Научная статья на тему 'Анализ факторов управления денежными потоками (на примере ОАО "Подмосковный хлеб")'

Анализ факторов управления денежными потоками (на примере ОАО "Подмосковный хлеб") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1.ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК ПРЕДПРИЯТИЯ 2.ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНДИКАТОР 3.АВС-АНАЛИЗ 4.XYZ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусарова Е.В.

В статье проведён поэтапный анализ процесса управления денежными потоками предприятия пищевой промышленности «Подмосковный хлеб» и предложены основные направления совершенствования данного процесса. С помощью прямого и косвенного методов анализа изучена динамика и структура денежного потока, а также влияние различных факторов. Для оценки финансового состояния рассчитан интегральный финансовый индикатор, включающий в себя коэффициенты платёжеспособности, рентабельности, оборачиваемости и финансовой устойчивости. Внедрение интегрированного АВС-XYZ-анализа в практику работы предприятия позволит улучшить его платёжеспособность за счёт эффективного управления ассортиментом и установления приоритетов в работе с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусарова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов управления денежными потоками (на примере ОАО "Подмосковный хлеб")»

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПОДМОСКОВНЫЙ ХЛЕБ»)

ANALYSIS OF THE FACTORS OF CASH FLOW MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF ENTERPRISE «PODMOSKOVNY BREAD»)

Е.В. ГУСАРОВА,

студентка 6-го курса Международного университета «Дубна» (г. Дубна, Московская область)

E.V. GUSAROVA,

6th-year student of International university «Dubna» (Dubna, Moscow region)

Аннотация

В статье проведен поэтапный анализ процесса управления денежными потоками предприятия пищевой промышленности «Подмосковный хлеб» и предложены основные направления совершенствования данного процесса. С помощью прямого и косвенного методов анализа изучена динамика и структура денежного потока, а также влияние различных факторов. Для оценки финансового состояния рассчитан интегральный финансовый индикатор, включающий в себя коэффициенты платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и финансовой устойчивости. Внедрение интегрированного АВС-XYZ-анализа в практику работы предприятия позволит улучшить его платежеспособность за счет эффективного управления ассортиментом и установления приоритетов в работе с клиентами.

Abstract

In article the step-by-step analysis the management of cash flow of the food industry enterprise «Podmoskovny bread» is carried out and the basic directions for improving in this process are offered. Through direct and indirect methods of the analysis dynamics and structure of cash flow, and also influence various factors is studied. For an estimation of a financial condition the integrated financial indicator, which includes coefficients of solvency, profitability, turnover and financial stability, is calculated. Im-

plementation of the integrated ABC-XYZ-analysis in the practice of the work the company would improve its solvency through the effective management of assortment and setting priorities in working with clients.

Ключевые слова

1. Денежный поток предприятия

2. Интегральный финансовый индикатор

3. АВС-анализ

4. XYZ-анализ

Key words

1. Company's cash flow

2. Integrated financial indicator

3. ABC-analysis

4. XYZ- analysis

Одним из главных условий осуществления нормальной жизнедеятельности предприятия является обеспеченность оптимальным объемом денежных средств. Недостаток денежных средств может оказать серьезное негативное влияние на деятельность организации, и как результат - утрата платежеспособности, снижение ликвидности и даже прекращение функционирования компании в качестве хозяйствующего субъекта рынка. В свою очередь избыток денежных средств также может иметь отрицательные последствия для предприятия. Ведь избыточная денежная масса, не вовлеченная в производственно-коммерческий оборот, не приносит дохода, кроме того, на реальную стоимость денег влияют инфляционные процессы, которые обесценивают деньги во времени. Именно поэтому для принятия оптимальных управленческих решений, связанных с движением денежных средств, для достижения наилучшего эффекта хозяйственной деятельности руководству компании нужна постоянная осведомленность о состоянии денежных потоков. А это можно обеспечить только за счет систематического детального анализа и оценки эффективности управления денежными потоками организации.

Практическая потребность в исследовании денежных потоков, а также факторов, оказывающих влияние на их формирование, определяют актуальность выбранной темы. Целью данной статьи является рассмотрение вопросов оценки эффективности и разработка направлений совершенствования управления денежными потоками на конкретном предприятии.

Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени объемов поступления (положительный поток) и выбытия (отрицательный поток) денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации [2, 156]. Управление денежными потоками представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств и организацией их оборота, а также направлены на обеспечение финансового равновесия предприятия и устойчивого его роста [1, 481]. Важнейшей предпосылкой осуществления оптимизации денежных потоков является изучение внешних и внутренних факторов, которые влияют на их объемы и характер формирования во времени.

Внешние факторы:

1. Конъюнктура товарного рынка. 2. Конъюнктура фондового рынка. 3. Система налогообложения предприятий. 4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. 5. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. 6. Доступность финансового кредита. 7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования.

Внутренние факторы:

1. Жизненный цикл предприятия. 2. Продолжительность операционного цикла. 3. Сезонность производства и реализации продукции. 4. Неотложность инвестиционных программ. 5. Амортизационная политика предприятия. 6. Личные качества и профессионализм владельцев и менеджеров предприятия.

Можно выделить две составляющие оценки эффективности процесса управления денежными потоками компании:

I. Оценка денежных потоков (прямой и косвенный анализы);

П. Оценка финансовых результатов деятельности (расчет интегрального финансового индикатора, включающего в себя коэффициенты платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и финансовой устойчивости). Лишь на основании результатов данных анализов можно судить об эффективности управления денежными средствами и использовать методы по более эффективному их использованию.

I. Реализация методики оценки денежных потоков имеет определенную последовательность:

1-й этап. Анализ сбалансированности положительного и отрицательного денежного потока по общему объему. По данным отчета о движении денежных средств предприятия ОАО «Подмосковный хлеб» была составлена таблица 1.

Таблица 1

Показатели состава, структуры и динамики денежных потоков ОАО «Подмосковный хлеб»

Сумма, тыс. руб. Структура, %

Из-

Из- ме-

ме- Темп не-

Показатели денежных нение роста, ние

потоков 2007 г. 2008 г. (+, -) % 2007 г. 2008 г. (+, -)

Положительный - всего 77040 83082 6042 107,84 100 100 -

Отрицательный - всего 76454 83590 7136 109,33 100 100 -

Чистый - всего 586 -508 -1094 -86,69 - - -

текущей

о о положительный 69331 78669 9338 113,47 89,99 94,69 4,69

к Л ч отрицательный 67394 79041 11647 117,28 88,15 94,56 6,41

<и н чистый 1937 -372 -2309 -19,20 - - -

<и ч инвестиционной

а « положительный — — — - - - -

отрицательный 1958 3575 1617 182,58 2,56 4,28 1,72

о а чистый -1958 -3575 -1617 182,58 - - -

<и Ч о финансовой

К ¡Г положительный 7709 4413 -3296 57,24 10,01 5,31 -4,69

а о отрицательный 7102 974 -6128 13,71 9,29 1,16 -8,13

т чистый 607 3439 2832 566,56 - - -

Как видно из таблицы, в 2008 году предприятие «Подмосковный хлеб» ухудшило свою платежеспособность по сравнению с 2007 годом: в 2008 году чистый денежный поток составил -508 тыс. руб., что на 1094 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем году. Это уменьшение было вызвано отрицательным денежным потоком по инвестиционной и текущей деятельности. При этом темп роста положительного денежного потока по текущей деятельности в 2008 году составил 113,47% и был меньше, чем темп роста отрицательного денежного потока, который составил 117,28%. Недостаток денежных средств был компенсирован за счет привлечения финансовых средств на заемной основе, но если в 2007 году их основная часть была погашена, то в 2008 году полученные кредиты и займы были погашены лишь на 22,07% (для

сравнения: в 2007 году они были погашены на 92,13%). Данный факт свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия, а, следовательно, и о неустойчивом финансовом положении.

2-й этап. Изучение динамики объема формирования положительного денежного потока предприятия (притока денежных средств) по отдельным источникам. В ходе изучения динамики объема формирования положительного денежного потока предприятия по отдельным источникам было выявлено, что главный приток денежных средств произошел за счет увеличения (на 8981 тыс. руб.) денежных средств, полученных от покупателей и заказчиков. Удельный вес данного показателя в общем объеме поступлений денежных средств предприятия увеличился в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 4,3% и составил 93,75%. Сумма прочих денежных поступлений по текущей деятельности в 2008 году увеличилась на 357 тыс. руб. (+85,20%), их удельный вес возрос на 0,4% и составил 0,94% общей массы денежных поступлений. В 2008 году наблюдалось снижение денежных поступлений в виде займов и кредитов, сумма которых уменьшилась на 3296 тыс. руб. Удельный вес таких поступлений также снизился на 4,7% и составил в 2008 году 5,31%.

3-й этап. Изучение динамики объема отрицательного денежного потока предприятия (оттока денежных средств), а также его структуры по направлениям расходования денежных средств. В ходе изучения динамики объема формирования отрицательного денежного потока по направлениям расходования денежных средств было отмечено, что главный отток денежных средств произошел за счет увеличения (на 4010 тыс. руб.) объема денежных средств, направленных на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов. Удельный вес данного показателя в общем объеме оттока денежных средств предприятия увеличился в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,36% и составил 52,33%. По всем другим направлениям использования денежных средств (кроме погашения займов и кредитов) в 2008 году наблюдался рост абсолютных и относительных величин: денежные средства, направленные на оплату труда, выросли на 1781 тыс. руб. (+10,5%), их удельный вес также увеличился на 0,24% и составил 22,43% от общей суммы отрицательного денежного потока; денежные средства, направленные на расчеты по налогам и сборам, выросли на 3624 тыс. руб. (+64,65%), их удельный вес также значительно увеличился на 3,71% и составил 11,04% от общей суммы отрицательного денежного потока; денежные средства, направленные на приобретение объектов основных средств увеличились на 1617 тыс. руб. (+82,58%) по сравнению с 2007 годом.

Таблица 2

Корректировки финансового результата предприятия «Подмосковный хлеб» за 2008 год (косвенный метод)

Показатель Сумма (+, -), тыс. руб.

Финансовый результат -32

Чистый денежный поток -508

Корректировки финансового результата в связи с изменением балансовых остатков:

основных средств -4253

незавершенного строительства 3147

отложенных налоговых активов 110

запасов -679

НДС по приобретенным ценностям 346

дебиторской задолженности (платежи по которой

ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) -1021

долгосрочных обязательств 3400

отложенных налоговых обязательств 22

краткосрочных займов и кредитов 860

кредиторской задолженности -2408

Итого сумма корректировок финансового результата -476

Финансовый результат с учетом корректировок -32

Что касается объемов денежных средств, которые пошли на погашение займов и кредитов, то они снизились на 6128 тыс. руб. (-86,29%), их удельный вес также снизился на 8,13% и составил в 2008 году 1,17% от общей суммы отрицательного денежного потока.

4-й этап. Косвенный метод анализа денежных потоков. На данном этапе определяются роль показателя чистой прибыли в формировании чистого денежного потока, влияние на него различных факторов. Алгоритм формирования денежного потока от операционной деятельности косвенным методом включает реализацию следующих этапов.

1. По данным отчетности определяется чистая прибыль предприятия.

2. К чистой прибыли добавляются суммы статей затрат, не вызывающих в реальности движение денежных средств.

3. Вычитаются (прибавляются) любые увеличения (уменьшения), произошедшие в статьях текущих активов, за исключением статьи «Денежные средства».

4. Прибавляются (вычитаются) любые увеличения (уменьшения), произошедшие в статьях краткосрочных обязательств, не требующих процентных выплат.

В ходе косвенного анализа (таблица 2) было выявлено, что предприятие активно использовало денежные средства на финансирование внеоборотных активов (значительная иммобилизация произошла в результате приобретения основных средств (-4253 тыс. руб.)). Следует отметить и дополнительные отвлечения денежных средств в материально-производственные запасы (-679 тыс. руб.), и дебиторскую задолженность (-1021 тыс. руб.). Для наращивания вложения средств капитального характера предприятию потребовались дополнительные заимствования: долгосрочные (3400 тыс. руб.) и краткосрочные кредиты и займы (860 тыс. руб.). Хотя стоит отметить, что предприятие сократило краткосрочные обязательства в части кредиторской задолженности (-2408 тыс. руб.).

В целом же объемы и динамика денежных поступлений и выбытий свидетельствует о недостаточной эффективности управления денежными потоками на предприятии «Подмосковный хлеб».

II. Далее следует провести коэффициентный анализ, в процессе которого рассчитываются необходимые относительные показатели, характеризующие эффективность использования денежных средств на предприятии. Предлагается использовать некоторый интегральный финансовый индикатор (ИФИ), основанный на использовании методики финансового анализа, но позволяющий оценить финансовое состояние с учетом специфики деятельности предприятия и различных качественных факторов, влияющих на его деятельность.

Формула для расчета интегрального финансового индикатора имеет следующий вид:

п m

ИФИ = (£ 1 х £ Xj х Kj / )/ п ,(1)

1 1

где п - число аспектов, включаемых в расчет интегрального финансового индикатора (в нашем случае их четыре);

m - число коэффициентов в соответствующем аспекте;

Xj - весовое значение j-го коэффициента соответствующего аспекта (при этом весовой коэффициент «1» присваивается каждому из четырех аспектов финансового состояния (групп коэффициентов): платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и финансовой устойчивости, а в рамках каждого аспекта экспертным путем (с учетом целей предприятия) коэффициентам присваиваются весовые значения (соответственно, в сумме равные единице));

К - фактическое значение у-го коэффициента соответствующего аспекта;

КВу - базовое значение у-го коэффициента соответствующего аспекта (определяется исходя из общепризнанных стандартов финансового анализа с учетом специфики деятельности предприятия).

С экономической точки зрения ИФИ трактуется аналогично интегральной рейтинговой оценке: компания имеет удовлетворительные структуру и ликвидность баланса и использует имеющиеся в ее распоряжении средства с той эффективностью, с которой это позволяет сделать сложившаяся в отрасли рыночная конъюнктура, т. е. финансовый менеджмент предприятия достаточно эффективен, если ИФИ равен единице [4, 22].

Оценка финансовых результатов деятельности предприятия «Подмосковный хлеб» с помощью расчета интегрального финансового индикатора (таблица 3) показала, что оно не может покрыть срочные обязательства ликвидными активами (коэффициент текущей ликвидности меньше единицы). Кроме того, значения показателей рентабельности активов и собственного капитала отрицательны, а рентабельность продаж низкая. И все это несмотря на хорошие показатели оборачиваемости. Несомненно, положительным моментом является тот факт, что оборачиваемость кредиторской задолженности ниже оборачиваемости дебиторской задолженности, т.е. у предприятия существует возможность использовать чужие бесплатные денежные средства. Но снижение оборачиваемости оборотных активов в начале 2009 года говорит о снижении объема продаж на каждый вложенный рубль оборотных средств, т.е. о том, что оборотные средства используются недостаточно эффективно и рационально.

Доля СОС в запасах и коэффициент маневренности собственного капитала за все три анализируемых периода составили отрицательные величины. Значение коэффициента автономии ниже базового, что свидетельствует о более высоком уровне средств, обеспеченных заемными средствами и о «проедании» собственного капитала из-за убытков (т.е. о нестабильной финансовой структуре средств предприятия).

В целом значение ИФИ предприятия оказалось отрицательным и меньше единицы. При этом наблюдалось ухудшение в первом квартале 2009 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основании данных анализа ИФИ можно смело утверждать, что предприятие «Подмосковный хлеб» использует имеющиеся в его распоряжении средства недостаточно эффективно, т.е. наблюдается низкая эффективность финансового менеджмента.

Таблица 3

Интегральный финансовый индикатор предприятия «Подмосковный хлеб»

предприятия «Подмосковный хлеб» 4-й квартал 2008 г. 1-й квартал 2009 г. 2-й квартал 2009 г. Базовое значение Весовое значение

Платежеспособность 1,00

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) 0,6562693 0,6422346 0,639008 2,00 0,15

Коэффициент быстрой (уточненной) ликвидности 0,331716 0,3441082 0,348924 1,00 0,25

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,0080869 0,0019903 0,003823 0,20 0,60

Рентабельность 1,00

Рентабельность активов 0,0031055 -0,024998 -0,00337 0,085 0,35

Рентабельность собственного капитала 0,0104155 -0,091923 -0,0122 0,10 0,30

Рентабельность продаж 0,0534537 0,0354966 0,062903 0,10 0,35

Оборачиваемость 1,00

Оборачиваемость оборотных активов 2,0791553 1,6702276 1,857797 2,50 0,20

Оборачиваемость дебиторской задолженности 4,7866382 3,3730939 3,73796 3,50 0,40

Оборачиваемость кредиторской задолженности 2,2543292 2,1863366 2,489177 3,00 0,40

Финансовая устойчивость 1,00

Коэффициент автономии (коэффициент концентрации собственного капитала) 0,2884422 0,255904 0,263995 0,50 0,30

4-й квартал 2008 1-й квартал 2009 2-й квартал 2009 Базовое значение Весовое значение

Доля собственных оборотных средств в запасах -3,027053 -3,111648 -3,39251 0,70 0,40

Коэффициент маневренности собственного капитала -1,478957 -1,71819 -1,69036 0,15 0,30

ИФИ -0,778277 -1,091149 -0,98422

Изменение рейтинга к уровню 4-го квартала 2008 (в ед.) -0,20594

Изменение рейтинга к уровню 1-го квартала 2009 г. (в ед.) 0,106928

При этом для предприятия очень важно обеспечить сбалансированность денежного потока, прибыли и оборотного капитала. А эффективное управление оборотными средствами напрямую зависит от способности компании удовлетворять потребности своих клиентов. Кроме того, проведенный анализ денежных потоков ОАО «Подмосковный хлеб» показал, что темпы роста притока денежных средств (в основном за счет средств, полученных от покупателей) меньше темпов роста оттока денежных средств по текущей деятельности, что позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности сбыта производимой предприятием продукции. Поэтому будет вполне уместным провести интегрированный АВС-ХУ2-анализ ассортимента предприятия, который позволит выделить ключевые продукты в зависимости от вклада в выручку предприятия (АВС) и регулярности покупок (ХУ2).

АВС-анализ ассортимента предприятия: 1. Целью анализа ассортимента предприятия является выявление наиболее прибыльной продукции и выработка рекомендаций для более эффективной работы с различными категориями продукции. 2. Критерий ранжирования -объем продаж. 3. Период анализа - месяц. 4. Ранжирование продукции по убыванию значения объема продаж представлено на гистограмме распределения данного параметра (рисунок 1).

1800000 ю 1600000 1400000 | 1200000 § 1000000 800000 5 600000

2 400000 О 200000 о

N П П П п п п 5 7 9 11

13 15 17 19 21 23 25

Номер товарной позиции Рис. 1. Распределение объема продаж компании

5. Далее построим диаграмму Парето по точкам (X/; У/), которые определяются по следующим формулам:

X = (х / X,) х 100% =-х100%

X\

(2)

где X/ - координата по оси абсцисс диаграммы Парето, X/ - /-я позиция отсортированного по выбранному параметру ассортимента или клиента ( X/ = / ), X0 - общее количество позиций в ассортименте (общее количество клиентов).

У. =

Е Уу I / У

Л

х100%

(3)

где У/ - координата по оси ординат для диаграммы Парето, У/ -величина выбранного параметра для /-ой позиции гистограммы, У0 -величина выбранного параметра по всему ассортименту или по всем клиентам, Е Уу - сумма величин выбранного параметра от 1-й до /-й позиции.

1

По горизонтальной оси абсцисс откладывается процентная доля позиций, а по вертикальной оси ординат - суммарная доля объема продаж (рисунок 2).

Построенная диаграмма Парето будет иметь форму выпуклой вверх кривой. Вообще ассортимент имеет дискретную структуру, поэтому диаграммой Парето будет выпуклая вверх ломаная. Выпуклость ломаной просто доказывается и следует из методики построения диаграммы по отсортированным в порядке убывания данным.

Рис. 2. Линия Парето и диаграмма Парето для ассортимента компании

6. Определим точку Парето (точку асимметрии) - точку на диаграмме Парето с координатами (Хр; ур ), для которой выполняется

равенство: хр + ур = 100% . На диаграмме Парето точка с такими

координатами - единственная (доказательство этого факта следует из выпуклости и неубываемости диаграммы Парето), и для ее нахождения необходимо построить прямую, содержащую множество точек Парето. Очевидно, что уравнение данной прямой будет:

Ур = 100% - Хр

(4)

Это уравнение есть не что иное, как уравнение прямой, пересекающей оси ординат и абсцисс в точках с координатами (100;0) и (0;100) соответственно. Из рисунка 2 видно, что точка Парето имеет координаты (20;80).

Далее необходимо разделить продукцию предприятия на классы. Можно рассмотреть два различных подхода к определению координат точек разбиения.

1-й ПОДХОД. При четкой симметрии относительно линии Парето лучше пользоваться оптимистичным методом. Расчет координат точек А и С в данном случае осуществляется по следующим формулам:

= (100 - хс) =

2 2 у - х

•г р р

ур

(5)

X 2

ХА = Хр

У

р (6)

р

Существует и пессимистичный метод, при использовании которого переходная категория В расширяется за счет уменьшения категорий А и С. Расчет координат точек А и С в данном случае проводится по следующим формулам:

Уа = (100 - хс) = ур - Хр (7)

р

хА = ХрУр - х2 (8)

хр + УР

Стоит отметить, что при смещенной симметрии лучше использовать комбинацию из двух методов [3, 16]: категорию А или С, в сторону которой смещена симметрия, необходимо вычислять по формулам 7-8, а вторую (С или А) - по формулам 5-6.

Поскольку в нашем случае не видно четкой симметрии относительно линии Парето при определении координат точек разбиения будем использовать комбинацию из двух методов: категорию С, в сторону которой смещена симметрия, вычисляем по формуле (7), а категорию А - по формуле (6). хА = 20 - (400/80) = 15%; (100 - хс) = (80 -20) = 60%; хв = 100 - 15 - 60 = 25%. Таким образом, при делении ассортимента компании «Подмосковный хлеб» при использовании 1-го подхода категория А определилась как 15% всех позиций ассортимента, категория В - 25%, а категория С - 60% ассортимента. При этом категория А дает 60% объема продаж.

2-й ПОДХОД. Очевидно, что хр + У = 100% соответствует определению медианы: перпендикулярна отрезку ОМ, О (0;0) и N (100;100) и делит его в соотношении 50:50. Итак, чтобы разделить ассортимент на две группы, мы делим пополам отрезок ОМ. Можно использовать ту же методику и для трех групп. Назовем квантильной д-линией Парето прямую, обладающую следующими свойствами:

1) эта прямая перпендикулярна отрезку ОМ;

2) она делит его в отношении д /(1 — д).

Искомая прямая имеет вид х + У = А ^ х = У . Поскольку она делит отрезок ОМ, соединяющий (0;0) и (1;1), в отношении д /(1 — д), то проходит через точку q). Подставив эти координаты в уравнение, получаем х + У = д + д = 2д . Таким образом, формула д-линии Парето

[5, 127]: хд + Уд = 2д . (9) Для вьщеления АВС-групп будет достаточно построить две квантильные линии: на 1/3 и 2/3. Запишем формулу (9) иначе:

Я( х)

х + у( х)

(10)

Тогда принадлежность к конкретной группе можно записать так:

Или <

х,

1 >

е 0;

3)

" 1

е —■

_ 3' 3.

" 2 ;1

е —

_ 3

2

3 ?

_ 4

"3

(11)

(12)

При делении ассортимента компании «Подмосковный хлеб» при использовании 2-го подхода категория А определилась как 8% всех позиций ассортимента, категория В - 30%, а категория С - 62% (100% -38%) ассортимента. При этом категория А дает 55% объема продаж, категория В - 37%, а категория С - 8% (рисунок 3).

Выделенные с помощью обоих подходов категории обладают следующими свойствами: каждая следующая группа больше предыдущей, но менее эффективна, что соответствует теоретическим рекомендациям при определении групп А, В, С (в теории рекомендуется выделять группы примерно так: А = 15% < В = 20% < С = 65%). Но как видно из полученных результатов, второй подход немного завышает долю группы В - возможно, из-за того, что данный способ выделения групп более рационален при большом количестве наименований ассортимента.

Таким образом, при разбиении регионов на группы воспользуемся результатами первого подхода. К группе А можно отнести следующие виды продукции: батон «Нарезной», батон «Весенний», хлеб «Донской» формовой и хлеб «Донской» подовой; в группу В входят: хлебец «Отрубной», батон «Бутербродный», батон «Колосок», булочка «К чаю» с сахаром, хлеб «Пшеничный» из муки первого сорта и батон «Горчичный»; остальная продукция относится к группе С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь проведем анализ стабильности продаж по ассортименту.

х

с

♦ ассортимент --•линия Парето

квантильная линия 2/3

квантильная линия 4/3

50

100

150

Накопительная доля позиций, % Рис. 3. Определение координат точек разбиения ассортимента (2-й подход)

ХУ/-анализ ассортимента предприятия: 1. Цель ХУ7-анализа ассортимента - дифференциация товаров в ассортименте по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Таким образом, объектом анализа является ассортимент. 2. Показатель, по которому проводится анализ, - объем продаж, руб. 3. Период -полугодие с разбивкой по месяцам. 4. Расчет коэффициентов вариации для каждого вида продукции осуществлялся по следующей формуле:

£(X - X):

(13)

V =

х100

где Х1 - значение параметра по оцениваемому объекту за 1-й период; X - среднее значение параметра по оцениваемому объекту; п - число периодов. Данный коэффициент показывает степень отклонения данных от среднего значения (в процентах). 5. В результате были выделены следующие группы: 1) хлеб «Донской» подовой, хлеб «Донской» формовой, батон «Бутербродный», батон «Колосок», батон «Нарезной», хлеб «Пшеничный» из муки первого сорта, булка «Молочная», булочка «Для хот-дога», хлебец «Отрубной» - продукция, относящаяся к категории X (значение коэффициента вариации от 0 до 10%) - высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления;

1=1

п

X

2) хлеб «Дарницкий», батон «Весенний», булочка «К обеду», булочка «К чаю» с маком, булочка «К чаю» с начинкой, плетенка «С маком», сдоба «Десертная», слойка «С повидлом» - продукты, относящиеся к категории У (значение коэффициента вариации от 10% до 25%) - средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления;

3) хлеб «Донской» формовой полов., батон «Горчичный», батон «Подмосковный», булочка «К чаю» с сахаром, хлеб «Старорусский», хлебушек «Постный», слойка «Лакомка» с начинкой, слойка «Лакомка», слойка «Талдомская», все кексы и панировочные сухари - продукты, относящиеся к категории Z (коэффициент вариации свыше 25%) - низкая степень надежности вследствие стохастического потребления.

Используя ХУ2-анализ, необходимо учитывать ряд ограничений: объем используемых данных должен быть достаточно большим (чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты); число исследуемых периодов должно быть не менее трех; не следует применять данный метод в динамично меняющейся ситуации, например при выводе на рынок нового товара, т.к. он неизбежно попадет в «нестабильную» группу 2; существенное влияние на результат расчетов может оказать сезонность спроса. В нашем случае все кексы попали в категорию 2 вследствие сезонности спроса, поэтому их не стоит брать во внимание.

Теперь построим матрицу интегрированного АВС- и ХУ2-анализа товарооборота предприятия (таблица 4).

Учитывая финансовую значимость и предсказуемость группы АХ, в которую входят батон «Нарезной», хлеб «Донской» формовой и хлеб «Донской» подовой, необходимо уделять внимание прежде всего этим видам продукции. Для них должны устанавливаться жесткие нормативы. Кроме того, данная категория должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками. Следует отметить, что товары группы А дают высокий вклад в сбыт (составляют 15% всех позиций ассортимента и 60% объема продаж), а товары группы АХ характеризуются еще и высокой степенью надежности прогноза вследствие стабильности потребления (коэффициент вариации составляет от 0 до 10%). Часть же товаров, относящихся к группе С2 (хлебушек «Постный», хлеб «Старорусский», слойка «Лакомка», сухари панировочные, батон «Подмосковный», слойка «Талдомская» и слойка «Лакомка» с начинкой), можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери.

Таблица 4

Матрица интегрированного АВС- и XYZ-анализа ассортимента

АХ батон «Нарезной», хлеб «Донской» формовой и хлеб «Донской» подовой -высокий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления AY батон «Весенний» - высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления AZ Уменьшение контроля над потребностью <-

ВХ хлеб «Донской» BY BZ булочка «К чаю»

подовой, хлебец «Отрубной», батон «Бутербродный», батон «Колосок», хлеб «Пшеничный» из муки первого сорта - средний вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления с сахаром и батон «Горчичный» -средний вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления

СХ булочка «Для хот-дога», булка CY слойка «С повидлом», хлеб «Дар- CZ хлебушек «Постный», хлеб

«Молочная» - низкий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления ницкий», плетенка «С маком», булочка «К чаю» с маком, булоч- «Старорусский», слойка «Лакомка», сухари панировоч-

ка «К чаю» с начинкой, сдоба «Десерт- ные, батон «Подмосковный», слойка

ная», булочка «К обеду» - низкий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления «Талдомская» и слойка «Лакомка» с начинкой - низкий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления

Уменьшение точности прогнозирования ^

В заключении можно предложить следующие основные рекомендации по восстановлению платежеспособности предприятия (помимо проведения мероприятий, направленных на увеличение объемов реализации продукции за счет создания рационального ассортимента и стимулирования сбыта): проведение мероприятий по снижению себестоимости, например за счет повышения производительности труда; конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную; увеличение по согласованности с поставщиками сроков предоставления предприятию товарного кредита; повышение качества продукции, переход на выпуск новой продукции; внедрение новых форм и методов управления; продажа (сдача в аренду) малоиспользуемой части основных средств как способ уменьшения налогооблагаемой базы и способ расчета с кредиторами по текущим обязательствам; увеличение уставного капитала, но данный процесс длителен по времени и нередко сопровождается определенными издержками (дополнительная эмиссия акций - дорогостоящий процесс); получение государственной финансовой поддержки на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.

Библиографический список

1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Ника-Центр, 2004. - 656 с.

2. Вахрушина М. А., Пласковая Н.С. Анализ финансовой отчетности: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 367 с.

3. Афанасьев С.В. Метод треугольника в АВС-анализе // Маркетинг в России и за рубежом. 2007, № 2.

4. Карамзина Ю.А. Оценка бизнес-процессов // Менеджмент сегодня. 2007, № 1.

5. Облаков П.О. К статье «Метод треугольника в АВС-анализе» // Маркетинг в России и за рубежом. 2008, № 2.

Bibliographical list

1. Blank I.A. Financial management: the Training course. 2 édition, advanced and added. - К: the Nika-Centre, 2004. - 656 p.

2. Vahrushina M. A, Plaskovaja N.S. Analiz of the financial reporting: the Textbook. - М: the High school textbook, 2008. - 367 p.

3. Afanasev S.V. A triangle method in the ABS-ANALYSIS // Marketing in Russia and abroad. 2007, № 2.

4. Karamzina J.A. Estimation of business processes // Management today. 2007, № 1.

5. Oblakov P.O. To article «A triangle method in the ABS-ANALYSIS» // Marketing in Russia and abroad. 2008, № 2.

Контактная информация

Тел.: 8-962-941-71-06, E-mail: grenushka@yandex.ru

Contact links

Tel.: 8-962-941-71-06, E-mail: grenushka@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.