Б.Ж. ОСПАНОВ, А.Ю. ЛАЗАРЕВ, Н. НУРАЛБАЕВ, Н. ХИССАМУТДИНОВ
ГКП на ПВХ «Станция скорой медицинской помощи» г. Алматы
УДК 614.881.
АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ «КОМЕК-103» В ГКП НА ПВХ «СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» Г. АЛМАТЫ
Настоящее исследование посвящено оценке деятельности службы СМП г. Алматы до и после внедрения автоматизированной системы регистрации и обслуживания вызовов службы скорой медицинской помощи «Комек-103». В данной статье представлены достоверные результаты, подтверждающие, что внедрение системы «Комек-103» положительно повлияло на основные показатели службы СМП и на внутренние процессы станций. Ключевые слова: скорая медицинская помощь, система «Комек-103», новые технологии в медицине
Введение. Одним из важных разделов здравоохранения является служба скорой и неотложной медицинской помощи. По данным ВОЗ, в мире около 20% лиц погибает из-за отсутствия квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном этапе, что и определяет повышение роли скорой медицинской помощи населению в системе здравоохранения. Вместе с тем, российские и отечественные исследователи единодушно высказывают мнение, что организация службы скорой медицинской помощи нуждается в новых современных подходах. Скорая и неотложная медицинская помощь носит приоритетный характер в системе обеспечения населения первичной медико-санитарной помощью. На современном этапе радикальных социально-экономических преобразований в обществе и реформ системы здравоохранения Республики Казахстан роль скорой медицинской помощи неуклонно возрастает. Медико-социальная значимость этой службы обусловлена достаточно высоким уровнем обращаемости населения по поводу внезапных заболеваний и травм.
Особое внимание Главы государства к проблемам здравоохранения выражено в Послании народу Казахстана от 18 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану,
конкурентоспособной экономике,
конкурентоспособной нации», в качестве первоочередных задач определен реальный перенос тяжести на первичную медико-санитарную помощь, перенос акцентов со стационарного на амбулаторное лечение и необходимость увеличения доли средств, направляемых на первичную медико-санитарную помощь. Подчеркивается, что «в нашей стране должна быть солидарная, совместная ответственность государства и человека за его здоровье и государство должно обеспечивать гарантированное, безвозмездное для человека, медицинское обслуживание по минимальным стандартам».
За прошедшее десятилетие отечественная медицина добилась существенных успехов в области экстренного медицинского обслуживания населения
на догоспитальном этапе, но в доступных источниках существует мало исследований, посвященных совершенствованию организационно-
управленческих форм работы станций скорой медицинской помощи (Далее - СМП). Настоящее исследование посвящено оценке деятельности службы СМП г. Алматы до и после внедрения автоматизированной системы регистрации и обслуживания вызовов службы скорой медицинской помощи «Комек-103». Автор данного исследования не ставит цели ознакомить читателя с функциональными возможностями системы. Исследование
предназначено исключительно для анализа показателей службы СМП. Материал и методы
Данное исследование было проведено на базе ГКП на ПВХ «Станции скорой медицинской помощи» г. Алматы, Казахстан, в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Для анализа деятельности станций СМП возьмем основные показатели службы СМП, такие как:
• Среднее время диалога диспетчера приема и пациента.
• Соответствие профиля выездной бригады "проблеме" пациента.
• Среднее время передачи вызова бригаде СМП.
• Среднее время прибытия бригады к больному.
• Среднее время осмотра пациента врачом СМП.
• Соотношение вызовов, обслуженных в регламентные сроки и вызовов, обслуженных с задержкой.
• Равномерность распределения вызовов по бригадам.
• Смертность в присутствии бригады СМП.
• Расхождения в диагнозах, поставленных врачами ССМП и врачами больниц/поликлиник.
Система «Комек-103» была внедрена на станции СМП г. Алматы в самом начале 2015-го года, поэтому для сравнения возьмем 2014-й и 2015-й годы. Результаты и обсуждение
Проанализировав время обслуживания вызовов за определенный период времени, нами были получены следующие результаты (см. Таблица №1):
КШЧ1 ям
Таблица 1 - Время обслуживания вызова
Показатель 2014 г. 2015 г.
Среднее время диалога диспетчера приема и пациента 3 мин, 22 сек. 2 мин, 17 сек.
Среднее время передачи вызова бригаде СМП 4 мин, 16 сек. 1 мин, 12 сек
Среднее время прибытия бригады к больному (от момента приема вызова) 24 мин, 30 сек. 11 мин, 36 сек.
Среднее время осмотра пациента врачом СМП 20 мин, 39 сек. 20 мин, 54 сек.
Вызовы, обслуженные с задержкой 9.3% 0,012%
Как видно из Таблицы №1, внедрение системы повлияло на время обслуживания вызова следующим образом:
1. Среднее время диалога между диспетчером-приема и пациентом значительно сократилось. Во многом этому способствовало создание специальной анкеты, которую читает и заполняет диспетчер-приема. Анкета имеют «дерево-образную» структуру данных, где каждый последующий вопрос зависит от предыдущего ответа.
2. Среднее время передачи вызова бригаде СМП сократилось более чем в три раза. Данный показатель улучшился благодаря внедрению мобильного приложения для бригад СМП. Диспетчер-контроля назначает бригаду на вызов, и система автоматически отправляет на мобильное приложение бригады информацию о вызове. Также, внедрение мобильного приложения позволило многократно уменьшить количество радиопереговоров.
3. Среднее время прибытия бригады к больному сократилось. Отчасти, данный показатель улучшился за счет сокращения времени передачи вызова диспетчером бригаде (см. предыдущий пункт), но в основном улучшению способствовало внедрение инструмента для организации мест дислокации бригад СМП в различных районах города. Кроме того, улучшению данного показателя способствовало внедрение функции автоматической передачи географического положения пациента на GPS-навигатор кареты СМП.
4. Среднее время осмотра пациента врачом СМП практически не изменилось.
5. Количество вызовов обслуженных с задержкой сократилось многократно. Данный показатель улучшился за счет всех вышеуказанных нововведений, а также благодаря многочисленным инструментам мониторинга оперативной обстановки.
Нами также были проанализированы следующие показатели, которые представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Прочие показатели обслуживания бригад СМП
Показатель 2014 г. 2015 г.
Соответствие профиля выездной бригады "проблеме" пациента 99.97% 99.99%
Равномерность распределения вызовов по бригадам (средняя разница между количеством обслуженных вызовов у бригад обслуживших минимальное и максимальное количество вызовов за одну смену, на одной подстанции) 23% 7.5%
Смертность в присутствии бригады СМП (на 100 000 вызовов) 20.1% 19.5%
Расхождения в диагнозах, поставленных врачами ССМП и врачами больниц/поликлиник. 32.5% 34%
Как видно из таблицы 2, внедрение системы «Комек-103» значительно повлияло на равномерность распределения вызовов по бригадам. Прочие показатели из таблицы изменились незначительно. Заключение и выводы.
Проведя анализ показателей службы СМП за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, мы получили достоверные результаты,
подтверждающие, что внедрение системы «Комек-103» положительно повлияло на время обслуживания вызова:
1. значительно сократилось среднее время диалога между диспетчером-приема и пациентом,
2. среднее время передачи вызова бригаде СМП,
3. среднее время прибытия бригады к больному.
4. Помимо прочего, сократилось многократно количество вызовов обслуженных с задержкой. Внедрение системы «Комек-103» также значительно повлияло на равномерность распределения вызовов по бригадам. Всё это еще раз доказывает эффективность и пользу внедрения автоматизированной системы регистрации и
обслуживания вызовов службы скорой медицинской помощи «Комек-103», что благоприятно отразилось на деятельности службы СМП г. Алматы. Наравне с влиянием внедрения системы «Комек-103» на показатели время обслуживания вызовов, система также благоприятно отразилась и на внутренних процессах станций.
Существенно сократились издержки и трудозатраты отдела статистики и некоторых административных структурных подразделений станций СМП. Система «Комек-103» имеет некоторый перечень инструментов для формирования отчетов и анализа деятельности станций СМП, который позволяет оперативно формировать определенный перечень стандартных отчетов и анализировать данные за произвольный интервал времени. Система «Комек-103» позволяет контролировать статус бригад, расход горюче-смазочных материалов и выявлять факты нецелевого использования автомобилей СМП. Система предоставляет инструмент для наблюдения за передвижением карет СМП по карте города, как текущую обстановку, так и
усй Ы % >»
ШШ ю
исторические данные. В зависимости от географических положений бригады, пациента и лечебно-профилактических учреждений (при транспортировке) система автоматически определяет статус бригады, который сейчас должен быть. Если система определяет, что у бригады заведомо ложный статус (к примеру, если статус бригады «Прибыл на вызов», но фактически расстояние между местоположением пациента и бригады превышает 1 км), тогда система уведомляет об этом диспетчера-контроля.
Автоматизированы процессы передачи активов в поликлиники. Поликлиники получают информацию
и Ги/
'I
Ш1М1 ям
об активах на подведомственных территориях по средствам специального веб-портала системы «Комек-103». Данный инструмент значительно сократил трудозатраты на этот процесс. Сотрудники СМП, пройдя обучение по работе с системой и опробовав на реальной практике, остались весьма довольными всеми преимуществами системы «Комек-103».
Система «Комек-103» внедрена пока только в Алматы. Система уже доказала свою эффективность, и мы считаем необходимым внедрение ее в Казахстане повсеместно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 А. Леденева. Служба 103: инновационные технологии на страже человеческой жизни // Медицинская газета «Здоровье Казахстана». - 2015. - С. 7.
2 «Комек 103» // el.kz: http://el.kz/blogs/entry/-%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BA-103 (дата обращения: 29.10.2014)
3 Информационная программа «Кемек 103», позволяет контролировать передвижение машины скорой помощи с точностью до секунды // КГУ «Управление здравоохранением города Алматы: http://almatyzdrav.kz/?ELEMENT_ID=1990 (дата обращения: 06.02.2015)
4 В Алматы у мкр. Акжар появятся свои бригады скорой помощи // ИА «BNews» http://bnews.kz/ru/news/obshchestvo/v_almati_u_mkr_akzhar_poyavyatsya_svoi_brigadi_skoroi_pomoshchi-2015_11_02-1179769
Б. Ж. ОСПАНОВ, А. Ю. ЛАЗАРЕВ, Н. НУРАЛБАЕВ, Н. ХИССАМУТДИНОВ
АЛМАТЫ К. ШЖК; МКК «МЕДИЦИНАЛЫК ЖЕДЕЛ ЖЭРДЕМ СТАНЦИЯСЫНДА» «К6МЕК 103»
ЖУЙЕСШ ПАЙДАЛАНУ АНАЛИЗ1
ТYЙiн: Зерттеу «Кемек 103» TipKey мен ;ызмет керсету автоматтандырылган ЖYЙесiн eHri3yre дешнп мен eHri3reHHeH кeйiнгi жедел медициналы; кемек ;ызметше жэне Алматы ЖМК ;ызметш багалауга арналган. Аталмыш ма;алада «Кемек 103» ЖYЙeсiн енпзу кeзiндe ЖМК ;ызметшщ нeгiзгi керсеткштерше жэне станциялардын, iшкi пpоцeсстepiнe он, эсер бepгeнiн растайтын ;орытындылар керсетшген. ТYЙiндi сездер: жедел медициналы; кемек, «Кемек 103» ЖYЙeсi, медицинадагы жан,а технологиялар
B.ZH. OSPANOV, A.YU. LAZAREV, N.NURALBAYEV, N. KHISSAMUTDINOV
ANALYSIS OF USING OF THE SYSTEM "KOMEK-103" IN «AMBULANCE SERVICE STATIONS"
Resume: The present study focuses on the evaluation of EMS Almaty before and after the introduction of the automated registration and call service systems of the emergency medical services " Komek - 103 ." This article presents reliable results that confirm the introduction of " Komek - 103 " system having a positive impact on the main indicators of the EMS and internal processes ambulance stations.
Keywords: emergency medical services, " Komek - 103 " system, new technologies in medicine