решением Национального банка Республики Беларусь индикативный показатель был установлен в размере 43 % годовых. После чего вплоть до 2015 г. предпринимались все усилия для того, чтобы снизить ставку до более приемлемого уровня. Так, с января 2015 года ставка рефинансирования составила 25 % годовых. С апреля 2016 г. и вплоть до июля 2020 г. происходило снижение ставки, в результате чего на дату 01.07.2020 ее значение составило 7,75 %.

Примечательным остается то, что при рекордно высокой инфляции ставка не претерпевала никаких изменений по причине необходимости проведения дополнительного анализа прогнозной динамики потребительских цен и оценки длительности воздействия ключевых факторов, приведших к ускорению роста потребительских цен.

^^"Ставка рефинансирования

Рис. 2. Тенденции изменения ставки рефинансирования в Республике Беларусь за период 2012 — начало 2023 г., %

Fig. 2. Trends in the refinancing rate in the Republic of Belarus for the period 2012 — early 2023, %

Источник: составлено авторами по данным Национального банка Source: compiled by the authors according to the National Bank

В 2021 году с 21 апреля ставка рефинансирования повысилась с 7,75 до 8,5 %. Такое решение было принято 14 апреля 2021 г. Правлением Национального банка Республики Беларусь. Далее, 15 июля 2021 г. ввиду ускорения инфляции и необходимости защиты сбережений граждан и субъектов хозяйствования правление Национального банка Республики Беларусь по итогам заседания по денежно-кредитной политике приняло решение о повышении ставки до 9,25 %. С начала марта 2022 г. ставка рефинансирования была повышена до 12 % в связи с необходимостью более активного воздействия Национального банка на поддержание финансовой стабильности и ограничение инфляции, риски ускорения которой возросли на фоне резкого обострения геополитической ситуации и принятых рядом западных стран санкций в отношении Российской Федерации — основного экономического партнера Республики Беларусь.

В 2023 г. на двух заседаниях Правления были приняты решения о снижении ставки рефинансирования на 50 б. п., после чего размер ставки с 01.03.2023 составил 11 %. Решения о снижении ставки объясняются замедлениями инфляционных процессов, а также необходимостью стимулирования экономики. Согласно выработанной стратегии, в будущем Национальный банк также будет изменять ставку рефинансирования, учитывая фактическую и ожидаемую динамику инфляции, а также оценивая внешние и внутренние риски.

Наряду со ставкой рефинансирования важным показателем регулирования процентной политики является показатель «расчетная величина стандартного риска» (далее — РВСР).

РВСР была введена в действие с 1 марта 2019 г. с целью предотвращения необоснованного удорожания денежных средств на финансовом рынке страны. На этот параметр должны ориентироваться банки при осуществлении своей процентной политики. РВСР означает предельный уровень ставок по кредитам и депозитам, который крайне не рекомендуется превышать. Таким образом, этот новый показатель стал для Национального банка Беларуси инструментом сдерживания резкого поднятия ставок по депозитам в белорусских рублях и значительного удорожания кредитных ресурсов. С помощью РВСР осуществляется контроль активности коммерческих банков при приеме вкладов и выдаче кредитов и предотвращаются спекулятивные явления на финансовом рынке страны.

Для соблюдения этого норматива установлены значительные санкции за его превышение. Если банк превысит РВСР при приеме вкладов, то они будут рассчитаны Национальным банком с использованием корректирующего коэффициента, что повлияет на размер отчислений в обязательные резервы Нацбанка.

Если процентная ставка по кредиту превысит РВСР, то к банку будут применены ужесточенные требования относительно оценки кредитных рисков при определении достаточности нормативного капитала и будет пересмотрен процесс формирования резервов на покрытие возможных убытков, а сам кредитный продукт перейдет в портфель однородных кредитов. Фактически превышение РВСР приводит к тому, что коммерческий банк привлекает к себе дополнительное пристальное внимание со стороны регулятора.

РВСР рассчитывается Национальным банком не реже одного раза в три месяца на основе средних процентных ставок, установленных семью системно значимыми банками, имеющими максимальные значения агрегированной оценки системной значимости, за месяц, предшествующий месяцу расчета, по финансовым инструментам кредитно-депозитного рынка в национальной валюте из следующего перечня:

- новые срочные отзывные банковские вклады физических лиц;

- новые срочные безотзывные банковские вклады физических лиц (со сроком возврата от 1 до 6 месяцев включительно, от 6 месяцев до 1 года включительно, более 1 года);

- новые кредиты, предоставленные физическим и юридическим лицам (за исключением льготных кредитов) [6].

Ввиду вышесказанного наряду с динамикой ставки рефинансирования целесообразно рассмотреть также динамику РВСР, которая наглядно представлена на рис. 3.

Ставка рефинансирования

РВСР для новых срочных отзывных банковских вкладов физических и юридических лиц

РВСР для новых срочных безотзывных банковских вкладов физических и юридических лиц со сроком возврата от 1 до 6 месяцев включительно

РВСР для новых срочных безотзывных банковских вкладов физических и юридических лиц со сроком возврата от 6 месяцев до 1 года включительно

РВСР для новых срочных безотзывных банковских вкладов физических и юридических лиц со сроком возврата более 1 года

РВСР для новых кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных) РВСР для новых кредитов, предоставленных физическим лицам (за исключением льготных)

Рис. 3. Тенденции изменения ставки рефинансирования и РВСР в Республике Беларусь за март 2019 — март 2023 гг., %

Fig. 3. March 2019-March 2023 refinancing rate and RVSR trends in the Republic of Belarus, %

Источник: составлено авторами по данным Национального банка Source: compiled by the authors according to the National Bank

Как свидетельствуют данные рисунка 3, РВСР были введены Национальным банком Республики Беларусь 1 марта 2019 г. в целях ограничения избыточного риска в поведении банков при установлении

ставок по депозитным и кредитным операциям. А позднее — по причине макроэкономических шоков, связанных с пандемией коронавируса и обострением общественно-политической ситуации, а затем с усилением геополитической напряженности и санкционного давления на экономику Республики Беларусь в целях повышения гибкости реагирования банков на изменение ситуации на кредитно-депозитном рынке, с марта 2020 г. было приостановлено действие показателя РВСР для депозитов, а с марта 2022 г. — для кредитов банков.

Позднее, 12 сентября 2022 г., регулятор «реанимировал» расчетные величины стандартного риска для новых кредитов компаниям и физлицам. Исходя из графика на рис. 3, можно отметить, что ставка рефинансирования оказывает влияние на РВСР, однако с определенным лагом в несколько месяцев. Что касается РВСР для новых кредитов, то наибольшее значение этих величин по кредитам как физических, так и юридических лиц отмечалось в сентябре 2022 г., когда они были установлены на уровне 23,33 и 20,80 % соответственно, и далее ставки продолжали снижаться. На 1 марта текущего года установлены следующие РВСР для новых кредитов:

- предоставленных юридическим лицам — 12,58 %;

- предоставленных физическим лицам — 16,31 %.

Еще одним важнейшим показателем денежно-кредитной политики в Республике Беларусь является средняя широкая денежная масса. Она определяется как совокупность денежных средств в национальной и иностранной валюте, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для накопления юридическими и физическими лицами — резидентами государства.

По данным рисунка 4 можно отметить, что объем средней широкой денежной массы с каждым годом увеличивается. Наиболее ясной причиной увеличения денежной массы для населения является рост цен на товары. Цены растут, потребителям требуется большее количество денег для приобретения какого-либо товара, вследствие чего население вынужденно обращается в банки за получением займа или кредита. Вместе с тем банк, выдавая необходимую сумму, увеличивает объем денежной массы.

60

40

20 13,46

0 ■

2012

4П 08 44,43 29 53 33,68 35,59 40,08

50,11 50,80 54,81

29,53 33,68 35,59 40,08 ,

^Sillllllll

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ Средняя широкая денежная масса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Динамика объема средней широкой денежной массы в Республике Беларусь за 2012-2022 гг., млрд р. Fig. 4. Dynamics of the average broad money supply in the Republic of Belarus in 2012-2022, billion rbl.

Источник: составлено авторами по данным Статистического бюллетеня Национального банка Source: compiled by the authors according to the Statistical Bulletin of the National Bank

В дополнение вышесказанному логично рассмотреть динамику изменения компонентов средней широкой денежной массы (рис. 5).

60 50 40 30 20 10 0

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ Депозиты драгоценных металлов

■ Ценные бумаги, выпущенные другими депозитными организациями в иностранной валюте

■ Другие депозиты в иностранной валюте

■ Переводные депозиты в иностранной валюте

■ Ценные бумаги, выпущенные другими депозитными организациями в национальной валюте

■ Другие депозиты

■ Переводные депозиты

■ Наличные деньги в обороте (М0)

Рис. 5. Структура компонентов средней широкой денежной массы в Республике Беларусь за 2012-2022 гг., млрд р.

Fig. 5. Structure of the components of the average broad money supply in the Republic of Belarus for 2012-2022, billion rbl.

Источник: составлено авторами по данным Статистического бюллетеня Национального банка

Source: compiled by the authors according to the Statistical Bulletin of the National Bank

Изменение объема денег в обращении оказывает прямое воздействие на важнейшие экономические переменные, такие как темпы роста ВВП, процентная ставка, курс национальной валюты, уровень занятости населения. Как видно на рис. 5, на протяжении последних 10 лет наблюдается значительный рост валютной составляющей в структуре широкой денежной массы, в частности других депозитов в иностранной валюте.

Выводы

Регулирование центральным банком денежной массы осуществляется не только за счет денежно-кредитных инструментов, но и за счет соблюдения подтвержденных мировой практикой пропорций в динамике наличной денежной эмиссии по сравнению с динамикой отдельных денежных агрегатов, а также учета показателей платежного баланса, роста ВВП и др. [9].

Для анализа действующей денежно-кредитной политики Республики Беларусь весьма интересным является мнение международных финансово-кредитных организаций [10-12]. Так, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют для Беларуси сохранение в 2023 г. мягких денежно-кредитных условий. В базовом сценарии предполагается, что монетарная политика Национального банка продолжит ориентироваться на поддержку экономической активности, что будет выражаться в сохранении низкой стоимости ресурсов на межбанковском рынке, пониженных ставках депозитного рынка и уменьшении ставок по кредитам [13-16]. В то же время при условии замедления инфляции реальные ставки могут несколько подрасти, что обусловит уменьшение стимулирующего эффекта денежно-кредитных условий. Они отмечают, что мягкий характер монетарных условий будет иметь лишь ограниченное влияние на кредитование и инвестиционно-потребительские решения в силу повышенной неопределенности, высоких рисков и ухудшения бизнес-климата [5].

Проведенное аналитическое исследование позволяет предположить дальнейшие тенденции совершенствования денежно-кредитной политики, проводимой в Беларуси:

- во-первых, целесообразно продолжить проведение монетарной политики, направленной на поддержание стабильного курса национальной валюты (белорусского рубля);

- во-вторых, золотовалютные резервы государства должны наращиваться до такого безопасного уровня, который позволит обеспечить поддержание устойчивой ситуации на валютном рынке;

- в-третьих, в условиях стремительного развития цифровой экономики актуальным является внедрение современных технологий в банковском секторе, что, в свою очередь, способствует уменьшению стоимости банковских услуг и повышению их доступности;

- в-четвертых, важнейшим условием для роста доверия к белорусскому рублю и удешевления кредитов для населения и хозяйствующих субъектов становится удержание инфляции на уровне, не превышающем 7-8 %, что должно оставаться ключевой целью регуляторной политики Нацбанка;

- в-пятых, целесообразно продолжить политику создания таких условий, которые будут способствовать сохранности и привлекательности вкладов на долгосрочной основе, в первую очередь в национальной валюте, что повлечет за собой повышение устойчивости функционирования банковской системы и обеспечение сбалансированности активов и пассивов.

Список литературы

1. Верезубова Т. А. Теоретические основы денежно-кредитной политики и применение ее основных режимов в Республике Беларусь // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы : сб. науч. статей:. Минск: Право и экономика, 2022. С. 42-47.

2. Сиващенко Е. С. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: оценка эффективности и направления совершенствования // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства : материалы VI междунар. науч. интернет-конференции (14-17 июня 2022 г.). Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2022. С. 430-435.

3. Обзор инфляции // Национальный банк Республики Беларусь. URL: https://www.nbrb.by/publications/ inflation (дата обращения: 10.03.2023).

4. Ставка рефинансирования // Национальный банк Республики Беларусь. URL: https://www.nbrb.by/ statistics/monetarypolicyinstruments/refinancingrate (дата обращения: 10.03.2023).

5. Ставки по кредитам продолжают снижаться. Какой будет процентная политика в 2023 году? // ilex новости. URL: https://ilex.by/stavki-po-kreditam-prodolzhayut-snizhatsya-kakoj-budet-protsentnaya-politika-v-2023-godu/ (дата обращения: 24.03.2023).

6. Расчетные величины стандартного риска // Национальный банк Республики Беларусь. URL: https://www.nbrb.by/finsector/financialstability/macroprudentialregulation/raschetnye-velichiny-standartnogo-riska. (дата обращения: 22.03.2023).

7. Средняя широкая денежная масса // Национальный банк Республики Беларусь. URL https://www.nbrb.by/statistics/monetarystat/avgbroadmoney (дата обращения: 10.03.2023).

8. Показатели средней широкой денежной массы в Республике Беларусь за 2021-2022 гг. // Национальный банк Республики Беларусь. Минск, 2023. 268 с.

9. Маркусенко М. В. Валютная компонента в структуре широкой денежной массы и ее влияние на сбалансированность экономического развития // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2015. № 2. С. 86-95.

10. Михайлин А. Н. Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы. Минск: МАЭП, ИИК «Калита», 2020. 112 с.

11. Морозов Ю. П. Внешнеэкономическая деятельность: организационно-экономический аспект. Нижний Новгород: Высшая школа, 2014. 241с.

12. Повышение конкурентоспособности экономики на основе ее инновационного развития и модернизации: системный подход : монография. Новополоцк: Полоцкий гос. ун-т, 2020. 288 с.

13. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Маркетинг, 2015. 286 с.

14. Соркин С. Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Организация и управление. Гродно: Изд-во Гродненского филиала негосударственного института современных знаний, 2012. 109 с.

15. Турбан Г. В. Внешнеэкономическая деятельность. Минск: Высшая школа, 2017. 207 с.

16. Экономика на постсоветском пространстве в условиях новых патологических вызовов и процессов цифровизации : монография. Ижевск: Шелест, 2021. 644 с.

References

1. Verezubova T. A. Teoreticheskie osnovy denezhno-kreditnoj politiki i primenenie ee osnovnyh rezhimov v Respublike Belarus' // Sbornik nauchnyh statej: strategiya razvitiya ekonomiki Belarusi: vyzovy, instrumenty realizacii i perspektivy. [Theoretical foundations of monetary policy and the application of its main regimes in the Republic of Belarus. Collection of scientific articles: Belarus' economic development strategy: challenges, implementation tools and prospects]. Minsk: Law and Economics, 2022. Pp. 42-47. (In Russ.)

2. Sivashchenko E. S. Denezhno-kreditnaya politika Respubliki Belarus': ocenka effektivnosti i napravleniya sovershenstvovaniya // materialy VI mezhdunarodnoj nauchnoj internet-konferencii: problemy i perspektivy razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo prostranstva (14-17iyunya 2022). [Monetary policy of the Republic of Belarus: evaluation of efficiency and directions of improvement. Proceedings of the VI International Scientific Internet Conference: problems and prospects of development of scientific and technological space (June 14-17, 2022)]. Vologda: Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2022. Pp. 430-435. (In Russ.)

3. Inflation review. Nacional'nyj bank Respubliki Belarus' [National Bank of the Republic of Belarus]. Available at: https://www.nbrb.by/publications/inflation (accessed: 10.03.2023). (In Russ.)

4. Refinancing rate. Nacional'nyj bank Respubliki Belarus' [National Bank of the Republic of Belarus]. Available at: https://www.nbrb.by/statistics/monetarypolicyinstruments/refinancinginrate (accessed: 10.03.2023). (In Russ.)

5. Loan rates continue to decline. What will be the interest rate policy in 2023? Hex novosti [Ilex news]. Available at: https://ilex.by/stavki-po-kreditam-prodolzhayut-snizhatsya-kakoj-budet-protsentnaya-politika-v-2023-godu/ (accessed: 24.03.2023). (In Russ.)

6. Calculated values of standard risk. Nacional'nyj bank Respubliki Belarus' [National Bank of the Republic of Belarus]. Available at: https://www.nbrb.by/finsector/financialstability/macroprudentialregulation/raschetnye-velichiny-standartnogo-riska ( accessed: 22.03.2023). (In Russ.)

7. Average broad money supply. Nacional'nyj bank Respubliki Belarus' [National Bank of the Republic of Belarus]. Available at: https://www.nbrb.by/statistics/monetarystat/avgbroadmoney (accessed: 10.03.2023). (In Russ.)

8. Indicators of Average Broad Money Supply in the Republic of Belarus for 2021-2022. Nacional'nyj bank Respubliki Belarus' [National Bank of the Republic of Belarus]. Minsk, 2023. 268 p. (In Russ.)

9. Markusenko M. V. Currency component in the structure of broad money and its impact on the balance of economic development. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Belarusian State Economics University]. 2015. No 2. Pp. 86-95. (In Russ.)

10. Mikhailin A. N. Upravlenie vneshneekonomicheskoj deyatel'nost'yu firmy [Management of Foreign Economic Activity of the Firm: Textbook]. Minsk: MAEP, IIC "Kalita", 2020. 112 p. (In Russ.)

11. Morozov Y. P. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost': organizacionno-ekonomicheskij aspekt [Foreign economic activity: organizational and economic aspect]. Nizhny Novgorod: High School, 2014. 241 p. (In Russ.)

12. Povyshenie konkurentosposobnosti ekonomiki na osnove ee innovacionnogo razvitiya i modernizacii: sistemnyj podhod: Kollektivnaya monografiya [Increasing the competitiveness of the economy on the basis of its innovative development and modernization: a systematic approach : collective monograph]. Novopolotsk: Polotsk State University, 2020. 288 p. (In Russ.)

13. Prokushev E. F. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' [Foreign economic activity]. Moscow: IVC "Marketing", 2015. 286 p. (In Russ.)

14. Sorkin S. L. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' predpriyatiya. Organizaciya i upravlenie. [Foreign economic activity of the enterprise. Organization and management]. Grodno: Publishing house of the Grodno branch of the non-state institute of modern knowledge, 2012. 109 p. (In Russ.)

15. Turban G. V. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' [Foreign economic activity]. Minsk: Higher School, 2017. 207 p. (In Russ.)

16. Ekonomika na postsovetskom prostranstve v usloviyah novyh patologicheskih vyzovov i processov cifrovizacii. Kollektivnaya monografiya [Economy in the post-Soviet space in the conditions of new pathological challenges and processes of digitalization. Collective monograph]. Izhevsk: Shelest, 2021. 644 p. (In Russ.)

Информация об авторах

Татьяна Анатольевна Верезубова — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансы», Белорусский государственный экономический университет (Республика Беларусь, 220070, г. Минск, Партизанский пр-т, д. 26).

Сиващенко Елизавета Сергеевна — аспирант, Белорусский государственный экономический университет (Республика Беларусь, 220070, г. Минск, Партизанский пр-т, д. 26).

Information about the authors

Tatyana A. Verezubova — Doctor of Economics, Professor, Head of the Department "Finance", Belarusian State Economic University (Republic of Belarus, 220070, Minsk, Partizansky Ave. 26).

Elizaveta S. Sivashchanka — PhD student, Belarus State Economic University (Republic of Belarus, 220070, Minsk, Partizansky Ave, 26).

Статья поступила в редакцию: 12.04.2023 Одобрена после рецензирования: 14.06.2023 Принята к публикации: 15.06.2023

The article was submitted: 12.04.2023 Approved after reviewing: 14.06.2023 Accepted for publication: 15.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.