Научная статья на тему 'Анализ эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров'

Анализ эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ / САМОМОТИВАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / РАСПОЗНАНИЕ ЭМОЦИЙ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ / EMOTIONAL INTELLECT / EMOTIONAL AWARENESS / CONTROL OF ONE’S EMOTIONS / SELF-MOTIVATION / EMPATHY / RECOGNITION OF EMOTIONS OF STRANGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Субботина Татьяна Николаевна, Садовникова Ангелина Сергеевна, Еськова Елена Сергеевна

В статье отражены результаты исследования эмоционального интеллекта студентов-менеджеров ФГБОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского. Рассматриваются понятия интеллектуальная компетентность и эмоциональный интеллект. Основываясь на положения Д. Макклелланда о том, что эффективность принятия решений и коммерческий успех при прочих равных условиях зависит в основном от эмоционального интеллекта, авторами сделан вывод о том, что проблема формирования и развития эмоционального интеллекта актуальна для студентов, обучающихся на направлении «Менеджмент», так как их будущая профессиональная деятельность связана с принятием и реализацией эффективных управленческих решений. На основе методики Н. Холла представлены результаты исследования уровня сформированности эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся на направлении «Менеджмент». Диагностировались сформированность пяти составляющих эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. Результаты формирующего эксперимента сделать вывод об уровнях эмоционального интеллекта студентов-менедже-ров КГУ им. К.Э. Циолковского. По результатам исследования делается вывод о необходимости более широкого использования активных методов обучения, имитирующих реальные обстоятельства в условной среде.The article reflects the results of a study of the emotional intellect of studentsmanagers at FSBEI HE KSU K.E. named after Tsiolkovsky. The concepts of intellectual competence and emotional intellect are considered. Based on the theory of D. McClelland that the effectiveness of decision-making and commercial success, all things being equal, depends mainly on emotional intelligence, the authors conclude that the problem of the formation and development of emotional intellect is relevant for students studying in the direction of Management , since their future professional activities are associated with the adoption and implementation of effective management decisions. Based on N. Hall’s methodology, the results of a study of the level of formation of emotional intellect in students studying in the direction of Management are presented. The formation of the five components of emotional intellect was diagnosed: emotional awareness, control of one’s emotions, self-motivation, empathy, recognition of other people’s emotions. The results of the forming experiment make a conclusion about the levels of emotional intellect of students-managers of KSU named after K.E. Tsiolkovsky. Based on the results of the study, a conclusion is drawn about the need for a wider use of active teaching methods that imitate real circumstances in a conditional environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров»

УДК 37.03

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-1-113-117

АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

Т.Н. Субботина, А.С. Садовникова, Е.С. Еськова

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация

Аннотация. В статье отражены результаты исследования эмоционального интеллекта студентов-менеджеров ФГБОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского. Рассматриваются понятия интеллектуальная компетентность и эмоциональный интеллект. Основываясь на положения Д. Макклелланда о том, что эффективность принятия решений и коммерческий успех при прочих равных условиях зависит в основном от эмоционального интеллекта, авторами сделан вывод о том, что проблема формирования и развития эмоционального интеллекта актуальна для студентов, обучающихся на направлении «Менеджмент», так как их будущая профессиональная деятельность связана с принятием и реализацией эффективных управленческих решений. На основе методики Н. Холла представлены результаты исследования уровня сформированности эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся на направлении «Менеджмент». Диагностировались сформированность пяти составляющих эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. Результаты формирующего эксперимента сделать вывод об уровнях эмоционального интеллекта студентов-менеджеров КГУ им. К.Э. Циолковского.

По результатам исследования делается вывод о необходимости более широкого использования активных методов обучения, имитирующих реальные обстоятельства в условной среде.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознание эмоций чужих людей

Для цитирования: Субботина Т.Н., Садовникова А.С., Еськова Е.С. Анализ эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. №1. С. 113-117. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-1-113-117 Конфликт интересов отсутствует

ANALYSIS OF EMOTIONAL INTELLECT OF STUDENTS-MANAGERS

Tatyana N. Subbotina, Angelina S. Sadovnikova, Elena S. Yeskova

Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga, Russian Federation

Abstract. The article reflects the results of a study of the emotional intellect of students- managers at FSBEI HE KSU K.E. named after Tsiolkovsky. The concepts of intellectual competence and emotional intellect are considered. Based on the theory of D. McClelland that the effectiveness of decision-making and commercial success, all things being equal, depends mainly on emotional intelligence, the authors conclude that the problem of the formation and development of emotional intellect is relevant for students studying in the direction of Management , since their future professional activities are associated with the adoption and implementation of effective management decisions. Based on N. Hall's methodology, the results of a study of the level of formation of emotional intellect in students studying in the direction of Management are presented. The formation of the five components of emotional intellect was diagnosed: emotional awareness, control of one's emotions, self-motivation, empathy, recognition of other people's emotions. The results of the forming experiment make a conclusion about the levels of emotional intellect of students-managers of KSU named after K.E. Tsiolkovsky.

Based on the results of the study, a conclusion is drawn about the need for a wider use of active teaching methods that imitate real circumstances in a conditional environment.

Keywords: emotional intellect, emotional awareness, control of one's emotions, self-motivation, empathy, recognition of emotions of strangers

For citation: Subbotina T.N., Sadovnikova A.S., Yeskova E.S. Analysis of emotional intellect of studentsmanagers. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2020; (1): 113-117. (In Russ.) https://doi. org/10.31775/2305-3100-2020-1-113-117 There is no conflict of interests

В настоящий момент в мировой экономике наблюдаются процессы дифференциации, причинами которых являются технологическая и интеллектуальная революция. Бурный рост инновационных процессов охватывает экономику, производство, культуру, образование и науку. В этих условиях интеллектуальный потенциал общества будет являться основой его развития.

Всё это заставляет отечественную систему образования переосмысливать теоретические подходы и практические решения к подготовке выпускников вузов. Это также обусловлено изменением требований к качеству образования и уровню сформированности компетенций. Процесс профессионального образования ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда и рабо-тотодателей.

Анализ современных психолого-педагогических исследований показывает, что системообразующим фактором интеллектуального развития выпускников является интеллектуальная компетентность, которая в свою очередь является элементом профессиональной компетентности.

М.А. Холодная под интеллектуальной компетентностью понимает «особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности» [9].

Американский психолог Д. Макклелланд делает вывод о том, что эффективность принятия решений и коммерческий успех при прочих равных условиях зависит в основном от эмоционального интеллекта.

Таким образом, проблема формирования и развития эмоционального интеллекта актуальна для студентов, обучающихся на направлении «Менеджмент», чья будущая профессиональная деятельность связана с принятием и реализацией эффективных управленческих решений.

Идея об эмоциональном интеллекте выросла из понятия «социальный интеллект», который разрабатывали такие авторы как Э. Торндайк, Г.Ю. Ай-зенк [1], Дж. Гилфорд.

По мнению ряда таких авторов как Д. Гоул-ман [3], Г. Гарднер [2], Р. Стернберг [4] тесты ^ не являются точными предсказателями успешности человека в жизни. Д. Гоулман выдвинул предположение, что «примерно 80% успеха, который не определяется тестами на обусловлено другими свойствами, одним из которых является эмоциональный интеллект» [3, с. 88].

Понятие «эмоциональный интеллект» впервые появилось в трудах П. Сэловея и Д.Майера [5]. Учёные определяют эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содер-

жащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта. Играя роль отрицательного или положительного подкрепления, они помогают вырабатывать, фиксировать и сохранять своеобразные формы поведения или, наоборот, устранить реакции.

Д. Гоулман выделяет пять составляющих эмоционального интеллекта в сфере трудовой деятельности [3]:

• самосознание;

• самоконтроль;

• мотивация;

• эмпатия;

• социальные навыки.

Данные составляющие большинством учёных рассматриваются как элементы эмоциональной компетентности. Они основаны на определённых способностях, которые можно формировать и развивать.

Безусловно, составляющие эмоционального интеллекта желательны для любого руководителя. Каждому человеку, выбирающему профессию менеджера, необходимо знать уровень своего эмоционального интеллекта.

В рамках I этапа исследования была проведена диагностика уровня сформированности эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся на направлении «Менеджмент». Для этого была использована методика Н. Холла [7, с. 57-59]. Методика позволяет диагностировать сформированность пяти составляющих эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. Всего по результатам исследования можно диагностировать три уровня эмоционального интеллекта: высокий, средний и низкий.

Выборка составила 67 человек: студенты 1, 2, 4 курсов бакалавриата, а также 1 курса магистратуры. Результаты диагностики сформированности эмоционального интеллекта показаны на рисунках 1-4.

На I курсе в исследовании участвовали 13 человек. Результаты исследования показали низкий эмоциональный интеллект. Объяснением этому может служить тот факт, что данные студенты только переступили порог школы и сейчас у них идёт период адаптации. Многие первокурсники не могут управлять своими эмоциями, слабо выражена самомотивация.

На II курсе в исследовании участвовали 16 человек. Результаты свидетельствуют о том, что уро-

I курс

12

10

Эмоциональная Управление Самомотивация Эмпатия осведомленность своими эмоциями

■ высокий ■средний ■ низкий

Распознавание эмоций чужих людей

Рисунок 1. Уровень эмоционального интеллекта у студентов I курса

8

6

4

2

0

II курс

14 12

10

Эмоциональная Управление Самомотивация Эмпатия Распознавание

осведомленность своими эмоциями эмоций других

людей

8

6

4

2

0

■ высокий ■ средний ■ низкий Рисунок 2. Уровень эмоционального интеллекта у студентов II курса

вень эмоциональной осведомлённости несколько больше, чем у студенто в 1куе са. Такженезаачи-тельно количество сту-

дентов, которые могут управлять своими эмоциями. Возможно, что на результаты исследования повлиял тот факт, что на данном курсе обучения в соответствии с учебными планами подготовки студентов частично издаются диcулплчныпуoфеccи-онального цодго^ рлмках которыхаозможно фор-мировани е и утзвытиу амoвиугульнoлoинаeллeлтa. В целом, ммжво шво]эить о нам, ног лишом^)^;^)! часть студли'^ов II кумая обт^^с^а^ет тыcoеими сред-ним эмоц иoнульнымлвнeллeмаoм.

На IV курсе в исследовании участвовали 16 человек. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что студенты имеют высокий уровень эмоционального интеллекта по сравнению с другими кур-

сами. Все составляющие эмоционального интеллек-eе рeмoнcмpиpyютoувеликy зчота.СЫъяснением этомо явуиeтcя то, чтс^туделты уже иодходят к концу обучения на данном направлении. Большинство профессиональных дисциплин изучено. Также многие виды практик (учебной, производственной) пройдены. Обучающиеся получили большой опыт вуниверсттете, чте^геусло вил. млгио сыграть важную aжчьапотлиять на ис эмoo;aанaльный ин-тeулeкт. Стжлентн1 счиоамт cтPмкoмпeтентными не еолько вопазнании с^с^з^х эмоци^те и эмоций саугио х^ю^^^е^. Квемо лиете, оныcеигaют себя способными управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей.

Среди магистрантов было охвачено диагностикой 22 человека. Данные студенты перешли снова на новую ступень обучения и жизненного пути, и

IV курс

12 10 8 6 4 2 0

Эмоциональная Управление Самомотивация осведомленность своими эмоциями

Эмпатия

Распознавание эмоций других

людей

высокий средний низкий Рисунок 3. Уровень эмоционального интеллекта у студентов IV курса

I курс магистратура

20 18 16 14 12 10

Эмоциональная Управление Самомотивация осведосленность своими эмоциями

Распознавание эмоций других

Эмпатия

эмо]

людей

средний ■ низкий

Рисунок 4. Уровень эмоционального интеллекта у студентов I курса магистратуры

высокий

снова проходят период адаптации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что самомотивация и управление смочинои нахоеятсг нн овакнм уровне, но при этом гаи могут распознавать эмоции других людей, так как у нихуже имеетсяопыт общения с большим количеством людей.

Таким образом, основываясь на результатах диагностики г^пп, которы е оюказааи низний уровень эмоциоо^т^ь^Е^с^го интеллеета 0-П курсы, а также I курс магистра^зим о кааеотве реснмендааий можно сдеиато вывон о том, ин оеo0xoдимoбнлee активно итпотооовать в усебнам пооатрсе активные методы ободгаштооторыо сносоКсовуютфок-мированию о всзентою ымочиoнaльнoвы инел-лекта. Особое внимание следует уделить формам, в которых происходит имитация реальных обстоятельств в условной среде.

Студенты-менеджеры, развивая эмоциональ-нын тте^-аи^т^, сыожмы будут рвочитьотэ ффектив-рл итырльзнлaтк ^зш^нои ечopoчым управлять эмоциями. Также овладев умением распознавания эмоций других людей, что, несомненно, важно для их будущей профессиональной деятельности, они приобретут навык влияния на мотивацию персона-мвеытпoвышeнмк эффиктис нкоти рт^ты коллектива.

Соглаыаыясь с магниемм-гогих рыснедователей ио н том, что тфыеоонoлтный интелсект является гыaшыв- Mоктopтм эффеооивоога лиделства, ведь лазыи доожен вылыоатьл вoдчинКчмоIX эмоцио-рельиый отoмыо и пoддеpымтткьыкoллeктиве положительный эмоциональный астрой, не следует преуменьшать значение общего и теллекта или умственного развития для будущего руководителя.

4

Безусловно, студент-менеджер должен ещё уметь выбирать стратегию развития, знать рыночную конъюнктуру, ориентироваться в финансовых вопросах и технологических аспектах производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111-131.

2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 512 с.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем 10. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.

4. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

5. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Кару-зо «Эмоциональный интеллект» (М8СБ1Т V2.0). М.: Смысл, 2017. 139 с.

6. Тимофеев О.Н. Эффективное лидерство и эмоциональный интеллект, концепция развития // Вестник Казан. технол. университета. 2011. Т. 14. №2. С. 312-318.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 362 с.

8. Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации. М.: ИНФРА-М, 2019. 259 с.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. Ун-та. М.: Изд-во «Барс», 1997. 392 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Субботина Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия. Тел.: (920) 617 80 78, е-шаИ: [email protected] Садовникова Ангелина Сергеевна, студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия. Тел.: (902) 930 51 45, е-шаШ [email protected] Еськова Елена Сергеевна, студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия. Тел.: (920) 093 58 40, е-mail: [email protected]

REFERENCES

1. Eisenk G.Yu. Intelligence: a new look. Psychology issues. 1995; (1): 111-131. (In Russ.)

2. Gardner G. The structure of the mind: the theory of multiple intelligence. Moscow, Williams Publishing House, 2007. 512 p. (In Russ.)

3. Goleman D. Emotional intelligence. Why can it mean more than IQ. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2013. 560 p. (In Russ.)

4. Practical intelligence / R.J. Sternberg, J.B. Forsyth, J. Hedland and others. St. Petersburg, Peter, 2002. 272 p. (In Russ.)

5. Sergienko E.A,, Vetrova I.I. Russian-language adaptation of the test by J. Mayer, P. Salovei, D. Caruso "Emotional Intelligence" (MSCEIT V2.0). Moscow, Sense, 2017. 139 p. (In Russ.)

6. Timofeev O.N. Effective leadership and emotional intelligence, development concept. Bulletin of Kazan Technological University. 2011; (2): 312-318. (In Russ.)

7. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2002. 362 p. (In Russ.)

8. Khlevnaya E.A., Kiseleva T.S. The emotional intelligence of the leader in the business processes of the organization. Moscow, INFRA-M, 2019. 259 p. (In Russ.)

9. Cold M.A. Psychology of intelligence: the paradoxes of research. Tomsk, Tomsk University Press / Moscow, Bars Publishing House, 1997. 392 p. (In Russ.)

ABOUT THE AUTHORS

Subbotina Tatyana Nikolaevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at Department of Management of the Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga, Russia. Ph.: (920) б17 80 78, e-mail: [email protected]

Sadovnikova Angelina Sergeevna,

Student of the Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga, Russia. Ph.: (902) 930 S1 4S, e-mail: [email protected]

Yeskova Elena Sergeevna,

Student of the Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga, Russia. Ph.: (920) 093 S8 40, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 1.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.