№11 (89)_филология и искусствоведение_ноябрь. 2021 г.
КИНО-, ТЕЛЕ- И ДРУГИЕ ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
DOI - 10.32 743/UmPhiL2021.89.11.12586
АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА МАССОВОГО КИНО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, НА ПРИМЕРЕ СЕРИИ ФИЛЬМОВ «СУМЕРКИ»
Луговская-Бакланова Марианна Валентиновна
студент 5 курса продюсерского факультета Школы-студии МХА Т, РФ, г. Москва E-mail: mb. [email protected]
ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF MAINSTREAM MOVIES FOR TEENAGERS, ON THE EXAMPLE OF "THE TWILIGHT" FILM SERIES
Lugovskaya-Baklanova Marianna
5th year student of the Theatre Management Faculty of the Moscow Art Theater School, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Цель статьи заключается в рассмотрении исключительной популярности серии фильмов «Сумерки». При анализе успеха были применены исторический и логический методы исследования, а также метод сопоставительного анализа. С помощью этих исследовательских подходов были выявлены определённые критерии, создавшие феномен данной кинофраншизы. А также это дало возможность лучше понять предпочтения сегодняшнего молодого потребителя, который в свое время повлиял на культовый статус серии фильмов.
ABSTRACT
The purpose of the article is a consideration of the exceptional popularity of the Twilight Saga film series. In the analysis of success, there were used historical and logical research methods, as well as methods of comparative analysis. With the help of these methods, certain criteria created the phenomenon of this film franchise were identified. And in consequence, it led to understanding the preferences of modern consumers, who influenced the cult status of the film series.
Ключевые слова: кинофраншиза, массовое кино для подростков, подростковое кино, Сумерки, образ вампир в киноискусстве.
Keywords: film franchise, mass cinema for teenagers, teen movies, The Twilight Saga, vampire in cinema.
Эволюция образа вампира в кинематографе
Для более полного анализа феномена популярности франшизы «Сумерки», необходимо на примере нескольких фильмов рассмотреть эволюцию образа вампира в кинематографе, как отражения глобальных художественных изменений.
Образ вампира появился в культуре ещё в народных сказаниях. В художественной литературе он возник в период романтизма в конце XVIII - начале XIX века. Его популярность была связана сначала с готическим романом, затем с литературой ужасов. В наше время он наиболее популярен в литературе жанра фентези.
Самый первый из сохранившихся кинофильмов о вампирах - «Носферату: Симфония ужаса» (1922 г.), снятый режиссёром Фр.Мурнау, по роману Б.Стокера «Дракула». Картина является характерным примером киноэкспрессионизма, когда эмоции разочарования, тревоги и возмущения, переживаемые жителями Германии после проигрыша в Первой Мировой войне,
нашли отражение в фильмах с геометрическими декорациями, съёмками с острого угла, контрастным освящением, экзальтированной игрой актеров, а также безумными или пугающими героями, кем и стал для них вампир. Вампир в этом фильме - зло, пожирающее мир и уничтожающее все прекрасное, что в нем есть. Обязательные атрибуты образа в фильме - особый грим (белое лицо, лысая голоса, длинные тонкие ногти, черные круги под глазами), темная одежда, закрывающая всё тело, кроме пугающих кистей рук и головы, гроб, развалины замка.
Для сравнения в качестве второго примера стоит привести кинофильм режиссера В. Херцого «Носферату: призрак ночи» (1978 г.), снятый почти полвека спустя, опять же по роману Б. Стокера «Дракула».
Несмотря на то, что эта картина идентична по своей атмосфере - постепенное погружение в мир ужаса и страха - её главное отличие проявляется в ярко выраженном влечении вампира к Люси.
Библиографическое описание: Луговская-Бакланова М.В. АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА МАССОВОГО КИНО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, НА ПРИМЕРЕ СЕРИИ ФИЛЬМОВ «СУМЕРКИ» // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2021. 11(89). URL: https://7universum. com/ru/philology/archive/item/12586
№ 11 (89)
И хотя внешность вампира В. Херцога практически идентична образу, созданному Фр. Мурнау - лысая голова, крысиные зубы, длинные ногти на пальцах. Он при этом приобретает визуальную деталь -огромную тень, которая становится художественным приемом нагнетания страха и ужаса, но также символично может быть истолкована, как темное пространство, скрывающее мир с тайными человеческими удовольствиями и страхами. Тем самым мы видим вампира в фильме, как уже не просто карикатурного кинозлодея, а монстра, раздираемого человеческими страстями.
С конца 1970-х до 2000-х в мире было снято сразу несколько довольно успешных и популярных до сих пор кинокартин: «Дракула Брэма Стокера» (Ф.Ф. Коппола, 1992 г.), «Интервью с вампиром» (Н. Джордан, 1994 г.), «Другой мир» (Л. Уайзман, 2003 г.) и другие.
Эти фильмы перестали быть только лишь фильмами ужасов, выставляющими вампира, в качестве главного предмета зрительского страха. Теперь образ стал более многогранным - история разложения человеческой души с красивым и обаятельным героем, обладающим чаще всего сверхъестественной силой.
В «Дракула Брэма Стокера» и «Интервью с вампиром» образ вампира романтизирован переживаниями трагической любви. Благодаря готической атмосфере и красивой внешности героев зритель перестаёт воспринимать вампира как монстра, а наоборот испытывает к нему симпатию и восхищение.
В кинофильме «Другой мир» вампиры представлены в образе классических супергероев. Объединившись, они борются со злом в кожаных костюмах и с автоматами, тем самым лишая вампирские фильмы привычной мистической атмосферы, но не теряя при этом увлеченного революционностью образа зрителя.
В 2008 г. появились первый фильм франшизы «Сумерки» и сразу же произвел революцию в развитие этого образа в кино. Вампиры в фильме показаны, как красивые подростки с дружной семьи, отказывающиеся от убийства людей по моральным соображениям, умеющие любить, ревновать, ненавидеть и жертвовать собой. Их бессмертие в первом и последующий фильмах представлено никак проклятие, а как залог яркой полноценной жизни.
По мнению ряда исследователей, популярность этой серии фильмов («Сумерки» 2008 г.; «Сумерки. Сага. Новолуние» 2009 г.; «Сумерки. Сага. Затмение» 2010 г.; «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1» 2011 г.; «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» 2012 г.) и приобретение ими статуса культовой франшизы, подсказало ряду режиссеров превратить вампира в героя комедийного жанра. Именно так появились фильмы -«Колыбельная» Ю. Махульский 2010 г.; «Мрачные тени» Т. Бертон 2012 г.; «Реальные упыри» Т. Вайтити, Дж. Клемент 2014 г. и др. В этих картинах люди противопоставляются вампирам в пользу вторых. Хоть и в комической форме, но перед зрителем встает тезис о разрушительности влияния прогресса на культуру, когда нами забываются основы моральных и человеческих ценностей, что напротив не свойственно вампирам, так как они гости прошлых столетий.
ноябрь, 2020 г.
Таким образом, мы видим окончательное очеловечивание образа вампира в кинематографе. Его превращения из монстра в образцовую личность. На мой взгляд, поворотным моментом в этой эволюции стала серия фильмов "Сумерки", которая окончательно приблизила вампира к человеку и полностью лишила его пугающих черт. Тем самым мы можем констатировать, что сегодняшний образ вампира, как сверхчеловека, вписывается в постмодернистскую концепцию трактовки современного героя, который способен что-то изменить только, если обладает особыми противоестественными, сказочными способностями.
Литературный первоисточник
Популярность серии фильмов «Сумерки» или «Сумеречная сага» объяснима рядом факторов, один из основных - литературный первоисточник.
Первая книга серии появилась в 2005 г. («Сумерки»), когда домохозяйка-филолог и мать троих детей, Стефани Майер, решила записать свой сон. В результате, история разрослась до тетралогии: «Новолуние» (2006 г.), «Затмение» (2007 г.), «Рассвет» (2008 г.), что повлекло за собой результат большой популярности серии, каждая книга которой стала бестселлером. Общий мировой тираж составил 160 миллионов экземпляров, а перевод был сделан на 40 языков.
Сумеречная сага относится к самостоятельному жанру литературы - «young adult literature» (литература для молодых взрослых) или же подростковая литература, ориентированная на читателей 14 - 20 лет. Среди других серий книг, также относящихся к молодежной литературе, можно назвать трилогию Сьюзен Коллинз «Голодные игры» или романы Джоан Роулинг о Гарри Поттере.
Разумеется, качество книг в этом жанре очень разное. В контексте размышлений о вампирских романах Стефани Майер стоит привести высказывание Стивена Книга о ней, которое он сделал в интервью журнала USA Weekend в 2009 г. Писатель сказал, что, по его мнению, главная разница между Джоан Роулинг и Стефани Майер состоит в том, что Роулинг потрясающе пишет, а Майер «писать не умеет ни хрена». Поэтому можно констатировать, что популярность серии совсем не связана с её литературным качеством.
При этом Стефани Майер все-таки удалось изменить книжную индустрию. Благодаря «Сумеркам» подростковая литература перестала быть маловажным и нишевым явлением. Несмотря на то, что Джоан Роулинг была первой, кто доказала миру, что дети и подростки могут читать толстые книжки, именно тетралогия С. Майер окончательно закрепила этот эффект. Писательнице даже удалось основать свой собственный поджанр - paranormal romance («паранормальный любовный роман»), в котором центральной темой становится любовная линия между человеком и сверхъестественным существом [1].
Сюжет «Сумерек», который лег в основу и одноимённых фильмов, можно описать как историю любви главной героини, Беллы Свон, к вампиру, Эдварду Каллену. На протяжении трёх книг Белла и
Эдвард строят взаимоотношения, не вступая в половой контакт, чем вводят читателей в состоянии сексуальной ажитации, а также взаимодействуют с оборотнями и древним кланом вампиров - управленцев Вальтури. В четвертой же книге у пары рождается волшебный ребенок, а Белла превращается в мощного обученного вампира.
Не рассматривая подробно все факторы успеха книги, я выделю лишь те, которые повлияли, по моему мнению, и на кинофраншизу, в следствии сохранившийся в сценарии сюжетной основы тетралогии (сценарий к фильмам написала М. Розенберг):
• роман написан от первого лица, что позволяет читательницам ассоциировать себя с героиней и прожить её историю [4];
• сквозная тема романа — это исцеление главной героини от комплексов путем превращения её недостатков в качества сверхъестественного существа, что завораживает и прельщает молодых людей;
• возлюбленный героини (Эдвард) гораздо старше и опытнее её (в первой книге ему уже больше 100 лет), хоть и с внешностью старшеклассника, что делает его интересным для женщин разных возрастных групп [4];
• любовь главных героев бессмертная (Эдвард и Белла будут жить вечно, как вампиры), так писательница удовлетворяет мечту читательниц о вечной любви и без страха расставания.
Главную героиню «Сумерек» можно назвать феминистической, потому что именно её выбор и решения определяют развитие сюжета. Белла хотела стать вампиром и, переубеждая близких ей людей, реализует свои намерения.
При этом именно эту сагу, как никакую другую, обвиняют в трансляции абьюзивных отношений, где жертва с низкой самооценкой подчиняется воле классического абьюзера, доминанта-вампира [2].
Книгам и фильмам достается также и за пропаганду «строгих патриархальных ценностей». То, в чем многие фанаты видят сильную сторону серии -долгое ожидания секса главных героев, который бы стал кульминаций их любовных отношений, другие видят рекламу устаревших ценностей, когда транслировалось, что первый сексуальный опыт должен сразу же приводить к беременности.
Количественные показатели
Если рассматривать успех франшизы в цифрах, то становится очевидным её продюсерский успех, когда при рекордно низких для блокбастера бюджетах и принадлежности к низшему жанру, фильмам удалось получить феноменальные сборы.
Первый фильм серии «Сумерки» вышел в 2008 г. Несмотря на то, что кинокомпания Summit Entetainment практически не сомневалась в успехе экранизации из-за широкой популярности книг Стефани Майер к тому моменту, подобных сборов не ожидал никто. При бюджете фильма в 37 млн. долларов, мировые сборы составили 392 млн. долларов, что почти в 10 раз больше. Уже в первый уик-энд проката в США «Сумерки» набрали почти 70 млн. долларов, что составляет 36% от общего числа сборов [6].
Важно отметить, что пять фильмов франшизы сняли под руководством четырех разных режиссеров, что логически отразилось на их разном киноязыке и смысловых акцентах.
Режиссером первой серии стала Кэтрин Хардвик, которая до этого имела богатый опыт работы в низкобюджетных картинах, рассказывающих о трудностях подросткового периода («Тринадцать» 2003 г., «Короли Догтауна» 2005 г.). Она, как никто из последующих режиссеров серии, смогла раскрыть тему юношеского одиночества и дискомфорта от взаимодействия с миром, уместно вписав это в романтические мистические пейзажи маленького американского города (туман, лес, дождь, ветер, поляна в цветах и т. д.) [5].
Второй фильм «Сумерки. Сага. Новолуние» был выпушен в 2009 г. и в первый уик-энд проката в США собрал почти 143 млн. долларов. Общие мировые сборы составили почти 710 млн. долларов. Режиссер, Крис Вайц, пришедший в проект на смену Кэтрин Хардвик, увеличил бюджет фильма до 50 млн. долларов и сумел превратить подростковую драму с юношескими проблемами во взрослое кино о препятствиях любви, при этом сумев не потерять мистическую атмосферу фильма [5].
Третий фильм «Сумерки. Сага. Затмение» 2010 г. при минимально возросшем бюджете (68 млн. долларов) собрал в мировом прокате 700 млн. долларов, что на 10 млн. долларов меньше, чем предыдущая часть. Первый уик-энд проката в США также принес фильму в 2 раза меньше, чем «Новолуние» - 64 млн. долларов.
Режиссер прошлой части, Крис Вайц, из-за разногласий с Summit Entertainment покинул проект, и на смену ему пришел, Дэвид Слэйд. К тому моменту на его счету было уже несколько успешных картин, в частности хоррор о вампирах («30 дней ночи» 2007 г.), который запомнился зрителям своим ярким визуальным рядом и реалистичными образами. Тем не менее, анализируя все части серии, можно заметить, что именно с этого фильма франшиза теряет свои главные достоинства: символичный пейзаж, который хоть как-то уравновешивал уж очень романтизированные диалоги, визуально человеческие интонации, второй план, которые часто дополнял и углублял первый, юношеский модный плейлист. Общий смысл «Затмения» сводится к тому, что главная героиня мечется между оборотнем и вампиром, а режиссер пытается разбавить их бесконечное соперничество энергичными сценами драк [5].
Четвертый и пятый фильм серии «Сумерки. Сага. Рассвет: часть 1» (2011 г.) и «Сумерки. Сага. Рассвет: часть 2» (2012 г.) снимались авторами сразу вместе, но в прокат вышли с разницей в год. Общий бюджет фильмов составил почти 230 млн. долларов (бюджет первой части - 110 млн. долларов, бюджет второй части - 120 млн. долларов), но при этом увеличились и сборы - 713 млн. долларов собрала первая часть и 830 млн. долларов собрала вторая, что в общей сложности принесло 1,5 млрд долларов.
Эти две последние части оказались самыми высокобюджетными, что оправдывается большим количеством спецэффектов, которыми занимался
обладатель Оскара, Дж.Бруно. Режиссером стал Билл Кондон также обладатель премии Оскар, чьи предыдущие работы («Бал монстров 2001 г., «Доктор Кинси» 2004 г.) - серьезные драмы, раскрывающие темы секса и бесконтрольного влечения. Отчасти продюсерский выбор режиссера логичен, ведь именно в четвертой части литературного первоисточника не остается ничего подросткового - главная героиня выходит замуж, впервые занимается любовью, рожает ребенка и становится вампиром. Именно поэтому режиссером стал постановщик с большим опытом создания биографических драм. Тем не менее именно эти фильмы называют самыми слабыми во франшизе. Последние картины Сумеречной Саги окончательно потеряли своё мелодраматическое обаяние, стали всё больше напоминать однотипные блокбастеры студии Marvel с большим количеством экшн - сцен и статичным обменом реплик на фоне приятных глазу декораций [6].
В общей сложности кассовый сбор всех фильмов составил несколько миллиардов долларов и сделала франшизу одних из самых успешных проектов Голливуда за все время его существования. «Сумерки» совершили революцию в кино по несоотносимости вложенных и полученных средств. Даже в сравнении с самыми успешными проекты Голливуда последних лет - фильмы о Гарри Поттере или пиратах Карибского моря - «Сумерки» вне конкуренции, потому что стоили создателям в несколько раз меньше.
В заключение хочется сделать вывод, что несмотря на упрощение киноязыка франшизы, сборы устойчиво в несколько раз превышали бюджет и с каждой частью лишь увеличивались. Если ещё первую и вторую серии «Сумерек» можно рассматривать, как хорошее кино для подростков, раскрывающие проблемы пубертатного периода, чем и объясним их успех, то последующие фильмы скорее просто иллюстрируют историю, не имея собственной художественной ценности.
Составляющие успеха
Проанализировав литературную основу и количественные показатели успеха фильма, я бы хотела рассмотреть отдельные факторы, которые могли бы также повлиять на популярность серии фильмов «Сумерки».
Во-первых, «Сумерки» стали первой франшизой, по-настоящему открывшей зрительскую значимость подростковой женской аудиторию. Именно успех первой части заставил Голливудские студии обратить внимание на возможность создании блок-бастеров, таргетированных не только на мальчиков и мужчин. В качестве примера, приведу ряд фильмов начала двухтысячных годов, которые пользовались большой популярностью у юного поколения: «Темный рыцарь», «Властелин колец: Возвращения короля», «Человек паук», «Трансформеры». Успех
саги доказал заинтересованность публики в фильмах с традиционно «женским» конфликтом и сюжетом, в основе которого романтические отношения. Не случайным кажется тот факт, что популярность «Сумерек» спровоцировала появление множество киноадаптаций в жанре young adult, ориентированных именно на женскую аудиторию - «Голодные игры», «Дивергент», «Академия вампиров», «Сумеречные охотники» и т.д. Именно благодаря «Сумеркам» молодые девушки получили свое место в поп-культуре.
Во-вторых, это очень удачно подобранные создателями первой части исполнители. Когда привлекательность главных героев - вампира Эдварда (Роберт Паттинсон) и оборотня Джейкоба (Тейлор Лотнер), не могла оставить равнодушными не только девушек подростков, но и их мам. По сути, каждый зритель мог выбрать героя на свой вкус: сдержанного и умного Эдварда или сексуального (чаще всего персонаж ходит с голым торсом) и энергичного Джейкоба. Выбор на роль героини, Кристин Стюарт, тоже был неслучаен. Обладая относительно среднестатистической внешностью, с актрисой могли себя ассоциировать сразу многие. На эту роль никак не могла быть выбрана красавица с впечатляющими внешними данными, потому что тогда в эту историю сложно было бы поверить большинству зрительниц.
В-третьих, эта франшиза так популярна, потому что в основе её знакомая всем история о Золушке. Когда обычная никому неинтересная девушка получает сразу двух красивых возлюбленных и в конце истории превращается в очень привлекательную и уверенную в себе женщину.
В-четвертых, многие кинокритики рассматривают успех фильмов серии «Сумерки» в контексте постмодернистского взгляда на смешение «высоких» и «низких» жанров, при котором недостатки, наивность и простота фильма превращаются в китч [3]. Отчасти это можно оправдать усталостью современного зрителя от сложных постмодернистских смыслов и форм, когда аудитории хочется почувствовать свое превосходство и получить прямое не слишком отягощенное подтекстом художественное высказывание.
В заключении хотелось бы отметить, что фильмы серии «Сумерки» создали не только уникальную ситуацию коммерческого успеха, но и стали определенным культурным феноменом для девушек, рожденных в двухтысячных.
Сумеречная сага никогда не претендовала на высокие смыслы и награды международных фестивалей авторского кино. Эти фильмы идеально вписываются в феномен поп-культуры (массовой), когда произведения, создаются для большинства зрителей на доступном языке с развлекательными или досу-говыми целями.
Список литературы:
1. Нарушева А.Г. «Десять лет "Сумеркам": Зрители о неочевидных достоинствах подросткового хита» / The Wonder 22.11.2018 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/question/239533-twilight (дата обращения: 31.11.21).
2. Селецкий С.К. «Феномен "Сумерек": кто виноват и что делать?» / 25-й кадр независимый журнал о кино 12.08.2010 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.25-k.com/page-id-821.html (дата обращения: 31.11.21).
3. Сильвестрова С.А. «Сумерки. Анализ франшизы»// Medium 29.10.2019// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: ht:tps://medium.com/@sophiesüvestrova/серия-романов-стефани-майер-сумерки-первая-young-adult-история-не-только-полностью-1433а5с64с55 (дата обращения: 29.11.21).
4. Устиян Г.А. «От заката до рассвета: в чем секрет популярности «Сумерек» / The Hollywood Reporter 14.11.2012 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://thr.ru/cinema/ot-zakata-do-rassveta-v-cem-sekret-popularnosti-sumerecnoj-sagi/ (дата обращения: 01.11.21).
5. Mendelson Scott "Twilight Taught Hollywood Lessons That It Has Only Started to Learn" // Forbes 21.11.2018// [Electronic resource]. - Available at: https://www.forbes.com/sites/scottmendelson/2018/11/21/how-twilight-with-kristen-stewart-and-robert-pattinson-turned-a-fairy-tale-romance-into-a-blockbuster-franchise/?sh=46ece5ef6fb8 (accessed 11 October 2021)