Научная статья на тему 'Анализ финансирования основных федеральных целевых программ развития регионов за 2011-2013 гг'

Анализ финансирования основных федеральных целевых программ развития регионов за 2011-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / АНАЛИЗ / ТЕМП РОСТА / ТЕНДЕНЦИЯ / REGION / DEVELOPMENT / BUDGET / FINANCE / FEDERAL TARGET PROGRAMS / ANALYSIS / THE RATE GROWTH / THE TREND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угурчиев Омар Баширович, Угурчиева Рукият Омаровна, Угурчиев Джамалайл Омарович

Статья посвящена анализу финансирования федеральных целевых программ регионального развития. Для этого использованы данные, представленные Департаментом государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства экономического развития РФ за 2011-2013 гг., объединенными авторами в таблице по следующим количественным и качественным показателям: наименованиям ФЦП, источникам их финансирования, а также плановым и фактическим объемам финансирования за 2011-2013 гг. Из проделанного анализа сделаны следующие выводы. Финансирование ФЦП в Российской Федерации в период с 2011 г. по 2013 г. в целом по всем рассматриваемым программам происходит равномерно, увеличиваясь из года в год. Объемы финансирования по целевым программам значительно различаются в зависимости от приоритетности целевых программ. Свою основную задачу в посткризисный период федеральные целевые программы выполняют, так как бюджетные инвестиции оживляют отрасли экономики и социальной сферы регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This scientific article analyzes the financing of federal targeted programs for regional development. The authors use the data of State Programs Department and investments of Economic Development Ministry for the period of 2011-2013. They unite the data in the table on following quantitative and qualitative indicators: federal program name, financing sources, as well as planned and actual amounts of funding during 2011-2013. The paper draws some conclusions. Generally speaking federal program funding in the Russian Federation in the period from 2011 to 2013 is uniform, increasing from year to year. Funding levels for the target programs vary considerably depending on the programs priority. Federal-target programs fulfill its main task in the post-crises period as budget investments enliven industry economic and social areas.

Текст научной работы на тему «Анализ финансирования основных федеральных целевых программ развития регионов за 2011-2013 гг»

УДК 332.1 (470+571) ББК 65.049 (2Рос) У 27

О.Б. Угурчиев

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Ингушского государственного университета, г. Назрань. Тел.: (928)090-05-59, e-mail: omar2007@mail.ru P.O. Угурчиева

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Ингушского государственного университета, г. Назрань. Тел.: (928)090-05-59, e-mail: omar2007@mail.ru Д.О. Угурчиев

Соискатель кафедры государственного и муниципального управления Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань. Тел.: (928) 090-05-59, e-mail: omar2007@mail.ru

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЗА 2011—2013 гг.

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена анализу финансирования федеральных целевых программ регионального развития. Для этого использованы данные, представленные Департаментом государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства экономического развития РФ за 2011—2013 гг., объединенными авторами в таблице по следующим количественным и качественным показателям: наименованиям ФЦП, источникам их финансирования, а также плановым и фактическим объемам финансирования за 2011—2013 гг. Из проделанного анализа сделаны следующие выводы. Финансирование ФЦП в Российской Федерации в период с 2011 г. по 2013 г. в целом по всем рассматриваемым программам происходит равномерно, увеличиваясь из года в год. Объемы финансирования по целевым программам значительно различаются в зависимости от приоритетности целевых программ. Свою основную задачу в посткризисный период федеральные целевые программы выполняют, так как бюджетные инвестиции оживляют отрасли экономики и социальной сферы регионов.

Ключевые слова: регион, развитие, бюджет, финансирование, федеральные целевые программы, анализ, темп роста, тенденция.

O.B. Ugurchiev

Doctor of Economics, Professor, Head of Management Department, Ingush state University, Nazran. Ph.: (928)090-05-59, e-mail: omar2007@mail.ru R.O. Ugurchieva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management Department, Ingush state University, Nazran. Ph.: (928)090-05-59, e-mail: omar2007@mail.ru D.O. Ugurchiev

Applicant of State and Municipal Management Department, Kazan Federal University, Kazan. Ph.: (928)090-05-59, e-mail: omar2007@mail.ru

BASIC FEDERAL TARGETED PROGRAMS FINANCING ANALYSIS OF REGIONAL DEVELOPMENT DURING 2011—2013 PERIOD

Abstract. This scientific article analyzes the financing of federal targeted programs for regional development. The authors use the data of State Programs Department

and investments of Economic Development Ministry for the period of 2011—2013. They unite the data in the table on following quantitative and qualitative indicators: federal program name, financing sources, as well as planned and actual amounts of funding during 2011—2013. The paper draws some conclusions. Generally speaking federal program funding in the Russian Federation in the period from 2011 to 2013 is uniform, increasing from year to year. Funding levels for the target programs vary considerably depending on the programs priority. Federal-target programs fulfill its main task in the post-crises period as budget investments enliven industry economic and social areas.

Keywords: region, development, budget, finance, federal target programs, analysis, the rate growth, the trend.

Как известно, под финансированием федеральных целевых программ понимается финансирование увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплексов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Проведем анализ финансирования основных федеральных целевых программ развития регионов в посткризисном периоде. Для этого воспользуемся данными, представленными Департаментом государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства экономического развития РФ за 2011—2013 гг. [1]. Полученные данные авторами объединены в табл. 1 по следующим количественным и качественным показателям: наименование ФЦП, источники их финансирования, а также плановые и фактические объемы финансирования за 2011—2013 гг.

Проведем анализ изменения фактических объемов финансирования за 2011—2013 гг. в абсолютном и относительном выражении по годам рассматриваемого периода.

Как показывают расчеты, наибольший фактический темп роста по всем источникам финансирования в 2011— 2012 гг. достигнут по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» — 328,8%. Это связано с увеличением финансирования из федерального бюджета в 3,3 раза и из регионального бюджета — в 3,1 раза по сравнению с 2011 г.

Наименьший фактический темп роста по всем источникам финансирования достигнут по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» —64,1%. Это связано с некоторым снижением финансирования в 2012 г. по сравнению с рекордным по объему финансирования из федерального, из регионального и внебюджетного источников 2011 г.

В абсолютном выражении наибольший объем фактического финансирования приходится на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Он составил в 2012 г. 197453,3 млн р. по всем источникам финансирования. Затем следует ФЦП «Развитие Калининградской области» Фактические расходы на мероприятия Программы в 2012 г. здесь составили 31 525,11 млн р., в том числе за счет средств федерального бюджета было затрачено 6 276,44 млн р., за счет средств бюджета Калининградской области — 724,54 млн р., за счет внебюджетных средств — 24524,13 млн р. Таким образом, фактически по Программе освоено шестьдесят девять процентов средств, выделенных на финансирование программных мероприятий, что составляет 27945,63 млн р. Обязательства государственных заказчиков по финансированию мероприятий Программы в 2012 г. выполнены на 99%.

Наименьший объем фактического финансирования в 2012 г. приходится на ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» — 4869,12 млн р.

В целом за 2011—2012 гг. сохраняется тенденция увеличения финансирования из федерального бюджета

Таблица 1

Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Развитие регионов» (20011—2013гг.)*

Наименование ФЦП Источники финансирования Объе 2011 г. и финансирования (в ш 2012 г. ш р.) 2013 г.

план факт план факт план факт

Развитие Калининградской области до 2014 года Федеральный бюджет 6010,69 5972,24 6319,26 6276,44 6316,82 6316,15

Бюджет субъекта и местный бюджет 2539,47 1020,70 1244,96 724,54 1456,15 765,39

Внебюджетные источники 32117,62 17962,70 33048,03 24524,13 36743,33 16783,21

Всего 40667,78 24955,64 40612,25 31525,11 44516,30 23864,75

Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 2015 годы Федеральный бюджет 2391,95 2220,72 4000,60 2090,81 3344,35 2748,21

Бюджеты субъектов и местный бюджет 415,90 433,57 937,95 966,50 889,41 919,26

Внебюджетные источники 164,00 0 326,00 371,20 680,60 49,78

Всего 2971,85 2654,29 5264,55 3428,51 4914,36 3717,25

Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года Федеральный бюджет 85266,55 81928,46 85819,34 73212,01 54476,19 52871,58

Бюджеты субъектов и местный бюджет 18249,88 17894,24 6730,50 15477,13 8270,84 7237,18

Внебюджетные источники 207032,22 208692,09 43488,78 108764,19 15074,96 15403,98

Всего 310548,7 308514,8 136038,6 197453,3 77821,99 75512,74

Юг России (2008—2013 годы) Федеральный бюджет 10388,77 10363,16 13114,60 13114,60 6602,10 6500,11

Бюджеты субъектов и местный бюджет 1524,90 829,71 2572,80 2357,58 1528,47 1507,24

Внебюджетные источники 19904,30 612,82 18306,90 5829,36 16579,20 85,63

Всего 31817,97 11805,69 33994,30 21301,54 24709,77 8092,98

Социально-экономическое развитие Чеченской республики на 2008-2012 года Федеральный бюджет 18362,62 18336,74 12240,00 12240,00 — —

Бюджет субъекта и местный бюджет 740,90 740,9 644,21 727,3 — —

Внебюджетные источники 1166,00 1166,0 1197,99 1197,99 — —

Всего 20269,52 20243,64 14082,20 14165,29 — —

Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы Федеральный бюджет 1362,00 1362,00 4500,00 4500,00 3980,10 3941,50

Бюджет субъекта и местный бюджет 148,00 119,86 597,90 369,12 528,90 408,11

Внебюджетные источники — — — — — —

Всего 1510,00 1481,86 5097,90 4869,12 4509,00 4349,61

*Источник: Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития РФ

по большинству программ. Некоторое снижение финансирования из федерального, регионального и бюджетов и внебюджетных источников наблюдается по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Кроме того, снижается финансирование из федерального и регионального бюджетов по Чеченской Республике, в которой Программа завершена в 2012 г.

По ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики» в 2012 году на реализацию программных мероприятий было предусмотрено финансирование в размере 14 082,20 млн р., из них за счет средств федерального бюджета — 12 240 млн. рублей, бюджета Чеченской Республики — 644,21 млн р., внебюджетных средств — 1 197,99 млн р. Фактические расходы на реализацию Программы из всех источников составили 14 165,29 млн р. (100,6% от общего предусмотренного объема). Дополнительно привлечены средства бюджета Чеченской Республики в объеме 83,1 млн р. на развитие дорожного хозяйства. Таким образом, Правительством Чеченской Республики полностью исполнены обязательства по привлечению средств бюджета Чеченской Республики и внебюджетных источников в полном объеме, предусмотренном в 2012 г.

По ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область)» фактически за счет всех источников в 2012 г. было освоено пятьдесят восемь процентов от предусмотренного в плане объема финансирования программных мероприятий, что в абсолютных величинах составило 3 067,9 млн р.

В соответствии с Паспортом ФЦП «Юг России (2008—2013 годы)» были запланированы в 2012 году расходы программные мероприятия, которые в целом составили 25 414,1 млн р., в том числе из федерального бюджета — 5 945,74 млн р., из бюджетов субъектов Российской Федерации — 1 161,5 млн р., из внебюджетных средств — 18 306,9 млн. рублей. В результате перерасчетов размеров

бюджетных затрат на запланированные мероприятия в 2012 г. общие расходы на их выполнение достигли 33 994,3 млн р., из них средства федерального бюджета — 13 114,6 млн р., средства бюджетов субъектов Российской Федерации 2 572,8 млн р., средства внебюджетных источников — 18 306,9 млн р. (из них объем внебюджетных средств по мероприятиям, софинансируемым из федерального бюджета, составил 642,82 млн р.). Фактически затраты на выполнение программных мероприятий из всех источников достигли 62,6% от уточненного объема финансовых средств на реализацию ФЦП, что составляет в абсолютном выражении 21 301,5 млн р. Следует сказать, что свои обязательства по финансовому обеспечению программных мероприятий государственные заказчики мероприятий Программы — следующие министерства Российской Федерации: регионального развития, энергетики, здравоохранения, труда и социального развития, образования и науки, а также следующие ведомства: Ростуризм, Росавтодор — в 2012 г. выполнили полностью — в объеме 13114,6 млн р., что равно ста процентам запланированного объема финансовых ресурсов.

В Республике Ингушетия на 2012 г. было запланировано для выполнения намеченных мероприятий финансирование в размере 5 097,9 млн р., из них за счет средств федерального бюджета — 4 500 млн р., за счет средств республиканского бюджета — 597,9 млн р. Размер средств республиканского бюджета, привлеченных республиканскими органами власти, составил в 2012 г. 369,12 млн р., т.е. 65,1% от запланированного объема.

Так как республиканские органы власти не смогли выполнить принятые обязательства по привлечению финансовых средств в размере 9,8 млн р. за счет средств консолидированного бюджета республики для закупки оборудования, а также в связи с достаточностью финансовых средств для ввода объектов в эксплуатацию, размер контрактов, которые были заключены государственными заказчиками

Программы, был уменьшен в 2012 г. на 30,6 млн р., по сравнению с запланированным по ФЦП на этот год. В результате фактически выделенные финансовые средства из федерального, республиканского бюджетов и других источников составили 95,6% от плана или 4869,12 млн р. Выполнение обязательств государственных заказчиков по финансированию мероприятий Программы в 2012 г. и 2013 г. произведено в полном объеме. Размер средств республиканского бюджета, привлеченных республиканскими органами власти, составил в 2013 г. 408,11 млн р., т.е. 77,2% от запланированного объема.

Как показывают расчеты, наибольший фактический темп роста по всем источникам финансирования в 2012— 2013 гг. достигнут по ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область)» — 108,5%. Это связано с увеличением финансированием из федерального бюджета в 1,3 раза по сравнению с 2011 г. Оно перекрывает некоторое снижение объемов финансирования из регионального и внебюджетного источников.

Наименьший темп роста достигнут по ФЦП «Юг России» — 38,1%. Это связано со значительным снижением по сравнению с 2012 годом объемов финансирования из федерального, регионального и внебюджетного источников.

В абсолютном выражении наибольший объем фактического финансирования приходится на ФЦП «Экономическое и социальное развитие ДальнегоВостокаиБайкальскогорегиона». Он составил в 2012 г. 75512,74 млн р. по всем источникам финансирования. Затем следует ФЦП «Развитие Калининградской области» — 23864,75 млн р. Наименьший объем фактического финансирования приходится на ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область)». Он составил в 2013 г. 3717,25 млн. р.

В Республике Ингушетия выполнение обязательств государственных заказчиков по финансированию мероприятий Программы в 2012 г. и 2013 г. произведено в полном объеме.

На реализацию программы в 2013 г. профинансировано 3941,5 млн р. из федерального бюджета и 408,11 млн р. из республиканского бюджета.

В целом за 2012—2013 гг. по всем программам происходит снижение объемов финансирования по всем источникам по сравнению с 2012 г.

Если сравнивать данные 2013 года с данными кризисного 2008 г., то наибольший фактический темп роста по всем источникам финансирования за 2008—2013 гг. наблюдается по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» — 1149,5% и по ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область)» — 139,6%. Наименьший — по ФЦП «Развитие Калининградской области» — 58,2% и по ФЦП «Юг России» —56,5%.

Из проделанного анализа можно сделать следующие выводы. Финансирование ФЦП в Российской Федерации в период с 2011 г. по 2013 г. в целом по всем рассматриваемым программам происходит равномерно, увеличиваясь из года в год по сравнению с кризисным 2008 г.

Объемы финансирования по целевым программам значительно различаются в зависимости от приоритетности целевых программ. Так например, по наиболее приоритетной ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» объемы финансирования на два порядка выше наименее приоритетной ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия». Следующей по приоритетности следует ФЦП «Развитие Калининградской области», объемы финансирования по которой выше на порядок наименее приоритетной ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия».

Из федерального источника финансовые средства поступают стабильно, в соответствии с плановыми показателями.

Финансирование из регионального бюджета также происходит стабильно, однако фактические объемы зачастую ниже плановых.

Из внебюджетного источника финансовые средства поступают нестабильно, не (но?) соответствуют плановым показателям. Часто финансирование из этого источника или значительно ниже запланированного, или отсутствует совсем. Например, по ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область)» финансирование в 2011 г. отсутствовало, а в 2013 г. составило 49,78 млн р. — 7,20% от запланированного. По ФЦП «Юг России» объемы финансирования в 2013 г. составили 85,63 млн р. — 0,51% от запланированного. По ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики» объемы финансирования в 2010—2012 гг. составили 100% от запланированного. По ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» финансирование из внебюджетного источника вообще не предусмотрено Программой.

В целом фактическое финансирование рассмотренных выше федеральных целевых программ развития регионов из всех источников за период с 2011 г. по 2013 г. увеличилось примерно на 17%.

Общий объем финансирования по всем источникам в расчете на одну региональную программу возрос с уровня 18463 млн р. в 2011 г. до уровня 19256 млн р. в 2013 г.

Таким образом, можно сказать, что свою основную задачу в посткризисный период федеральные целевые программы выполняют, так как бюджетные инвестиции оживляют отрасли экономики и социальной сферы регионов.

Однако эффективность выполнения ФЦП снижается по следующим причинам:

— регулярное недофинансирование ФЦП из региональных и внебюджетных источников, обусловленное несоответствием масштабов постановки программных целей региональных программ с финансовыми возможностями регионов;

— ФЦП развития регионов недостаточно направлены на развитие реального сектора экономики, особенно, ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» и ФЦП «Юг России». В этих программах выделенные финансовые средства в основном направляются на развитие социальной сферы. Однако средств на развитие реального сектора экономики, только с помощью которого можно снизить высокую дотационность республик Северного Кавказа, направляется явно недостаточно;

— существует также проблема недоиспользования бюджетных ассигнований, что негативно влияет на реализацию программных мероприятий.

В заключение необходимо сказать, что недостаточное финансирование региональных программ из средств бюджета субъекта федерации лишь частично может быть перекрыто средствами из внебюджетных источников, в том числе финансовыми ресурсами участников программы, зарубежных инвесторов. При этом достаточно очевидно, что при разработке, рассмотрении, экспертизе, утверждении региональных программ главное внимание следует обращать на соответствие целей и задач программы, сроков ее реализации реально располагаемым и потенциально прогнозируемым финансовым ресурсам.

Примечания:

1. Сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://fcp. economy, gov. ru.

References:

l.The website of the Department of state programs and capital investments of the Ministry of economic development of the Russian Federation [Electronic resource] // URL: http://fcp. economy, gov. EN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.