Научная статья на тему 'Анализ эффективности управления организационной, коммерческой и экономической деятельностью торгового предприятия'

Анализ эффективности управления организационной, коммерческой и экономической деятельностью торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4265
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ / TRADING COMPANY / THE EFFECTIVENESS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES / THE EFFECTIVENESS OF ASSET MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карташова Наталья Александровна

Автор статьи приводит результаты анализа эффективности управления организационной, коммерческой и экономической деятельностью торгового предприятия. Проведен анализ организационных основ деятельности. Проанализированы результаты коммерческой деятельности, проведен анализ конкурентного статуса предприятия на основе метода профиля среды. Проанализированы основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, показатели рентабельности и управления активами предприятия.The author of the article presents the results of an analysis of the effectiveness of managing the organizational, commercial and economic activities of a commercial enterprise. The analysis of the organizational foundations of the activity. The results of commercial activity are analyzed, the competitive status of the enterprise is analyzed based on the medium profile method. The main indicators of financial and economic activity, indicators of profitability and asset management of the enterprise are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности управления организационной, коммерческой и экономической деятельностью торгового предприятия»

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ, КОММЕРЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF ORGANIZATIONAL, COMMERCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF A

TRADING ENTERPRISE

УДК 33

Карташова Наталья Александровна

старший преподаватель кафедры менеджмента,

Институт цифровых технологий и экономики

ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет»,

РФ, Магаданская область, г. Магадан

E-mail: nakartashova@mail. ru

Kartashova Natalya Alexandrovna

Senior Lecturer, Department of Management, Institute of Digital Technology and Economy FSBEI of HE " North-Eastern State University ", Russian Federation, Magadan region E-mail: nakartashova@mail .ru

АННОТАЦИЯ

Автор статьи приводит результаты анализа эффективности управления организационной, коммерческой и экономической деятельностью торгового предприятия. Проведен анализ организационных основ деятельности. Проанализированы результаты коммерческой деятельности, проведен анализ конкурентного статуса предприятия на основе метода профиля среды. Проанализированы основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, показатели рентабельности и управления активами предприятия.

ANNOTATION

The author of the article presents the results of an analysis of the effectiveness of managing the organizational, commercial and economic activities of a commercial enterprise. The analysis of the organizational foundations of the activity.

The results of commercial activity are analyzed, the competitive status of the enterprise is analyzed based on the medium profile method. The main indicators of financial and economic activity, indicators of profitability and asset management of the enterprise are analyzed.

Ключевые слова: торговое предприятие, эффективность финансово-хозяйственной деятельности, эффективность управления активами.

Keywords: trading company, the effectiveness of financial and economic activities, the effectiveness of asset management.

Деятельность торговых предприятий подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих принятия обоснованных управленческих решений, Важной особенностью торгового менеджмента является комплексный характер формирования всех управленческих решений, связанных с различными сторонами деятельности предприятия. Все эти управленческие решения теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечную эффективность деятельности торгового предприятия, поэтому должны базироваться на результатах тщательно проведённого анализа.

Торговое предприятие ООО «Онколь Хом Клуб» является одним из розничных торговых предприятия г. Магадан, основными направлениями деятельности которого является розничная торговля колбасными изделиями и мясными деликатесами (доля данного направления в деятельности составляет 89%) и оптовую торговлю сырами (доля данного направления - 11,9%). Предприятие является дилером компании ООО «Ратимир», одного из лидеров мясоперерабатывающей промышленности Дальнего Востока России, выпускающей более 200 наименований колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов. Розничная деятельность осуществляется через следующие магазины: «Наутилус», «Домино», «Два зайца», «Банзай», расположенными в г. Магадане. Между предприятием и мэрией города Магадана заключено соглашение о социальном партнерстве с целью организации торгового обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий, а также социально- незащищенных слоев населения (1).

Необходимым условием эффективной деятельности предприятия является рациональное построение организационной производственной и управленческой структуры. Организационная структура ООО «Онколь Хом Клуб» приведена на рисунке 1.1. Организационную структуру предприятия

можно охарактеризовать как функциональную, которая обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления «по функциям».

Рассматривая организационную структуру управления, необходимо отметить, что дублирования в структуре управления не существует, структура характеризуется четким распределением прав и обязанностей, что достигается за счет ее глубокой специализации. разработаны положения о подразделениях, каждый работник предприятия имеет должностную инструкцию.

Рис. 1.1. Организационная структура ООО «Онколь Хом Клуб» Недостатком функциональной структуры управления является то, что она ориентирована лишь на реализацию текущих задач, для неё характерны отсутствие гибкости, а из-за излишней специализации подразделений возможны конфликты между подразделениями (2, с. 68).

На предприятии работают 40 человек. Наибольшую долю в общей численности работников составляет основной торговый персонал (47%), на долю вспомогательного персонала приходится 28 %, управленческого - 25 %. Средняя заработная плата в 2019 году составила 35 000 рублей.

Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получение прибыли. Основными функциями коммерческой деятельности предприятия являются: реализация товаров; изучение покупательского спроса на товары; формирование ассортимента.

В ООО «Онколь Хом Клуб» проводится изучение спроса на продукцию. Тем самым обеспечивается экономическая эффективность деятельности предприятия, так как получается объективная информация о результате удовлетворения спроса и, как следствие, получение более высокого дохода.

Ежемесячно проводится инвентаризация товарных запасов, т.е. физически пересчитываются, перевешиваются все имеющиеся запасы продукции в магазинах. Продажа осуществляется в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Торговый персонал ООО «Онколь Хом Клуб» имеет высокую квалификацию.

В торговой сети ООО «Онколь Хом Клуб» проводятся рекламные акции. С целью привлечения покупателей проводятся презентации, выставки-продажи, дегустации. Так в магазине «Наутилус» по средам всем покупателям предоставляется скидка в размере 5% на весь купленный товар, периодически утраиваются распродажи, устанавливаются низкие цены на товары первой необходимости.

Сумма коммерческих расходов предприятия, связанных со сбытом и распространением товаров, на протяжении последних четырех лет росла. Коммерческие расходы предприятия в 2016 году составили 2 229 тыс. руб., к 2019 году они возросли до 5 962 тыс. руб. Однако при этом темпы роста коммерческих расходов снизились с 72 % в 2017 году до 18 % в 2019 (рис. 1.2).

□ Коммерческие расходы

Рис. 1.2. Коммерческие расходы О0О «Онколь Хом Клуб» Закупка товаров производится по договорам с предприятиями пищевой промышленности, фермерскими хозяйствами, коммерческими структурами и частными лицами. Основными поставщиками являются ООО «Омега», ООО «Славянский продукт», ИП Будько, ИП Мирошников, ИП Немыткин, ООО

«Гормолзавод», ООО «Хлебокомбинат Магаданский» и т.д. С данными предприятиями налажены длительные отношения в плане заключения долгосрочных и взаимовыгодных договорных обязательств по поставке продуктов питания.

Розничная торговля одна из наиболее развитых отраслей бизнеса в г.Магадане, поэтому конкуренция в этой сфере очень велика. Чтобы оценить влияние конкурентов в данной отрасли будет использован метод профиля среды.

Проанализировав конкурентный профиль предприятия, мы можем сделать следующие выводы: основными конкурентами ООО «Онколь Хом Клуб» являются торговая фирма ООО «Северное сияние», ИП Абрамзон С.Б., ИП Козловский (Магазин «Мегамаг»). Конкурентными преимуществами данных компаний является хорошо развитая сеть магазинов и супермаркетов в г.Магадане, большая широта охвата рынка, что позволяет им конкурировать в ценовой политике, количестве ассортимента и др. (рис. 1.3).

□ - ООО «Северное сияние»; Ш - ИП Козловский (Магазин «Мегамаг»); о - ИП «Абрамзон» (сеть магазинов); • - ООО «Онколь Хом Клуб».

Рис. 1.3. Конкурентный профиль ООО 2Онколь Хом Клуб» Основные недостатки сети магазинов «Онколь Хом Клуб» — это их отдаленность от центра и неудобное местоположение, небольшие торговые площади, которые не позволяют расширить степень охвата рынка. Но так же есть преимущества: это всегда хорошее качество привозимых товаров, система скидок и бонусов для покупателей.

Абсолютную эффективность хозяйствования по всем направлениям деятельности предприятия характеризуют показатели его финансовых результатов (3, с. 225).

Проведенный анализ финансовых результатов ООО «Онколь Хом Клуб» показал, что в течение всего анализируемого периода предприятие имело положительный финансовый результат. Выручка от продаж товаров в течение всего анализируемого периода выросла с 29 334 тыс. руб. до 41 578 тыс .руб. В 2017 году наметился наибольший прирост выручки - 4 799 тыс.руб., по отношению к 2016 году это составило 16,36%. В последующие годы темпы прироста снизились. Темпы роста выручки при этом были выше темпов роста себестоимости продаж.

Чистая прибыль за анализируемый период в целом росла, при этом наибольший прирост произошел в 2018 году - на 2 876 тыс. руб. но в тоже время имеет отрицательную динамику в 2019 году (рис. 1.4).

39 429

ю а

л н

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

АЛ ^78

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

□ Выручка от продаж

□ Себестоиомсть проданных товаров

□ Прибыль от продаж

Рис. 1.4. Динамика формировании финансовых результатов ЛООО

«Онколь Хом Клуб» Рентабельность основной деятельности к 2016 г была на уровне 16,09 %., и в последующие года происходит рост показателя рентабельности (2019 году - до 24,45 %). Рентабельность основной деятельности за весь период имеет положительное значение, то есть предприятие является рентабельным. При этом можно говорить о снижении темпов роста рентабельности в последние два года (рис. 1.5).

л н К

а о л с

35 30 25 20 15 10 5 0

23,28

24,45

в- -□

16 09 16,57

в--

7,6 7,14

0,35 -»

0,03 *-1--1-1-

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

—0—Рентабельность продаж —Рентабельность основной деятельности

Рис. 1.5. Показатели рентабельности ООО «Онколь Хом Клуб»

В таблице 1.1. приведены результаты анализа показателей управления активами предприятия.

Таблица 1.1 Показатели управления активами

Наименование коэффициента Значение коэффициента Изменения

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 201 7/ 201 6 2018/ 2017 2019 / 2018

Оборачиваемость запасов, дней 8,11 147,5 9 281,1 6 283,6 9 139 133,5 7 -2,53

Коэффициент оборачиваемости запасов, оборотов 45,0 1 2,48 1,3 1,29 42,5 3 -1,18 -0,01

Оборачиваемость денежных средств, дней 272 149 76 100 -123 -73 24

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов 1,58 3,10 4,72 4,16 1,52 1,62 -0,55

Срок оборачиваемости средств в расчетах, дней 230 118 77 88 -113 -40 10

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов 0,91 1,01 1,02 0,94 0,11 0,01 -0,08

Срок погашения кредиторской задолженности, дней 403 360 358 387 -43 -3 29

Фондоотдача, руб. /руб. 6,89 5,15 6,56 6,61 1,74 1,41 0,04

При анализе показателей управления активами наблюдается увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности с 1,58 до 4,16 оборота. Продолжительность оборота дебиторской задолженности, соответственно, сократилась на 113, 40 и 10 дней и показывает, что в среднем в 2019 году требовалось 88 дней для получения платежей по дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности изменился в анализируемом периоде незначительно, в 2019 году уменьшился на 0,08 оборота. Продолжительность оборота кредиторской задолженности, соответственно, увеличилась на 12 дней и показывает, что в среднем в 2019 году требовалось 387 дней для проведения платежей по кредиторской задолженности.

Товарные запасы предприятия совершают в среднем 1,3 оборота в год (в 2018 и 2019 годах). В 2018 году произошло резкое снижение оборачиваемости товарных запасов предприятии с 2,48 до 1,3 оборотов год, в результат чего продолжительность одного оборота увеличилась со 147 до 283 дней.

Фондоотдача всех основных средств на 2019 году составляла 6,61, то есть каждый вложенный рубль в основные фонды приносил 6,61 рубля выручки. В течение всего периода коэффициент фондоотдачи незначительно

снизился в 2017 году, и достиг уровня 5,15, то есть доход от вложения в основные фонды снизился на 1,74 руб.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в 2018 и 2019 годах у предприятия снижались темпы роста, что требует принятия управленческих решений по повышению эффективности его деятельности. При анализе показателей деятельности ООО «Онколь Хом клуб» можно определить оптимальную стратегию дальнейшего развития работы предприятия. Она заключается в завоевании большей доли рынка города Магадана. Главной целью для предприятия при осуществлении данной стратегии является создание условий повышения конкурентоспособности и совершенствованию менеджмента в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Об улучшении торгового обслуживания отдельных категорий граждан и о мерах по развитию сети социальных магазинов (отделов): постановлением мэрии г. Магадана от 07 февраля 2006 года № 147 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. - (дата обращения 01.06.2020).

2. Акмаева, Р.И. Менеджмент: учебник: / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев. - Москва: Директ-Медиа, 2018. - 442 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.ru. - (дата обращения: 07.06.2020).

3. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности : учебник / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., испр. - Минск : РИПО, 2016. - 374 с. : схем., табл. -Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.ru. - (дата обращения: 07.06.2020)

Literature

1. Ob uluchshenii torgovogo obsluzhivaniya otdel'nyh kategorij grazhdan i o merah po razvitiyu seti social'nyh magazinov (otdelov): postanovleniem merii g. Magadana ot 07 fevralya 2006 goda №2 147 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru. - (data obrashcheniya 01.06.2020).

2. Akmaeva, R.I. Menedzhment: uchebnik: / R.I. Akmaeva, N.SH. Epifanova, A.P. Lunev. - Moskva: Direkt-Media, 2018. - 442 s. - Rezhim dostupa: po podpiske. - URL: http://biblioclub.ru. - (data obrashcheniya: 07.06.2020).

3. Savickaya, G.V. Analiz hozyajstvennoj deyatel'nosti : uchebnik / G.V. Savickaya. - 4-e izd., ispr. - Minsk : RIPO, 2016. - 374 s. : skhem., tabl. - Rezhim dostupa: po podpiske. - URL: http://biblioclub.ru. - (data obrashcheniya: 07.06.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.