Научная статья на тему 'Анализ этапов бюджетной политики государства по активизации деятельности местных бюджетов Республики Узбекистан'

Анализ этапов бюджетной политики государства по активизации деятельности местных бюджетов Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная политика / местный бюджет / межбюджетные отношения / органы государственной власти на местах / финансовая и экономическая основы / комплексное развитие территорий / бюджет сиёсати / маҳаллий бюджет / бюджетлараро муносабатлар / маҳаллий давлат ҳокимияти / молиявий ва иқтисодий асослар / ҳудудларни комплекс ривожлантириш

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлдашева Надира Викторовна, Ҳамраева Фируза Шодибековна

В статье рассматриваются этапы бюджетной политики государства по активизации деятельности местных бюджетов Республики Узбекистан, а также показана значимость государственных мер на каждом этапе реформ по обеспечению комплексного развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЎЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ МАҲАЛЛИЙ БЮДЖЕТЛАРИ ФАОЛИЯТИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ БЎЙИЧА ДАВЛАТ БЮДЖЕТ СИЁСАТИНИНГ БОСҚИЧЛАРИ ТАҲЛИЛИ

Мақолада Ўзбекистон Республикасининг маҳаллий бюджетлари фаолиятини ривожлантириш бўйича амалга оширилаётган бюджет сиёсатининг босқичлари кўриб чиқилган ҳамда ҳар бир босқичда ҳудудларни комплекс ривожлантириш бўйича амалга оширилаётган ислоҳотларда давлат чора-тадбирларининг аҳамияти келтирилган.

Текст научной работы на тему «Анализ этапов бюджетной политики государства по активизации деятельности местных бюджетов Республики Узбекистан»

ЮЛДАШЕВА Надира Викторовна

Ташкентский финансовый институт, старший преподаватель кафедры «Пенсионное дело»; ^АМРАЕВА Фируза Шодибековна,

Ташкентский финансовый институт, преподаватель кафедры «Пенсионное дело»

АНАЛИЗ ЭТАПОВ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УДК. 332.122

ЮЛДАШЕВА Н.В., ЦАМРАЕВА Ф.Ш. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ МАЦАЛЛИЙ БЮДЖЕТЛАРИ ФАОЛИЯТИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ БУЙИЧА ДАВЛАТ БЮДЖЕТ СИЁСАТИНИНГБОСЦИЧЛАРИ ТАЦЛИЛИ

Мак,олада Узбекистан Республикасининг махаллий бюджетлари фаолиятини ривожлантириш буйича амалга оширилаётган бюджет сиёсатининг боскичлари куриб чикилган хамда хар бир боскичда худудларни комплекс ривожлантириш буйича амалга оширилаётган ислохотларда давлат чора-тадбирларининг ахамияти келтирилган.

Таянч иборалар: бюджет сиёсати, махаллий бюджет, бюджетлараро муносабатлар, махаллий давлат хокимияти, молиявий ва иктисодий асослар, худудларни комплекс ривожлантириш.

ЮЛДАШЕВА Н., ЦАМРАЕВА Ф. АНАЛИЗ ЭТАПОВ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В статье рассматриваются этапы бюджетной политики государства по активизации деятельности местных бюджетов Республики Узбекистан, а также показана значимость государственных мер на каждом этапе реформ по обеспечению комплексного развития территорий.

Ключевые слова: бюджетная политика, местный бюджет, межбюджетные отношения, органы государственной власти на местах, финансовая и экономическая основы, комплексное развитие территорий.

YULDASHEVA N.V, HAMRAEVA F.SH. ANALYSIS OF THE STAGES OF THE BUDGETARY POLICY OF THE GOVERNMENT ON THE ACTIVATION THE LOCAL BUDGET AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

In the article stages of the budgetary policy of the state on activation of local budget authorities of the Republic of Uzbekistan are considered and also the importance of the state measures at each stage of reforms for ensuring complex development of the territory is shown.

Keywords: budgetary policy, local budget, intergovernmental relations, public authorities in the field, financial and economic basis, complex development of territories.

Одной из важных задач бюджетной политики страны на современном этапе развития является обеспечение устойчивого финансирования комплексного развития территорий с целью повышения реальных доходов, уровня и качества жизни населения, резкого снижения зависимости от бюджетирования из центра, усиления самостоятельности органов государственной власти на местах в управлении средствами местных бюджетов путем коренного реформирования межбюджетных отношений.

Наиболее эффективно, удовлетворение ряда потребностей граждан, в частности таких, как потребность в общественных благах, осуществляется в условиях наибольшего приближения к местному уровню, что обуславливает роль и значимость местных органов государственной власти в распределении финансовых ресурсов общества. В последнее время наблюдается тенденция, заключающаяся в постепенном расширении полномочий низших эшелонов власти, прежде всего в сфере финансов, децентрализации ответственности по предоставлению общественных услуг населению. Данная тенденция обусловлена задачами повышения эффективности расходования государственных средств, более полного учета интересов населения, укрепления общественных демократических институтов.

Сегодня в республике осуществляются широкомасштабные реформы по расширению полномочий органов государственной власти на местах. Ведь именно эти органы власти ответственны за обеспечение реализации стратегически важных инвестиционных проектов по модернизации и техническому обновлению жилищно-коммунальной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктур.

Реформы, проводимые в бюджетной и налоговых сферах, затрагивают интересы всех звеньев бюджетной системы. Учитывая особенности и значение государственных мер по регулированию местных бюджетов условно можно выделить следующие этапы их становления и развития:

- первый этап: 1991-1993 гг.;

- второй этап: 1994-1996 гг.;

- третий этап: 1996-1997 гг.;

- четвёртый этап: 1998-2000 гг.;

- пятый этап: 2001- 2004 гг.;

- шестой этап: 2005-2013 гг.;

- седьмой этап: 2014 год - настоящее время.

Местные бюджеты формировались в ходе

социально-экономических реформ. Суть радикальных изменений проводимых на местном

уровне в тот период выразилась в существенном расширении социальных и экономических функций местных органов власти (многие из которых в прежней системе обеспечивались предприятиями и организациями).

Первый этап становления и развития местных бюджетов Республики Узбекистан (1991-1993 гг.) характеризовался созданием организационно-правовой и институциональных основ их функционирования. Ранее, до обретения независимости функционирование бюджетной системы Республики Узбекистан регламентировалось Законом Республики Узбекистан от 6 января 1961 года «О бюджетных правах Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан и местных Советов депутатов трудящихся Республики Узбекистан»1. Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 г. «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «О бюджетной системе» был признан утратившим силу предыдущий закон.

Современная система межбюджетных отношений начала складываться в Республике Узбекистан, начиная с 1991 года. К этому времени до образования независимого узбекского государства бюджетная система УЗССР представляла собой часть централизованной бюджетной системы союза. Процесс принятия бюджетов административно-территориальных образований заключался в утверждении их расходных и доходных показателей органами государственной власти вышестоящего уровня, а сами региональные бюджеты впоследствии подлежали консолидации в единый государственный бюджет. В силу отсутствия каких-либо единых норм закрепления доходных источников и расходных полномочий, для каждой административно-территориальной единицы существовали индивидуальные пропорции распределения налоговых и неналоговых доходов, за счёт которых финансировались заранее согла-

1 Срожиддинова З.Х. Бюджетная система Республики Узбекистан. - Т., 2010. -С. 117.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 5

сованные расходы. Межбюджетное выравнивание в Узбекистане во время существования союза осуществлялось также путем выделения из бюджета вышестоящего уровня дотаций на финансирование тех или иных расходных статей.

Начало 1993 года явилось судьбоносным в становлении и развитии местных финансов Республики Узбекистан. Так 7 мая 1993 года был принят Закон Республики Узбекистан «О местных налогах и сборах», (утративший силу с принятием Налогового Кодекса в 1997 году). Законом «О местных налогах и сборах» устанавливался порядок и условия введения местных налогов и сборов, а также определились компетенции местных органов государственной власти в решении данных вопросов. Данный законодательный акт определил местные налоги и сборы как основной источник формирования и финансирования социально-экономического развития региона, воспроизводства природных и иных материальных ресурсов, создания условий для деятельности местных органов государственной власти.

Впервые в законе нашли своё отражение понятия «местный налог», «местный сбор», приведены субъекты и объекты налогообложения, и перечень местных налогов и сборов. Закон определял основные положения налогообложения местными налогами и сборами, тогда как элементы по каждому из местных налогов регламентировались соответствующей инструкцией.

Следующим шагом в становлении органов государственной власти на местах стало принятие Закона Республики Узбекистан от 02.09.1993 г. №913-Х11 «О государственной власти на местах»1. Принятый закон определил финансовую и экономическую основу деятельности органов государственной власти на местах, компетенции представительных и исполнительных органов власти на местах, их бюджетные права и полномочия в сфере управления социально-экономическим развитием региона.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности местных органов власти и адресности оказываемых местных услуг в бюджетную практику Республики Узбекистан были введены органы местного самоуправления граждан, дополняющих систему органов местного государственного

1 Первоисточником, определившим наличие в Республике Узбекистан 2-х уровневой бюджетной системы и в соответствии с этим представительных и исполнительных органов власти на местах явилась Конституция Республики Узбекистан.

управления, но не включаемые в систему органов государственной власти. Так в 1993 году был принят Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», определивший экономическую и финансовую основу деятельности органов самоуправления, полномочия и их роль как проводника социальной политики государства на местах.

Таким образом, результатами данного этапа явились:

• создание и совершенствование нормативно - правовых документов, регламентирующих функционирование местных финансов республики, а в частности принятие следующих законов: Закон Республики Узбекистан «О местных налогах и сборах», Закон «О государственной власти на местах», Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления»

• формирование институциональной системы местных финансов - системы органов государственной власти на местах, а в частности появление института хокима (глава исполнительной и представительной власти на местах) и его исполнительной власти - Совета народных депутатов, закрепление за ними соответствующих полномочий в управлении социально-экономическим развитием региона, превращение местных органов власти во влиятельную политическую силу; появление общественной организации - органов самоуправления граждан как проводника государственной социальной политики на местах;

• организация финансовой и экономической основ деятельности органов государственной власти на местах. В частности, определение источников формирования финансовой базы местных органов власти - местного бюджета и иных звеньев местных финансов, то есть формирование самостоятельной системы доходов и расходов местного бюджета;

Второй этап бюджетной политики по активизации деятельности местных бюджетов (1994-1996 гг.) отражал последствия, происходившие в бюджетной системе Республики Узбекистан и основные приоритетные направления бюджетной политики в соответствии с требованиями фискального этапа. Так была изменена структура расходов государственного бюджета и соответственно местных бюджетов. С 1994 года начался второй этап реформирования социальной политики, предполагающий оказание адресной социальной помощи социально-уязвимым слоям

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 5

населения. Большая часть расходов по социальной поддержке была делегирована местным органам власти. В целях наиболее акцентированного адресного оказания помощи организуется деятельность института - махалли, являющейся проводником социальной политики на местах. За счёт средств местного бюджета как через махаллю так и напрямую происходит финансирование различного рода социальных пособий. Происходит реструктуризация расходной части местных бюджетов, увеличивается доля расходов местных бюджетов на социальные и экономические цели.

Третий этап (1996-1997 гг.) характеризовался принятием законодательства по систематизации налоговых отношений, таких как Налоговый кодекс. Принятый в 1997 году Налоговый кодекс позволил унифицировать и упростить налоговую систему, объединив все законодательные акты по вопросам налогообложения. Ниже приведена структура местных налогов и сборов до и после налоговой реформы (смотрите рис 1.)

Четвёртый этап (1998-2000 гг.) - дальнейшее реформирование нормативно-правовой базы. Данный этап характеризуется принятием наиболее важных законодательных документов, способствующих стабилизации уже достигнутых успехов осуществляемых реформ. Именно на этом этапе происходит принятие таких важных законодательных и нормативных документов как -Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе», Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года №414 «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций», Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствование структуры территориальных органов государственного управления» и ряда других законодательных актов, регламентирующих дальнейшее совершенствование финансовых и экономических основ деятельности органов государственной власти на местах. Принятие Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года №414 «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций» создало новый источник формирования доходов местного бюджета.

В принятом Законе Республики Узбекистан «О бюджетной системе» были приведены основные принципы функционирования бюджетной системы республики, источники формирования и направления расходования средств государ-

ственного бюджета и местных бюджетов, ограничения, налагаемые на местные бюджеты республики Узбекистан, методы перераспределения бюджетных средств между звеньями бюджетной системы.

С принятием данного закона произошло чёткое разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в корне изменился механизм регулирования доходной базы местных бюджетов. В частности была создана новая модель межбюджетных отношений, которая изменила дотационный режим управления местными бюджетами с режимом управления по методу финансового выравнивания.

В целях повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры хокимиятов областей, городов и районов, обеспечения необходимых условий для реализации возложенных на них функций, оптимизации численности управленческого персонала территориальных органов управления 5 января 2004 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствование структуры территориальных органов государственного управления».

Главной задачей проведения административной реформы и сокращения управленческого персонала территориальных органов управления явилось сокращение излишних управленческих звеньев и ограничение функций администрирования в системе управления.

В целях повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры хокимиятов областей, городов и районов, обеспечения необходимых условий для реализации возложенных на них функций, оптимизации численности управленческого персонала территориальных органов управления 5 января 2004 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствование структуры территориальных органов государственного управления».

Главной задачей проведения административной реформы и сокращения управленческого персонала территориальных органов управления явилось сокращение излишних управленческих звеньев и ограничение функций администрирования в системе управления.

Таким образом, результатами данного этапа явилось:

1-схема. Структура местных налогов и сборов до и после налоговой реформы7

{—\

Местные налоги и сборы до налоговой реформы (1993-1997гг)

Местные налоги и сборы после налоговой реформы

(1997г- 2007г)

о

3=.

налог на имущество физических лиц

земельный налог

налог на рекламу

■ налог с владельцев транспортных средств

■ налог на перепродажу автомобильных средств, сложной вычислительной и бытовой техники

■ налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

о х о

■ курортный сбор;

■ сбор за право торговли, включая лицензионный сбор за право торговли отдельными видами товаров;

■ лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

■ регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

■ сбор за парковку автотранспорта;

■ сбор за участие в бегах на ипподромах;

■ сбор за выигрыш на бегах на ипподромах;

■ сборы со сделок, совершаемых на биржах;

■ сборы за право проведения кино и телесъемок;

■ сбор за уборку территории в населенных пунктах;

■ сбор с владельцев собак

■ налог на имущество физических и юридических лиц

земельный налог

налог на рекламу*

■ налог на перепродажу автотранспортных средств

■ налог на развитие социальной инфраструктуры

■ сбор за право торговли, включая лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями, табачной продукцией, драгоценными изделиями;

■ регистрационный сбор с физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

■ разовый сбор;

■ сбор на благо устроительные работы**

1 *Налог на рекламу отменён согласно постановлению Минфин и ГНК, зарегистр. МЮ РУз 16 февраля 2003г, №1217 **Налог унифицирован с налогом на развитие социальной инфраструктуры согласно Постановления Кабинета Министров от 31 декабря 2001 г. №490. *** Характеристика каждого из местных сборов подробно приведена в Инструкции №129 от 6.05.1995г

• создание и принятие законодательства по систематизации бюджетных отношений. Принятие Налогового кодекса (утратил силу Закон Республики Узбекистан «О местных налогах и сборах») ставшего законодательной базой по формированию доходных источников республиканского и местных бюджетов, Закона Республики Узбекистан «О бюджетной системе», Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года № 414 «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций»;

• дальнейшее совершенствование структуры территориальных органов власти и проведение административной реформы;

• реструктуризация расходной части расходов местных бюджетов в соответствии с основными направлениями бюджетной политики государства.

• законное установление прав и обязанностей местных бюджетов, принципов их функционирования;

• необходимость учета наметившейся тенденции роста расходных полномочий местных бюджетов с объемом и системой их финансового обеспечения.

• формирование новой модели межбюджетных отношений (в связи с установлением ограничений деятельности местных бюджетов и необходимостью обеспечения сбалансированности местных бюджетов, переход от дотационного режима управления к системе финансового выравнивания местных бюджетов).

• в деятельность местных бюджетов поэтапно внедряются основные показатели и методики международной бюджетной практики.

Пятый этап охватывает период (20012004 гг.). Дальнейшим шагом в совершенствовании отечественной бюджетной системы стало принятие 26 апреля 2002 года Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №144 «О мерах по подготовке к реализации проекта «Реформа управления государственными финансами», предполагающего проведение реформ бюджетной системы, направленной на:

- повышение результативности бюджетных расходов;

- оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами, ориентации их на достижение общественных приоритетов;

- совершенствование процесса подготовки государственного бюджета, предполагающего внедрение программно-целевого метода бюджетного планирования;

- переход на среднесрочное бюджетное планирование, обеспечивающего увязку бюджета с основными направлениями государственной социально-экономической политики.

Последний этап начинается с 2005-2013 годы. Данный этап характеризуется переходом к казначейской системе исполнения государственного бюджета.

На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:

• поэтапный переход к казначейской системе исполнения государственного бюджета;

• совершенствование налогового законодательства (принятие нового Налогового кодекса);

• делегирование расходных полномочий местным органам власти с соответствующим закреплением доходных источников.

В августе 2004 года был принят Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении государственного бюджета»1. Внедрение элементов и механизмов казначейского исполнения Государственного бюджета осуществлялось на поэтапной основе и началось в 2005 году, когда в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2004 года № 610 в целях выполнения задач по разработке нормативно-правой базы и внедрения на отдельных территориях механизмов казначейского исполнения Государственного бюджета в составе Министерства финансов было создано Управление методологии и внедрения казначейского исполнения Государственного бюджета. В 2007 году создано Казначейство Министерства финансов.

С 1 января 2005 года пилотное внедрение отдельных элементов казначейского исполнения государственного бюджета было начато в городе Ташкенте и Самаркандской области. В 2006 году переход на казначейскую систему исполнения бюджета было осуществлено ещё в шести регионах республики: Республика Каракалпакстан, Бухарская, Наманганская, Сурхандарьинская, Сыр-дарьинская и Хорезмская области. В 2007 году казначейским исполнением были охвачены полностью все регионы республики, были открыты

1 Утратил силу в связи с принятием Бюджетного Кодекса.

территориальные казначейские счета в регионах, были закрыты все бюджетные счета и открыты лицевые счета бюджетным организациям.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года №ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета» с 2007 года во всех регионах был создан специализированный финансовый орган -Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан.

На сегодняшний день создана достаточная институциональная и нормативно-правовая база, регулирующая функционирование казначейской системы республики, вместе с тем ведётся работа по дальнейшему совершенствованию деятельности территориальных органов казначейства в регионах.

7 этап - с 2013 года - по настоящее время.

Судьбоносным событием в рамках реформы государственных финансов стало принятие Бюджетного кодекса Республики Узбекистан. Так был принят Закон Республики Узбекистан «Об утверждении Бюджетного кодекса» ЗРУ №360 от 26 декабря 2013 года. Данный законодательный акт определил основы бюджетной системы страны, ее структуру, принципы, правовые отношения, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Он, консолидировал основные Законы страны в данной сфере, включая Закон «О бюджетной системе» и «О казначейском исполнении Государственного бюджета», систематизировал нормы и положения, предусмотренные в различных подзаконных актах, дал чёткие понятия и определения, используемые в бюджетном законодательстве, создал основу для внедрения в бюджетный процесс новых методов и инструментов, а также адаптации международных стандартов и норм.

Бюджетный кодекс был разработан при содействии Программы Развитии оОн в тесном сотрудничестве с Министерством финансов, другими заинтересованными ведомствами, а также международными партнёрскими организациями, включая МВФ и АДЕТЕФ (Франция).

Говоря о содержании кодекса, хотелось бы отметить, что в Бюджетном кодексе были введены новые принципы построения бюджетной системы, включая принципы результативности, эффективности и прозрачности бюджетного процесса.

Важной нормой Бюджетного кодекса Республики Узбекистан явилось утверждение новой бюджетной классификации, которая была разра-

ботана на основе международных стандартов и введена в действие с 2012 года. Положения Бюджетного кодекса предоставили полномочия Министерству финансов вводить стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе, согласованные с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора. Кодекс ввёл требование о публикации отчетов об исполнении государственного бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов в СМИ и на сайте Минфина, после их принятия Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

На современном этапе экономического развития республики ведётся работа по совершенствованию деятельности органов управления на местах посредством повышения эффективности и транспарентности их деятельности, а также усиления их партнёрства с гражданским обществом и частным сектором. В целях создания подотчётной и инклюзивной системы управления путём улучшения работы местных органов власти в рамках проекта «Поддержка системы местного самоуправления» в 27 хокимиятах Джизакской и Наманганской областей была успешно внедрена современная платформа для системы электронного документооборота «е-||цр1», созданы информационные службы при хокимиятах Джизакской и Наманганской областей для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности хокимия-тов, разработаны Стратегии регионального развития для Джизакской и Наманганской областей, разработана модель развития сельского туризма на примере Зааминского района.

В Узбекистане реализуется система мероприятий по обеспечению финансовой самостоятельности местных бюджетов, совершенствованию межбюджетных отношений между уровнями бюджетной системы республики. В частности, в 2010 году была разработана программа выхода из дотационного режима и к концу 2011 года множество местных бюджетов областей вышли из дотационного режима. С 2012 года была начата программа поэтапного выхода регионов из субвенциональ-ного режима. В частности в 2014 году из субвен-ционального режима вышла Андижанская область, в 2015 году Хорезмская область, в 2016 году Самаркандская область, в 2017 году предусматривается выход Республики Каракалпакстан. Нужно отметить, что сутью проводимой программы является повышение поступлений доходов в местные бюджеты посредством достижения обеспечения экономического развития регионов. В связи с этим

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 5

Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым уделяется особое внимание разработке и осуществлению проектов направленных на экономическое развитие регионов. В результате полномасштабного осуществления Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 годы1 будет обеспечена экономи-чекая, социальная, правовая и структурная основа регионов, а также расширятся полномочия государственных органов власти на местах.

Обеспечение финансовой самостоятельности местных бюджетов, достижение сбалансированности между доходами и расходами, а также в целях достижения социально-экономического развития регионов Постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года №ПП-26992 определено финансирование определённых расходов районов, городов за счёт областного бюджета. Так в соответствии с предложением Министерства финансов, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан с 1 января 2017 года, финансирование расходов на содержание профессиональных колледжей из республиканского бюджета республики Каракалпакстан,областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента передано в республиканский бюджет Республики Узбекистан.

Также в целях оптимального распределение расходных обязательств между районными (городскими) и областными бюджетами осуществлена передача финансирования расходов из бюджета районов и городов в республиканский бюджет республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента по:

- социальным пособиям, сохранив порядок их назначения и выплаты по месту проживания получателя;

- содержанию центров Государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- капитальному и текущему ремонту межхозяйственных сельских автомобильных дорог, а также улиц городов, районных центров, городских посёлков и сельских населённых пунктов.

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 2699 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год».

Также Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов» от 7 июня 2017 года, №УП-5075 были заложены основы фискальной и бюджетной децентрализации, в частности в качестве эксперимента был выбран местный бюджет города Ташкента. Так было опрелено чёткое закрепление местных налогов и сборов между звеньями бюджетов. Говоря о расходных разгра-чениях полномочий следовало бы отметить, что с 1 июля 2017 года часть расходов осуществляется в следующем порядке: расходы по ремонту внутренних автомобильных дорог, финансируемых из городского бюджета были переданы в бюджеты районов; расходы общеобразовательных школ по заработной плате и единому социальному платежу, финансируемых из бюджетов районов, впредь будут осуществляться за счет целевых межбюджетных трансфертов, выделяемых из городского бюджета города Ташкента; расходы на социальную поддержку лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, содержание специальных школ, школ-интернатов и специализированных школ-интернатов, финансируемых из бюджетов районов, передаются в городской бюджет города Ташкента.

На данном этапе проводится целенаправленная работа по совершенствованию деятельности органов власти на местах, в частности совершенствуется нормативно-правовая и институциональная основы органов власти на местах, расширяются доходные полномочия и делегируются социально стратегические расходы высшим эшелоном власти с целью их более адресного и своевременного финансирования. Однако на сегодняшний день имеется множество недостатков данной системы.

Подводя итоги вышесказанному целесообразно отметить, что в целях обеспечения развития регионов необходимо разработать программу комплексного социально-экономического развития каждого региона, глубоко проанализировать имеющийся потенциал региона и осуществить следующие меры:

- в относительно неразвитых регионах - не вышедших из субвенционного режима, в целях стимулирования предпринимательской деятельности, средства передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий не трактовать в качестве субвенций (данный пункт уже нашёл свое отра-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 5

жение в Постановлении Президента Республики Узбекистан №ПП-3454)1;

- было бы целесообразным зачисление сверхпрогнозных поступлений по местным налогам и сборам в доходы бюджета того уровня, где были аккумулированы данные доходы (местные бюджеты региона);

- для обеспечения принципа самостоятельности местных бюджетов и увеличения доходов местных бюджетов регионов было бы уместным реализация новых инновационных проектов в различных отраслях экономики;

- увеличение доходной базы местных бюджетов посредством оздоровления приватизированных предприятий;

- активизация деятельности органов государственной власти посредством предоставления им

больших управленческих полномочий в сфере управления финансами региона с соответствую-щии закреплением их обязательств; (создание специального Фонда развития предпринимательства у каждого районного хокима);

- усиление ответственности налоговых органов по взысканию иждивенческой задолженности и полному охвату налогоплательщиков.

На наш взгляд политика, проводимая государством по активизации деятельности местных органов власти и вышеперечисленные меры благоприятно скажутся на укреплении потенциала местных органов власти и будут способствовать повышению качества и прозрачности системы финансового управления органов власти на местах.

Список литературы:

1. Конституция Республики Узбекистан. // В настоящую Конституцию внесены изменения в соответствии с Законом РУз от 28.12.1993 г. №989-Х11, Законом РУз от 24.04.2003 г. №470.

2. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, утверждён Законом Республики Узбекистан от 26.12.2013 г. №ЗРУ-360.

3. Налоговый кодекс Республики Узбекистан, утверждён Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. № ЗРУ-136 (с изм. и доп.).

4. Закон Республики Узбекистан от 02.09.1993 г. № 913-Х11 «О государственной власти на местах».

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 2699 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год».

6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП-3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год».

7. Срожиддинова З.Х. Бюджетная система Республики Узбекистан: Учебник. - Т., 2010.

1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП-3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.