ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 658.512:65.01
анализ факторов, Влияющих на технологические инновации для формирования высокотехнологичных
регионов на основе экономико-статистического моделирования: стратегическое направление модернизации промышленности
г. и. гумерова,
доктор экономических наук, профессор кафедры управления инновационными проектами
E-mail: ggumerova@mail. ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ
э. ш. шаймиева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: kaz03@yandex. ru институт экономики, управления и права, г. Казань
В статье исследованы факторы, влияющие на технологические инновации на низко-, средне- и высокотехнологичных уровнях промышленности на основе экономико-статистического моделирования. Сформирована модель управления технологическими инновациями для модернизации региональной промышленности. Подтверждено значение роли сектора «несвязанных» услуг для развития высокотехнологичного региона. Определены приоритеты модернизации промышленности.
Ключевые слова: технологические инновации, управление, промышленный регион, модернизация, «связанные» и «несвязанные услуги», факторы.
Модернизация промышленных производств, осуществляемая традиционно за счет наращивания материального капитала, не обеспечила достойного положения России среди стран — лидеров технологических укладов (ТУ) за период с первого по четвертый ТУ. Использование известных инструментов модернизации промышленности для пятого и следующих технологических укладов является для российских промышленных производств тупиковым [11].
В условиях, когда в управлении модернизацией производств материальных благ ключевое значение
приобретают факторы экономики знаний (развитие наукоемких услуг, человеческого потенциала, гума-низационная составляющая), попытки перевести отечественные промышленные производства на более высокий уровень остаются неэффективными.
Чтобы проанализировать факторы, влияющие на формирование высокотехнологичного региона (центра) в процессе модернизации промышленности регионов, необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1) представить усовершенствованную модель управления технологическими инновациями (ТИ) в процессе модернизации промышленности регионов РФ;
2) изучить факторы, влияющие на развитие ТИ в российской промышленности и промышленно развитом российском регионе;
3) разработать практические рекомендации для эффективного внедрения ТИ в промышленно развитых и промышленно отстающих российских регионах.
Авторы уже неоднократно обращались к теме формирования модели управления ТИ в промышленном регионе [5, 6, 7]. Принципиальными положениями, по мнению авторов, являются следующие.
1. Рассмотрение развития промышленного уровня региона (страны) необходимо осуществлять не только в аспекте повышения эффективности его промышленного комплекса, но и через призму факторов, влияющих на инновационно-технологическое состояние региона в целом, т. е. опираясь на системный подход. Такой подход, предложенный авторами, позволяет объединить современные исследования в сферах «промышленность», «регион», «инновации» («нетехнологические инновации)», «технологические инновации». Тем самым расширяется анализ факторов, влияющих на ТИ в промышленно-развитом регионе. Такое представление соответствует требованиям новой экономики, когда значимыми становятся факторы (в частности, развитие связанных и несвязанных услуг), являющиеся незаметными для низкотехнологичных видов экономической деятельности в промышленности.
2. С теоретической точки зрения в рамках авторской модели управления ТИ представляется возможным построение высокотехнологичного региона [6]. Обязательными условиями выступают:
— определение факторов развития ТИ и эффективное их внедрение в процессе модернизации региональной промышленности;
— изучение опыта модернизации промышленности индустриально развивающихся стран, регионов (в частности Китая) [7].
По мнению авторов, необходимо дифференцировать понятия:
— «инновационно-технологическая система промышленного региона», под которой понимается совокупность институтов регионального уровня, относящихся к частному и государственному секторам, обеспечивающим разработку и распространение инноваций в пределах конкретного региона;
— «модель управления ТИ в промышленном регионе», под которой понимается теоретически выстроенная целостная совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде. Это важно для того, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность [1].
На взгляд авторов, модель управления ТИ в промышленном регионе обеспечивает конкурентоспособное движение составляющих инновационно-технологической системы промышленного региона, способствует повышению конкурентоспособности промышленности региона.
Модели управления ТИ в процессе инновационно-технологической модернизации новых промыш-ленно развитых и промышленно отстающих стран, регионов представлены на рисунке (табл. 1, 2).
Точки Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6 рассматриваются в качестве реперных (опорных). Они выступают индикаторами измерения соответствующей фигуры: нахождение инновационно-технологической системы в области точки Б3 фигуры [Б3, Б2, Б1] означает доминирование ресурсоориентированных прямых иностранных инвестиций, максимальную «закрытость» системы и т. д.
Необходимо отметить, что для новых промыш-ленно развитых регионов, стран, по мнению авторов, характерно формирование модели управления ТИ на основе фигуры [Б3, Б2, Б1] (см. рисунок а); для промышленно отстающих регионов (стран) — на основе фигуры [Б4, Б6, Б5] (см. рисунок а — выделено пунктиром). Уникальность, представляющая одновременно и сложность модели управления ТИ в процессе модернизации промышленности регионов РФ, заключается в одновременном развитии
ведено экономико-статистическое моделирование оценки влияния факторов, оказывающих воздействие на показатель «затраты на ТИ» в низко-, средне-, высокотехнологичном регионе, а также для промышленности в целом (применительно к Республике Татарстан и РФ). На позицию авторов оказали влияние работы В. Тимирясова, Р. Садыковой, Ф. Хазипова [13], связанные с оценкой факторов, от которых зависит развитие нефтегазового комплекса донорского региона, а также исследования О. Валиевой [2], О. Никулиной [12], Р. Стернберга и др. [15, 16] в области формирования факторов, способствующих появлению ТИ в промышленно развитом регионе.
Целью экономико-статистического моделирования оценки влияния факторов, от которых за-моделей управления ТИ на основе фигур [БЗ1, Б21, висит показатель «затраты на ТИ» в низко-, средне-, Б11] и [Б41, БЗ1, Б21] (см. рисунок б). высокотехнологичном регионе, является создание
Для определения факторов, влияющих на про- модели многомерной регрессии, описывающей за-цесс внедрения ТИ в промышленном регионе, про- висимость У (затраты на ТИ в промышленности РФ
Таблица 1
Анализ уровней развития отраслей экономики региона в зависимости от степени технологичности промышленности
Уровень развития Характеристика уровня развития промышленности Характеристика инновационной системы региона Характеристика модели управления ТИ
А1 Развитие низкотехнологичных сфер. Конкуренция в экономике, промышленности в целом не обеспечивает потребности в ТИ Наличие значительного числа ИАП не обеспечивает эффективности промышленности региона; РИС — отсутствует либо происходит формальное ее функционирование Отсутствует модель и диагностика факторов развития ТИ ввиду отсутствия потребности в ТИ
А2 Доминирование среднетехнологич-ных сфер. Уровень конкуренции в промышленности обеспечивает потребность в ТИ. Развитый институт зашиты результатов инновационной (интеллектуальной) деятельности РИС функционирует; создается основа для формирования ИТС-ПР; внимание уделяется развитию промышленности Действующая модель управления ТИ характеризуется заимствованием ее составляющих; диагностика факторов развития ТИ, попытка включения новых участников ИТР региона
АЗ Развитая инновационно-технологическая инфраструктура в регионе. Доминирование средне- и высокотехнологичных сфер Функционирование ВСР, реализация технологической политики в регионе (Собственная) модель управления ТИ, учитывающая современные факторы ИТР, особенности развития собственной промышленности, экономики страны, региона
Примечание: ВСР — высокотехнологичная система региона; РИС — региональная инновационная система; ИАП — инновационно активные предприятия; ТИ — технологические инновации; ИТСПР — инновационно-технологическая система промышленного региона; ИТР — инновационно-технологическое развитие региона.
Организационно-экономические модели в процессе инновационно-технологической модернизации промышленного региона новых промышленно развитых и промышленно отстающих регионов (стран):
а — модель управления ТИ для индустриально развитых и индустриально отстающих (выделено пунктиром) регионов/стран; б — модель управления ТИ, характерная для российской действительности в настоящее время; Х—уровень «открытости» региональной/национальной инновационно-технологической системы (Р/НИТС); Y — уровень инновационного развития промышленности региона/страны; Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6, Б11, Б21, БЗ1, Б41 — реперные (опорные) точки построения ИТСПР
Таблица 2
Характеристика уровней развития отраслей экономики региона в зависимости от степени технологичности промышленности
Инвестиции Сущность
ПИИ*, направляемые в сырьевые секторы экономики (ресурсоориентированные) Импорт низкотехнологичной продукции (товаров и услуг)
Рыночно ориентированные ПИИ Импорт среднетехнологичной продукции (товаров и услуг)
ПИИ высокого технологического уровня Импорт высокотехнологичной продукции (товаров и услуг)
*ПИИ — прямые иностранные инвестиции.
и Республики Татарстан) от X (независимых факторов). Расчеты произведены в программе SPSS 12.0.
Показатели инновационно-технологического развития в промышленности РФ, Республики Татарстан были отобраны за 2002—2010 гг. При этом авторы руководствовались следующими положениями.
1. В качестве зависимой переменной Y использован показатель «затраты на ТИ» как отражающий инновационно-технологическую активность промышленных предприятий в промышленно развитом регионе.
2. Статистические данные для низко- и средне-технологичного уровня РФ и в целом по промышленности РФ сформированы за 2000—2009 гг. Для высокотехнологичного уровня РФ выбран период 2008—2010 гг. Для Республики Татарстан статистические данные исследуемых уровней представлены за 2002—2010 гг.
Эти данные сформированы в восемь групп, отражающих основные факторы, влияющие на инновационно-технологическую активность промышленных предприятий в промышленном регионе (табл. 3).
3. Ресурсодобывающие секторы промышленности (добыча полезных ископаемых; произ-
водство и распределение электроэнергии, газа и воды) включены в низкотехнологичный уровень промышленности РФ и Республики Татарстан соответственно.
4. Высокотехнологичный уровень РФ включает статистические данные за 2008—2010 гг. на основе выделения высокотехнологичных секторов в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [10].
5. В экономико-статистической модели РФ заложена погрешность в 7 %, в модели Республики Татарстан — 10 % (на основе авторской версии расчета инновационно активных промышленных предприятий, учитывающей число всех действующих инновационно активных промышленных предприятий в отличие от 10 %-ной выборки, осуществляемой Росстатом).
6. В показатель «экспорт и импорт услуг по видам в Республике Татарстан» включены услуги «по вычислительной технике, в области исследований и разработок, консультативные — по вопросам управления, инженерные, активы нефинансовые, нематериальные (лицензии, ноу-хау)».
7. В исследовании использован 31 статистический сборник. Из них: 15 — по РФ, 16 — по Рес-
Таблица 3
Группировка факторов, влияющих на ТИ в промышленном регионе РФ и Республики Татарстан (низко-, средне-, высокотехнологичном и в целом по промышленности)
Группировка факторов Количество показателей в каждой группе
Для РФ Для Республики Татарстан
Иностранное инвестирование в промышленность 5 4
Макроэкономические показатели развития промышленности 5 4
Экологическая составляющая инновационных работ 2 3
Активность предприятий в области ТИ для низко-, средне-, высокотехнологичного уровня промышленности 7 5
Развитие третичного сектора, сектора несвязанных услуг 3 3
Процесс «открытых инноваций» в промышленности 8 2
Финансирование НИР 3 4
Развитие информационно-коммуникационных технологий 1 1
Всего... 34 26
Примечание: НИР — научно-исследовательские работы; ТИ — технологические инновации.
публике Татарстан. Это позволило обработать 2 256 статистических значений. Исходные данные по 4 уровням развития промышленности РФ и Республики Татарстан — 2 256 значений обеспечили (также как проверка на мультиколлинеарность факторов) репрезентативность исследования.
Группировка факторов, состав переменных, влияющих на ТИ в промышленности РФ и Республике Татарстан, а также количество показателей в каждой группе показаны в табл. 3. Для РФ количество показателей составило 34 ед., для Республики Татарстан — 26.
На основе полученных в процессе корреляци-онно-регрессионого анализа данных по факторам, влияющим на «затраты на ТИ» (как показателя, характеризующего инновационно-технологическую активность промышленных предприятий в РФ и Республике Татарстан), можно сделать некоторые выводы (табл. 4).
Приходим к выводу, что, с одной стороны, промышленные регионы РФ характеризуются в настоящее время значительными показателями НТО (например, Приволжский федеральный округ,
Уральский федеральный округ). С другой стороны, значительна доля промышленно отстающих регионов (Южный федеральный округ, СевероКавказский федеральный округ и др.). В целом это формирует причины отсутствия России в I—V волне теории длинных волн Н. Кондратьева.
Полученные в результате корреляционно-регрессионного анализа факторы, влияющие на ТИ в высокотехнологичном регионе, использованы применительно к федеральным округам РФ в целях достижения экономического эффекта в процессе управления ТИ в регионах (табл. 5).
Анализ данных табл. 5 показывает, что целевой показатель «затраты на ТИ» (т. е. на технологические продуктовые и процессные инновации) на основе влияния факторов ТИ в высокотехнологичном регионе в масштабах РФ увеличивается в 13 раз (+5 037 467,2 млн руб.), что соответствует следующим изменениям по группам:
— в I группе: увеличение затрат на ТИ происходит в среднем в 10 раз;
— во II группе: увеличение затрат на ТИ — в среднем в 23 раза. Причем максимальный эффект
РФ Республика Татарстан как промышленно развитый российский регион
Существует ряд «универсальных факторов», влияющих на ТИ в низко- и высокотехнологичном уровнях промышленности и в целом по промышленности РФ, представленной промышленно развитыми и промышленно отстающими регионами, а также в низко- и высокотехнологичных видах экономической деятельности Республики Татарстан как промышленно развитом российском регионе. К их числу относится группа факторов, связанная с процессом «открытых инноваций» промышленного региона: экспорт и импорт технологий (высокотехнологичных услуг); торговля технологиями в секторе «наука и научное обслуживание». Принципиальным является выявление данных факторов, имеющих вес как для промышленно развитых, так и промышленно отстающих регионов
К числу «универсальных факторов», влияющих на ТИ в низко-среднетехнологичном уровнях промышленности и в целом по промышленности Республики Татарстан относится группа факторов, связанная с иностранным инвестированием в промышленность региона: поступление ИИ, портфельных инвестиций, прочих инвестиций в промышленность
Структура факторов, влияющих на затраты на ТИ в РФ на низкотехнологичном уровне и в целом по промышленности сравнима в своих категориях (здесь имеется в виду структура, разнообразие, развитость факторов). Данное положение объясняется доминированием НТО (т. е. регионов, где преобладают НТО) в промышленном развитии РФ Для Республики Татарстан как промышленно развитого региона среди анализируемых факторов определенное значение имеет группа факторов, характеризующих макроэкономические показатели развития промышленности; индекс промышленного производства; число действующих предприятий по видам промышленности; ВВП; объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности; объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг организаций промышленности
Таблица 4
Выводы по результатам корреляционно-регрессионного анализа факторов, влияющих на показатель «затраты на ТИ», характеризующий инновационно-технологическую активность промышленных предприятий в промышленности РФ и промышленно развитом российском регионе — Республике Татарстан [7, 15]
Окончание табл. 4
РФ Республика Татарстан как промышленно развитый российский регион
Ситуация на среднетехнологичном уровне промышленности РФ, где прослеживается зависимость анализируемого индикатора от одного фактора (внутренние затраты на исследования и разработки), раскрывает сущность низкой конкурентоспособности продукции среднетехнологичного уровня промышленности РФ и подтверждает положение о «сегментированности российских рынков», согласно которому российские предприятия функционируют в «.... сужающемся рыночном сегменте, где предпочтения потребителей в отношении качества благ и их разнообразия выражены слабо» [7]. «Сегментированность» обусловлена в том числе определенной степенью «закрытости» среднетехно-логичного уровня РФ к внешним факторам Низкая конкурентоспособность СТО в Республике Татарстан объясняется энергоемкостью производимой продукции (фактор «электробаланс»). Ккак следствие — «закрытость» (и в то же время причина низкой конкурентоспособности СТО), отсутствие фактора «экспорта и импорта технологий» в СТО Республики Татарстан
Принципиально значимым для модернизации промышленности РФ является выявление факторов, влияющих на ТИ в высокотехнологичном регионе. К их числу относится группа факторов, связанная с процессом «открытых инноваций» промышленного региона: экспорт и импорт технологий (высокотехнологичных услуг), торговля технологиями в секторе «наука и научное обслуживание». Факторы, влияющие на рост ТИ в промышленно развитом регионе, позволяют сформировать стратегические рекомендации для создания высокотехнологичных регионов (центров) в процессе модернизации промышленности РФ: — развитие факторов, связанных с макроэкономическими показателями промышленности РФ (в частности ВВП); — развитие факторов, связанных с финансированием НИОКР, НИР, научных исследований в целом (в частности, инвестиции в основной капитал организаций промышленности за счет всех источников финансирования, а именно: за счет собственных средств организации, за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за счет внебюджетных фондов; за счет иностранного — прямого или портфельного инвестирования); — развитие факторов, связанных с ростом третичного сектора, сектора несвязанных услуг в промышленном регионе (в частности, высокотехнологичных услуг по вычислительной технике, в области исследований и разработок, консультативные услуги по вопросам управления, инженерные, активы нефинансовые, нематериальные — лицензии, ноу-хау); — развитие факторов, связанных с иностранным инвестированием промышленности (в частности, реализация механизма привлечения ПИИ в промышленность региона)
Примечание: НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; НИР — научно-исследовательские работы; НТО—низкотехнологичные отрасли; ПИИ—прямые иностранные инвестиции; СТО — среднетехнологичные отрасли; ТИ — технологические инновации.
Таблица 5
Использование факторов, влияющих на ТИ в высокотехнологичном регионе, применительно к федеральным округам РФ, млн руб.
Субъект РФ Затраты на ТИ*, полученные в результате моделирования Затраты на ТИ фактические Х7 ВРП Х19 инвестиции в основной капитал Х26 экспорт услуг Х27 импорт услуг
РФ 5 438 271 400 803,8 32 072,55 5 582 361 66 894,74 918,43
I группа с максимальными значениями по затратам на ТИ
ЦФО 1 044 721,8 103 963,0 11 445,21 1 153 489 51 516,82 236,089
ПФО 750 806,8 79 303,3 4 919,924 807 264,2 5 618,344 122,09
УФО 821 516,7 92 205,6 4 396,56 873 100,9 1 332,057 185,571
II группа с минимальными значениями по затратам на ТИ
СЗФО 585 727,3 35 966,5 3 405,65 640 278,6 5 314,076 209,67
ЮФО 435 466,8 10 066,7 1 988,638 484 591,3 1 199,382 104,69
СКФО 128 313,4 6 504,8 795,453 175 153,6 15,921 12,354
ДвФО 394 406,8 24 167,3 1 730,885 442 652 474,092 0,928
III группа со средними значениями на ТИ
СибФО —927 565,8 48 626,7 3 390,22 542 728,6 1 420 910,3 47,009
*ТИ — технологические инновации.
Таблица 6
Использование факторов, влияющих на ТИ в высокотехнологичном регионе, применительно к регионам Приволжского федерального округа (фрагмент), млн руб.
Субъект Приволжского федерального округа Затраты на ТИ*, полученные в результате моделирования Затраты на ТИ фактические Х7 ВРП Х19 инвестиции в основной капитал Х26 экспорт услуг Х27 импорт услуг
ПФО 750 806,8 79 303,3 4 919,92 807 264,2 5 618,344 122,09
I группа с максимальными затратами на ТИ
Республика Татарстан 138 967,4 14 351,1 884,23 186 672,2 826,123 46,777
Пермский край 77 534,37 9 552,9 544,5413 79 265,23 2 283,779 8,381
Нижегородская область 58 551,38 18 750,3 545,9401 105 115,2 0,29 26,3
Самарская область 34 262,11 9 445,9 579,0232 80 866,48 4,176 20,01
II группа с минимальными затратами на ТИ
Республика Марий Эл 221,7 68,77 12 958,84
Удмуртская Республика —20 439,48 2 934,5 229,3691 25 831,06 0,00232
Пензенская область 2 231,2 150,851 28 226,53
Саратовская область —17 306,82 3 315,5 327,1811 47 624,53 18 565,66 2,668
III группа со средними затратами на ТИ
Республика Башкортостан —51 851,874 6 950,1 645,53 85 137,7 90 318,06 15,196
Оренбургская область 59 051,51 6 616,3 414,5372 59 464,63 1,421
*ТИ — технологические инновации.
отмечается в Южном федеральном округе (здесь увеличение затрат отмечается в 43 раза);
— в III группе: получены отрицательные значения, что требует исследования (табл. 6).
Согласно анализу данных табл. 6 максимальный эффект от развития факторов ТИ в высокотехнологичном регионе получают Республика Татарстан (экономический эффект, заключающийся в увеличении затрат на ТИ на 124 616,3 млн руб.) и Оренбургская область (+52 435,21 млн руб.).
В I группе происходит увеличение затрат на ТИ в среднем в 6 раз. Во II группе из 8 исследуемых регионов у пяти невозможно подсчитать результат ввиду отсутствия статистических данных по экспорту и импорту технологий. У трех регионов получены отрицательные значения. В III группе у Республики Башкортостан получены отрицательные значения, а у Оренбургской области — увеличение затрат отмечается 9 раз.
При завершении исследования гипотеза для доказательства истинности утверждений проверяется и подтверждается практической апробацией разработанной модели. Адекватность предложенной
авторами модели управления ТИ обеспечивается содержанием научно-исследовательских работ за 2003—2012 гг. (табл. 7).
В завершение необходимо представить авторскую версию причин отсутствия РФ в периодизации длинных волн Н. Д. Кондратьева (табл. 8).
Следовательно, в условиях, когда «...Россия не имеет возможности и не должна конкурировать с развивающимися странами по стоимости рабочей силы..» [9], приоритетом модернизации промышленности регионов РФ, по мнению авторов, является развитие науки, научного обслуживания на основе масштабной информатизации экономики, промышленности ее регионов — как основы пятого технологического уклада — за счет всех источников финансирования, включая собственные и привлеченные средства. К последним относятся прямые иностранные инвестиции, способствующие усилению трансфера технологий, знаний в российскую промышленность, увеличению ВВП.
Такая трактовка приоритета модернизации промышленности региона является дополнением к базовому пониманию модернизации как обновле-
Таблица 7
Исследовательские научно-практические работы, проведенные авторами за 2003—2012 гг. [8]
Этап НИР Содержание Период, комментарий
Теоретико-методологическое содержание научно-исследовательских работ
I Исследование методологических основ внедрения ТИ в процессе модернизации промышленности регионов в целях их развития и применения в процессе модернизации промышленности регионов РФ 2003—2012 гг.; углубленное изучение теоретической литературы российских и зарубежных авторов, критический анализ достигнутых результатов
Исследование современных моделей внедрения ТИ* в процессе модернизации промышленно развитых и промыш-ленно отстающих регионов, стран в целях их адаптации к процессу модернизации промышленности регионов РФ 2009—20012 гг.; исследование материалов EUROSTAT, OECD, Dow Jones Sustamability Indexes, Fraunhofer-Institut für System — und Innovationsforschung, China Statistical Press
Научно-практическое содержание исследовательских работ
II Исследование инвестиционной и рыночной активности ведущих промышленных предприятий РФ и Республики Татарстан (на предмет их готовности к вступлению России в ВТО) 2004—2005 гг.
Исследование инновационно активных предприятий Республики Татарстан на предмет результативности инновационной деятельности и препятствий инновациям 2005—2008 гг.: использована методика EUROSTAT в области «Науки и технологии, Тема 9-1/2004/ CIS3», методика OECD по определению качества внедряемых технологий
III Разработка рекомендаций по модернизации промышленности регионов РФ: 2009—2012 гг.
а) исследование основных показателей инновационно-технологической активности промышленных регионов, предприятий на основе анализа статистических данных, формирование классификации промышленных регионов Использовано (ориентировочно) 1 600 статистических значений; использованы методика Kogler A. по определению инновационной стратегии предприятий, методика OECD по определению качества внедряемых технологий; использованы отдельные положения (результаты) исследований Гумеровой, Яспер, Шаймиевой в области прямого иностранного инвестирования
б) исследование основных показателей инновационно-технологической активности регионов в ПФО как промышлен-но развитом российском округе, углубление классификации промышленных регионов
в) анализ менеджмента ТИ в промышленно развитом российском регионе РФ — Республике Татарстан
г) исследование факторов, влияющих на инновационно-технологическую активность в промышленном регионе на основе корреляционно-регрессионного анализа Использовано 2 256 статистических значений; ПС Statistica 12.0
д) разработка основных рекомендаций по модернизации промышленности регионов РФ, формированию высокотехнологичных регионов Использованы результаты научно-исследовательских работ согласно этапам I—II, опирающиеся на систематизацию, классифицирование и обработку теоретического материала на основе 605 источников
*ТИ — технологические инновации.
Таблица 8
Анализ причин отсутствия России среди стран — лидеров технологических укладов [3, 7]
Первая—третья волны Четвертая волна Пятая волна
1787—1947 гг 1948—1980 гг. 2000—2010 гг. 2010—2030 гг
Россия — не капиталистическая, а аграрная страна (Н. Д. Кондратьев развил теорию на основе анализа развития ведущих капиталистических стран: США, Германия, Франция, Япония, Англия) В СССР функционировала инновационно-технологическая система, включающая инновационную инфраструктуру, ИАП, промышленно развитый сектор, институты и т. д. Однако отсутствовала адекватная времени модель управления ТИ, требовавшая (на тот момент) наличия конкурентной среды, управления ОИС, внедрения ТИ во всех сферах деятельности человека (социальной, культурной и т. д.) Формирование (трех) промышленных регионов (округов) с доминированием НТО, СТО; низкая инновационная активность промышленных предприятий, неразвитость сектора (несвязанных) услуг и др. ввиду отсутствия модели управления ТИ, которая должна базироваться на принципах современных моделей управления ТИ
Примечание: ИАП — инновационно активные предприятия, ОИС — объекты интеллектуальной собственности; НТО — низкотехнологичные производства, СТО — среднетехнологичные производства; ТИ — технологические инновации.
ния материального и нематериального капитала с достижением минимального временного интервала между этими процессами.
Масштабная информатизация промышленности, совершенствование методологии управления ТИ [1, 2, 4, 7] должны обеспечить сокращение временного интервала между модернизациями материального и нематериального капитала промышленности региона.
Особое внимание при реализации стратегической цели модернизации промышленности регионов РФ необходимо уделить источникам финансирования фундаментальных исследований в высокотехнологичном регионе. Расширение источников финансирования с увеличением числа сторон (стейкхолдеров) 1, заинтересованных в получении результатов научно-исследовательских работ наукоемких предприятий данного региона, должно способствовать повышению уровня коммерциализации производимой продукции.
В ходе исследования получены следующие научно-теоретические результаты.
1. Разработана модель управления ТИ в процессе модернизации промышленности региона РФ, принципиальным положением которой является теоретическая возможность перехода от низко- и среднетехнологичного уровня развития промышленности к высокотехнологичному (при развитии факторов, влияющих на ТИ в высокотехнологичном регионе).
2. Основным подходом, обеспечившим разработку основных рекомендаций по модернизации промышленности регионов РФ, является исследование уровня промышленного развития регионов как совокупности следующих восьми групп факторов:
— иностранное инвестирование в промышленность;
— макроэкономические показатели развития промышленности;
— экологическая составляющая инновационных работ;
— активность предприятий в области ТИ для низко-, средне-, высокотехнологичного уровня промышленности;
— развитие третичного сектора, сектора несвязанных услуг;
1 Под стейкхолдерами понимаются физические или юридические лица, заинтересованные в финансовых, интеллектуальных и других результатах проекта, т. е. в финансировании разработок наукоемкого предприятия в высокотехнологичном регионе.
— активизация процесса «открытых инноваций» в промышленности;
— финансирование научно-исследовательских работ;
— развитие информационно-коммуникационных технологий.
3. Разработка модели управления ТИ позволяет связать в единую вертикаль целый ряд закономерностей, теоретических положений, актуальных для высоко-, средне- и низкотехнологичных отраслей, формирующих в конечном итоге производственный ландшафт региона.
В частности, для формирования высокотехнологичных регионов (высокотехнологичных центров) актуальны:
— создание инновационных промышленных кластеров;
— привлечение высокотехнологичных прямых иностранных инвесторов;
— коммерциализация инноваций;
— развитие институтов защиты объектов интеллектуальной собственности;
— создание экологической продукции.
Для низкотехнологичных отраслей особую актуальность имеют:
— положения в области диффузии инноваций;
— обеспечение эволюции технологических преобразований;
— переход от процессно ориентированной стратегии к стратегии заимствования продуктовых инноваций.
4. Факторы, влияющие на рост ТИ в промышлен-но развитом регионе (Республика Татарстан), позволяют сформировать стратегические рекомендации для создания высокотехнологичных регионов (центров) в процессе модернизации промышленности РФ:
— развитие факторов, связанных с макроэкономическими показателями промышленности РФ (в частности ВВП);
— развитие факторов, связанных с финансированием НИОКР, НИР, научных исследований в целом. В частности, инвестиции в основной капитал организаций промышленности за счет всех источников финансирования: за счет собственных средств организации, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за счет внебюджетных фондов, за счет иностранного — прямого или портфельного инвестирования;
— развитие факторов, связанных с ростом третичного сектора, сектора несвязанных услуг в про-
мышленном регионе (в частности, высокотехнологичных услуг по вычислительной технике, в области исследований и разработок, консультативных — по вопросам управления, инженерных и т. д.);
— развитие факторов, связанных с иностранным инвестированием в промышленность (в частности, реализация механизма привлечения ПИИ в промышленность региона);
— развитие факторов, связанных с процессом «открытых инноваций» промышленного региона: экспортом и импортом технологий (высокотехнологичных услуг), торговли технологиями в секторе «наука и научное обслуживание».
5. В результате использования факторов, влияющих на ТИ в высокотехнологичном регионе, выявлена группа регионов, получающих значительный положительный эффект от развития этих факторов. К группе относятся промышленно развитые регионы как на уровне федеральных округов (Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ и др.), так и в масштабах промышленно развитого округа — Приволжского федерального округа (ПФО): Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская, Самарская, Оренбургская области. Именно в этих регионах целесообразно формирование высокотехнологичных центров (кластеров)[14].
6. Выявлена группа регионов, получивших отрицательный результат от развития факторов, влияющих на ТИ в высокотехнологичном регионе: Сибирский федеральный округ и Приволжский федеральный округ (Ульяновская, Удмуртская, Саратовская области, Республика Башкортостан). Предположительно, построение высокотехнологичных центров в этих регионах представляется затруднительным.
7. Выявлена группа регионов в составе ПФО, где использование полученных результатов оказалось невозможным ввиду отсутствия необходимых статистических данных по экспорту и импорту услуг: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Пензенская область. В этой группе регионов рекомендована реализация стратегического приоритета модернизации промышленности, обозначенного выше.
Для реализации модернизации в промышленно развитых и промышленно отстающих регионах РФ сформированы следующие научно-практические рекомендации.
1. Реализация приоритетов модернизации промышленно отстающих российских регионов, показавших по состоянию на 2010 г. относительно высокие показатели в высокотехнологичных сферах: Республика Марий Эл, Ульяновская область, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Пензенская, Саратовская области.
2. В целях успешной коммерциализации ТИ на внутреннем и внешнем рынках необходимо расширять финансирование ТИ в промышленно развитых регионах за счет следующих источников:
— прямое иностранное инвестирование;
— государственное финансирование;
— финансирование НИОКР со стороны транснациональных корпораций, собственных средств инновационно активных предприятий, венчурных фондов, «бизнес-ангелов».
3. Необходимо рекомендовать для развития 17 территориальных инновационных кластеров использование следующих показателей:
— экспорт и импорт наукоемких услуг;
— характеристика источников финансирования инновационной деятельности предприятий [13].
Список литературы
1. БочароваМ. А. Создание системы управления знанием в бизнес-организациях. М. 2011.
2. Валиева О. В. Влияние институциональных условий на формирование региональной инновационной политики. Новосибирск. 2009.
3. Глазьев С. Ю. Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». М. 2001.
4. Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Открытые инновации и открытые технологические платформы // Инвестиции в России. 2009. № 3.
5. Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Подходы к формированию инновационно-технологической модели на примере промышленного региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.
2009. № 13.
6. Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Модель управления технологическими инновациями в рамках технологической конкурентоспособности новых индустриальных и индустриально развивающихся стран (теоретический аспект) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.
2010. № 19.
7. Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Исследование вопросов инновационно-технологического
развития промышленного региона на основе технологических инноваций. Казань: Изд. КГУ. 2010.
8. Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Прямые иностранные инвестиции и технологические инновации: сущность, динамика, взаимодействие (региональный аспект). Казань: КГУ. 2009.
9. Кадочников С. М., Есин П. В. Факторы продуктовых инноваций в процессе реструктуризации современных российских компаний (на примере компаний Уральского региона) // Российский журнал менеджмента. 2006. № 1.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
11. Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 г.: разработана в соответствии с поручением Президента РФ
от 13.07.2006 № Пр-1184 и поручением Правительства РФ от 28.07.2006 № МФ-П7-3582.
12. Никулина О. В. Управление инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики. Краснодар. 2012.
13. Тимирясов В. Г., Садыкова Р. Ш., Хазипова Ф. И. Модернизация нефтегазового комплекса региона. Казань: Познание. 2010.
14. Шаповалов А. Минэкономики объявило конкурс на кластер // Коммерсант. 20.03.2012. № 48.
15. Shaymieva E. Sh., Gumerova G., Jasper J., Budzinski O. Russia's Chemical and Petrochemical Industries at the Eve of WTO-Accession. Working Papers in University of Southern Denmark // Department of Environmental and Business Economics IME WORKING PAPER № 100/2010. Syddansk Universitet. 3,66/0,91.
16. SternbergR. Technologiepolitik und High-Tech Regionen — ein internationaler Vergleich. Münster. Hamburg. Lit-Verlag. Dis. 1995.