Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
анализ / управление качеством / качество продукции / затраты / контроль качества услуг / убыточность / мероприятия по повышению экономической эффективности / analysis / quality management / product quality / costs / quality control of services / loss-making / measures to improve economic efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселова Ю.В.

Наличие системы управления качеством является одним из показателей надежности предприятия, а организации, обладающие данной системой, пользуются наибольшим спросом у инвесторов и крупных заказчиков. Данная тема особенно актуальна в нынешних экономических условиях, так как является одним из современных инструментов повышения качества конечного продукта или услуги, сокращения затрат на производство и повышение конкурентоспособности организации. В данной статье рассмотрены принципы управления качеством предприятия, обоснована необходимость пересмотреть политику компании в использовании подрядных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FACTORS AFFECTING THE QUALITY MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

The presence of a quality management system is one of the indicators of the reliability of the enterprise, and organizations that have this system are most in demand from investors and large customers. This topic is especially relevant in the current economic conditions, as it is one of the modern tools to improve the quality of the final product or service, reduce production costs and increase the competitiveness of the organization. This article considers the principles of quality management of the enterprise, justified the need to review the company's policy in the use of contractors.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Веселова Ю.В.

Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте»

ANALYSIS OF THE FACTORS AFFECTING THE QUALITY MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

Veselova Yu.V.

Samara State University of Railway Transport (SSMU) Ph.D., associate professor of the department "Management and logistics in transport"

Аннотация

Наличие системы управления качеством является одним из показателей надежности предприятия, а организации, обладающие данной системой, пользуются наибольшим спросом у инвесторов и крупных заказчиков.

Данная тема особенно актуальна в нынешних экономических условиях, так как является одним из современных инструментов повышения качества конечного продукта или услуги, сокращения затрат на производство и повышение конкурентоспособности организации.

В данной статье рассмотрены принципы управления качеством предприятия, обоснована необходимость пересмотреть политику компании в использовании подрядных организаций.

Abstract

The presence of a quality management system is one of the indicators of the reliability of the enterprise, and organizations that have this system are most in demand from investors and large customers.

This topic is especially relevant in the current economic conditions, as it is one of the modern tools to improve the quality of the final product or service, reduce production costs and increase the competitiveness of the organization.

This article considers the principles of quality management of the enterprise, justified the need to review the company's policy in the use of contractors.

Ключевые слова: анализ, управление качеством, качество продукции, затраты, контроль качества услуг, убыточность, мероприятия по повышению экономической эффективности.

Keywords: analysis, quality management, product quality, costs, quality control of services, loss-making, measures to improve economic efficiency.

Большая часть предприятий внедряет управление качеством основываясь исключительно на внешние факторы - повышение конкурентоспособности и укрепления позиций на рынке. Для достижения поставленных целей необходимо учитывать не только внешние, но и внутренние факторы.

Внешняя среда, подразделяющаяся на среду прямого воздействия (микросреда), а также косвенного (макросреда), она воздействует на организацию за ее пределами. Изучение внешней среды действительно позволит предприятию приспособиться к изменяющимся на рынке условиям, добиться высокой конкурентоспособности и эффективности.

Факторы, на которые организация не может влиять, но они могут неожиданно повлиять на дея-

тельность предприятия, являются основой макросреды [3]. Данные факторы перечислены на рисунке 1.

Некоторые факторы, например, технологические, могут быть включены как в факторы внутреннего воздействия, так и внешнего.

С развитием технологий темпы устаревания продукции значительно ускорились. Технологии оказывают значительное воздействия на следующие виды производств:

- разработка новых материалов;

- биотехнологии;

- компьютерные, лазерные технологии и другие.

Рисунок 1 - Факторы макросреды, влияющие на управление качеством на предприятии

Нельзя добиться эффективности без включения в управление качеством экономических факторов. Одними организационными методами добиться высокой конкурентоспособности и эффективности предприятия невозможно. Для экономического роста организации необходимо позаботиться, в том числе и о подборе высококвалифицированного и образованного персонала [6].

К социальным и культурным факторам, оказывающим наибольшее влияние на большую часть предприятий, относится:

- отношение к качеству конечного товара;

- покупательские привычки;

- располагаемый доход;

- социальное благосостояние;

- образовательные стандарты и прочее.

Именно социокультурные факторы формируют отношение потребителя к той или иной организации, ее продукции и услугам. Данные факторы включают в себя и духовные ценности, отношение потребителя к качеству обслуживания и прочее. Их учет будет весьма полезным для организации, так как оказывают непосредственное влияние как на макро, так и на микро среду организации.

Факторы культурной среды формируют, прежде всего, отношение сотрудников к рабочему коллективу и предприятию в целом. Стоит уделить им особое внимание, так как именно они создают внутри организации атмосферу уюта и взаимопонимания. Нормализация культурной среды предприятия незамедлительно скажется на показателях прибыли и в общем на управлении качеством [4].

Стоит не забывать и о политических, а также правовых факторов. Политическая стабильность, к примеру, может оказать значительное влияние на

приток инвестиций и прочих ресурсов. Благодаря тесному взаимодействию с властями могут быть установлены ряд льгот и пошлин, в противном случае негативное отношений властей может обернуться для предприятия его вытеснением из рынка.

Не менее важное значение играет и международный фактор. Благодаря данному фактору предприятие может иметь возможность приобретать более качественное сырье из других стран и применять в своем производстве более современные технологии. Такой подход незамедлительно скажется на управлении качеством исключительно в лучшую сторону.

Микросреда включает в себя все то, что окружает организацию (рисунок 6). К элементам относятся:

- потребители;

- конкуренты;

- поставщики;

- рынок труда [2].

Потребителями являются все те, кому мы можем реализовать свою продукцию или те, кому мы можем оказать услуги. Именно они оказывают значительное влияние на производство по линии качества, так как качество имеет способность удовлетворять потребности конечного потребителя и является потребительской стоимостью товара.

Потребителями являются потенциальные клиенты или покупатели. Особое влияние покупатели оказывают на производство по линии качества товаров или услуг, потому что качество является характеристикой потребительской стоимости товара и его способности удовлетворять запросы потребителей.

Рисунок 2 - Факторы микросреды, влияющие на управление качеством на предприятии

Поставщики, как собственники природных и материальных ресурсов, оказывают прямое воздействие на организацию. Большое значение имеет их способность сдерживать поставки в необходимом объеме и производить их точно в срок [1].

В число конкурентов организации входят те, которые производят аналогичные товары и услуги на аналогичных рынках. Соперничество заключается в борьбе за долю рынка, потребителя и макси-

мальную прибыль. Однако, в современных условиях влияние на организацию внешней среды достаточно неустойчиво, все больше предприятий стремятся сотрудничать с конкурентами, что позволяет быстрее адаптироваться к среде и достижения поставленных целей [5].

Нельзя не оставить без внимания и внутреннюю среду организации. Данная среда включает в себя те элементы, которые позволяют организации взаимодействовать с внешней средой (рисунок 3).

Рисунок 3 - Элементы внутренней среды, влияющие на управление качеством на предприятии

Цель для организации может быть как получения максимальной прибыли, так и максимально возможное расширение. Возможно, цель может включать в себя и сразу два данных пункта. Однако, цель должна быть у организации обязательно. Без нее существование организации не имеет смысла.

Помимо цели организация должна брать во внимание и другие элементы внутренней среды:

- персонал;

- структура организации;

- научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы (НИОКР);

- технология;

- менеджмент; материальные запасы.

Для обеспечения максимального качества необходимо проводить подготовку персонала. Ведь именно персонал может прямо или косвенно влиять на качество конечного продукта.

Результаты деятельности предприятия определяет и его структура, включающая в себя цехи, отделы, подразделения и прочее (рисунок 4). К примеру, отдел аналитики создается в том случае, если нет возможности поручить данную работу другим подразделениям.

Основная ответственность за обеспечение качества ложится на высшее руководство. Оно принимает также и текущую политику, и стратегические установки предприятия, отвечает за построение системы управления качеством.

Рисунок 4 - Структура предприятия

Службе маркетинга отводится задача по распространению, сбыт и продвижение товаров и услуг. Сильный отдел маркетинга может также значительно влиять и на отношение потребителя к организации.

Служба НИОКР занимается решением технологических проблем производства и разрабатывает новые технологии.

Финансовая служба регулирует вопрос использования денежных средств.

Бухгалтерии отводятся задачи по контролю расходов и доходов предприятия, составления от-четностей, деклараций.

Отдел материально-технического снабжения занимается определением потребностей организации в ресурсах и осуществляет контроль за их использованием.

Разрабатывая систему управления качеством не стоит забывать и о технологиях - они также играют важную роль в ее эффективности. Необходимо внедрять новую технику, научные достижения, технологии. Благодаря этому предприятие всегда будет иметь весомое конкурентное преимущество в скорости, себестоимости, качестве и объеме производства.

Одной из ключевых задач отдела НИОКР является анализ технологий конкурентов и разработка собственных, более современных.

Все внутренние факторы (рисунок 5) подразделяются на группы:

- технико-технологические факторы;

- организационно-экономические;

- социальные.

Перечисленные группы имеют сходство и макросредой, однако имеют более прямое отношение к тому, что происходит внутри организации.

Рисунок 5 - Факторы внутренней среды предприятия

Технологические факторы включают в себя состояние техники и технологий производства.

Внедряя новые технологии, организация должна предусмотреть все возможные изменения. К ним относятся и сокращение времени производства, и затраты на переобучение персонала, и возможные сокращения избыточного.

Технологические факторы включают:

- качество материалов и сырья;

- технологическое оснащение предприятия и его состояние;

- средства контроля и измерения и прочее.

Для каждого предприятия является необходимым, чтобы работа сотрудников и результаты соответствовали требованиям руководства. Для достижения данной цели необходимо поощрять и мотивировать сотрудников (например, устраивать соревнования). Данные действия относится к социальному фактору.

К социальному фактору относится также и проведение тренингов, которые помогут объединить сотрудников по культурным, этническим, образовательным и прочим признакам, повысят навыки сотрудников, а также способствуют развитию лидерских качеств.

Имеются также и организационные факторы. Они включают в себя:

-организация отдыха;

-работа с поставщиками и их поиск;

-планомерность работы персонала;

-техническое обслуживание оборудования и прочие.

Экономические факторы должны быть во внимании высшего руководства, так как прямо влияют на деятельность предприятия. В их состав входит:

-объем заработной платы;

-удержания за бракованный товар;

-премирование;

-соотношение качества, себестоимости и цены и прочие.

Таким образом, влияние внутренних и внешних факторов на деятельность предприятия достаточно велико. Они могут сказываться на деятельности предприятия как положительно, так и отрицательно. Именно поэтому их необходимо тщательно изучать и стремиться предугадывать.

Список литературы

1. Алексеенко, Т. С. Макроэкономика: учебное пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова и др. ; под ред. Л. П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. - 244 с.

2. Ассель, Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник / Г. Ассель. - М.: ИНФРА-М, 2009. -280 с.

3. Иванов, И. Н. Менеджмент корпорации: учебник / И. Н. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2009. -427 с.

4. Короткова, А. В. Управление маркетингом; учебное пособие / А. В. Короткова, И. М. Синяева.

- М.: ЮНИТИДАНА, 2005. - 463 с.

5. Портер, М. Конкуренция: монография / М. Портер. - М.: Изд-во Вильямс, 2006. - 608 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Суша, Г. З. Экономика предприятия : учебное пособие / Г. З. Суша. - М.: Новое знание, 2010.

- 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.