Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
УДК 330.35:330.42 https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/28
JEL classification: L51; L80; M11
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «КАТРАН»
©Юсупова Л. М., ORCID: 0000-0003-0663-8104, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа, Россия, [email protected]
©Наконечная Т. В., канд. экон. наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Уфа, Россия, [email protected]
©Хисматуллина А. В., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Уфа, Россия, [email protected] ©Шаманаева О. А., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Уфа, Россия, [email protected]
ANALYSIS OF THE ECONOMIC ENVIRONMENT OF THE KATRAN ORGANIZATION
©Yusupova L., ORCID: 0000-0003-0663-8104, Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa, Russia, [email protected] ©Nakonechnaya T., Ph.D., Financial University under the Government of the Russian Federation,
Ufa, Russia, [email protected]
©Khismatullina A., Financial University under the Government of the Russian Federation,
Ufa, Russia, [email protected]
©Shamanaeva O., Financial University under the Government of the Russian Federation,
Ufa, Russia, [email protected]
Аннотация. В настоящей статье анализируется экономическая среда организации ООО «Катран». Вопросы теории и практики развития бизнеса, оценки экономической среды функционирования предприятия весьма актуальны. Однако, на сегодняшний день не существует единой методики оценки экономической среды предприятия. Материалы научных трудов, подходы к изучению исследуемой проблематики позволили выявить методологические основы для проведения исследования.
Abstract. This article analyzes the economic environment of the Katran organization. Issues of theory and practice of business development, assessment of the economic environment of the enterprise are very relevant. However, to date, there is no single methodology for assessing the economic environment of an enterprise. The materials of scientific works, approaches to the study of the studied problems allowed us to identify the methodological foundations for conducting the study.
Ключевые слова: экономическая среда, сбыт продукции, учетная политика, система поставок сырья, круг потребителей.
Keywords: economic environment, product sales, accounting policy, raw material supply system, consumer circle.
Основу любой экономики составляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Задача управления заключается в обеспечении такого взаимодействия
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
организации со средой, которое бы позволило ей поддерживать ее потенциал на уровне, требуемом для достижения целей повышения экономической эффективности, и тем самым давало бы ей возможности выживать в долгосрочной перспективе [1].
Для того чтобы охарактеризовать предприятие ООО «Катран», необходимо не только изучить финансовую деятельность предприятия, но и влияние экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, конкурентов и т.п. Все это формирует экономическое единство предприятия [2]. Основным видом деятельности организации является производство прочего электрического оборудования (код по ОКВЭД 27.90). Анализируя макросреду компании, в первую очередь рассмотрим влияние факторов внешней среды на деятельность компании (Таблицы 1-3).
Таблица 1
PEST-АНАЛИЗ ООО «КАТРАН»
Факторы и параметры
л
ж
са
п е
Положительное влияние
Отрицательное влияние
яи ц
н е
ъ
н е
комментарии
ь н е п е
яи ц
н е
ъ
н е
комментарии
Политические факторы
Ужесточение 2
требований по 3 и о о и я
контролю за <D л
качеством 3 и и О
продукции и
Выдавливание Оздоровление рынка,
«серых» схем благоприятная возможность
поставки 2 для выхода на новые рынки 3 и 2
продукции и я <D В Правительстве готовится и я <D
л и ряд законодательных и о о л и
а о О и административных актов, призванных резко усилить защиту государственных интересов в данной сфере 3 и О и
Экономические факторы
Рост цен на 3 Приведет к снижению
продукцию 3 к о с а н Л конкурентоспособности
л и в сравнении с ценами
3 « аби отечественных
т с производителей
Увеличение £ Рост продаж, прибыли
уровня дохода § § населения о «
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
Факторы и параметры
л ж
са К
е
Положительное влияние
§
гц н е
'О
н е
комментарии
Отрицательное влияние
ь н е п е
яи ц
н е
ъ
н е
комментарии
Изменение Приведет к снижению Существенное
курса обменных покупной стоимости увеличение темпов
национальных продукции, рост ая к ая роста цен может
валют рентабельности товаров н ь привести к росту затрат
ая компании о с л и аби т и стать причиной
н ь ы в снижения показателей
ая к л и б а т с рентабельности, что
з и повлияет на размер
н с прибыли
Рост инфляции ая н ь Рост потребительских
высокая цен на продукцию,
л и б а т с снижение продаж
Изменение налогообложения
В последнее время принято достаточно либеральное налоговое законодательство.
ая
к о с
3
в
ая
н ь л и аби т с
ая
к о с
3
в
ая
н ь л и аби т с
В течение года налоговое
законодательство будет подвергнуто ряду доработок и изменений в рамках модели, предложенной в Налоговом Кодексе. Данный фактор является существенным и наиболее неопределенным для оценки рисков_
Социально-культурные
Традиции я дн е ая н Продукты питания является необходимым товаром для
ь л и аби россиян
р с т с
Демографиче- ая к 2 Сокращение
ские показатели и н численности населения
о с ке кл приведет к снижению
ы В и с у объема продаж
Потребители
Дифференциация общества по предпочтениям
ая
к о с
3
в
2
и н
е л и
с
^
к
Увеличение доли высококачественной продукции и, соответственно, более дорогой в ассортименте продукции_
к з и н
ая
н ь л и б а т с
Потеря потенциальных потребителей
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
Факторы и параметры
ь н е п е
Положительное влияние
яи ц
н е
'О
н е
комментарии
Отрицательное влияние
ь н е п е
яи ц
н е
'О
н е
комментарии
Конкуренты
3
к о с ы
и
ю и н
е л и
с
у
к
Обострение конкурентной борьбы за счет наращивания объемов производства отечественными производителями._
Технологические
к о с ы
и
к
<D
4
5 о
Появление новых оборудования, технологии позволят автоматизировать склад, что приведет сокращению издержек
3
к о с ы
и
ю и н
к е кл и
с
у
Работа по старым технологиям, приводит к повышению затрат
Таким образом, при пессимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: изменение потребительских запросов, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, среди экономических — ухудшение экономической ситуации в регионе. В целом экономическая ситуация не благоприятная. Анализ пяти конкурентных сил по модели М. Портера представлен в Таблице 2.
Таблица 2
АНАЛИЗ ПЯТИ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ООО «КАТРАН» ПО МОДЕЛИ М.ПОРТЕРА
Параметр Значение Описание Направление работ
Угроза со стороны Средний Компания реализует Совершенствовать уникальность
товаров- готовые товары, товара. Концентрировать все усилия на
заменителей имеющие аналоги среди построении осведомленности о
других марок. предложении товара.
Угрозы
внутриотраслевой конкуренции
Средний Рынок компании является невысоко конкурентным и перспективным. Есть ограничение в повышении цен.
Проводить постоянный мониторинг предложений конкурентов. Повышать воспринимаемую ценность товара. Снижать влияние ценовой конкуренции на продажи. Повышать уровень осведомленности о товаре.
Угроза со стороны новых игроков
Высокий Высок риск появления новых игроков из-за низких барьеров входа и низкого уровня начальных инвестиций.
Проводить постоянный мониторинг появления новых компаний. Проведение акций, направленных на длительность контакта потребителя с компанией.
Угроза потери Средний Существование более Разработать программы для
текущих клиентов экономичных постоянных покупателей. Разработать
предложений. эконом-программы для потребителей,
Существование товаров чувствительных к цене. Повышение
других марок или более качества товара по отстающим
широкого ассортимента критериям. Проведением программ
продукции у компаний- лояльности.
конкурентов.
Угроза
нестабильности поставщиков
Низкий Стабильность со стороны поставщиков.
Проведение переговоров о снижении цен.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
В соответствии с данными Таблицы 2 наиболее серьезной конкурентной силой является: влияние покупателей; влияние товаров-заменителей; соперничество между прямыми конкурентами. Сильные и слабые стороны конкурентов представлены в Таблице 3.
Таблица 3
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КОНКУРЕНТОВ
Конкуренты Сильные стороны Слабые стороны
ООО Широкий ассортимент продукции как Высокие цены по
«ГИДРОЭНЕРГО отечественных, так и импортных производителей сравнению с ООО
СТРОИ» Развитая система логистики «Катран»
ООО Широкий ассортимент продукции как Высокие цены
«ЭНЕРГОРОСС» отечественных, так и импортных производителей
Широкая география поставок
АО «СПЭК» Широкая география поставок Отсутствие четкой
Высокое качество товара стратегии маркетинга
Данные Таблицы 2 показывают, что все конкуренты рассматриваемой компании достаточно сильные. Для оценки конкурентоспособности ООО «Катран» критерии конкурентного преимущества были проранжированы по степени значимости для потребителей, найдены их удельные веса (Таблица 4). По пятибалльной системе были проставлены оценки по критериям каждой организации, при этом оценка 5 ставилась наиболее лучшему показателю, 1 — наихудшему.
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Таблица 4
Критерии
Ранг Вес
Оценка критериев
Средневзвешенная _оценка_
н
а рат
Кат
О
О О
&
С
§
I £
С С О О Р
о ¡^
I
S *
$ О
ПО СП О
&
С
g
о а о о ^: о
I
§
0
С О
1
С1^
О
и ^ £
§ ПС
Надежность компании, давние 6 0,26 5 5 5 4 1,30 1,30 1,30 1,04
отношения
Стоимость продукции, 2 0,09 4 3 3 4 0,35 0,26 0,26 0,35
ценовая политика
Качество товара 1 0,04 5 5 5 5 0,22 0,22 0,22 0,22
Ассортимент 2 0,09 4 5 5 5 0,35 0,43 0,43 0,43
Работа персонала компании 5 0,22 3 4 5 4 0,65 0,87 1,09 0,87
Акции, скидки, бонусная 4 0,17 5 1 1 5 0,87 0,17 0,17 0,87
программа
Обслуживание покупателей 3 0,13 3 4 4 3 0,39 0,52 0,52 0,39
Итого
23 1,00 — — —
— 4,13 3,78 4,00 4,17
Данные Таблицы 4 показывают, что ООО «Катран» более конкурентоспособно, чем другие компании за счет наилучшей ценовой политики, наличия бонусной программы.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
Однако компании-конкуренты более конкурентоспособны по широте ассортимента товаров, по работе персонала, по обслуживанию. По остальным параметрам компании имеют одинаковые преимущества. Далее приведен сравнительный анализ финансового положения и результатов деятельности ООО «Катран». В качестве базы для сравнения взята официальная бухгалтерская отчетность за 2018-2020 гг. Сравнение выполняется по 9 ключевым финансовым коэффициентам (Таблица 5).
Таблица 5
СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КАТРАН»
Показатели ООО Общероссийские показатели, 2020 г.
«Катран», Существенно Среднее Существенно
2020 г. хуже среднего значение (медиана) лучше среднего
Коэффициент автономии 0,1 <0,05 0,29 >0,7
Коэффициент обеспеченности 0,08 <0 0,19 >0,64
собственными оборотными
средствами
Коэффициент обеспеченности 0,19 <0,01 0,65 >3,03
запасов
Коэффициент покрытия инвестиций 0,1 <0,09 0,41 >0,79
Коэффициент текущей ликвидности 1,09 <1,03 1,43 >3,59
Коэффициент быстрой ликвидности 0,64 <0,62 1,04 >2,43
Коэффициент абсолютной 0 <0,02 0,11 >0,57
ликвидности
Рентабельность продаж -363,08% <0,93% 3,89% >11,6%
Рентабельность продаж по ЕВ1Т 59,1% <0,69% 3,25% >10,9%
Норма чистой прибыли 6,59% <0,33% 2,07% >8,19%
Коэффициент покрытия процентов 1,22 <1,26 5,19 >28
к уплате
Рентабельность активов 0,04% <0,76% 6,03% >23,5%
Рентабельность собственного 0,63% <8,48% 36% >101%
капитала
Фондоотдача 0,42 <4,86 22 >118
Оборачиваемость оборотных 52633 >243 119 <57,4
активов, в днях
Оборачиваемость дебиторской 23265 >133 54,7 <19,8
задолженности, в днях
Оборачиваемость активов, в днях 53510 >313 146 <69,2
Таким образом, в результате анализа ключевых финансовых показателей организации установлено следующее. Финансовое состояние ООО «Катран» в 2020 году значительно лучше финансового состояния половины всех микропредприятий, занимающихся видом деятельности производство прочего электрического оборудования (код по ОКВЭД 27.90). При этом в 2020 году финансовое состояние компании существенно не изменилось.
Данный вывод подтверждает и результат сравнения финансовых показателей Организации со средними общероссийскими показателями. Финансовое положение ООО «Катран» значительно лучше, чем у большинства конкурентов и сопоставимых по масштабу деятельности организаций Российской Федерации.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
Список литературы:
1. Кельчевская Н. Р., Пелымская И. С., Сироткин С. А. Экономическая среда промышленного предприятия. Екатеринбург, 2019. 244 с.
2. Дорман В. Н. Коммерческая организация и ее ресурсы. Екатеринбург, 2015. 136 с.
References:
1. Kelchevskaya, N. R., Pelymskaya, I. S., & Sirotkin, S. A. (2019). Ekonomicheskaya sreda promyshlennogo predpriyatiya. Ekaterinburg. (in Russian).
2. Dorman, V. N. (2015). Kommercheskaya organizatsiya i ee resursy. Ekaterinburg. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 26.05.2021 г. 31.05.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Юсупова Л. М., Наконечная Т. В., Хисматуллина А. В., Шаманаева О. А. Анализ экономической среды организации ООО «Катран» // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 221-227. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/28
Cite as (APA):
Yusupova, L., Nakonechnaya, T., Khismatullina, A., & Shamanaeva, O. (2021). Analysis of the Economic Environment of the Katran Organization. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 221227. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/28