Научная статья на тему 'Анализ эффективности высшего образования в Республике Бурятия'

Анализ эффективности высшего образования в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ ВУЗОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / HIGHER EDUCATION / MONITORING OF UNIVERSITIES / REGIONAL ANALYSIS / ECONOMIC GROWTH / ECONOMETRIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева А.Ю.

Экономический рост определяется уровнем образования и нормой отдачи на об-разование. Исследования в этой области направлены лишь на рассмотрение отдачи межрегионального, межстраного уровня, что влечет не эффективное изменение по-ложения дел в образовании. В статье рассмотрено высшее образование в Республике Бурятия. Проведен анализ эффективности деятельности вузов с учетом факторов влияния конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Economic growth is determined by the level of education and rate of return to education. Research in this area are directed only to the impact of inter-regional, mezhstranogo level, which implies that no effective change in the situation in education. The article deals with higher education in the Republic of Buryatia. The analysis of the effectiveness of higher education institutions, taking into account factors influence the competitive environment.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности высшего образования в Республике Бурятия»

УДК 338.1

© А. Ю. Лосева

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Экономический рост определяется уровнем образования и нормой отдачи на образование. Исследования в этой области направлены лишь на рассмотрение отдачи межрегионального, межстраного уровня, что влечет не эффективное изменение положения дел в образовании. В статье рассмотрено высшее образование в Республике Бурятия. Проведен анализ эффективности деятельности вузов с учетом факторов влияния конкурентной среды.

Ключевые слова: высшее образование, мониторинг вузов, региональный анализ, экономический рост, эконометрические показатели.

А. Yu. Losevа

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Economic growth is determined by the level of education and rate of return to education. Research in this area are directed only to the impact of inter-regional, mezhstranogo level, which implies that no effective change in the situation in education. The article deals with higher education in the Republic of Buryatia. The analysis of the effectiveness of higher education institutions, taking into account factors influence the competitive environment.

Keywords: higher education, monitoring of universities, regional analysis, economic growth, econometric indicators.

В настоящее время многие страны имеют хороший уровень благосостояния, при этом межстрановая дифференциация доходов все еще очень высока. Анализируя статистику по развитым и развивающимся странам, легко заметить увеличение этого разрыва. Таким образом, все еще остаются актуальными проблемы основных факторов экономического роста для всей мировой экономики.

Закономерно, что качество рабочей силы главным образом определяется уровнем образования в целом в экономической системе [4, с. 40]. Поэтому в дальнейшем в нашем исследовании будут применяться экономико-математические модели показателей уровня образования и сопряженных показателей. В зависимости от образования находится также уровень научно-технического процесса, который привносит значимый эффект в экономический рост совокупных факторов производства [2, с. 50-67]. Все это доказывается многочисленными статистическими данными исследований.

Для исследования было сокращение масштабов всей страны сначала до Сибирского Федерального округа (СФО) [7], т.к. территория округа составляет 30 % (5114,8 тыс. км2) территории России (второй по размеру, после Дальневосточного федерального округа), также выше были приведены данные о

том, что Восточная Сибирь обладает высокой отдачей на образование. В состав входят 12 развитых субъектов РФ.

По объектам образование округ также не уступает остальным регионам России, находятся Сибирские отделения трех Российских Академий наук:

1. Российской Академии наук (СО РАН),

2. Российской Академии сельскохозяйственных наук (СО РАСХН),

3. Российской Академии медицинских наук (СО РАМН).

В их состав входят научно-исследовательские организации (более 100) и сеть научно-опытных станций.

По данным Росстата число учреждений образования в 2014-2015 учебном году составило:

1. дневных общеобразовательных учреждений — 11168;

2. образовательных учреждений среднего профессионального образования -401;

3. образовательных учреждений высшего профессионального образования (без учета филиалов) — 110.

Большое количество вузов сконцентрировано в Новосибирской (24), Омской (18), Иркутской (14) областях.

Обучаются в этих учреждениях множество студентов и слушателей: в образовательных учреждениях высшего профессионального образования — 755,3 тыс. чел. [6].

Главной отраслью округа является промышленность, которая составляет более 10 % от всей промышленности России, также округ не отстает и по показателям в сельском хозяйстве [8]. Такой положительный округ должен иметь сформированную систему образования для подготовки настоящих специалистов, способных реализовать инновационные задумки по развитию не только регионов, но и России.

Для рассмотрения отдачи на высшее образование был выбран средний регион СФО, для которого будет проводиться среднее значение и уже в дальнейшем такое исследование станет основой анализа других регионов.

Так на территории Бурятии осуществляют свою деятельность 5 государственных вуза (ФГБОУ ВПО): «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», «Бурятский государственный университет», «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Ф. Р. Филиппова). Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Байкальский экономико-правовой институт». И это лишь основная часть вузов, также имеется 2 негосударственных вуза и множество филиалов вузов Российской Федерации (более 11) [1, с. 110].

По данным Бурятстата, количество студентов, обучающихся в вузах Бурятии, росло до 2009 г. (48, 8 тыс. чел.), в 2013 г. — 38,8 тыс. чел. Наивысшее число выпускников наблюдается в 2010 г. (более 10 тыс. чел.) [8].

Все высшие учебные заведения Республики Бурятия проводят подготовки по множеству направлений: социального, экономического, гуманитарного профилей. Специалисты получают образование в области землеустройства,

биотехнических систем, инженерии, строительства (зданий, самолетов, вертолетов, транспортно-технологических комплексов), информационных технологий, математическое обеспечение, экономики и др. [3, с. 42-50].

Все образовательные программы в настоящее время скорректированы под реальные нужды региона и связаны с приоритетами социально-экономического развития Бурятии.

Проанализируем основные факторные показатели по основным 4 вузам Бурятии.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет» (БГУ) основано в 1995 г. [6].

Таблица 1

Результаты мониторинга БГУ

Показатель 2014 год 2015 год

Показатель эффективности (из 7 баллов) 5 5

Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 60,31 56,15

Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 62,23 60,92

Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 58,73 52,76

Средний по всем специальностям минимальный балл 43,21 43,37

ЕГЭ зачисленных на очное отделение

Количество студентов 9754 9497

Очное отделение 6059 6120

Очно-заочное отделение 75 69

Заочное отделение 3620 3308

По результатам мониторинга общий показатель эффективности не изменился (табл.1). Средние баллы к зачислению понизились, что свидетельствует о недостаточного контингента с высокими баллами для поступления. Количество студентов тем самым увеличилось только по очному отделению.

Таблица 2

Показатели мониторинга эффективности деятельности БГУ 2015 г.

№ Наименование показателя Значение Пороговое зна- Изменение

показа- чение относительно

теля прошлого года

1. Образовательная деятельность 56,33 60 -7,2 % (60,72)

2. Научно-исследовательская деятельность 93,8 51,28 +45,'/ % (64,37)

3. Международная деятельность 1,89 1 +16,0 % (1,63)

4. Финансово-экономическая деятельность 1501,05 1327,57 -7,4 % (1620,27)

№ Наименование показателя Значение показателя Пороговое значение Изменение относительно прошлого года

5. Заработная плата ППС 130,07 125 —

6. Трудоустройство 70 75 —

7. Дополнительный показатель 5,12 2,78 -0,2 % (5,13)

По показателям эффективности деятельности БГУ (табл. 2) не достиг порогового значения по таким направлениям, как образовательная деятельность и трудоустройство. Таким образом, необходимо усилить мероприятия по этим направлениям.

Рассматривая БГУ в системе подготовке кадров в Бурятии, приходим к выводу о том, что большой удельный вес контингента, приведенного в организации, дают такие реализуемые направления: Здравоохранение, Математика и механика, Физика и астрономия, Химия, Биологические науки, Прикладная геология, Фармация, Языкознание и литературоведение, Философия, Теология, Физическая культура и спорт.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» основано в 1962 г. [6].

Таблица 3

Показатели мониторинга ВСГТУ

Показатель 2014 2015

год год

Показатель эффективности (из 7 баллов) 4 5

Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и 54.29 53.18

формам обучения

Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 56.91 55.12

Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерче- 52.92 51.7

ской основе

Средний по всем специальностям минимальный 43.45 43.25

балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение

Количество студентов 11233 10410

Очное отделение 5949 5891

Очно-заочное отделение 0 0

Заочное отделение 5284 4519

Из таблицы 3 видно, что показатель эффективности ВСГТУ увеличился на 1 балл. Зато по остальным показателям наблюдается уменьшение: по средним баллам это объясняется так же, как и для БГУ, но при этом во ВСГТУ нет роста контингента студентов.

По эффективности деятельности (табл. 4) так же, как и для БГУ не выполнены показатели по образовательной деятельности и трудоустройству. ВСГТУ отличился по международной деятельности, достигнув показателя 4,69, по финансово-экономической деятельности (прирост 16,5 %).

Таблица 4

Показатели мониторинга эффективности деятельности ВСГТУ 2015 г.

№ Наименование показателя Значение показателя Пороговое значение Изменение относительно прошлого года

1. Образовательная деятельность 53,34 60 -2,0 % (54,44)

2. Научно-исследовательская деятельность 75,04 51,28 -24,0 % (98,77)

3. Международная деятельность 4,69 1 +25,1 % (3,75)

4. Финансово-экономическая деятельность 1948,99 1327,57 +16,5 % (1672,31)

5. Заработная плата ППС 131,88 125 -

6. Трудоустройство 70 75 -

7. Дополнительный показатель 4,75 2,78 +8,9 % (4,36)

ВСГУТУ предоставил контингент студентов, входящих в систему подготовки кадров в Бурятии, в основном по таким направлениям: Металлургия, Авиационная и ракетно-космическая техника, Приборостроение, Автоматика и управление, Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, Техносферная безопасность и природообустройство, Технологии легкой промышленности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» основано в 1931 г. [6].

Проведенный Министерством образования и науки мониторинг эффективности (табл. 5) показывает, что БГСХА имеет высокий балл эффективности — 6 из 7. По остальным показателям наблюдается уменьшение, средний балл ЕГЭ вообще снизился по всему региону, и имеет наименьшее значение именно в БГСХА, что говорит о мерах привлечения недостающего контингента студентов. Количество студентов меньше, чем в БГУ и ВСГТУ.

Таблица 5

Мониторинг БГСХА

Показатель 2014 год 2015 год

Показатель эффективности (из 7 баллов) 2 6

Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 55,44 51,25

Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 54,93 52,2

Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 58,08 50,24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний по всем специальностям минимальный балл 37,14 36,72

ЕГЭ зачисленных на очное отделение

Количество студентов 9015 8048

Очное отделение 2956 2973

Очно-заочное отделение 0 0

Заочное отделение 6059 5075

Таблица 6

Показатели мониторинга эффективности деятельности БГСХА 2015 г.

№ Наименование показателя Значение показателя Пороговое значение Изменение относительно прошлого года

1. Образовательная деятельность 51,35 60 -8,3 % (56)

2. Научно-исследовательская деятельность 127,91 51,28 +29,6 % (98,68)

3. Международная деятельность 1,73 1 +214,5 % (0,55)

4. Финансово-экономическая деятельность 1374,56 1327,57 +54,9 % (887,44)

5. Заработная плата ППС 126,73 125 -

6. Трудоустройство 75 75 -

7. Дополнительный показатель 3,73 2,78 +16,2 % (3,21)

БГСХА по эффективности деятельности не достиг порогового значения по образовательной деятельности, однако по показателю трудоустройство имеет значительное конкурентное положение (табл. 6).

Вклад БГСХА в систему подготовки кадров не имеет достаточного показателя, но в значительной мере направляет в организации студентов направлений: Сельское и рыбное хозяйство, Геодезия и землеустройство, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» основано в 1960 г. [6].

Таблица 7

Мониторинг ВСГАКИ

Показатель 2014 год 2015 год

Показатель эффективности (из 7 баллов) 6 6

Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 55.45 53.5

Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 54.82 54.09

Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 60.82 55.12

Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 41.34 45.03

Количество студентов 3732 3203

Очное отделение 1184 1095

Очно-заочное отделение 0 11

Заочное отделение 2548 2097

Исходя из мониторинга ВСГАКИ (табл. 7), можно выделить такую особенность как незначительное понижение среднего балла ЕГЭ, хотя и количество студентов снизилось не на много (всего на 14,2 %). Общий показатель эффективности высокий и остался неизменным (6 баллов).

Таблица 8

Показатели мониторинга эффективности деятельности ВСГАКИ 2015 г.

№ Наименование показателя Значение пока- Пороговое Изменение отно-

зателя значение сительно прошлого года

1. Образовательная деятельность 62,73 60 -0,'/ % (63,17)

2. Научно-исследовательская деятельность 180,72 51,28 +110,1 % (86,02)

3. Международная деятельность 1,48 1 -9,2 % (1,63)

4. Финансово-экономическая деятельность 1692,07 1327,57 +17,3 % (1442,25)

5. Заработная плата ППС 124,66 125 -

6. Трудоустройство 75 75 -

7. Дополнительный показатель 67,9 51 +11,1 % (ЯЛ)

В разрезе деятельности эффективность достигнута по всем видам деятельности (табл. 8), что говорит о высоком уровне развития и координации образовательного учреждения. ВСГАКИ по определению является наиболее эффективным вузом Республики Бурятия, хотя и имеются снижения показателей в сравнении с предыдущим годом.

ВСГАКИ вложил свой вклад в подготовку кадров по таким направлениям как: Культура и искусство, Искусствознание, Культуроведение и социокультурные проекты, Сценические искусства и литературное творчество, Музыкальное искусство.

Сравнительный анализ по этим 4 вузам Республики Бурятия показал:

1. Каждый вуз имеет неплохой показатель общей эффективности (от 4 до 6). Наиболее эффективными являются БГСХА и ВСАГИ.

2. По видам деятельности вузы Бурятии не достигают порогового значения по образовательной деятельности и трудоустройству, кроме ВСГАКИ, которое перевалило порог по всем видам деятельности.

3. Каждый вуз имеет значение в системе подготовке кадров региона. По исследованным данным видно, что вузы готовят студентов по основным направлениям, которые практически не пересекаются по всем вузам в доле контингента студентов, приведенных в организации.

Перспективами в высшем образовании Республики Бурятия мероприятия по интеграции университетов, институтов, как между собой, так и с сектором экономики. Такое развитие определит настоящих специалистов реально готовых работать в условиях быстрого развития региона [5, С. 48-50].

Дальнейшее исследование будет вестись по статистически и динамическим данным этих вузов, будут проведены анализ и мониторинг экономической отдачи на образование, рассмотрены влияние факторов экономического роста. Также будут предложены меры по увеличению нормы отдачи на образование для эффективного экономического роста как региона, так и всей России.

Литература

1. Баионова О. А. О мониторинге официальных сайтов высших учебных заведений // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2014. №1.С. 110-114.

2. Левашова О. Е. Инвестиции в человеческий капитал и их отдача в современной российской экономике (на примере образования) / Магистерская диссертация. М.: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Факультет экономики, 2011. 91с.

3. Образование в Российской Федерации: 2010: ст. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 241 с.

4. Ощепков А. Ю. Что влияет на отдачу от образования: межрегиональный анализ. М.: Экономический журнал ВШЭ. 2011. №1. С. 34-49.

5. Цыренов Д. Д. Институт образования и рынок труда: качественное и количественное взаимодействие // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2014. № 1. С. 42-55.

6. Министерство образования и науки Республики Бурятия / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu03.ru/education/professional/higher

7. Сибирский Федеральный округ / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibfo.ru

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия / Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://burstat.gks.ru

Лосева Анна Юрьевна, магистрант Институт экономики и управления Бурятский государственный университет, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: anyta948@yandex.ru.

Losev Anna Yurevna, Institute of Economies and Management, Buryat State University, 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.