Научная статья на тему 'Анализ эффективности взаимодействия процессов оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ'

Анализ эффективности взаимодействия процессов оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
354
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЗДРАВООХРАНЕ НИЕ РФ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / MEDICAL SERVICES / BASIC AND AUXILIARY PROCESSES / HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куликова Оксана Михайловна

В статье разработан алгоритм оценки эффективности взаимодействия основного и вспомогательных ( обеспечивающих ) процессов в сфере отечественного здравоохранения. С применением разработанного алгоритма выявлено, что взаимодействие процесса оказания медицинских услуг и подготовки медицинских кадров эффективно, остальные процессы либо не взаимодействуют между собой или взаимодействуют неэффективно по причине их неустойчивости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE INTERACTION PROCESSES OF THE MEDICAL SERVICES IN THE FIELD OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the algorithm of evaluating the effectiveness of interaction between the main and auxiliary (supporting) processes in the field of national health care. With the application of the developed algorithm revealed that the interaction between the process of medical services and medical training effectively, or other processes do not interact or react ineffectively because of their instability

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности взаимодействия процессов оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ»

УДК 330.46 О О.М. Куликова

О.М. Куликова

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

В статье разработан алгоритм оценки эффективности взаимодействия основного и вспомогательных (обеспечивающих) процессов в сфере отечественного здравоохранения. С применением разработанного алгоритма выявлено, что взаимодействие процесса оказания медицинских услуг и подготовки медицинских кадров эффективно, остальные процессы либо не взаимодействуют между собой или взаимодействуют неэффективно по причине их неустойчивости.

Ключевые слова: оказание медицинских услуг, основные и вспомогательные процессы, здравоохранение РФ, взаимодействие процессов в сфере отечественного здравоохранения.

■ ведение. В настоящее время в России г^С активно дискутируются вопросы повы-И шения качества и доступности медицинских услуг, их обеспеченности различными видами ресурсов. Но в тоже время не уделяется достаточного внимания взаимосвязям между процессами оказания медицинских услуг и вспомогательными процессами, в рамках которых создаются ресурсы, необходимые для обслуживания пациентов в учреждениях здравоохранения РФ. Это не позволяет эффективно решать задачи управления запасами, стандартизации и внедрения систем качества, снижения медицинских рисков.

Все это актуализирует вопросы построения модели, описывающей взаимосвязи между основным процессом - процессом оказания медицинских услуг и вспомогательными процессами в сфере отечественного здравоохранения и алгоритма оценки эффективности их взаимодействия.

Агентно-ироцессная модель оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ. В сфере отечественного здравоохранения для основных и вспомогательных процессах оказания медицинских услуг характерно сложное взаимодействие не только самих процессов, но и их участников, от которых в значительной степени зависит качество и доступность медицинского обслуживания, его ресурсообес-печенность. Это обусловило выбор сочетания процессного и агентного подходов к построению модели оказания медицинских услуг в здравоохранении РФ [2, 5, 6, 7, 8, 9].

На рис. 1 приведена построенная автором агентно-процессная модель оказания медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения.

Моделью определяются показатели деятельности участников, а также показатели самих процессов, эффективность их взаимодействия.

В настоящее время в сфере отечественного здравоохранения осуществляется реализация основного процесса, связанного с оказанием медицинских услуг, в рамках которого происходит взаимодействие между участниками (агентами) - пациентами и медицинскими учреждениями (медицинским персоналом) [2, 8]. Деятельность участников-агентов основных процессов задается следующими показателями: медицинский персонал характеризуется показателями медицинской эффективности и эффективности про-

фессиональной коммуникации с пациентом; пациенты - показателями здоровья и медицинской активности, удовлетворенности обслуживанием в медицинских учреждениях [2, 8].

Реализация основного процесса обеспечивается наличием вспомогательных процессов: производство медицинской продукции, создание медицинских инноваций, подготовка медицинских кадров для сферы здравоохранения [2, 8]. В рамках этих процессов происходит взаимодействие между участниками (агентами) - предприятиями, выпускающими медицинскую продукцию, организациями, осуществляющими НИОКР, образовательными учреждениями. Деятельность участников-агентов вспомогательных процессов и процессов управления характеризуется следующими показателями: а) КР1 (результат, затраты, функционирование, производительность, эффективность); б) поведение во внешней среде (данные показатели определяют стратегию игры на рынке, например, определяющие правила поведения с конкурентами, поставщиками ресурсов и потребителями продукции).

Взаимодействие участников-агентов определяет реализацию основных и вспомогательных процессов оказания медицинских услуг, которые характеризуются следующими показателями: а) состояние и реализация; б) ресурсообеспеченность; в) результативность/эффективность.

Эффективность взаимодействия основного и вспомогательных процессов в сфере здравоохранения определяется показателями их взаимодействия с учетом параметра времени. Взаимодействие двух процессов будет эффективным в случае, если повышение эффективности (результативности) одного ведет к повышению эффективности (результативности) другого на временных промежутках (лагах) 0-5 (выбор данного временного промежутка обусловлен принципами оперативного и стратегического планирования в менеджменте здравоохранения) [2, 4, 5, 6] и при этом уровень устойчивости реализации процесса лежит в допустимых значениях [10].

Управление процессами оказания медицинских услуг осуществляется субъектами управления в сфере здравоохранения, которое строится на сохранении здоровья нации и повышение уровня благополучия населения путем реализации государственной программы развития отечественного здравоохранения до

2020 года и характеризуется показателями эффективности и качества [1, 8].

Алгоритм оценки эффективности взаимодействия основного и вспомогательных процессов в сфере здравоохранения РФ. Главными особенностями реализации всех процессов в сфере отечественного здравоохранения является их социальная

направленность и значительное влияние на них поведения их участников [2]. Это обусловило выбор параметров оценки реализации данных процессов и разработки алгоритма оценки эффективности взаимодействия процессов в сфере здравоохранения РФ.

Рис. 1. Агентно-нроцессная модель оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ

Разработанный алгоритм включает следующие

этапы:

1. Выбор параметров оценка реализации процессов в сфере отечественного здравоохранения (поскольку одна из главных целей функционирования сферы здравоохранения РФ - сохранение здоровья нации, следовательно, в исследовании используются показатели оценки результативности данных процессов).

2. Расчет кросскорреляцнонной функции по временных рядам [11], задающим динамику измене-

лгч >0изначииД!шрч>0,8

) - е отстальных случая:*:

коэффициент кросскорреляции;

ния показателей результативности реализации процессов сферы здравоохранения РФ.

3. Расчет коэффициентов устойчивости по исследуемым временным рядам по методике, приведенной в [10].

4. Оценка эффективности взаимодействия процессов в сфере отечественного здравоохранения. На основании вышесказанного, взаимодействие двух процессов эффективно в случае:

к

УЧ

■ коэффициент устойчивости. 5. Расчет вспомогательных показателей по исследуемым временным рядам для разработки реко-

мендаций по управлению процессами в сфере здравоохранения РФ (наличие/ отсутствие тренда во временном ряде, среднее значение темпа прироста за исследуемый период).

Оценка эффективности взаимодействия основного и вспомогательных процессов в сфере здравоохранения РФ. В качестве оценки результативности реализации основного процесса - процесса оказания медицинских услуг использован показатель «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет», являющийся одним из главных индикаторов здоровья и благополучия нации. Для оценки результативности процесса «Производство медицинской продукции» использован показатель «Счет производства по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг, в текущих ценах, млн. руб.». Реализация процесса «Создание медицинских инноваций» оценивается по показателю «Объем инновационных товаров, работ, услуг (для сферы здравоохранения), тыс. руб.»1. Результативность реализации процесса «Подготовка медицинских кадров» оценивалась по показателю, определяющему количество выпускников средних и высших образовательных учреждений для сферы здравоохранения РФ2.

Для расчетов использованы статистические данные Росстата за период 2009-2014 гг. [3]. На предварительном этапе расчетов выполнена парциальная обработка данных.

На рис. 2 приведена диаграмма, показывающая изменение показателя результативности реализации основного процесса в сфере отечественного здравоохранения.

На рис. 3 приведена диаграмма, показывающая значения результативности реализации вспомогательного процесса «Производство медицинской продукции» в год.

На рис. 4 приведены значения результативности реализации вспомогательного процесса «Создание инноваций медицинских инноваций» в год.

На рис. 5 приведены значения показателя результативности вспомогательного процесса «Подготовка медицинских кадров» в год.

1 Суммарное значение по показателю «объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг включает продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций» по видам деятельности: «Производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото и кинооборудования; часов», «Производство лабораторных, фармацевтических и гигиенических изделий из стекла; производство ампул и прочих изделий из стекла медицинского назначения», «Производство медицинских изделий, включая хирургическое оборудование, и ортопедических приспособлений», «Производство фармацевтической продукции».

2 Данный показатель определяется как сумма по показателям «Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием для сферы «Здравоохранения», тыс. чел.» и ««Подготовка специалистов со высшим профессиональным образованием для сферы «Здравоохранения», тыс. чел.».

Рис. 2. Значения результативности реализации основного процесса в сфере отечественного здравоохранения РФ

Рис. 3. Значения результативности реализации вспомогательного процесса «Производство медицинской продукции»

из *

и 3

о 3 к

5- >- х 3 >■ х

о »■ я х о.

-I 5

£ 2 Е

га

О

100000000 90000000 80000000 70000000 60000000 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000 о

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

ГОДЫ

Рис. 4. Значения результативности реализации процесса «Создание медицинских инноваций»

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Годы

Рис. 5. Значения результативности реализации процесса «Подготовка медицинских кадров»

В табл. 1 приведены показатели эффективно- следовательно анализировалось взаимодействие прости взаимодействия процессов в сфере здравоохране- цессов в сфере здравоохранения РФ в горизонтальной нияРФ. Табл. 1 заполнена следующим образом: по- и вертикальной строках.

Таблица 1

Показатели эффективности взаимодействия процессов в сфере здравоохранения РФ_

Процесс оказания медицинских услуг Производство медицинской продукции Создание медицинских инноваций Подготовка медицинских кадров

Процесс оказания медицинских услуг .' л. '' г ■' Неэффективен (коэф. устойчивости процесса «Производство медицинской продукции» меньше 0,8. Неэффективен (коэф. устойчивости процесса «Создание медицинских инноваций» меньше 0,8. Эффективно, без эффекта запаздывания (лаг 0).

Производство медицинской продукции Связей нет Неэффективен (коэф. устойчивости процессов меньше 0,8) Связей нет

Создание медицинских инноваций Связей нет Неэффективен (коэф. устойчивости процессов меньше 0,8) Связей нет

Подготовка медицинских кадров Эффективно, без эффекта запаздывания (лаг 0). Неэффективен (коэф. устойчивости процессов меньше 0,8). Неэффективен (коэф. устойчивости процессов меньше 0,8)

В табл. 2 приведены вспомогательные значения по исследуемым временным рядам, описывающим результативность реализации процессов сферы здравоохранения РФ.

Таблица 2

Вспомогательные показатели результативности реализации основного и вспомогательных процессов

Процесс Налич/ Средн. знач.

отсут. темпа прироста, %

тренда во врем, ряде

Оказание медицинских услуг Да 0,91

Выпуск медицинской продукции Да 11,36

Создание медицинских инноваций Да 29,60

Подготовка медицинских кадров Нет 3,70

На основании проведенных расчетов можно сделать следующие выводы.

1. Процесс оказания медицинских услуг имеет слабую тенденцию к положительному росту (средний темп прироста равен 0,94 % и характерно наличие тренда). Процессы «Выпуск медицинской продукции» и «Создание медицинских инноваций» имеют наибольшую динамику роста (имеют наибольшие значения среднего темпа прироста результативности), но не устойчивы (табл. 2), что затрудняет управление ими. Процесс «Подготовка медицинских кадров» -устойчивый процесс с незначительной динамикой роста.

2. Взаимодействие эффективно только между процессом оказания медицинских услуг и процессом «Подготовка медицинских кадров». Повышение результативности одного из процессов обеспечивает устойчивое повышение результативности другого процесса. Данная закономерность является проявлением синергетического эффекта между данными процессами и может быть использована для повышения качества и доступности медицинского обслуживания в учреждениях здравоохранения РФ.

3. С применением кросскорряляционного анализа выявлены связи между большинством процессов в сфере отечественного здравоохранения, но данные

процессы не устойчивы, что затрудняет управление ими. Разработка мероприятий по повышению устойчивости вспомогательных процессов таких как «Производство медицинской продукции» и «Создание медицинских инноваций» позволит повысить управляемость процессами в сфере здравоохранения и будет способствовать усилению синергетического эффекта. Этому же способствует и наличие тренда в показателях результативности данных процессов и положительная динамика, задаваемая темпами прироста.

4. Единственный процесс, у которого отсутствует тренд во временном ряде, задающем изменение результативности является процесс «Подготовка медицинских кадров». Это объясняется традиционностью сферы отечественного образования и несильными тенденциями внедрения инновационных технологий. Повышение интенсивности внедрения инновационных технологий в данный процесс при условии сохранения его устойчивости позволит повысить результативность оказания медицинских услуг в здравоохранении РФ.

Заключение. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для разработки механизмов и мероприятий развития отечественного здравоохранения, повышения качества и доступности медицинских услуг населению.

Библиографический список

1. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294 // Портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа://рго§гат8^оу.ги/Ройа1/рго§гат8/ра88рог1/1, свободный.

2. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения: учеб. пособие. [Текст] / А.И. Вялков, Б.А. Райзберг, Ю.В. Шиленко. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2002. - 328 с.

3. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedstat.rii/indicators/start.do, свободный.

4. Казаковцев В.П. Ретроспективный анализ показателей хронической заболеваемости болезнями органов дыхания трудоспособного населения Омской области / В.П. Казаковцев, В.А. Ляпин [Текст] // Вестник современной клинической медицины. - 2013. - Т.6. Вып. 2. - С. 16-22.

5. Куликова, О.М. Сценарное стратегическое планирование: математическая постановка задачи и алгоритм [Текст] // Математические структуры и моделирование. - 2014. - № 4(32). - С. 74-78.

6. Куликова, О.М. Процессный менеджмент: разработка управленческих решений с применением методов эконометрии и теории опционов [Текст] / О.М. Куликова // Математические структуры и моделирование. -2014.-№3(31).-С. 109-120.

7. Куликова О.М. Имитационное моделирование деятельности медицинских учреждений на примере Омска [Текст] / О.М. Куликова, Н.В. Овсянников, В.А. Ляпин // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 4 (18). - С. 219-225.

8. Куликова О.М. Онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ / О.М. Куликова, Г.Д. Боуш // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. -№ 1 (23).-С. 215-220.

9. Овсянников Н.В. Анализ показателей заболеваемости распространенности бронхиальной астмы среди населения Омской области [Текст] / Н.В. Овсянников, В.А. Ляпин и др. // Пульмонология. -2012. - № 1. - С. 79-81.

10. Суслова С.А. Методика региональной оценки экономической устойчивости сельскохозяйственного производства [Текст] / С.А. Суслов, И.В. Громова // Вестник НГИЭИ. - 2012. - № 5. - С. 100-115.

11. Мастер временных рядов [Электронный ресурс] // IBM Knowledge Centre. - Режим доступа: http://www.ibm.com/support/knowledgecenter /SSLVMB_22.0.0/com.ibm.spss.statistics.help/spss/ trends/idh_idd_tab_ vars.htm?lang=ru, свободный.

References

1. Gosudarstvennaja programma razvitija zdravoohranenija Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Postanovle-niem Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. N° 294 [State program of development of health of the Russian Federation. Approved by the government of the Russian Federation of 15.04.2014, No. 294]. Mode of access: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/1.

2. Vjalkov A.I., Rajzberg B.A., Shilenko Ju.V. Upravlenie i jekonomika zdravoohranenija: Uchebnoe posobie [Management and economy of health care: a Training manual]. Moskva, GJeOTAR-MEDIA, 2002, 328 p.

3. Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statisticheskaja sistema [Unified interdepartmental information and statistical system]. Mode of access: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kazakovtsev V.P., Lyapin V.A. Retrospektivnyj analiz pokazatelej hronicheskoj zabolevaemosti boleznjami organov dyhanija. trudosposobnogo naselenija. Omskoj oblasti [Retrospective analysis of indicators of chronic diseases of the respiratory organs of the working-age population of the Omsk region]; Vestnik sovremennoj klinicheskoj mediciny. 2013, vol. 6, no 2, pp. 16-22.

5. Kulikova O.M. Stsenarnoye strategicheskoye planirovaniye: matematicheskaya postanovka zadachi i algoritm [Scenario-based strategic planning: mathematical formulation of the problem and algorithm]. Matematicheskie struktury i modelirovanie. 2014. no 4(32), pp. 74-78.

6. Kulikova O. M. Processnyj menedzhment: razrabotka upravlencheskih reshenij s primeneniem metodov jekonometrii i teorii opcionov [Scenario-based strategic planning: mathematical formulation of the problem and algorithm]. Matematicheskie struktury i modelirovanie. 2014. no 4(32), pp. 74-78.

7. Kulikova O.M., Ovsjannikov N.V., Ljapin V.A. Imitacionnoe modelirovanie dejatel'nosti medicinskih uchrezhdenij na primere Omska [Simulation of activity of medical institutions on the example of Omsk]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2014. no 4(18), pp. 219-225.

8. Kulikova O.M., Boush G.D. Ontologicheskaja model'processnogo upravlenija okazaniem medicinskih uslug v zdravoohranenii RF [The ontological process management model for the provision of medical services in healthcare of the Russian Federation]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2016. no 1 (23), pp. 215-220.

9. Ovsjannikov N.V., Ljapin V.A., Antonov N.S., Avdeev S.N., Bagisheva N.V. Analiz pokazatelej zabolevaemosti rasprostranennosti bronhial'noj astmy sredi naselenija Omskoj oblasti [Analysis of the prevalence of asthma incidence among the population of the Omsk region]. Pul'monologija. 2012. no 1, pp. 79-81.

10. Suslova S.A., Gromova I.V. Metodika regional'noj ocenki jekonomicheskoj ustojchivosti sel'skohozjajstvennogo proizvodstva [Methodology the regional assessment of economic sustainability of agricultural production] VestnikNGIJel. 2012. no 5. pp. 100-115.

11. Master vremennyh rjadov [Master series]. Mode of access: http://www.ibm.com/support/knowledgecenter/SSLVMB_22.0.0/com.ibm.spss.statistics.help/spss/trends/idh_idd_tab_v ars.htm?lang=ru.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE INTERACTION PROCESSES OF THE MEDICAL SERVICES IN THE FIELD OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION

Okxana M. Kulikova,

Ass. Professor, Siberian State Automobile and Highway Academy

Abstract. In the article the algorithm of evaluating the effectiveness of interaction between the main and auxiliary (supporting) processes in the field of national health care. With the application of the developed algorithm revealed that the interaction between the process of medical services and medical training effectively, or other processes do not interact or react ineffectively because of their instability.

Keywords: medical services, basic and auxiliary processes, the health of the Russian Federation.

Сведения об авторе:

Куликова Оксана Михайловна - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Управление качеством и производственными системами» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии «СибАДИ» (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected]. Статья получена редакцией 19.04.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.