Научная статья на тему 'Анализ факторов создания акционерной стоимости фармацевтических компаний'

Анализ факторов создания акционерной стоимости фармацевтических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНАЯ СТОИМОСТЬ / АКЦИОНЕРНАЯ ДОХОДНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОР / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парушин Алексей Андреевич

Реализация концепции устойчивого развития отечественного бизнеса предусматривает расстановку приоритетов в пользу повышения прозрачности, доступности и полезности информации о результатах деятельности компаний для всех заинтересованных и вовлеченных в бизнес процессы сторон. Такой посыл позволяет увеличить стоимость компании для акционеров, учесть интересы и потребности заинтересованных лиц и сформировать стратегию развития на долгосрочную перспективу. Обоснована практическая значимость раскрытия информации о факторах создания стоимости в интегрированной отчетности компаний. Даны рекомендации о классификации и группировке финансовых и нефинансовых факторов, влияющих на формирование акционерной стоимости и повышение доходности фармацевтических компаний. Автором предложена методика проведения факторного анализа создания и повышения акционерной стоимости компании. Учтены информационные и потребительские интересы заинтересованных сторон в цепочке создания стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов создания акционерной стоимости фармацевтических компаний»

УДК 657.62 : 338.242

Парушин Алексей Андреевич,

аспирант,

департамент учета, анализа и аудита,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва.

Parushin Alexey Andreevich,

graduate student,

Department of Accounting, Analysis and Audit,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОЗДАНИЯ АКЦИОНЕРНОЙ СТОИМОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

ANALYSIS OFTHE FACTORS OF PHARMACEUTICAL COMPANIES' SHAREHOLDERS' VALUE CREATION

Реализация концепции устойчивого развития отечественного бизнеса предусматривает расстановку приоритетов в пользу повышения прозрачности, доступности и полезности информации о результатах деятельности компаний для всех заинтересованных и вовлеченных в бизнес процессы сторон. Такой посыл позволяет увеличить стоимость компании для акционеров, учесть интересы и потребности заинтересованных лиц и сформировать стратегию развития на долгосрочную перспективу Обоснована практическая значимость раскрытия информации о факторах создания стоимости в интегрированной отчетности компаний. Даны рекомендации о классификации и группировке финансовых и нефинансовых факторов, влияюшцх на формирование акционерной стоимости и повышение доходности фармацевтических компаний. Автором предложена методика проведения факторного анализа создания и повышения акционерной стоимости компании. Учтены информационные и потребительские интересы заинтересованных сторон в цепочке создания стоимости.

Ключевые слова: акционерная стоимость, акционерная доходность, интегрированная отчетность, устойчивое развитие, фактор, факторный анализ, стейкхолдеры.

The implementation of the concept of sustainable development of the domestic business involves the prioritization in favor of increasing the transparency, availability and usefulness of information about results of company's operations to all interested and involved in the business processes of the parties. This promise allows you to build value for shareholders, to take into account the interests and needs of stakeholders and shape the strategy development for the long term. The necessity of the disclosure of the information on the factors of value creation in the integrated reporting of companies was substantiated for the practical purposes. The recommendations on the classification and grouping of financial and non-financial factors affecting the creation of shareholders' value and increasing the profitability of pharmaceutical companies were given in the article. The authors propose a methodology for factor analysis of the creation and increase of the shareholders' value of the company. The information and consumer interests of stakeholders in the value chain were taken into account.

Keywords: shareholders' value, shareholder return, integrated reporting, sustainable development, factor, factor analysis, stakeholders.

ВВЕДЕНИЕ

Практическая реализация концепции устойчивого развития отечественного бизнеса предусматривает расстановку приоритетов в пользу повышения прозрачности, доступности и полезности информации о результатах деятельности компаний для всех заинтересованных и вовлеченных в бизнес процессы сторон. Такой посыл позволяет увеличить стоимость компании для акционеров, учесть интересы и потребности заинтересованных лиц и сформировать стратегию развития на долгосрочную перспективу.

Глобальная инициатива по отчетности, представляющая собой Руководство по отчетности в области устойчивого развития версии G4 и его влияние на подготовку отчетности, требует от компаний предоставления расширенной информации о факторных воздействиях на цепочку создания стоимости и результатах анализа изменения эффективности управления стоимостью. Расширения границ воздействия и раскрытия информации в интегрированной отчетности возможно достигнуть в результате взаимодействия с заинтересованными сторонами, анализа финансовых и нефинансовых факторов, основанных на столкновении интересов заинтересованных сторон и компании, и их влияния на изменение стоимости. Предпосылки пересмотра стандартов интегрированной отчетности и соблюдения принципов устойчивого развития обусловили необходимость уточ-

43

нения экономической сущности понятия акционерной стоимости компании, в основе которой реализация концепции стейкхолдерской стоимости, поскольку она позволяет выявить и анализировать комплекс факторов, которые обеспечивают создание акционерной стоимости в долгосрочной перспективе с учетом потребностей заинтересованных структур. Развитие методики факторного экономического анализа формирования и изменения величины акционерной стоимости компаний должно быть основано на определении принципов, методов, процедур, информационного обеспечения, системы факторов и аналитических показателей для проведения анализа. Результативность такого анализа подтверждается повышением информативности интегрированной отчетности для заинтересованных сторон, раскрытием информации для целей тактического и стратегического управления, привлечением дополнительных инвестиций и приращением капитала.

Проблемы информационно-методического обеспечения интегрированной отчетности, использование стейкхолдерского подхода в формировании и оценке факторов создания акционерной стоимости компании рассматривались во многих работах российских ученых: В.И. Бариленко [1], Р.П. Булыги [2], О.В. Ефимовой [3, 4], И.В. Ивашковской [5], М.В. Мельник [6], Е.В. Никифоровой [7], которые также внесли значимый вклад в адаптацию учетно-аналитической системы к удовлетворению требований заинтересованных сторон компании. Растущее внимание менеджмента компаний и заинтересованных в бизнесе лиц к решению проблем развития корпоративной отчетности о стоимости обусловливают необходимость дальнейших исследований проблемы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи — высказать предложения автора по развитию методики и методического инструментария анализа факторов, способствующих повышению ценности бизнеса при учете интересов стейкхолдеров посредством расчета и управления финансовыми и нефинансовыми факторами, влияющими на рост стоимости компании в долгосрочной перспективе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ мнений ученых в области экономического анализа и финансового менеджмента позволил нам обосновать логику выбора и применения в практических целях итогового результативного показателя для анализа эффективности ожиданий стейкхолдеров, которая определяется ценностной характеристикой показателя стоимости для решения будущих стратегических целей управления. В этой связи предлагается трактовать акционерную стоимость компании как стоимость, получаемую собственниками (акционерами) компании в виде дохода от эффективного управления ожиданиями заинтересованных сторон в долгосрочной перспективе, отражающего финансовую оценку отдачи на вложенный капитал в результате влияния нефинансовых факторов экономической, социальной и экологической направленности на основе пересечения интересов стейкхолдеров и компании.

Выбор совокупной акционерной доходности в качестве результативного показателя имеет преимущественное аналитическое значение: позволяет количественно оценить финансовый эффект от управления комплексом нефинансовых факторов, проследить цепочку формирования стоимости и достижения результата на каждом этапе бизнес-процесса, оценить степень влияния факторов заинтересованности сторон на получение стоимости, построить зависимость с ориентацией на будущее.

В предложенной модели трактовки совокупной акционерной доходности должен сработать эффект мультипликатора, способствующий усилению эффекта от влияния качественных и количественных финансовых и нефинансовых факторов на прирост капитала. С одной стороны, преимущественное значение отводится полученному по факту значению акционерной доходности — тому, которое важно для акционеров по итогам работы компании за год и подлежит распределению. Усилению эффекта приращения стоимости в процессе факторного экономического анализа будет способствовать выбор компромисса при столкновении интересов стейкхолдеров, которые в тандеме сыграют на перспективу создания устойчивой цепочки повышения ценности бизнеса при функционировании бизнес-модели. Бизнес-модель должна быть построена для каждой конкретной компании и описывать цепочку создания акционерной стоимости в долгосрочном периоде времени.

Проведенный в процессе исследования анализ корпоративной отчетности крупных российских компаний позволил обозначить проблемы отсутствия системности в раскрытии и представлении информации о формировании стоимости компании в соответствии с международными инициативами в области устойчивого развития. Подтверждается актуальность исследования и проработки проблемы раскрытия информации о процессе создания стоимости в бизнес-модели, необходи-

44

мости структурирования интегрированной отчетности с учетом факторов влияния на стоимость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С позиций расширения аналитических и информационно-потребительских возможностей интегрированного отчета к построению бизнес-модели следует подходить исходя из критериев раскрытия информации в части фактической характеристики результативности деятельности и стратегических аспектов (табл. 1).

Таблица 1. Развернутое содержание бизнес-модели компании для проведения экономического анализа и раскрытия аналитической информации *

Отражение результативности деятельности в бизнес-модели Отражение стратегии развития в бизнес-модели

Отражаются все элементы бизнес-модели: цепочка поставок, ресурсы (капитал), бизнес-процессы, результаты. Бизнес-модель учитывает средне- и долгосрочные перспективы развития бизнеса.

Приводится объем информации по вопросам, нашедшим отражение в других разделах отчета: процессы бизнеса, направления деятельности, риски. Отражается информация, имеющая отношение к деятельности организации с позиций факторов, влияющих на формирование стоимости.

* Составлено автором.

Бизнес-модель создания стоимости в свете современной концепции интегрированной отчетности рассматривается как инструмент проектирования бизнес-процессов, генерирующих совокупную акционерную доходность в кратко-, средне- и долгосрочном периоде путем сбалансированного удовлетворение интересов стейкхолдеров. Следовательно, описание и анализ бизнес-модели является информационной базой для формирования системы показателей и факторов, влияющих на рост совокупной акционерной доходности.

Для определения и систематизации групп стейкхолдеров, оказывающих и испытывающих влияние со стороны деятельности компании, мы руководствовались признаками определения стейк-холдерских групп, предложенными следующими организациями: Accountability (Международная фирма по оказанию консультационных услуг), Программа ООН по охране окружающей среды (United Nations Environment Programme) и Accоциация по изучению стейкхолдеров (Stakeholder research associates). Были выделены признаки классификации стейкхолдеров: уровень ответственности, степень влияния, степень близости, степень зависимости, уровень представительности, что позволяет оценить и ранжировать влияние отдельных групп заинтересованных сторон на каждом из бизнес-процессов бизнес-модели.

Для построения авторской бизнес-модели формирования акционерной стоимости фармацевтической компании проведен анализ информации, раскрываемой в годовой отчетности фармацевтическими компаниями, входящими в рейтинг «Топ-10 мировых фармацевтических компаний», подготовленный аналитической компанией «Evaluate Pharma» в 2016 году: Pfizer, Novartis, Roche, Sanofi, Merck&Co, GlaxoSmithKline, Johnson&Johnson, Gilead Sciences, Abbvie, AstraZeneca. Данный рейтинг составлен на основе данных об объеме продаж лекарственных средств в денежном выражении на мировом рынке фармацевтической продукции. Эмпирическая бизнес-модель создания стоимости фармацевтической компании включает следующие элементы: доступные ресурсы, продукты, бизнес-процессы, результаты. Взаимосвязь параметров бизнес-модели определена с позиций оценки уровня корпоративного управления и рисков.

Доказано, что при определении факторов, потенциально влияющих на рыночную стоимость акций фармацевтических компаний, и, как следствие, — на совокупный акционерный доход, некорректно использовать традиционное выделение семи групп стейкхолдеров, предлагаемых учеными-аналитиками.

При анализе интересов агрегированной группы клиентов (покупателей) компании без выделения релевантных подгрупп и их детального рассмотрения существует риск учета факторов, не оказывающих влияние на выручку компании, и, следовательно, снижения качества раскрываемой отчетности и возможных погрешностей результатов аналитических процедур. Например при анализе фармацевтической компании, которая ведет деятельность по реализации только рецептурных препаратов, традиционное объединение покупателей в одну группу экономически нецелесообразно, так как в данном случае клиентами компании, оказывающими влияние на выручку, будут как покупатели в широком смысле (пациенты), так и работники системы здравоохранения (врачи

45

и медики), законодательно наделенные исключительным правом назначать препарат пациенту и выписывать рецепт для дальнейшего отпуска из аптеки. С другой стороны, при построении круга стейкхолдеров необходимо также учитывать бизнес-процессы, являющиеся основой создания стоимости компании. Так, при анализе фармацевтической отрасли важно разделять стандартные каналы дистрибуции (оптовые каналы сбыта) и тендерный способ реализации продукции. В соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» лекарственные средства, включенные в список гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, должны закупаться через единую систему государственных закупок. Учитывая, что для представительств и филиалов анализируемых фармацевтических компаний тендерный канал сбыта в России составляет от 20 до 74%, выделение государственных заказчиков как отдельной группы стейкхолдеров может существенно повлиять на качество проводимого экономического анализа. Проведенное автором исследование отчетных данных позволило определить восемь групп и детализировать контуры стейкхолдеров компании, чьи интересы могут повлиять на акционерную стоимость фармацевтической компании и должны учитываться при анализе факторов создания стоимости. Особенности проведения факторного экономического анализа формирования и изменения акционерной стоимости фармацевтических компаний связаны с детализацией контура стейкхолдеров и их разделения на восемь групп: собственники и потенциальные инвесторы, пациенты, работники здравоохранения, покупатели (оптовые каналы сбыта), поставщики и иные контрагенты, государство и органы регулирования, работники компании, некоммерческие организации и общественные объединения.

В разрезе каждой группы выделены подгруппы заинтересованных сторон, исследованы области интересов воздействия на бизнес-процессы, логически структурированы количественные и качественные факторы влияния на совокупный акционерный доход, используемые в анализе и управлении процессом формирования ценности при корректировке стратегии развития.

Исследование процессов формирования стоимости и изучение влияния финансовых и нефинансовых факторов на величину совокупного акционерного дохода основано на применении специально адаптированной к достижению поставленной цели реализации бизнес-модели методики и методического инструментария анализа. Методика анализа должна носить универсальный характер и отражать единые организационно-методические направления осуществления аналитических процедур, совокупность методов, способов и приемов анализа, технологию сбора, группировки и обобщения информации независимо от сферы деятельности субъекта. Исключением ее применения для фармацевтических компаний являются особенности функционирования в ракурсе бизнес-модели и декомпозиции финансовых и нефинансовых факторов, зависящих от столкновения интересов стейкхолдеров при взаимодействии бизнес-модели с внешней и внутренней средой и цепочки создания совокупной стоимости компании в перспективе.

Методика анализа первична для целей изучения предмета и объекта исследования и тесно взаимосвязана с методическим инструментарием, составляющим его основу и компоненты.

Методика анализа, предложенная для реализации целей ретроспективной, текущей и перспективной оценки формирования и распределения стоимости на примере фармацевтической компании, включает ряд структурных элементов, которые ранжированы по очередности значимости их использования в процессе изучения бизнес-модели и ее экономической способности производить стоимость, полезную не только для акционеров. Учтены интересы всех стейкхолдеров. Распределение компонентов носит последовательный характер исходя из практического перехода от одного элемента методики к другому. В основе формирования методики анализа — преимущественные интересы стейкхолдеров при формировании, оценке модели, стоимостном выражении точек соприкосновения интересов стейкхолдеров, идентификации финансовых и нефинансовых факторов, определении модели взаимосвязи между ними. С позиций расширения аналитических и информационно-потребительских возможностей интегрированного отчета к построению и экономическому анализу бизнес-модели и реализации ее процессов при производстве фармацевтических продуктов следует подходить исходя из критериев раскрытия информации в части фактической характеристики результативности деятельности в краткосрочной перспективе и стратегических аспектов.

Новые компоненты методики — это отражение факторного влияния на расчет совокупного акционерного дохода, что способствует последовательному освещению процесса формирования стоимости. Причем выявление и оценка влияния факторов создания стоимости, воздействия на

46

цепочку процессного управления, отражения в бизнес-модели фармацевтических компаний, является первичным звеном повышения информативности годовых отчетов этих корпораций и формирует основной этап качественного оповещения партнеров о результатах развития. Практическая значимость методики анализа обусловлена ее динамичным характером: подвижностью, гибкостью адаптации к бизнес-модели других компаний, информативностью для заинтересованных лиц, возможностью корректировки в случае изменения среды и факторов. Для успешной реализации всех этапов анализа необходим адекватный и органично увязанный с методикой анализа инструментарий. Это требует уточнения, конкретизации и обобщения методов, способов и технических приемов, адекватных практической реализации эффективного управления бизнес-моделью фармацевтической компании на устойчивую перспективу на основе корректировки влияния финансовых и нефинансовых факторов.

При практической апробации методики анализа бизнес-модели взаимные интересы стейкхол-деров и фармацевтической компании рассмотрены с трех позиций: бизнес-процесс, на который могут повлиять эти лица, интерес компании по отношению к стейкхолдеру (т. е. что может выиграть компания и каким образом она сможет прирастить свою стоимость при удовлетворении чьих-либо интересов), интерес стейкхолдера в отношении компании. Точка пересечения этих интересов позволили нам идентифицировать фактор и показатель, при управлении которым достигается основная цель анализа и эффективного стратегического менеджмента, повышается прозрачность отчетности для заинтересованных сторон.

На основании аналитической отчетности и исследований консалтинговых фирм, специализирующихся на анализе фармацевтического рынка, в процессе исследования построены карты для всех стейкхолдеров фармацевтической компании, отражающие пересечение интересов компании и позволяющие выделить качественные и количественные финансовые и нефинансовые факторы, влияющие на совокупную доходность акционерных обществ. Отбор и расчет факторов, включенных в многофакторную модель для расчета совокупной акционерной доходности, подвергнут критической нормативно-правовой оценке с позиций снижения степени возможного влияния регуля-торных рисков. Предложена корректировка показателей в соответствии с действующим российским и зарубежным законодательством, регулирующим обращение лекарственных средств исходя из экспертных знаний сферы практической деятельности.

С целью приведения факторов в сопоставимый вид и моделирования процедур рассчитаны относительные показатели второго уровня, влияющие на изменение величины совокупного акционерного дохода в перспективе. Например, для описания стоимостного влияния группы заинтересованных пациентов в процессе создания акционерной стоимости предложены аналитические показатели, позволяющие оценить отдачу на вложенный капитал от заинтересованности пациентов (табл. 2).

Пациенты как группа стейкхолдеров не участвуют напрямую в процессе формирования выручки фармацевтической компании, так как не имеют договорных отношений с компанией и не являются ее покупателями. Однако учитывая, что бизнес компании направлен на взаимодействие с пациентами, и последние являются конечными потребителями готовой продукции фармацевтического предприятия, анализ показателя пациентоотдачи является одним их наиболее важных в целях определения доли компании на рынке определенных препаратов.

Индекс восполнения лекарственного портфеля показывает отношение между препаратами, которые в отчетном году готовятся к государственной регистрации и последующей продаже на рынке, и препаратами, которые были зарегистрированы в отчетном году и поступили в продажу. Данный показатель, прежде всего, связан с жизненным циклом препарата на рынке и является важным для прогнозирования будущей выручки экономического субъекта и определения резервов роста компании.

Уровень коммерческих затрат, включающий затраты на рекламу препаратов, маркетинговые и мерчендайзинговые мероприятия, не отражает эффективность стратегии продвижения продукции, однако его анализ демонстрирует, насколько объем коммерческих затрат удовлетворяет потребности компании в маркетинговых мероприятиях.

По всем восьми группам, заинтересованным в фармацевтическом бизнесе сторон, разработаны группировочные таблицы, содержащие наименование относительных показателей, перечень количественных и качественных факторов, имеющих финансовое и нефинансовое аналитическое значение, формулы расчета и экономическую характеристику показателя.

47

Таблица 2. Факторы, выражающие заинтересованность пациентов фармацевтической компании в процессе создания акционерной стоимости *

Название фактора Ед. изм. Данные для расчета Формула расчета Экономическое содержание

Пациентоотдача (ПО) ед. • Количество пациентов, получающих лекарственную помощь препаратами компании в отчетном периоде (0П); • Выручка в отчетном периоде (ТЯ^ ПО - Qn TRj Уровень выручки, приходящейся на пациента, получающего помощь препаратами компании

Индекс восполнения лекарственного портфеля (Яир) ед. • Количество поданных на регистрацию лекарственных досье в отчетном году (03пр); • Количество новых препаратов, прошедших клинические испытания и регистрацию (0ЪПр) R Qanp Rnp - b Q np Отношение препаратов, находящихся на стадии регистрации в отчетном году, к зарегистрированным в отчетном году препаратам

Уровень коммерческих затрат (1мв) ед. • Коммерческие затраты, включая маркетинг и расходы на рекламу в отчетном периоде (МВ); • Выручка в отчетном периоде (ТЯ1) T ME 1me - TRj Доля коммерческих затрат, включающих расходы на маркетинг и рекламу, в выручке компании в отчетном периоде

* Составлено автором.

Стохастическая (статистическая или случайная) зависимость между факторными признаками и величиной совокупного капитала исследована с помощью инструментов многофакторного корреляционного анализа.

С этой целью на основе данных бухгалтерского и управленческого учета фармацевтической компании за период с 2013 по 2015 гг. произведен расчет результирующего показателя совокупной акционерной доходности в табл. 3.

Таблица 3. Расчет показателя совокупной акционерной доходности (TSR) ПАО «Фармацевтическая компания» в 2013-2015 гг.

Показатель Ед. изм. 2012 2013 2014 2015

Рыночная капитализация млн долл. США 123492,1 122420,3 110251,5 102188,5

Дивиденды, выплаченные акционерам млн долл. США 6045,5 5758,4 6330,9 5920,8

Среднее число акций млн штук 4912,0 4831,0 4808,0 4831,0

Цена акции долл. США 25,14 25,34 22,93 21,15

Дивиденды на 1 акцию долл. США 1,23 1,19 1,32 1,23

Совокупная акционерная доходность ед. — 0,06 -0,04 -0,02

* Составлено автором.

Анализ показателя совокупной акционерной доходности показал, что, начиная с 2014 года, показатель принял отрицательное значение, а в отчетном 2015 году достиг значения -2%. Отрицательное значение показателя объясняется снижением рыночной цены акции с 25,34 долл. США за штуку в 2013 году до 21,15 долл. США в 2015 году (падение — 16,5%).

По причине значительного массива факторов второго уровня, отобранных для проведения анализа влияния финансовых и нефинансовых факторов на акционерную доходность компании, прово-

48

дился поэтапный расчет показателей и многофакторный анализ в разрезе восьми групп стейкхол-деров, определенных по результатам анализа годовой и интегрированной отчетности десяти крупнейших мировых фармацевтических компаний. На основании полученных значений факторов рассчитано их влияние на показатель совокупной акционерной доходности путем определения коэффициента корреляции. Необходимо отметить, что коэффициент корреляции выборки представляет собой ковариацию двух наборов данных, деленную на произведение их стандартных отклонений.

Парные коэффициенты корреляции изменения совокупной акционерной доходности в результате воздействия заинтересованных пациентов на процессы формирования акционерной стоимости фармацевтической компании представлены в табл. 4.

Таблица 4. Парные коэффициенты корреляции совокупной акционерной доходности и воздействующих факторных признаков, выражающих заинтересованность пациентов компании *

Факторы TSR Qn Rnp

Пациентоотдача(0 П) -0,81 1

Индекс восполнения лекарственного портфеля ( ЯПр ) 0,93 -0,53 1

Уровень коммерческих затрат () -0,82 0,33 -0,97

* Составлено автором.

Как следует из таблицы 4, теснота связи между показателями, выражающими заинтересованность пациентов компании, можно описать как «сильную», что объясняется нахождением значения модуля коэффициента корреляции в пределах от 0,8 до 1.

Данный математический расчет подтверждает нашу гипотезу о том, что пациенты компании, не являясь ее прямыми клиентами, влияют на акционерную стоимость компании.

Пошаговый многофакторный корреляционный анализ также показал, что теснота связи между факторами RП и IME близка к единице, при этом коэффициент корреляции равен отрицательному значению (-0,97), что свидетельствует об обратной связи между показателями. Иными словами, чем большее значение принимают коммерческие расходы компании, тем меньше индекс восполнения лекарственного портфеля. С точки зрения бизнес-процессов фармацевтической компании данный факт может объясняться отвлечением ресурсов от инновационной деятельности и направлением их на сбыт готовой продукции. В этой связи для определения перечня факторов, оказывающих влияние на акционерную стоимость компании, следует использовать следующие показатели:

• пациентоотдача (Q^);

• индекс восполнения лекарственного портфеля (R^).

В результате применения методического инструментария обработки аналитической информации о цепочке создания стоимости с учетом вовлечения в процессы бизнес-деятельности различных групп стейкхолдеров выявлена теснота связи и определена величина зависимости изменения совокупной доходности фармацевтической компании при воздействии финансовых и нефинансовых факторов. Практическая апробация методического инструментария анализа формирования акционерной стоимости позволяет сформулировать предложения по эффективному управлению факторами и корректировке управленческих решений по формированию политики взаимодействия с различными заинтересованными лицами. Однако аналитические процедуры доказали скудность раскрытия информации о бизнес-модели и цепочке создания стоимости в отчетности компаний, что требует необходимости корректировки содержания форматов интегрированной отчетности для целей комплексного исследования и управления стоимостью.

ВЫВОДЫ

В процессе исследования сформулированы предложения и рекомендации теоретико-методического характера, позволяющие усовершенствовать методический инструментарий и разработать методику анализа и раскрытия информации об акционерной стоимости публичных фармацевтических компаний в интегрированной отчетности для широкого круга заинтересованных лиц.

Предложено в качестве результирующего финансового показателя, отражающего ценность компании в долгосрочном аспекте, использовать совокупную акционерную доходность как более точно отображающую количественную величину эффективности использования всех видов капитала. Рассмотрены принципы, порядок и пострена бизнес-модель формирования стоимости фар-

49

мацевтической компании; разработана методика анализа и предложен методический инструментарий для проведения комплексного анализа бизнес-модели, факторов и показателей, влияющих на формирование ценности в долгосрочном аспекте. С целью выявления функциональной зависимости между факторными и результирующими показателями построены карты заинтересованных сторон путем выявления их прямых и косвенных интересов к компании; классифицированы и исчислены факторы влияния на стоимость компании; доказана степень положительного или отрицательного воздействия факторов на изменение стоимости. Разработаны практические рекомендации по расширению аналитических форматов интегрированной отчетности фармацевтических компаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бариленко В.И. Эволюция методологии отечественного экономического анализа / В.И. Бари-ленко // Школа университетской науки: парадигма развития. — 2010. — Т. 1. — № 1. — С. 43-49.

2. Булыга Р.П. Новая парадигма внешней отчетности организации, основанная на концепции интеллектуального капитала / Р.П. Булыга // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2012. — № 1. — С. 626-630.

3. Ефимова О.В. Стратегия устойчивого развития компании: аналитический аспект / О.В. Ефимова // Сибирская финансовая школа. — 2011. — № 3 (86). — С. 36-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ефимова О.В. Анализ и оценка эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в области устойчивого развития / О.В. Ефимова // Учет. Анализ. Аудит. — 2014. — № 1. — С. 51-59.

5. Ивашковская И.В. Модель стратегического стоимостного анализа фирмы / И.В. Ивашков-ская // Экономическая наука современной России. — 2008. — № 3. — С. 115-127.

6. Мельник М.В. Развитие стратегического аудита / М.В. Мельник // Инновационное развитие экономики. — 2012. — № 4 (10). — С. 42-49.

7. Никифорова Е.В. Отчетность об устойчивом развитии экономического субъекта: принципы, этапы подготовки / Е.В. Никифорова, О.В. Шнайдер // Вопросы региональной экономики. — 2015. — Т. 25. — № 4. — С. 161-166.

Статья поступила в редакцию 19 апреля 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.