Научная статья на тему 'Анализ факторов внешней среды'

Анализ факторов внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1160
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малашук Н.М., Бачу Е.Ф., Гурова Г.В.

В данной статье затрагивается проблема анализа факторов внешней среды предприятия. Описывается, как происходит анализ факторов на предприятии. Рассматривается, для чего необходим подобный анализ, а именно: для поиска возможных угроз предприятию и выявления возможностей для его успешного функционирования. Анализ позволяет разрабатывать стратегические решения для достижения целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов внешней среды»

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ © Малашук Н.М.1, Бачу Е.Ф.1, Гурова Г.В.1

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

В данной статье затрагивается проблема анализа факторов внешней среды предприятия. Описывается, как происходит анализ факторов на предприятии. Рассматривается, для чего необходим подобный анализ, а именно: для поиска возможных угроз предприятию и выявления возможностей для его успешного функционирования. Анализ позволяет разрабатывать стратегические решения для достижения целей.

Ключевые слова: анализ факторов, факторы внешней среды, предприятие.

Чтобы избежать угроз и найти благоприятные возможности для достижения целей, предприятию необходимо постоянно следить за внешней средой. Для этого нужно досконально ее изучить, составить список возможных угроз, чтобы использовать благоприятные возможности.

Анализ внешней среды подразумевает сбор информации об изменении в экономических, политических и социальных тенденциях. Для этого перед специальным отделом или приглашенным специалистом ставится задача следить и обрабатывать различные источники информации, например информационные системы, журналы, конкуренты и др. После сбора и обработки информации происходит обсуждение возникших вопросов, определяются угрозы и возможности, разрабатываются базовые показатели эффективности для действий предприятия. Руководитель определяет приоритет показателей, выделяя наиболее важные факторы. На крупных предприятиях такая работа должна проводиться регулярно.

Анализ факторов внешней среды необходим для поиска конкурентных преимуществ и обеспечения конкурентоспособности предприятия. Предприятие находится в такой сфере, где на него постоянно воздействуют внешние факторы, что требует оперативного принятия решений по устранению их воздействия или адаптации к ним.

Анализ внешних факторов поможет разработать стратегию предприятия, которая обеспечит взаимодействие предприятия со средой в краткосрочном и долгосрочном времени, позволит поддерживать потенциал предприятия для достижения его целей, которые также помогут раскрыть угрозы и возможности.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды [3, с. 165]:

1 Магистр 1 курса. Научный руководитель: Васюхин О.В., заведующий кафедрой Прикладной экономики и маркетинга, доктор экономических наук, профессор.

40

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

1) взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень, с помощью которого изменение одного из факторов, влечет за собой изменения других факторов;

2) сложность внешней среды - количество факторов, на которые предприятие должно отреагировать;

3) подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации;

4) неопределенность внешней среды - количество и точность информации о среде, в которой располагается предприятие.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [1, с. 170].

Факторы внешней среды предприятия имеют различную силу влияния на него, поэтому их разделяют на две составляющих:

1) микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и другие контактные аудитории;

2) макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду [2].

Но предприятие в равной степени зависит от этих групп факторов. Важны как потребители, которые будет создавать спрос на товар, а необходимость удовлетворять их потребности будет влиять на внутренние процессы предприятия, на его ассортимент и качество продукта. Так и конкуренты, потому что предприятие не сможет существовать в рыночных условиях, если оно не удовлетворяет потребности покупателя так же эффективно как конкурент. Внешние поставщики необходимы для ведения хозяйственной деятельности любого предприятия.

На предприятия оказывает влияние государство посредством законодательных актов, налогов и таможенных сборов. Общественные организации оказывают непосредственное влияние на предприятие, которые борются за права работников. Оказывают влияния и экологические организации.

Влияние экономических и политических факторов в последние годы приобрело значительный характер в связи с нестабильной обстановкой в мире. Для развития бизнеса имеет большое значение политическая стабильность, от этого зависит приток инвестиций в ту или иную отрасль. Установление льгот, которые позволили бы предприятиям развиваться. Состояние экономики влияет в целом на предприятия, их цели и методы достижения

этих целей. Инфляция, безработица, ставки кредитования, колебание курса валют - данные показатели могут создавать как угрозу, так и новые возможности для бизнеса.

Научно-технический прогресс - один из важнейших факторов внешней среды, поскольку он может стать основным двигателем производственного процесса предприятия, неприспособленное предприятие может просто закрыться. Данный фактор способен повысить эффективность производительности труда. Изобретение все новых способов и технологий создания продуктов позволит оставаться конкурентоспособным, но при этом и усилит конкуренцию. Также он влияет на жизненный цикл продукта, поэтому предприятию необходимо прогнозировать, что могут привнести новые технологии. Предприятию необходимо отслеживать тенденции научно-технического прогресса и внедрять их в производство, что положительно скажется на его деятельности.

Еще один фактор, про который не следует забывать - социальный. Этот фактор оказывает значительное воздействие на предприятие путем таких показателей как рождаемость, смертность, стиль жизни, благосостояние, общественные ценности и др. Снижение рождаемости или увеличение смертности уменьшит потребление товаров на демографических рынках, что заставит предприятие приспосабливать свою деятельность например, на удовлетворение потребностей людей среднего возраста. Для эффективного преодоления проблем социального характера предприятие должно постоянно меняться, приспосабливаясь к внешней среде.

Природные факторы могут влиять на доступность предприятия к тому или иному виду сырья, энергии, использования ресурсов.

Анализ международных факторов важен в том случае, если предприятие собирается работать на международных рынках. Необходимо следить за ситуацией, которая складывается на данном рынке. Следить за политикой стран, в которых предприятие собирается осуществлять деятельность.

Внешняя среда представлена большим количеством всевозможных факторов, которые осуществляют влияние на предприятие, что показывает сложность ее анализа и обязывает руководство предприятия уделять особое внимание на анализ всех факторов, которые влияют на деятельность предприятия.

Список литературы:

1. Орчаков О.А. Теория организации: учеб. пособие / Под ред. О.А. Ор-чаков. - 2-е изд. - М.: МИЭМП, 2007. - 235 с.

2. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций [Электронный ресурс]. - М.: Таганрог: ТРТУ, 2005. - Режим доступа: www.aup.ru/ books7m17071_3.htm.

3. Орчаков О.А. Теория организации: учеб. пособие / Под ред. О.А. Орчаков. - 2-е изд. - М.: МИЭМП, 2007. - 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.