Научная статья на тему 'Анализ эрготехнических результатов изобретательских решений в сфере тренажеростроения систем человек–техника'

Анализ эрготехнических результатов изобретательских решений в сфере тренажеростроения систем человек–техника Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системы человек–машина–среда / эргономика / учебно-тренировочные средства / тренажно-имитационная аппаратура / изобретательские решения / авторские свидетельства / патенты / интеллект-тренажер / human-machine-environment systems / ergonomics / educational and training facilities / simulator and simulation equipment / inventive solutions / author's certificates / patents / intelligence simulator

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Валерий Валентинович Спасенников, Александр Николаевич Сударик, Сергей Николаевич Федотов

Рассмотрена концепция эргономического обеспечения разработки и эксплуатации тренажеров систем человек–техника, базирующаяся на учете таких показателей эргономичности как: управляемость, освояемость, обслуживаемость и используемость. Отбор авторских свидетельств и патентов осуществлялся для анализа за период с 1980 по 2020 год. Приведена классификация пяти основных периодов отечественного тренажеростроения. Раскрыты функциональные возможности изобретательских решений и положительные эффекты от их внедрения в процессе эксплуатации. Осуществлен обзор современных интеллект-тренажеров для развития познавательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Валерий Валентинович Спасенников, Александр Николаевич Сударик, Сергей Николаевич Федотов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of ergotechnical results of inventive solutions in the field of simulator construction of human-technical systems

The concept of ergonomic support for the development and operation of human-technique system simulators is considered, based on taking into account such ergonomics indicators as: controllability, adaptability, serviceability and usability. The selection of copyright certificates and patents was carried out for analysis for the period from 1980 to 2020. The classification of the five main periods of domestic simulator construction is given. The functional capabilities of inventive solutions and the positive effects of their implementation during operation are revealed. A review of modern intelligence simulators for the development of cognitive processes has been carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ эрготехнических результатов изобретательских решений в сфере тренажеростроения систем человек–техника»

Научная статья УДК 159.923

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-67-75 EDN: https://elibrary.ru/kmpuva

NIION: 2018-0077-2/24-455 MOSURED: 77/27-024-2024-02-654

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Анализ эрготехнических результатов изобретательских решений в сфере тренажеростроения систем человек-техника

Валерий Валентинович Спасенников1, Александр Николаевич Сударик2, Сергей Николаевич Федотов3

1 Брянский государственный технический университет, Брянск, Россия, spasl956@mail.ru

2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Брянск, Россия, fedotovsn@rambler.ru

Аннотация. Рассмотрена концепция эргономического обеспечения разработки и эксплуатации тренажеров систем человек-техника, базирующаяся на учете таких показателей эргономичности как: управляемость, освояемость, обслуживаемость и используемость. Отбор авторских свидетельств и патентов осуществлялся для анализа за период с 1980 по 2020 год. Приведена классификация пяти основных периодов отечественного тренажеростроения. Раскрыты функциональные возможности изобретательских решений и положительные эффекты от их внедрения в процессе эксплуатации. Осуществлен обзор современных интеллект-тренажеров для развития познавательных процессов.

Ключевые слова: системы человек-машина-среда, эргономика, учебно-тренировочные средства, тренажно-имитационная аппаратура, изобретательские решения, авторские свидетельства, патенты, интеллект-тренажер

Для цитирования: Спасенников В. В., Сударик А. Н., Федотов С. Н. Анализ эрготехнических результатов изобретательских решений в сфере тренажеростроения систем человек-техника // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 67-75. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-67-75. EDN: KMPUVA.

Original article

Analysis of ergotechnical results of inventive solutions in the field of simulator construction of human-technical systems

Valery V. Spasennikov1, Alexander N. Sudarik2, Sergey N. Fedotov3

1 Bryansk State Technical University, Bryansk, Russia, spas1956@mail.ru

2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Bryansk, Russia,

fedotovsn@rambler.ru

Abstract. The concept of ergonomic support for the development and operation of human-technique system simulators is considered, based on taking into account such ergonomics indicators as: controllability, adaptability, serviceability and usability. The selection of copyright certificates and patents was carried out for analysis for the period from 1980 to 2020. The classification of the five main periods of domestic simulator construction is given. The functional capabilities of inventive solutions and the positive effects of their implementation during operation are revealed. A review of modern intelligence simulators for the development of cognitive processes has been carried out.

Keywords: human-machine-environment systems, ergonomics, educational and training facilities, simulator and simulation equipment, inventive solutions, author's certificates, patents, intelligence simulator

For citation: Spasennikov V V., Sudarik A. N., Fedotov S. N. Analysis of ergotechnical results of inventive solutions in the field of simulator construction of human-technical systems. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):67-75. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-67-75. EDN: KMPUVA.

Особенностью современного мира является насыщенность сложными техническими устройствами и системами. Человек все активней внедряется во все сферы отношений с природой. Транспортные, энергетические, производственные, социальные системы представляют собой широкий спектр систем, включающих человека посредством техники.

Постоянное усложнение техники, необходимость объединения человека и машины в единую систему нетривиальным образом не позволяют пользоваться лишь соображениями здравого смысла: кроме инженерных знаний и умений необходимо опираться на эргономику и инженерную психологию - дисциплины научно-практического комплекса, учитывающего осо-

© Спасенников В. В., Сударик А. Н., Федотов С. Н., 2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

бенности проектирования техногенной среды, включающей человека.

Неотъемлемой частью эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем человек-машина-среда (ЧМС) являются учебно-тренировочные средства (УТС) и тренажно-имитационная аппаратура (ТИА), которые необходимо проектировать, начиная с ранних стадий [1,2].

Анализу различных аспектов функционирования существующих УТС и ТИА посвящен целый ряд отечественных исследований: А. С. Абрамов, Л. Ю. Сафонов, Н. Е. Стариков, Ю. А. Чадаев [3]; С. А. Багрецов, Е. В. Шалонов, Л. В. Розанова [4]; В. В. Белов, Д. А. Во-диченков, Н. Н. Власов [6]; В. Г. Евграфов, Л. И. Зин-ченко [8]; А. С. Баканов, А. Н. Занковский [9] и другие.

Внимание инженерных психологов и эргономистов привлекают также проблемы использования УТС и ТИА в учебном процессе с целью повышения качества подготовки операторов и нормативов их работы: А. С. Логовский, С. А. Лепешкин, И. Н. Шульга, Д. В. Богомаз [10]; Г. В. Ложкин, В. В. Спасенников [11];

A. Ю. Онуфрей, В. В. Какаев, С. З. Куракин, Ю. А. Ершов [13]; А. Н. Печников, А. Н. Шиков, Е. Е. Котова [14]; С. Ф. Сергеев, Г. С. Никифоров, Ю. Ю. Заплаткин,

B. Н. Соколов [16]; А. В. Трухин [18]; В. Спасенников, А. Морозова [21] и другие.

Обнаруживается нарастание публикационной активности авторов, связанная с анализом перспективных направлений развития УТС и ТИА на основе перспективных моделей обучения и информационных технологий: С. А. Багрецов, Е. В. Шалонов, Л. В. Розанова [5]; Б. М. Герасимов, Г. В. Ложкин, С. В. Скрыль, В. В. Спа-сенников, [7]; М. Ю. Рытов, В. В. Спасенников [15]; А. В. Халин [19]; и другие.

Определенный опыт накоплен в процессе управления инновационной деятельностью при создании и внедрении УТС и ТИА по которым в базе данных федераль-

Интегральный показатель

ного института промышленной собственности (ФИПС) имеется обширная информация в рубрике тренажеры военного и гражданского назначения: В. В. Спасенни-ков [17]; В. Спасенников, К. Андросов, Г. Голубева [22].

Тем не менее многие изобретательские решения УТС и ТИА, имеющие эрготехнический эффект, остались вне поля зрения разработчиков и не внедрены в опытные образцы с последующим серийным производством. Данный обзор направлен на ознакомление потенциальных разработчиков УТС и ТИА, а также научных сотрудников и преподавателей с авторскими свидетельствами и патентами, которые относятся к различным поколениям техники и могут быть с успехом использованы для подготовки операторов различных систем военного и гражданского назначения как с точки зрения технического результата, так и эргономического эффекта (эрго-технических результатов изобретательских решений).

Основываясь на исследованиях многих ученых [5; 7; 9; 10; 14], можно констатировать, что учебно-тренировочные средства (УТС) и тренажно-имитационная аппаратура (ТИА) реализуются с использованием сложных технологий, включающих системы моделирования и симуляции, компьютерные программы и физические модели, специальные методики, чтобы обеспечить качественную подготовку операторов к принятию своевременных и безошибочных решений.

В исследованиях научной школы военной эргономики П. Я. Шлаена [12; 15; 17; 23] и др., показано, что эргономичность УТС и ТИА связана с необходимостью учета единичных, групповых и комплексных показателей, которые представлены на рис. 1. Достижение представленных на рис. 1 показателей возможно при условии научно-обоснованного формирования технического задания на выполнение опытно-конструкторской разработки УТС и ТИА для освоения вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) (М. Ю. Рытов, В. В. Спасенников [15], А. Ф. Халин [19]).

Рис. 1. Системы эргономических показателей УТС и ТиА

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

№ 2 / 2024 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Структура разработанной концепции с точки зрения эргономической терминологии и существующей нормативно-технической документации представлена на рис. 2.

Нормативной базой концепции являются терминология и классификация в области системы показателей

качества продукции, системы человек-машина (СЧМ) (ГОСТ 26387-84), учебно-тренировочных средств (ГОСТ Р 57259-2016), требования основных нормативно-технических документов, регламентирующих процесс разработки УТС и ТИА, ( ГОСТ РВ 29.04.005-2005 и др.) [1; 2; 19].

Цель системы разработки и постановки продукции на производство (ст.3.2 ГОСТ РВ 15.1 000-92

Цель эргономического обеспечения (ст.5.1 ГОСТ РВ 29.00.002-2005)

Цель концепции — повышение эффективности разработки УТС и ТИА

л -

Сокращение сроков и повышение качества освоения ВВСТ

\7

Организационная составляющая:

разработка предложений о внесении изменений в нормативные документы

47

Техническая составляющая:

определение основных концептуальных направлений развития УТС и ТИА

Рис. 2. Структура концепция развития комплекса УТС и ТИА

Представленная на рису. 2 эргономическая концепция проектирования тренажеров (УТС и ТИА) базируется на анализе пяти поколений тренажерной техники, которые рассмотрены ниже.

Первое поколение тренажеров (1975-1980 гг.) проектировалось с использованием ламповых схем и представляло собой тренажерные системы проекционного типа. Обучаемому требовалось при демонстрации на экране последовательных алгоритмов действий осуществлять их поэтапное воспроизведение. Теоретической основой подготовки операторов к будущей профессиональной деятельности являлась методика поэтапного формирования выполняемых операций и действий П. Я. Гальперина.

Примером изобретения, реализующего данный подход является «Обучающее устройство», А.С. СССР № 785 887, опубл. 07.12.1980. Авторы: Э. А. Боград, А. М. Карасев, В. М. Львов, В. Г. Полосин, П. Я. Шла-ен [23].

Второе поколение (1981-1985 гг.) основывалось на базе интегральных схем и относится к телетренажерам, в которых в качестве демонстрационной системы использовался телевизионный экран. Целый ряд изобретений данного поколения связан с подготовкой на основе использования математических моделей реализующих вычисление на основе программно-ап-

паратных алгоритмов показателей качества деятельности операторов. (Например «Обучающее устройство», А.С. СССР № 809 319, опубл. 28.02.1981. Авторы: В. М. Львов, Ю. И. Смирнов [24]; «Устройство для контроля уровня подготовки операторов», А.С. СССР № 903 940, опубл. 07.02.1982. Авторы: А. М. Карасев, В. М. Львов, В. В. Павлюченко и др. [25]; «Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора автоматизированной системы управления», А.С. СССР № 1 068 975, опубл. 23.01 1984. Авторы: Б. М. Герасимов, Г. В. Ложкин, В. Н. Немтинов, В. В. Спасенников [26].

Третье поколение УТС и ТИА (1986-1992 гг.) сформировалось в результате модернизации тренажеров второго поколения с использованием ЭВМ. В тренажерах третьего поколения повсеместно внедрялась автоматизированная оценка качества деятельности операторов и обоснования нормативов работы. Среди тренажеров третьего поколения интерес представляют следующие изобретательские решения: «Тренажер оператора радиолокационных систем», А. С. № 1 166 165, опубл. 07.07.1985. Авторы: В. А. Воробьев, С. А. Багре-цов [27]; «Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления», А. С. № 1 211 794, опубл 15.02.1986. Автор: С. А. Багрецов [28]; «Тренажер операторов»,

A.С. № 1 280 428 опубл. 30.12.1986. Автор: С. А. Багрецов [29]; «Устройство для контроля знаний», А.С. № 1 285 513, опубл. 23.01.1987. Авторы: В. М. Львов,

B. Д. Слезкин [30]: «Способ считывания информации оператором», А.С. № 1 399 803, опубл. 30.05.1988. Авторы: С. Ф. Сергеев, Г. Л. Коротеев [31]: «Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления», А.С. № 1 437 898, опубл. 15.11.1988. Авторы: С. А. Багрецов, В. Л. Гайдуков, В. В. Спасенников, А. А. Филимонов [32]; «Тренажер руководителя группы операторов», А.С. № 1 714 653, опубл. 23.02.1992. Авторы: С. А. Багрецов, Г. М. Попов, И. С. Давыдов [33].

Четвертое поколение УТС и ТИА (1993-2007гг.) базируется на вычислительной технике и использует имитационные математические модели. Четвертое поколение тренажерной технике опирается не только на аппаратно-программные решения, но и на разветвленное программное обеспечение. В основе наземных, авиационных и морских тренажеров четвертого поколения широко использовались современные математические модели, основанные на теории массового

обслуживания, теории автоматического управления и регулирования, теории графов, нечетких множествах и т. д. [12]. Отдельные изобретения направлены на формирование дежурных смен и малых групп с использованием вычислительных алгоритмов оценки сработанности и совместимости. Так, например, известно «Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых», А.С. № 1 809 455, опубл. 15.04.1993. Авторы: В. В. Спасенников, Ю. И. Смирнов, С. И. Тор-бин, С. Н. Федотов [34]. Данное изобретательское решение основано на программном алгоритме вычисления индивидуальных и групповых социометрических индексов, основанных на использовании техники репертуарных личностных конструктов.

Пятое поколение УТС и ТИА (2008-по н.в.) базируется на использовании современных вычислительных технологий и интеллектуальных систем управления освоения алгоритмов операторской деятельности. На рисунке 3 представлена обобщенная структурная схема тренажера пятого поколения. Назначение основных элементов структурной схемы, представленной на рис. 3 описано ниже.

Рис. 3. Обобщенная структурная схема УТС и ТИА четвертого и пятого поколений

Моделирующий компьютер, как правило, представляет собой персональный компьютер, возможно также использование многопроцессорного мини-компьютера. Компьютер моделирования связан с рабочим местом (интерфейсом) операторов через систему ввода-вывода. Интерфейс оператора может состоять как из панелей управления и контроля, так и видеотерминалов и распределенной системы управления, обслуживающей видеотерминалы.

Имитационная модель - это программная модель, используемая в имитационном компьютере, реалистично отображает взаимодействие компонентов и систем моделируемого процесса.

Рабочее место инструктора позволяет управлять работой тренажера, выбирать сценарий тренировки и начальное состояние имитируемого процесса, вводя сбои моделируемого процесса либо его компонентов, либо изменяя внешние факторы.

Рабочее место оператора позволяет обучаемым манипулировать органами управления способом, приближенным или идентичным используемому в реальном процессе.

Периферийное оборудование включает в себя принтеры, панели аварийной сигнализации и любое другое оборудование, необходимое для повышения реалистичности моделируемой окружающей обстановки или документирования процесса тренировки.

При этом следует отметить, что в условиях цифровой трансформации - применения цифровых технологий во всех процессах в образования особое место занимает проблема использования тренажеров в образовательных организациях в целом и МВД России в частности.

Цифровая трансформация образования затрагивает: планируемые образовательные результаты и содержание образования, педагогические методы и технологии обучения, организация учебной работы, инструменты (технические средства) и т. д.

Применение эффективных цифровых технологий в образовании позволяет: решать организационные задачи; сделать образование удобнее для обучаемых; организовать доступ к гораздо более широкому спектру образовательного контента, чем обычный формат; отрабатывать реальные навыки в безопасной среде; собирать данные и анализировать их, чтобы потом улучшить образовательный процесс.

Поэтому с одной стороны цифровизация выступает в качестве альтернативы традиционному формату, а с другой - подспорье для него в виде новых удобных инструментов.

В Московском университете МВД России проводится большая работа по цифровизации образовательного процесса.

На наш взгляд в рамках организации доступа курсантов и слушателей (в том числе и иностранных)

к гораздо более широкому спектру образовательного контента необходимо шире использовать и психологические тренажеры, призванные развивать те или иные способности обучаемых.

На просторах интернета имеется много сайтов, на которых размещено большое количество разнообразных интеллект-тренажеров как на русском, так и на иностранных языках. Их использование позволяет на наш взгляд повысить качество практических занятий с данной категорией обучаемых.

Было найдено не менее 22 сайтов, где много разных тренажеров для развития познавательных способностей. Характеристики некоторых из них представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика сайтов, на которых размещены разнообразные интеллект - тренажеры как на русском, так и на иностранных языках

№ п/п Адрес сайта Характеристика сайта

1 http://brainapps.ru Уже более 70 000 человек являются участниками системы, имеется 50 игр, отличный дизайн, дополнительные развивающие курсы, детальная статистика, тесты и логические задачи.

2 https://wikium.ru более 300 000 пользователей, имеется более 40 игр, хороший дизайн, детальная статистика в платном аккаунте, ежедневные соревнования среди пользователей (правда они часто повторяются, т. к. в соревнованиях чередуются всего 5 игр), есть дополнительные курсы.

3 http://uplift.io более 100 000 человек тренируется на сайте, в наличии 18 игр, рейтинг и история развития.

4 http://ru.brainexer.com 18 бесплатных игр на счет, концентрацию, память и мышление.

5 http://www. neuronation. com более 6 ООО ООО пользователей, считается одним из лучших в мире. На бесплатном аккаунте каждый день можно проходить по 3 упражнения и еще 7 упражнений открыто.

6 http://mozgame.ru Игры взяты из разных сайтов: 29 игр на память и внимание, 26 игр на счет, 16 игр на мышление и логику.

7 https://www. lumosity. com Каждый день можно проходить бесплатно 3 упражнения. Из минусов - нет поддержки русского языка, простой дизайн игр, высокая цена. Из плюсов - сайт один из самых первых и один из самых популярных в мире, есть семейный план на 5 ак-каунтов, разработчики провели множество исследований на предмет эффективности тренажера.

8 http://www.neuronation. com Более 6 ООО ООО пользователей, считается одним из лучших в мире. На бесплатном аккаунте каждый день вы можете проходить по 3 упражнения и еще 7 упражнений открыто.

Наибольший интерес на наш взгляд представляет сайт Викиум (Wikium), на котором предлагается сначала пройти тестирование и определить качество памяти, мышления, внимания. Этот тренажер для мозга использует комплексный подход к развитию личности. Для каждого пользователя подбирается личная программа тренировок с учетом личных психических функций. Курс адаптируется под человека, согласно его изначальным способностям. Стандартное занятие занимает 15 минут свободного времени, что подходит большинству пользователей. Кому подходит. Платформа будет полезна людям всех возрастов. Школьникам для улучшения обучаемости и профилактики синдрома дефицита внимания. Людям среднего возраста для улучшения продуктивности работы, усиления сосредоточенности на работе. Пожилым для сохранения остроты и ясности ума, а также для профилактики возрастных заболеваний. По утверждению разработчиков сайта Викиум в основе тренажеров лежат методики российских и зарубежных нейропсихологов, доказавшие свою эффективность в ходе множества экспериментов и научных работ: «+17 % к скорости реакции за неделю; х1,6 к фокусировке на задачах за 1 месяц; х2,1 к вниманию к мелочам и деталям за 2 месяца; +19 % к памяти за 2-3 недели».

Эти данные показывают, что на занятиях с использованием интеллект-тренажеров можно развивать: те или иные виды памяти, внимания, мышления, креативности и др.

Таким образом, обзор изобретательских решений тренажеров систем с глубиной поиска сорок лет, связанный с наличием технического результата и эргономического эффекта дает возможность сделать некоторые выводы для теории и практики отечественного тренажеростроения.

Эргономичность тренажеров связана с учетом таких единичных показателей как управляемость, осво-

яемость, обслуживаемость и используемость, которые должны быть обоснованы в процессе создания и внедрения изобретений на основе эргономического обеспечения проектирования в замкнутом цикле разработки и эксплуатации УТС и ТИА: техническое задание-техническое предложение-эскизный проект-технический проект-рабочий проект-рабочая и конструкторская документация-опытный образец-испытания-доработка-сдача заказчику.

Исходя из анализа обобщенной структурной схемы УТС и ТИА четвертого и пятого поколений дальнейшее совершенствование тренажеров будет связано с совершенствованием интерфейсов операторов для обеспечения подобия условий принятия решений к реальным процессам, а также объединением тренажеров между собой в сеть для обработки навыков взаимодействия при принятии групповых решений. С этой целью может использоваться как общий моделирующий компьютер с несколькими интерфейсами операторов, так и отдельные моделирующие компьютеры с элементами виртуальной и дополненной реальности.

В рамках нашего исследования удалось найти большое количество сайтов, где много разных психологических тренажеров (интеллект-тренажеров) для развития познавательных способностей. При помощи задач, упражнений и игр сегодня можно развивать память, логику в рамках проведения практических занятий обучаемых по психологическим дисциплинам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом следует ожидать новых результатов учета эргономических факторов взаимодействия операторов систем человек-техника в процессе обучения и тренировок с учетом возможностей искусственного интеллекта.

Список источников

1. ГОСТ 26387-84. Система «Человек-машина». Термины и определения. M. : Стандартинформ. 7 с. URL: https://files.stroyinf.ru/Data/15/1563.pdf (дата обращения 14.07.2023).

2. ГОСТ РВ 29.04.005-2005 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Профессиограммы операторских специальностей. Порядок разработки и требования к содержанию : Гос. воен. стандарт Рос. Федерации / Федер. агентство по техн. регулир. и метрологии. М. : Стандартинформ, 2005. III, 14 с.

3. Анализ и классификация комплексов учебно-тренировочных средств / А. С. Абрамов, Л. Ю. Сафонов, Н. Е. Стариков, Ю. А. Чадаев // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. № 7. С. 95-102. DOI 10.24412/2071-6168-2022-795-102. EDN WPSHET.

4. Багрецов С. А. Иерархия механизмов гомеостаза человеко-машинных комплексов: проблемы их анализа и реализации / С. А. Багрецов, Е. В. Шалонов, Л. В. Розанова // Эргодизайн. 2021. № 3(13). С. 155-168. DOI 10.30987/2658-4026-2021-3-155-168. EDN REOKEA.

5. Определение рационального соотношения затрат между теоретическими и практическими видами подго-

товки специалистов в автоматизированных обучающих системах с учетом имеющихся ресурсов / С. А. Багрецов, И. О. Шарапов, Н. М. Епанишников [и др.] // Вестник Череповецкого государственного университета.

2022. № 2(107). С. 7-15. DOI 10.23859/1994-0637-20222-107-1. EDN KZQAAL.

6. Белов В. В. Анализ принципов и российского опыта построения учебно-тренировочных средств /

B. В. Белов, Д. А. Водиченков, Н. Н. Власов // Cloud of Science. 2016. Т. 3, № 1. С. 81-94. EDN WBDEPT.

7. Имитационная модель для оценки комплексного влияния инженерно-психологических факторов на эффективность эргатической системы / Б. М. Герасимов, Г. В. Ложкин, С. В. Скрыль, В. В. Спасенников // Кибернетика и вычислительная техника. 1984. № 61.

C. 88-93. EDN UANZAV

8. Евграфов В. Г. Медико-психологическое сопровождение подготовки младших специалистов флота в учебных центрах ВМФ / В. Г. Евграфов, Л. И. Зин-ченко // Биотехносфера. 2010. № 2(8). С. 60-64. EDN SYRIQV.

9. Стародубцев Ю. И. Анализ направлений развития учебно-тренировочных средств на основе перспективных вычислительных технологий / Ю. И. Стародубцев, М. В. Митрофанов, Д. Д. Корякин // Известия Тульского государственного университета. Технические науки.

2023. № 2. С. 290-298. DOI 10.24412/2071-6168-2023-2290-299. EDN KBAOWD.

10. Концепция построения и применения автоматизированных учебно-тренировочных средств в учебном процессе для подготовки специалистов по эксплуатации РЛС дальнего обнаружения / А. С. Логовский, С. А. Ле-пешкин, И. Н. Шульга, Д. В. Богомаз // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2016. Т. 10, № 4. С. 4-8. EDN WAQPPV.

11. Ложкин Г. В. Оценка качества функционирования эргатических систем при бимодальном и мономодальном предъявлениии информации / Г. В. Ложкин, В. В. Спасенников // Кибернетика и вычислительная техника. 1986. №72. С. 33-38.

12. Львов В. М. Инженерно-психологические вопросы проектирования деятельности операторов / В. М. Львов, В. В. Павлюченко, В. В. Спасенников // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 5. С. 66-74. EDN TQVXBJ.

1 3 . Перспективы применения учебно-тренировочных средств для подготовки военных специалистов в высших учебных заведениях / А. Ю. Онуфрей,

B. В. Какаев, С. З. Куракин, Ю. А. Ершов // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2018. Т. 10, № 4. С. 55-63. DOI 10.24411/2409-5419-201810097. EDN VARGPB.

14. Печников А. Н. Эргономический подход к решению проблем е-дидактики / А. Н. Печников, А. Н. Ши-ков, Е. Е. Котова // Биотехносфера. 2015. № 1(37).

C. 52-61. EDN THGBJH.

15. Рытов М. Ю. Теоретико-прикладные вопросы отбора и подготовки операторов человеко-машинных комплексов в отечественной эргономике / М. Ю. Ры-

тов, В. В. Спасенников // Эргодизайн. 2020. № 4(10). С. 203-223. DOI 10.30987/2658-4026-2020-4-203-223. EDN ANFPFQ.

16. Инженерно-психологические проблемы профессиональной подготовки авиационных специалистов / С. Ф. Сергеев, Г. С. Никифоров, Ю. Ю. Заплат-кин, В. Н. Соколов // Российский научный журнал. 2012. № 3(28). С. 109-115. EDN OYOHWX.

17. Спасенников В. В. Опыт управления инновационной деятельностью в процессе создания и внедрения изобретений / В. В. Спасенников // Экономика науки. 2023. Т. 9, № 2. С. 47-59. DOI 10.22394/2410-132X-2023-9-2-47-59. EDN VGKGOQ.

18. Трухин А. В. Анализ существующих в РФ тре-нажерно-обучающих систем / А. В. Трухин // Открытое и дистанционное образование. 2008. № 1(29). С. 32-39. EDN KXCNAV.

19. Халин А. Ф. Концепция развития комплекса учебно-тренировочных средств для освоения вооружения, военной и специальной техники / А. Ф. Халин // Программные продукты и системы. 2018. № 1. С. 177183. EDN MHSKBV.

20. Шлаен П. Я. Перспективные направления развития эргономики в современных условиях / П. Я. Шлаен // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2005. № 3(32). С. 3-6. EDN MVHYCD.

21. Spasennikov V Accreditation examination of developing professional competencies at the university: A mathematical model / V Spasennikov, A. Morozova // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. Vol. 172. P. 223228. DOI 10.1007/978-981-15-2244-4_19. EDN UISUVQ.

22. Spasennikov V. Ergonomic factors in patenting computer systems for personnel's selection and training / V. Spasennikov, K. Androsov, G. Golubeva // CEUR Workshop Proceedings : 30, Saint Petersburg, 22-25 сентября 2020 года. Saint Petersburg, 2020. P. 1. EDN MRWCZX.

23. Авторское свидетельство № 785887 A1 СССР, МПК G09B 7/00, G09B 9/00. Обучающее устройство : № 2720661 : заявл. 02.02.1979 : опубл. 07.12.1980 / Э. А. Боград, А. М. Карасев, В. Г. Полосин, П. Я. Шла-ен. EDN COGCCE.

24. Авторское свидетельство № 809319 A1 СССР, МПК G09B 7/02. Обучающее устройство : № 2764905 : заявл. 31.05.1979 : опубл. 28.02.1981 / В. М. Львов, Ю. И. Смирнов. EDN FWMVVR.

25. Авторское свидетельство № 903940 A1 СССР, МПК G09B 9/00. Устройство для контроля уровня подготовки операторов : № 2632942 : заявл. 26.06.1978 : опубл. 07.02.1982 / А. М. Карасев, В. М. Львов, В. В. Павлюченко [и др.]. EDN XMCBLP.

26. Авторское свидетельство № 1068975 СССР, МПК G09B 9/00. Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора автоматизированной системы управления : № 3508259 : заявл. 29.10.1982 : опубл. 23.01.1984 / Б. М. Герасимов, Г. В. Ложкин, В. Н. Немтинов, В. В. Спасенников. EDN PZIRDV.

27. Авторское свидетельство № 1166165 A1 СССР, МПК G09B 9/00. Тренажер оператора радиолокаци-

онных систем : № 3696307 : заявл. 31.01.1984 : опубл. 07.07.1985 / В. А. Воробьев, С. А. Багрецов. EDN PELXNZ.

28. Авторское свидетельство № 1211794 СССР, МПК G09B 9/00. Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления : № 3767728 : заявл. 11.07.1984 : опубл. 15.02.1986 / С. А. Багрецов. EDN AUHGZZ.

29. Авторское свидетельство № 1280428 A1 СССР, МПК G09B 9/00. Тренажер операторов : № 3955026 : заявл. 12.08.1985 : опубл. 30.12.1986 / С. А. Багрецов. EDN WILOXE.

30. Авторское свидетельство № 1285513 A1 СССР, МПК G09B 7/02. Устройство для контроля знаний : № 3908399 : заявл. 11.06.1985 : опубл. 23.01.1987 / В. М. Львов, В. Д. Слезкин. EDN KHIKEZ.

31. Авторское свидетельство № 1399803 A1 СССР, МПК G09B 17/04. Способ считывания информации оператором : № 3802409 : заявл. 19.10.1984 : опубл. 30.05.1988 / С. Ф. Сергеев, Г. Л. Коротеев. EDN XIDKVB.

32. Авторское свидетельство № 1437898 СССР, МПК G09B 9/00. Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления : № 4249640 : заявл. 26.05.1987 : опубл. 15.11.1988 / С. А. Багрецов, В. Л. Гайдуков, В. В. Спасенников, А. А. Филимонов. EDN IWBSEK.

33. Авторское свидетельство № 1714653 A1 СССР, МПК G09B 9/00. Тренажер руководителя группы операторов : № 4827305 : заявл. 21.05.1990 : опубл. 23.02.1992 / С. А. Багрецов, Г. М. Попов, И. С. Давыдов. EDN JKEIPI.

34. Авторское свидетельство № 1809455 A1 СССР, МПК G09B 7/07. Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых : № 4884060 : за-явл. 07.09.1990 : опубл. 15.04.1993 / В. В. Спасенников, Ю. И. Смирнов, С. И. Торбин, С. Н. Федотов. EDN DYMSKB.

References

1. GOST 26387-84. The Human-machine system. Terms and definitions. M. : Standartinform. 7 p. URL: htt-ps://files.stroyinf.ru/Data/15/1563.pdf (date of application 07/14/2023).

2. GOST RV 04/29/005-2005 System of standards for ergonomic requirements and ergonomic support. Occupational diagrams of operator specialties. The order of development and requirements for the content : State military. The standard grew. Federations / Feder. the agency for technology regulation. and metrology. Moscow : Standartin-form, 2005. III, 14 p.

3. Analysis and classification of complexes of educational and training facilities / A. S. Abramov, L. Yu. Sa-fonov, N. E. Starikov, Yu. A. Chadaev // Izvestiya Tula State University. Technical sciences. 2022. No. 7. Р. 95-102. DOI 10.24412/2071-6168-2022-7-95-102. EDN WPSHET.

4. Bagretsov, S. A. Hierarchy of mechanisms of homeostasis of human-machine complexes: problems of their analysis and implementation / S. A. Bagretsov, E. V. Shalo-

nov, L. V. Rozanova // Ergodesign. 2021. № 3(13). P. 155168. DOI 10.30987/2658-4026-2021-3-155-168. EDN REOKEA.

5. Determining the rational cost ratio between theoretical and practical types of training of specialists in automated training systems, taking into account available resources / S. A. Bagretsov, I. O. Sharapov, N. M. Epanishnikov [et al.] // Bulletin of Cherepovets State University. 2022. № 2(107). P. 7-15. DOI 10.23859/1994-0637-2022-2-1071. EDN KZQAAL.

6. Belov V. V Analysis of principles and Russian experience in building educational and training facilities / V. V. Belov, D. A. Vodichenkov, N. N. Vlasov // Cloud of Science. 2016. Vol. 3, No. 1. P. 81-94. EDN WBDEPT.

7. A simulation model for assessing the complex influence of engineering and psychological factors on the effectiveness of an ergatic system / B. M. Gerasimov, G. V. Lozhkin, S. V Skryl, V V. Spasennikov // Cybernetics and computer Engineering. 1984. No. 61. P. 88-93. EDN UANZAV.

8. Evgrafov V. G. Medical and psychological support for the training of junior fleet specialists in the Navy training centers / V. G. Evgrafov, L. I. Zinchenko // Biotechno-sphere. 2010. № 2(8). P. 60-64. EDN SYRIQV.

9. Starodubtsev Yu. I. Analysis of the directions of development of educational and training facilities based on promising computing technologies / Yu. I. Starodubtsev, M. V. Mitrofanov, D. D. Koryakin // Izvestiya Tula State University. Technical sciences. 2023. No. 2. P. 290 298. DOI 10.24412/2071-6168-2023-2-290-299. EDN KBAOWD.

10. The concept of building and using automated educational and training tools in the educational process for training specialists in the operation of longrange detection radars / A. S. Logovsky, S. A. Lepeshkin, I. N. Shulga, D. V Bogomaz // T-Comm: Telecommunications and Transport. 2016. Vol. 10, No. 4. P. 4-8. EDN WAQPPV.

11. Lozhkin G. V. Assessment of the quality of functioning of ergatic systems with bimodal and monomodal presentation of information / G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov // Cybernetics and computer engineering. 1986. No. 72. P. 33-38.

12. Lviv V M. Engineering and psychological issues of designing operators' activities / V. M. Lviv, V. V. Pavly-uchenko, V. V Spasennikov // Psychological Journal. 1989. Vol. 10, No. 5. P. 66-74. EDN TQVXBJ.

13. Prospects for the use of educational and training tools for the training of military specialists in higher educational institutions / A. Yu. Onufrey, V. V. Kakaev, S. Z. Kurakin, Yu. A. Ershov // High-tech technologies in space research of the Earth. 2018. Vol. 10, No. 4. P. 55-63. DOI 10.24411/2409-5419-2018-10097. EDN VARGPB.

14. Pechnikov A. N. Ergonomic approach to solving problems of didactics / A. N. Pechnikov, A. N. Shikov, E. E. Kotova // Biotechnosphere. 2015. № 1(37). P. 52-61. EDN THGBJH.

15. Rytov M. Yu. Theoretical and applied issues of selection and training of operators of human-machine complexes in domestic ergonomics / M. Yu. Rytov, V. V. Spasen-

nikov // Ergodesign. 2020. № 4(10). P. 203-223. DOI 10.30987/2658-4026-2020-4-203-223. EDN ANFPFQ.

16. Engineering and psychological problems of professional training of aviation specialists / S. F. Sergeev, G. S. Nikiforov, Yu. Yu. Patkin, V. N. Sokolov // Russian Scientific Journal. 2012. № 3(28). P. 109-115. EDN OYOHWX.

17. Spasennikov V. V. Experience of innovation management in the process of creation and implementation of inventions / V. V. Spasennikov // Economics of science. 2023. Vol. 9, No. 2. P. 47-59. DOI 10.22394/2410-132X-2023-9-2-47-59. EDN VGKGOQ.

18. Trukhin A. V. Analysis of existing simulator and training systems in the Russian Federation / A. V. Trukh-in // Open and distance education. 2008. № 1(29). P. 32-39. EDN KXCNAV.

19. Khalin A. F. The concept of development of a complex of educational and training facilities for the development of weapons, military and special equipment /

A. F. Khalin // Software products and systems. 2018. No. 1. P. 177-183. EDN MHSKBV.

20. Shlaen P. Ya. Promising directions for the development of ergonomics in modern conditions / P. Ya. Shlaen // Human factor: problems of psychology and ergonomics. 2005. № 3(32). P. 3-6. EDN MVHYCD.

21. Spasennikov V Accreditation examination of developing professional competencies at the university: A mathematical model / V Spasennikov, A. Morozova // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. Vol. 172. P. 223-228. DOI 10.1007/978-981-15-2244-4_19. EDN UISUVQ.

22. Spasennikov V. Ergonomic factors in patenting computer systems for personnel's selection and training / V. Spasennikov, K. Androsov, G. Golubeva // CEUR Workshop Proceedings : 30, Saint Petersburg, September 22-25, 2020. Saint Petersburg, 2020. P. 1. EDN MRWCZX.

23. Copyright certificate No. 785887 A1 USSR, IPC G09B 7/00, G09B 9/00. Training device : No. 2720661 : application 02.02.1979 : publ. 07.12.1980 / E. A. Bograd, A. M. Karasev, V. G. Polosin, P. Ya. Shlaen. EDN \COGCCE.

24. Copyright certificate No. 809319 A1 of the USSR, IPC G09B 7/02. Training device : No. 2764905 : application. 05/31/1979 : publ. 02/28/1981 / V. M. Lvov, Yu. I. Smirnov. EDN FWMVVR.

25. Copyright certificate No. 903940 A1 of the USSR, IPC G09B 9/00. Device for monitoring the level of operator training : No. 2632942 : application 26.06.1978 : publ. 07.02.1982 / A. M. Karasev, V. M. Lvov, V. V. Pavlyuchen-ko [et al.]. EDN XMCBLP.

26. Copyright certificate No. 1068975 of the USSR, IPC G09B 9/00. Device for assessing the professional suitability of an operator of an automated control system : No. 3508259 : application 29.10.1982 : publ. 23.01.1984 /

B. M. Gerasimov, G. V. Lozhkin, V. N. Nemtinov, V. V. Spasennikov. EDN PZIRDV.

27. Copyright certificate No. 1166165 A1 of the USSR, IPC G09B 9/00. Simulator of the operator of radar systems : No. 3696307 : application 31.01.1984 : publ. 07.07.1985 / V. A. Vorobyov, S. A. Bagretsov. EDN PELXNZ.

28. Copyright certificate No. 1211794 of the USSR, IPC G09B 9/00. Device for assessing the professional suitability of operators of automated control systems : No. 3767728 : application. 07/11/1984 : publ. 02/15/1986 / S. A. Bagret-sov. EDN AUHGZZ.

29. Copyright certificate No. 1280428 A1 of the USSR, IPC G09B 9/00. Operator simulator : No. 3955026 : application. 08/12/1985 : publ. 12/30/1986 / S. A. Bagretsov. EDN WILOXE.

30. Copyright certificate No. 1285513 A1 of the USSR, IPC G09B 7/02. Device for knowledge control : No. 3908399 : application 11.06.1985 : publ. 23.01.1987 / V M. Lvov, V. D. Slezkin. EDN KHIKEZ.

31. Copyright certificate No. 1399803 A1 USSR, IPC G09B 17/04. Method of reading information by the operator : No. 3802409 : application 19.10.1984 : publ. 30.05.1988 / S. F. Sergeev, G. L. Koroteev. EDN XIDKVB.

32. Copyright certificate No. 1437898 of the USSR, IPC G09B 9/00. Device for assessing the professional suitability of operators of automated control systems : No. 4249640 : application 05/26/1987 : publ. 11/15/1988 / S. A. Bagretsov, V L. Gaidukov, V V Spasennikov, A. A. Filimonov. EDN IWBSEK.

33. Copyright certificate No. 1714653 A1 USSR, IPC G09B 9/00. Simulator of the head of the operator group : No. 4827305 : application 05/21/1990 : publ. 02/23/1992 / S. A. Bagretsov, G. M. Popov, I. S. Davydov. EDN JKEIPI.

34. Copyright certificate No. 1809455 A1 of the USSR, IPC G09B 7/07. Device for assessing the psychological compatibility of subjects : No. 4884060 : application 07.09.1990 : publ. 15.04.1993 / V. V. Spasennikov, Yu. I. Smirnov, S. I. Torbin, S. N. Fedotov. EDN DYMSKB.

Информация об авторах

B. В. Спасенников - профессор гуманитарных и социальных дисциплин Брянского государственного технического университета, доктор психологических наук, профессор;

А. Н. Сударик - заместитель начальника кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник;

C. Н. Федотов - профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор.

Information about the authors

V. V. Spasennikov - Professor of Humanities and Social Sciences at Bryansk State Technical University, Doctor of Psychological Sciences, Professor;

A. N. Sudarik - Deputy Head of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of Performance Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher;

S. N. Fedotov - Professor of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of Performance Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.