Научная статья на тему 'Анализ эффективности управления земельными ресурсами региона на основе применения методики комплексного (кластерного) зонирования территорий (на примере земель сельскохозяйственного назначения)'

Анализ эффективности управления земельными ресурсами региона на основе применения методики комплексного (кластерного) зонирования территорий (на примере земель сельскохозяйственного назначения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1070
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зонирование / кластерное зонирование / муниципальные образования / управление земельными ресурсами / кластеризация / региональное управление / zoning / cluster zoning / municipali􏰀es / land management / clustering / regional management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антропов Дмитрий Владимирович, Комаров Станислав Игоревич

В системе управления земельными ресурсами необходимы разработки теоретических и методических положений эффективной системы управления земельными ресурсами, в том числе и на основе научно обоснованной системы зонирования территорий. Зонирование территорий необходимо рассматривать в нескольких аспектах: как правовой институт, как механизм регулирования хозяйственной и иной деятельности и как функцию управления. С точки зрения последнего, в том числе при информационном обеспечении процесса управления земельными и природными ресурсами региона, учета его региональных особенностей, необходимо использование инструментария, позволяющего организовать или наглядно объединить имеющиеся разнородные данные в наглядную информацию, позволяющую принять эффективное управленческое решение на уровне региона. Авторами сформулированы основные этапы осуществления такого вида зонирования территории для земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области, осуществлен сбор и группировка информации по объектам исследуемого региона и проведена кластеризация на основе расчета коэффициента экономической эффективности, с использованием ГИС-системы построена картограмма выделенных кластеров. Необходимо понимать, что состав факторов, их влияние в каждом регионе может быть различно, поэтому данный перечень факторов является открытым (региональные особенности) и должен определяться при осуществлении исследования конкретного региона. По результатам анализа на примере Оренбургской области в кластер высокоэффективных попало 14 объектов исследования (административных районов), в кластер эффективных — 8 объектов, к кластерам неэффективных и критических по результатам анализа были отнесены 13 районов. Очевидно, что первоочередное внимание региона должно быть сосредоточенно именно на этих проблемных кластерах, проанализированы причины неэффективности и приняты меры с целью повышения использования земель сельскохозяйственного назначения в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антропов Дмитрий Владимирович, Комаров Станислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the eff ectiveness of the management of land resources in the region on the basis of the methodology of integrated (cluster) zoning of territories (for example, agricultural land)

In the land administra􏰀on system, it is necessary to develop theore􏰀cal and methodological provisions for an effec􏰀ve land management system, including and on the basis of a scien􏰀fically based zoning system. Zoning of territories should be considered in several aspects: as a legal ins􏰀tu􏰀on, as a mechanism for regula􏰀ng economic and other ac􏰀vi􏰀es and as a func􏰀on of management. From the point of view of the la􏰁er, incl. while providing informa􏰀on support to the process of managing the land and natural resources of the region, taking into account its regional peculiari􏰀es, it is necessary to use tools that allow organizing or visually combining the existing heterogeneous data into visual informa􏰀on allowing to make an effec􏰀ve management decision at the regional level. The authors formulated the main stages of the implementa􏰀on of this type of zoning of the territory for agricultural land in the Orenburg region, the collec􏰀on and grouping of informa􏰀on on the objects of the inves􏰀gated region and clustering based on the calcula􏰀on of the economic efficiency factor was carried out using a GIS system a map of the selected clusters was constructed. It is necessary to understand that the composi􏰀on of the factors, their influence in each region may be different, therefore this list of factors is open (due to the presence of regional peculiari􏰀es) and should be determined in the implementa􏰀on research of a specific region. Based on the results of the analysis, 14 research objects (administra􏰀ve districts) were found to be effec􏰀ve in the cluster of the Orenburg region, eight effec􏰀ve objects were in the cluster, 13 regions were classified as inefficient and cri􏰀cal according to the analysis results. Obviously, the region’s top priority should be focused on the objects from these problem clusters, the causes of inefficiency are analyzed and measures are taken to increase the use of agricultural land in them.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности управления земельными ресурсами региона на основе применения методики комплексного (кластерного) зонирования территорий (на примере земель сельскохозяйственного назначения)»

УДК 332.624 001: 10.24411/2587-6740-2018-15069

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО (КЛАСТЕРНОГО) ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-001-00001

Д.В. Антропов, С.И. Комаров

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия

В системе управления земельными ресурсами необходимы разработки теоретических и методических положений эффективной системы управления земельными ресурсами, в том числе и на основе научно обоснованной системы зонирования территорий. Зонирование территорий необходимо рассматривать в нескольких аспектах: как правовой институт, как механизм регулирования хозяйственной и иной деятельности и как функцию управления. С точки зрения последнего, в том числе при информационном обеспечении процесса управления земельными и природными ресурсами региона, учета его региональных особенностей, необходимо использование инструментария, позволяющего организовать или наглядно объединить имеющиеся разнородные данные в наглядную информацию, позволяющую принять эффективное управленческое решение на уровне региона. Авторами сформулированы основные этапы осуществления такого вида зонирования территории для земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области, осуществлен сбор и группировка информации по объектам исследуемого региона и проведена кластеризация на основе расчета коэффициента экономической эффективности, с использованием ГИС-системы построена картограмма выделенных кластеров. Необходимо понимать, что состав факторов, их влияние в каждом регионе может быть различно, поэтому данный перечень факторов является открытым (региональные особенности) и должен определяться при осуществлении исследования конкретного региона. По результатам анализа на примере Оренбургской области в кластер высокоэффективных попало 14 объектов исследования (административных районов), в кластер эффективных — 8 объектов, к кластерам неэффективных и критических по результатам анализа были отнесены 13 районов. Очевидно, что первоочередное внимание региона должно быть сосредоточенно именно на этих проблемных кластерах, проанализированы причины неэффективности и приняты меры с целью повышения использования земель сельскохозяйственного назначения в них.

Ключевые слова: зонирование, кластерное зонирование, муниципальные образования, управление земельными ресурсами, кластеризация, региональное управление

В России управление земельными ресурсами является одной из ключевых проблемой, которая до последнего времени не нашла окончательного решения. Это, в свою очередь, связано с решением вопроса о путях экономического и политического развития России, которые обеспечат наиболее эффективное использование земельных ресурсов страны. С этой целью в системе управления земельными ресурсами необходимы разработки теоретических и методических положений эффективной системы управления земельными ресурсами, в том числе и на основе научно обоснованной системы зонирования территорий.

Институт зонирования территорий сформировался в результате необходимости разработки механизмов управления земельными ресурсами, регулирования отношений по использованию земельных участков, обусловленной различными государственными и общественными процессами (урбанизация, научно-технический прогресс, расширение промышленных производств, повлекших загрязнение окружающей природной среды, и т.д.) [2]. В различных нормативно-правовых документах упоминаются земельно-оценочное, кадастровое, градостроительное, функциональное, территориальное, экологическое, экономическое, сельскохозяйственное и другие виды зонирования или различные зоны.

16 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (36!

При этом необходимо отметить, что некоторые виды зонирования могут пересекаться на одной территории, иметь пространственные (имеют границы документарные, в том числе и закрепленные на местности) и временные признаки (срок, период существования). Таким образом, поскольку в теории и практике управления земельными ресурсами отсутствуют более или менее устоявшиеся взгляды на зонирование территорий в целом и унифицированная терминология (в основном авторы рассматривают различные виды зонирования территорий в отдельности), полноценное и, что более важно, согласованное законодательство о зонировании, то необходим более широкий подход, который позволит рассматривать систему зонирования территорий комплексно и системно, с учетом его межотраслевого характера, что позволит систематизировать и увязать между собой различные виды зонирования территорий.

Поэтому зонирование территорий необходимо рассматривать в нескольких аспектах: как правовой институт, как механизм регулирования хозяйственной и иной деятельности и как функцию управления [2, 3, 4].

С точки зрения последнего, в том числе при информационном обеспечении процесса управления земельными и природными ресурсами региона, учета его региональных особенностей необходимо использование ин-

2018

струментария, позволяющего организовать или наглядно объединить имеющиеся разнородные данные (показатели системы управления земельными ресурсами) в наглядную информацию, позволяющую принять эффективное управленческое решение на уровне региона. Следовательно, можно сделать вывод о пригодности кластерного анализа и методов кластеризации информации при зонировании территорий. Такой вид зонирования территории должен получить название комплексного зонирования территории на основе кластерного анализа, в основу которого могли бы быть положены факторы, оказывающие влияние на систему управления земельными ресурсами региона, а критерием или критериями зонирования может выступать один результирующий показатель или набор критериев, например коэффициент экономической эффективности или показатели социально-экономического развития [9, 10].

При этом в долгосрочном развитии любого региона Российской Федерации выявление и стимулирование развития возникающих кластеров, полученных в результате кластерного зонирования, должно рассматриваться как одно из важнейших направлений формирования устойчивой формы управления и контроля за использованием территории, средство политической власти, направленное на динамичное и устойчивое развитие территорий,

www.mshj.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

.«А".

•/V

привлечение инвестиции, стимулирование деловой активности, повышение прозрачности земельного рынка, улучшение условий жизни населения и т.п. [10].

Ранее авторами в общем виде были сформулированы основные этапы осуществления такого вида зонирования территории, которые включали: сбор и группировку информации по муниципальным образованиям исследуемого региона, осуществление самой кластеризации на основе различных методов, построение картограммы на основе применения современных ГИС-технологий, проведение анализа полученных результатов и выявление сильных и слабых сторон каждого кластера, формирование предложений по повышению эффективности управления земельными ресурсами в каждом кластере и путей его дальнейшего развития с точки зрения региона [10].

В своих исследованиях авторы рассматривали возможность применения различных методов кластерного анализа в системе управления земельными ресурсами в целом, без учета принципа категоризации земель, поэтому в данной статье была поставлена задача показать возможность использования предлагаемой методики комплексного зонирования для управления землями отдельных категорий земельного фонда на уровне региона.

По мнению авторов, при анализе системы управления земельными ресурсами земель сельскохозяйственного назначения необходимо использовать метод комплексного зонирования (коэффициента эффективности), поскольку земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особо ценную категорию земель, обладают специфическими особенностями, играют особую роль в экономике государства (особенно в условиях осуществления санкционной политики), являются основой продовольственной и сырьевой безопасности страны. При выполнении данного вида анализа будет необходимо учитывать большое количестве факторов, значимость которых сильно различается. Одним из главных вопросов здесь является правильный выбор результирующего показателя и отбор факторов, оказывающих влияние (имеющих связь с результирующим показателем).

Под факторами, влияющими на развитие и эффективность, следует понимать внешние и внутренние условия, обусловливающие результат и перспективы хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Значительное влияние оказывают экономические, социальные, правовые, экологические, технические и технологические факторы [6, 10, 11, 12].

Таким образом, для проведения кластерного зонирования региона по муниципальным образованиям могут быть отобраны следующие показатели (характерные для всех регионов): площадные показатели (например, площадь муниципального образования, площадь сельхозугодий и т.д.); экологические показатели (текущие затраты на охрану окружающей среды, количество объектов, имеющих стационарные источники выбросов, количество выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ, продолжительность безморозного периода, среднегодовое количество осадков, высота снежного покрова); экономические

показатели (объем производства продукции сельского хозяйства, объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека, среднемесячные денежные доходы на душу населения); расстояние до регионального центра; население (плотность и численность); протяженность автомобильных дорог; стоимостные показатели (рыночная стоимость земельных участков, средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель сельскохозяйственного назначения); показатели эффективности работы системы управления земельными ресурсами (количество протоколов об административных правонарушениях, сумма штрафов, количество поступивших в управление Рос-реестра материалов проверок, проведенных в рамках муниципального контроля, распределение обращений в государственный фонд данных землеустройства, сведения о количестве и качестве материалов муниципального земельного контроля, количество переводов земель из категории в категорию по районам, налоги по результатам проведения кадастровой оценки); показатели эффективности работы Росреестра (количеств поставленных на учет объектов недвижимости, количество зарегистрированных сделок, количество земельных участков, по которым получены сведения о регистрации прав, количество земельных участков, в характеристики которых были внесены изменения и количество кадастровых выписок о внесении изменений, количество отказов в проведении государственного кадастрового учета, количество кадастровых выписок, паспортов и кадастровых планов территории, подготовленных по запросам заявителей) [10].

При этом состав факторов, их влияние в каждом регионе может быть различно, поэтому данный перечень факторов является открытым (в связи с наличием региональных особенностей, например, зональностью, почвенными условиями, влиянием водной и ветровой эрозии и др.) и должен определяться при осуществлении исследования конкретного региона.

Приведем некоторые результаты проведенного нами исследования и осуществления комплексного зонирования земель сельскохозяйственного назначения Оренбургской области для целей управления земельными ресурсами. Земельные ресурсы Оренбургского региона представлены в основном землями сельскохозяйственного назначения (общая площадь земель сельскохозяйственного назначения региона составляет более 10,9 млн га (881%) от всей площади территории области), а на территорию области приходится около 3% всех сельскохозяйственных угодий в стране. В общую площадь этой категории земель вошли площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными), собственники которых использовали земли, не вступая в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами и без оформления права собственности на земельный участок, выделенный в счет земельной доли [14].

Нами был проведен анализ системы управления в муниципальных образованиях по следующим показателям: посевная площадь озимой и яровой пшеницы (га); фактический сбор урожая озимой и яровой пшеницы со

всей площади (ц); урожайность озимой и яровой пшеницы (ц/га); аренда государственных и муниципальных земель с учетом всех форм арендной платы (количество сделок); аренда государственных и муниципальных земель с учетом всех форм арендной платы, площадь участков (га); продажа земельных участков гражданами и юридическими лицами (количество сделок); продажа земельных участков гражданами и юридическими лицами, площадь участков (га); аренда государственных и муниципальных земель в виде твердой суммы платежей (количество сделок); аренда государственных и муниципальных земель в виде твердой суммы платежей, площадь участков (га); продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления (количество сделок); продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления, площадь участков (га); поставлено на кадастровый учет (количество долей); поставлено на кадастровый учет, площадь долей (га); проведена государственная регистрация (количество долей); проведена государственная регистрация, площадь долей (га); проведено межевание (количество долей); проведено межевание, площадь долей (га); общее количество долей; общая площадь долей (га); ставка земельного налога в % от кадастровой стоимости для земельных участков.

Для проведения анализа эффективности системы управления сельскохозяйственного землепользования были определены факторы, влияющие на результативный показатель на основе парной корреляции (табл. 1). В дальнейшем в расчетную модель включены факторы с коэффициентом корреляции больше 0,3 по модулю, так как при коэффициенте корреляции меньше 0,3 связь между результативным показателем и фактором слабая. В качестве результативного показателя был выбран фактический сбор урожая озимой и яровой пшеницы со всей площади (ц).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что существенное влияние на систему управления землями сельскохозяйственного назначения Оренбургской области оказывают такие факторы, как площадь, урожайность озимой и яровой пшеницы, сделки с землей (их количество, активность земельного оборота), а также сведения о постановке на кадастровый учет земельных участков (качество ведения единого государственного реестра недвижимости и кадастровой деятельности), в том числе земельных долей (особенность региона). На рисунке 1 представлено графическое отображение сравнения расчетного и фактического значения результирующего показателя.

На основе полученных результатов в дальнейшем были определены значения коэффициента экономической эффективности по методологии проф. С.А. Гальченко [5, 6, 7, 13]. В таблице 2 приведен фрагмент полученных результатов.

Отталкиваясь от полученных данных, а также основываясь на ранее проведенных нами исследованиях по теории и методологии комплексного зонирования [10] были определены интервальные значения для формирования кластеров (табл. 3).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (365) / 2018

Таблица 1

Перечень отобранных факторов, показатели расчета парной корреляции и расчетной модели

Факторы Коэффициент корреляции, r Использование фактора для построения модели (да/нет) Использовать в модели (да/нет)

Посевная площадь озимой и яровой пшеницы за 2012 г., га 0,6 да Х1

Урожайность озимой и яровой пшеницы за 2012 г., ц/га 0,6 да Х2

Аренда государственных и муниципальных земель с учетом всех форм арендной платы, количество сделок 0,2 нет нет

Аренда государственных и муниципальных земель с учетом всех форм арендной платы, площадь, га 0,5 да Х3

Продажа земельных участков гражданами и юридическими лицами, количество сделок 0,01 нет нет

Продажа земельных участков гражданами и юридическими лицами, площадь, га -0,1 нет нет

Аренда государственных и муниципальных земель в виде твердой суммы платежей, количество сделок 0,2 нет нет

Аренда государственных и муниципальных земель в виде твердой суммы платежей, площадь, га 0,5 да Х4

Продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления, количество сделок -0,1 нет нет

Продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления, площадь, га -0,1 нет нет

Поставлено на кадастровый учет, количество долей 0,7 да Х5

Поставлено на кадастровый учет, площадь земельных участков, га 0,5 да Х6

Проведена госрегистрация, количество долей 0,5 да Х7

Проведена госрегистрация, площадь земельных участков, га 0,3 нет -

Проведено межевание, количество долей 0,7 да Х8

Проведено межевание, площадь земельных участков, га 0,5 да Х9

Общее количество земельных долей 0,6 да Х10

Общая площадь, га 0,4 да Х11

Ставка земельного налога, % от кадастровой стоимости для земельных участков -0,1 нет нет

Модель

ППрасч = -148785,9 + 3,85 Х1+ 33926,86 Х2 + 0,50 Х3 + 1,07 Х4 + 2,95 Х5 + 0,50 Х6 - 21,33 Х7 - 7,74 Х8 + 0,81Х9 + 15,85 Х10 - 1,06 Х11 Критерий Фишера — F=31,47 Коэффициент детерминации — R2 = 0,93

В кластер высокоэффективных попало 14 объектов исследования (административных районов — как единого государственного управления на уровне региона), в кластер эффективных — 8 объектов, что вместе составляет 65% от общего числа объектов исследования. Большинство таких объектов (наиболее эффективных) располагается вокруг (около) регионального центра и крупных городов (Оренбург, Орск, Сорочинск, Бузулук), что подтверждает тезис о тяготении производства к городским агломерациям и населенным пунктам, а также в западной части области. К кластерам неэффективных и критических по результатам анализа были отнесены 13 районов (35%) (рис. 2). Очевидно, что первоочередное внимание региона должно быть сосредоточенно именно на объектах из этих кластеров, проанализированы

Таблица 2

Определение коэффициента эффективности системы управления сельскохозяйственного землепользования Оренбургской области (фрагмент)

Выделенные кластеры в Оренбургской области

Наименование объекта(района) Коэффициент эффективности, К

Абдулинский (9) 1,016

Адамовский (33) 0,934

Акбулакский (27) 0,206

Александровский(18) 1,024

Асекеевский(6) 1,795

Беляевский(26) 1,207

Бугурусланский (2) 1,500

Оренбургский (22) 1,806

Первомайский (5) 0,646

Переволоцкий(19) 1,264

Пономаревский (14) 1,507

Ясненский (34) 0,121

Таблица 3

Название группы Значение интервала Входящие районы

Высокоэффективные Более 1,5 Асекеевский (6), Бугурусланский (2), Бузулукский (3), Кваркенский (23), Кувандыкский (28), Новосергеевский (15), Октябрьский (20), Оренбургский (22), Пономаревский (14), Сакмарский (21), Саракташский (25), Сорочинский (12), Ташлинский (13), Тюльганский (24)

Эффективные 1,1-1,5 Абдулинский (9), Александровский (18), Беляевский (26), Гайский (29), Грачевский (7), Красногвардейский (11), Матвеевский (10), Переволоцкий (19)

Неэффективные 0,5-1,0 Адамовский (33), Илекский (16), Курманаевский (4), Новоорский (31), Первомайский (5), Северный (1)

Критические Менее 0,5 Акбулакский (27), Домбаровский (32), Светлинский (35), Соль-Илецкий (23), Тоцкий (8), Шарлыкский (17), Ясненский (34)

1B

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 И расчет ♦ факт

Рис. 1. Сравнение расчетного и фактического значения результирующего показателя

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (365) / 2018

Рис. 2. Результаты кластеризации Оренбургской области

www.mshj.ru

о

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

.Uí. •о*

^txw

причины неэффективности и приняты меры, в том числе административного характера, с целью повышения использования земель сельскохозяйственного назначения в них.

Таким образом, после проведенного анализа можно определить влияние факторов и основные направления повышения эффективности, на которых необходимо сосредоточить внимание, оказывая влияние на один из факторов имеющих прямую или обратную связь с результирующим показателем.

Литература

1. Российская Федерация. Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25.10.2001 (ред. от 03.07.2016) № 136 // Правовая система «Консультант плюс», 2016.

2. Варламов А.А., Антропов Д.В. Зонирование территорий: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Варламова. М.: Форум, 2016. 207 с.

3. Варламов А.А. Экономика и экология землепользования: в 2 т. Т. 1. Теоретические основы системы землепользования. М.: ООО ИД «Фолиум», 2015. 204 с.: ил.

4. Варламов А.А. Экономика и экология землепользования: в 2 т. Т. 2. Формирование и обоснование объектов системы землепользования. М.: ООО ИД «Фолиум», 2015. 254 с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гальченко С.А. Эффективность системы государственного земельного кадастра различных административно-территориальных уровней: монография. М.: МГИУ, 2003. 157 с.

6. Варламов А.А., Гальченко С.А., Клюшин П.В. Состояние сельского хозяйства России и совершенствование сельскохозяйственного землепользования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2015. № 4 (124). С. 6-15.

7. Жданова Р.В. Эффективность управления сельскохозяйственным землепользованием муниципальных образований на основе кадастровой информации (на примере Воронежской области): дис. ... канд. экон. наук. М.: ГУЗ, 2010. 162 с.

8. Иванов Н.И. Планирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны в субъектах Российской Федерации (на примере Центрального Федерального округа): монография. М.: ГУЗ, 2014. 280 с.

9. Комаров С.И., Полякова Т.О., Савельева Е.Б. Интегральный подход к зонированию территории

региона для целей управления земельными ресурсами // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 10 (433). С. 190-202.

10. Комаров С.И., Антропов Д.В. Методы кластерного зонирования территорий региона для целей управления земельными ресурсами // Вестник УрФУ. Серия Экономика и управление. 2017. № 1. С. 66-85.

11. Носов С.И., Филимошин А.Р. Вопросы управления землепользования с учетом оценки качества и зонирования земель (на примере Тамбовской области) // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. № 14 (100). С. 38-46.

12. Папаскири Т.В., Федоринов А.В. Природно-ре-сурсный потенциал и агроэкологическая оценка агро-ландшафта // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2011. № 6 (78). С. 70-75.

13. Рассказова А.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного землепользования в регионе (на материалах Московской области): дис. ... канд. экон. наук. М.: ГУЗ, 2006. 186 с.

14. Чибилев А.А. (мл.) Земельные ресурсы Оренбургской области как стратегические ресурсы устойчивого развития региона // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. № 31. С. 62-67.

Об авторах:

Антропов Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ОРСЮ: http://orcid.org/ 0000-0002-8834-7767, [email protected]

Комаров Станислав Игоревич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ОРСЮ: http://orcid.org/ 0000-0002-3136-1058, [email protected].

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE MANAGEMENT OF LAND RESOURCES IN THE REGION ON THE BASIS OF THE METHODOLOGY OF INTEGRATED (CLUSTER) ZONING OF TERRITORIES (FOR EXAMPLE, AGRICULTURAL LAND)

D.V. Antropov, S.I. Komarov

State university of land use planning, Moscow, Russia

In the land administration system, It Is necessary to develop theoretical and methodological provisions for an effective land management system, Including and on the basis of a scientifically based zoning system. Zoning of territories should be considered in several aspects: as a legal institution, as a mechanism for regulating economic and other activities and as a function of management. From the point of view of the latter, incl. while providing information support to the process of managing the land and natural resources of the region, taking into account its regional peculiarities, it is necessary to use tools that allow organizing or visually combining the existing heterogeneous data into visual information allowing to make an effective management decision at the regional level. The authors formulated the main stages of the implementation of this type of zoning of the territory for agricultural land in the Orenburg region, the collection and grouping of information on the objects of the investigated region and clustering based on the calculation of the economic efficiency factor was carried out using a GIS system a map of the selected clusters was constructed. It is necessary to understand that the composition of the factors, their influence in each region may be different, therefore this list of factors is open (due to the presence of regional peculiarities) and should be determined in the implementation research of a specific region. Based on the results of the analysis, 14 research objects (administrative districts) were found to be effective in the cluster of the Orenburg region, eight effective objects were in the cluster, 13 regions were classified as inefficient and critical according to the analysis results. Obviously, the region's top priority should be focused on the objects from these problem clusters, the causes of inefficiency are analyzed and measures are taken to increase the use of agricultural land in them. Keywords: zoning, cluster zoning, municipalities, land management, clustering, regional management.

References

1. Of the Russian federation. Of the Russian Federa-tion.The land code of the Russian Federation: Federal law of 25.10.2001, No. 136. Legal system "Consultant plus" 2018.

2. Varlamov A.A., Antropov D.V. The zoning of territories: textbook. Moscow: оОо publishing house "Forum", 2016. 207 p.

3. VarlamovA.A. The economy and the environment land use: in 2 vol. Vol. 1. The theoretical basis of the land tenure system. Moscow: ООО publishing house "Folium", 2015. 204 p.

4. Varlamov A.A. The economy and the environment land use: in 2 vol. Vol. 2. The formation and justification of objects of land management. Moscow: оОо publishing house "Folium", 2015. 254 p.

5. Galchenko S.A. Efficiency of the system of the state land cadastre of various administrative-territorial levels: monograph. Moscow: publishing house "MGIU", 2003.157 p.

About the authors:

6. VarlamovA.A., Galchenko S.A., Klushin P.V. The state of Russian agriculture and the improvement of agricultural land use. Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel = Land management, land monitoring and cadaster. 2015. No. 4. Pp. 6-15.

7. Zhdanova R.V. Efficiency of management of agricultural land use of municipalities on the basis of cadastral information (on the example of the Voronezh region). Candidate's thesis. Moscow: GUZ, 2010.162 p.

8. Ivanov N.I. Planning rational use of agricultural land and their protection in the subjects of the Russian Federation (the example of the Central Federal District): Moscow: GUZ, 2014. 280 p.

9. Komarov S.I., Polyakova T.O., Saveleva E.B. Integral approach to the zoning of the territory of the region for land management purposes. Regionalnaya economika: teoria i praktika = Regional economics: theory and practice. 2016. No. 10 (433). Pp. 190-202.

10. Komarov S.I., Antropov D.V. Methods of cluster zoning of the territories of the region for land management purposes. Vestnik UrFU. Seria Economika i upravle-

nie = Bulletin of Ural federal university. Series Economics and manadgment. 2017. No. 1. Pp. 66-85.

11. NosovS.I., Filimoshin A.R. Issues of land use management taking into account the assessment of quality and zoning of lands (for the example of the Tambov region). Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel = Land management, land monitoring and cadaster. 2013. No. 14 (100). Pp. 38-46.

12. Papaskiri T.V., Fedorinov AV. Natural resource potential and agroecological evaluation of the agro-landscape. Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel = Land management, land monitoring and cadaster. 2011. No. 6 (78). Pp. 70-75.

13. Rasskazova A.A. Economic efficiency of agricultural land use in the region (based on materials from the Moscow Region). Candidate's thesis. Moscow: GUZ, 2006.186 p.

14. ChibilevA.A. (jr.) Land resources of the Orenburg region as strategic resources for sustainable development of the region. Strategiya ustojchivogo razvitiya re-gionov Rossii = Strategy of sustainable development of Russian regions. 2016. No. 31. Pp. 62-67.

Dmitry V. Antropov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of department of land use and inventories, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-8834-7767, [email protected]

Stanislav I. Komarov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of department of land use and inventories, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-3136-1058, [email protected]

[email protected]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № S (36S) I 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.