Научная статья на тему 'Анализ факторов суицидального поведения у студентов педагогических вузов'

Анализ факторов суицидального поведения у студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
525
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФРУСТРАЦИЯ / РЕГИДНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Витман Оксана Александровна, Мельникова Юлия Анатольевна

Статья посвящена исследованиям склонности к суицидальному поведению среди студенческой молодежи, проблемам и причинам суицидального поведения. Раскрыты понятия суицид, суицидальное поведение. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению склонности к суицидальному поведению студентов педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов суицидального поведения у студентов педагогических вузов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СУИЦИДАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 1 2 Витман О.А. , Мельникова Ю.А.

1Витман Оксана Александровна - магистрант; Мельникова Юлия Анатольевна - кандидат психологических

наук, доцент, кафедра психологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Алтайский край

Аннотация: статья посвящена исследованиям склонности к суицидальному поведению среди студенческой молодежи, проблемам и причинам суицидального поведения. Раскрыты понятия суицид, суицидальное поведение. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению склонности к суицидальному поведению студентов педагогического университета. Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, студенты, фрустрация, регидность, тревожность, агрессивность.

УДК 159.97 + 378

Суицидальное поведение представляет собой актуальную этическую, моральную, социальную и медицинскую проблему. Ежегодно самоубийства совершают от 873 тыс. до 1 млн. человек во всём мире. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает снижение суицидов в России за последнее десятилетие, однако их количество все еще велико. При этом большинство исследователей отмечает рост самоубийств в государстве среди молодежи в возрасте 16-25 лет. В этой возрастной группе ведущее место занимает студенческая молодежь. Исходя из того, что наше время отмечается реювенация суицидов в современном обществе и актуальным является исследование склонности к

154

суицидальному поведению среди студенческой молодежи и выявление детерминирующих факторов, оказывающих существенное влияние на предсуицидальное состояние.

Значительный вклад в разработку проблематики суицидального поведения внесли зарубежные исследователи Э. Дюргейм [3], 3. Фрейд [5], Э. Гроллман [6], и др., которые показали сложное содержание феномена самоубийства, акцентируя внимание на причинах суицидального поведения, и предложили психотерапевтические пути разрешения данной проблемы.

Отечественная суицидология имеет, сравнительно, непродолжительную историю. Однако в работах современных исследователей А.Г. Амбрумовой [1], Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко [2] достаточно пристально и разносторонне освещены социально-педагогические и клинико-психологические аспекты самоубийств, а также раскрывались методы диагностики, и меры профилактики суицидального поведения.

Проблема самоубийства существует на протяжении всего периода человечества. В трудах философов акт «самоубийства» рассматривался как «антижизненный поступок» (Платон, Аристотель). А. Шопенгауэр обвинял человека прибегающего к самоубийству в малодушии, слабости, в преступлении нравственного закона и закона природы.

Наиболее значимое признание в настоящее время получила теоретическая концепция самоубийств автора А.Г. Амбрумовой. Ученый утверждает, что феномен самоубийства необходимо рассматривать не только с медицинской точки зрения, необходимо уделять внимание и социальной среде, где дезадаптация личности является фактором для склонности к суицидальному поведению. Следующей причиной выступает конфликт между актуальной потребностью и тенденцией, препятствующей её удовлетворению. Это объясняется тем, что современное общество развивается достаточно динамично, но при этом не способно дать жизненных ориентиров, порождая конфликт

между желаниями и возможностями. Соответственно, каждый случай самоубийства должен изучаться и анализироваться индивидуально. Анализируя труды

A.Г. Абрумовой, стоит отметить, что если суицид - это намеренное лишения себя жизни, то суицидальное поведение - образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем (суицидальные мысли, представления, переживания, суицидальные замыслы) [1].

Причиной суицидального поведения, как отмечает

B.В. Нечипоренко, могут быть как внешние факторы окружающей действительности, так и личностные переживания человека. В группу риска попадают люди склонные к депрессии, алкоголизму, наркомании и т. д. Наиболее склонны к суицидальному поведению люди в возрасте от 14-34 лет, а также лица после 45 лет. Однако здесь есть существенные различая, если люди более молодого возраста склонны к «показательным» попыткам суицида или в состоянии аффекта, то более взрослые люди имеют истинные намерения, они реально обдумывают план и действия лишения себя жизни, не оставляя шансов для спасения. Однако молодые люди, которые склонны к показательному суициду (парасуицид) порой забывают, что «играют со смертью» и каждая новая попытка становиться опасней предыдущей и шансов на спасения остается меньше. Склонность к «парасуициду» ведет к пограничному расстройству личности, а это «визитная карточка» суицида. Такое безрассудное поведение приводит к антисоциальному поведению. В жизни «парасуицидента» появляется алкоголь, наркотики, воровство и т.д. В итоге, человек умирает, не от акта самоубийства, а от образа жизни [4].

Для предотвращения суицидального поведения во многих трудах отечественных и зарубежных исследователей отмечается важность проведения диагностики суицидальных тенденций среди студенческой молодёжи.

Цель нашего исследования выявить степень склонности к суицидальному поведению у студентов педагогического университета разных профилей подготовки.

Выборку исследования составили 120 студентов педагогического университета, из них «Институт психологии и педагогики» - 30, «Исторический факультет» - 30, «Филологический факультет» - 30, «институт физкультуры и спорта» - 30. Обследование производилось с применением двух методик теста «СР- 45» (суицидальный риск) авторская разработка П.И. Юнакевича, тест на выявление склонности к суицидальному поведению (по методике М. В. Горской).

На первом этапе исследования был проведен сравнительный анализ на выявления суицидального риска у студентов педагогического университета разных профилей подготовки. Уровень суицидального риска определялся по методике согласно методике «Ср-45» (суицидальный риск), авторская разработка П.И. Юнакевича. В результате проведенного опроса были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1. Значение факторов риска суицидального поведения у студентов педагогического университета разных профилей подготовки

Институт психологии и педагогики Исторический факультет Филологический факультет Институт физической культуры и спорта

3,4 (средний) 3,6 (средний) 3,6 (средний) 3,8 (средний)

Согласно проведенному опросу можно определить, что показатель суицидального риска у всех испытуемых выражен в переделах среднего значения. Однако в процессе исследования не было выявлено крайних значений, что говорит о выраженности данного показателя в пределах нормы.

Для выявления склонности к суицидальному поведению у студентов педагогического университета разных профилей подготовки обследование проводилось по методике М. В.

Горской. Средние показания, полученные согласно применяемой методике предоставлены в таблице 2.

Таблица 2. Склонность к суицидальному поведению по методике М.В. Горской

Показатели Институт психологии и педагогики Исторически й факультет Филологически й факультет Институт физкультур ы и спорта

Тревожность 7,3(низкий) 6.6 (низкий) 8,4(средний) 4,5 (низкий)

Фрустрация 8,7(средний ) 6,1 (низкий) 6,7 (низкий) 4,8 (низкий)

Агрессивность 9,4(низкий) 9,1 (низкий) 8.9 (низкий) 8,7 (низкий)

Ригидность 4,9 (низкий) 4,9 (низкий) 5(низкий) 8,7 (низкий)

Склонность к суицидальном у поведению 30,3 (низкий) 26,7 (низкий) 24 (низкий) 26,7 (низкий)

Оценка результатов, по субшкалам, показала, что наиболее выраженными диагностическими признаками у испытуемых являются следующие факторы: тревожность, фрустрация и ригидность. Вместе с тем значения по выборкам находится в пределах ниже среднего (кроме «тревожность» - факультет филологии, фрустрация - студенты психологи). Однако показатель склонности к суицидальному поведению достаточно невысок, что снижает риск суицида.

Таким образом, в результате сравнительного анализа были выявлены особенности суицидального поведения у студентов педагогического университета разных профилей подготовки. Наиболее выраженными факторами явились «тревожность», «фрустрация», «ригидность». Однако наиболее низкие показания к склонности суицидального поведения отмечено у студентов «Института физической культуры и спорта», что возможно связанно с психологическими и физическими особенностями спортсменов. В любом случае физическая активность оказывает положительное влияние на психические процессы, психические состояния и свойства личности. Следовательно, учитывая данные эмпирического

исследования необходимо разрабатывать программы направленные на профилактику суицидального поведения среди студенческой молодёжи.

Список литературы

1. Амбрумова А.Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности /

A.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологи. Москва, 1978. С. 6-28.

2. Дмитриева Н.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков / Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. № 1. С. 127-134.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм. Москва: Мысль, 1994. 399 с.

4. Нечипоренко В.В. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики / В.В. Нечипоренко,

B.К. Шамрей // Психология. Санкт-Петербург, 2007. 528 с.

5. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. Москва: Ренессанс, 1991. 296 с.

6. Grollman E.A. Suicide Prevention, Intervention, Postvention. 2nd ed. / E.A. Grollman // Beacon: Hill Press, 1988. 457 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.