АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА РЕСУРС МОТОРНЫХ МАСЕЛ
С. Н. Норов, Х. Н. Шодиев
Бухарский инженерно-технологический институт Профессиональная школа
Каганского района
АННОТАЦИЯ
В статье представлены влияние загрязнённого масла на надёжность дизельного двигателя и влияние физико-химических состава масла
Ключевые слова: окисление, срабатывание присадок, капитального ремонта, удельный расход масла, эксплуатационные испытания . .
ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE RESOURCE OF MOTOR OILS
ABSTRACT
The article presents the influence of contaminated oil on the reliability of a diesel engine and the effect of the physicochemical composition of the oil
Keywords: oxidation, actuation of additives, overhaul, specific oil consumption, operational tests. ...
Процесс старения масла в дизеле является комплексом сложных физико-химических процессов, среди которых выделяют масло обмен, окисление, срабатывание присадок и загрязнение [1].
С целью выяснения влияние загрязнённости системы смазки двигателя на динамику загрязнения масла были проведены эксплуатационные испытания . Испытания проводилось с предварительной очисткой системы смазки двигателя. В качестве объектов исследовании были выбраны двигатели К А М АЗ - 740,ЯМЗ - 236,автомобилей самосвалов КАМ АЗ -5511, МАЗ - 5335, тягачи с полуприцепами КАМ АЗ - 5410. Двигатели обычно делают пробеги от 140 - 200 тысяч км, до капитального ремонта, 60 - 80 тысяч км до второго капитального ремонта.
За этот период эксплуатация системы смазки двигателя почти не подвергается очистки так, как при ТО -2 и текущих ремонтах обычно удаляется незначительная часть отложения.
Осадки накапливающих и масло отводящих трубопроводах не принимали во влияние, так, как в этих местах из-за интенсивной циркуляции масла в процессе работы двигателя откладывается незначительное количество осадков.
Для установления влияния индивидуальных свойств двигателя влияющих на динамику загрязнение картерного масла, эксперименты были проведены на одних и тех же автомобилях.
По всему техническому состоянию двигатели были близки для проведении исследовании. Удельный расход масла за время испытания составлял 0,30 - 0,34 л / 100 км.
Двигатели работали на товарном масле, дизельном масле. Условия работы были одинаковыми ( Они использовались на перевозке строительных материалов - бетон, щебня, песок и т.д. ).
Пробы отбирались таким образом, отбирались пробы после определения пробегах автомобиля, двигатель промывалось с дизельным топливом всю систему двигателя с помощью моющего аппарата, после чего отбиралось проба с картера двигателя и фильтра тонкой очистки двигателя. Запускался двигатель и при доливе чистого масла и на средних оборотах холостого хода из стекающего масла отбиралось пробы через одного часа работы двигателя[1].
Чистые отборы проб в начале объясняется тем, что, как показали предварительные опиты, загрязнение свежее залитого масла, в начале, после запуска двигателя, происходит более интенсивно, а потом стабилизируется и накопление загрязняющих примесей в масле происходит медленее.
Промывка осуществляется с помощью промывочной с установкой с топливом ( соляркой ) в течении нескольких минут.
После сборки двигателя заправлялось свежим маслом и работало в течении 60 минут на средних оборотах, после чего масло сливалось, был взят проба. Такая операция проводилось с целью удаления разрыхленных продуктов загрязнения, оставшихся после промывки и смазки всех трущихся деталей.
В ходе испытании за автомобилями велась постоянное наблюдения и в журнале велась записи условия работы автомобиля, расход масла на заправку ( Первоначальную ) и на долив. Также учитывалось масла, отобранное с пробами и слитое при замене. Уровень масла проверялся ежедневно с помощью масло измерительного щупа. Двигатель при исследовании находился в нормальном техническом состоянии и все это его показатели были проведены к норме. Испытывался двигатель на стандартном топливе дизельного топлива - солярка.
Таким образом, из изложенного следует, что состояние двигателя определяется качества масла и режим работы двигателя. Однако, влияние режима двигателя на отложения недостаточно изучено и особенно влияние режимных факторов, который действует одновременно, и так же их вклад на образование отложении и изменении физико - химических и спектральных показателей масла. Кроме того, недостаточно изучены взаимосвязи между состоянием двигателя и изменением показателей качества масла. С этой целью настоящей работы
являлось все стороннее исследовании показателей качества масла и условии работы двигателя, оказывающих влияние на состояние деталей двигателя.
Для настоящей поставленной цели необходимо было решать следующее задачи.
• Провести анализ корреляционных связей между показателями качества моторных масел и состоянием двигателя по результатам эксплуатационных испытании:
• Установить причину, связи между показателями состоянии двигателя и качеством моторных масел:
• Провести экспериментальную проверку результатов теоретических исследовании:
• Исследовать взаимосвязи существующих методов оценки состояние цилиндро - поршневой группы и выбрать для ее оценки наиболее характерные показатели для автомобильных дизельных двигателей.
• Исследовать влияние режимных факторов работы двигателей на изменении состояние цилиндро - поршневой группе на изменение качественных показателей масла.
Все это приводит к резкому снижению надежности и долговечности двигателей. К тому же в условиях аридного климата Центральной Азии загрязненность масла, смола и лака отложения в десятки раз интенсивнее чем в умеренных климатических условиях.
Непрерывное совершенствование двигателей в направлении повышения их удельных мощностей и весовых показателей значительно повысило напряженность работы пар трения и их чувствительность к износу абразивными частицами.
Следовательно установление взаимосвязи между условиями эксплуатации, изменением качества моторных масел и состояния основных деталей двигателя и разработка оптимальных норм пробега на замену масла представляет научно -практический интерес и являются актуальным.
REFERENCES
1. Шилин, Б.И. Причины и влияние обводнения смазочного масла в эксплуатации на изменение его моторных свойств [Текст]/ Тезисы доклада Региональная научн.-техн. конф. «Вопросы повышения эффективности судовых технических средств». Владивосток, 1990. С. 3-4.
2. Разиньков, П. И., & Разинькова, О. П. (2016). Ресурсы предприятия: оценка формирования и анализ использования.
3. Минаев, Ю. Н. (2009). Анализ факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, (1).
4. Старовойтова, Л. И., Козловская, С. Н., & Шимановская, Я. В. (2014). Ресурсы и факторы инновационного развития подготовки специалистов социальной сферы в России. Человеческий капитал, (11), 16-20.