экономические науки
Сарычева Маргарита Алексеевна, Титова Наталья Юрьевна, Полещук Татьяна Александровна АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ...
УДК 336.13
АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© 2018
Сарычева Маргарита Алексеевна, студент кафедры «Экономика» Титова Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» Полещук Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Авторы раскрывают актуальную на данный момент тему анализа финансирования деятельности бюджетных учреждений. Изучение данного вопроса имеет большое значение с точки зрения грамотного и целенаправленного расходования бюджетных средств. В условиях рыночной экономики все больше уделяется внимания коммерческим организациям, приносящим прибыль, но не стоит относить государственные (в том числе бюджетные) организации на второй план. Данные организации созданы удовлетворять интересы граждан в непроизводственной сфере. Деятельность данных организаций осуществляется, как правило, за счет средств бюджета (федерального, краевого, местного и т. д.). Бюджетные средства - это большой денежный ресурс, который необходимо направлять строго на цели, утвержденные государством. Анализ финансирования бюджетных организаций позволяет определить имеющиеся проблемы при финансировании, как отдельного бюджетного учреждения, так и отрасли в целом. При определении проблем, выявленных в ходе анализа можно строить стратегию их нивелирования и развития отрасли в нужном направлении. В данной работе также рассмотрены теоретические аспекты анализа финансирования деятельности бюджетных учреждений: объекты анализа, основные экономические показатели при осуществлении анализа в определенной непроизводственной отрасли. Также в данной работе подробно раскрыт вопрос объектов анализа финансирования бюджетных учреждений. Так как бухгалтерский учет является источником информации для осуществления анализа финансирования, то в работе структурированы формы бюджетной бухгалтерской отчетности, которая служит основой для анализа финансирования бюджетных учреждений.
Ключевые слова: финансирование, бюджет, учет, планирование, государственные учреждения, государственные организации, казенные, бюджетные, автономные, анализ, объект анализа, экономические показатели, экономика, национальная экономика, экономическая наука, финансы, бюджетное планирование.
ANALYSIS OF FINANCING THE ACTIVITIES OF BUDGETARY INSTITUTIONS
© 2018
Sarycheva Margarita Alekseevna, a student of the department «Economics» Titova Natalia Yurevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department «Economics» Poleshchuk Tatyana Aleksandrovna, candidate of economical sciences, associate professor of the chair « Economics» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The authors disclose the actual topic at the moment of analyzing the financing of the activities of budget institutions. The study of this issue is of great importance from the point of view of the competent and purposeful expenditure of budgetary funds. In the conditions of a market economy, commercial organizations that generate profits are increasingly being paid attention, but it is not necessary to classify state (including budget) organizations in the background. These organizations are created to satisfy the interests of citizens in the non-productive sphere. The activities of these organizations are carried out, as a rule, at the expense of the budget (federal, regional, local, etc.). Budgetary funds are a large monetary resource that must be channeled strictly to goals approved by the state. An analysis of the financing of budgetary organizations makes it possible to identify existing problems in financing, both as a separate budget institution and the industry as a whole. In determining the problems identified in the analysis, you can build a strategy for their leveling and development of the industry in the right direction. This paper also discusses theoretical aspects of analyzing the financing of the activities of budgetary institutions: the objects of analysis, the main economic indicators when performing analysis in a certain non-production sector. Also in this paper, the issue of objects for analyzing the financing of budget institutions is described in detail. Since accounting is a source of information for the analysis of financing, the forms of budgetary accounting are structured in the work, which serves as a basis for analyzing the financing of budgetary institutions.
Keywords: financing, budget, accounting, planning, public institutions, state organizations, state, budget, autonomous, analysis, object of analysis, economic indicators, economy, national economy, economic science, finance, budget planning.
Эффективность функционирования национальной экономики напрямую зависит от грамотного государственного регулирования и соблюдения целенаправленного использования бюджета. Формирование устойчивого бюджета Российской Федерации является одной из приоритетных задач управления государственными финансами на среднесрочную перспективу. Такой вывод следует из анализа основных направлений бюджетной политики на 2017-2019 гг. [1].
Современные авторы все чаще касаются исследования устойчивости бюджетов всех уровней и их взаимосвязи с реальным сектором экономики. Влияние налоговой политики на сбалансированность бюджетов всех уровней рассматривали авторы О.Ю. Ворожбит, Н.В. Зубова и К.В. Смицких [2-4]. Налоговую политику с точки зрения обязательного условия экономического развития территорий рассматривает А.В. Корень в своих
научных работах [5; 6].
Средства бюджета направляются на содержание непроизводственной сферы государства. Следовательно, комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из средств бюджета, имеет высокую важность, что подтверждает актуальность данного исследования.
Комплексный анализ деятельности позволяет оценить состояние субъекта хозяйствования и провести анализ деятельности для совершения управленческого решения. Для раскрытия темы анализа финансирования бюджетных организаций перейдем к понятию государственных учреждений и их видов.
Государственное учреждение - это государственная организация, созданная для управления какой-либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан [7]
Sarycheva Margarita Alekseevna, Titova Natalia Yurevna, Poleshchuk Tatyana Aleksandrovna ANALYSIS OF FINANCING THE ACTIVITIES OF BUDGETARY ...
economic sceinces
.Согласно Гражданскому Кодексу РФ, государственные учреждения могут быть казенными, бюджетными или автономными [8].
Бюджетные организации - важные субъекты производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства [9]. Важно понимать, что цель бюджетных организаций - обеспечить удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей. Бюджетные организации создаются для развития и поддержания таких сфер как образование, культура, здравоохранение, социальная сфера и государственное управление. Это именно те сферы, без которых невозможно представить нормальное функционирование государства.
Неотъемлемой частью процесса принятия решения в бюджетной организации является анализ. Анализ активно взаимосвязан с такими функциями управления как планирование, учет и регулирование.
Функция планирования необходима для установления определенных «планок» в технической, экономической и финансовой области, а также создания некой программы (алгоритма) действий для той или иной области взаимодействия в организации.
Учет, как в бюджетной, так и в коммерческой организации призван отражать действительную, точную и своевременную информацию о фактах хозяйственной деятельности организации. Учет очень важен для достоверного анализа и планирования в организации.
Анализ на основе плановой и фактической информации позволяет дать качественную и количественную оценку деятельности бюджетной организации. Используя различные методы и приемы анализа, возможно проработать варианты нивелирования имеющихся проблем организации и развития бюджетной организации.
Регулирование бюджетной организации основывается на вышеназванных функциях. Для создания системы регулирования в бюджетной организации необходим достоверный и своевременный учет деятельности организации, а также анализ, который сможет стать основой для верного управленческого решения. Раскрытые выше функции активно взаимосвязаны друг с другом и имеют большое значение в системе управления бюджетной организации.
Важно понимать, что лишь слаженная работа отделов, сосредоточенных на планировании, учете и анализе, может дать результат высокоэффективного расходования бюджетных средств.
Таблица 1 - Состав бюджетной отчетности в государственных учреждениях
Получатель отчетности Наименование форм бухгалтерской бюджетной отчетности
Для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета Баланс главного распорядителя и др. (ф. 0503130)
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184)
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя и др. (ф. 0503127)
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121)
Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)
Пояснительная записка (ф. 0503160)
Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя и др. (ф. 0503230)
Для финансового органа Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф 0503140)
Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120)
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)
Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124)
Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117)
Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
Пояснительная записка (ф. 0503160)
Для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидирован-ного бюджета Российской Федерации Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320)
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317)
Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 503323)
Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321)
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)
Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360)
Для органа казначейства Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150)
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)
Отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151)
Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152)
Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемых органами Федерального казначейства (ф. 0503153)
Пояснительная записка (ф. 0503160)
Для органа, осуществляющего кассовое обслуживание Отчет о поступлении и выбытии средств бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц (ф. 0503155)
Баланс по операциям со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц (ф.0503154)
Справка по заключению счетов казначейского учета отчетного финансового года органа, осуществляющего операции со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц (ф.0503111)[10]
Денежные средства, выделенные из бюджета, должны расходоваться целенаправленно и в полном финансируемом объеме. Для проверки данных требований и общего контроля важна процедура анализа финансирования бюджетных средств.
В некоторых субъектах Российской Федерации начинается внедрение системы показателей результативности. Бюджетные организации и субъекты Российской Федерации, получаемые средства из федерального бюджета, обязаны отчитываться по достижениям показателей результативности.
экономические науки
Сарычева Маргарита Алексеевна, Титова Наталья Юрьевна, Полещук Татьяна Александровна АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ...
Данная мера внедряется для осуществления анализа финансирования и более обширного контроля над выделенными бюджетными средствами.
Объектом анализа финансирования бюджетных организаций является бюджетная бухгалтерская отчетность. Состав бюджетной отчетности в государственных (казенных, бюджетных, автономных) учреждениях является, по сравнению с коммерческими организациями, более обширным.
Состав бюджетной отчетности варьируется в зависимости от того, для кого готовится бухгалтерская отчетность.
Рассмотрим основные формы бюджетной бухгалтерской отчетности, которая подлежит анализу деятельности бюджетной организации.
Бухгалтерская отчетность в государственных учреждениях (бюджетных, казенных, автономных) имеет четко установленные формы, прописанные в Приказе Минфина Российской Федерации от 28.12.2010 №191-н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Также на бюджетную отчетность распространяется действие федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Вышеназванные формы бюджетной бухгалтерской отчетности представляют основу для анализа финансирования деятельности бюджетных организаций. Также они позволяют оценить, как качественно, так и количественно области хозяйствования деятельности организаций, финансируемых из средств бюджета.
Финансовый анализ бюджетных организаций имеет ряд особенностей, которые отличают его от анализа других видов организаций. Рассмотрим основные факторы, влияющие на финансовый анализ бюджетных организаций:
- разделение источников финансирования. Бюджетные организации, как правило, имеют как бюджетный источник финансирования, так не бюджетный. В связи с этим учет расходов должен происходить раздельно по источникам финансирования. Также при анализе используются различный набор показателей для осуществления точного анализа;
- неполный набор показателей, которые можно использовать при анализе финансового состояния бюджетного учреждения. Множество экономических показателей, например, таких как прибыль, рентабельность или финансовая устойчивость, неприменимы для бюджетных организаций;
- отсутствие статуса собственника в бюджетных организациях. Все имущество бюджетной организации, как правило, государственное. Следовательно, реализация имущества не может быть осуществлена, а использование при анализе показателей ликвидности не имеет логического смысла [11].
Финансовый анализ бюджетных учреждений имеет ряд преимуществ при внедрении:
- финансовый анализ позволяет вести непрерывный контроль над данными бюджетного бухгалтерского учета в организации;
- финансовый анализ позволяет выявлять ошибки и неточности в данных учетных регистров, а также в корреспонденции счетов;
- систематическое проведение анализа позволяет выявлять неиспользованные резервы, а также факторы, влияющие на их образование;
- анализ бюджетной бухгалтерской отчетности позволяет выстроить политику управления и сформировать предложения по эффективному использованию имеющихся ресурсов [12].
Как и любой анализ, финансовый анализ бюджетных организаций имеет ряд недостатков при внедрении в организации:
- для осуществления финансового анализа необхо-
дима определенная квалификация и подготовленность кадров, которые будут непосредственно осуществлять анализ;
- трудоемкость процесса финансового анализа в бюджетной организации;
- возможные ошибки при расчетах, которые могут привести к ложных управленческим решениям;
- отсутствие эффективной методики анализа для каждой сферы. Как правило, применяются универсальные методики, которые корректируются уже в процессе проведения анализа в конкретном бюджетном учреждении [13].
Рассмотрим на примере департамента образования и науки Приморского края анализ доходов и расходов на финансовый год.
Таблица 1 - Анализ доходов департамента образования и науки Приморского края за 2016-2017 гг.
Наименование 2016 год (вруб.) 2017 год (в руб.) Абсолютное отклонение (в руб.) отклонение (в %)
Налоговые ннена-логовые доходы 4 740 899,67 3 843 483,20 -897 416,47 - 18,93
Государственная 3 536 550,00 2 050 150,00 -1 486 400,00 - 42,03
Штр а фы, с анкции, возмещение ущерба 29 000,00 5 000,00 - 24 000,00 - 82,76
Прочие неналоговые доходы 4 500,00 1 500,00 -3 000 - 66,67
Безвозмездные поступления 265 819 515,89 230 102 770,27 -35 716 745,62 - 13,44
Безвозмездные по-
ступления от дру-
гих оюджетовоюд- 297 037 747,96 196 419 873,17 -100 617 874,79 - 33,87
Российской Феде-
рации
Пр очне 6 езвозмезд-ные поступления 595 000,00 599 000,00 + 4 000 + 0,67
Возврат остатков
суо сидни, суо вен-
оюджетных тр ане- 114 883 561,63 2 000 -114 881 561,63 - 99,99
фертов, имеющих целевое назначение.
Всего доходов 686 646 775,15 433 023 776.64 -253 622 998,51 - 36.94
Анализируя данные таблицы 1, необходимо отметить, что общие доходы департамента образования и науки Приморского края снизились за год на 36,94 %, что в абсолютном выражении составляет 253 622 тыс. руб. Основные причины снижения доходов департамента являются уменьшение безвозмездных поступлений почти на треть, а также уменьшением показателя «возврат остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных транс-фертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» до 2 тыс. рублей.
Таблица 2 - Анализ расходов департамента образования и науки Приморского края за 2016-2017 гг.
Наименование 2016 год (вруб.) 2017 год (вруб.) Абсолютное отклонение (в %)
М ежбюджетные трансферты 19 778 530,64 3 349 210,00 -16 429 320,64 - 83,07
Субсидии 19 778 530,64 3 349 210,00 -16 429 320,64 -83,07
Ра сходы на обеспечение д еятельно ста (оказаниеу слуг, кр а евых го судар ст-венных учреждении 1 150 253 770,00 1 223 275 262,00 + 73 021 492,00 + 6,35
Иные бюджетные 15 658 683,50 27 325 046,20 + 11 666 362,7 + 74,5
Исполнение судеб- 122 973,09 136 478,93 + 13 505,84 +10,98
Уплат а налога на имущество организаций и земельного 12 383 480,16 164,00 -12 383 316,16 -99,99
Всего расходов 1 217 975 968,03 1 257 438 371,13 + 39 462 403,1 + 3,24
Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод, что общие расходы департамента образования и науки Приморского края увеличились на 3,24 %, что в абсолютном выражении - 39 462 тыс. руб. Данное увеличение расходов департамента является несущественным, а отклонения по сравнению с предыдущим годом находятся в пределах нормы. Основной причиной роста расходов является увеличение количества краевых государственных учреждений в 2017 году и, следовательно, увеличение расходов на обеспечения их деятельности.
Анализ доходов и расходов бюджетного учреждения позволяет детально проследить увеличение или снижение показателей расходов или доходов для корректировки плана бюджета на следующий финансовый год.
Sarycheva Margarita Alekseevna, Titova Natalia Yurevna, Poleshchuk Tatyana Aleksandrovna
ANALYSIS OF FINANCING THE ACTIVITIES OF BUDGETARY ...
economic sceinces
Также данный анализ дает возможность понять, как управленческие решения в отчетном году повлияли на итоговый финансовый результат бюджетной организации [14].
Объектами анализа могут служить любые экономические показатели отрасли, которая анализируется. В зависимости от целей создания бюджетной организации и выполняемых функций возникает необходимость проведение анализа хозяйственной деятельности учреждений в разрезе областей непроизводственной сферы. К ним можно отнести: дошкольные учреждения, общеобразовательные и высшие учебные заведения, организации здравоохранения, культуры, научно-исследовательские институты и т. д. [15]. Хозяйственная деятельность каждого из вышеперечисленных организаций и выступает объектом анализа деятельности бюджетной организации [16].
Основными экономическими показателями деятельности детских дошкольных организаций является численность детей, количество групп, дней посещения дошкольного учреждения (дето-дни), наполняемость групп, а также укомплектованность мест [17].
Для общеобразовательных организаций присущи иные экономические показатели. К ним можно отнести численность учащихся, количество учебных классов, численность административного персонала, учителей, а также количество часов учебной нагрузки учителей.
Для иных бюджетных организаций будут присущи другие экономические показатели для осуществления анализа. Важно отметить, что перед проведением анализа финансирования необходимо тщательно изучить отрасль и специфику бюджетного учреждения. Точность и достоверность анализа будет зависеть и от правильно выбранных экономических показателей и от выбранной методики анализа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Проект основных направлений бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов: [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Госменеджмент»: официал. сайт. - Режим доступа:http://komitet-bn.km.duma.gov.ra/ffle.xp?id-Ь=3855203&&= %СЕ %ЕЕ %Е2 %РВ %Е5 %20 %ED %Е0 %EF %F0 %Е0 %Е2 %ЕВ %Е5 %ED %Е8 %FF %20 %Е1 %FE %Е4 %Е6 %Е5 %F2 %ED %ЕЕ %Е9 %20 %EF %ЕЕ %ЕВ %Е8 %Е8 %ЕА %Е8^-f&size=8902439.Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В.
2. Методы обеспечения сбалансированности местных бюджетов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11-4. - С. 630-633.
3. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. -2010. - № 5. - С. 9-16.
4. Смицких К.В., Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства как фактор экономического роста предпринимательской деятельности Приморского края // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7. - С. 626-631.
5. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 6-3. - С. 479-483.
6. Корень А.В., Проценко Ю.А. Роль налога на доходы физических лиц в обеспечении условий динамичного развития регионов Дальневосточного федерального округа// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-1. - С. 129-133.
7. Академик [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://constitutional_law.academic.ru /274/ГОСУДАРСТВЕННОЕ_УЧРЕЖДЕНИЕ, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
8. Гражданский Кодекс Российской Федерации
от 30.11.1994 №51-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
9. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие/ Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - М.: Новое знание, 2002. -409 с. - (Экономическое образование)
10. Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014. - № 6. - С.25-26
11. Сергушина Е.С. Направления совершенствования бухгалтерской отчетности и анализа ее показателей / Е.С. Сергушина, А.А. Малыйкина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 4. - С. 188-190.
12. Антипов А. Ю. Структура бюджета муниципального образования. М.: Лаборатория книги, 2012. 127 с.
13. Тяпкина М.Ф., Власова И.О. Потенциал предприятия: подходы к определению и оценке // Вестник ИрГСХА. 2015. № 66. С. 154-160.
14. Кацрова Ф.А. Анализ эффективности расходования бюджетных средств в общеобразовательных организациях Республики Северная Осетия. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Евразийский Союз Ученых»: официал. сайт. - Режим доступа: https:// eИbrary.m/item.asp?id=27642236
15. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д. А. Панков, Е. А. Головкова, Л. В. Пашковская и др. М.: Новое знание, 2003. 409 с.
16. Сидоренко О. В. Методические направления комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 18. С. 37-39.
17. Тараскина А. В., Чирикова И. В. Развитие методики анализа деятельности бюджетных учреждений как инструмент повышения эффективности управления государственными финансами // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 28. С. 23-33.
Статья поступила в редакцию 10.04.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018