Научная статья на тему 'Анализ экономического развития предприятия "Apple"'

Анализ экономического развития предприятия "Apple" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4072
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / APPLE / АНАЛИЗ ДОХОДОВ / ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Любовь Анатольевна, Лепешев Дмитрий Иванович

В работе проводится обобщающий анализ экономического развития предприятия «Apple». Изучаются основные показатели его финансовой деятельности, динамика объемов продаж продукции, показатели эффективности производства. Анализируются факторы, вызывающие различные изменения в финансово-экономической устойчивости этого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ экономического развития предприятия "Apple"»

Kuban State University, Krasnodar, Russia (e-mail: umashevaev@mail.ru)

EFFICIENCY OF ADMINISTRATIVE CONSULTATION

Abstract. Relevance of the subject chosen by us can be caused as follows: consulting in the management sphere in the modern world becomes more and more demanded as a kind of the expert help to heads of the organization for the purpose of the solution of problems of reorganization of management in constantly changing external and internal conditions. Most of heads of the companies look for various methods promoting increase of level of knowledge, skills in the field of management now. This article has been directed to carrying out the analysis of an assessment of efficiency of administrative consultation.

Keywords: administrative consultation, key indicators of efficiency, methods of an assessment of efficiency of administrative consultation.

УДК 338.314.052.4

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

«APPLE»

Кравченко Любовь Анатольевна, студентка Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь Научный руководитель Лепешев Дмитрий Иванович,

старший преподаватель, (e-mail: lepeshev@bk.ru), Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

В работе проводится обобщающий анализ экономического развития предприятия «Apple». Изучаются основные показатели его финансовой деятельности, динамика объемов продаж продукции, показатели эффективности производства. Анализируются факторы, вызывающие различные изменения в финансово-экономической устойчивости этого предприятия.

Ключевые слова: рентабельность, Apple, анализ доходов, объемы продаж, динамика изменения.

В любой сфере цель предпринимательской деятельности заключается в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного - рентабельности.[1]

Таким образом, рентабельность считается основным объектом и целью финансового маркетинга компаний. Если делать упор на рентабельность, то предприятие будет успешнее функционировать. В данной связи проблемы научного регулирования рентабельностью показывают нам современную проблему практики предпринимательской деятельности. Проанализируем это на примере знаменитой корпорации «Apple Inc.».

Смартфон «IPhone» корпорации «Apple Inc.» существует как полноценный товар на мировом рынке уже более 9 лет. Прибыль компании за 2012 год составила 13%, что привело ее на третье место. Первое место по тем

же показателям заняла компания «Samsung» (42%). Samsung всегда был и остается главным соперником Apple. Apple ни однократно подавала в суд на конкурента за нарушение авторских прав и одерживало победу. Так Samsung обязалась выплатить около 290 млн. длр. в виде компенсации.

В 2013 году смартфон занял второе (по объему реализованного товара) и третье (по получению дохода) места на российском рынке с величиной в 19,6 млн единиц товара. Высокому рейтингу «IPhone» содействовало то, что после выхода на рынок новой модели «IPhone» 5, цены на «IPhone» 4 были снижены. Переводя объем реализованного товара в валютный эквивалент, мы получим чистую прибыль корпорации за 2013 год. Она составила 185 миллиардов российских рублей.

По итогам 2014 года общий объем продаж смартфонов «Apple» вырос на 17%. Доля продукции «IPhone» компании Apple в 2014 году составила 11,8% единиц продукции, а в прибыли - 23,8%. В этот год прибыль компании $18 миллиардов, что стало несомненным рекордом. Это было обусловлено рядом фактором. Первый - это старт продажи iPhone 6 с увеличенной диагональю экрана, который пришелся по вкусу пользователю. Второй - это рост продаж компьютеров MAC $5,52 млн. - было реализовано за последний квартал.

Реализация «IPhone» в начале 2015 продолжает увеличиваться, но это не остановило корпорацию поднять стоимость на свой товар больше на 30%. Минувшее увеличение стоимости произошло в конце ноября, поэтому товар «Apple» поднялась в цене на 20-25%.

60

50

40

30

20

10

lili11

iiiUlii

Азиатско-

Тихоокеанский

Регион

-Япония

"Розничная продажа' -Китай " Европа

"Америка

2010 I 2011 I "ТШГ" I 2013 I 2014 I Рис.1. Объем продаж «iPhone» в $млн. [3, с. 189]

Исходя из рис. 1 и рис. 2 можно заметить, что прошел период взрывного подъема для Apple. Слава возникших в 2014 г. моделей iPhone с укрупненным экраном гарантировала подъем продаж в 2015 г. Но в последних моделях видимых новшеств не наблюдалось, поэтому они не произвели нужного впечатления на потребителя. Важно заметить, что бизнес Apple понес убытки в связи с ухудшением общеэкономической ситуацией в мире. В ян-

варе 2015 года корпорация Apple признала, что Китай, который занимает место крупнейшего внешнего рынка, «обозначились критерии экономического ослабления».

На iPhone требуется около 2/3 всей прибыли корпорации, и задержка сбыта смартфонов подвергает угрозе рост бизнеса в целом. Реализация планшетов iPad сокращаются уже второй год, а в заключительном квартале падение коснулось и традиционных компьютеров Macintosh выпускаемых компанией Apple c 1984. Выпуск долгожданного телевизионного обслуживания Apple был не успешным. Apple также трудится над разработкой автомобиля, но для коммерческой реализации понадобятся еще годы.

Америка Европа Китай Япония

Азиатско-тихоокеанский регион

$10,577

Рис.2. Доходы за 2015 год в $млн. [3, c. 193]

Исходя из мнения директора по инвестициям и управляющего партнера фонда Recon Capital Partners Кевина Келли, для возобновления роста бизнеса Apple, скорее всего, будет необходимо уменьшить цены и пожертвовать прибыльностью.

График (рис.3), а точнее два последних столбца, показывают, что продажи iPhone в 48 млн. штук не оправдали ожидания аналитиков, которые составили 48,5 млн, в то время как поставки IPad, теперь в значительной степени не только не достигли отметки в 10,2 млн. продаж, но и снизились на 1 миллион из прошлого квартала с 10,9 млн. до 9,9 млн.

В первом квартале 2016 финансового года, закончившись для корпорации 26 декабря, компания реализовала 74,77 млн iPhone, то есть всего на 250 000 больше, чем в 2015 году за такой же промежуток времени. Аналитики предполагали, что продажи будут около 76,54 млн шт. В текущем квартале компания планирует получить доход $50-53 млрд. Это ориентировочно будет на 11% ниже квартального дохода, который был в 2015 году [2]

$2,704

н

Ш

4S.O 4S.5

I I

# ^ ^ sfS ^f <f -f ^ <f

о v1 V- V- ^ '> p

<f ^ -f ^ Ф'" # sf

■ iPhciiE llac

<" J

iR ¿^

Рис.3. Продажи iPhone, iPad, Mac в млн. [3, с. 190]

Рентабельность Apple будет ниже прогнозов аналитиков: по мнению компании, валовая рентабельность составит 39-39,5%, когда аналитики прогнозировали - 39,97%. Директор финансов Apple - Лука Маэстри говорит, что регресс показателей может быть самым чувствительным за многие годы. Все же, невзирая на отрицательные показатели, прибыль корпорации является одной из масштабных в истории [4].

Первый квартал показал, что чистая прибыль возросла в сравнении с прошлогодней на 1,9%, которая составила $18,36 млрд. Квартальная выручка возросла - 1,2%, т.е. до $75,87 млрд., это был самый низкий рост с начала продажи iPhone 5s. Если не учитывать модификации курса волют, то увеличение выручки составило бы около 8 % - 2/3 доходов корпорации зарабатывает за границей США.

I Последние 12 месяцев (%)

I Средн. за 5лег(%)

ИИ ■■ ■■ ■■

# А

w X # J

Л .сГ d

£

Рис.4. Средняя прибыль за последнее 12 месяцев к 5-летней [3, с. 189]

Из выше приведенного графика мы можем видеть, что рентабельность за последний год не существенно, но снизилась. Возможно характеристик IPhone предыдущей серии, оказалось не достаточным что бы заинтересо-

вать пользователя, таким образом можно предположить, что период инноваций для Apple близится к завершению, компания стала идти в таком же направлении, как и другие бренды. Последующие улучшения - это накручивание дополнительных функций, которые необходимы для конкуренции, но усложняют работу с телефоном и делают его похожим в какой-то мере на конкурентов. К моему огромному сожалению, в Apple, видимо, решили быть, как все производители, и это означает, что теперь битва за рынок переходит в привычную плоскость, где Apple будет оборонять завоеванную долю, но не пытаться ее агрессивно нарастить. Защита означает, что мы не увидим резких изменений в продукте. Apple необходимо иметь популярный продукт, способный заменить IPhone - этот ход поможет компании избежать потери продаж. Но в свою очередь компания повысила расходы с $691 млн. до $933 млн. на рекламу с целью повысить спрос на продукцию. Необходимо открывать новые рынки сбыта продукции, которые могут стать основным толчком роста компании. Максимальную выручку приносят фирменные магазины Apple их около 460, планируется открыть еще 50. Можно предположить, что возрастут доходы от сервисов Apple, таких как Apple Music, на основании того, что выручка в декабре 2015 возросла на 15%, а это $5,5 млр.

Однако, к счастью покупателей, взлетов у компании было несомненно больше, чем падений. Apple зарекомендовала себя как производитель идеальных устройств. Но время идет и технологии развиваются. Может время совершенствования Apple закончилось? Только на это остается рассчитывать конкурентам компании.

Список литературы

1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://studopedia.org. - Дата доступа: 05.04.2016.

2. Официальный сайт компании Apple [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.apple.com. - Дата доступа: 02.04.2016.

3. Лепешев, Д. И. Моделирование и статистический анализ взаимосвязи экономических показателей / Д. И. Лепешев, Е. П. Чигаревская // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 4(9) . - С. 188 - 193.

4. Методы определения рентабельности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infobank.by/rentabeljnostj-predpriyatij/. - Дата доступа: 03.04.2016.

Kravchenko Lyubov Anatolyevna, student (e-mail: lubasha23.96@mail.ru),

Grodno State University, Grodno, the Republic of Belarus Lepeshev Dmitry Ivanovich, senior lecturer, (e-mail: lepeshev@bk.ru)

Grodno State University, Grodno, the Republic of Belarus INDICATORS OF PROFITABILITY OF THE APPLE ENTERPRISE

Abstract. In work the generalizing analysis of economic development of the Apple enterprise is carried out. The main indicators of his financial activity, the loudspeaker of sales volumes of production, production efficiency indicators are studied. The factors causing various changes in financial and economic stability of this enterprise are analyzed. Keywords: profitability, Apple, analysis of the income, volumes of sales, dynamics of change.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.