Научная статья на тему 'Анализ экстремизма в контексте современных угроз: социально-психологические аспекты'

Анализ экстремизма в контексте современных угроз: социально-психологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / НАСИЛИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / TERRORISM / EXTREMISM / VIOLENCE / PSYCHOLOGY OF TERRORISM / FIGHT AGAINST TERRORISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сугрей Леонид Александрович

В работе представлен анализ дискурса о сущности экстремизма как явления, анализируются источники терроризма, раскрывается механизм зарождения экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analytics of extremism in the context of modern threats: social and psychological aspects

The analysis of discourse about essence of terrorism is presented in the work, as the phenomena the sources of extremism are analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ экстремизма в контексте современных угроз: социально-психологические аспекты»

Психология

УДК 316.6 Л.А. Сугрей*

Анализ экстремизма в контексте современных угроз: социально-психологические аспекты

В работе представлен анализ дискурса о сущности экстремизма как явления, анализируются источники терроризма, раскрывается механизм зарождения экстремизма.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, насилие, психология терроризма, борьба с терроризмом.

L.A. Sugrey*. The analytics of extremism in the context of modern threats: social and psychological aspects. The analysis of discourse about essence of terrorism is presented in the work, as the phenomena the sources of extremism are analyzed.

Keywords: terrorism, extremism, violence, psychology of terrorism, fight against terrorism.

Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации приводит следующие данные: в 2010 г. на территории РФ зарегистрировано 466 преступлений террористического характера, в 2011 г. - 578, в 2012 г. - 557, в 2013 г. - 575, в 2014 г. - 862, в 2015 г. - 1136, на октябрь 2016 г. было совершено 1219 преступлений экстремистского характера (из них 504 - террор) и выявлено 761 человек, совершивший преступления экстремистской направленности [1].

Несомненно, что в этих условиях экспертное и научное сообщество должно осознать: в настоящее время экстремизм представляет собой угрозу глобального масштаба и требует поиска эффективных мер противодействия ему.

При социально-психологическом анализе экстремизм можно рассматривать в качестве практики, в основе которой лежит физическое и психологическое насилие со стороны индивидов или группировок в форме «специфической деятельности». Как ни парадоксально, но эта «специфическая деятельность» есть стремление некоторых субъектов к идеалу - обществу без насилия. Следует согласиться с мнением ряда российских исследователей в том, что сущность данной проблемы во многом заключена в природе, «целевой ориентации» и видоизменении этой практики, в способах и методах её осуществления. Поэтому категории «экстремизм», «насилие», «страх» и «террор» нуждаются в постоянном диалектическом и синергетическом драгировании, или экспликации, как логико-методологическом приёме, позволяющем более глубоко, с научной точки зрения, проникнуть в их содержание.

Отсутствие своевременной реакции на изменения в «целевой ориентации» экстремистских групп и индивидов не позволяет своевременно коррелировать методы исследования, что усложняет процесс познания феномена терроризма как «вещи в себе» и «вещи для нас». В современном мире в практическом плане ведется борьба с различными проявлениями экстремистской деятельности, однако зачастую остаётся не определено конкретное целеполагание проводимой работы, а основные её направления требуют дополнительной экспликации. Когда общество не осознает искомой цели, закономерно наступает стагнация, фрустрация и своего рода общественный «анабиоз», представляющие собой питательную среду для мимикрии терроризма как феномена.

Систематизируя и уточняя базовые признаки типов научной рациональности, академик В.С. Стёпин полагает, что главная особенность теоретических схем заключается в том, что они являются результатом чисто дедуктивного обобщения опыта. В академической науке теоретические схемы вначале строятся как гипотетические модели за счёт использования ранее сформулированных абстрактных объектов. На ранних стадиях научного исследования конструкты теоретических моделей создаются путём непосредственной схематизации опыта [2]. Другими словами, конструкты оформляются в зоне перехода от эмпирического знания к концептуальному и обратно, выполняя функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками.

В рамках настоящего дискурса о природе экстремизма особый интерес вызывает мнение И.Д. Звягельской и В.Я. Белокреницкого, которые, анализируя влияние современного ислама на социальные изменения, вызванные радикализацией восточных обществ, поднимают проблему ретрадиционализации в ряде мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока [3]. Как особенность они отмечают у её сторонников господство убеждения, что «их духовные корни не в родной земле, а на родине ислама» [4, с. 168]. Асколируя исламизм как идеологию глобального переустройства мира на основах учения пророка Мухаммада, российский востоковед З.И. Левин подчеркивает, что именно особое толкование текстов Корана и Сунны предопределило радикальное

* Сугрей, Леонид Александрович, руководитель научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ, доктор философских наук, профессор. Адрес: 190121, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 96. Тел. +7931-336-20-01. E-mail: niriosk@mail.ru.

* Sugrey, Leonid Aleksandrovich, head Research department St. Petersburg academy Investigative Committee of the Russian Federation, doctor of philosophy, professor. Address: 190121, Saint-Petersburg, Moika river Embankment, 96. Ph. +7931-336-20-01. e-mail: niriosk@mail.ru.

© Сугрей Л.А., 2017

обоснование «трех главных ее концептов: Таухид, Такфир и Джихад» [5]. Здесь следует уточнить, что «поиск идейных альтернатив, как правило, идет в русле некой исконной народной традиции, тесно соприкасающейся с архаикой. Исконное нужно еще и потому, что его надо противопоставить чуждым, навязываемым ценностям» [5, с. 173].

Анализ работ по этой проблематике показывает, что в результате целенаправленного манипулятивного воздействия архаизация проявляется и продуцируется в сознании, вызывая морально-нравственную девиацию поведения личности. Учёные Южного научного центра РАН, проведя многовекторные исследования современного конфликтологического пространства на Северном Кавказе, указали на особое значение сложной структуры этноконфессионального самосознания, состоящей из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов [6, с. 322]. Говоря о трансформации индивидуального сознания, они отмечают множественность идентичностей человека, которая разрушает его психоэмоциональную целостность. Такие условия способствуют проявлениям интолерантности, в результате чего ускоряется процесс формирования специфических, экстремистских протестных идентичностей [7; 8]. Аналогичной точки зрения придерживается и С.А. Сущий, который подчёркивает именно «плотное сопряжение радикальной идеологии с психоэмоциональной сферой» [9].

Предположительно конструкт проблемы может выглядеть следующим образом: вследствие «новомодной» трактовки, интерпретации и ревизии «классического или традиционного» психика индивида приобретает агрегатное духовно-эмоциональное состояние и, пройдя диссолютивные стадии, деформирует архетипы личности, представляющие собой «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, её корни, опущенные в мир в целом» [10]. В результате этих изменений формируются условия для возникновения мира идеальных симулякров. С.К. Бондырева, Е.А. Климов отмечают, что аналогичные психологические практики существовали и в глубокой древности, вызывая у «человека (или группы людей), как объекта воздействия, новые побуждения, изменяющие первоначальное поведение» [11]. В современных условиях особую роль играет понимание того, «имеем ли мы дело с действительной или воображаемой, конструируемой дискриминацией и отчуждением, равно как и в их причинах» [12]. С данной точкой зрения российского востоковеда В.В. Наумкина трудно не согласиться. Тем более, что он подкрепляет свою позицию, ссылаясь на Джонсона и Карейру, считающих, что создание «параллельного общества» - результат в равной степени британской и голландской мультикультуралистской, французской ассимиляционной и германской сегрегационистской моделей существования мусульманских иммигрантов в западном обществе [13].

Самодиффузия симулякров приводит к зарождению в человеческом сознании «вируса насилия» как основы экстремизма, окончательно видоизменяющего психический фон личности и ментальную картину общества. В этой конструкции самодиффузия является интегративной базой для современных коммуникаций, от местных условий (среды возникновения симулякров) и технологий синтеза и инкубации этих процессов до уровня проведения акций и мероприятий по инициативе заказчиков. Именно коммуникационная составляющая определяет степень достижения цели, т.к. многократно освещаемые средствами массовой информации события, связанные с деятельностью радикалов, повышают индивидуальную тревожность и резонируют в обществе, создавая часть ризомы террора в виде распространения страха.

В результате крайней субъективации реальности возникает состояние абъекции как стадии формирования «генномодифицированного» объекта, направляющего свою деятельность на насилие [14]. В развитии этой авторской мысли считаем возможным привести и точку зрения пакистанских исследователей о сущности экстремизма талибского толка, подчеркивающих, что членов террористических группировок объединяет именно экстремистское сознание и фанатичная вера в то, что они обладают «абсолютной, единственной, высшей истиной», распространяя идеологию «власти террора» [15; 16; 17].

В этой направленности лежит и вектор выводов П. Олсона, который включил в причины личного выбора экстремистского поведения четыре фактора:

1) ранняя социализация индивида;

2) отрицательная самоидентификация индивида;

3) личные связи индивида с террористическими группами;

4) конверсионный жизненный опыт индивида (эскалация экстремизма) [18].

В контексте нашего исследования необходимо отметить, что существующие практики изменения психологии человека вносят в его сознание вирус не только разрушения и насилия, но и уничтожения самого себя. В спектре подходов к рассмотрению этой проблемы можно привести суждение исследователей, подчеркивающих роль фальсафской иммортологии (базиса исламской эсхатологии) как одного из инструментов данной практики, которая существенно отличается от христианских представлений о смерти и загробной жизни. Подобной точки зрения придерживается и французский философ постмодернист Ж. Бодрийяр, считающий, что в основе современного европейского экстремизма находится ненависть к модерну, выступающая в виде «иммунной реакции» организма, с помощью которой он стремиться сохранить свою целостность, иногда ценой жизни [19].

Духовные запросы личности в эпоху постмодерна расширяют поле религиозной и этнической идентичности, потому что «конфессиональная (сектантского толка - прим. авт.) и общинная идентичность становятся более мощными, чем даже национальная» [20]. В процессе «поиска

Психология

собственного опыта» [21] противоречия между традиционализмом и модерном приобретают сущностный многосложный характер, т.к. этническая и религиозная дифференциация в любом социуме происходит постоянно, имея в своей основе наиболее устойчивые надличностные ценности, поэтому идентификация, в принципе, становится способом его осуществления [22]. Именно вследствие этого формируется резистивная идентичность, или идентичность сопротивления как питательная среда для терроризма. Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что личность в этих условиях подвергается гипостазированию, в результате чего происходит дегуманизация человека.

В рамках философского осмысления проблемы, в контексте развития абъекции, происходящей на фоне усиления противоречий между глобализмом и мультикультурализмом, считаем возможным затронуть вопрос о коморбидности [22; 23] экстремизма (коморбидность [с лат. «со» - вместе + morbus - болезнь] - наличие дополнительной клинической картины, которая уже существует или может появиться самостоятельно, помимо текущего заболевания, и всегда отличается от него) - по сути, духовной патологии, требующей комплексного подхода к пониманию воздействия, сектантских эмоционально заряженных симулякров - идей, возникающих в результате уничижительной критики традиционных архетипов т.е. смены векторов духовной жизни. Её сущность меняется с позитивной (традиционной) направленности на негативную (отрицающую традиционализм), в результате чего образуется «духовный голод», представляющий собой «очень опасное проявление психической активности человека». В сознании человека возникает дилемма «... настоящее важнее будущего или будущее важнее настоящего», в основе которой, лежит антиномия между новым духовным и старым душевным состоянием индивида [23]. Естественным образом это приводит, по нашему мнению, к комплексу социально-психологической неполноценности, который и преодолевается с помощью «гена насилия». В свою очередь, «ген насилия», являясь динамической системой, предопределяет изменение форм и методов экстремистской деятельности во времени и пространстве, постоянно подпитывая ризому терроризма как вида борьбы за будущее. Сегодня наиболее перспективными для организации террористической деятельности оказываются надэтнические, а в ряде регионов и надрелигиозные проекты, с использованием психотерапевтических практик вплоть до зомбирования.

В социально-философском плане эта проблема должна побуждать к появлению новых гипотез и созданию разноплановых конструктов, которые послужат появлению современных теорий, раскрывающих сущность и законы борьбы с этим явлением. Российский исследователь в области философии и методологии науки В. Пржиленский считает необходимым «понять содержание мышления экстремистски настроенного человека и предлагает применить инструментарий философской герменевтики, чтобы выявить содержательные причины этого феномена, понять его логику и лишь тогда объяснить весь причинный комплекс» [24].

Выяснение природы, сущности экстремизма, его взаимосвязи с другими социальными и идеологическими феноменами (в частности, с терроризмом) необходимо для понимания того, насколько это явление редуцируемо, вероятностно, влиятельно и необратимо в социальном пространстве. Анализ феномена экстремизма в контексте развития самопознания на фоне меняющегося современного мира - очень важная и разносторонняя проблема. В рамках данной статьи мы затронули лишь некоторые её аспекты. Резюмируя вышеизложенное, предлагаем следующие выводы.

1. Необходимым условием искоренения терроризма является стабилизация экономического и политического положения в «странах - донорах» террористически активных субъектов, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Требуется сформировать гражданское общество, в котором резко сузится социальная база экстремизма. Стабилизация общества, выработка демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтации в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно значимо, чтобы в государствах сформировались демократические политические системы соответствующие их традиционным укладам, развивались механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Правящие элиты должны не допускать нарастаний агрессивных настроений оппозиции, способствовать обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется, оппозиционным силам также необходимо отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения экстремизма из социальной жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, чёткое установление правовых санкций за террористические действия.

2. Учёным-гуманитариям и правоведам на теоретическом уровне необходимо смоделировать формирование конструкта экстремистских убеждений. А если и дальше в борьбе с экстремизмом сводить всё только к необходимости создания рабочих мест и повышения уровня жизни - что необходимо, но далеко недостаточно - мы рискуем попасть в тупик безысходности в борьбе с этим явлением. Анализируя организацию современного противодействия распространению ваххабизма в России, эксперт российского института стратегических исследований Г. Хизриева, в частности, отмечает: «Из-под исламистов надо последовательно выбивать идеологию исключительности (выд. авт.). Сейчас бьют по внешним атрибутам - хиджаб, борода, арабские штаны. Это проигрыш. Убежденный ваххабит в нашем обществе чисто выбрит, одет как английский денди и заседает, например, в Общественной палате, в региональном парламенте или работает в респектабельных банках или корпорациях», но в то же время автор предостерегает: «При этом нельзя через колено ломать мусульманское общество, или умму... Умма - хранительница российского ислама» [25].

3. Экстремизм может быть побежден только в борьбе за сознание общества. Каждый человек должен понимать, что подражание террористам - это не священная война, или как её ещё называют, «джихад», а преступление, которое не оправдывает ни одна религия.

4. В практическом плане профилактика экстремизма должна носить когерентный характер и включать в себя решение трёх основных задач: во-первых, своевременное обнаружение условий, содействующих развитию гипостазирования и реификации в обществе, формирование защитной реакции на этот процесс; во-вторых, оперативное выявление, локализация и посредническое разрешение микросоциальных конфликтов, разрядка очагов социальной напряжённости; в-третьих, гражданский контроль за легитимностью действий правоохранительных органов государства, за своевременным и систематическим расследованием и принятием мер по фактам экстремистской деятельности, а также по фактам провоцирования, пособничества и поддержки терроризма.

Список литературы

1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения 06.12.2016.).

2. Синтез философии, науки, культуры. К 80-летию академика В.С. Стёпина / ред. кол.: А.Н. Данилов (отв. ред.) и др. - Минск: БГУ, 2014. - 503 с.

3. Звягельская, И. Д. Архаизация и конфликты на Ближнем Востоке // Конфликты и войны XXI века (Ближний Восток и Северная Африка). - М.: ИВ РАН, 2015. - С. 167-191.

4. Белокреницкий, В. Я., Сикоев, Р. Р. Авторитаризм и демократия в условиях Афганистана и Пакистана. - М.: ИВ РАН, 2013. - 176 с.

5. Левин, З. И. Очерки природы Исламизма. - М.: ИВ РАН, 2014. - 126 с.

6. Юг России в зеркале конфликтологической экспертизы / В.А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов, Г.Д. Гриценко [и др.]; под ред. Г.Г. Матишова, Н.И. Голубевой, В.А. Авксентьева. - Ростов н/Д.: ЮНЦ РАН, 2011. - 328 с.

7. Культурно-идеологические аспекты напряжённости в Северо-Кавказском регионе : коллективная монография / В.А. Авксентьев и др.; науч. ред. Б.В. Аксюмов; Федеральное агентство по образованию, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального ун-та, 2012. - 199 с.

8. Этнополитические процессы на Юге России: от локальных к блоковым конфликтам / В.А. Авксентьев [и др.]; Российская акад. наук, Южный науч. центр, Ин-т социально-экономических и гуманитарных исслед. - Ростов н/Д.: ЮНЦ РАН, 2011. - 200 с.

9. Сущий, С. А. Северный Кавказ. Реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI века. -М.: Ленанд, 2012. - 432 с.

10. Юнг, К. Г. Архетип и символ. - М.: Ренесанс, 1991.

11. Бондырева, C. К., Климов, Е. А. Отображение психики в мифах народов мира. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. - 128 с.

12. Наумкин, В. В. Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки и доклады разных лет. - М.: Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, 2009. - 727 с.

13. Johnson, Ian, Carreyrou, John, Islam and Europe: A volatile mix // Wall Street Journal. - 2005, July 11.

14. Жантлесов, А., Сугрей, Л., Шабанов, Л. Гибридный конфликт: в перспективе цель - СНГ // Багдар. - Астана, 2015. - № 3.

15. Rashid, T. Radicalization of Civil Society. A CaseStudy of Pakistan // South Asia: Envisioning a Regional Future / еd. by S. Pattanaik. Pentagon Security International. - August, 2011. - P. 162.

16. Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии : сборник статей / Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения; [отв. ред.: В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко]. - М.: ИВ РАН, 2012. - 550 с.

17. Капралов, Ф. Деятельность военно-политического руководства Пакистана по противодействию экстремизму и терроризму // Зарубежное военное обозрение. - 2015. - № 3. -С. 36-40.

18. Olson, P. The Terrorist and the Terrorized: some psychoanalytic considerations // The Journal of Psychohistory. - 2004. - № 76 (1). - P. 48-59.

19. Бодрийяр, Ж. Город и ненависть // Логос. - 1997. - № 9. - С. 107-116.

20. Haass, R. The Unraveling. How to respond to a disordered world // Foreign Affairs, November - December 2014. - URL : http://www.foreignaffairs.com/articles/142202/richard-n-haass/the-unraveling.

21. Bauman, Z. Postmodern religion? // Religion, modernity and postmodernity/ ed. P. Heelas. -Oxford: Blackwell Publishing, 1998. - P. 60-78.

22. Сугрей, Л. А. Синкретизм этнического и религиозного в конфликте ценностей // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 17. - С. 151-154.

23. Бондырева, С. К. Колесов, Д. В. Духовность (психология, социология, семантика). - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2007. - 144 с.

24. Пржиленский, В. Логика экстремизма: Объяснение versus понимание // Национальная безопасность. - 2016. - № 3 (44). - С. 408-417.

25. Емельяненко, Владимир. Исламу объявлен джихад [Электронный ресурс] // Российский репортер - 2013. - 31 окт. - № 43 (321) - Режим доступа: http://www.rusrep.ru/article/2013/10/29/djihad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.