Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / GOVERNMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коннова А.Н., Маркова Н.А.

В статье описывается программа финансирования образования в России на 2013-2020 годы, и рассматривается государственная политика финансирования за последнее десятилетие. Рассказывается об основных направлениях усовершенствования образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FINANCING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article describes a program of education funding in Rossii 2013-2020. There is tell about the main directions of improvement of education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

[10] Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

THE LEGISLATIVE BASIS FOR THE ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN ORGANIZATIONS OF INLAND WATER TRANSPORT

O.A. Zamotaeva

Key words: regulation, internal control, internal control system, the elements of internal control

In the article a systematic legislative and normative acts regulating the organization of the internal control system in the inland waterway. Defined internal regulations, establishing rules for the organization of the internal control system.

УДК 336

А.Н. Коннова, студентка, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Н.А. Маркова, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ключевые слова: образовательные учреждения, финансирование, государственные программы

В статье описывается программа финансирования образования в России на 20132020 годы, и рассматривается государственная политика финансирования за последнее десятилетие. Рассказывается об основных направлениях усовершенствования образования.

В современной экономике образование играет одну из важнейших ролей по стабилизации институциональной системы, организует воспроизводство человеческого капитала, является одним из регуляторов рынка труда. В странах с развитой рыночной экономикой роль государства в сфере образовательных услуг весьма высоко.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Система образования Российской Федерации является преимущественно государственной. Это означает, что основными ее элементами являются государственные или муниципальные образовательные учреждения. Их деятельность финансируется из соответствующих государственных (федерального и региональных) муниципальных бюджетов.

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества. Введение ЕГЭ - цен-

трализованно проводимого в Российской Федерации экзамена в средних учебных заведениях - школах, лицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Начата реализация нацпроекта «Образование»: материальная поддержка 10 тыс. лучших учителей России в год, поддержка на конкурсной основе инновационных школ и инновационных вузов. Формирование квалификационных характеристик специалистов с высшим профессиональным образованием различных ступеней (бакалавр, дипломированный специалист, магистр). Совершенствование процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Однако эти новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. В связи с этим разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р)

Рассмотрим Цели Программы: Обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Выявлены Задачи Программы: - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно -экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

- модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Срок реализации Программы - 2013-2020 годы:

первый этап - 2013-2015 годы;

второй этап - 2016-2018 годы;

третий этап - 2019-2020 годы.

На 1 этапе основные мероприятия Программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Будет завершено формирование и внедрение финансово -экономических механизмов обеспечения обязательств государства в сфере образования. Будет обеспечен вывод инфраструктуры школьного образования на базовый уровень условий образовательного процесса, отвечающих современным требованиям. Будут реализованы адресные меры ликвидации зон низкого качества образования. Будет осуществлен переход на эффективный контракт с педагогами общего и дошкольного образования. Наряду с этим на 1 этапе Программы будет осуществлена поддержка инновационных сетей, включающих исследователей и коллективы инновационных школ, в разработке новых образовательных программ и технологий общего образования как в областях отставания, так и в областях потенциального международного лидерства. Особое внимание будет уделено вопросам повышения качества управления образовательными организациями. Именно уровень управления организацией становится самым критичным для успехов, планируемых на первом и последующих этапах преобразований. На этом этапе также сформируется группа регионов -лидеров, которые получат поддержку в комплексной модернизации систем образования.

Второй этап Программы будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования, усиления вклада образования в социально-экономическое развитие страны, а также на распространение лучших практик из регионов-лидеров на все регионы страны. Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. Будут сформированы механизмы опережающего обновления содержания образования, создана высокотехнологичная образовательная среда. Будут сформированы основные компоненты целостной национальной системы оценки качества образования, которая станет основой саморегуляции системы образования и деятельности отдельных институтов. Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая введение публичных рейтингов их деятельности. Во всех регионах будут сформированы современные сети организаций общего, дополнительного и профессионального образования.

На третьем этапе реализации Программы акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ. В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

По ключевым показателям качества образовательных результатов российское образование достигнет уровня ведущих развитых стран, а по отдельным направлениям займет лидирующие позиции (данные диаграммы рис. 1).

700000 600000 500000

™ 400000 ю о.

* 300000 200000 100000 о

Годы

Рис. 1. Объемы бюджетных ассигнований программы по годам реализации

Ожидаемые результаты реализации Программы: улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований каче-

ства общего образования; повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг; повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий); повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров и многое другое.

Основными источниками финансирования российского образования являются федеральный, региональный, местный бюджеты. Рассмотрим государственные расходы на образование

Рис. 2. Государственные расходы на образование

Согласно графику ярко проявляется тенденция к резкому увеличению расходов всех уровней бюджета на образование, причем особенно сильно тренд выражен для бюджетов субъектов РФ. Так с 2005 г. заметно повышение как в абсолютных значениях расходов на образование, так и в относительных - по отношению ко всем расходам бюджета субъекта.

Рассмотрим государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося по уровням образования.

Итак, в общем по всем образовательным учреждениям можно увидеть тенденцию увеличения государственных расходов на образование в расчете на одного обучающегося. Самый низкий показатель в 2000 году составил 5,3 тыс. руб. для общего образования. Самый высокий показатель этого года 12,1 тыс. руб. это высшее и послевузо-вое профессиональное образование. К 2011 году максимальный показатель составил 49,8 тыс. руб. на высшее и послевузовое профессиональное образование, самый низкий показатель в дошкольном образовании он составил 15,7 тыс. руб.

Такова общая характеристика состояния бюджетного финансирования образования.

В.В. Ковалев (Финансовый анализ. - М, Финансы и статистика, 2006. С. 243.) определяет, что финансирование - это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.

Финансирование предполагает:

- целевое использование средств расходование средств на установленные заранее определенные цели;

- безвозвратность предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются.

Тьк. рублей

аШ

Рис. 3. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося по уровням образования

Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Идет активная работа по совершенствованию организационно-экономических механизмов функционирования системы образования. Вместе с тем на всех уровнях управления требуется серьезный анализ результатов нововведений, их экономической эффективности и социальных последствий, и на этой основе - поиск новых решений в создании финансово-хозяйственных механизмов деятельности образовательных учреждений, позволяющих последовательно наращивать материальное обеспечение учреждений, повышать качество их работы.

Список литературы:

[1] «Собрание законодательства РФ», 27.05.2013, №21, ст. 2671 Режим доступа: http://www.pra-уо. gov.ru/

[2] Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. «Российское в контексте международных показателей» [Электронный курс] Режим доступа: http://referati.me/cistemyi-obrazovaniya-knigi/ gosudarstvennyie-rashodyi-obrazovanie.html

[3] Ковалев В.В. «Финансовый анализ. - М, Финансы и статистика, 2006.» [Электронный курс] // - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1030599/

ANALYSIS OF THE FINANCING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A.N. Konnova, N.A. Markova

Key words: educational institutions, financing, government programs

This article describes a program of education funding in Rossii 2013-2020. There is tell about the main directions of improvement of education.

УДК 357:658.012.7

В.В. Крайнова, к. э. н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» Р.С. Крайнов, студент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЙ -ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ВНУТРЕННЕГО БУХГАЛТЕРСКОГО КОНТРОЛЯ В СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ

Ключевые слова: водный транспорт, система внутреннего контроля, бухгалтерский контроль, средства контроля, ответственность и полномочия.

В статье рассматриваются средства внутреннего бухгалтерского контроля, важнейшим из которых является распределение ответственности и полномочий между работниками управления бухгалтерского учета. Рассмотрена примерная организационная схема бухгалтерской службы судоходной компании, в соответствии с которой определены права, обязанности и ответственность в разрезе учетных должностей. Предложено распределение ответственности и полномочий между работниками управления бухгалтерского учета, которое будет способствовать эффективной реализации контрольной функции бухгалтерского учета.

Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получить информацию относительно выполнения следующих задач:

- эффективность и рациональность деятельности;

- достоверность финансовой отчетности;

- соблюдение законов и нормативных актов [5].

Внутренний бухгалтерский контроль - контроль, осуществляемый бухгалтерскими службами в процессе обработки и принятия к учёту хозяйственной информации [1].

Средства внутреннего бухгалтерского контроля в судоходных компаниях (СК) включают в себя:

- проверку первичных учётных документов при принятии к учёту;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.