Научная статья на тему 'Анализ феномена отцовства в аспекте его теоретической разработанности в рамках различных научных направлений'

Анализ феномена отцовства в аспекте его теоретической разработанности в рамках различных научных направлений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
867
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА / СИСТЕМА НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ОТЦОВСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЦОВСТВА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУКА О ФЕНОМЕНЕ ОТЦОВСТВА / PATERNITY PHENOMENON / SYSTEM OF SCIENTIFI C VIEWS ON PATERNITY / FOREIGN RESEARCHES OF PATERNITY / THE RUSSIAN SCIENCE ABOUT A PATERNITY PHENOMENON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Радченко С.И., Федорова М.А.

В данной статье представлен обобщенный анализ основных научных взглядов на феномен отцовства в системе различных научных направлений, позволяющий целостно и многоаспектно представить отцовство в его философском, социологическом, психологическом, культурологическом понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF PATERNITY IN THE ASPECT OF ITS THEORETICAL STUDY IN VARIOUS SCIENCES

The generalized analysis of the main scientifi c views is presented in this article on a paternity phenomenon in system of various scientifi c directions which shows a paternity versatility in its philosophical, sociological, psychological, cultural understanding.

Текст научной работы на тему «Анализ феномена отцовства в аспекте его теоретической разработанности в рамках различных научных направлений»

УДК 37.018.1+159.9+316

UDС 37.018.1+159.9+316

С.И. РАДЧЕНКО

старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики и психологии, Брянский государственный технический университет E-mail: SVETLANARAD@rambler.ru М.А. ФЕДОРОВА

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра общей педагогики, Орловский государственный университет

S.I. RADCHENKO

Senior Lecturer, Department of engineering pedagogy and psychology, Bryansk State Technical University E-mail: SVETLANARAD@rambler.ru M.A. FEDOROVA

Сandidate of Pedagogical Sciences, Professor, Department of General pedagogy, Orel State University

АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ОТЦОВСТВА В АСПЕКТЕ ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

THE ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF PATERNITY IN THE ASPECT OF ITS THEORETICAL STUDY IN VARIOUS SCIENCES

В данной статье представлен обобщенный анализ основных научных взглядов на феномен отцовства в системе различных научных направлений, позволяющий целостно и многоаспектно представить отцовство в его философском, социологическом, психологическом, культурологическом понимании.

Ключевые слова: феномен отцовства, система научных взглядов на отцовство, зарубежные исследования отцовства, отечественная наука о феномене отцовства.

The generalized analysis of the main scientific views is presented in this article on a paternity phenomenon in system of various scientific directions which shows a paternity versatility in its philosophical, sociological, psychological, cultural understanding.

Keywords: paternity phenomenon, system of scientific views on paternity, foreign researches ofpaternity, the Russian science about a paternity phenomenon.

Феномен отцовства все в большей степени становится предметом особого интереса в системе различных научных направлений - философии, социологии, психологии и т.д. И это не случайная научно-теоретическая тенденция, а закономерная необходимость пересмотра роли отца в ключевой ячейке общества - семье, требующей все большего внимания со стороны мужчины к воспитанию детей, организации помощи в быту, уделе-нии внимания супруге.

Обращение к системе различных взглядов на феномен отцовства в рамках различных наук позволяет, на наш взгляд, формировать более научно зрелое в своей целостности и обобщенности представление об отцовстве в его ценностно-мировоззренческой и социально-нормативной сути, продуктивно транслируемой в новые научные конструкты, связанные с данным феноменом.

Начало серьезных, научно-теоретических изысканий в области отцовства обобщенно датируется первой половиной XIX века и связано с формированием различных концептуальных подходов к феномену отцовства в рамках различных научных областей -философии, истории, культурологи, антропологии, социологии, психологии.

Философское осмысление отцовства предполагало его сущностное отражение в контексте взаимодействия мужского и женского начала, их гармонии, основанных на свободе индивидуальности.

С позиций взглядов немецкого философа А. Шопенгауэра, «мировая воля» использует семью для продолжения потомства. В соответствии с этим преобладающими в жизни человека являются интересы рода, где мужчина выбирает женщину подсознательно, стараясь сохранить свой родовой тип, «выполняет заказ рода» [2] .

Продолжая эту линию, философ Г. Зиммель считал, что все достижения культуры проявляются в стремлении человека субъективно преодолеть дуализм мужского и женского, где сознание мужчины содержит много чисто функционального, делового, рационального и собственно осознание им своего пола не занимает ровно никакого места.

Русский философ В. Соловьев, не отрицая определенного влияния на выбор супруга партнера по сексуальным контактам, считал, что именно «промысел божий» соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.

Значимые идеи, на наш взгляд, высказывал и русский мыслитель В. Розанов, который в своей работе «Статьи о браке» писал, что акт рождения ребенка объединяет оба пола и обеспечивает будущее за счет способности мужского пола реализовывать свою жизненную энергию в сближении с женским полом [2].

Социологический подход позволил раскрыть как основополагающую для отцовства проблематику семьи

© С.И. Радченко, М.А. Федорова © S.I. Radchenko, M.A. Fedorova

в аспектах ее исторической трансформации и раскрытия функционального потенциала, социального статуса родителей, роли семьи в воспитании и образовании ребенка.

Значительный вклад в изучение социологии семьи и культуры отцовства внес Э. Дюркгейм, который акцентировал внимание на потере семьей в силу фактора урбанизации ряда важнейших функций и в соответствии с этим возникновении таких новых черт существования семьи, как добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т. д.

Социолог П. Сорокин дал обобщенный и целостный взгляд на проблему сущности, модернизации и изменения семьи, зафиксировав ее кризис в начале урбанизации в России (рост разводов, раздельное жительство, снижение брачной рождаемости, ослабление охраны брака государством) и выделив в качестве причин рост индивидуализма, влияние экономических факторов, изменение уклада в жизни в городах и т.д. [3]

В то же время П. Сорокин считал, что остановить распад семьи - «значит изменить в корне всю организацию современного общества и вернуть ее на несколько веков назад», тем самым признавая поступательность и необходимость изменений в семье и ее подструктурах, в том числе и в феномене отцовства [2].

Современные исследователи в области социологии отцовства (Р. Ла Росса, Д. Рейтзес и др.) видят в качестве формирующегося идеала отцовства начала XXI века отца, являющегося таким же равноценным родителем, как и мать в плане его полноценной вовлеченности в жизнь ребенка, его воспитания и развития, где материнские функции должны быть точкой отчета для формирования норм отцовства [1].

Современные исследователи социологии и истории отцовства (в основном за рубежом - Р. Ла Росса, Д. Рейтзес и др.) видят формирующийся идеал отцовства конца XX начала XIX столетия как отца, являющегося в такой же равной степени родителем, как и мать. В западных странах проблема исследования отцовства достигла заметного положения в общественных науках во время эры исторически высоких ожиданий мужской вовлеченности в повседневную жизнь своих детей. Большинство исследований сравнило уровни вовлеченности отцов в жизнь детей с вовлеченностью матерей, и после этого материнские функции стали точкой отсчета для формирования норм отцовства. Важный научный вклад в разработку феномена отцовства внесли антропологические и этно-графические науки, которые рассматривали проблематику отцовства в его соотношении с материнством как социокультурный феномен, изучая его в границах традиционной культуры.

Так, исследователь Б. Малиновский увидел основу социального и распространения степени родства в историческом факте социальной роли отцовства, обеспечивающего детям законность принадлежности к социуму независимо от неопределенности установления биологического отцовства [6].

Фундаментальный вклад в развитие проблематики отцовства внесла американский антрополог М. Мид,

изучавшая такие значимые аспекты, как гендерные функции отцовства и материнства, связь ребенка с семьей, поощрения и санкции, применяемые к детям в различных культурах и т.д. [6].

В конце XX века сформировался культурологический подход к изучению проблемы отцовства, интегрирующий лучшие достижения отечественной и зарубежной мысли при одновременном развитии собственного теоретического понимания феномена отцовства и его роли в культуре.

С.Н. Иконникова указывает на необходимость рассмотрения современного отцовства, учитывая традиции воспитания, сложившиеся в ходе развития институтов семьи и брака.

Борисенко Ю.В. [1] отмечает, что отцовство в разных культурах зависит от факторов половых различий и жизненного цикла мужчин и женщин, культурного регулирования сексуальности, интернализации социальных норм и правил поведения, мотивов аффилиации и т. д.

Интересны исследования И.С. Кона, который условно делит человеческие культуры на «отцовские» (в которых такая роль мужчины значительна) и «безотцовские» (где мужчина в большей мере выступает как самец, чем отец, наблюдается большая мужская агрессивность, резкий антагонизм между мужчинами и женщинами, менее тёплые отношения между всеми членами семьи) [4].

С позиций культурно-исторического подхода исследователи выделяют множество факторов, обуславливающих родительство и соответственно отцовство:

- тип семьи, характерный для данной определенной культуры или этапа развития определенного общества (моногамная, полигамная, нуклеарная или расширенная);

- верования народа, его мифология и религия;

- экономические условия: уровень дохода, экономическая стабильность в обществе, общий уровень безработицы, условия разделения труда;

- социальные стереотипы маскулинности и фе-минности, отцовства и материнства, характерные для данного общества;

- отношения мужчины с собственной семьей -своими родителями, супругой, ребенком;

- личность ребенка: его пол, возраст, особенности развития и поведения.

В целом, отцовство как феномен традиционной культуры еще ждет своего раскрытия в рамках культурологических концепций в качестве более самостоятельного предмета культурологического анализа.

Интересен с позиций традиционности взгляд на феномен отцовства в рамках биолого-эволюционного подхода, который считает, что социальное поведение мужчин является результатом их природных биологических наклонностей, выработанных в результате эволюционного процесса.

Биолого-эволюционный подход опирается на принцип естественного отбора эволюционной биологии и на принцип поведения, обусловленного поведенческими

механизмами или инстинктами, которые имели значение для выживания и закрепились в структурах головного мозга представителей популяции [7]. Биологические объяснения различий между полами опираются на идеи и взгляды эволюционных теорий, укрепляющих социо-биологические позиции [3].

С позиций социобиологического подхода в процессе эволюции сформировалось явление полового диморфизма двух различающихся категорий людей: одной из которых оказались свойственны физическая агрессия, соревновательность, эмоциональная независимость и инструментальный подход к решению проблем, а другой - пассивность, склонность к сотрудничеству, эмоциональная зависимость и склонность к заботе, где биологические особи мужского пола соответствуют первой категории, а женского пола - второй [3].

Как отмечает И.С. Кон, по законам эволюционной биологии, мужской родительский вклад значительно меньше женского. Традиционный нормативный канон отцовства подразумевал реализацию властных полномочий в семье и социуме. Отец выполнял функции персонификации власти, кормильца, дисциплинатора, примера для подражания, непосредственного наставника сыновей в общественно-трудовой деятельности. Социальное расстояние между отцом и детьми поддерживалось с помощью специальных ритуалов, правил избегания, передачи детей на воспитание в чужие семьи и т.д. [4]

Интересные исследования о значимости отца с яркой гендерной составляющей были представлены в рамках психоанализа еще в начале 20 века. Так, отец рассматривался как центральная фигура для психического структурирования и идентификации в процессе прохождения ребенком эдипальной стадии развития (Тайсон, Тайсон).

Основоположник школы психоанализа З. Фрейд считал, что в основе появления семьи лежит гаремная семья, в которой вождь контролирует все сексуальные контакты и именно боязнь кровосмешения и стала причиной экзогамии [6].

А. Адлер рассматривал отцовство в качестве второго по значимости источника влияния на развитие у ребенка социального интереса. У отца должна быть сформирована позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Сформированный социальный интерес мужчины как отца обязан к проявлению и в отношениях с детьми. «Идеальный отец», в соответствии с представлениями А. Адлера, - это относящийся к своим детям как к равным и принимающий активное участие наряду с женой в их воспитании, при этом отец должен избегать двух ошибок - эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма [6].

Э. Фромм выделил отцовский тип воспитания, в котором отцовская любовь требовательна, стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами.

Представители психоаналитического направления серьезно занимались вопросами участия мужчины во взаимодействии с будущим поколением, в воспитании,

в передаче накопленного опыта.

В XX веке в социальных науках общепринятой концепцией понимания специфики «мужского» выступала теория половых ролей и социализации (Т. Парсонс). С позиций концепции гендерной социализации имеются значительные различия между мужчинами и женщинами как социальными субъектами, которые преимущественно являются результатом процесса социализации, формирующего женщин и мужчин для различных, но взаимодополняющих ролей. По мнению Т. Парсонса, структурная дифференциация является требованием общества, поскольку адекватная социализации молодого поколения опирается на разделение труда внутри семьи между «инструментальным» мужчиной и «экспрессивной» женщиной.

Согласно теориям социализации ребенок обучается гендерному поведению в семье, в среде сверстников, школе, других социальных институтах, усваивая гендерно-специфические, соответствующие его полу психологические характеристики и модели поведения. Тем самым мальчики усваивают модель инструментальной нормативной маскулинности, включающей ориентацию на освоение внесемейных ролей [3].

Как отмечает И.С. Клецкина, дети наблюдают родительские модели поведения преимущественно в семье, и поэтому, став отцами и матерями, мужчины и женщины часто повторяют стили поведения своих родителей. Если мужчина вырос и сформировался в семье с традиционной моделью поведения отца, то и в своей семье, в значительной мере, он будет следовать этой модели.

Для изучения различных «отцовских образов» («современный, ухаживающий отец», «опасный отец-насильник», «папочка-неплательщик» и т.д.) и анализа их вариативности среди мужчин, принадлежащих к разным социальным слоям, этническим группам, используется подход социального конструктивизма. В рамках этого направления изучаются распространенные нормативные представления об отцах (например, кто такой сводный отец, одинокий отец и т.д.). Представители постструктуралистского направления делают акцент на «эмоциональном измерении» и индивидуальных опытах, которые позволяют улавливать вариативность отцовства на микроуровне [2].

Анализ теоретических подходов к изучению роли мужчины в семье показывает, что односторонний взгляд представителей биологического детерминизма (Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Парсонс, Р. Бейлз и др.) либо социального конструктивизма (М. Мид, И. Гоффман, Р. Коннел, П. Бурдье, М. Мойзер, А. Рич, Э. Оэкли, С. Файерстоун) не может быть основополагающим.

В то же время нельзя не отметить, что обе теории внесли весомый вклад в современное понимание маскулинности, сформировав понятийный аппарат, выдвинув идеи и взгляды, на которые опираются представители третьего, интегративного «биосоциального» подхода (Г. Рубин, И. Игли, В. Вуд, Э. Росси), согласно которому мужские и женские роли являются сложными комплексными образованиями, одновременно зависящими

как от биологической природы, так и от конструируемых в обществе норм и ожиданий по отношению к ним.

Биосоциальный подход не утверждает генетического предопределения полового разделения труда, но указывает на то, что биологические предпосылки формируют то, чему мужчины и женщины учатся, легко или сложно овладевают той или иной деятельностью. Тем самым, врожденные свойства определяют рамки, в которых происходит социальное научение, влияют на легкость, с какой мужчины и женщины обучаются поведению, общественно нормативному для их пола [1].

Несомненно, существуют генетически запрограммированные предпосылки отцовства, однако биология не объясняет и не определяет всю специфику родительского поведения мужчины, его мотивации и институциализации.

В основе отцовства лежат, как отмечает Ю.В.Борисенко, различные, в том числе и биологически обусловленные потребности, при этом способность иметь детей является, с одной стороны -характеристикой взрослого человека, а с другой, не является достаточным основанием для рождения ребенка, то есть важнейшее значение здесь приобретает влияние социальных, исторических и культурных факторов, в том числе и социальная стратификация, соотношение психофизиологического и социального статусов личности [1].

Различия между практиками мужчин и женщин возникают в силу того, что общество распределяет их по разным видам деятельности, формирует несколько различающиеся интересы. В то же время отцовство не следует рассматривать только на основе «инструментальных» характеристик и «маскулинного давления». Феномен отцовства, образ отца должен строится и с «экспрессивной» стороны - как эмоционального, близкого, заботящегося родителя.

Несомненно, биологические и социальные факторы тесно взаимосвязаны, при этом если биологическое определяет психофизиологическую готовность к отцовству (И.С. Кон и В.В. Бочаров), то социальные факторы достаточно жестко регламентируют реализацию этой готовности (Кон И.С.).

Различие отцовства и материнства, специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных особенностей, условий, при этом существенно варьируясь. Социум предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному, социальному статусу отца, при этом регламентирует поведение его как человека, обладающего определенным статусом в системе социальных ролей [1].

Личные особенности, человеческий и социальный капитал, субъективный опыт, социальный контекст, общественный дискурс - все это влияет на формирование отцовского поведения. Именно в контексте биосоци-

ального подхода в современной западной социологии изучаются реальные отцовские практики и культурные нормы института отцовства [5].

Большое количество исследований по данной проблеме проводятся в Германии и США. Исследуются различные аспекты феномена отцовства: статус отца, его поведение по выполнению отцовской роли, удовлетворенность мужчины отцовством, в том числе и выполнением роли отца; удовлетворенность отношениями с собственным отцом и перенос паттернов поведения по выполнению роли, общения и отношений к ребенку и с ребенком, а также социальные и демографические проблемы отцовства.

Немецкие исследователи занимаются проблемами социального изменения отцовства, трансформации ролей в обществе; изменения социальных стереотипов и установок относительно того, каким должен быть отец; проблемами семейной психологии, выполнения мужчинами ролей в рамках семьи в изменяющихся условиях современного общества; исторические и культурные предпосылки современного стереотипа отцовства; психологические особенности отцовства (удовлетворенность собственной ролью, отношениями с ребенком, супругой и окружающими), исследуется процесс становления отца, его психологических характеристик, принятие роли, изменение Я-концепции в отцовстве, возрастные закономерности данного феномена [1].

В отечественных исследованиях отцовство исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов в социальной психологии, в рамках гендерной психологии и фемино-логических исследований. Однако в этих науках отцовство, как отмечает Ю.В.Борисенко, изучается в ряду, а чаще всего, как один из элементов других феноменов, таких как гендерные стереотипы, сексуальные стереотипы, формирование социальных, гендерных, сексуальных ролей, ролевой конформизм, принятие или непринятие этнических, культурных, гендерных стереотипов (Целуйко В.М., Толстых М.А, Николаева И.М. и др.), не являясь по существу предметом изучения.

Большинство же исследований отцовства проводится в рамках детской психологии с изучением влияния отца на развитие личности ребенка (Минияров В.М., Молоховская О.В. и др.). При этом изучается специфика влияния определенного поведения отца, выполняемых им функций и действий, на развитие личности ребенка.

Таким образом, отцовство в силу своей многомерной специфики не входит в рамки методологии какой-либо узкой отрасли науки, являясь комплексным феноменом, и требует всестороннего исследования в рамках различных междисциплинарных подходов, позволяющих изучать и анализировать отцовство с учетом всех сфер приложения данного феномена.

Биографический список

1. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. 220 с.

2. Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России : дисс. ... докт. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2008. 342 с.

3. Клецина И. С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // Женщина в российском обществе: Рос. науч. журн. 2009. № 3 (52). С. 29-41

4. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.

5. Мальцева Д.В. Теоретические подходы к изучению отцовства в современной западной социологии // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (99). С. 272-289.

6. Протопопов С.С. Теоретические основы изучения феномена отцовства//Вопросы культурологии, 2009, №12, С.46-49.

7. Смит Н. Современные системы психологии. Пер. с англ. Под общ. ред. А.А.Алексеева. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

References

1. Borisenko Yu.V. Psikhologiya of paternity. Moscow-Obninsk: "IG-SOTsIN", 2007. 220 p.

2. Gurko T.A. Transformation of institute of a roditelstvo in Post-Soviet Russia: doctoral thesis... in sociological sciences: 22.00.04. Moscow, 2008. 342 p.

3. Kletsina I. S. Ottsovstvo in analytical approaches to maskulinnost studying// Woman in the Russian society: Russian scientific journal. 2009. № 3 (52). Pp. 29-41

4. Con I.S. Muzhchina in the changing world. M.: Time, 2009. 496 p.

5. Maltseva D. V. Theoretical approaches to paternity studying in modern western Sociology / of V. Maltsev//Monitoring of public opinion. 2010. № 5 (99). Pp. 272-289.

6. ProtopopovS. S. Theoretical bases of studying of a phenomenon of paternity//cultural science Questions, 2009, № 12, Pp. 46-49.

7. Smith N. Modern systems of the psychology/Tran. from English. Under the general. Edition of A. A. Alekseev. SPb. : prime-EVROZNAK, 2003. 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.