Научная статья на тему 'Анализ экологической ситуации и проблемы защиты окружающей среды в Азербайджанской Республике'

Анализ экологической ситуации и проблемы защиты окружающей среды в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
169
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВЫ / РАЗЛИВ НЕФТИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ENVIRONMENTAL SAFETY / SOIL CONTAMINATION / OIL SPILL / ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гусейнов А. Г.

Working out the measures to be taken on Ctate Oil Company of Azerbaijan Republic (SOCAR ) production ecologic safety of the article briefly characterizes SOCAR activity on fulfilling the laws of environment preservation and its safety for increasing the ecologically industrial level. SOCAR is a huge complex joining different enterprises and organizations in which harmful, toxic, explosive, and other agents are mined, used, refined, kept and transported. SOCAR ecological policy is the main document reflecting priorities providing preservation of environment and its safety and efficient usage of natural recourses. This document defines aspects, stages, priorities, scientific and organizational duties of all future steps to be taken in ecological sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of ecological situation and problems of environmental protection in the Azerbaijan Republic

Working out the measures to be taken on Ctate Oil Company of Azerbaijan Republic (SOCAR ) production ecologic safety of the article briefly characterizes SOCAR activity on fulfilling the laws of environment preservation and its safety for increasing the ecologically industrial level. SOCAR is a huge complex joining different enterprises and organizations in which harmful, toxic, explosive, and other agents are mined, used, refined, kept and transported. SOCAR ecological policy is the main document reflecting priorities providing preservation of environment and its safety and efficient usage of natural recourses. This document defines aspects, stages, priorities, scientific and organizational duties of all future steps to be taken in ecological sphere.

Текст научной работы на тему «Анализ экологической ситуации и проблемы защиты окружающей среды в Азербайджанской Республике»

экология

УДК 336.717

А.г. гусейнов, к.э.н, Азербайджанский технический университет, e-mail: ahuseynov@azfen.com

анализ экологической ситуации и проблемы защиты окружающей среды в азербайджанской республике

the analysis of ecological situation and problems of environmental protection in the azerbaijan republic.

A. Huseynov, Azerbaij'an Technical University Working out the measures to be taken on Ctate Oil Company of Azerbaijan Republic (sOCAR) production ecologic safety of the article briefly characterizes sOCAR activity on fulfilling the laws of environment preservation and its safety for increasing the ecologically industrial level. sOCAR is a huge complex joining different enterprises and organizations in which harmful, toxic, explosive, and other agents are mined, used, refined, kept and transported. sOCAR ecological policy is the main document reflecting priorities providing preservation of environment and its safety and efficient usage of natural recourses. This document defines aspects, stages, priorities, scientific and organizational duties of all future steps to be taken in ecological sphere.

Кеywords: environmental safety, soil contamination, oil spill, enterprises

Развитие нефтяной и газовой промышленности в Азербайджане на протяжении многих лет привело, с одной стороны, к высокому социально-экономическому росту, а с другой - не могло миновать создания экологической проблемы. Поэтому в первые же годы восстановления независимости правительством республики был принят ряд организационных мер по охране окружающей среды (ООС). Прежде всего началось укрепление нормативно-правовой базы ООС, были приняты несколько законов, Национальная программа, Комплексные планы по оздоровлению экологической ситуации в республике [1, 2, 3].

Азербайджан является членом международных организаций в области окружающей среды и стандартизации. Между Азербайджаном и странами Европейского союза (ЕС) 22 июня 1999 г. вступило в силу соглашение, подписанное 22 апреля 1996 г. в Люксембурге о содействии и сотрудничестве, которое подтверждает создание сотрудничества на высоком уровне. В собрании глав государств и правительств стран ЕС, проведенном 17-18 июня 2004 г. в Брюсселе, были подтверждены рекомендации Европейской комиссии о привлечении стран Южного Кавказа к Политике европейского соседства (ПЕС). В рамках Политики ев-

ропейского соседства был подписан «План деятельности: Европейский совет - Азербайджан». В этом документе Азербайджану рекомендуется составление законодательства и основных процедур,управление главных секторов, особенно классифицированных в национальном плане действий окружающей среды, отходов, качества воздуха, воды, обеспечение планирования для секторов охраны природы и продолжение процесса приспосабливания к требованиям Европы. Подобное требование связано с тем, что Азербайджан с эколого-географической точки зрения до сих пор считается ограниченной страной. Половина

\\ ТЕРРИТОРИЯ нефтегаз \\

№ 5 \\ май \ 2011

земель республики состоит из гор, а 42% - из равнин. Количество почв без растительного покрова составляет около 40% общей части земель страны. В результате эрозии процесс градостроительства на этих землях получил более широкий масштаб [7, с. 331]. В связи с оккупацией 20% территории и количеством отходов при добыче и обработке нефти и газа, потребности в воде и энергии химико-металлургической и энергетических областей Азербайджанская Республика считается одним из экологически опасных регионов мира. Осознание экологической опасности повышает роль исследований эколого-экономического состояния промышленно-хозяйственных объектов и реализацию соответственных мероприятий. В этой связи за последние 10 лет для рационального использования природных ресурсов и ООС в основной капитал из государственного бюджета страны была выделена большая сумма. Ее объем только в 2009 г. составил 105,3 млн манат. Кроме этого, за 2006-2009 гг. со стороны ГНКАР на осуществление экологических мероприятий было направлено более 200 млн манат. В международных проектах по освоению нефтяных и газовых месторождений в Азербайджанском секторе Каспия предусмотрены значительные средства по ООС. Несмотря на все это, количество выбросов в атмосферу, водный бассейн и землю значительно. По данным Центрального статистического управления (ЦСУ) республики, только за 2005-2009 гг. со стороны промышленного сектора выброшено в атмосферу 1745,9 тыс. т вредных веществ, из которых 1258,5 тыс. т, или 72,1%, приходилось на долю добывающей отрасли [6, с. 252]. Этому способствовали низкий технико-технологический уровень производства, выход из строя очистительных сооружений,отсутствие реального механизма стимулирования по ООС предприятий и работников и т.д. Исследование показывает, что обеспечение защиты от техногенных опасностей,катастроф и бедствий в результате длительной хозяйственной деятельности направлено на выполнение ком-

плексных работ организационного, правового, эколого-экономического, научно-методологического, инженерно-технического, финансового, материального, а также воспитательного характера. Объекты и технические системы по уровню безопасности выбирают по соответствующим правилам.

для республики характерны нижеследующие группы:

• объекты и предприятия топливно-энергетического комплекса;

• химические комплексы с запасом опасных веществ;

• предприятия и комплексы металлургии;

• объекты транспортных комплексов - надземных, подземных, морских, воздушных;

• магистральные трубопроводы нефтегазовых продуктов;

• крупные инженерные установки (мосты, плотины, стадионы);

• гражданские сооружения и крупные объекты промышленности;

• системы связи и коммуникации.

Апшеронский полуостров считается самым экономически развитым районом Азербайджана. Из общего объема ВВП по республике 60-62% принадлежит этому региону. Основа экономического потенциала состоит из топливно-энергетического комплекса, нефтехимической, металлургической, машиностроительной,транспортной, строительной, пищевой промышленности. Все крупные промышленные предприятия расположены здесь. Регион является самым крупным транспортным узлом страны, где расположены крупные образовательные, научные, культурные учреждения и предприятия,спортивные комплексы и объекты здравоохранения. Около 40% населения страны живут на Апшеронском полуострове, плотность населения в два раза выше общих показателей республики.Естественный рост населения составляет 1,01%. Но за последние годы наблюдается высокий рост (2-2,5% в год) числа населения за счет мигрантов из сельских районов и Грузии. По данным переписи, численность населения Апше-ронского полуострова, включая Баку,

составляла 3,1 млн чел. Уровень урбанизации территории - около 80%. В крупных городах степень загрязнения воздуха выше, чем в других регионах Азербайджана. Главные очаги загрязнения - это в основном предприятия, занимающиеся энергетикой, металлургией, нефтегазовой обработкой, нефтехимические заводы и подобные промышленные объекты. Загрязнение, берущее свое начало от нефтепродуктов, является важным фактором. Постепенное превращение моря в источник отходов и грязных вод негативно действует на повторную обработку и качество рыбных запасов. За период нефтедобычи (за 150 лет) на Апшеронском регионе изменилась как поверхность земли,так и подземная гидросфера. Наряду с землями многие природные озера и пруды,загрязненные водами нефтяных скважин и отходами бурения, доведены до мертвого состояния. На данный момент около 20-22 тыс. га территории Апшеронского полуострова загрязнены нефтью и нефтепродуктами, бытовыми и промышленно-строительными отходами. А это составляет 10% общей территории полуострова. Уровень загрязнения земли - от 1-2 до 30-40%, глубина - от 2-3 м и более. Фоновый уровень и его критерии для Азербайджана, для Апшерона в том числе, не разработаны, нет научно-методических оснований [8, с. 21].

на данный момент в системе гнкар оценка загрязненных нефтью земель ведется по нижеследующим критериям:

• слабозагрязненные земли - 0-3 г/кг (0,3%);

• малозагрязненные земли - 3-6 г/ кг (0,3-0,6%);

• среднезагрязненные земли - 6-25 г/кг (0,6-2,5%);

• сильнозагрязненные земли - 25 г/ кг выше (2,5%).

В результате на Апшеронском полуострове появилось более 20 тыс. га земли, загрязненных нефтяными озерами и нефтью, бытовыми, промышленными, строительными отходами. В загрязненных нефтью землях и водах другие загрязнители,такие как

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ экология \\ 77

экология

тяжелые металлы, оцениваются на основе стандартов для санитарных и бытовых отходов. Эти стандарты основываются на более низком количестве по сравнению со стандартами стран ЕС, США и Канады и используются в странах СНГ, в том числе и в России.

Ряд действующих в Азербайджане иностранных компаний используют не национальные, а международные нормы и стандарты. В системе ООС важное место отводится использованию водных ресурсов. Считается, что в настоящее время более миллиарда человек лишены здорового водоснабжения. Назначение воды как природного ресурса - поддержание жизненной потребности человека, животного и растительного мира. В производственно-хозяйственной деятельности человек применяет воду для очистки, питья, охлаждения оборудования и материалов, поливки растений,гидротранспортировки, обеспечения специфических процессов. Водная среда используется для вылова рыбы, добычи,подводных запасов сырья и топлива, сбора растений, перевозки грузов на судах. Простота процесса затопления воды дает возможность человеку активно использовать водную среду для сброса отходов. Поэтому рациональное использование ограниченных водных ресурсов в Азербайджане является одной из неотложных социально-экологических задач. В настоящее время в республике объем употребляемой воды за год составляет около 11-13 млрд куб. м. 25-30% этой воды используется в промышленности и быту. Водные запасы страны наряду с надземными и подземными водами переходят на территорию соседних стран. Поэтому водный запас на человека и квадратный километр занимает последнюю ступень среди стран этого региона. Каждый год в источники водных запасов страны вытекает около 5 млрд куб. м грязной воды промышленного и сельскохозяйственного происхождения. Большая часть этой воды -около 3,5-4,5 млрд куб. м - очищается. Однако стандартам очищения отвечает лишь 0,25-0,32 млрд куб. м протекающей воды.

На протяжении многих десятилетий для Азербайджана, да и всех прикаспийских государств, одной из труднорешаемых проблем остается загрязнение Каспия. Дело в том, что он загрязняется не только отходами и выбросами промышленных предприятий, ЖКХ и других объектов социальной инфраструктуры, но и впадающими в Каспий реками - Волгой, Курой, Араксом и др. Следует отметить, что основной источник загрязнения Куры - это отходы муниципальных служб, предприятий промышленности и сельского хозяйства. На Куре функционируют 5 гидроэлектростанции (3 - на территории Грузии, 2 - в Азербайджане). Главными точками загрязнения Куры являются предприятия Тбилиси и Рустави. В дальнейшем на территории Азербайджана Кура загрязняется выбросами городов Гянджи, Евлаха, Мингечаура, Кюрдамира, Ширвана(Али-Байрамлы) и попадает в насосный терминал Бакинского водопровода. Аракс, впадая в Куру на территории Сабирабадского района, уносит все экологические тяжести в Каспийское море.

Надо отметить, что уровень вредных веществ на дельте Куры превосходит допустимую норму:для фенола - 11, фосфатов - 14, нефтепродуктов - 20, нитратов - 1,3 и т.д. Вследствие загрязнения Аракса предприятиями Армении, при котором река впадает в водный бассейн Азербайджана, уровень дозы тяжелых металлов и щелочи в 35-40 раз превышает допустимую норму. Именно поэтому предотвращение загрязнения Куры и Аракса является общей проблемой для закавказских стран, и ее решение зависит от изменения отношения общественности к этой проблеме. Каспийское море сильно загрязняется предприятиями ТЭК Азербайджана. Иследованием ученых республики установлено, что на Апшеронском побережье и в районе Нефтяные Камни уровень загрязнения нефтепродуктами и фенолами в 4 раза выше нормы. На Бакинской бухте эта норма превышена в 7-8 раз, а около нефтеперерабатывающих предприятий - в 20-23 раза. Каждый год в окружающую среду выбрасывается 45 млн т загрязненной воды и более 33 тыс. т вредных

газов. В результате долговременной естественной фильтрации рудных вод в старых нефтяных скважинах радионуклиды и радиационный фон в локальных полях превышают допустимую норму в 10, а иногда в 100 раз.

Использование ресурсов вторичного производства составляет всего лишь 10-15%. Но во вторичном производстве, при использовании отходов как сырьевого материала, используется только 3-5% из общего объема. Этот показатель в 8-10 раз ниже по сравнению с данными развитых стран. Использование значительной доли природных ресурсов энергетическими предприятиями приводит к загрязнению окружающей среды, так как 30-50% отходов, приводивших в негодное состояние земельные участки и водные бассейны, приходится на долю энергетических предприятий.

Серьезный урон экологии при добыче и переработке нефти приносит использование старой техники и технологии. Медленное внедрение инноваций в нефтяной промышленности привело к превышению уровня допустимого загрязнения. Проекты, связанные с механическим, химическим, микробиологическим очищением загрязненных земель, откладываются из-за финансовых проблем, а иногда вовсе не реализуются.

для решения проблем по защите окружающей среды в республике необходимы:

• разработка и осуществление нормативно-механических документов и стандартов для оценки загрязненных нефтью земель взамен старых норм и нормативов, действующих со времен Советского Союза;

• создание экономического механизма для обеспечения использования отходов как материального ресурса вторичного производства. Этот механизм становится важным условием эффективной организации хозяйства, а также уменьшает количество опасных экологических отходов,а в конечном счете - и расходы на охрану природы;

• в связи с тем что Азербайджан является страной как нефтедобычи, так

и транзита нефтепродуктов, контроль решения экологических проблем и принятие мер являются приоритетными задачами. Основная задача -это обработка отходов и предотвращение выброса их в окружающую среду;

• продолжение более действенных организационных, технико-технологических и социально-экономических мероприятий для улучшения атмосферной, почвенной и водной среды;

• утилизация попутного газа на морских месторождениях и их использование в процессе производства промышленных предприятий, коммунальной и другой сфере;

• защита и сохранение Каспийского моря как целой экосистемы возможно разработкой и осуществлением единой экологической программы прикаспийских государств;

• повсеместное использование опыта ведущих нефтяных компаний развитых стран в области внедрения инноваций в топливно-энергетический комплекс республики (в сфере добычи, переработки и транспортировки углеводорода);

©АКРУС

• одним из направленных путей по усовершенствованию экономического механизма защиты окружающей среды является обеспечение использования Закона «Об обязательном экологическом страховании» всеми юридическими и физическими лицами, занимающимися экологически опасными видами деятельности, которая позволит создать гарантии компенсации в случае ущерба отава-рийных загрязнений;

• очистка морской акватории от негодных для эксплуатации, истекших срока годности и подвергшихся коррозии технических сооружений, которые находятся на балансе предприятий, действующих на море;

• экологическое образование и задача подготовки специальных кадров является одной из неотложных;

• модернизация предприятий,которые работают со старыми и негодными очистительными сооружениями;

•увеличение количества локальных очистительных сооружений модульного типа, отвечающих международным стандартам, на объектах нефтяной промышленности.

Сертифицирован по международной системе менеджмента качества 9001:2008

iiv

АКРУС АНТИКОРРОЗИЙНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Литература:

1. Закон Азербайджанской Республики «Об охране окружающей среды» от 4 августа 1999 г. - Баку, 2009, 40 с.

2. Закон Азербайджанской Республики «Об экологической безопасности». - Баку, 1999,12 с.

3. Комплексный план мероприятий «Об улучшении экологической ситуации в Азербайджане 2006-2010 гг. - Баку, газета «Халг» от 29 сентября 2006 г. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики.

4. Алиев Т.Н. Современный подход к решению эколого-экономических проблем при освоении Азербайджанского сектора Каспийского шельфа. Сборник материалов 2-й Международной НПК. - Астана, 2007, с.10-35.

5. Булатов А.И. и др. Охрана окружающей среды в нефтегазовой промышленности. - М, Недра, 1997, 483 с.

6. Промышленность Азербайджана. Статистический ежегодник. - Баку, ЦСУ, 2010, 274 с.

7. Галиев М.А., Сулейманова Р.А. Медико-социальные последствия ЧС природного и техногенного характера. - Уфа: Гилем, 1997, 456с.

8. ГНКАР. Проект крупномасштабного очищения земель, загрязненных нефтью (оценка влияния на окружающую среду), 2008.

9. Методические рекомендации по оценке степени загрязнения почвы. - М., 1994.

10. Mttwww.mfa,gov.az/az/intemationa[/orgamzatюns/unшon.shtm[.

Ключевые слова: экологическая безопасность, загрязнение почвы, разлив нефти, предприятия.

WWW.NEFTEGAS.INFO

АКРУС - индустриальные химстойкие, атмосферостойкие покрытия с длительным сроком эксплуатации в различных климатических условиях для защиты стальных, бетонных поверхностей в нефтегазовой, судостроительной металлургической и других отраслях. Материалы разработаны с использованием инновационных технологий в соответствии со стандартами ISO, ASTM, ГОСТ РФ. Сертифицированы и одобрены ВНИИСТ, ВНИИГАЗ, Российским Морским Регистром Судоходства.

© Q О

надежность долговечность технологичность

нанесения

ООО «Антикоррозийные защитные покрытия»

117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 10Б

Тел./факс: +7 (495) 363-56-69

E-mail: info0akrus-akz.ru

\/\/\/\/\ллакрус.рф

www.akrus-akz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.