Научная статья на тему 'Анализ финансовой самостоятельности публично-правового образования (на примере республики Татарстан)'

Анализ финансовой самостоятельности публично-правового образования (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БЮДЖЕТ / ПОКАЗАТЕЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавалеева Ч.М.

В статье рассмотрены методические подходы к оценке финансовой самостоятельности публично-правовых образований как одной из их важнейших финансово-бюджетных характеристик. На основе предлагаемой методики сделан анализ финансовой самостоятельности Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансовой самостоятельности публично-правового образования (на примере республики Татарстан)»

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Ч. М. ШАВАЛЕЕВА,

аспирант кафедры финансов E-mail: chulpan212@mail.ru Казанский государственный финансово-экономический институт

В статье рассмотрены методические подходы к оценке финансовой самостоятельности публично-правовых образований как одной из их важнейших финансово-бюджетных характеристик. На основе предлагаемой методики сделан анализ финансовой самостоятельности Республики Татарстан.

Ключевые слова: публично-правовые образования, бюджет, показатель, самостоятельность, устойчивость, платежеспособность.

Одной из важнейших характеристик финансового состояния публично-правовых образований является финансовая самостоятельность, сущность которой в настоящее время не раскрывается в бюджетном законодательстве Российской Федерации. Однако в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ) в качестве одного из принципов организации бюджетной системы выделяется принцип самостоятельности бюджета, в соответствии с которым под самостоятельностью территории следует понимать способность органов власти самостоятельно определять порядок составления, утверждения, исполнения бюджета и обеспечивать его сбалансированность [1]. В этом определении не стоит ограничиваться только обеспечением сбалансированности бюджета. Органы власти должны выполнять все принятые обязательства, т. е. самостоятельность территории следует рассматривать как способность органов власти определять порядок составления, утверждения, исполнения бюджета, финансирования исполнения обязательств, обеспечения экономического и социального развития территории.

Необходимыми для проведения оценки степени финансовой самостоятельности публично-правовых образований являются показатели:

- характеризующие степень покрытия расходов бюджета;

- структурыдоходов;

- коэффициент внешнего финансирования. Показатели, характеризующие степень покрытия

расходов бюджета, отражают способность органов власти финансировать свои бюджетные обязательства. Кданной группе показателей можно отнести:

- дефицит (профицит) бюджета в абсолютной сумме, рассчитывается по формуле:

Дб=Д-Р,

где Дб — дефицит (профицит) бюджета; Д— доходы бюджета; Р — расходы бюджета;

- дефицит (профицит) бюджета в относительном выражении, характеризующийся объемом расходов, финансируемых за счет доходов бюджета, рассчитывается по формуле:

Щ = Д/Р;

- отношение дефицита к сумме расходов за вычетом субвенций, характеризующее удельный вес «собственных» расходов, которые соответствующие органы власти не способны профинансировать за счет доходов бюджета:

П2=дб/(Р-С,

где С—субвенции.

В соответствии с бюджетным законодательством РФ вышестоящий орган власти имеет право передать свои расходные обязательства на нижестоящий уровень при условии полного финансирования возникающих расходов (средства передаются в форме субвенций). Следовательно, расходная часть территориального бюджета включает средства, направляемые на финансирование расходных обязательств вышестоящего органа власти. В связи с тем, что в полной мере определить объем передан -

Таблица 1

Критерии оценки показателей, характеризующих степень покрытия расходов бюджета

Показатель Диапазон, % Балл

п, Более 100 1

91-99 0,9

81-90 0,8

71-80 0,7

61-70 0,6

51-60 0,5

Менее 50 0

п2,пъ 0 1

1-10 0,9

11-15 0,8

16-20 0,7

21-25 0,6

26-30 0,5

31-35 0,4

36-40 0,3

41-45 0,2

46-50 0,1

Более 50 0

ных полномочий достаточно проблематично, можно предположить, что объем переданных расходных обязательств равен объему субвенций. Поэтому при определении способности территории за счет собственных доходов финансировать свои обязательства, из расходов следует вычесть сумму субвенций;

- отношение дефицита (профицита) к доходам бюджета без учета межбюджетных трансфертов, позволяющее определить степень недостаточности средств, полученных за счет собственной доходной базы для самостоятельного покрытия расходов:

Л3 = дб/(д-Мт), где Мт — межбюджетные трансферты.

Для сопоставимости результатов расчета показателей необходимо варьировать по балльной системе в зависимости от особенностей каждого из них. Разработанные критерии оценки данной группы показателей представлены в табл. 1. Показатели структуры доходов бюджета. Во-первых, отношение собственных доходов к общей сумме доходов бюджета:

п4=дс/д,

где Д, — собственные доходы бюджета.

В настоящее время вопрос о составе собственных доходов бюджетов не теряет своей актуальности. Как известно, в соответствии с БК РФ к собственным доходам бюджета относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Однако определенный в БК РФ состав собственных доходов бюджетов не является однозначным. Во-первых, спорным является отнесение безвозмездных поступлений, а именно дотаций и субсидий, к собственным доходам бюджета [2]. Поступление в бюджет собственных средств не может быть сопряжено с наличием каких-либо ограничений и условий их предоставления. Во-вторых, дискуссионным с теоретической точки зрения является вопрос об отнесении к собственным доходам, зачисляемым в бюджет по нормативам от соответствующих федеральных (региональных) налогов (регулирующие доходы). Основным критерием отнесения поступлений к собственным доходам бюджета должна являться возможность органов власти управлять процессом установления, введения, взимания этих поступлений, т.е. возможность маневрирования данными процессами в зависимости от конкретной ситуации, а регулирующие доходы не соответствуют данному критерию.

Таким образом, собственные доходы бюджета — это доходы, закрепленные за бюджетом на долговременной основе и законодательное регулирование которых возложено на органы власти данного уровня. К собственным доходам региональных бюджетов следует отнести:

- налоговые доходы, формируемые за счет региональных налогов;

- неналоговые доходы.

В полном объеме предложенному критерию не соответствует зачисление в территориальные бюджеты региональных (местных) налогов, поскольку в России в настоящее время у региональных и местных органов власти отсутствует реальная возможность управлять поступлением этих доходов. Следовательно, единственным видом доходов, которые можно отнести к собственным доходам региональных и местных бюджетов, являются неналоговые доходы.

Во-вторых, отношение собственных доходов бюджета, сформированных за счет региональных налогов и неналоговых доходов бюджета, и общей суммы поступлений в бюджет, включающих доходы бюджета к средствам, привлеченным из источников

финансирования дефицита:

Л = Дс/ЛБ, где ПБ — поступления в бюджет.

В-третьих, отношение собственных доходов к расходам бюджета за вычетом субвенций, характеризующее объем «собственных» расходов, финансируемых за счет собственной доходной базы: П6=Дс/(Р-С').

В-четвертых, отношение дотаций и общей суммы доходов бюджета:

п1=Дж/Д,

где Д, - дотации.

В-пятых, отношение суммы финансовой помощи к общей сумме доходов бюджета. При этом под «финансовой помощью» понимается сумма дотаций и субсидий. Субвенции в состав финансовой помощи не включены, поскольку их предоставление связано с компенсацией переданных полномочий:

Я8=(Дт + Сс)/Д где Сс — субсидии.

Предлагаемые критерии оценки данной группы показателей представлены в табл. 2.

Следующим, не менее важным показателем, характеризующим финансовую самостоятельность публично-правовых образований, является коэффициент внешнего финансирования, характеризующий зависимость публично-правового

Таблица 2

образования не только от других бюджетов бюджетной системы, но и от внешних источников финансирования:

Л=(Дт + Сс+3)/ЛБ, где 3 — заемные средства.

Разработанные критерии оценки коэффициента внешнего финансирования представлены в табл. 3.

Таким образом, оценка финансовой самостоятельности публично-правовых образований должна основываться на девяти основных показателях, результаты расчетов которых можно варьировать по балльной системе в зависимости от особенностей каждого показателя. Вывод о степени финансовой самостоятельности территориального образования можно сделать на основе итогового значения, формируемого в результате суммирования индивидуальных балльных оценок.

Уровень финансовой самостоятельности публично-правовых образований можно разделить на три вида:

- абсолютная финансовая самостоятельность — результат суммирования индивидуальных балльных оценок находится в пределах 7—9 баллов;

- относительная финансовая самостоятельность — результат суммирования индивидуальных балльных оценок находится в пределах 4—6,9 балла;

- финансовая несамостоятельность — результат суммирования индивидуальных балльных оценок находится в пределах 1—3,9 балла.

На основе предложенной методики определим оценку степени финансовой самостоятельности Республики Татарстан.

На основе годовых отчетных данных Федерального казначейства за 2006—2008 гг. проведены расчеты показателей, характеризующие степень покрытия расходов бюджета (табл. 4). Анализ расчетов показывает, что в Республике Татарстан более 95 % расходов бюджета покрывается за счет доходов. Однако наблюдается тенденция увеличе-

Таблица 3

Критерии оценки показателей структуры доходов бюджета

Показатель Диапазон, % Балл

П„ПУП6 51и более 1

41-50 0,8

31-40 0,6

21-30 0,4

11-20 0,2

1-10 0,1

Менее 1 0

п1 0 1

0,1-0,9 0,9

1-10 0,8

11-20 0,7

21-30 0,6

31-40 0,5

41-50 0,3

51-60 0,2

Более 61 0

П, 0-10 1

11-20 0,8

21-30 0,7

31-40 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41-50 0,5

51-60 0,3

61-70 0,2

Более 71 0

Критерии оценки коэффициента внешнего финансирования

Показатель Диапазон, % Балл

п9 1-10 1

11-20 0,8

21-30 0,6

31-40 0,4

41-50 0,2

51-60 0,1

Более 61 0

Таблица 4

Результаты расчета показателей, характеризующих степень покрытия расходов бюджета Республики Татарстан за 2006-2008 гг., %

Показатель 2006 2007 2008

п, 103,56 97,96 96,17

п2 - 2,13 3,94

щ - 2,5 5,08

ния размера дефицита, что может являться первоначальным признаком ухудшения финансового состояния республики.

Величина показателя П2 также свидетельствует об ухудшении финансового состояния региона. Если в 2007 г. доля собственных расходов, не покрываемых доходами бюджета, составляла 2,13%, то в 2008г. - 3,94%.

Размер доходов, необходимых для обеспечения сбалансированности бюджета, имеет тенденцию увеличения, с 2,5 до 5,08 %.

Таким образом, на основе расчетов (табл. 4) можно сделать вывод, что в 2006—2008 гг. финансовое состояния Республики Татарстан несколько ухудшилось. Об этом свидетельствуют рост дефицита бюджета, увеличение размера собственных расходов, не обеспеченных доходами бюджета и, соответственно, объема бюджетных поступлений, необходимых для балансирования бюджета.

Поскольку расходная часть бюджета первична по отношению к доходам и органы власти должны изыскивать денежные средства для финансирования своих обязательств независимо от каких-либо обстоятельств, изучение структуры расходов бюджета с точки зрения оценки финансовой самостоятельности публично-правового образования не показательно. Основой для анализа финансового состояния территориального образования могут служить бюджетные поступления. Исследование их структуры позволяет сделать вывод о зависимости бюджета от бюджетов бюджетной системы РФ, способности финансировать расходы и т. д.

Оценим степень зависимости Республики Татарстан на основе показателей, отнесенных в

предложенной методике к показателям структуры доходов бюджета, которые основаны на расчете собственных доходов.

Проанализируем финансовое состояние Республики Татарстан по трем вариантам определения собственных доходов бюджета.

Вариант 1 — собственные доходы бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Вариант 2 — собственные доходы бюджета включают налоговые и неналоговые доходы бюджета.

Вариант 3 — собственные доходы бюджета формируются за счет региональных налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Результаты расчетов на основе годовых отчетных данных Федерального казначейства по трем вариантам приведены в табл. 5.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что в зависимости от варианта определения состава собственных доходов показатели финансового состояния значительно различаются. В соответствии с первым вариантом удельный вес собственных доходов бюджета в общей сумме доходов варьируется от 97,34 до 96,9%. По второму варианту — около 80 %, по третьему — не превышает 20%.

Таким образом, состав собственных доходов бюджета имеет большое значение при оценке финансового состояния публично-правовых образований. Включение в состав собственных доходов бюджетов субъектов РФ поступлений, которыми региональные власти фактически не могут управлять (безвозмездные поступления, отчисления от федеральных налогов), приводит к искажению реальной ситуации — завышению размера собственных доходов. В связи с этим, очевидно, для получения объективной информации о финансовой самостоятельности территориальных образований необходимо опираться на третий вариант расчетов, в соответствии с которым собственные доходы бюджета формируются за счет региональных налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Показатель 2006 2007 2008

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

97,34 78,38 18,91 96,01 83,45 18,86 96,9 78,26 15,6

Щ 100,81 81,17 19,58 94,05 81,74 18,48 93,19 75,27 15,01

п6 103,66 83,47 20,13 97,87 85,06 19,23 96,06 77,58 15,47

п1 - - 0,1

П& 4,59 12,5 14,98

Таблица 5

Результаты расчета показателей структуры доходов бюджета Республики Татарстан за 2006—2008гг., %

Таблица 6

Комплексная оценка финансовой самостоятельности Республики Татарстан в 2006—2008 гг.

Показатель 2006 2007 2008

Значение, % Балл Значение, % Балл Значение, % Балл

щ 103,56 1 97,96 0,9 96,17 0,9

п2 - 1 2,13 0,9 3,94 0,9

щ - 1 2,5 0,9 5,08 0,9

П4 18,91 0,2 18,86 0,2 15,6 0,2

П5 18,28 0,2 18,48 0,2 15,01 0,2

П6 20,13 0,4 19,23 0,2 15,47 0,2

п1 - 1 - 1 0,1 0,9

п& 4,59 1 12,5 0,8 14,98 0,8

п9 4,75 1 12,25 0,8 17,13 0,8

Всего... - 6,8 - 5,9 - 5,8

Собственные доходы (табл. 5) составляют менее 20 % доходов бюджета республики. При этом наблюдается снижение значения данного показателя с 18,91 до 15,6%.

Незначительно меняется картина при анализе доли собственных доходов в сумме бюджетных поступлений, которые помимо доходов бюджета включают в себя также средства, привлеченные из источников финансирования дефицита бюджета. С 2006 по 2008 г. значение этого показателя снизилось с 19,58 до 15,01%.

В течение анализируемого периода за счет собственной доходной базы республика могла профинансировать менее 20 % собственных расходов бюджета П6, причем наблюдается устойчивая тенденция его снижения.

Постоянно растет размер финансовой помощи П%, предоставляемой республике, на что указывает увеличение суммы субсидий.

Таким образом, анализ показателей структуры доходов бюджета подтверждает ранее полученные результаты о некотором ухудшении финансового положения республики и повышении степени ее зависимости от федерального бюджета. Зависимость публично-правового образования от внешних источников финансирования в целом можно определить на основе коэффициента внешнего фи-

Список литературы

нансирования. В 2006 г. он равен 4,75 %, в 2007г. — 12,25 % и в 2008 г. — 17,13 %, следовательно, в течение анализируемого периода доля суммы средств, формируемых за счет федерального бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, возросла почти в 4 раза. Это является признаком возрастания зависимости республики от внешних источников финансирования.

Анализ результатов приведенных показателей в отдельности свидетельствует о нестабильности финансового состояния республики. На основе проведенных расчетов комплексно оценим финансовую самостоятельность республики (табл. 6).

В соответствии с полученными критериями оценки Республику Татарстан можно признать относительно финансово самостоятельной. Однако в течение анализируемого периода прослеживается снижение степени финансовой самостоятельности. В связи с этим в целях недопущения усугубления финансовых проблем органам власти необходимо предпринимать решительные действия по улучшению финансового состояния региона, сосредоточив основные усилия на укреплении собственной доходной базы, что позволит не только повысить степень финансовой самостоятельности, но и обеспечить дальнейшее развитие Республики Татарстан.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.06.1998 № 145-ФЗ.

2. Подобряев С. Б. Управление рисками потери финансовой устойчивости региональных бюджетных систем на современном этапе бюджетной реформы // Финансы и кредит, 2008. № 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.