Научная статья на тему 'Анализ факторов эффективного функционирования инновационно-технологических центров'

Анализ факторов эффективного функционирования инновационно-технологических центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СТАРТАП / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУР / НАУКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саубанов Тимур Рифович

В статье представлены и кратко проанализированы факторы, способствующие развитию инновационно-технологических центров, которые активно вовлечены в процесс создания и продвижения малых инновационных организаций (стартапов), а также коммерциализации их продуктов, привлечения инвестирования, создания благоприятной инфраструктуры. Акцент сделан на успешно функционирующих инновационных центрах, которые характеризуется высокой коммерциализацией и вкладом в глобальные инновационные процессы. Обосновано место учебных заведений в системе инновационной экономики как инструмента построения эффективной инновационной системы региона. Сделан вывод о том, что результаты деятельности центров зависят ряда факторов, таких как человеческий капитал, наличие благоприятного инновационного климата, экономической активности региона, что является, вероятно, наиболее жизнеспособной схемой для самоподдерживающейся реакции развития и функционирования малых инновационных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саубанов Тимур Рифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов эффективного функционирования инновационно-технологических центров»

Анализ факторов

эффективного функционирования

инновационно-технологических центров

Саубанов Тимур Рифович,

магистрант кафедры инновационной экономики, ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный университет", timur.saubanov@gmail.com

В статье представлены и кратко проанализированы факторы, способствующие развитию инновационно-технологических центров, которые активно вовлечены в процесс создания и продвижения малых инновационных организаций (стартапов), а также коммерциализации их продуктов, привлечения инвестирования, создания благоприятной инфраструктуры. Акцент сделан на успешно функционирующих инновационных центрах, которые характеризуется высокой коммерциализацией и вкладом в глобальные инновационные процессы.

Обосновано место учебных заведений в системе инновационной экономики как инструмента построения эффективной инновационной системы региона. Сделан вывод о том, что результаты деятельности центров зависят ряда факторов, таких как человеческий капитал, наличие благоприятного инновационного климата, экономической активности региона, что является, вероятно, наиболее жизнеспособной схемой для самоподдерживающейся реакции развития и функционирования малых инновационных организаций.

Ключевые слова: инновации, инновационный центр, стартап, инновационная инфраструктур, наука, предпринимательство.

Введение

Действующий технологический уклад связан с доминированием информационных технологий и ориентированной на них промышленностью. Это происходит из-за того, что информационные технологии активизируют и эффективно используют информационные ресурсы общества, что позволяет получить существенную экономию других видов ресурсов - сырья, энергии, полезных ископаемых. По всему миру создаются центры, ориентированные на реализацию инновационных идей в прибыльных технологиях. Однако примеров успешной организации инновационных центров, где малые инновационные организации генерировали бы коммерчески успешный продукт, немного. Существует большое число примеров попыток регулятивного внедрения инновационных центров через государственное участие, значительное финансирование, полное копирование инфраструктуры успешных инновационных центров, привлечение хедлайнеров, якорных резидентов. Примерами попыток искусственной культивации инновационных центров является создание таких центров, как Чжунгуаньцунь (Китай), София-Антиполис (Франция), Бангалор (Индия), однако их общий вклад в производство инновационного продукта в мировом объеме незначителен [1]. Анализ успешных высокотехнологичных центров, таких как технопарки в Бостоне и Нью-Йорке, Кремниевая долина в Калифорнии, позволяет выявить и систематизировать факторы, необходимые для успешного функционирования инновационных концентратов. Этими факторами являются: новаторы и инвесторы, инвестиционная политика, примеры успешной реализации стартапов, наличие инфраструктуры и качественного научного окружения, экономический потенциал региона. От них, вероятно, зависит наличие самоподдерживающейся реакции возникновения инновационных организаций - стартапов.

Факторы эффективности инновационных центров

Важнейшим фактором успешного функционирования инновационных центров является наличие двух типов людей: новаторов, генерирующих инновационные идеи, и людей, готовых инвестировать и умеющих оценивать риски инвестиций. Если есть возможность привлечь критическую массу новаторов и инвесторов в то или иное место, то окажется возможным создать условия для организации инновационного концентрата. Новаторы и инвесторы способны к перемещению и будут перемещаться туда, где есть возможность сомореализоваться и получить прибыль. Новаторам интересно встречаться с другими новаторами, и, в частности, их привлекает высокий уровень учебных заведений и научно-исследовательских центров.

Инвестфонды, как правило, имеют большой опыт работы в высокотехнологичном бизнесе. Это, во-первых, позволяет им выбирать правильные проекты, а во-вторых, означает, что они не только вкладывают, но и оказывают нематериальную поддержку стартапам. Тот факт, что инвесторы лично заинтересованы в результате и рискуют только своими деньгами, заставляет их очень внимательно оценивать свои инвестиционные проекты.

Государство в лице его представителей не является прямым бенефициаром от внедрения инновационных проектов и не должно привлекаться для ведения коммерческой, инвестиционной и иных видов предпринимательской деятельности вследствие отсутствия мотивации. У чиновника отсутствует один из основных ресурсов -предпринимательская активность, как следствие - ему трудно осуществлять деятельность, связанную с оценкой и привлечением финансирования к проектам. Он не рискует своим средствами и поэтому недооценивает риски, что ведет к драматическому падению КПД от коммерческой деятельности. В этом зачастую ошибка многих стран, где распространено госфинансирование.

О £

Я

3

V 2

сч сч

£

Б

а

2 о

Правительство США в 1979 году приняло инвестиционные механизмы, позволяющие государственным структурам финансировать рискованные технологические проекты через венчурные фонды, тем самым самоустраняясь от принятия решений по вопросам, кому и на что расходовать деньги, что увеличило общий приток капитала в ИНесИ-сектор в 50-80 раз. Государство не должно контролировать каждый рубль, без привлечения частного капитала и без передачи полномочий частным структурам, которые бы позволили ему в какой-то момент отстраниться [2].

Если стартап оказался успешным, то очевидно, что он будет стимулом для основания других стартапов. Люди, которые работают в успешных стартапах, будут основывать свои собственные стар-тап-проекты. Инвесторы, которые зарабатывают на успешных стартапах, как правило, будут инвестировать в новые. Очевидно, что такой естественный самоподдерживающийся рост - это основной способ создания центра инновационной активности, в котором бы формировались стартапы, обеспечивая прирост человеческого капитала и привлекательность этого центра для новаторов и инвесторов) [3]. Отсюда можно сделать вывод, что должна происходить самоподдерживающаяся реакция на создание и развитие стартапов, которая будет фундаментом для создания других старта-пов.

Инновационный центр должен привлечь критическую массу инвесторов и экспертов в области важных новейших технологий в места, где обычно высока концентрация молодежи и прогрессивной науки, качественных вузов, в которых бы они решили работать. Поэтому 85 % успеха - это концентрация в одном месте талантливых новаторов и бизнесменов, желающих заработать.

Отсюда происходит некий круговорот и самоподдерживающаяся реакция: венчурные фонды способствуют формированию стартапов а те, в свою очередь, притягивают еще больше стартапов на волне успеха уже существующих, а также через перемещение из других регионов. Например, три из самых технологичных компаний в США были основаны не в инновационных центрах, где обычно появляются стартапы, но две из них переехали туда вследствие успешного функционирования инновационных центров [4]. Стартап с более опытными и авторитетными основателями будет успешнее, чем предприятие, которое получит боль-

шее финансирование от инвестиционных фондов. А успешный стартап остается в месте его основания. Собственно, в этом и заключается сила притяжения инновационных центров. Это комфортное место работы и общения групп увлеченных энтузиастов, из которого они не захотят уезжать.

Принято считать, что для организации успешного центра инновационных компаний необходима высокотехнологичная инфраструктура и привлекательное окружение, наличие известных якорных резидентов. В сущности, ключевой момент для основания предприятия, занимающегося инновационной деятельностью, наступает еще до того момента, когда возникает его потребность в инфраструктуре. Суть формирования центра стартапов состоит не в привлечении якорных резидентов, а в том, чтобы построить фундамент для их образования.

Важно отметить, что когда несколько новаторов понимают, что обладают идеей для создания новшества, задачей инновационного центра является поиск этих новаторов и предложение условий для ее реализации.

Тем не менее, инкубаторы важны и должны быть расположены рядом с крупными университетами, где высока концентрация талантливой молодежи. У начинающей компании, расположенной вблизи инновационных центров, больше шансов быть замеченной и поддержанной. Очевидно также, что, когда инвесторы находят перспективные предпринимательские компании в других городах, они предпочитают переводить их поближе к центрам с готовой инфраструктурой. Необходимость инновационных центров обусловливается минимизацией времени для реализации связи «инвестор-новатор», а также поддержкой сопутствующей технологической цепочки от разработки до коммерциализации продукта стартапа. Поэтому оптимальным и достаточным будет наличие высокоскоростных линий коммуникации, необходимых вычислительных мощностей, помещений для проведения совещаний и совместной работы.

Для успешной поддержки инновационных проектов необходимо наличие высококачественных университетов вблизи инновационных центров. Именно университеты являются местом зарождения инновационных идей, а не бизнес-структуры. Высокий уровень ответственности и самостоятельности способствует возникновению новых нестандартных идей. Однако в современных университетах не

преподаются дисциплины, которые обучали бы студентов тому, как стать предпринимателем, как от новаторской идеи перейти к бизнес-проекту, как подобрать единомышленников и как работать в команде [5]. Вероятно, это влияет на качество и результаты: им недостает хороших единомышленников, которые бы их вдохновляли. Необходимо внедрять новые фундаментальные принципы в системы образования. «Научить учиться», «научить правильно задавать вопросы и намечать цели» должно стать важнее, чем дать определенный набор знаний и профессиональных навыков, которые могут очень скоро утратить своё значение. В России университет - это учебное заведение, научными же исследованиями занимаются совсем другие структуры. Считается, что в Российской Федерации вузы не должны вовлекаться в коммерческую деятельность, и ученые находятся в стороне от коммерциализации внедрений разработок. В успешной же Кремниевой долине многие ученые Стенфордского университета состоят в совете директоров известнейших компаний, что позитивно сказывается на их репутации. Синергия науки и образования и коммерциализации является одним из ключевых факторов успеха выпускника и успешного инноватора.

Идеи большинства новаторских проектов выглядят всегда нестандартно: если бы они были очевидными, кто-то бы уже реализовал их до этого. Для поддержки нестандартных идей необходимо место, где эти нестандартные идеи могли бы быть найти соответствующую поддержку. Здесь и обнаруживается связь между технологиями и политической и экономической системами. Все без исключения высокотехнологичные города мира также являются наиболее либеральными. Это происходит не из-за того, что экономически и политически открытые системы терпимо относятся к нестандартным идеям, а такие идеи появляются у талантливых людей по определению.

Важным уровнем является также уровень общего благосостояния региона. Вряд ли можно ли совместить успешную инновационную среду с регулируемой экономикой. Экономические системы создаются людьми, а каждое новое поколение может привнести лишь ограниченный сдвиг в мировоззрении.

Инновационную экономику называют «экономикой, основанной на знаниях». Стратегический потенциал развитой страны определяется не общим массовым образованием, а творческим потен-

циалом и уровнем научно-техническом и организационно-политической элиты. Однако многое завесит от структуры экономики государства. Регулируемая экономика может воссоздать заводы для производства товаров, разработанных за рубежом, но не в состоянии привлечь разработчиков. С подобной проблемой столкнутся и азиатские страны с постиндустриальной экономикой. С одной стороны, государства осознают необходимость поощрения создания инноваций, с другой - активное вмешательство государства не способно создать почву для самовоспроизводства стартапов. Одаренные люди не хотят ни вести, ни быть ведомыми. Лучше всего они работают тогда, когда они занимаются любимым делом. Как правило, самые прорывные технологии появляются в международных коллаборациях, открытых к новым нетривиальным идеям.

Экономика страны восприимчива к инновациям только в том случае, только в том случае, когда на ее территории созданы инвестиционные фонды для инвестирования средств в создание инновационных производств. При этом эти фонды возглавляют люди, заинтересованные в получении прибыли от внедрения инновационного продукта и запуске массового производства.

Заключение

По результатам анализа факторов успешного функционирования всемирно известных инновационных центров выявлено, что их потенциал раскрывается в полной мере при наличии таких факторов, как человеческий капитал, высокая концентрация инвестиционных ресурсов, наличие рядом научного окружения и учебных заведений, а также успешных

стартап-проектов для привлечения и основания других. Проанализирована необходимость уменьшения государственного регулирования инновационно-технологических центров и повышения значимости предпринимательской активности учащихся и выпускников вузов, развития культуры конкурентной коммерческой деятельности. Для организации малых инновационных единиц и привлечения в них инвестиций целесообразно расширить возможности по коммерциализации разработок в высших учебных заведениях, предоставить им возможность координировать свои действия с инвестиционными фондами напрямую.

В статье сделан вывод о том, что успешное функционирование центров возможно при экономически благоприятных условиях в регионе и при организации открытого международного сотрудничества в рамках увеличения вклада в общий мировой инновационный продукт.

Литература

1. Индийская ИТ-революция и индустрия аутсорсинга // Статья [Электронный ресурс ]: URL: http://Www.mediascope.ru/ (дата обращения 17.07.2017).

2. Илья Стребулаев: Стэнфорд: «Кремниевую долину ждет спад, но непровал» // Статья [Электронный ресурс]: URL: https://republic.ru/posts/56299 (дата обращения 20.07.2017)

3. HarwardBusinessReview: Как вырастить единорога // Статья [Электронный ресурс]: URL : http://hbr-russia.ru/ innovatsii/startapy/a17375/ (дата обращения 12.07.2017).

4. Лебланк Р., Гиллис Дж. Совет директоров - взгляд изнутри. Принципы формирования, управление, анализ эф-

фективности // M.:AflbnMHana6fluwep. 2006 - C. 121.

5. J.G. Wissema Towards the Third Generation University // Edward Elgar Publishing Limited, UK. 2009.

Analysis of factors of effective functioning of innovation technology centers

Saubanov T.R.

Bashkir State University

The article presents and briefly analyzes the factors contributing to the development of innovation and technology centers that are actively involved in the process of creating and promoting small innovative organizations (startups), as well as the commercialization of their products, attracting investment, and creating conducive infrastructure. The focus is on successful innovation centers, which are characterized by high commercialization and contribution to global innovation processes.

The place of educational institutions in the system of innovative economy as a tool for building an effective innovation system of the region is substantiated. It is concluded that the results of the activities of the centers depend on a number of factors, such as human capital, the availability of a favorable innovation climate, economic activity in the region, which is probably the most viable scheme for self-sustaining development and functioning of small innovative organizations.

Keywords: innovation, innovation center, startup, innovation infrastructures, science, entrepreneurship.

References

1. Indian IT revolution and industry of outsourcing/

/Article [An electronic resource]: URL: http:// www.mediascope.ru/ (date of the address 7/ 17/2017).

2. Ilya Strebulayev: Stanford: «Silicon Valley is waited

by recession, but not failure»//Article [An electronic resource]: URL: https://republic.ru/ posts/56299 (date of the address 7/20/2017)

3. HarwardBusinessReview: How to grow up a

unicorn//Article [An electronic resource]: URL: http://hbr-russia.ru/innovatsii/startapy/a17375/ (date of the address 7/12/2017).

4. Leblank R., Gillis J. The board of directors - a

look from within. Principles of formation, management, analysis of efficiency//M.: Alpinapablisher. 2006 - Page 121.

5. J.G. Wissema Towards the Third Generation

University//Edward Elgar Publishing Limited, UK. 2009.

О

3

В

s

v 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.