Научная статья на тему 'Анализ факторов, усиливающих развитие урбанизации в Китае'

Анализ факторов, усиливающих развитие урбанизации в Китае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
217
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОРОДОВ / КИТАЙ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНЫЙ СТАТУС / МЕГАПОЛИС / "УМНЫЙ" ГОРОД / URBANIZATION / URBAN COMPETITIVENESS / CHINA / BALANCED DEVELOPMENT / COMPETITIVE ADVANTAGES / COMPETITIVE STATUS / MEGACITY / SMART CITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чжан Цзе

В статье рассмотрены теоретические основы международной конкурентоспособности городов, как наиболее влиятельного фактора усиления урбанизации. Исследованы основные методологические основы современных моделей устойчивого конкурентоспособного развития стран. Проведен бенчмаркинг устойчивой конкурентоспособности городов и провинций КНР и проанализированы современные приоритеты сбалансированного развития КНР. Выявлены характер и масштабы урбанизационных процессов на территории Китая. На основе качественных показателей анализируется сбалансированная конкурентоспособность городов КНР и развитие умных городов в провинциях Китая, как наиболее влиятельных факторов усиления урбанизации. Исследованы принципы правительственного влияния на рост устойчивой конкурентоспособности мегаполисов Китая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS THAT ENHANCE THE DEVELOPMENT OF URBANIZATION IN CHINA

The article considers the theoretical foundations of international competitiveness of cities as the most influential factor in increasing urbanization. The main methodological bases of modern models of sustainable competitive development of countries are studied. A benchmarking of the sustainable competitiveness of cities and provinces of China was conducted and modern priorities for the balanced development of China were analyzed. The nature and scale of urbanization processes in China are revealed. Based on qualitative indicators, the balanced competitiveness of Chinese cities and the development of smart cities in China's provinces are analyzed as the most influential factors in increasing urbanization. The principles of government influence on the growth of sustainable competitiveness of China's megacities are studied.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, усиливающих развитие урбанизации в Китае»

Анализ факторов, усиливающих развитие урбанизации в Китае

Чжан Цзе

аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, galya66888@mail.ru

В статье рассмотрены теоретические основы международной конкурентоспособности городов, как наиболее влиятельного фактора усиления урбанизации. Исследованы основные методологические основы современных моделей устойчивого конкурентоспособного развития стран. Проведен бенчмаркинг устойчивой конкурентоспособности городов и провинций КНР и проанализированы современные приоритеты сбалансированного развития КНР. Выявлены характер и масштабы урбанизационных процессов на территории Китая. На основе качественных показателей анализируется сбалансированная конкурентоспособность городов КНР и развитие умных городов в провинциях Китая, как наиболее влиятельных факторов усиления урбанизации. Исследованы принципы правительственного влияния на рост устойчивой конкурентоспособности мегаполисов Китая. Ключевые слова: урбанизация, конкурентоспособность городов, Китай, сбалансированное развитие, конкурентные преимущества, конкурентный статус, мегаполис, «умный» город.

Обострение конкурентной борьбы в условиях развертывания четвертой промышленной революции обусловило неравномерность экономического и социального развития не только отдельных стран, но и регионов и городов. В этих условиях формирование и реализация эффективных конкурентных стратегий мегаполисов ради обеспечения высокого конкурентного статуса государств является приоритетной задачей в международной политике всех развитых стран мира. Конкурентная среда стран и ее мегаполисов обусловливают соответственно и конкурентные преимущества субъектов хозяйствования, качество жизни граждан и их безопасность. Тем не менее, очевидным и то, что конкурентоспособность страны напрямую зависит от структуры и эффективности функционирования ее городов и регионов, что имеет быть системно отражены в государственных программах и стратегиях по наращивание конкурентных преимуществ в мировом хозяйстве.

Среди научных трудов, в которых исследуются теоретические основы конкурентоспособности стран и городов, а также направления обеспечения их устойчивого развития необходимо выделить исследования таких зарубежных ученых, как: Т. Бертон70, Т. Битли71, У. Саттертвайт72, Н. Пенгфей73. Самыми

70 Burton E. Achieving Sustainable Urban Forms / E. Burton, M. Jenks, K. Williams. Abingdon, UK and New York,: Routledge, 2013. 388 р.

71 Beatley T. The sustainable urban development / T. Beat-ley, S. Wheeler. London and New York: Routledge, 2004. 348 р.

72 Satterthwaite W. Separating Intrinsic and Environmental Contributions to Growth and Their Population Consequences / W. Satterthwaite, P. B. Michael, B. M. Stephan. New York: Routledge, 2013. 95 р.

73 Pengfei N. Wang Y. Urban sustainable competitiveness: a comparative analysis of 500 cities around the world / Handbook of Regions and Competitiveness Contemporary Theories and Perspectives on Economic Development, 2017. 592 p.

значимыми исследованиями международной конкуренции и теории конкурентных преимуществ стран, факторов, определяющих конкурентоспособность на микро- и мезоуровне были сделаны американским ученым М. Портером. Устойчивое развитие городов исследовали такие зарубежные ученые, как П. Эйч, X. Андерсен1, Е. Бертон, Т. Бетли, М. Брехени2, С. Уилер и У. Саттервейт и и много других. Исследования конкурентоспособности городов и мегаполисов было освещено в работах Л. Бадда3, И. Бегга4, Р. Камагни5, К. Керна, Н. Клифтона6, А. Робертса7, П. Томпсона8, И. Турока9 и многих других.

Вместе с тем, многие аспекты данной научной проблемы остается недостаточно раскрытыми и обоснованными. Нуждаются в дальнейшем исследования теоретико-методологические основы феномена сбалансированной конкурентоспособности стран и мегаполисов в глобальной среде, как наиболее влиятельного фактора усиления урбанизации. Для разработки эффективных стратегий сбалансированного развития стран также является достаточно важным опыт стран, что за небольшой временной лаг достигли значительных конкурентных преимуществ, а в других и конкурентного лидерства.

На сегодняшний день Китай имеет одну из самых конкурентных экономик мира, национальная модель развития КНР на период до 2020 года изложена в долгосрочных стратегических документах развития, что позволят использовать потенциал китайской экономики и

глобальные ресурсы, преодолеть те угрозы, которые сдерживают экономический рост из-за, во-первых, введения земельных, финансовых и трудовых реформ для повышения конкурентоспособности экономики; во-вторых, формирования национальной инновационной системы, интегрированной в глобальную, в-третьих, обеспечение социальной защиты населения путем содействия предоставления равного доступа к рабочим местам, финансов, качественных социальных услуг и социального страхования и, в-четвертых, обеспечение устойчивого сбалансированного развития с использованием зеленых технологий и использование рыночных стимулов, правил, государственных инвестиции, промышленной политики, повышая эффективность использования энергетических ресурсов и защита окружающей среды.

Эти стратегические пути можно обобщить в такие основные группы, как индустриализация, интеллектуализация, диджитализация, модернизация сельского хозяйства и урбанизация.

Эксперты швейцарско-корейской консалтинговой компании SolAbility опубликовали рейтинг Индекса Глобальной устойчивой конкурентоспособности (Global Sustainable Competitiveness Index»), в котором различные страны мира сравниваются по уровню развития и устойчивости экономик. Рейтинг охватывает 180 стран мира и был составлен с учетом всех параметров сбалансированного роста -эффективность управления страной,

1 Ache P. Cities between competitiveness and cohesion: discourses, realities and implementation - introduction / P. Ache, H. Andersen. Berlin: Germany: Springer, 2008. 6 p.

2 Breheny M. Sustainable Development and Urban Form / / M. Breheny. - London: UK: Pion, 1992. 31 p.

3 Budd L. Conceptual framework for regional competitiveness / L. Budd, A. Hirmis. New York: Regional Studies, 2004. 38 (9) 7 p.

4 Begg I. Cities and competitiveness / I. Begg. - New York: Urban Studies, 1999. 14 p. 36 (5-6).

5 Camagni R. On the concept of territorial competitiveness:

ness: sound or misleading? New York: Urban Studies,

2002. 39 (13). 16 p.

6 Clifton N. Competitiveness, creativity, and place-based development / N. Clifton, R. Huggins. - Washington: Environment and Planning A, 2011. 43 (6). 19 p.

7 Roberts A. Competitive cities and climate change / A. Roberts, L. KamalChaoui. - OECD Regional Working Papers, 2009. (02). 172 p.

8 Thompson W. Effects of Urban Green Space on Environ-ronmental Health, Equity and Resilience, Nature-Based Solutions to Climate Change Adaptation in Urban Areas: Linkages between Science, Policy and Practice. / W. Thompson, M. Martuzzi. Switzerland: SpringerOpen, 2017. 18 p.

9 Turok I. Competitive cities: introduction to the review / I. Turok, W. Lever. New York: Urban Studies, 1999. 4 p. 36 (5).

171

Fl

интеллектуальный капитал, социальный капитал, ресурсный менеджмент, доступность природного капитала. Индекс глобальной сбалансированной конкурентоспособности оценивает текущую и будущую способность стран создавать и поддерживать финансовые и нефинансовые доходы и богатства для своего населения. Специалисты различных международных организаций сходятся на общей точке зрения относительно сбалансированной конкурентоспособности как способности страны удовлетворять основные потребности нынешних поколений, сохраняя или увеличивая национальные и индивидуальные богатства в будущем, не истощая свой природный, интеллектуальный и социальный капитал. Сбалансированная конкурентоспособность стран и ме-

гаполисов - это содействие правительств стран наиболее эффективному использованию ресурсов, развития экологической и социальной составляющей (рис. 1).

Первые места в рейтинге занимают четыре скандинавские страны - Швеция (60,5 балла), Норвегия (58,2), Исландия (57.4) Финляндия (57,8) и Дания (57,2). В первую десятку вошли также Ирландия, Швейцария, Австрия, Латвия, Эстония На последних местах расположились Йемен (31,0) и Ирак (30,2). Эти страны обладают лучшими инструментами, которые позволяют стимулировать рост экономики в будущем. В рейтинге Китай опередил Австралию, Испанию, Венгрию, Израиль и другие. Так, по 100-балльной шкале КНР получил 48,9 баллов и находится на 30-м месте.

Рисунок 1. Основные составляющие устойчивого конкурентоспособного развития стран и городов

Источник: составлено автором на основе The Sustainable Competitiveness Report 2017. 60 р. URL: http://solability.com/the-global-sustainablecompetitiveness-index (дата обращения 05.04.2020).

То есть в мире возникает новая динамика устойчивого конкурентоспособного развития, не смотря на сохранение глубокой и устойчивой социально-экономического неравенства в этой сфере между различными странами и регионами.

В то же время стоит подчеркнуть особенность того, что одним из глобаль-

ных трендов, который оказывает решающее значение на развитие и повышение конкурентоспособности регионов и целых наций является быстрое развитие мегаполисов. Согласно последним исследованиям, в современной глобальной экономике реализуются тысячи инициатив по наращиванию конкурентоспособности городов и мегаполисов в

разных государствах мира. Именно города в 21 веке будут одной из движущих сил, что стимулировать дальнейший рост, процветание и глобальную конкурентоспособность стран и мега регионов1.

Конкурентоспособность городов и мегаполисов Эксперты Глобального института Макинге (McKinsey Global Institute)2 определяют мегаполисами города с населением более 150 000. Их классифицируют как небольшие средние города до 5 млн., города до 10 миллионов и мегаполисы с населением более 10 миллионов человек. Конкурентоспособность города определяется экспертами Всемирного экономического форума как совокупность факторов -политика, институты, стратегии и процессы, определяющие уровень сбалансированной производительности города как установлен уровень благосостояния и стандартов жизни населения, что должен сохраниться в определенный период. Устойчивость или сбалансированность охватывает экономические, экологические и социальные проблемы.

Основные детерминанты формирования высокого конкурентного статуса города - это институты, политика и регулирование, инфраструктура и социальный капитал. Специалисты считают, что именно эффективность государственной политики и регулирования формируют конкурентоспособность города, а среди основных факторов реформ являются: макроэкономическая политика, которая связана с финансовой политикой города, политика и правила, связанные с рынками товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что формируют благоприятная бизнес-среды. Важна и внешнеэкономическая политика, позволяющая позиционировать город в глобальной экономике посредством международной торговли, финансов, прямых иностранных инвестиций, иностранных специалистов и туризма.

Среди характерных особенностей обеспечения конкурентоспособности мегаполисов следует выделить синер-гические эффекты, которые получают компании путем собственной локальной деятельности, связанной с глобальными цепочками создания добавленной стоимости в рамках кластеров и кластерных сетей расположенных, как правило, возле крупных городов, что в свою очередь способствует ускорению инновационного развития субъектов хозяйствование. Мировые тенденции свидетельствуют, что инновации являются императивом для городской экономической конкурентоспособности. Локальная система инноваций и конкурентоспособности включает: количество субъектов инновационной цепочке и взаимосвязи между ними; коммерциализацию идей; мягкую инфраструктуру, в том числе креативность, а также добавленную ценность культуры; финансирование; продажа и маркетинг, где новые идеи преобразуются в новые продукты и услуги; но они должны быть правильно отрегулированными на национальном и их экспорт на внешние рынки.

Такие факторы содержит Рейтинг Глобального индекса конкурентоспособности городов (Global Urban Competitiveness Index Rankings), что разрабатывается в Центре исследований городов и конкурентоспособности Китайской академии общественных наук (CASS). Он показал топ-10 мост Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сингапур, Лондон, Сан-Франциско, Шэньчжэнь Токио, Сан-Хосе, Мюнхен и Даллас, которые достигли самых высоких конкурентных позиций. Данные отчета собраны на основе таких показателей: ВВП, ВВП / на душу населения, производительность труда, количество транснациональных компаний в городе, количество полученных патентов, уровень занятости, уровень экономического роста, ценовая преимущество. Исследованием

1 Прим. автора: особый интерес представляет южнокорейский опыт использования «научных городов» для инновационного развития

2 The Competitiveness of Cities The World Economic Forum. Report 2003-2004. URL: http://www.weforum.org (дата обращения 10.04.2020).

было охвачено 500 глобальных городов. Эксперты установили, что североамериканские города сохранили свои позиции, в то время как ведущие европейские города немного уступили в рейтинге, а азиатские города наращивают свой потенциал.

Так, в 2017 году Шэньчжэнь занял шестое место, обогнав ряд конкурентных городов ЕС и США и Азии. Если проанализировать исследование конкурентоспособности городов Китая1, то среди лидеров такие мегаполисы КНР, как Шень-шень, Гон Конг, Тайпей, Гуаньджоу, Пекин, Макао, Суджоу, Ухан, Фошан, Нанинг, Уши, Донгуан, Ченгду. Такой впечатляющий результат был достигнут благодаря правительственной политике КНР. Китайские мегаполисы обладают большим потенциалом для развития, о чем свидетельствует Innovation Cities Global Index 2013, по данному отчету 4 китайских мегаполиса входят в топ-100 инновационных городов мира, это города: Гонконг, Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь. Стоит отметить, что первые 2 позиции заняли города США Бостон и Нью-Йорк, а в топ-10 - 4 города США, а остальные 6 из городов в топ-10 -представители Европейского континента, это города Вена, Париж, Мюнхен, Лондон,

Копенгаген, Амстердам.

В то же время, история становления экономики Китая показывает, что все стратегические документы, которые были связаны с конкурентоспособными развитием страны, содержали важные рекомендации по стратегическому развитию ее городов и мегаполисов. Кроме того, современные конкурентные города Китая позиционировались как благоприятные места для жизни граждан, где производственный процесс и деятельность человека функционируют как часть природного цикла, экономика базируется на низкоуглеродной модели развития, экологическом строительстве.

По оценке экспертов масштабы урбанизации Китая являются беспрецедентными в истории человечества по увеличению потребительского спроса, реструктуризации экономики и наращивание национального развития. Поэтому и не случайной на сегодня является такое большое внимание со стороны правительства КНР устойчивой конкурентоспособности городов КНР. Исследования показали, что Гонконг занимает высокие конкурентные позиции по этому показателю (рис. 2).

Рисунок 2. Топ 10 городов в глобальном индексе устойчивой конкурентоспособности городов

1 China's Urban Competitiveness Rankings in 2017 Released. URL: https://cob.sufe.edu.cn/en/Home/De-tail/11811 (дата обращения 13.04.2020).

Источник: составлено автором на основе The Global Competitiveness Report 2017—2018. 393 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/ TheGlobalCompetitive-nessReport2017%E2%80%932018.pdf (дата обращения 10.04.2020)

Факторный анализ этого показателя позволил выделить сильные стороны мегаполиса Гонконг, а именно разумное управление, глобальные связи и относительно высокая качество окружающей среды (15 позиция в мире) (табл. 1).

Таблица 1

Топ-5 городов в рейтинге глобальной устойчивой конкурентоспособности

Город

Лондон

Нью-Йорк

Париж

Гонконг

Сан Хосе

ш о

О

16

53

139

2

154

339

137

70

418

119

120

15

171

50

2

4

67

110

33

33

д

&

о

22

177

2

22

Источник: Составлено автором на основе Pengfei N. Urban sustainable competitiveness: a comparative analysis of 500 cities around the world/N. Pengfei, Y. Wang., 2017. 23 р.

По данным «Доклада о состоянии окружающей среды в Китае» Министерства охраны окружающей среды КНР, только 16 из 161 городов отвечают экологическим стандартам, а качество подземных вод почти у 60% городов классифицированы как «плохой» или «очень плохой».

Эти экологические проблемы уже нанесли вред здоровью городских жителей. По оценкам OECD проблемы с загрязнением воздуха вызывают 350 ты-

сяч смертей в год. Консенсуса, достигнутого между общественностью и правительством о том, что среде должен быть отдан приоритет в развитии мегаполисов.

Стратегические приоритеты Китая в сбалансированном развитии

Столкнувшись с рядом указанных проблемам правительство Китая разработало новую стратегию урбанизации, которая положила основы городского развития - Национальный план новой урбанизации (2014-2020)1. Основные приоритетные задачи включают, во-первых, переселение сельского населения в города и городские районы, во-вторых, применение новейших информационных технологий для модернизации городской инфраструктуры и эффективного использования земельных ресурсов. Кроме того, большое значение предоставляется сохранению уникальных природных и культурных особенностей каждого города. Правительство Китая предсказало, что стимулы к новой урбанизации будут исходить от реформ в ключевых секторах, таких как финансы, сельское хозяйство. Для этого предполагается в течение семи лет инвестировать примерно 6,75 трлн. долл. США.

Разработаны прогнозы урбанизации КНР до 2020 года свидетельствуют, что постоянные городские жители будут составлять 60% населения Китая, а 45% из них должны быть зарегистрированы в качестве постоянных городских жителей. Также китайские ученые разработали прогнозы относительно развития урбанизированных регионов КНР и определили, какие из них будут иметь больше городского населения и потребуют наибольших инвестиционной фондов на их развитие (табл. 2).

В то же время стоит подчеркнуть, что

6

4

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

2

6

1

5

1

7

1 World Bank. Development Research Center of the State Council, the People's Republic of China. China 2030. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/docum

ent/China2030-complete.pdf. 10.04.2020).

(дата обращения

ц Гп::д. 1

Национальный план урбанизации КНР сосредотачивает особое внимание на защите и сохранности окружающей среды. Таким образом, этот план подчеркивает необходимость сбалансированного процесса урбанизации, для достижения этих целей в течение короткого периода времени, что является одной из основных задач для правительства (табл. 3).

Таблица 2

Прогноз развития урбанизированных регионов КНР

Источник: составлено автором на основе Dongqi S., Liang Z, Yu L, Haimeng L, Xiaoyan S, Zedong W, Xixi W New-type urbanization in China: Predicted trends and investment demand for 2015-2030. Washington: Journal of Geographical Sciences, 2017. Р. 943-966.

«Дорожная карта» для городского развития КНР, что была разработана в результате сотрудничества между различными министерствами страны, города поощряет перенимать подход, при котором в центре внимания стоит именно сбалансированное развитие и «зеленый рост».

Реализация задач городского развития КНР осуществлялась согласно сформированных четырех основные миссии:

- повышение устойчивости городского развития;

продвижение и содействие урегулированию положения сельских мигрантов в городах;

- оптимизация инфраструктуры и использование земель в городских районах;

- поощрение интеграции городских и сельских районов.

Таблица 3

Основные количественные показатели

национального плана урбанизации Китая, %

Показатель 2012 2020

Уровень урбанизации

уровень урбанизации населения 52,6 60

уровень урбанизации населения по системе прописки «хукоу» 35,3 40

Основные государственные услуги

уровень образованности детей сельских рабочих-мигрантов 0 99

уровень охват страховым покрытием жителей города 95 98

уровень обеспеченности жильем постоянного городского населения 12,5 23

Инфраструктура

коэффициент использования общественного транспорта в городах с более чем 1 миллиона жителей 45 60

охват общественной системы водоснабжения в городах 81,7 90

скорость обработки сточных вод в городах 87,3 95

скорость переработки отходов за сутки к общей детоксикации в городах 84,8 95

охват домашних хозяйств широкополосным интернетом 4 50

Ресурсная среда

уровень потребления возобновляемой энергии в городах 8,7 13

соотношение зеленых архитектур к новой архитектуре в городах 2 5

соотношение зеленых зон в застроенных районах городов 35,7 38,9

Источник: составлено автором на основе China's new Urbanization Plan 2014-2020. 2014. URL: https://dilemma-x.net/2014/03/17/china-national-new-type-urbanization-plan-2014-2020 (дата обращения 13.04.2020).

По результатам проведенных исследований можно утверждать, что стратегические направления реформ КНР сосредоточены вокруг таких сфер, как демографическое планирование; землеустройство; финансовая безопасность;

№ Провинция Общая численность населения в 2030 г., млн. Городское население в 2030 году, млн. Сельское население к городскому населению, млн. Рост городского население, десять тыс. Новые строительные фонды для урбанизации, трлн. юаней ВВП, трлн. юаней Фонды урбанизации, % к ВВП

1 Гуандун 1447 0.67 1390 1.97 5381. 01 6306. 46 17.17 164.4 2 10.4 4

2 Хэнань 9494. 06 5635. 67 1584. 68 1959. 84 5.36 83.78 6.4

3 Шань-дун 9799. 01 7315. 94 2079. 85 2566. 88 7.01 141.5 4.95

4 Цзянсу 8170. 34 7363. 93 2209. 68 2699. 9 7.37 .3 to" 4.68

5 Сычу-ань 7785. 76 4853. 64 1289. 88 1613 4.41 69.93 6.31

жилищное строительство в городах и экология и охрана окружающей среды. Цели новой урбанизации чрезвычайно тесно связаны с развитием инфраструктуры и коммунального транспорта. Эта важная задача предусматривает значительное финансирование и социальных и экологических требований устойчивого развития. В разделе «Охрана окружающей среды» обобщены все проблемы, связанные с загрязнением воздуха, воды и утилизацией отходов. Поскольку правительство КНР имеет целью обеспечить глобальную конкурентоспособность своего государства, где население будет с каждым годом увеличиваться, то это побуждает формировать экологически чистую среду, а качество жизни станет одним из ключевых факторов их конкурентного статуса. Поэтому важнейшей задачей в этом контексте китайские специалисты видят в повышении эффективности «зеленого» управления через стимулы и инструменты, которые позволяют эффективно управлять окружающей средой.

Применение принципов зеленого управления в секторальной политике будет способствовать структурным реформам, необходимым для достижения повышение ресурсоэффективности городов и мегаполисов с низким уровнем загрязнением. Во-первых, долгосрочная политика по вопросам окружающей среды принадлежат Министерству по охране окружающей среды, во-вторых, на уровне мегаполисов и регионов созданы Бюро по окружающей среды, которые отвечают за стратегические направления сбалансированного развития территорий, в-третьих, повышены налоги до уровней возмещения затрат в сфере водоснабжения, канализации и отходов; в-четвертых, предоставлены значительные субсидии в энергетическом секторе, в-пятых, в полной мере начали свое функционирование экологические суды.

Кроме того, в КНР проводится значительная работа по управлению качеством воздуха, воды и торговли пра-

вами на использование воды фермерами и предприятиями. Очень большое значение уделяется развитию зеленого транспорта, что позволит уменьшение использования бензина/газа, снижение выбросов.

Основой устойчивого развития городов КНР является использование чистой энергии с целью уменьшить использование угля в работе предприятий/заводов, повысить добычу чистого природного газа как замена углю, соблюдение мер контроля за выбросами в соответствии с Парижской соглашения и развитие возобновляемых источников. Важными являются меры по стимулированию субъектов хозяйствования на уменьшение потребления энергии в промышленности через повышение налогов на выбросы, использование альтернативных источников энергии и внедрение специальной экологической маркировки «голубой ангел». Основное внимание правительства КНР направлена на интеграцию системы управления водоснабжением и загрязнением окружающей среды, а также контроля за химическими веществами и опасными материалами. Кроме того, специалистами предлагается ввести льготы для стимулирования «зеленого местного управления».

Современная китайская государственная политика в сфере конкурентоспособности предполагает разработку индивидуальных планов конкурентного развития для отдельных городов обращая внимание на их сильные и слабые стороны. Важно отметить, что дальнейшие направления реформ в Китае, которые были утверждены на сессии 18-го съезда Коммунистической партии, направленные, по нашему мнению, именно формирование устойчивой конкурентоспособности КНР. Это обусловлено характером, основными задачами и инструментами, целеустремленностью таких реформ:

- снижение рыночных барьеров, предусматривающее: одинаковое отношение к иностранным предприятиям по сравнению с китайскими, снижение или

уборка вообще барьеров для входа в различные секторы экономики;

- упрощение процессов регистрации бизнеса; изменение процессов ценообразования на все товары, цена будет определяться на основе рыночного механизма без государственных интервенций;

- реформирование правительственных функций, что включает: контроль за расходами на содержание госаппарата; уменьшение размеров правительственных департаментов;

- обязательства правительственных структур привлекать услуги частного сектора через проведение тендеров;

- изменение системы оценки рост ВВП с целью предоставления высшей оценки работам, которые связаны с защитой окружающей среды, снижением затрат энергии;

- содействие реформированию государственных предприятий с последующим создание совместных предприятий, то есть таких, в которых частные инвесторы будут иметь свою долю;

- финансовые реформы, предусматривающие содействие созданию новых и развития существующих рынков капитала; создание системы страхования банковских депозитов; либерализация процентных ставок;

- фискальные реформы, касающиеся перераспределения полномочий относительно налогообложения между центральным и местными органами власти;

- повышение прозрачности и эффективности наполнения и использования бюджета;

- изменения в налогообложении;

- реформы, связанные с защитой окружающей среды через содействие развитию рынков торговли разрешениями на выбросы вредных веществ;

- реформы, связанные с движением населения, развитием сельских регионов.

Увеличение городского населения в общей численности населения с 53% в 2012 году до 70% к 2030 году, в конеч-

ном счете, сможет расширить возможности внутреннего потребления.

Выводы. Национальная модель конкурентного развития Китая направлена на обеспечение устойчивых темпов экономического роста, модернизации промышленного сектора, улучшение условий жизни и благосостояния населения, укрепление позиций КНР на международной арене и преодоления самых насущных проблем страны и наращивании сбалансированной конкурентоспособности. Поставленные задачи правительство КНР достигает с помощью реализации ключевых реформ в сфере урбанизации, индустриализации, диджи-тализации и модернизации сельского хозяйства. Инновации пронизывают не только промышленный сектор, но и качество жизни граждан, медицины, развития инфраструктуры, защиты окружающей среды. Стратегия инновационного развития провинций и городов КНР направлена на то, чтобы сократить разрыв между самыми отсталыми и развитыми регионами страны. В отсталых районах основное внимание будет уделено развитию инфраструктуры и образовательной сфере. В таких регионах будут внедряться новейшие технологии в промышленный сектор и сферу услуг, что должно повысить экономическое положение, и инновационные возможности региона. В самых развитых регионах основные силы будут направлены на развитие информационных и высокотехнологичных отраслей экономики, мощного внедрения новейших технологий в промышленные предприятия и, при помощи зеленых технологий, выйти на новый уровень сбалансированного устойчивого развития.

Основными задачами развития китайских мегаполисов на следующие 5 лет является сохранение устойчивых темпов экономического развития, повышения уровня жизни населения города и модернизация промышленного сектора. Так же, как и в целом по стране, приоритетными являются высокотехнологичные отрасли промышленности,

развитие инфраструктуры города, внедрение высоких технологий, развитие науки, сохранение окружающей среды.

Китайские мегаполисы обладают большим инновационным потенциалом, важно и то, что этот потенциал еще не до конца раскрыт. На сегодняшний день уровень урбанизации в Китае превышает 50%, как известно из мирового опыта, что при такой ситуации значительно осложняется функционирования городов. Развитие китайских мегаполисов происходит по концепции «умных городов». Данная концепция предусматривает внедрение высоких технологий, что должно улучшить качество и стандарты жизни населения и обеспечить их эффективное функционирование даже несмотря на высокий уровень урбанизации.

Среди основных задач тринадцатого пятилетнего плана можно выделить: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, преодоление экономического разрыва между городами и селами и между регионами, модернизация промышленного сектора, развитие высокотехнологичных отраслей, улучшение уровня жизни и увеличение доходов населения.

Кроме того, в современных условиях нехватки энергетических ресурсов и загрязнения окружающей среды, одной из приоритетных задач тринадцатой пятилетки является уменьшение потребления энергетических ресурсов и улучшение экологической ситуации в стране. Ради соблюдения курса на экологич-ность, промышленные предприятия Китая будут вынуждены к внедрению инноваций и новейших технологий, которые позволят им уменьшить выбросы СО2 в атмосферу.

Литература

1. Ache P. Cities between competitiveness and cohesion: discourses, realities and implementation - introduction / P. Ache, H. Andersen. Berlin: Germany: Springer, 2008. 6 р.

2. Beatley T. The sustainable urban development / T. Beatley, S. Wheeler.

London and New York: Routledge, 2004. 348 р.

3. Begg I. Cities and competitiveness / I. Begg. - New York: Urban Studies, 1999. 14 р. 36 (5-6).

4. Breheny M. Sustainable Development and Urban Form / M. Breheny. - London: UK: Pion, 1992. 31 р.

5. Budd L. Conceptual framework for regional competitiveness / L. Budd, A. Hirmis. New York: Regional Studies, 2004. 38 (9). 7 р.

6. Burton E. Achieving Sustainable Urban Forms / E. Burton, M. Jenks, K. Williams. Abingdon, UK and New York,: Routledge, 2013. 388 р.

7. Camagni R. On the concept of territorial competitiveness: sound or misleading? New York: Urban Studies, 2002. 39 (13). 16 р.

8. China's new Urbanization Plan 2014-2020. 2014. URL: https://dilemma-x.net/2014/03/17/china-national-new-type-urbanization-plan-2014-2020 (дата обращения 13.04.2020).

9. China's Urban Competitiveness Rankings in 2017 Released. URL: https://cob.sufe.edu.cn/en/Home/De-tail/11811 (дата обращения 13.04.2020).

10. Clifton N. Competitiveness, creativity, and place-based development / N. Clifton, R. Huggins. - Washington: Environment and Planning A, 2011. 43 (6). 19 р.

11. Dongqi S., Liang Z, Yu L, Haimeng L, Xiaoyan S, Zedong W, Xixi W New-type urbanization in China: Predicted trends and investment demand for 2015-2030. Washington: Journal of Geographical Sciences, 2017. Р. 943-966.

12. Pengfei N. Wang Y. Urban sustainable competitiveness: a comparative analysis of 500 cities around the world / Handbook of Regions and Competitiveness Contemporary Theories and Perspectives on Economic Development, 2017. 592 p.

13. Pengfei N. Y. Wang «Urban sustainable competitiveness: a comparative analysis of 500 cities around the world»

14. Roberts A. Competitive cities and climate change / A. Roberts, L. Kamal-Chaoui. - OECD Regional Working Papers, 2009. (02). 172 р.

15. Satterthwaite W. Separating Intrinsic and Environmental Contributions to Growth and Their Population Consequences / W. Satterthwaite, P. B. Michael, B. M. Stephan. New York: Routledge, 2013. 95 р.

16. The Competitiveness of Cities The World Economic Forum. Report 20032004. URL: http://www.weforum.org (дата обращения 10.04.2020).

17. The Global Competitiveness Report 2017—2018. 393 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/ TheGlobalCompeti-tivenessRe-

port2017%E2%80%932018.pdf (дата обращения 10.04.2020)

18. The Sustainable Competitiveness Report 2017. 60 р. URL: http://solabil-ity.com/the-global-sustainablecompetitive-ness-index (дата обращения 05.04.2020).

19. Thompson W. Effects of Urban Green Space on Environmental Health, Equity and Resilience, Nature-Based Solutions to Climate Change Adaptation in Urban Areas: Linkages between Science, Policy and Practice. / W. Thompson, M. Martuzzi. Switzerland: SpringerOpen, 2017. 18 р.

20. Turok I. Competitive cities: introduction to the review / I. Turok, W. Lever. New York: Urban Studies, 1999. 4 р. 36 (5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Analysis of factors that enhance the development of urbanization in China Zhang Jie

Moscow State University M.V. Lomonosov The article considers the theoretical foundations of international competitiveness of cities as the most influential factor in increasing urbanization. The main methodological bases of modern models of sustainable competitive development of countries are studied. A benchmarking of the sustainable competitiveness of cities and provinces of China was conducted and modern priorities for the balanced development of China were analyzed. The nature and scale of urbanization processes in China are revealed. Based on qualitative indicators, the balanced competitiveness of Chinese cities and the development of smart cities in China's provinces are

analyzed as the most influential factors in increasing urbanization. The principles of government influence on the growth of sustainable competitiveness of China's megacities are studied.

Keywords: urbanization, urban competitiveness, China, balanced development, competitive advantages, competitive status, megacity, smart city. References

1. Ache P. Cities between competitiveness and

cohesion: discourses, realities and implementation - introduction / P. Ache, H. Andersen. Berlin: Germany: Springer, 2008. 6 р.

2. Beatley T. The sustainable urban develop-

ment / T. Beatley, S. Wheeler. London and New York: Routledge, 2004. 348 р.

3. Begg I. Cities and competitiveness / I. Begg.

- New York: Urban Studies, 1999. 14 р. 36 (5-6).

4. Breheny M. Sustainable Development and

Urban Form / M. Breheny. - London: UK: Pion, 1992. 31 р.

5. Budd L. Conceptual framework for regional

competitiveness / L. Budd, A. Hirmis. New York: Regional Studies, 2004. 38 (9). 7 р.

6. Burton E. Achieving Sustainable Urban Forms / E. Burton, M. Jenks, K. Williams. Abingdon, UK and New York,: Routledge,

2013. 388 р.

7. Camagni R. On the concept of territorial com-

petitiveness: sound or misleading? New York: Urban Studies, 2002. 39 (13). 16 р.

8. China's new Urbanization Plan 2014-2020.

2014. URL: https://dilemma-x.net/2014/03/17/china-national-new-type-urbanization-plan-2014-2020 (дата обращения 13.04.2020).

9. China's Urban Competitiveness Rankings in

2017 Released. URL:

https://cob.sufe.edu.cn/en/Home/De-tail/11811 (дата обращения 13.04.2020).

10. Clifton N. Competitiveness, creativity, and place-based development / N. Clifton, R. Huggins. - Washington: Environment and Planning A, 2011. 43 (6). 19 р.

11. Dongqi S., Liang Z, Yu L, Haimeng L, Xiaoyan S, Zedong W, Xixi W New-type urbanization in China: Predicted trends and investment demand for 2015-2030. Washington: Journal of Geographical Sciences, 2017. Р. 943-966.

12. Pengfei N. Wang Y. Urban sustainable competitiveness: a comparative analysis of 500 cities around the world / Handbook of Regions and Competitiveness Contemporary Theories and Perspectives on Economic Development, 2017. 592 p.

13. Pengfei N. Y. Wang «Urban sustainable competitiveness: a comparative analysis of 500 cities around the world»

14. Roberts A. Competitive cities and climate change / A. Roberts, L. KamalChaoui. -OECD Regional Working Papers, 2009. (02). 172 р.

15. Satterthwaite W. Separating Intrinsic and Environmental Contributions to Growth and Their Population Consequences / W. Satterthwaite, P. B. Michael, B. M. Stephan. New York: Routledge, 2013. 95 р.

16. The Competitiveness of Cities The World Economic Forum. Report 2003-2004. URL: http://www.weforum.org (дата обращения 10.04.2020).

17. The Global Competitiveness Report 2017— 2018. 393 p. URL: http://www3.wefo-rum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/ TheGlobalCompetitive-nessReport2017%E2%80%932018.pdf (дата обращения 10.04.2020)

18. The Sustainable Competitiveness Report 2017. 60 р. URL: http://solability.com/the-global-sustainablecompetitiveness-index (дата обращения 05.04.2020).

19. Thompson W. Effects of Urban Green Space on Environmental Health, Equity and Resilience, Nature-Based Solutions to Climate Change Adaptation in Urban Areas: Linkages between Science, Policy and Practice. / W. Thompson, M. Martuzzi. Switzerland: SpringerOpen, 2017. 18 р.

20. Turok I. Competitive cities: introduction to the review / I. Turok, W. Lever. New York: Urban Studies, 1999. 4 р. 36 (5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.