Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений'

Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3142
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ГЛОБАЛЬНАЯ МАКРОСРЕДА / ЛОКАЛЬНАЯ МАКРОСРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурьев М.Е.

К категории социально-психологического климата близко понятие коллективной сплоченности, под которой понимается эмоциональная приемлемость и удовлетворенность теми отношениями, которые складываются в коллективе, между его членами. Важными компонентами социально-психологического климата выступают факторы его формирования. К наиболее важным следует отнести: личность руководителя, стилевые приемы руководства коллективом, используемые методы коллективного руководства и отношение к руководителю, как авторитетному лидеру коллектива. Результаты влияния данных факторов проявляются во внутриколлективных отношениях членов коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений»

86

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Гурьев М.Е.*

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

К категории социально-психологического климата близко понятие коллективной сплоченности, под которой понимается эмоциональная приемлемость и удовлетворенность теми отношениями, которые складываются в коллективе, между его членами. Важными компонентами социально-психологического климата выступают факторы его формирования. К наиболее важным следует отнести: личность руководителя, стилевые приемы руководства коллективом, используемые методы коллективного руководства и отношение к руководителю, как авторитетному лидеру коллектива. Результаты влияния данных факторов проявляются во внутриколлективных отношениях членов коллектива.

Ключевые слова социально-психологический климат; внутриколлективные отношения; общение; профессионализм; глобальная макросреда; локальная макросреда; психологическая совместимость; коммуникативная компетентность.

Социально-психологический климат характеризуется следующими базовыми компонентами:

- ценностными ориентациями;

- установками и нормами поведения коллектива.

На социально-психологический климат влияют факторы макро и микросреды. Факторами макросреды является тот непосредственный социальный фон, который выступает в качестве основы развития отношений людей. Такие факторы включают в себя:

- общественно-политическую ситуацию в стране;

- экономическую ситуацию в обществе;

- организацию жизни людей в государстве;

- уровень качества жизни людей в стране;

- факторы социально-демографического роста населения страны;

- факторы регионального характера;

- факторы затрагивающие этнические вопросы [13].

К факторам микросреды следует отнести элементы материального и духовного окружения личности в коллективе. Среди них выделяются:

- объективные, которые содержат технические, санитарно-гигиенические и организационные элементы;

Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

Психологические науки

87

- субъективные, которые включают особенности связей, возникающих между членами коллектива на официальном и организационном уровне, а также товарищеские контакты, стиль руководства коллективом, элементы взаимопомощи и сотрудничества.

Любой человек относится к благоприятному климату в коллективе с состоянием глубокого удовлетворения, к тем отношениям, которые складываются у него с коллегами по работе, с самой работой, ее результатами, а также с руководителями этого коллектива.

Настроение человека обусловлено благоприятным социально-психологическим климатом в коллективе, кроме того он положительно влияет на творческий потенциал человека, его желание работать в этом коллективе, отдавать все свои физические силы на благо окружающих его людей.

Что касается неблагоприятного социально-психологического климата, то он индивидуально переживается каждым человеком через проявления неудовлетворенности к:

- складывающимся взаимоотношениям в коллективе;

- руководителю коллектива;

- условиям и содержанию труда [6].

Все это непосредственно влияет на настроение человека, его работоспособность и активность, а также здоровье. Благоприятный социальнопсихологический климат характеризуется следующими показателями:

1. В коллективе преобладает приподнятое настроение во взаимоотношениях работников, присутствует оптимистическое настроение. Отношения строятся на принципах сотрудничества, доброжелательности и взаимопомощи. Члены коллектива стремятся к совместной деятельности и коллективных способах проведения досуга. Взаимные действия сопровождаются поддержкой одобрением и конструктивными пожеланиями.

2. В коллективе преобладают нормы уважительного и справедливого отношения ко всем его членам, считается нормой поддерживать слабых, выступать в их защиту, помогать новичкам.

3. В коллективе высоко ценятся такие черты личности, как: честность, порядочность, трудолюбие и бескорыстие.

4. Члены коллектива являются активными, полными энергии, откликающимися на полезные дела, имеют высокие показатели в своей профессиональной деятельности.

5. Все удачи или недостатки вызывают у всех членов коллектива одинаковые чувства сопричастности и сопереживания.

6. Все внутри коллективные микрогруппы связаны между собой взаимными чувствами: расположения, взаимопонимания и сотрудничества [4].

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуется следующими показателями:

88

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

1. В коллективе преобладает:

- пониженный эмоциональный тонус и пессимистические настроения;

- атмосфера конфликтности, соперничества, агрессивности, антипатии друг к другу;

- негативное отношение к дружественным контактам друг с другом;

- критика в отношении друг друга переходит рамки дозволенного, носит характер завуалированных выпадов, прямых и скрытых оскорблений;

- полное игнорирование и отрицание чужого мнения.

2. Коллектив практически полностью лишен таких норм, как справедливость и равенство между его членами, преобладает деление коллектива на «избранных» и «изгоев» с пренебрежительным отношением к последним, культивируется негативное отношение к новичкам, отношение к ним как к чужим, с элементами враждебности.

3. Отношение к таким чертам характера личности, как: честность, порядочность, добросовестность, бескорыстие, трудолюбие в коллективе резко негативное и осуждаемое.

4. В коллективе преобладает: инертность, пассивность, обособление. Коллектив мобилизовать на решение общих задач невозможно.

5. Успехи или неудачи кого-либо из членов коллектива воспринимаются безразлично другими его членами, вызывая при этом зависть или злорадство.

6. В коллективе складываются микрогруппы, конфликтующие друг с другом и отказывающиеся от совместного участия в решении внутригрупповых задач.

7. Коллектив оказывается не способным объединиться для решения сложных, экстремальных задач. В нем присутствует растерянность, взаимные обвинения, не понимание друг друга. Такой коллектив является закрытым, люди в нем не стремятся сотрудничать с другими коллективами [2].

Сущность социально-психологического климата внутриколлективных отношений заключается в той эмоциональной окраске психологических связей, которые возникают между членами коллектива на уровне симпатий, совпадения склонностей, интересов и характеров.

Важнейшей проблемой руководства коллективом является учет непосредственной взаимосвязи эффективности организации коллектива с тем социально-психологическим климатом, который в нем сложился. В соответствии с этим важно знать как составляющие социально-психологического климата коллектива, так и основные условия и показатели их реализации.

Следует отметить, что благоприятный социально-психологический климат формируется в коллективе в результате проведения целенаправленной воспитательной работы и осуществления комплекса психолого-педагогических мероприятий. Общая картина благоприятного взаимодействия в коллективе дополняется разнообразными личными взаимоотношениями, возникающими между людьми в процессе различных видов совместной дея-

Психологические науки

89

тельности. Именно удовлетворенность взаимоотношениями, причем как по горизонтали (с товарищами по работе), так и по вертикали (с руководителями) рассматривается в качестве одного из важнейших показателей, влияющего на благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе и на эффективность труда его членов [1].

Важно отметить, что удовлетворенность горизонтальными взаимоотношениями тесно связана с частотой обсуждения в трудовом коллективе вопросов, связанных с непосредственной работой, а также с той частотой личных контактов, членов этого коллектива, которые происходят в свободное время. Даже в процессе официальной обстановки у людей формируется круг личных отношений, которые влияют на социально-психологическую атмосферу внутри трудового коллектива, на стиль деятельности его членов, складывающиеся внутриколлективные взаимоотношения.

Выстраивая сложную систему взаимодействий и взаимоотношений, люди в коллективе соотносят себя с определенными позициями, которые основываются на их неофициальном личном авторитете, в этой группе людей, формированию и развитию которых способствует общение.

Общение представляет собой сложный процесс, он связан с установлением контактов, развитием взаимоотношений и совершенствованием взаимодействий между членами коллектива. Основными функциями общения здесь выступают такие, как:

- организовывание комфортных условий для людей, в процессе их совместной деятельности;

- разработка, на основе согласованных позиций людей, коллективной стратегии взаимных действий;

- взаимопознание членами коллектива друг друга, в процессе совместной деятельности;

- выработка взаимоприемлемых взаимоотношений между членами коллектива.

Положительно влияет, на складывание благоприятного социально-психологического климата коллектива, наличие, у его членов, таких свойств личности, как:

- коммуникабельность;

- ответственность;

- дисциплинированность;

- культура поведения;

- тактичность;

- порядочность [8].

В целом, самочувствию людей, которое определяет и совокупный социально-психологический климат коллектива, во многом сопутствуют особенности протекания у членов коллектива психических процессов (познавательных, волевых и эмоциональных), а также проявления у них черт характера и особенностей темперамента.

90

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Важное значение играет профессиональная подготовка или те знания, навыки и умения, которыми человек овладел, при подготовке к занятию определенным видом деятельности. Высокий профессионализм, знание человеком своего дела, вызывает у других членов коллектива, заслуженное уважение и авторитет. Такой работник является образцом для подражания для других и тем самым способствует повышению профессионального мастерства у своих коллег.

Важно выявить факторы, формирующие социально-психологический климат внутриколлективных отношений. К наиболее важным факторам, оказывающим влияние на социально-психологический климат производственного коллектива, относятся личностные качества руководителя этого коллектива, а также сложившаяся система профессионально-психологического отбора на административные должности руководящих кадров. Это связано с тем, что внутриколлективный климат зависит, как от авторитета руководителя и того стиля и методов руководства, которые он использует в своей практической деятельности, так и от индивидуальных особенностей сотрудников этого коллектива [3].

При всем многообразии разнообразных факторов, влияющих на социально-психологический климат внутриколлективных отношений, необходимо выделить наиболее значимые:

1. Состояние глобальной макросреды: стабильность общественной обстановки, проявляющейся в политической, экономической, социально-культурной, этнической и экологической областях. Это обеспечивает социальнопсихологическую комфортность членов общества, а следовательно опосредованно влияет на формирование климата в группе.

2. Состояние локальной макросреды, то есть организационная структура трудового коллектива, которая включает следующие структурные элементы:

- штатная численность организации;

- особенности статусно-ролевой структуры;

- отсутствие противоречий на функционально-ролевом уровне;

- наличие компонентов децентрализации власти;

- привлечение сотрудников к механизмам планирования;

- справедливое распределение ресурсов между сотрудниками;

- учет, при формировании штатного состава структурных подразделений, особенностей по: гендерному, возрастному, профессиональному, этническому, конфессиональному признаку [11].

3. Состояние физического микроклимата, санитарно-гигиенических условий труда. Загазованность помещений, плохая проветриваемость, недостаточная освещенность, плохая шумоизоляция, состояние изолированности и оторванности от людей, как правило приводят к быстрой утомляемости сотрудников коллектива, их повышенной эмоциональной уязвимости, мелочной конфликтности, что деморализует внутригрупповые отношения. Если же при организации работы сотрудника организации (коллектива) учи-

Психологические науки

91

тываются наработки эргономики и инженерной психологии, созданы благоприятные условия на рабочем месте, социально-психологическая атмосфера в коллективе резко улучшается и становится благоприятной.

4. Состояние удовлетворенности работой сотрудником организации. Насколько она увлекает работника, способствует раскрытию его творческого потенциала и профессионального роста. Повышению привлекательности работы способствуют:

- чувство удовлетворенности условиями работы;

- уровень оплаты труда;

- справедливое материальное и моральное стимулирование;

- решение проблем по социальному обеспечению;

- справедливое планирование отпусков;

- удобно спланированный режим работы;

- хорошо поставленное информационное обеспечение;

- возможности реализации карьерного роста;

- достаточный уровень профессиональной компетентности коллектива;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возможности повышения квалификации.

- хорошо отлаженная «вертикаль» и ««горизонталь» сложившихся взаимоотношений в коллективе [9].

На уровень привлекательности работы непосредственно влияет то, насколько ожидания человека соответствуют реальным условиям, с которыми он сталкивается, реализует ли эта работа его интересы и удовлетворяет ли круг определенных потребностей, которые человек выстраивает:

- хорошие условия труда и достойное материальное вознаграждение;

- общение строится на основе дружеских межличностных отношений;

- возможности достижения признания и успеха, участия в управленческом процессе, влиянии на поведение других членов коллектива;

- условия, позволяющие раскрыться творческому потенциалу, работа, увлекающая возможностями раскрытия личностных профессиональных качеств [12].

5. Благоприятному социально-психологическому климату в коллективе способствует тот характер, с которой выполняется деятельность. Если профессиональная деятельность протекает монотонно, с высоким уровнем ответственности и риском для здоровья сотрудника коллектива, на высоком уровне стрессогенных факторов и высокой эмоциональной насыщенностью, все это может значительно снизить социально-психологический климат в рабочем коллективе.

6. Наличие четкой, хорошо организованной совместной деятельности всех сотрудников коллектива. Создание формальной структуры коллектива, разработка способов делегирования полномочий, правильное формулирование генеральной цели, все это оказывает существенное влияние на формирование социально-психологического климата внутриколлекгивных отношений. В противовес этому, если в коллективе: нечетко распределены функ-

92

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

циональные обязанности, сотрудники не соответствуют своей профессиональной роли, не учтены факторы психологической личностной совместимости, напряженность отношений и конфликтность между членами такого коллектива резко возрастают.

7. Всестороннее решение вопросов психологической совместимости, оказывает большое влияние на формирование благоприятного социальнопсихологического климата внутриколлективных отношений. Психологическая совместимость, это результативное, качественное решение производственных задач, участниками коллектива, в процессе их совместной деятельности. Она может быть результатом сходства психологических характеристик, совместно работающих членов коллектива. Похожим людям намного легче вступать в контакты друг с другом. Такие люди чувствуют себя более защищенными, уверенными в себе, у них повышается самооценка. Психологическая совместимость включает механизмы взаимодополняемости. В результате психологической совместимости возникает взаимная симпатия и привязанность [10].

Психологическая совместимость зависит от степени однородности коллектива по различным психологическим и социальным характеристикам. Психологическая совместимость оценивается по трем уровням: психофизиологическому, психологическому и социально-психологическому:

- На психофизиологическом уровне, совместимость оценивается на основе сочетания функционирования основных систем органов чувств (зрения, слуха, осязания), свойств характера и видов темперамента. Данная совместимость особенно важна в процессе совместной деятельности членов коллектива. Так, при планировании совместной работы, важно учитывать, что люди, имеющие диаметрально противоположные виды темперамента (холерик и флегматик), работу будут выполнять с различным темпом. Это может вызвать взаимное напряжение в отношениях и конфликтные ситуации.

- На психологическом уровне предполагается совместимость на уровне: мотивов, потребностей, моделей поведения, характерологических особенностей.

- На социально-психологическом уровне совместимость основывается на соизмерении: интересов, социальных установок, социальных ролей, ценностных ориентаций. Двум доминирующим субъектам достаточно трудно выполнять совместную деятельность. Здесь совместимость возможна при условии, если один из участников ориентируется на подчинение другому. С импульсивным и вспыльчивым человеком лучше сладит уравновешенный и спокойный человек. Психологическая совместимость возможна при критичности к себе, терпимости и доверии к своему партнеру по взаимной деятельности [5].

8. Важнейшим фактором социально-психологического климата внутриколлективных отношений выступает характер и особенности коммуникаций

Психологические науки

93

в коллективе. Когда в коллективе отсутствует полная и точная информация по какому-либо важному вопросу, возникают слухи и сплетни, плетутся интриги и закулисные игры. Руководитель должен постоянно следить за тем чтобы сотрудники организации получали достаточное информационное обеспечение. При низкой коммуникативной компетентности у сотрудников также появляется коммуникативный барьер, растет напряженность, непонимание, недоверие, конфликтность в отношениях между сотрудниками коллектива. Созданию условий для положительной коммуникации в организации способствует: ясное и точное изложение своей точки зрения, творческое использование приемов конструктивной критики, умение активно слушать и анализировать информацию [14].

Исходя из вышесказанного следует, что под социально-психологическим климатом в коллективе понимается тот психологический настрой, который существует в производственной группе людей. К основным факторам психологического климата в коллективе следует отнести:

- уровень сложившихся в нем взаимоотношений по горизонтали и по вертикали;

- стиль руководства коллективом;

- сложившиеся внутриколлективные нормы взаимоотношений;

- хорошо организованная производственная обстановка (условия, в которых протекает деятельность, система морального и материального стимулирования).

Характерологические особенности социально-психологического климата коллектива определяет степень его развитости. Социально-психологический климат внутриколлективных отношений положительно связан с эффективной совместной деятельностью членов этого коллектива и их межличностным взаимодействием. Он проявляется в коллективных мнениях, настроениях, индивидуальном самочувствии и оценках жизнедеятельности личности в коллективе. Данные эффекты проявляются во взаимоотношениях членов коллектива в процессе совместной деятельности и решении коллективных задач. Социальной микроструктурой коллектива являются его члены, своеобразие которых проявляется в социальных и демографических признаках:

- возрасте;

- гендерных особенностях;

- профессии;

- образовании;

- национальности;

- социальном происхождении [7].

Психологическое своеобразие личности может способствовать либо мешать становлению чувства коллективной общности, то есть является важным фактором формирования благоприятного социально-психологического климата внутригрупповых отношений.

94

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Список литературы:

1. Алтунина И.Р. Социальная психология: учебник. - М.: Юрайт, 2015. -428 с.

2. Антонова Н.В. Психология управления. - М.: Высшая школа экономики, 2010. - 272 с.

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2002. - 453 с.

4. Евтихов О.В. Психология управления персоналом. Теория и практика. -М.: Речь, 2010. - 320 с.

5. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология: учебник. -М.: Юрайт, 2010. - 444 с.

6. Захарова Л.Н. Психология управления. - М.: Логос, 2012. - 276 с.

7. Зуб А.Т. Психология управления. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2015. - 384 с.

8. Коноваленко В.А., Коноваленко М.В., Соломатин А.А. Психология управления персоналом. - М.: Юрайт, 2014. - 478 с.

9. Корнаух И.И., Танаев В.М. Практическая психология управления. Типология на работе и дома. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 480 с.

10. Морозов А.В. Социальная психология. - М.: Академический Проект, 2013. - 336 с.

11. Парыгин В.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, 1981. - 191 с.

12. Розанова В.А. Психология управления. - М.: Альфа-Пресс, 2008. -384 с.

13. Самыгин С.И., Колесникова Г.И., Епифанцев С.Н. Социология и психология управления. - М.: КноРус, 2015. - 254 с.

14. Чеховский М.И. Психология делового общения / М.И.Чеховский. -М.: Новое знание, 2006. - 253 с.

СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

© Костенко Е.С.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, г. Ялта

В современном мире смешанных гендерных позиций все более актуальным становится изучение особенностей гендерной идентичности, гендерных ролей и стереотипов. В поле внимания многих исследователей попала проблема учета половых различий при изучении психиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.