Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на выбор иностранными студентами страны для получения высшего образования за рубежом. Как ДВФУ может привлечь иностранных студентов?'

Анализ факторов, влияющих на выбор иностранными студентами страны для получения высшего образования за рубежом. Как ДВФУ может привлечь иностранных студентов? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1335
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СТИПЕНДИЯ / РАБОЧАЯ СИЛА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антасюк Владимир Игоревич

Важно понимать, какие факторы привлекают иностранных студентов на обучение, чтобы реализовывать интересы государства в данной области. Согласно гипотезе, количество привлечённых в страну на обучение иностранных студентов зависит от показателей уровня жизни, среднегодовой стоимости проживания и обучения. Для данных показателей рассчитаны коэффициенты Спирмена и конкордации. Полученные результаты показывают, что прямая корреляционная связь есть только между количеством привлечённых студентов и уровнем средней заработной платы. Привлечь иностранных студентов можно также с помощью высоких стипендий и грамотной иммиграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на выбор иностранными студентами страны для получения высшего образования за рубежом. Как ДВФУ может привлечь иностранных студентов?»

АНТАСЮК Владимир Игоревич,

магистрант Школы экономики и менеджмента ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: blackrussianq7@yandex.ru

УДК 378

Анализ факторов, влияющих на выбор иностранными студентами страны для получения высшего образования за рубежом. Как ДВФУ может привлечь иностранных студентов?

образование, экономика, заработная плата, стипендия, рабочая сила, иностранные студенты

Важно понимать, какие факторы привлекают иностранных студентов на обучение, чтобы реализовывать интересы государства в данной области. Согласно гипотезе, количество привлечённых в страну на обучение иностранных студентов зависит от показателей уровня жизни, среднегодовой стоимости проживания и обучения. Для данных показателей рассчитаны коэффициенты Спирмена и конкордации. Полученные результаты показывают, что прямая корреляционная связь есть только между количеством привлечённых студентов и уровнем средней заработной платы. Привлечь иностранных студентов можно также с помощью высоких стипендий и грамотной иммиграционной политики.

Образование всегда играло важную роль в развитии экономики. В современных условиях очень важно иметь образованные и квалифицированные кадры, для того чтобы удовлетворить потребности государства в работниках, обеспечить предприятия страны необходимыми им трудовыми ресурсами. В эпоху инноваций, когда качеству экономического роста уделяется особое внимание, к уровню персонала предъявляют наиболее высокие требования. С другой стороны, образование является одним из основных факторов успеха в современном обществе. Хорошее образование чаще всего является гарантией хорошей работы и финансовой стабильности. Например, согласно исследованию, проведённому в 2006 г. в США, взрослые с незаконченным средним образованием получают 65% от зарплаты работников с законченным средним образованием, а владельцы дипломов получают на 72% больше тех, кто этого диплома не имеет [1]. Кроме того, есть данные, которые подтверждают, что высшее образование приносит выгоду обществу и государству: чистый выигрыш государства в результате получения высшего образования кем-либо на его территории составлял около 105 000 USD для мужчин (что в 3 раза выше государственных инвестиций, затраченных на высшее образование), и 60 000 USD для женщин в среднем в странах OCED (по данным на 2010 г.). В настоящее время растёт популярность образования за рубежом. По сравнению с 1975 г. в 2012 г. количество иностранных студентов выросло больше чем в 5 раз [24].

Рис. 1.

Общее количество

иностранных

студентов,

получающих

высшее

образование за рубежом. Источник: [24].

Как отмечает в своём исследовании Ханс де Вит, сейчас на рынке образования наметилась тенденция массового отбора к привлечению самых талантливых. В таком случае привлечение иностранных студентов является только первым шагом по их вовлечению в экономику страны. Это очень выгодно для принимающих государств [2].

Вопрос о том, какие же факторы привлекают иностранных студентов, является очень актуальным. Понимание механизма, влияющего на приток иностранных студентов, позволит правительствам регулировать политику в области привлечения иностранных студентов с целью управления их количеством в стране. В данной статье рассматриваются факторы, которые, по сложившемуся мнению, традиционно влияют на выбор иностранного университета: язык, на котором преподаётся программа, качество образования, иммиграционная политика принимающих стран и другие. Цель данной статьи - выявить факторы, которые влияют на количество иностранных студентов, получающих высшее образование в стране, с целью дальнейшего применения результатов исследования на уровне государства и образовательных учреждений, в частности ДВФУ

Согласно данным 2009 г., образовательные программы полностью проходят на английском языке в 7 странах О 20. Остальные страны в меньшей степени используют английский язык в обучении. Данные приведены в Таблице 1.

Если говорить о цене образования, то проанализировать страны по этому показателю достаточно тяжело, т.к. цены на образовательные программы в рамках разных ступеней высшего образования сильно отличаются. «Важным фактором, влияющим на миграционные потоки иностранных студентов, является стоимость обучения и проживания. Как правило, стоимость обучения для иностранных граждан во многих странах Европы и Северной Америки, Азии и дру-

Степень использования английского языка в обучении Страны

Обучение полностью или почти полностью походит на английском языке. Австралия, Канада, Ирландия, США, Новая Зеландия, Великобритания.

Многие программы обучения проходят на английском языке. Дания, Финляндия, Нидерланды, Швеция.

Некоторые программы обучения проходят на английском языке. Германия, Бельгия (Фламандская часть), Корея, Франция, Венгрия, Исландия, Япония, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Чехия, Турция и Китай.

Отсутствие англоязычных программ в образовании или их доля незначительна. Австрия, Бельгия (французская часть), Бразилия, Чили, Испания, Россия, Греция, Израиль, Люксембург и Мексика.

гих регионах мира в несколько раз выше, чем для местных граждан. Однако существуют различия в стоимости обучения для студентов, которые являются гражданами тех или иных европейских сообществ. Так, например, в большей части стран, являющихся членами ЕС, таких, как Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Эстония, Финляндия, Франция, Ирландия, Италия, Нидерланды, Словакия, Чехия, Великобритания и Швеция, стоимость обучения является одинаковой в высших учебных заведениях для местных граждан и иностранных граждан из стран, которые являются членами ЕС.

В большинстве стран, не являющихся членами ЕС, таких, как Корея, США, Исландия, Япония и Норвегия, иностранные студенты и местные граждане полностью равны при определении оплаты обучения. Так, например, в Норвегии иностранные и местные граждане обучаются бесплатно в государственных высших учебных заведениях, но они должны оплачивать своё обучение в частных учреждениях (табл. 2)» [23].

Практически любой университет мира в соответствии с законодательством той страны, в которой он действует, и своими правилами может принять того или иного студента на безвозмездной основе вне зависимости от того, является он иностранцем или нет (на условиях конкурса и т.д.). Лидерами по наиболее высокой средней стоимости образования с учётом затрат на проживание в стране являются Австралия, США и Великобритания [23].

Признанными лидерами в области образования иностранных студентов издавна являются США и Великобритания. В Таблице 3 представлены страны, занимающие лидирующие позиции по привле-

Стоимость обучения Страны ОСЭД и G20

Стоимость обучения для иностранцев дороже, чем для местных граждан Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Эстония, США, Россия, Ирландия, США, Новая Зеландия, Великобритания, Нидерланды, Чехия, Турция.

Стоимость обучения одинаковая для иностранных и местных граждан Германия, Корея, Франция, Япония, Мексика

Обучение бесплатное для иностранных студентов и местных граждан Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция.

Табл. 1.

Степень

использования

английского

языка в обучении

разными странами.

Источник: [23].

Табл. 2.

обучения для своих и иностранных студентов. Источник: [23].

Страна

Доля иностранных а з алия 3

студентов в стране к общему количеству < Я л н а л « и я ания « а а н ия я ия о н а р н

иностранных студентов в мире, % я о Великоб л е н о я < Герм а « а « о И ^ о Рч е и г ^ р Я

2000 г. 31 13 10 8 10 3 2 4 3 16

2010 г 20 13 8 7 7 7 5 4 2 27

2012 г. 16 13 6 6 6 2 5 3 4 39

2014 г. 20 11 7 6 6 8 5 3 1 35

Табл. 3.

Страны-лидеры

по объёму

привлечённых

иностранных

студентов.

Источник: [23],

[24].

чению иностранных студентов к себе на обучение за последние несколько лет [23], [24].

Следует отметить, что каждая страна увеличила количество иностранных студентов, получающих образование на её территории. Однако за счёт увеличения популярности образования за рубежом и роста количества студентов, получающих образование за пределами своей родины, а также разной политики в отношении иностранных студентов, доли стран по объёму привлечённых иностранных студентов в 2014 г. сильно изменились. Англия и США по-прежнему остаются лидерами по объёму привлечённых иностранных студентов, однако их позиции существенно пошатнулись по сравнению с 2000 г. - доля США в 2014 г. уменьшилась на 14%, а Великобритании - на 2%. Аналогичный показатель для таких стран как Франция, Австралия Германия, Япония, Россия уменьшился на 3%, 2%, 4%, 1% и 2% соответственно. Существенного прогресса в вопросе привлечения иностранных студентов смогли добиться Китай и Канада, увеличив свою долю на рынке образовательных услуг для иностранцев на 5% и 3% соответственно. Также выделяется серьёзное увеличение (более чем в 2 раза) доли стран остального мира, не входящих в первую десятку стран-лидеров по привлечению иностранных студентов. На их долю приходится более трети рынка образовательных услуг. Если рассматривать изменение данного показателя с 2012 по 2014 гг., то следует отметить, что показатели США, Франции и Китая увеличились на 4%, 1% и 6 % соответственно. Показатели Австралии, Германии, Канады и Японии за аналогичный период не изменились, а вот показатели Великобритании, России и остальных стран упали на 2%, 3% и 4%, соответственно. В 2014 г. Китай увеличил свою долю в общем количестве иностранных студентов в 4 раза по сравнению с 2012 г. (наибольшее относительное увеличение), а Россия уменьшила свою долю в 4 раза (наибольшее относительное уменьшение).

Попробуем проанализировать возможные причины, по которым иностранные студенты выбирают страны для получения образования. Для этого проранжируем страны по таким признакам, как доля привлечённых иностранных студентов в 2014 г. [24], уровень жизни в 2014 г. [4], средняя заработная плата в 2012 г. [19], индекс человеческого развития в 2014 г. [12], ежегодные затраты на одного студента в

2012 г. [24], а также среднегодовая стоимость обучения и проживания в 2013 г. [3].

При составлении рейтинга стран по уровню жизни учёные из Ье§аШит ¡шШШе учитывали не только различные показатели (экономические, климатические, экологические и другие), но и данные опросов жителей стран.

Согласно данным статистики Международной организации труда, в 2012 г. наибольшая ежемесячная средняя заработная плата в долларах США, пересчитанная по паритет покупательуой способности, в 2012 г. была в Люксембурге - 4089 дол. США по ППС. Для исследуемых стран этот показатель составил: США - 3283, Великобритания - 3065, Франция - 2886, Канада - 2724, Германия - 2720, Австралия - 2610, Япония - 2522, Россия - 1215, Китай - 626 (в дол. США по ППС) [24].

«Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 года» [5].

Среди стран ОСББ средний показатель ежегодных затрат на одного студента составил 15028 дол. США. Среди исследуемых стран наибольший показатель у США - 26 662 дол. США [24].

Средняя стоимость обучения и проживания в стране рассчитывается исходя из данных о том, сколько примерно необходимо для того, чтобы прожить год в стране, и средней стоимости высшего образования в этой стране. «Дороже всего иностранцам обходится образование в привилегированных американских университетах Лиги плюща, где год учёбы и проживания может обойтись в 58 760 дол. США. Однако США не являются самой дорогой страной для зарубежных студентов. В среднем год образования в американских университетах обходится иностранцу в $35 000, тогда как в Австралии - в 38 000 дол. США» [3]. Франция среди исследуемых стран занимает последнее место по затратам на образование и проживание. Обучение в большинстве вузов Франции очень дешёвое (183 евро в год - бакалавриат, 254 евро в год - магистратура, 388 евро в год - аспирантура) [17].

Предположим, что именно от этих факторов зависит количество иностранных студентов в стране. Проверим эту гипотезу. Для расчётов использованы последние доступные данные. В случае, если используется информация для лет, предшествующих 2014 г., делается допущение, что до 2014 г. процессы, влияющие на тот или иной показатель, развивались в соответствии с устоявшимися трендами и тенденциями, поэтому ранг страны по данному показателю в 2014 г. остался неизменным. Рассчитаем зависимость между долей привлечённых иностранных студентов и всеми остальными признаками. Ис-

пользуем для расчётов такой показатель, как коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945 гг.) - психолог из Англии, жил и работал в Лондоне, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов, известный, авторитетный учёный. Является автором многочисленных методик математической статистики. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - широко известный статистический инструмент, применяемый в исследованиях в самых различных областях науки, был разработан в 1904 г. Коэффициент позволяет выяснить тесноту и характер связи между двумя сопоставляемыми признаками, выраженными количественно. Для этого сопоставляемые признаки ранжируются, а затем производится расчёт по следующей формуле:

, 6-2

г = 1--2-

п(п — п),

где d - разница между рангами исследуемых признаков одного элемента, а п - количество исследуемых элементов [9], [10].

Коэффициент Спирмена принимает значения от -1 до 1. Знак коэффициента говорит о направлении связи: «-» - связь обратная, «+» - связь прямая. Если коэффициент Спирмена равен 0, тогда связь между рассматриваемыми признаками отсутствует. Чем ближе значение коэффициента Спирмена по модулю к 1, тем выше теснота связи между исследуемыми показателями (выше уровень корреляции): 0,1-0,3 - связь слабая, 0,3-0,5 - умеренная, 0,5-0,7 - заметная, 0,70,9 - высокая, 0,9-1 - весьма высокая [10].

Для проверки коэффициента на статистическую значимость существуют специальные таблицы, в которых указаны критические значение коэффициента Спирмена при заданном уровне доверительной вероятности риколичестве степеней свободы. р - величина, отражающая степень уверенности исследователя в результатах испытания, которая оказывает влияние на уровень значимости исследования. Уровень значимости - степень точности исследования. Рассчитывается по формуле:

а = 1- р.

Если р=0,05 - следовательно, точность расчётных данных, полученных в результате исследования, равна 95%. Чем меньше доверительная вероятность, тем точнее результаты исследования. В экономических исследованиях обычно принимают р=0,05.

Число степеней свободы (degreesoffreedom) - это количество значений, которые могут свободно изменяться после того, как по выборке было вычислено значение статистики.Как правило, число степеней свободы линейно растёт вместе с объёмом выборки. Число степеней свободы при расчёте коэффициента Спирмена находится по формуле:

к=п-2,

где к - количество степеней свободы, а п - объём выборки.

В том случае, если полученный в результате расчёта коэффициент Спирмена меньше табличного при заданном уровне доверительной вероятности и соответствующем количестве степеней свободы, тогда он не является статистически значимым. Если же больше - тогда полученные данные являются достоверными, полученные результаты не случайны.

Для проверки коэффициента Спирмена на статистическую значимость используют также такой критерий, как статистика, который находится по следующей формуле:

t _ гл]п - 2

где n - объём выборки, а г - коэффициент корреляции Спирме-на [10], [4].

Полученное значение сравнивают с табличным критерием Стью-дента при заданном уровне доверительной вероятности и соответствующем количестве степеней свободы. «t-критерий Стьюден-та - общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на распределении Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках.Данный критерий был разработан Уильямом Госсетом для оценки качества пива в компании Гиннесс. В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны (руководство Гиннесса считало таковой использование статистического аппарата в своей работе), статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент)» [26].

Если расчётный коэффициент больше или равен табличному (критическому) значению по модулю, тогда делается вывод о том, что между переменными существует корреляционная зависимость.

Стоит отметить, что после проверки критического значения коэффициента Спирмена делать проверку по критерию Стьюдента не имеет смысла, так как эти показатели взаимосвязаны, и если рассчитанный коэффициент Спирмена меньше критического табличного значения, то и рассчитанный коэффициент Стьюдента будет меньше критического значения при заданном уровне вероятности и соответствующем количестве степеней свободы [4].

В данной статье будет также рассчитан коэффициент ранговой корреляции Кендалла. Критерий был введён в 1938 году известным британским статистиком Морисом Джорджем Кендаллом (19071983 гг.), жившим и работавшим в Лондоне. Данный статистический показатель используется, когда необходимо проанализировать взаимосвязь между несколькими переменными. В некотором смысле коэффициент корреляции Кендалла является мерой общности. Данный статистический инструмент используется в самых различных областях науки, и, как правило, рассчитывается для определения согласованности мнений экспертов [8].

m (n -n)

Коэффициент рассчитывается по формуле:

где m - число экспертов в группе (количество исследуемых объектов), n - число факторов, S - сумма квадратов разностей рангов (отклонений от среднего) [8].

Коэффициент ранговой конкордации Кендала принимает значения от 0 до 1. Теснота взаимосвязи оценивается по аналогичной для коэффициента Спирмена шкале: чем ближе значение коэффициента

к 1, тем больше взаимосвязь между факторами или тем выше согласованность мнений экспертов [8].

«Чтобы убедиться, что полученный коэффициент конкордации, характеризующий среднюю степень согласованности мнений экспертов (взаимосвязь исследуемых признаков), является величиной неслучайной, его проверяют на значимость. Необходимость такой оценки вытекает из того, что при расчётах используются выборочные данные (привлекаются не все специалисты, исследуются не все объекты общей исследуемой совокупности, поэтому полученный результат может быть случайным). Для оценки значимости коэффициента кон-кордации по специальной формуле рассчитывается критерий согласия Пирсона X2» [22]. Это наиболее часто употребляемый критерий для проверки гипотезы о принадлежности наблюдаемой совокупности к некоторому теоретическому закону распределения. Свойства критерия были впервые исследованы английским математиком, статистиком и биологом Карлом Пирсоном в 1900 г. [22].

Вычисленное значение сравнивают с его табличным значением для соответствующего числа степеней свободы к=п-1 и при заданном уровне значимости р (как правило, р=0,05 или р=0,1).

Критерий Х2 рассчитывается по формуле:

2 12Б

х =■

тп(п +1),

где, п - число факторов, т - количество экспертов, 8 - сумма квадратов разностей рангов (отклонений от среднего) [4].

«Если вычисленное значение будет меньше табличного, то гипотеза о том, что полученный коэффициент конкордации Ш - случайная величина, принимается. Если вычисленное значение X2 будет больше табличного, то Ш есть величина неслучайная, она действительно характеризует наличие определённой степени согласованности мнений экспертов. Полученным результатам можно доверять и использовать их в дальнейших исследованиях» [22].

Данные расчётов приведены в Таблице 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критическое значение коэффициента Спирмена (р=0,05) равно 0,68. Критическое значение ^критерия Стьюдента ^ксп=2,365 [21].

Из расчётов выходит, что определённое влияние всех рассматриваемых показателей на количество привлечённых иностранных студентов есть, т.к. коэффициенты Спирмена больше нуля. Однако о высоком влиянии на количество привлечённых иностранных студентов можно говорить лишь относительно такого фактора, как средняя заработная плата. Коэффициент Спирмена для данного показателя равен 0,6, что говорит о заметной связи между исследуемыми признаками. Он не является статистически значимым, так как недобирает до критического значения всего 0,08, ^ <1

1 факт. эксп..

Интересным фактором является и то, что Китай и Канада являются единственными странами из первой девятки лидеров по количеству привлечённых иностранных студентов, которые смогли увеличить свою долю по сравнению с 2000-м годом. Эти страны ведут себя нетипично. Попробуем провести эксперимент и исключить эти страны из таблицы расчётов, приведённой выше. Рассчитаем коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для всех показателей относительно количества привлечённых иностранных студентов заново.

Страна й н V м р и п С н Я V и ц и ;ритерий Стьюдента (факт)

Фактор США Великобритания Франция Австралия Германия Китай Канада Япония Россия

Место по доле привлечённых иностранных студентов в 2014 г. 1 2 4 5 5 3 7 8 9 £

Место по уровню жизни, 2014 г. 3 5 6 2 4 8 1 7 9 0,22 0,6

Место по средней заработной плате, 2012 г. 1 2 3 6 5 9 4 7 8 0,6 1,98

Рейтинг стран по индексу человеческого развития, 2014 г. 2 5 7 1 3 9 4 6 8 0,2 0.54

Рейтинг стран по ежегодным затратам на одного студента, 2012 г. 1 3 7 4 6 9 2 5 8 0,3 0,83

Рейтинг по среднегодовой стоимости обучения 2 3 9 1 8 7 4 5 6 0,2 0,54

и проживания, 2013 г.

Критически значимое значение коэффициента Спирмена при данном количестве степеней свободы и уровне вероятности 0,05 равняется 0,786. Критическое значение экспериментального критерия Студента 1 = 2,57 [21]. Коэффициент конкордации равен 0,6, Х2ф =21,6, Х^Ш (р=0,05) [7]. акЪ

Можно отметить, что в результате эксперимента обнаружилась прямая корреляционная связь между уровнем средней заработной платы и количеством привлечённых студентов (фактический коэффициент Спирмена больше, чем критическое значение данного коэффициента при заданных условиях). После исключения из таблицы показателей Канады и Китая коэффициенты Спирмена для каждого фактора выросли. Теперь значение почти каждого из них находится в районе 0,5. Связь между количеством привлечённых иностранных студентов и уровнем жизни - прямая, заметная, уровнем заработной платы - прямая, весьма высокая, индексом человеческого развития, ежегодными затратами на одного студента - прямая, умеренная, среднегодовой стоимости обучения и проживания - прямая, слабая. Это говорит о заметной степени зависимости количества привлечённых иностранных студентов от исследуемых факторов (хоть зависимость и не является статистически значимой). Коэффициент конкордации равен 0,6 и является статистически значимым. Это говорит о заметной зависимости и взаимозависимости всех 5 исследуемых факторов и их общем влиянии на количество привлечённых иностранных студентов.

Полученные в ходе расчётов данные позволяют сделать следующие выводы: для иностранных студентов такие факторы, как уровень жизни, размер средней заработной платы, индекс человеческого

Табл. 4.

Коэффициенты Спирмена для разных групп факторов (экспериментальные данные). Источник: [3], [4], [19], [12], [24], [24]

Страна й н V м р и п С н Я V и ц и ;ритерий Стьюдента (факт)

Фактор США Великобритания Франция Австралия Германия Япония Россия

Место по доле привлечённых иностранных студентов в 2014 г. 1 1 3 4 4 6 7 £

Место по уровню жизни 2014 г. 2 4 5 1 3 6 7 0, 55 1,47

Место по средней заработной плате 2012 г. 1 2 3 5 4 6 7 0,98 11

Рейтинг стран по индексу человеческого развития 2014 г. 2 4 6 1 3 5 7 0,45 1,12

Рейтинг стран по ежегодным затратам на одного студента 2012 г. 1 6 5 3 2 3 7 0, 32 0,75

Рейтинг по среднегодовой стоимости обучения и проживания 2013 г. 2 3 7 1 6 4 5 0,27 0,63

Табл. 5. Расчёт

коэффициента Спирмена для разных групп факторов (экспериментальные данные). Источник: [3], [4], [19], [12], [24], [24]

развития и уровень затрат на одного студента играют важную роль при выборе страны для обучения за рубежом. Об этом говорят достаточно высокие значения коэффициентов Спирмена и относительно высокое значение коэффициента конкордации, являющиеся статистически значимыми. Между количеством иностранных студентов, обучающихся в государстве, и уровнем заработной платы существует прямая сильная корреляционная связь. Возможно, выбирая страну для обучения за рубежом, они уже видят себя в этой стране в качестве потенциального работника или просто желают проходить обучение в стране с высоким уровнем жизни. В то же время Канада и Китай оказались единственными странами, которые увеличили свою долю на рынке образовательных услуг по привлечению иностранных студентов, однако абсолютно выбились из общей тенденции. Это значит, что Китай и Канада нашли иные способы привлечения талантливых иностранцев в свои вузы. Они привлекают студентов чем-то иным, нежели высоким уровнем жизни, хотя в Канаде он довольно высокий.

В Китае это, вероятно, связано с тем, что качество обучения в этой стране уже отвечает международным стандартам, а его стоимость значительно ниже, чем в Европе, США и России. Кроме того, в 2010 году правительство Китая вдвое увеличило квоты на государственную стипендию для привлечения иностранных студентов. По мнению представителей Министерства образования КНР, причиной растущего интереса к обучению в Китае является феноменальный рост китайской экономики и понимание значимости владения китайским для расширения карьерных возможностей. Большинство китайских образовательных программ преподаются на родном языке поднебесной. Кроме того, для любой компании в Китае сейчас считается знаком хорошего тона иметь в штате сотрудника европейской внешности, владеющего китайским и английским языком.

В других странах также есть возможность получать стипендии, однако в Китае заслужить право получать стипендию гораздо легче [6].

Канада не предлагает таких доступных стипендий, как Китай. Страна привлекает кадры в страну благодаря грамотной иммиграционной политике. В отличие от Канады, где у иностранных студентов есть масса возможностей устроиться на работу или получить постоянный вид на жительство, в США иностранцы с визой F-1 (это тип учебной визы, выдаваемой учащимся из-за рубежа для обучения в стране) имеют возможность получить работу только через прошение о прохождении специальной стажировки (Optional Practical Training). Это программы краткосрочного/временного трудоустройства в соответствии с будущей специальностью. Обычно стажировка занимает не более года. Для тех, кто изучает естественные науки, математику или инженерное дело, делают исключение: стажировка может длиться до 17 месяцев.

По окончании обучения иностранец в США может подать заявку на получение рабочей визы H-1B, но и она позволяет работать в стране не дольше шести лет. Так или иначе, в США иммиграционная политика жёстче, чем в Канаде. В Великобритании также много иммиграционных ограничений. Для учащихся из стран, не входящих в Европейский союз, в последнее время явно снижены возможности остаться в стране и получить разрешение на работу. Это уже привело к уменьшению численности студентов из Индии, Пакистана и Саудовской Аравии [6].

Подводя итог небольшого исследования, можно сделать вывод о том, что различные аспекты качества жизни в стране играют значительную роль при выборе абитуриентом страны для образования за рубежом. Некоторые страны также удерживают первые позиции по количеству привлечённых в страну студентов за счёт имиджа, который они себе создали: трудно сместить с первых мест государства, уже не один год держащиеся в топе. Кроме того, уровень образования в США и Великобритании очень высокий. Большинство университетов в первой сотне рейтинга QS - это американские и британские вузы [15]. Во многом благодаря этому спрос на образование в университетах данных стран остаётся высоким. Однако стоит отметить, что стипендию в британском или американском вузе получить очень сложно и рассчитана она в большей степени на исследовательские программы. Стоимость обучения в британском или американском вузе очень высокая. Для иностранных студентов она выше, чем для своих. В тоже время качество образования практически во всех странах мира существенно возрастает. Большинство образовательных программ Китая уже сегодня соответствуют самым высоким мировым стандартам.

На примере Канады и Китая отчётливо видно, что если государство желает, то оно может привлечь иностранных студентов к себе на обучение. Для этого совсем не обязательно организовывать в своей стране вузы уровня Оксфорда или Кембриджа. Отличными методами являются высокие и достаточно доступные стипендии (в Китае размер государственной стипендии составлял от 1400 до 2000 юаней в зависимости от уровня образования в 2014 г., а в 2016 г. он составит от 2500 до 3500 юаней) [19], [25], а также возможности для дальнейшего трудоустройства. Иными словами, по крайней мере существенную

часть студентов интересует возможность не столько получить качественное образование, сколько возможность осуществлять обучение в комфортных условиях и хорошо обустроить свою дальнейшую жизнь и карьеру. Вероятно, одним из факторов, влияющих на выбор места обучения, является возможность изучения нового иностранного языка. Китай, в частности, предлагает иностранным студентам один год изучения языка поднебесной. Из исследуемых стран только Российская Федерация не предлагает иностранным студентам специальных государственных стипендий. Возможно, именно поэтому иностранные студенты не жалуют страну вниманием.

К 2025 году, когда общее количество студентов в мире возрастёт с сегодняшних 97 до 260 миллионов, иностранных студентов будет не менее 5-7 миллионов. Несмотря на неоднозначность и риски отдалённых последствий коммерческого подхода к образованию, с конца 40-х годов XX века образование для ведущих мировых держав стало частью внешней политики, преследующей геоэкономические и геополитические цели. К концу прошлого века образовалась целая отрасль мирового хозяйства - международный рынок образовательных услуг с ежегодным объёмом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объёмом потребителей в несколько миллионов человек. По мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан станет одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века. Как отмечает ряд экспертов, от способности той или иной страны обеспечить рост экспорта образовательных услуг зависит конкурентоспособность её национальной экономики [18]. Как заявил в рамках III Международной конференции АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования ректор ДВФУ Сергей Иванец, интернационализация является ключевым приоритетом для ДВФУ. С каждым годом университет принимает всё больше иностранных студентов, постоянно растёт входящая и исходящая академическая мобильность, а двухдипломные программы университета являются одними из самых успешных в стране. Кроме того, ДВФУ - единственный российский вуз, имеющий филиал в Японии, планируется открытие филиалов в других странах АТР. По мнению ректора, только интеграция вузов позволит Азиатско-Тихоокеанскому региону сформироваться как конкурентному полюсу человеческой цивилизации [13]. В 2013 г. в ДВФУ училось около 2000 иностранных студентов из 35 стран, тогда как годом ранее их было около 1500 [13].

Выводы, полученные в результате данного исследования, могут быть полезными для того, чтобы продолжить наметившийся тренд по увеличению количества иностранных студентов, обучающихся в Дальневосточном Федеральном университете. Конечно, прежде всего необходимо работать над повышением уровня жизни в стране и конкретно на Дальнем Востоке России, в Приморском крае. Как показало исследование, высокий уровень заработной платы привлекает иностранных студентов. Однако решение этой задачи в большей степени лежит на плечах государства. Как показал опыт Канады и Китая, студентов из-за рубежа привлекают доступные и достаточно солидные стипендии, позволяющие обеспечить себе достойный уровень жизни во время учёбы, а также возможность профессиональной реализации и достойной жизни (прежде всего с точки зрения материального достатка и комфорта). В этом плане ДВФУ может принять определённые

меры. Например, учредить стипендии для иностранных студентов или попробовать запросить данные средства у государства (насколько известно, в настоящее время ДВФУ не предоставляет стипендий для иностранных граждан). Кроме того, вуз может сотрудничать с ведущими предприятиями по вопросам трудоустройства иностранных студентов (оплачиваемая практика, трудоустройство наиболее талантливых студентов и др.).

Литература

1. Взгляд на образование // Деловая газета «Взгляд» [Электронный документ]. URL http://vz.ru/society/2006/9/15/49031.html (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

2. Де Вит Х. Последние тенденции и проблемы международной мобильности студентов // Международное высшее образование [Электронный документ]. URL http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

3. Дороже всего иностранцам обходится обучение в вузах Австралии // Газета Ведомости [Электронный документ]. URL http:// www.vedomosti.ru/management/articles/2013/08/13/samoe-dorogoe-obrazovanie-dlya-inostrancev-v-avstralii/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

4. Иванов О.В. Статистика. Учебный курс для социологов и менеджеров. Часть 2. Доверительные интервалы. Проверка гипотез. Методы и их применение. - М., 2005. - 220 с.

5. Индекс человеческого развития // Wikipedia [Электронный документ] . URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_человеческого_раз-вития (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

6. Канада создаст оазис для иностранных студентов // Inosmi. by [Электронный документ]. URL http://inosmi.by/2014/07/12/ kanada-sozdast-oazis-dlya-inostrannyx-studentov/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

7. Квантили распределения хи-квадрат // Wikipedia [Электронный документ]. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Квантили_распределения_ хи-квадрат (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

8. Коэффициент конкордации или согласия Кендалла// Mathmetod. wikispaces.com [Электронный документ]. URL http://mathmetod. wikispaces.œm/коэффициент+конкордации+или+согласия+Кендалла (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

9. Коэффициент корреляции Спирмена // MachineLearning.ru [Электронный документ]. URL http://www.machinelearning.ru/wiki/ index.php?title=Коэффициент_корреляции_Спирмена (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

10. Коэффициент корреляции Спирмена // Medstatistic.ru. [Электронный документ]. URL http://medstatistic.ru/theory/spirmen.html (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

11. Миллионы сядут за парту // Российская газета [Электронный документ]. URL http://www.rg.ru/2014/10/08/obrazovanie.html/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

12. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2014 году // Информационно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» [Электронный документ]. URL http://gtmarket.ru/news/2014/07/24/6843/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

13. Развитие академической мобильности - главная тема образовательной конференции АТЭС в ДВФУ // Сайт Дальневосточного государственного университета [Электронный документ]. URL http://www. dvfu.ru/-/razvitie-akademiceskoj-mobilnosti-glavnaa-tema-obrazovatelnoj-konferencii-ates-v-dvfu/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

14. Рейтинг 2014 стран мира. Рейтинг России в мире и мировом рейтинге // 7sekretov.ru [Электронный документ]. URL http://7sekretov.ru/ world-ranking-2014.html/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

15. Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education // Информационно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» [Электронный документ]. URL http://gtmarket. ru/ratings/the-world-university-rankings/info/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

16. Российские вузы увеличат прием иностранных студентов // Studombudsman.ru [Электронный документ]. URL http://studombudsman. ru/2015/02/19/179021576/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

17. Сколько стоит жизнь студента во Франции? // Francissimo.ru [Электронный документ]. URL http://francissimo.ru/2014/06/skolko-stoit-zhizn-studenta-vo-francii.html/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

18. Состояние и перспективы развития экспорта образовательных услуг: мировая и российская практика // Pandia.ru [Электронный документ]. URL.: http://pandia.ru/text/77/151/6235.php/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

19. Список стран по средней заработной плате // Электронная энциклопедия Википедия [Электронный документ]. URL https://ru.wikipedia. org/wiki/Список_стран_по_средней_заработной_плате (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

20. Стипендии правительства Китая (КНР) // Vsekonkursy.ru [Электронный документ]. URL http://vsekonkursy.ru/?page_id=18524 / (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

21. Таблица критических значений t-критерия Стьюдента // Statpsy. ru [Электронный документ]. URL http://statpsy.ru/t-student/t-test-tablica/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

22. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. - СПб.: Питер, 2003. - 288 с.

23. Education at a Glance 2011: OECD Indicators [Электронный документ]. URL http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2011_eag-2011-en/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

24. Education at a Glance 2014: OECD Indicators [Электронный документ]. URL http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a glan ce_19991487;jsessionid=5f2pg6d0ld3tk.x-oecd-live-01/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

25. Introduction to Chinese Government Scholarships // Сampuschina. org [Электронный документ]. URL http://www.campuschina. org/scholarshipdetailen.aspx?cid=97&id=2070/ (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

26. t-Критерий Стьюдента // Электронная энциклопедия Википе-дия [Электронный документ]. URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/T-Критерий Стьюдента (Дата обращения: 25.04.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.