Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ЛОТЕРЕЯХ И ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ЛОТЕРЕЯХ И ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОТЕРЕЯ / ЛОТЕРЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВОГО ФОНДА / ТИРАЖ / ПРИЗОВОЙ ФОНД / ТИРАЖНАЯ ЛОТЕРЕЯ / ВЫИГРЫШ / МОМЕНТАЛЬНАЯ ЛОТЕРЕЯ / ОПЕРАТОР ЛОТЕРЕИ / РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ЛОТЕРЕИ / ЛОТЕРЕЙНЫЙ БИЛЕТ / УЧАСТНИК ЛОТЕРЕИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дячук Марианна Ивановна, Шишимбаева Сауле Сериккановна

Статья посвящена анализу эффективности Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности». Анализ эффективности того или иного закона на постоянной основе, проводимый Институтом законодательства и правовой информации, позволяет своевременно выявить пробелы, коллизии, а также рекомендовать уполномоченному органу определенной сферы устранить предложенным путем недочеты и совершенствовать тот или иной нормативный правовой акт. В Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года, отмечается, что требует переосмысления отношение к ретроспективной оценке мер правового регулирования, которая не должна носить эпизодический характер, а также необходимо систематически осуществлять всесторонний мониторинг эффектов, вызванных введенным регулированием, на предмет действенности и соответствия заявленным целям. Авторы статьи указывают на конкретные нормы Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности», которые требуют внесения изменений и дополнений и предлагают редакции статей, которые на их взгляд наиболее оптимально подходят для устранения недостатков, противоречий, несоответствий и пробелов. Предпоследние поправки в Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» внесены два года назад, 10 июня 2020 года, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотерей и лотерейной деятельности» . Буквально на днях 1 июля внесена поправка в подпункт 2) статьи 7 Закона. Однако потребность внесения поправок в Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» и на сегодняшний день актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN «ON LOTTERIES AND LOTTERY ACTIVITIES»

The article is devoted to the analysis of the effectiveness of the Law of the Republic of Kazakhstan «On lotteries and lottery activities». The analysis of the effectiveness of a particular law on an ongoing basis, conducted by the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, allows timely identification of gaps, collisions, as well as recommending to the authorized body of a certain area to eliminate shortcomings in the proposed way and improve the toi or other regulatory legal act. The Concept of the Legal Policy of the Republic of Kazakhstan until 2030, approved by the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated October 15, 2021, notes that the attitude to the retrospective assessment of legal regulation measures, which should not be episodic, requires rethinking, and it is also necessary to systematically carry out comprehensive monitoring of the effects caused by the introduced regulation for effectiveness and compliance with the stated goals. The authors of the article point to the specific provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan «On Lotteries and Lottery Activities», which require amendments and additions, and suggest editorial articles that, in their opinion, are most optimally suited to eliminate shortcomings, contradictions, inconsistencies and gaps. The penultimate amendments to the Law of the Republic of Kazakhstan «On Lotteries and Lottery Activities» were made two years ago, on June 10, 2020, by the Law «On Amendments and Additions to Some Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Lotteries and lottery activities». Just a few days ago, on July 1 of this year, a clarifying amendment was made to subparagraph 2) of Article 7 of the Law.ь However, the need to amend the Law of the Repu

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ЛОТЕРЕЯХ И ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

УДК: 34.096

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ЛОТЕРЕЯХ И ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дячук Марианна Ивановна1

Ассоциированный профессор кафедры юриспруденции Восточно-Казахстанского Университета имени Сарсена Аманжолова, кандидат юридических наук; г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан; e-mail: mariannaturani @mail.ru

Шишимбаева Сауле Сериккановна

Ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: sshishimbaeva@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу эффективности Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности». Анализ эффективности того или иного закона на постоянной основе, проводимый Институтом законодательства и правовой информации, позволяет своевременно выявить пробелы, коллизии, а также рекомендовать уполномоченному органу определенной сферы устранить предложенным путем недочеты и совершенствовать тот или иной нормативный правовой акт. В Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года, отмечается, что требует переосмысления отношение к ретроспективной оценке мер правового регулирования, которая не должна носить эпизодический характер, а также необходимо систематически осуществлять всесторонний мониторинг эффектов, вызванных введенным регулированием, на предмет гм действенности и соответствия заявленным целям2. Авторы статьи указывают на кон-¡3 кретные нормы Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельно-£ сти», которые требуют внесения изменений и дополнений и предлагают редакции ста-^г тей, которые на их взгляд наиболее оптимально подходят для устранения недостатков, ^ противоречий, несоответствий и пробелов. Предпоследние поправки в Закон Республики ^ Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» внесены два года назад, 10 июня =§■ 2020 года, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные z акты Республики Казахстан по вопросам лотерей и лотерейной деятельности»3. Букваль-g но на днях 1 июля внесена поправка в подпункт 2) статьи 7 Закона. Однако потребность 1 внесения поправок в Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельно-о сти» и на сегодняшний день актуальна.

Ключевые слова: лотерея, лотерейная деятельность, розыгрыш призового фонда, ти-ci раж, призовой фонд, тиражная лотерея, выигрыш, моментальная лотерея, оператор ло-

s тереи,распространитель лотереи, лотерейный билет,участник лотереи. <

СП

ь

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

ь

^ 1 Автор для корреспонденции

^ 2 Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Дата обращения: 04.07.2022г. /https://adilet.zan.kz/ I rus/docs/U2100000674

3 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотерей и лотерейной деятельности» от 10 июня 2020 года Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000343

«ЛОТЕРЕЯЛАР ЖЭНЕ ЛОТЕРЕЯ ЦЫЗМЕТ1 ТУРАЛЫ» КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ЗАЦЫНЫЦ ТИ1МД1Л1Г1Н ТАЛДАУ

Марианна Ивановна Дячук

Сэрсен Аманжолов атындагы Шыгыс Казацстан университетi Зацтану кафедрасыныц цауымдастырылган профессоры, зац гылымдарыныц кандидаты; Оскемен цаласы, Казацстан Республикасы; e-mail: mariannaturani @mail.ru

Сэуле Сержканкызы Шишимбаева

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат Институтыныц жетекшi гылыми цызметкерi, зац гылымдарыныц кандидаты; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: sshishimbaeva@bk.ru

Аннотация. Мацала «Лотереялар жэне лотерея цызметi туралы» Казацстан Республикасы Зацыныц тшмдшгт талдауга арналган. Казацстан Республикасыныц Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институты турацты негiзде ЖYргiзетiн цандай да бiр зацныц тшмдшгт талдау олцылыцтарды, коллизияларды уацтылы аныцтауга, сондай-ац бел-гш бiр саланыц уэкiлеттi органына усынылган кемшiлiктердi жоюга жэне аци немесе взге де нормативтт цуцыцтыц актн жетiлдiруге усыным беруге мYмкiндiк бередi. Казацстан Республикасы Президенттщ 2021 жылгы 15 цазандагы Жарлыгымен беютшген Казацстан Республикасыныц 2030 жылга дейiнгi цуцыцтыц саясат тужырымдамасында эпизодтыц сипатта болмауга тшс, сондай-ац енгiзiлген реттеуден туындаган эсерлердщ пэрмендыт мен мэлiмделген мацсаттарга сэйкестт тургысынан жан-жацты монито-рингт ЖYйелi тYрде ЖYзеге асыру цажет болатын цуцыцтыц реттеу шараларын ре-троспективтi багалауга деген царым-цатынасты цайта царастыруды талап етедi деп атап втшген мацсаттары. Мацала авторы взгер^тер мен толыцтырулар енгiзудi талап ететт «Лотереялар жэне лотерея цызметi туралы» Казацстан Республикасы Зацыныц нацты нормаларын кврсетедi жэне олардыц ойынша кемшiлiктердi, цайшылыцтарды, го сэйкесЫздттер мен олцылыцтарды жою Yшiн барынша оцтайлы келетт баптардыц ре- q дакцияларын усынады. «Лотереялар жэне лотерея цызметi туралы» Казацстан Республи- И касыныц Зацына соцгыдан бурынгы тYзетулер ею жыл бурын, 2020 жылгы 10 маусымда И «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц актiлерiне лотереялар жэне лотерея q цызметi мэселелерi бойынша взгер^тер мен толыцтырулар енгiзу туралы» Зацмен ен- У гiзiлдi. Таяуда гана агымдагы жылдыц 1 шшдесшде Зацныц 7-бабыныц 2) тармацшасы- g на нацтылаушы тYзету енгiзiлдi. Алайда, «Лотереялар жэне лотерея цызметi туралы» К Казацстан Республикасыныц Зацына тYзетулер енгiзу цажеттшт бYгiнгi ^т де взекти g Ty^h свздер: лотерея, лотерея цызметi, ЖYлде цорыныц утыс ойыны, тираж, ЖYл- Д де цоры, тираждыц лотерея, утыс, лездm лотерея, лотерея операторы, лотерея тара- Е тушысы, лотерея билетi, лотереяга цатысушы. Т

В g

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE LAW В

OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN §

«ON LOTTERIES AND LOTTERY ACTIVITIES» И

Р

Dyachuk Marianna Ivanovna

Associate Professor of the Department of Jurisprudence of the Sarsen Amanzholov East Kazakhstan University, Candidate of Law; Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan; e-mail: mariannaturani @mail.ru

Shishimbayeva Saule Serikkanovna

Leading Researcher of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Legal Sciences; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: sshishimbaeva@bk.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the effectiveness of the Law of the Republic of Kazakhstan «On lotteries and lottery activities». The analysis of the effectiveness of a particular law on an ongoing basis, conducted by the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, allows timely identification of gaps, collisions, as well as recommending to the authorized body ofa certain area to eliminate shortcomings in the proposed way and improve the toi or other regulatory legal act. The Concept of the Legal Policy of the Republic of Kazakhstan until 2030, approved by the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated October 15, 2021, notes that the attitude to the retrospective assessment of legal regulation measures, which should not be episodic, requires rethinking, and it is also necessary to systematically carry out comprehensive monitoring of the effects caused by the introduced regulation for effectiveness and compliance with the stated goals. The authors of the article point to the specific provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan «On Lotteries and Lottery Activities», which require amendments and additions, and suggest editorial articles that, in their opinion, are most optimally suited to eliminate shortcomings, contradictions, inconsistencies and gaps. The penultimate amendments to the Law of the Republic of Kazakhstan «On Lotteries and Lottery Activities» were made two years ago, on June 10, 2020, by the Law «On Amendments and Additions to Some Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Lotteries and lottery activities». Just a few days ago, on July 1 of this year, a clarifying amendment was made to subparagraph 2) of Article 7 of the Law.ь However, the need to amend the Law of the Republic of Kazakhstan «On Lotteries and Lottery activities» is still relevant today.

Keywords: lottery, lottery activity, prize fund drawing, draw, prize fund, lottery draw, win, instant lottery, lottery operator, lottery distributor, lottery ticket, lottery participant.

DOI: 10.52026/2788-5291_2022_71_4_224

Введение ятельностью, от которой оно получает при-

Ключевым элементом лотерейной дея- быль. тельности является аспект, заключающийся

в доходах от лотереи. Этот аргумент особен- Материалы и методы но эффективен во времена экономического Статья посвящена лотерее и лотерейной

стресса, особенно учитывая перспективу по- деятельности, порядку и условиям ее орга-

вышения налогов или сокращения государ- низации и проведения, государственному

^ ственных программ. регулированию данных аспектов, а также

g Именно сейчас, когда многие страны пе- недостаткам, противоречиям, несоответ-

§ реживают экономический кризис, полагаем ствиям и пробелам действующего законода-

< необходимым придать огромное значение тельства о лотереях.

g и регламентировать все важные экономиче- Основными материалами, использо-

^ ские составляющие, в том числе, лотерей- ванными в ходе исследования, являются:

,;Е ную деятельность. 1) Конституция Республики Казахстан от 30

2 Лотереи отличаются от любого другого августа 1995 года4; 2) Кодекс Республики

2 игрового продукта. Игроки в лотерею ри- Казахстан об административных правона-

скуют небольшой суммой денег при очень рушениях от 05 июля 2014 года5; 3) Адми-

больших шансах выиграть крупный приз, а нистративный процедурно-процессуальный

g чистая выручка должна идти на обществен- Кодекс Республики Казахстан от 29 июня

£ ное благо. 2020 года6; 4) Закон Республики Казахстан

Одним из наиболее важных впросов, ка- «О лотереях и лотерейной деятельности»7;

<

о государства на любом уровне управлять де- вых актах» от 06 апреля 2016 года8; 6) Закон

§ сающихся лотерей, является способность 5) Закон Республики Казахстан «О право-

X

о <

СП

4 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Дата обращения: 04.07.2022г. /https://adilet.zan.kz/rus/ docs/K950001000_

5 Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05 июля 2014 года. Дата обращения: 04.07.2022г. /https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235

6 Административный процедурно-процессуальный кодекс//[Электронныйресурс]. Дата обращения: 04.07.2022г. /https:// adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000350

¡5 7 Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet. zan.kz/rus/docs/Z1600000495

8 Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 06 апреля 2016 года Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet. zan.kz/rus/docs/Z1600000480

X

Республики Казахстан «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года9; 7) Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотерей и лотерейной деятельности» от 10 июня 2020 года10; 8) Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм, а также государственного ценового регулирования» от 01 июля 2022 года11; 9) Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2021 года № 644 «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по противодействию теневой экономике на 20212023 годы»12.

Основными методами, использованными при проведении исследования и подготовке настоящей статьи, являются метод правового анализа, метод моделирования, сравнительно-правовой метод.

Основные положения

Азартные игры понимаются через призму определенного круга видов деятельности, связанных со случайностью или предполагающих сочетание элементов случайности и мастерства. Эти виды деятельности подразделяются на три основные группы в соответствии с существующей законодательной базой в области азартных игр: ставки, азартные игры и лотереи. Кроме того, азартные игры могут рассматриваться как соответствующие участию в любой азартной игре или игре, зависящей частично от удачи и частично от мастерства, за деньги или другое ценное вознаграждение.

Первая зарегистрированная публичная лотерея на Западе была проведена во время правления Августа Цезаря для муниципальных ремонтных работ в Риме. Первая зарегистрированная лотерея для распределения

призовых денег была проведена в 1466 году в Брюгге, на территории современной Бельгии, с объявленной целью оказания помощи бедным.

Лотерейная индустрия позволяет государству зарабатывать доход, а населению реализовывать свои азартные потребности. К примеру, лотереи в США имеют самые высокие показатели прибыли в азартных играх: в 1996 году чистая выручка (продажи минус выплаты, но без учета затрат) составила 16,2 миллиарда долларов, или почти 38% от продаж. Они также являются крупнейшим источником государственных доходов от азартных игр: в 1996 году они принесли правительствам всех уровней 13,8 миллиарда долларов, или 32% от суммы ставок.13 Развиваясь, лотерейная деятельность требует также и совершенствования ее правовой регламентации.

В Казахстане вопросы проведения лотереи закреплены в отраслевом Законе «О лотереях и лотерейной деятельности» от 9 апреля 1996 года (далее - Закон либо анализируемый Закон). Авторы, анализируя нормы Закона, не только указывают на недостатки правового регулирования, но и предлагают конкретные редакции норм по устранению пробелов и коллизий. В статье также рассматриваются нормы материального права, в том числе вопросы ответствености за нарушения норм законодательства Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности».

Так, в процессе анализа действующего законодательства по вопросам лотерейной деятельности, авторами выявлены противоречия и коллизии, а также несоответствие между нормами материального права, что является грубым нарушением и может привести к негативным последствиям в правоприменительной практике.

Такие вопросы как онлайн-лотерея и блокчейн-лотерея выпали из видения законотворца, что конечно же, накладывает негативный отпечаток на всю базу законодатель-

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

9 Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000451_

10 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотерей и лотерейной деятельности» от 10 июня 2020 года Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000343

11 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм, а также государственного ценового регулирования» от 01 июля 2022 года Дата обращения: 04.07.2022г. /https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000131

12 Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2021 года N° 644 «Обутверждении Комплексного плана мероприятий по противодействию теневой экономике на 2021-2023 годы» Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000644

13 National gambling impact study commission [Электронный ресурс]. Дата обращения: 04.07.2022г. //

х

е о

"U

2 А

JZ

-ъ 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства нашей страны. И здесь дело не только в отсутствии понятий, дефиниций, но в отсутствии правовой регламентации правового режима тех или иных новых институтов, описаний их последствий, порядка их проведения и т.п.

Особо детально необходимо подходить к процедуре проведения блокчейн-лотерии и онлайн-лотереи, которые могут быть проведены иностранным участником. Данные аспекты на сегодня отсутствуют как на законодательном, так и на подзаконном уровнях Республики Казахстан.

Отсутствие правовой регламентации является хорошим основанием и подспорьем для недобросовестных участников лотерейной деятельности, а также для субъектов, не вовлеченных в эту деятельность, но имеющих определенные преступные цели и мотивы.

Результаты и обсуждения

Отмывание денег и финансирование терроризма - это глобальная проблема, которая затрагивает все слои общества. Власти должны осозновать масштабы этой проблемы и пытаться создать различные международные органы для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а ™ также принять рекомендации и норматив-¡3 ные правовые акты для сокращения такого £ преступного поведения.

Покупка выигрышных лотерейных биле-1 тов считается основной лазейкой для отмывания денег. Этот процесс происходит следу-^ ющим образом: преступники связываются с ^ победителями лотерии и предлагают купить

0 билет за большую сумму, чем лотерейный

1 приз. Победитель соглашается получать больше, чем он зарабатывает. Таким обра-

§ зом, преступник получает выигрышный ло-< терейный билет, вследствие чего отмывает с выигранные деньги. Эти деньги показывают <1 средства, полученные от торговли наркоти-(З ками, проституции, вымогательства и тому [ц подобного, как если бы они были получены ^ от лотереи.

Чтобы помешать преступникам, они о должны проверить номер идентификационно ной карты победителя лотереи. После по-^ лучения денег победитель должен пройти 5 официальный контроль за отмыванием де-Ь нег. Однако должно быть назначено долж-

^ ностное лицо, ответственное за этот вопрос. ^

X

Ь

ш

т 14 Лотереи - это стихийный бурьян в диком поле бизнеса ^ veq.ru/catalog/vending-interview/doc/1129

Более того, в настоящее время признано, что социальные игры, виртуальные валюты и новые приложения, позволяющие осуществлять коммерцию, которая раньше была защищена от отмывания денег, также должны подвергаться юридической проверке.

Давно известно, что казино и другие букмекерские конторы могут использоваться преступниками для отмывания незаконно полученных денег. Правоохранительные органы следят за этой деятельностью. Лотерейные организации должны знать, что целью их деятельности могут быть лица, занимающиеся отмыванием денег. Независимо от того, является ли этот риск реальным или мнимым, цена бездействия может быть неприемлемо высокой. Все лотерейные организации должны проводить идентификацию и верификацию личности игроков в целях быстрой проверки подозрений, сообщения в соответствующее учреждение, предоставления необходимого доступа сотруднику по соблюдению требований и поддержанию связи с соответствующими органами.

Среди различных этапов подготовки организаторы лотереи должны переподготовить своих сотрудников, чтобы повысить их осведомленность об отмывании денег и внедрить надежные и безопасные механизмы с точки зрения отчетности, обмена информацией, идентификации клиентов, обучения персонала и т.д.

Существует политика, направленная на то, чтобы удержать преступников от использования лотерейных услуг для отмывания денег. Эти политики называются внутренним контролем. В Республике Казахстан такую функцию выполняет Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности».

Сегодня в мире лотерейная деятельность является масштабной и динамичной отраслью, приносящей не только большие прибыли их организаторам, но и значительные стабильные доходы в бюджеты государств и во всевозможные благотворительные орга-низации14.

Однако в законодательстве Республики Казахстан имеется значительное количество пробелов и противоречий, связанных с правовым регулированием лотерей и лотерейной деятельности.

Первое несоответствие выражается в противоречии норм материального права, а

ектронный ресурс]. Дата обращения: 04.07.2022г. / https://

именно норм анализируемого Закона и Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В таблице №1 указано противоречие пункта 6 статьи 13 анализируемого Закона и части 1 статьи 445-1 КоАП.

Действующая редакция пункта 6 статьи 13 анализируемого Закона

Действующая редакция части 1 статьи 445-1 КоАП

Предлагаемая редакция КоАП

Обоснование рекомендации

6. Результаты каждого розыгрыша призового фонда и выигрышей по лотерейным билетам, квитанциям или иным документам тиражной лотереи публикуются оператором лотереи в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, в течение трех рабочих дней или размещаются на интернет-ресурсе оператора лотереи в течение двенадцати часов с момента проведения указанного розыгрыша.

1. Невыполнение оператором лотереи требований об опубликовании в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, или размещении на интернет-ресурсе оператора лотереи результатов каждого тиража и выигрышей по лотерейным билетам, квитанциям или иным документам тиражной лотереи, а равно нарушение сроков опубликования или размещения - влекут штраф на субъектов среднего предпринимательства в размере пятисот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности.

1. Невыполнение оператором лотереи требований об опубликовании в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, или размещении на интернет-ресурсе оператора лотереи результатов каждого розыгрыша призового фонда и выигрышей по лотерейным билетам, квитанциям или иным документам тиражной лотереи, а равно нарушение сроков опубликования или размещения - влекут штраф на субъектов среднего предпринимательства в размере пятисот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности.

В данном случае идет подмена понятий, причем слово-четание «каждого тиража» не используется в самом Законе, а объем и содержание понятий «розыгрыш призового фонда» и «тираж» не совпадают и имеют разные смысловые нагрузки.

Так, розыгрыш призового фонда -процесс, который проводится после распространения (реализации) лотерейных биле-тов,квитанций или иных документов и направленный на определение выигравшего (выигравших) участника (участников) лотереи (подпункт 3) статьи 1 Закона). Тираж- количество распространенных (реализованных) лотерейных билетов, квитанций или иных документов, участвующих в розыгрыше призового фонда (части призового фонда) в соответствии с условиями проведения лотереи (подпункт 17) статьи 1 Закона).

Таким образом, для приведения соответствия между нормами материального права, а именно анализируемого Закона и КоАП необходимо в части 1 статьи 445-1

слова «каждого тиража» заменить на слова «каждого розыгрыша призового фонда».

Второй момент, на котором мы хотели бы заострить внимание, это также несоответ-

1

ствие между нормами материльного права.

Так, согласно пункту 3 статьи 8 Закона оператор лотереи посредством центра обработки лотерейной информации должен обеспечить сбор, формирование, хранение и учет информации о распространенных (реализованных) лотерейных билетах, квитанциях или иных документах, выручке от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, выплаченных выигрышах и ее представление в центр лотерейной отчетности не реже одного раза в месяц.

Согласно части 3 статьи 445-1 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение оператором лотереи требований по сбору, формированию, хранению и учету информации о распространенных лотерейных билетах, квитанциях или иных документах, выручке от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, выплаченных выигрышах, а равно ее непредоставление, несвоевременное предоставление либо предоставление недостоверной информации в уполномоченный орган в сфере лотереи и лотерейной деятельности.

В данном случае необходимо привести в соответствие с нормами Закона диспозицию части 3 статьи 445-1 КоАП, а именно ™ после слов «ораспространенных» вставить ¡3 слово в скобках «(реализованных)». £ Кроме того, для исключения коррупци-^г онной составляющей и однозначного тол-1 кования нормы права, пункт 3 статьи 8 Закона необходимо изложить в следующей 1 редакции: «оператор лотереи посредством | центра обработки лотерейной информа-о ции должен обеспечить сбор, формирова-| ние, хранение и учет информации о распространенных (реализованных) лотерейных § билетах, квитанциях или иных документах,

< выручке от реализованных лотерейных бис летов, квитанций или иных документов, вы-

< плаченных выигрышах и ее представление в (З центр лотерейной отчетности не реже од-£ ногораза в месяц, но не позднее 25 числа.». ^ Также отмечаем третий аспект - в дей-о ствующей статье 445-1 КоАП «Нарушение о законодательства Республики Казахстан т О лотереях и лотерейной деятельности» ^ законодателем не предусмотрена ответУ ственность за невыполнение требований в Ь части выплаты выигрышей, а равно за на-^ рушение сроков выплаты15.

X

15 Кодекс Республики Казахстан об административных ) 00 04.07.2022г. /https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235

Так, согласно пункту 6 статьи 11 Закона выплата выигрышей осуществляется в соответствии с настоящим Законом и условиями проведения лотереи. Выплата выигрышей должна начинаться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями проведения лотереи.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона выигрыши, не востребованные в установленный условиями проведения лотереи срок, хранятся оператором лотереи в течение трех лет с момента опубликования результатов соответствующего тиража (розыгрыша призового фонда), после чего зачисляются в доход бюджета в виде неналогового платежа.

Считаем, в целом, недопустимым наличие такого рода противоречий в законодательстве, это подрывает не только статус самих нормативных правовых актов, но и открывает возможности в правоприменительной практике поступать исходя из своих субъективных убеждений, как правило, сильно отличающихся от заложенной мысли законодателя. Предусмотренные законодателем нормы о сроках выплаты выиграшей в случае их нарушения остаются «мертвым» грузом для пострадавшей стороны, участника лотереи и в целом, накладывает отрицательную оценку деятельности всего рынка лотерейной деятельности.

Таким образом, в целях реализации принципа неотвратимости наказания, а также соответствия между нормами материального права, полагаем целесообразным установить административную ответственность за невыполнение требований в части выплаты выигрышей, а равно за нарушение сроков выплаты.

В-четвертых, кроме противоречий, несоответствия нормам кодекса Республики Казахстан, имеются пробелы и коллизии между Законом и другими отраслевыми законами, а также между нормами самого анализируемого Закона.

Именно через нормотворчество решаются вопросы исключения пробелов и коллизий, при этом мы не исключаем та-

авонарушениях от 05 июля 2014 года. Дата обращения:

кой инструмент как правоприменительная практика, с помощью которой также можно устранить пробел, но тогда мы не получим норму, создающую постоянную основу для решения той или иной ситуации. Однако и юридическая практика может быть разной и тогда невозможно будет найти общий знаменатель.

Так, в соответствии с подпунктом 4) статьи 6 анализируемого Закона Правительство Республики Казахстан выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

При этом статья 6 называется «Компетенция Правительства Республики Казахстан».

Определение функции государства, указанное в Административном процедурно-процессуальном кодексе16 (далее - АППК) соответствует выработанной теорией государства и права концепции, что «функции государства в целом осуществляются по средством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства» [1].

С точки зрения Е.В. Харитоновой, компетенция есть «параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту» [2].

В специальной юридической литературе существует мнение, согласно которому компетенция государственного органа, в частности парламента, складывается из функций и полномочий. При этом под полномочиями подразумевается совокупность его прав и обязанностей [3].

С.А. Авакьян определяет компетенцию как совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, которая закреплена соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами [4].

Научным сообществом Казахстана также не раз поднимался данный вопрос, так, в своей статье «К вопросу об определении понятий «функции», «компетенция», «пол-

номочия» государственного органа» авторы повествуют о том, что систематизация нормативных правовых актов по вопросам четкого определения и разграничений «функций», «компетенции», «полномочий» соответствующего государственного органа позволит исключить противоречия в практике применения НПА государственными органами [5].

Разработчиками отраслевых законов, как правило, являются сами государственные органы, в том числе профильные министерства, агентства, которые не придают особого внимания теоретико-правовому закреплению тех или иных норм либо правовых институтов. Однако такое поведение ошибочно и может впоследствии создать «привычку» игнорировать либо недооценивать теоретические правила, создаваемые веками или столетиями.

В нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 2008 года №8 «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления»17 закреплено, что «государственная функция осуществляется государственным органом в соответствии со своей компетенцией, имеет публично-правовой характер, распространяется на неограниченное число субъектов, может быть основана на государственном принуждении».

В АППК указано, что «функции государственного органа могут подразделяться на стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные» (часть 2 статьи 41)18. Функции государственного органа является более широким понятием, объединяющим основные направления деятельности государственного органа.

Исходя из вышеизложенного, в анализируемом Законе происходит смешение понятий «компетенция» и «функции», которые существенно отличаются друг от друга и несут разную смысловую и правовую нагрузку.

При этом подпункт 4 статьи 7 Закона применяет правильный правовой оборот «иные полномочия» при названии статьи «Компе-

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

16 Административный процедурно-процессуальный кодекс// [Электронный ресурс]. Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000350

17 Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 2008 года №8 «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления» // [Электронный ресурс]. Дата обращения: 04.07.2022г. /https://adilet.zan.kz/rus/docs/S080000008_

18 Административный процедурно-процессуальный кодекс// [Электронный ресурс]. Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000350

7^

IX

< IX

о в х

о

со О

СП <

< СП

ь

ш £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч О X

0 <

т

1

тенция уполномоченного органа». Две одинаковые по предмету и характеру статьи, но при этом законодатель использует разные формулировки.

Для исключения данного грубого нарушения необходимо подпункт 4) статьи 6 Закона изложить следующим образом: «выполняет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.».

В - пятых, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» запрещаются организация и проведение в Республике Казахстан иных лотерей, кроме лотерей, организуемых и проводимых в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» запрещается проведение лотереи лицом, не являющимся оператором лотереи.

При этом необходимо отметить, что Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» не регулирует правовой статус, права и обязанности, вопросы ответственности иностранной он-лайн-лотереи.

Дополнительно укажем на тот факт, что в казахстанском законодательстве не предусмотрен запрет на участие в иностранных лотереях, проводимых на интернет-ресурсах.

Лотерейные организации должны внедрить процедуры регистрации игроков для определенных игр или типов игр. Услуги, предлагаемые через Интернет, должны основываться на официальной регистрации. Такие учетные записи игроков должны контролироваться и ограничиваться каждой транзакцией или периодом участия в играх.

Платежи на счета игроков предпочтительно должны осуществляться кредитной картой, электронным переводом, денежным переводом или чеком. Платежи, основанные на финансовых транзакциях, должны приниматься только в том случае, если они обрабатываются через хорошо регулируемые финансовые учреждения. Лотерейные организации должны соблюдать все законодательные или нормативные требования к

отчетности в отношении платежей, превышающих определенную сумму.

Это крайне важно для будущих исследований или для документирования истории транзакций. Лотерейные организации могут использовать эти записи, при необходимости, для предоставления доказательств для судебного преследования за преступное поведение. Однако эти записи должны храниться достаточно долго, чтобы можно было восстановить отдельные транзакции.

В соответствии с подпунктом 3-1) статьи 7 Закона уполномоченый орган разрабатывает и утверждает правила проведения лотерей. Разработка и утверждение правил проведения лотерей в виде приказа были заложены в качестве проекта/мероприятия в целях соблюдения организаторами игорного бизнеса и лотерейной деятельности требований законодательства и соблюдения требований законодательства в сфере предпринимательства в Постановлении Правительтва Республики Казахстан от 21 сентября 2021 года № 644 «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по противодействию теневой экономике на 2021-2023 годы» со сроком 4 квартал 2021 года.

Согласно подпункту 5) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» подзаконные нормативные правовые акты это иные, не являющиеся законодательными актами, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов19.

На официальном сайте Министерства культуры и спорта Республики Казахстан еще в 2020 году были выложены Правила проведения лотерей, которые так и остались по сегодняшний день проектом20.

Но дело в том, что данный Приказ на сегодняшний день уполномоченным органом не разработан и не утвержден, что соответственно негативно отражается на исполнении норм самого Закона и неурегулированности процедурно-правовых аспектов правил проведения лотерей.

Нормами Закона регламентированы условия проведения лотереи, где перечислены сведения, обязательные при проведении лотереи.

^ 19 Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 06 апреля 2016 года Дата обращения: 04.07.2022г. / https://adilet. ¡5 zan.kz/rus/docs/Z1600000480

Щ 20 Электронный ресурс, дата обращения: 01.07.2022г.] Официальный сайт Министерства культуры и спорта Республики Казахстан [Электронный ресурс, дата обращения: 01.07.2022г.]https://www.gov.kz/memleket/entities/mcs/documents/ details/57891?lang=ru //[Электронный ресурс, дата обращения: 01.07.2022г.]

И если с остальными условиями относительно определенно понятно, то с таким условием, как наличие концепции лотереи, возникают вопросы. Во-первых, в понятийном аппарате Закона отсутствует данная дефиниция, во-вторых, неопределенность данного понятия предопределяет коррупционную составляющую, так как неясен объем и содержание концепции лотереи.

Правовое регулирование организации или проведения азартных игр принадлежит государству и управляется им лишь в ограниченной степени, в то время как частным организациям должным образом разрешено проводить азартные игры в соответствии с положениями соответствующего законодательства.

В - шестых, Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» не регулирует правовой статус, права и обязанности, вопросы ответственности иностранной онлайн-лотереи, он также не регламентирует вопросы блокчейн-лотереи21.

Во всем мире с появлением криптовалют и блокчейн-технологий лотерейный рынок претерпевает серьезные изменения22.

Такой интерес к блокчейн лотерее не остается незамеченным и у нас, так еще в 2020 году на сайт dialog.egov.kz поступало обращение с вопросом относительно процедуры проведения лотереи на территории Республики Казахстан и необходимых документов для открытия соответстветствующей компании и необходимых процедур для проведения блокчейн лотереи. При этом в ответе Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 мая 2020 года № 615392 отмечено, что понятие «блокчейн лотереи» и процедуры их проведения Законом «О лотереях и лотерейной деятельности» не предусмотрены.

Согласно подпункту 4) статьи 1 «Закона Республики Казахстан «О правовых актах» закон - нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан.

Таким образом, законы должны быть адаптированы к жизненным реалиям и соот-

ветствовать новым условиям, требованиям времени.

Заключение

Лотерейная индустрия в Казахстане находится на этапе развития и для дальнейшего ее процветания, по нашему мнению, необходимо обеспечить базовые платформы, в том числе, совершенное правовое регламентирование.

В целях реализации вышеуказанных целей считаем целесобразным привести в соответствие нормы КоАП (выше изложены несколько подобных примеров) в соответствии с нормами анализируемого Закона; исключить в анализируемом Законе подмену понятий «компетенция», «функции»; регламентировать правовой статус, права и обязанности, разрешить вопросы ответственности иностранной онлайн-лотереи; уполномоченному органу разработать и утвердить правила проведения лотерей, отсутствие которых негативно отражается на исполнении норм самого Закона и неурегулированности процедурно-правовых аспектов в правилах проведения лотерей; отрегулировать вопросы блокчейн-лотереи.

На наш взгляд, именно анализ эффективности действующего законодательства позволяет своевременно и точечно выявить все «болевые пороки» и принять соответствующие меры по их устранению. С развитием цифровизации и информатизации вопросы лотерейной деятельности меняют свой формат и не ограничиваются правовым режимом, регламентированным казахстанским законодательством. Такие институты как онлайн-лотерей и блокчейн-лотерея сегодня в мире создают огромную площадку для пополнения бюджета страны и в то же время сочетают в себе мошенническую среду для незаконного обогащения и легкой наживы. Для этого необходимо предусмотреть в законодательстве Республики Казахстан возможные негативные последствия и придать им правовой статус, определив правовой режим каждого субинститута лотерейной деятельности.

Изучая зарубежный опыт, нетрудно заметить, что именно лотерейная деятельность

Н

X

ы А

о х о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

21 Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» Дата обращения: 04.07.2022г. /https://adilet. zan.kz/rus/docs/Z1600000495

22 Что такое блокчейн лотерея? [Электронный ресурс], дата обращения: 25.06.2022г. https://neovesting. com/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA %D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD-%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F/ //[Электронный ресурс], дата обращения: 25.06.2022г. Что такое блокчейн лотерея? [Электронный ресурс], дата обращения: 25.06.2022г.

как деятельность, приносящая прибыль для государства, с одной стороны, и как способ отмывания денег, достаточно четко и скрупулезно отрегулирована.

Сегодняшняя картина правовой регламентации лотерейной деятельности в Казахстане создает основание полагать, что государство не заинтересовано в развитии данной индустрии и ее совершенствовании. В связи с этим, предлагаем государственным органам, в частности, Министерству культуры и спорта, обратить внимание на предложенный анализ и внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство страны.

Необходимо также отметить, что имею-

щиеся требования к параметрам лотерей, установленные действующим законодательством, не являются надежными на пути пресечения мошеннических деяний в данной сфере, а также не являются отвечающими современным реалиям и тенденциям цифро-визации.

Кроме того, уполномоченному органу-разработчику полагаем необходимым разработать перечень стимулирующих условий для расширения и развития сферы лотерейной деятельности.

Анализируемый Закон не классифицирует и не дает определение таким разновидностям лотерей, как мгновенная лотерея, активная, пассивная лотерии и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп.М.: Юристъ, 2001. С. 52-53;

2. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. 2007. № 3.,С. 67-68;

3. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Ха-бриевой. М.: Юристъ,1999, с. 34;

4. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь /М.: Юстицинформ, 2015, с. 382;

5. М. Габдуалиев, С. Шишимбаева, «К вопросу об определении понятий «функции», «компетенция», «полномочия» //https://www.zakon.kz/4583653-k-voprosu-ob-opredelenii-ponjatijj.

g html //[Электронныйресурс], дата обращения: 20.05.2022г.

in

§ REFERENCES

g 1. Teoriya gosudarstva i prava_ Kurs lekcii/Pod red. N.I. Matuzova i A.V. Malko. 2_e izd._

s pererab. i dop.M._ Yurist_ 2001. S. 52 53;

5 2. Haritonova E.V. Ob opredelenii ponyatii «kompetentnost» i «kompetenciya» //Uspehi

E sovremennogo estestvoznaniya. 2007. № 3._S. 67 68;

e 3. ParlamentskoepravoRossii_ Uchebnoeposobie/Podred. I.M. Stepanova_ T.Ya. Habrievoi.

J M._ Yurist1999 s. 34;

o 4. Avakyan S.A. Konstitucionnii leksikon_ Gosudarstvenno_pravovoi terminologicheskii slovar

2 /S.A. Avakyan. M._ Yusticinform_ 2015_ s. 382;

£ 5. M. Gabdualiev_ kandidat yuridicheskih nauk_ S. Shishimbaeva_ kandidat yuridicheskih

s nauk_ veduschie nauchnie sotrudniki Instituta zakonodatelstva Ministerstva yusticii Respubliki

p Kazahstan «K voprosu ob opredelenii ponyatii «funkcii»_ «kompetenciya»_ «polnomochiya» // https_//www.zakon.kz/4583653_k_voprosu_ob_opredelenii_ponjatijj.html // [Elektronnii resurs]_ data obrascheniya_ 20.05.2022g.

< o

X

o <

en

s

ь

X

s s

X

ь

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.