Научная статья на тему 'Анализ экологических нарушений при проведении проверок предприятий'

Анализ экологических нарушений при проведении проверок предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Китайкин К. В.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, реализацией федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of ecological infringements at realisation of checks of the enterprises

The federal statute «About preservation of the environment» advances authorities of public authorities of subjects of the Russian Federation in sphere of the relations connected with preservation of the environment, realisation of a federal policy in the field of ecological development of the Russian Federation in territory of subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ экологических нарушений при проведении проверок предприятий»

= 16

Энергобезопасность в документах и фактах

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Анализ экологических нарушений при проведении проверок предприятий

К. В. Китайкин,

специалист Межвузовского учебно-методического Центра обучения, контроля, консультаций, рекламных информационных технологий и специальных программ

Современное эко-лого-экономическое положение России и ближайшие перспективы вызывают серьезные опасения. Несмотря на значительный спад производства в промыш-лен но с ти и сель ском хозяйстве, имеющий место в последние годы, общая экологическая обстановка в России продолжает оставаться на неудовлетворительном уровне. Такие удельные показатели, как энергозатраты и в целом ресурсозатраты на единицу валового национального продукта, нарушенность территорий на одно го че ло ве ка, за гряз не ние на еди ни цу вы пу с ка е мой продукции, в несколько раз выше в Российской Феде-ра ции, чем в ин ду с т ри аль но раз ви тых стра нах ми ра. Негативные аспекты экологической ситуации прояв-ля ют ся в сни же нии ка че ст ва сре ды оби та ния че ло ве -ка, де гра да ции ес те ст вен но-при род ных эко си с тем, истощении природно-ресурсного потенциала. Экологический фактор ощутимо влияет на здоровье населения, уве ли чи вая чис ло эко ло ги че с ки обус лов лен -ных за бо ле ва ний и уси ли вая свое про во ци ру ю щее дей ст вие.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, реализацией федеральной политики в области экологического развития Российской Феде-ра ции на тер ри то рии субъ ек тов Рос сий ской Фе де ра -ции.

Основополагающими полномочиями для осуществления всей природоохранной деятельности, направленной на обеспечение конституционных прав граж дан на бла го при ят ную ок ру жа ю щую сре ду и до -стоверную информацию о ее состоянии, можно считать следующие:

О ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на тер ри то ри ях субъ ек тов Рос сий ской Фе де ра -ции;

◊ осуществление экологической паспортизации;

О организацию и развитие системы экологичес-ко го об ра зо ва ния на тер ри то ри ях субъ ек тов Рос сий ской Фе де ра ции;

О государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной де я тель но с ти, не за ви си мо от форм соб -ст вен но с ти, на хо дя щи ми ся на тер ри то ри ях субъектов Российской Федерации;

О организацию и осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государствен но го эко ло ги че с ко го мо ни то рин га), фор ми -рование и обеспечение функционирования терри то ри аль ных субъ ек тов Рос сий ской Фе де ра -ции;

О экономическую оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельно с ти.

Специалистами Учебного центра специальных программ МГУПП разработана и применяется на прак ти ке ме то ди ка про ку рор ских про ве рок, на прав -ленная на реализацию указанных выше полномочий в субъ ек тах Рос сий ской Фе де ра ции

Целью проверки предприятий является сбор объ-ек тив ных сви де тельств, под тверж да ю щих со от вет -ствие деятельности предприятия требованиям охраны окружающей среды, определенным Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Объ ек том про вер ки яв ляют ся ис сле ду е мые не со -от вет ст вия меж ду фак ти че с кой и це ле вой (нор ма -тив ной) де я тель но с тью пред при я тия по:

О обес пе че нию про ве де ния ин вен та ри за ции вы -бро сов вред ных (за гряз ня ю щих) ве ществ в ат -мо сфер ный воз дух и раз ра бот ки пре дель но до -пу с ти мых вы бро сов;

О планированию и осуществлению мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат мо сфер ный воз дух, со кра ще нию или ис клю -че нию та ких вы бро сов;

иивиди

Экологическая безопасность

17 =

О осу ще ств ле нию уче та вы бро сов вред ных (за -гряз ня ю щих) ве ществ в ат мо сфер ный воз дух из источников, проводению производственного контроля за соблюдением установленных норма ти вов вы бро сов вред ных (за гряз ня ю щих) ве -ществ в атмо сфер ный воз дух;

О со блю де нию пра вил экс плу а та ции со ору же -ний, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) ве ществ в ат мо сфер ный воз дух;

О обеспечению своевременного вывоза загрязняю щих ат мо сфер ный воз дух от хо дов;

О вы пол не нию пред пи са ний долж но ст ных лиц об устранении нарушений требований законодатель ст ва в об ла с ти ох ра ны ат мо сфер но го воз -ду ха;

О пре до став ле нию в ус та нов лен ном по ряд ке ор -ганам, осуществляющим государственное управ ле ние в об ла с ти ох ра ны ат мо сфер но го воз -духа и надзор за соблюдением законодательства РФ, своевременной, полной и достоверной информации по вопросам охраны атмосферного воздуха;

О проведению инвентаризации отходов и объектов их раз ме ще ния;

О оп ре де ле нию клас са опас но с ти от хо дов;

О про ве де нию па с пор ти за ции от хо дов;

О раз ра бот ке про ек тов нор ма ти вов об ра зо ва ния отходов и лимитов на размещение отходов;

О предоставлению в установленном порядке не-об хо ди мой ин фор ма ции в об ла с ти об ра ще ния с от хо да ми.

В соответствии с этими требованиями запрашиваются и исследуются следующие документы, записи в документах (объективные свидетельства).

При проведении проверки необходимо установить:

1. Наличие у специалиста, ответственного за при-ня тие ре ше ний в об ла с ти ох ра ны ок ру жа ю щей среды, подготовки в указанной области (№7-ФЗ ст. 73) удостоверения о повышении квалификации (копия прилагается), необходимых документов, под-тверж да ю щих ком пе тент ность об ра зо ва тель но го уч -реж де ния (име ет ли вы дав шее об ра зо ва тель ное уч -реждение право осуществлять подготовку специалистов в указанной области, копии лицензии на право осу ще ств ле ния об ра зо ва тель ной де я тель но с ти и при ло же ния к не му и т.д).

2. Документы, записи в документах, свидетельствующие об организации и осуществлении производ-ст вен но го эко ло ги че с ко го кон тро ля на пред при я тии, а так же под тверж де ние то го, что све де ния об ор га ни за -ции про из вод ст вен но го эко ло ги че с ко го кон тро ля пред став ля ют ся в ор га ны ис пол ни тель ной вла с ти и органы местного самоуправления, осуществляющие государственный контроль (№ 7-ФЗ ст. 67).

3. Объективные свидетельства (документы, записи в документах), подтверждающие разработку и осуществление согласованных мероприятий по охране атмосферного воздуха, в органах по принятию решений (№ 7-ФЗ ст. 66, № 96-ФЗ ст. 9).

4. Документы, подтверждающие ведение первичного учета состава и количества выбросов в атмосфер ный воз дух вред ных (за гряз ня ю щих) ве ществ, оп ре де ле ние со ста ва и ко ли че ст ва вред ных (за гряз -ня ю щих) ве ществ, вы бра сы ва е мых в ат мо сфер ный воздух (№ 7-ФЗ ст. 66 п. 9, № 96-ФЗ ст. 30).

5. Объективные свидетельства (документы, записи в документах), подтверждающие проведение ин-вен та ри за ции вы бро сов вред ных (за гряз ня ю щих) ве -ществ в атмосферный воздух и их источников.

6. Объективные свидетельства, подтверждающие пре до став ле ние в ус та нов лен ном по ряд ке фор мы го -су дар ст вен но го ста ти с ти че с ко го на блю де ния за вредными воздействиями на атмосферный воздух (№ 7-ФЗ ст. 66, № 96-ФЗ ст. 21).

7. Что объективным свидетельством разработки нор ма ти вов до пу с ти мых вы бро сов за гряз ня ю щих ве -ществ в ат мо сфер ный воз дух яв ля ет ся про ект нор -мативов допустимых выбросов. Проект обязательно дол жен иметь ин вен та ри за цию ис точ ни ков не га тив -но го воз дей ст вия, ба лан со вые схе мы, до ку мен ты, подтверждающие время работы оборудования, опре-де ле ние эф фек тив но с ти ра бо ты ГОУ на мо мент раз -ра бот ки про ек та и т.д.

8. Объективным свидетельством того, что проект пре до став ля ет ся на рас смо т ре ние в тер ри то ри аль ные ор га ны са ни тар но-эпи де ми о ло ги че с ко го над зо ра для ус та нов ле ния со от вет ст вия применяемых нор ма ти -вов са ни тар ным пра ви лам, яв ля ет ся са ни тар но-эпи -демиологическое заключение, выдаваемое Центром го су дар ст вен ного са ни тар но-эпи де ми о ло ги че с ко го над зо ра. На сто я щим са ни тар но-эпи де ми о ло ги че с ким заключением удостоверяется, что требования, установленные в Проекте нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу, соответствуют государственным са ни тар но-эпи де ми о ло ги че с ким пра ви лам и нор -мативам СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. ст. 20, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «СЗЗ и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». (Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183).

9. Объективным свидетельством того, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз дух ут верж да ют ся для пред при я тий со от вет ст -вующим органом. Основанием является «Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу ста ци о нар ны ми ис точ ни ка ми за гряз не ния».

В предъ яв ля е мой фор ме от ра жа ет ся факт ус та -нов ле ния нор ма ти вов пре дель нодо пу с ти мых вы бро -сов для источников с учетом технических нормативов выбросов, при условии не превышения данным ис точ ни ком пре дель но до пу с ти мых на гру зок и дру -гие ус ло вия, ко то рые обес пе чи ва ют ох ра ну ат мо -сферного воздуха (№ 96-ФЗ ст. 1, ст. 14).

10. Что объективным свидетельством проведения кон тро ля за со блю де ни ем ус та нов лен ных нор ма ти -вов вы бро сов вред ных ве ществ в ат мо сфер ный воз -дух является «Протокол результатов анализа воздуха в выбросах в атмосферу на содержание вредных

ИВШИИЕ

Энергобезопасность в документах и фактах

ве ществ. Па ра ме т ры га зо воз душ ной сме си на вы хо де из ис точ ни ка вы бро са», вы пол ня е мого ла бо ра то ри ей, с под тверж де ни ем ком пе тент но с ти ла бо ра то рии на проведение данных исследований.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2.7.1 руководящего документа «Аттестация специализированных инспекций аналитического контроля МПР России и аккредитация экоаналитических лабораторий» от 27.12.1993 г., утвержденного Госстандартом России и МПР России, определено, что эко-аналитические лаборатории, претендующие на выполнение арбитражных анализов, работ для целей производственного экоаналитического контроля, осуществляемого на договорных основах, получения базовой экоаналитической информации (напри мер, для вклю че ния в эко ло ги че с кий па с порт, составления проектов ПДВ и др.), должны иметь обя за тель ную ак кре ди та цию в «Си с те ме ак кре ди -та ции ана ли ти че с ких ла бо ра то рий (цен т ров)» Гос -стан дар та Рос сии.

11. Ведение учета отходов производства и потреб ле ния, учет от хо дов, пе ре дан ных на дру гие пред при я тия для пе ре ра бот ки, про ве ря ют ся по дан -ным бух гал те рии (до го во ры, ак ты пе ре да чи, на клад -ные и т.д.).

12. Документы, подтверждающие проведение пас пор ти за ции на пред при я тии.

13. Лицензию на право обращения с опасными от-хо да ми.

14. Документы, свидетельствующие о проведении госу дар ст вен ной эко ло ги че с кой экс пер ти зы де я -тель но с ти по об ра ще нию с опас ны ми от хо да ми.

15. Документы, подтверждающие наличие ут-верж ден но го про ек та нор ма ти вов об ра зо ва ния от хо -дов и лимитов на их размещение.

Анализ объективных действий (бездействий) должностных лиц предприятия, а также объективных свидетельств (документов и записей) позволил определить следующее состояние большинства проверяемьхс организаций воздухоохранной дея-тельнос ти:

1. Первичный учет работы, состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ и их источников не организован и не осуществляется;

2. Отчетность по утвержденным формам государ-ст вен но го ста ти с ти че с ко го на блю де ния за вред ны ми воз дей ст ви я ми на ат мо сфер ный воз дух 2-тп (воз дух) в установленном порядке не представляются;

3. Проведение инвентаризации выбросов вредных (за гряз ня ю щих) ве ществ в ат мо сфер ный воз дух не обеспечено и не осуществляется;

4. Раз ра бот ка пре дель но до пу с ти мых вы бро сов произведена в нарушение требований законодатель ст ва спе ци а ли с та ми с низ кой ком пе тент но с -тью;

5. Ме ро при я тия по улав ли ва нию, ути ли за ции, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не планируются и не осуществляются;

6. Мероприятия по предупреждению и устранению ава рий ных вы бро сов в со от вет ст вии с ре жи ма ми НМУ не спла ни ро ва ны;

7. Режим санитарно-защитной зоны предприятия не ус та нов лен;

8. Правила эксплуатации оборудования, предназ-на чен но го для очи ст ки вред ных (за гряз ня ю щих) ве -ществ в ат мо сфер ный воз дух, не со блю да ют ся;

9. Отсутствуют средства контроля за выбросами вред ных (за гряз ня ю щих) ве ществ в ат мо сфер ный воз дух;

10. Своевременная, полная и достоверная информация по вопросам охраны атмосферного воздуха в органы, осуществляющие государственное управление, в установленном порядке не представляется, а предоставляемая информация содержит признаки фаль си фи ка ции.

Выводы по определенному проверкой состоянию организации воздухоохранной деятельноети на предприятии:

1. Исследованное предприятия реализует выпуск про дук ции с гру бы ми на ру ше ни я ми тре бо ва ний за -конодательства к деятельности, осуществляющей вред ное воз дей ст вие на ат мо сфер ный воз дух.

2. Воздухоохранная деятельность не организо-ва на.

3. Экологическая обстановка на предприятии и в пре де лах са ни тар но-за щит ной зо ны не кон тро ли ру -ет ся и име ет все при зна ки быть ква ли фи ци ро ван а, как угрозосодержащая.

4. Отсутствие контроля и учета за природополь-зователями со стороны должностных лиц органа по при ня тию ре ше ний со здает ус ло вия для ук ло не ния от платы за загрязнение окружающей среды подавляющего большинства хозяйствующих субъектов, чем причиняется существенный материальный вред фе де раль но му бю д же ту РФ и бю д же ту субъ ек та Рос сий ской Фе де ра ции.

иивиии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.