Научная статья на тему 'Анализ фактических параметров полетов и эксплуатационной нагруженности при установлении ресурсов и сроков службы стареющих самолетов Ил-76Т'

Анализ фактических параметров полетов и эксплуатационной нагруженности при установлении ресурсов и сроков службы стареющих самолетов Ил-76Т Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
258
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шеин В. В.

Предлагается решение увеличения ресурсов и сроков службы стареющих самолетов Ил-76Т. Дается сравнение фактических параметров полетов и эксплуатационной нагруженности самолетов ряда коммерческих авиакомпаний с расчетными параметрами и между авиакомпаниями. Обосновывается необходимость создания головной группы самолетов Ил-76Т (ТД) и индивидуального продления ресурсов и сроков службы. Данные предоставлены НЦПЛГ ВС ГосНИИГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шеин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ фактических параметров полетов и эксплуатационной нагруженности при установлении ресурсов и сроков службы стареющих самолетов Ил-76Т»

уцк 629.735.064

В. В. Шейн

АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕТОВ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАГРУЖЕННОСТИ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ РЕСУРСОВ И СРОКОВ СЛУЖБЫ СТАРЕЮЩИХ САМОЛЕТОВ ИЛ-76Т

Предлагается решение увеличения ресурсов и сроков службы стареющих самолетов Ил-76Т. Дается сравнение фактических параметров полетов и эксплуатационной нагруженности самолетов ряда коммерческих авиакомпаний с расчетными параметрами и между авиакомпаниями. Обосновывается необходимость создания головной группы самолетов Ил-76Т (ТД) и индивидуального продления ресурсов и сроков службы. Данные предоставлены НЦПЛГ ВС ГосНИИ ГА.

Активная эксплуатация коммерческих самолетов Ил-76Т в последние годы увеличивается, что прежде всего обусловлено повышением стоимости обновления парка самолетов. При этом их эксплуатационный ресурс, а также усталостные и коррозионные повреждения приближаются к своим расчетным значениям.

Поддержание летной годности стареющих самолетов Ил-76Т, продление их ресурсов и сроков службы потребовало создания головной группы самолетов. Эти самолеты опережают парк по наработке, позволяют уточнить условия эксплуатации, нагруженности и техническое состояние всего парка.

Данные фактических параметров полетов самолетов головной группы ряда авиакомпаний приведены в табл. 1...3 и на рис. 1...4. Анализируя представленные материалы, можно отметить следующие особенности эксплуатации самолетов:

- полеты самолетов, эксплуатирующихся в одной авиакомпании, выполняются, как правило, по различным трас-

сам, что приводит к значительному разбросу параметров типового полета как каждого самолета одной авиакомпании, так и между самолетами различных авиакомпаний;

- имеется существенное различие между параметрами типового полета, принятого при проектировании в начальный период эксплуатации парка самолетов и параметрами пикового полета различных авиакомпании. Из этого следует, что установление ресурсов и сроков службы и условия отработки ресурсов и сроков службы (периодичность осмотров, карты контроля и т. п.) самолетов различных авиакомпаний должны определяться индивидуально для каждого самолета;

- различия в условиях эксплуатации самолетов Ил-7 6Т головной группы требуют индивидуального установления ресурсов и сроков службы не только в целом по парку, но и даже самолетам одной авиакомпании.

Анализ эксплуатационной нагруженности самолетов Ил-76Т(ТД) различных авиакомпаний позволяет сделать следующие выводы:

Таблица 1

Различие в параметрах полета самолетов по годам эксплуатации, т

Принадлежность а/к «Абакан-Авиа» а/к «Авиакон Цитотранс» а/к «Добролет»

№ 76504 № 76505 № 76514 № 76418

Г од эксплуатации 1998, 1999-2000 1998, 1999 -2000 1999, 2000-2001 1999, 2000-2001

Параметры полета:

Взлетная масса самолета 0,99 1 1 0,87

Посадочная масса самолета 1,03 1,05 1,03 0,9

Масса топлива на взлете 1,05 1,02 0,89 1,14

Масса топлива на посадке 1,06 1,26 0,85 1,46

Коммерческая нагрузка 1 1,04 1,5 1,02

Продолжительность полета 0,83 1 0,89 1,13

Таблица 2

Различие в параметрах полета самолетов одной авиакомпании, т

Принадлежность а/к «Абакан-Авиа» а/к «Красноярские авиалинии»

№ 76504, № 76505 № 76524, № 76463

Год эксплуатации 1999-2001 2000

Параметры полета: Взлетная масса самолета 1,01 1,02

Посадочная масса самолета 1 1,05

Масса топлива на взлете 1,03 0,99

Масса топлива на посадке 1.16 1,26

Коммерческая нагрузка 1,02 0,97

Продолжительность полета 0,94 —

Таблица 3

Сравнение фактических параметров полета с расчетными, т

Принадлежность а/к «Абакан- Авиа» а/к «Авиакон Цитотранс» а/к «Волга- Днепр» а/к «Краснояр ские Авиалини и» а/к «Тюменск ие Авиалини и» а/к «Добролет» Все а/к к расчетным

Параметры полета:

Взлетная масса самолета 1,01 0,98 0,99 1,12 0,93 1,06 0,93- -1,12

Посадочная масса самолета 0,97 0,94 0,97 1,04 0,83 1 0,83- -1,04

Масса топлива на взлете 1,14 1,01 1,03 0,99 1,04 1,22 0,99- -1,22

Масса топлива на посадке 0,92 0,91 0,95 0,6 0,89 0,95 0,49- -0,95

Коммерческая нагрузка 0,93 0,89 0,98 1,62 0,82 1,17 0,82- -1,67

Продолжительность полета 1,18 1,11 - - 1,18 1,52 1,11- -1,52

Рис. 1. Наработка парка самолетов Ил-76Т и Ил-76ТД

4

* ,„, • ■ — 7гг •»

/, * »** * ! *1 *. *~Т~» * ,—II—,

“ д 1 —” ^ *" "* |ия-т«тд|

\ *

* \

*

у,н"'

«М

• Идрабеты сиэ

Рис. 2. Наработка самолетов Ил-76Т и Ил-76ТД частных авиакомпаний

Рис. 4. Распределение и статистические параметры полетов самолета Ил-76Т № 76524

Рис. 3. Наработка самолетов Ил-76Т и Ил-76ТД в эксплуатации частных авиакомпаний

Рис. 5. Приращение вертикальной перегрузки в центре тяжести

- интегральная повторяемость приращений вертикальных перегрузок в центре тяжести самолета (рис. 5) по данным лент К3-63 в диапазоне эксплуатационных значений 0,25...0,65 единиц характеризуется значительным разбросом (например, для Апу = 0,35 от 4 • 10-2 до 1 • 10°) для самолетов различных авиакомпаний;

- различия в эксплуатационной нагруженности самолетов Ил-76Т должны учитываться при оценке долговечности планера, шасси и механических систем управления;

- в целом значения приращений вертикальных перегрузок в центре тяжести самолета по данным лент К3-63 находятся в пределах границ 95 % доверительного интервала для принятого лог-нормального закона распределения.

Кроме того, при исследовании технического состояния самолетов Ил-76Т головной группы были впервые обнаружены следующие дефекты силовой конструкции самолетов:

- трещины кронштейна качалки системы управления элеронами;

- продольные трещины в обшивке верхней панели фюзеляжа в зоне шп. 29 между стропами 8.. .10;

- трещины на проемах вырезов в стенке переднего лонжерона под винтовые механизмы предкрылков 5 и 6.

Таким образом, создание головной группы самолетов Ил-76Т позволило своевременно обнаружить новые дефекты планера и механических систем управления, а также принять своевременные меры по контролю дефектов на парке самолетов Ил-76Т, ТД.

V. V Shein

THE ANALYSIS OF FACT FLIES PARAMETERS AND EXPLOITATION LOAD DURING THE RESOURCE AND EXPLOITATION TIME LIMITS OF ELDER AIRPLANES IL-76T WORK INSTALLATION

The decision of resources and exploitation time limits of elder airplanes Il-76T enlargement is proposed. The comparison offact parameters offlies and exploitation load of airplanes of commercial air-companies with calculation air-companies and between the air-companies has been made. The necessity of making so called Il-76 head-group, and individual resource installation has been done.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.