Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2201
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / СПРОС / РЫНОК / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников А.М.

В статье рассматривается влияние основных факторов на развитие рынка туристских услуг. Выделяются и анализируются внутренние и внешние факторы. Далее рассматриваются природные, культурно-исторические и географические факторы, выделяются факторы, которые предопределяют развитие зарубежного туризма. В результате анализа представленных факторов выявлена необходимость уточнения различных видов ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE TOURISM SERVICES MARKET DEVELOPMENT

The article considers the influence of the main factors on the tourist services market development. Internal and external factors are distinguished and analyzed. Natural, cultural, historical and geographical factors are further presented; factors that predetermine the development of foreign tourism are identified. As a result of the analysis of the presented factors, the need to clarify the various types of restrictions has been revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ»

УДК 338.46

А.М. Колесников1

A.M. Kolesnikov

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE TOURISM SERVICES MARKET DEVELOPMENT

The article considers the influence of the main factors on the tourist services market development. Internal and external factors are distinguished and analyzed. Natural, cultural, historical and geographical factors are further presented; factors that predetermine the development of foreign tourism are identified. As a result of the analysis of the presented factors, the need to clarify the various types of restrictions has been revealed.

Keywords: sphere of tourist services, outbound tourism, specificity of the market, factors of development, demand, market, stimulation, factors of market formation.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

В статье рассматривается влияние основных факторов на развитие рынка туристских услуг. Выделяются и анализируются внутренние и внешние факторы. Далее рассматриваются природные, культурно-исторические и географические факторы, выделяются факторы, которые предопределяют развитие зарубежного туризма. В результате анализа представленных факторов выявлена необходимость уточнения различных видов ограничений.

Ключевые слова: сфера туристических услуг, выездной туризм, специфика рынка, факторы развития, спрос, рынок, стимулирование, факторы формирования рынка..

Сфера туристских услуг является одной из самых быстроразвивающихся секторов экономики, которая создаёт занятость населения и имеет мультипликативный эффект для отраслей, с которыми пересекается в ходе осуществления своей деятельности.

Развитие рынка туристских услуг носит важное социальное и экономическое значение, обеспечивая основу для удовлетворения рекреационных нужд населения страны и других государств. Социальное значение туризма подкрепляется решением проблем с оздоровлением граждан, повышением занятости населения и развитием индивида. Быстрое развитие и повышение роли туризма в экономике способствует более тщательному изучению этой сферы деятельности, аспектов её функционирования и состава. Кроме того, отечественная структура туристского рынка отличается превалированием выездного потока туристов.

Базу развития туристской индустрии составляют:

• расширение доли въездного туризма;

• уменьшение несоответствий между ресурсным насыщением и уровнем их использования;

• повышение распространения национального туристского продукта;

• поддержка рынка туристских услуг государством.

Индустрия туризма действует как межотраслевой комплекс с помощью отлаженных связей с государственными службами. А именно, имеются связи с правовыми структурами, финансово-экономическими и кадровыми. Поддержка государства состоит в мотивации потребностей населения к использованию туристских услуг. Отражение положительного результата на рынке туристских услуг характеризуется её прибыльностью и вкладом в мировую экономику.

Анализ и оценка проблем и специфики рынка туристских услуг под влиянием разных факторов освещается во множестве отечественных и зарубежных научных трудов. При написании данных трудов главное внимание уделяется основам проведения государственной и региональной туристкой политики, которая в свою очередь устанавливает организационные и экономические регуляторы политики развития рынка туристских услуг, условия появления и основы функционирования организаций, осуществляющих рекреа-ционно-туристскую деятельность, систематизацию форм и видов, планирование финансово-хозяйственной деятельности организаций, занимающихся туристкой деятельностью,

1 Колесников А.М., профессор кафедры экономики высокотехнологичных производств, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург

Kolesnikov A.M., Professor of the Department of Economics of High-tech Manufacturing, Doctor of Economics, Professor; Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg E-mail: 9843039@mail.ru

предпосылки развития регионального рынка туристских услуг методом экономическом оценки и отлаживания привлекательности территорий для туристов.

Оценка научных трудов говорит о том, что влияние факторов в туристской индустрии изучено недостаточно, что негативно отражается на развитии рынка туристских услуг и туризма в целом и повышает актуальность данного вопроса.

Прогресс в развитии туризма полностью зависит от целого ряда условий, которые устоялись в обществе, а именно: природно-географических, социально-экономических, историко-политических, демографических.

Факторы развития рынка туристских услуг подразделяются на внутренние и внешние.

Фактор в туризме представляет собой некое условие или обстоятельство туристкой практики.

Внешние факторы оказывают влияние на туристские услуги с помощью социальных перемен и демографических изменений, финансового и экономического развития, правового и политического управления, торгового развития, изменения транспортной структуры. Под внешними факторами подразумевается география региона, политическое взаимодействие между странами, международное разделение труда и уровни цен у каждой из стран.

Решающими факторами в развитии рынка туристских услуг являются внутренние факторы.

К ним относятся особые климатические условия и география территории, на которой располагается страна, ресурсная обеспеченность той или иной местности и эффективность использования данного ресурсного потенциала, политическая ситуация, сложившаяся в стране, а также экономическое состояние страны и уровень благосостояния граждан. Население будет пользоваться туристскими услугами при наличии финансовых средств, что при ухудшающемся положении экономики страны будет невозможно.

Кроме того, немаловажное значение для развития туристских услуг играет внутренняя политическая обстановка. Стабильность - залог спокойного отдыха граждан, который может быть обеспечен при устойчивости общественного строя.

Важен и уровень развития производительных сил, и уровень развития рынка туристских услуг, его взаимодействие с транспортной системой, развитие инфраструктуры туризма, социально-культурная составляющая жизни населения.

Факторы классифицируются в зависимости от влияния на туристскую деятельность на:

• факторы привлечения;

• факторы дифференциации спроса.

Первые из представленных побуждают желание у населения путешествовать. К ним относятся культурно-социальные и природные условия в стране.

Факторы разделения спроса подразумевают под собой выбор путешественником места, которое он собирается посетить. На его выбор влияет развитие инфраструктуры и социально-экономическое развитие страны.

Факторы, влияющие на развитие рынка туристских услуг также можно подразделить на две группы. В первую группу входят объективные факторы, которые уже сформированы историческим развитием общества. Их основная цель - регулирование туристской деятельности. Во вторую группу входят государственная политика в туризме, наличие структуры и состав законодательства, туристское образование в обществе.

Факторов, влияющих на развитие туристских услуг, огромное множество, все они разнообразны и по-разному оказывают воздействие на состояние рынка. Благоприятные факторы способствуют выходу на лидирующие позиции отдельных регионов, что также повышают статус страны в мировом туризме. Неблагоприятные факторы влияют на снижение общего потока туристов [5].

Существуют два вида основных факторов развития: статические и динамические. Статические факторы не подвержены влиянию времени. Это природные факторы, культурно-исторические, географические.

Динамические факторы включают в себя:

• демографические (увеличение народонаселения, рост количества населения в городах с учётом уменьшения численности жителей сёл), изменение возрастного состава населения (вследствие повышения средней продолжительности жизни населения большее количество людей в состоянии позволить себе отдых, в том числе и возможность путешествовать);

• социальные (повышение уровня благосостояния населения развитых стран, увеличение количества дней в оплачиваемом отпуске, уменьшение рабочей неде-

ли в днях, рост количества работающих женщин и повышение среднего дохода на семью, увеличение числа одиноких людей, более позднее создание брачных союзов между людьми, увеличение числа семейный пар без детей, выход на пенсию в более раннем возрасте, увеличение числа людей, осознающих широту туристских возможностей);

• экономические (представляют собой модификацию структуры потребления товаров и услуг, а именно увеличение доли туристских услуг в потребительской корзине);

• культурные (повышение уровня культуры у населения разных стран и как следствие повышение мотивации к путешествиям и знакомству с культурами зарубежных стран);

• научно-технический прогресс (предполагает скорое развитие материально-технической базы туристской сферы, формирует подходящие условия для коллективного туризма);

• международные факторы (успокоение международного климата, налаживание взаимоотношений между государствами и переход к мирному решению конфликтов, процессы, связанные с глобализацией, рассматривание спорных международных вопросов с помощью переговоров.

К основным факторам, которые предопределяют развитие зарубежного туризма, относят:

- содействие государства (предыдущая практика отражает прямое влияние необходимости государственной поддержки для достижения успеха в развитии рынка туристских услуг);

- повышение благосостояния населения;

- уменьшение количества времени, проводимого на работе;

- урбанизация (переезд населения из сёл в города и проведение своего свободного времени преимущественно вне мест проживания);

- уровень сознания в обществе.

У западных учёных своё мнение по поводу факторов, которые определяют, насколько привлекателен регион для туристов. К ним относятся: природа и климат региона, его инфраструктура и уровень цен на рынке туристских услуг, спортивные, образовательные и рекреационные возможности региона, культурно-социальные параметры.

Последний фактор привлекателен для туристов такими составляющими как традиции, живопись, музыка, религия, архитектура региона, национальная одежда и особенности, характерные для культуры той или иной страны.

Вся общность факторов формирует у туриста представление о желаемом отдыхе и составляет основу потребностей потребителей туристских услуг. К таким особенностям относятся:

- частота туристских путешествий;

- преимущество при выборе туристского центра и места отдыха;

- формирование желаемого туристского отдыха и его структуры;

- предпочтение при выборе туристской фирмы;

- информация по предлагаемой цене;

- наличие раздражителей при выборе туристского предложения.

К одним из видов основных факторов, влияющих на рынок туристских услуг, относятся личностно-поведенческие. Из всей общности факторов данный фактор является одним из самых важных, так как оказывает огромное влияние на предпочтение потребителя. Он состоит из мотивов, которые призывают туриста к выбору определённого вида путешествия, соответствующего его требованиям.

Согласно оценке поведенческого фактора, при выборе потребителем предпочитаемого места для отдыха, выявлен факт возвращения некоторого количества туристов в места предыдущего отдыха, в те места, в которых они отдыхали ранее. Безусловно, при отсутствии лечебных или сентиментальных мотивов.

С увеличением доходов населения всё большую роль в выборе играют психологические факторы. Личное мнение о путешествии потребитель туристских услуг составляет только после возвращения из поездки и по прошествии некоторого количества времени. До начала путешествия потребитель может представить предстоящий ему отдых только на основе предложенной туристской компанией информации или альтернативных источников. Стоит понимать, что своё мнение потребитель может составить, только основываясь на личных ощущениях после поездки. Значение информации в данном случае достаточно высоко в связи с построением потребителем определённых ожиданий от планируемого отдыха и при условии того, что ожидания совпадут с реальностью, можно надеяться на положительный отзыв потребителя и возможное повторное путешествие в понравившееся ему место отдыха.

Основной целью рынка туристских услуг является предоставление качественного места для отдыха потребителя и организация его свободного времени. В связи с этим, развитие рынка туристских услуг основывается на двух главных моментах, таких как свободное время и финансовые возможности потребителя для осуществления путешествий.

Факторы, влияющие на развитие туризма, также подразделяются на позитивные и негативные, которые связаны с состоянием страны (политическим, правовым, социально-экономическим).

Положительные факторы включают в себя:

• устойчивость и публичность политики и экономики;

• повышение общественного богатства и увеличение доходов;

• уменьшение рабочего времени и увеличение времени на отдых;

• развитие информационных технологий, коммуникаций, транспортных связей;

• рост урбанизации;

• рост общественного интеллекта;

• стимулирование иностранных инвестиций в туризм;

• усиление позиций Российской Федерации на туристском рынке мира;

• облегчение структуры налогового, таможенного и валютного регулирования;

• льготы и скидки для людей с ограниченными возможностями, а также мотивация молодого и старшего поколений на приобщение к туризму;

• помощь в развитии приоритетной туристской деятельности индустрии.

Негативные факторы включают в себя:

• сложности у стран в нахождении решений международных конфликтов;

• отсутствие устойчивости в политике и интеграции в мировое хозяйство;

• экономический застой и снижение уровня благосостояния граждан;

• неустроенность туристских ресурсов;

• отсутствие развития на рынке туристских услуг;

• несоразмерное использование ресурсов окружающей среды и растрата исторической и культурной составляющей;

• низкие доходы граждан и отсутствие времени на отдых и восстановление;

• загрязнение окружающей среды и экологическая опасность;

• неоценённость роли рынка туристских услуг в развитии интеллектуальной составляющей общества;

• недостаток стимулирования притока инвестиций в сферу туристкой деятельности;

• приуменьшение роли туристского бизнеса в пополнение бюджета и развитие экономики страны.

Данные факторы, оказывающие прямое влияние на развитие туристского рынка, обязаны определять приоритетные цели развития туристского бизнеса и формировать цели его регулирования государством.

Положение рынка туристских услуг определяет экономическую ситуацию, которая установилась на данный момент времени с учётом влияния разных условий, формирующих пропорции влияния спроса и предложения, а также уровень цен на туристские услуги.

Проведённый анализ факторов позволил сформировать структуру факторов, оказывающих влияние на развитие туристских услуг, основывающихся на спросе и предложении.

К особенностям представленной структуры можно отнести постоянные и временные ограничения, которые относятся к группе состава рынка и нормативно-правовых факторов, формирующих состояние политики, административные факторы воздействия на экономические субъекты, факторы, которые составляют основу правовой среды бизнеса, природоохранные ограничения, факторы организационного плана.

ПГНГ№НЫР ФАКТОРЫ

ФАКТОРЫ ГПРПСА

факторы пррлшигрния

КОНЪЮНКТУРА ¡'ЫНКЛ и НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ

потребители

-щчйтно и образ жнзнн; -сошильный II профессиональный статус; -демографические данные: -потребность а отдыхе, -цели, мотивы;

• нлднввдуал ь ные особенное™ реареактпв; -нттрактнвнасть цели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- иттрактнвнасть дсстн нацин;

- качество рскшкы, -СС&Онныс 1рСйОванпк: -нерациональные факторы спроса, риск:

лрйЕюнь чи«1.чцсиия пробна; -степс нь отдллен кости: •наличие бренда местности, цревд иа иди ТРП

-ПОйиглчССкнС |]>лкторы: -ме ¡клу народим право: -глобалпэяши эноюмнкн; -законы и правовая среда бпжеа:

- пйддсржъп государства;

- кадастр природных п ряреащовтк ресурсов;

СТ^ЛСТЛН раЧПГШЯ

регионов. ннтеграцця ТРП; -фахгйры ;цмннастрат некого воздействия центральны* II МвСТНЫХ ОрГЯНйВ ВДаСГН!

-щшродсчхравньк нормативы. ограниченна л противоречия; -целевые программы: ■кокюсрешшя; -институты:

-кОн-ьЮнк-Тл рл рынка

продукт, услуги

-мкотоаспсктность >1 разнообразие формирования: -юосязаемость до его реализации; -материи.! ьнос и нематериальное продление: -агтрактивнОСга климата и местности:

-комплексность г сложность; -ли|н|к;рсн[111ч!1111){ и качество; - ||ч>.ч кк. сС)|> И ВИШОНаЛЬНЫе ОСОбеННОСТН:

-зависимость от стадии жл^кСннр! о цикла ТРП 11 продукте -информационная насыщенность: -качество рекламы;

-ивнснмость прое кта ОТ

бренда

Рис. 1 - Факторы формирования и развития рынка туристских услуг Источник: URL:http://tourlib.net/statti_tourism.

Важным фактором сдерживания развития рынка туристских услуг является распределение нагрузки на определённую дестинацию, или туристский объект. Эта нагрузка может проявляться в экономической, экологической, психологической и иных формах.

Дестинация представляет собой территорию, которая способна привлекать и удовлетворять потребности множества потребителей туристских услуг. Нагрузка на рекреационную составляющую является степенью безопасности экологии туристской дестина-ции. Она в свою очередь должна быть ограничена допустимыми объёмами, в которых не причинит вреда объекту отдыха.

В той же мере следует оценивать противоречия, которые затормаживают развитие рынка туристских услуг. На уровне туристского объекта могут происходить ситуации недопонимания между туристами и местными жителями, между хозяйственной деятельностью в рамках рекреационного объекта и характерных особенностей местности. Наличие туристских объектов предполагает решение возникающих конфликтных ситуаций на региональном уровне, что предполагает необходимость в создании структуры, управляющей туристским объектом.

А. Смит создал базис теории международной торговли товарами и услугами, а также теорию абсолютного преимущества. Он обнаружил, что страны стимулируют свободное развитие международной торговли по той причине, что получают выгоду вне зависимости, являются ли они экспортёрами или импортёрами. Каждая страна считает необходимым вывозить товары и услуги, на которые ниже издержки производства и ввозить в страну товары и услуги, на которые издержки производства выше, чем за границей, а именно, имеются абсолютные преимущества.

Д. Рикардо доказал, что данный принцип лишь частный случай от общего правила. Его теория приобрела название теории сравнительных преимуществ, с помощью которой определяется характер двусторонних обменов международными продуктами туризма как следствие разницы между ценами у каждой из стран.

Таким образом, на основе анализа представленных факторов формирования рынка туристских услуг и существующих подходов к созданию их структуры и системы выявлена необходимость уточнения нормативно-правовых и другого рода ограничений.

Конъюнктура рынка туристских услуг, рассматриваемая в данной классификации, которая является результатом взаимодействия разных условий и факторов, формирующих пропорциональное соотношение между силами влияния спроса и предложения, а также уровнями и динамикой цен на туристский продукт, отражает фактическую экономи-

ческую ситуацию. В условиях активной конкуренции успешное формирование рынка туристских услуг и развитие международного туризма возможно на основе преобразования туристско-рекреационных предприятий в кластеры, и поддержки государством сферы туристских услуг с помощью интенсификации развития её инфраструктуры.

Список использованных источников

1. Федеральный Закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред.28.12.2016 г.) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

2. Постановление правительства Ленинградской области от 19.02.2014. № 29 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года".

3. Агабекян И.П. Английский язык: сервис и туризм: Учебное пособие для бакалавров / И.П. Агабекян. - М.: Дашков и К, 2016. - 312 c.

4. Путрик Ю.С. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 256 с.

5. Балабанов И.Т. Экономика туризма: учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

6. World Tourism Organization - [Электронный ресурс]. URL: http://unwto. org.(дата обращения 15.03.17).

7. Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы // Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL:http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/ (дата обращения 27.03.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.