Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на процесс формирования стоимости пакета туристических услуг'

Анализ факторов, влияющих на процесс формирования стоимости пакета туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / SUPPLY / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРПАКЕТ / TOUR PACKAGE / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / TRAVEL SERVICES / ТАРИФ / TARIFF.F

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Ирина Анатольевна, Искаджян Симон Оганнесович

Сфера туризма под воздействием глобального развития за относительно короткий промежуток времени стала одной из ведущих отраслей мировой экономики. Рыночная структура претерпевает кардинальные изменения, формируя следующие условия для коммерческой деятельности: жесткая конкурентная среда, качественное и количественное изменение потребительского спроса, динамичное развитие в смежных с туризмом отраслях, усиление значения государственного контроля. В этих условиях тарифы туристических услуг на рынке могут меняться непредвиденными темпами, непосредственно влияя на уровень доходов хозяйствующих субъектов. В статье рассмотрены основные факторы, которые влияют на процесс ценообразования в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на процесс формирования стоимости пакета туристических услуг»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ПАКЕТА ТУРИСТИЧЕСКИХ

УСЛУГ

Киселева И.А.1, Искаджян С.О.2 Email: Kiselеvа627@scientifictext.ru

'Киселева Ирина Анатольевна - доктор экономических наук, профессор,

кафедра математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва;

2Искаджян Симон Оганнесович - кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой,

кафедра экономических наук, Ереванский филиал

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: сфера туризма под воздействием глобального развития за относительно короткий промежуток времени стала одной из ведущих отраслей мировой экономики. Рыночная структура претерпевает кардинальные изменения, формируя следующие условия для коммерческой деятельности: жесткая конкурентная среда, качественное и количественное изменение потребительского спроса, динамичное развитие в смежных с туризмом отраслях, усиление значения государственного контроля. В этих условиях тарифы туристических услуг на рынке могут меняться непредвиденными темпами, непосредственно влияя на уровень доходов хозяйствующих субъектов. В статье рассмотрены основные факторы, которые влияют на процесс ценообразования в туризме. Ключевые слова: спрос, туризм, турпакет, туристические услуги, тариф.

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE PROCESS OF FORMATION OF VALUE PACKAGE TRAVEL SERVICES Kiselеvа I.A.1, Iskadzhyan S.O.2

'К1.1е1еуа Irina Anatolievna - Doctor of Economics, Professor, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN ECONOMICS;

2Iskadzhyan Simon Ogannesovich - Candidate of Economic Sciences, Deputy Head, DEPARTMENT OF ECONOMIC SCIENCES, YEREVAN BRANCH,

PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: travel under the influence of global development in a relatively short span of time has become one of the leading sectors of the global economy. The market structure is undergoing fundamental changes, creating the conditions for the following business: a tough competitive environment, the qualitative and quantitative changes in customer demand, rapid development in the tourism-related industries, the increased importance of government control. Under these conditions, rates of tourist services on the market can vary unforeseen pace, directly affecting the level of business entities incomes. The article examines the main factors that influence the process of pricing in tourism. Keywords: supply, tourism, tour package, travel services, tariff.f

УДК 330

Внешнюю среду компании иначе можно определить как рыночную, поскольку ее составляющие непосредственно связаны с рыночной экономикой. Маркетинговое управление ценообразованием должно учитывать роль и значение факторов внешней среды в процессе формирования тарифа туристической услуги, что позволит эффективно воздействовать на его структуру и динамику в соответствии с рыночной ситуацией. Внешние факторы, влияющие на рыночную стоимость туристического пакета, следует рассматривать в трех направлениях: потребительский спрос, конкуренция, каналы распределения [1].

Рациональное управление туристическими предприятиями целесообразно проводить с использованием адекватных динамических моделей, базирующихся на принципиально новых подходах, в том числе на рефлексивном. Последние исследования в области динамики экономических систем и отсутствие моделей, позволяющих определить состояние

конкурентоспособности туристических предприятий на новом этапе развития рынка, обосновывают целесообразность разработки комплексной динамической модели прогнозирования, уровня конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса. Бизнес-процессы, происходящие внутри туристического предприятия, обладают свойством инерционности, внешняя среда предприятия нестабильна, следовательно, требуется оценить траекторию развития на основе достигнутых конкурентных преимуществ и проанализировать способность предприятия приспосабливаться к изменениям внешней среды, не ухудшая текущего уровня эффективности [3, с. 183].

Специфика деятельности туристических фирм состоит в том, что они работают в условиях достаточно жесткой конкуренции и в условиях сезонного колебания спроса. Обычным и наиболее простым инструментом адаптации фирм к изменяющимся условиям является ценовой механизм. Однако снижая цены в периоды падения спроса (либо под влиянием фактора сезонности, либо в результате увеличения конкурентных предложений) предприятие теряет в своей доходности и снижает уровень конкурентоспособности. Выходом может являться введение инноваций, стимулирующих спрос и позволяющих предприятию уйти от конкурентов в новый сегмент рынка. Несмотря на то, что внедрение инноваций требует затрат, инновационная реакция предприятия на неблагоприятную ситуацию может компенсировать эти затраты и принести дополнительную выгоду [2, с. 118]. Однако это требует количественной оценки, что и осуществляется с помощью рассматриваемой модели.

Рыночная цена продукта, как известно, формируется под действием закона спроса и предложения. Отметим, что и сфера туризма не исключение, тарифы в ней формируются, в первую очередь, в рамках взаимовлияния спроса и предложения. Если предложение связано с возможностями компании, то спрос имеет множество внешних факторов формирования.

Спрос в туризме подразумевает объем денег, который население готово обменять на конкретную услугу на данном промежутке времени [4]. Спрос может быть потенциальным и фактическим. С точки зрения влияния на тарифы, фактический спрос можно рассматривать как прямой фактор ценообразования, а потенциальный - как косвенный, или долговременный. В любом случае на рыночный спрос воздействуют: тариф тура, доходы покупателей, тарифы заменяемых услуг, ожидания людей, сезонность, маркетинговое продвижение тура. Функциональная зависимость спроса от представленных факторов имеет следующий вид (1):

в(Б) = ^(Р; 1п; Р]; Е; &; М) (1),

где Б - потребительский спрос на рынке; Р - тариф тура; 1п - доходы покупателей; Pj -тарифы заменяемых услуг, ] = 1, п ; Е - ожидания людей; Se - сезонность; М - маркетинговое продвижение тура.

В зависимости от конкретных условий рынка данная зависимость может быть как линейной, так и нелинейной. В любом случае основной фактор, с которым спрос взаимозависим, это рыночные тарифы.

Ценовая составляющая предполагает уменьшение объема спроса при повышении рыночных тарифов и увеличение величины спроса при понижении рыночной цены. Этот закон в экономике называется эластичностью спроса по цене и имеет следующую формулу расчета (2)

Ег = (2),

' в Р

где ДQ - изменение объема продаж за определенный период;

Q - объем продаж в базовом периоде;

ДР- изменение рыночных тарифов за рассматриваемый период;

Р- рыночный тариф в базовом периоде.

Если Ер=0, то изменение тарифов не влияет на спрос. На рынке туризма нулевая эластичность - не характерное явление, рынок в значительной степени восприимчив к ценовым изменениям. Повышение тарифов не может не повлиять на уровень спроса.

Когда <1, то в данном случае изменение тарифа на 1% приводит к небольшим

изменениям спроса. Тип эластичности характерен для товарного рынка, а на рынке услуг имеет место только в отдельных случаях.

В случае |Е^| >1, эластичность спроса по цене, при которой 1% изменения тарифа приводит к более чем 1% изменения спроса в экономике, называется высокоэластичным.

Если El =1, то наблюдается единичная эластичность спроса по тарифам, при которой

изменение тарифа на 1% ведет за собой изменение спроса на 1%. На рынке единичная эластичность - частное явление, но снижение тарифов в данной сфере не всегда означает рост потребительского спроса.

Список литературы / References

1. Баумгартен Л.В. Анализ туристической отрасли по модели конкуренции М. Портера // Менеджмент в России и за рубежом, 2007. № 5. С. 106-111.

2. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса. / Статистика и Экономика, 2011. № 5. С. 115 - 119.

3. Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли. // Аудит и финансовый анализ, 2012. № 2. С. 182 - 185.

4. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: учеб. пособие. М.: Издательство РДЛ, 2007. 480 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ Киселева И.А.1, Клименко Т.А.2 Email: Kiselеvа627@scientifictext.ru

'Киселева Ирина Анатольевна - доктор экономических наук, профессор, кафедра математических методов в экономике;

2Клименко Татьяна Александровна - студент, кафедра математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: статья посвящена актуальной теме современности - управлению рисками и проблемам экономической безопасности. В статье рассматриваются важные вопросы экономической безопасности предприятий как составляющей социально-экономической системы страны и экономические риски организаций. В статье отражено, что одним из главных факторов риска является сама природа предпринимательства. Ключевыми параметрами экономической безопасности организации являются финансовая независимость, финансовая устойчивость, стабильность, способность к развитию, обновлению фондов, улучшению положения на рынке. Для создания стратегии экономической безопасности исследуются факторы, которые могут повлиять на деятельность организации. Ключевые слова: риски, управление рисками, экономическая безопасность, предприятие.

ECONOMIC RISKS AND SECURITY COMPANIES Kiselеvа I.A.1, Klimenko T.A.2

'К1.1е1еуа Irina Anatolievna - Doctor of Economics, Professor, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN ECONOMICS;

2Klimenko Tatyana Aleksandrovna - Student, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN ECONOMICS, PLEKHANOVRUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: the article is devoted to the actual topic of our time - the risk management and problems of economic security. The article deals with the important issues of economic security of enterprises as part of the socio-economic system of the country and economic risks organizations. The article reflected that one of the major risk factors is the very nature of business. The key parameters of economic security organizations are financial independence, financial strength, stability, ability to develop, update assets, improve market position. To create an economic security strategy explores the factors that may affect the activities of the organization. Keywords: risks, risk management, economic security, company.

УДК 330

На данном этапе развития экономики Российской Федерации остро стоит вопрос экономической безопасности страны и соответственно предприятий, как ее составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.