Научная статья на тему 'Анализ эффективности транспортных компаний'

Анализ эффективности транспортных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2075
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / КОМПАНИЯ / ИМЕЮЩАЯ СОБСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ПОЛЬЗУЮЩАЯ НАЕМНЫМ ТРАНСПОРТОМ / ТРАНСПОРТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ / TRANSPORTATION COMPANY / THE COMPANY HAVING OWN TRANSPORT / COMPANY / USING HIRED TRANSPORT / TRANSPORTATION COSTS / EFFICIENCY OF TRANSPORTATION COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Анастасия Дмитриевна, Филатова Александра Игоревна, Наумова Ольга Александровна

Данная статья посвящена рассмотрению транспортных компаний, выявлению двух больших групп по их общим характеристикам. Авторы раскрыли такие понятия как: «компания, имеющая собственный транспорт» и «компания, пользующая наемным транспортом. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны двух больших транспортных групп. Произведено сравнение противоположных по характеристикам компаний Самарской области: организация с обществом с ограниченной ответственностью «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ» и обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТор», также выявлены их основные транспортные издержки. Статья направлена на выявление эффективности транспортных компаний Самарской области, оценку удельного веса транспортных затрат в общих затратах и в выручке. По расчетам эффективности была выделена компанияобщество с ограниченной ответственностью «ТрансТор», которая пользуется наемным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency analysis of transportation companies

This article is devoted to consideration of transportation companies, identification of two big groups on their general characteristics. Authors opened such concepts as: "the company having own transport" and "the company, using hired transport. Positive and negative sides of two big transport groups are considered. Comparison of the companies of the Samara region, opposite on characteristics, of LLC «GEL-ESTATE» and LLC «Transtor» is made, their transportation costs are revealed. Article is directed to detection of efficiency of transportation companies of the Samara region, an assessment of specific weight of transportation costs in total costs and in revenue. By calculations of efficiency the LLC «Transtor» company which uses hired transport was allocated.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности транспортных компаний»

Выходные сведения статьи:

Егорова А.Д., Филатова А.И., Наумова О.А. Анализ эффективности транспортных компаний // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3(21). URL: https ://regrazvitie.ru/analiz-effektivnosti-transportnyh-kompanij/_

УДК 656.025.4

Анализ эффективности транспортных компаний © 2017 Егорова Анастасия Дмитриевна1

E -mail: Stasya ego1997@mail.ru © 2017 Филатова Александра Игоревна Е -mail: aleksa.saschyla.filatova@mail.ru © 2017 Наумова Ольга Александровна

Е -mail: naumovaoa@gmail.com

Самарский государственный экономический университет

Данная статья посвящена рассмотрению транспортных компаний, выявлению двух больших групп по их общим характеристикам. Авторы раскрыли такие понятия как: «компания, имеющая собственный транспорт» и «компания, пользующая наемным транспортом. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны двух больших транспортных групп. Произведено сравнение противоположных по характеристикам компаний Самарской области: организация с обществом с ограниченной ответственностью «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ» и обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТор», также выявлены их основные транспортные издержки. Статья направлена на выявление эффективности транспортных компаний Самарской области, оценку удельного веса транспортных затрат в общих затратах и в выручке. По расчетам эффективности была выделена компания- общество с ограниченной ответственностью «ТрансТор», которая пользуется наемным транспортом.

Ключевые слова: транспортная компания; компания, имеющая собственный транспорт; компания, пользующая наемным транспортом, транспортные издержки, эффективность транспортных компаний.

Efficiency analysis of transportation companies

© 2017 Egorova Anastasia Dmitrievna

Е -mail: Stasya_ego1997@mail.ru © 2017 Filatova Aleksandra Igorevna

Е -mail: aleksa.saschyla.filatova@mail.ru

1 Егорова Анастасия Дмитриевна, студент направления «Региональная экономика», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

2Филатова Александра Игоревна, студент направления «Региональная экономика», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

3 Наумова Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

© 2017 Naumova Olga Aleksandrovna

Е -mail: naumovaoa@gmail.com

Samara State University of Economics

This article is devoted to consideration of transportation companies, identification of two big groups on their general characteristics. Authors opened such concepts as: "the company having own transport" and "the company, using hired transport. Positive and negative sides of two big transport groups are considered. Comparison of the companies of the Samara region, opposite on characteristics, of LLC «GEL-ESTATE» and LLC «Transtor» is made, their transportation costs are revealed. Article is directed to detection of efficiency of transportation companies of the Samara region, an assessment of specific weight of transportation costs in total costs and in revenue. By calculations of efficiency the LLC «Transtor» company which uses hired transport was allocated.

Keywords: transportation company; the company having own transport; the company, using hired transport; transportation costs; efficiency of transportation companies.

Большинство сфер бизнеса нуждается в услугах транспортных компаний для реализации своей деятельности. В наше время на рынке грузоперевозок функционирует большое количество компаний, чей опыт колеблется от пары месяцев до нескольких десятков лет.

Например, в Самарской области автомобильный транспорт представлен 64 крупными и средними предприятиями. В их числе 15 пассажирских транспортных компаний, 33 грузовых и 16 смешанных. Автомобильный парк транспорта общего пользования области насчитывает 4315 единиц автобусов и 5883 грузовых автомобиля.

Основная масса пассажиро- и грузопотоков приходится на автомобильный транспорт. Его удельный вес в общем объеме всех перевезенных грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвленной сети автодорог с твердым покрытием (12728 км).

В Самарской области разрабатывается логистическая система транспортно-экспедиционного обслуживания, которая предусматривает увязку работы всех видов транспорта и промышленных предприятий области, доставку грузов "от двери до двери" с использованием наработанных германских технологий и новейших информационных систем. По данным Росстата4 Самарская область находится на четвертом месте по объёму перевозок транспортом общего пользования среди регионов Приволжского федерального округа, а по общему объёму — на пятом (см. табл.1)

Таблица 1 - Статистика объёма перевозок транспортом общего пользования _среди регионов Приволжского федерального округа_

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Приволжский ФО 191,4 191,2 193,7 199,9 192,8 200,6 189,3

Пермский край 42,3 40,8 40,1 38,9 39 42,2 41,2

Оренбургская область 28,1 33,2 34,8 37,7 35,2 36,6 35,4

Республика Башкортостан 29,4 26,9 29,4 30,5 30,1 31,5 28,4

Самарская область 24,1 21,5 23,2 23 23,7 23,9 23,6

Республика Татарстан 10,9 10 11,7 16,3 15,7 15,7 15,5

4 Российский федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

В Самарской области конкуренция между транспортными компаниями достаточно велика, поэтому они тем и иным способом стараются привлечь аудиторию, предлагая благоприятные условия транспортировки товаров, вырабатывая доступные тарифы и используя систему скидок и бонусов.

В сфере перевозок и логистики можно выделить две большие группы организаций.

Первая группа - это крупные транспортные компании, существующие много лет на рынке. Такие компании уже имеют обширные связи с иностранными партнерами. Поэтому эти организации осуществляют транспортировки в любую точку мира и качество их услуг всегда гарантированно. Обычно такие транспортные компании выбирают иметь дело с уже надежными, проверенными партнерами и сотрудничают с ними на протяжении многих лет.

Несмотря на множество преимуществ, заслуженных перевозчиков, у них присутствует один недостаток, который заметно сужает круг лиц, имеющих возможность воспользоваться их сервисом: высокое качество перевозки запрашивает высокую оплату. Льготы и бонусы могут предоставить заказчикам, которые на протяжении долгого времени пользуются только их услугами. Для новых же клиентов нет привилегий, в связи с этим им приходится переплачивать за бренд.

Ко второй группе относят компании, которые не имеют на балансе собственного транспорта и для организации перевозок привлекают третьих лиц. Такой способ предполагает отсутствие ограничений по объемам перевозок, так как можно привлекать к работам большое число сторонних перевозчиков. Наибольшим преимуществом компаний, которые используют наемный транспорт, является то, что они не имеют никаких вложений и затрат на содержание транспортного парка. Это упрощает процесс управления поставкой.

К недостаткам компаний без собственного транспорта можно отнести постоянный поиск выгодных сотрудничеств на рынке транспортных услуг, наличие больших рисков при выборе партнеров, низкая скорость реакции на быстрые заказы. Теперь наглядно можно убедиться, что преимуществ и недостатков хватает в двух совершенно разных вариантов компаний.

При постоянном росте конкуренции компаниям все сложнее увеличивать эффективность деятельности за счет роста цен. Наиболее действенным способом является оптимизация затрат и рост объема перевозок. Поэтому в своей работе мы проводим анализ эффективности затрат на примере малых транспортных компаний Самарской области.

Объектом исследования выступает торгово-транспортная компания ООО «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ». Предприятие занимается оптовой торговлей строительных и лесоматериалов, а также их доставкой по Самарской области и другим ближайшим городам. Действует с 25.12.2006 года. Для транспортировки компания владеет на данный момент 8 машинами.

Основные транспортные издержки компании ООО «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ»: топливо; заработная плата; износ машин; ремонт машин; расходы на доставку; прочие расходы.

В таблице 2 представлена динамика затрат ООО «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ» за 2 года.

Таблица 2 - Динамика затрат ООО «ГЕЛ-ЭСТ ЕЙТ», руб.

Показатели 2015 год 2016 год Абсолютное изменение Темп роста, %

Топливо 6659870,91 7193610,00 533739,09 108

Износ машин 7572040,87 6923935,66 -648105,21 91

Ремонт машин 1662603,86 1871398,56 208794,70 113

Расходы на доставку 5043700,82 4406700,34 -637000,48 87

Прочие расходы 3424502,10 3536832,04 112329,94 103

Итого транспортные расходы: 20938216,46 20395644,56 -542571,90 97

Итого расходы: 24362718,56 23932476,60 -430241,96 98

Выручка 28070521,07 28891341,11 820820,04 103

Прибыль 3707802,51 4958864,51 1251062,00 134

В ходе проведения анализа транспортных затрат выявлено, что основными статьями затрат, оказавшими влияние на финансовый результат ООО «ГЭЛ-ЭСТЕЙТ» являются транспортные расходы. Темпы роста износа машин снизились на 9%. Это может свидетельствовать о том, что предприятие уменьшило количество машин. Но в это же время темп роста затрат на ремонт машин увеличился на 13%, что скорее всего касается дорогого обслуживания и дорожно-транспортных происшествий. Причиной роста расхода топлива является повышенных износ деталей, так как машины были приобретены с момента появления фирмы (более 10 лет). Также наблюдается значительное снижение расходов на доставку на 13%. В связи с изменениям всех факторов прибыль увеличилась на 34%.

Расходы на доставку 24%

Ремонт машин 8%

Топливо

32%

Износ машин

36%

Рис.1. Транспортные расходы компании ООО «ГЭЛ-ЭСТЕЙТ за 2015 год

Расходы на

доставку 22%

Ремонт машин 9%

Топливо 35%

Износ машин 34%

Рис.2. Транспортные расходы компании ООО «ГЭЛ-ЭСТЕЙТ за 2016 год

Наибольший удельный вес занимают износ машин и топливо, меньшую долю - расходы на доставку, ремонт машин.

Для оценки относительного изменения затрат определим их долю в выручке.

Таблица 3- Оценка относительного изменения затрат компании ООО «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ»

Показатель 2015 год 2016 год Темп роста, %

доля затрат в выручке, % 86,79 82,84 0,95

доля транспортных затрат в выручке 2015 год, % 74,59 70,59 0,95

В 2016 году доля затрат снизилась, что является положительным моментом. Исходя из данной таблицы, наибольшую долю в выручке составляют транспортные расходы: в 2015 году 74,59% и в 2016 году 70,59. Доля транспортных затрат в выручке в 2016 году по сравнению с 2016 снизилась тоже на 5%.

Проведем анализ результатов деятельности ООО «ГЭЛ-ЭСТЕЙТ» с предприятием, не имеющим собственного автопарка для оценки эффективности альтернативных вариантов деятельности.

В качестве объекта анализа использовались данные ООО «ТрансТор». Это компания, занимающаяся грузоперевозками без собственного автопарка. Существует на рынке с 2010 года. За это время образовалось как эффективное предприятие с большой клиентской базой.

Переменные издержки компании ООО «ТрансТор» можно разделить на следующие группы:

- заработная плата работникам + отчисления;

- расход топлива;

- затраты на аренду транспортных средств.

Динамика показателей деятельности ООО «ТрансТор» представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика показателей деятельности ООО «ТрансТор»

Показатели 2015 год, 2016 год, Абсолютное Темп

руб. руб. изменение, руб. роста, %

Топливо 6536921,00 6435700,17 -101220,83 0,98

Затраты на наем транспорта 3256031,10 3433000,40 176969,30 1,05

Заработная плата+отчисления 2064000,43 2160000,15 95999,72 1,05

Итого транспортные расходы: 9792952,10 9868700,57 75748,47 1,01

Износ машин 0 0 0 -

Ремонт машин 0 0 0 -

Итого расходы: 11856952,53 12028700,72 171748,19 1,01

Выручка 19345781,09 18923899,11 -421881,98 0,98

Прибыль 7488828,56 6895198,39 -593630,17 0,92

В сравнении с ООО «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ» компания ООО «ТрансТор» не имеет затрат по износу и ремонту машин. Основными статьями затрат являются: топливо, затраты на наем, заработная плата. Темпы роста по всем видам расходов приблизительно равны 1, что означает стабильное положение организации.

Таблица 5- Оценка относительного изменения затрат компании ООО «ТрансТор»

Показатель 2015 год 2016 год Темп роста, %

доля затрат в выручке, % 61,29 63,56 1,04

доля транспортных затрат в выручке 2015 год, % 50,62 52,15 1,03

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в выручке составляют транспортные расходы: в 2015 году 50,62% и в 2016 году-52,15%. Так же очевидно, что доля транспортных затрат в выручке в 2016 году, по сравнению с 2015 годом увеличилась незначительно (на 3%). То есть финансовый ресурс организации стабилен, следовательно, организация имеет возможность своевременного исполнения своих обязательств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Транспортные расходы компании ООО «ГЭЛ-ЭСТЕЙТ за 2015-2016 гг.

Сравнивая две компании ООО «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ» и ООО «ТрансТор» можно сделать вывод. Каждая сторона имеет преимущества и недостатки. Например, ООО «ГЕЛ-ЭСТЕЙТ» -компания с собственным автопарком. В этом случае существует возможность подобрать машины, максимально соответствующий статусу организации. На собственных автомобилях можно размещать логотипы предприятия, создавая дополнительную рекламу. Любое транспортное средство из собственного автопарка всегда под рукой и в любую минуту готово к использованию. На этом, пожалуй, значимые преимущества заканчиваются.

При этом, основным недостатком являются огромные первичные денежные вложения при формировании собственного автопарка. Постоянные финансовые вливания для поддержания автомобилей в соответствующем состоянии. Расходы на обеспечение заработной платой обслуживающий технический персонал и водителей.

Еще одним барьером на пути развития являются профессиональные транспортные компании, которые, предоставляя услуги аренды автомобильной техники. Они практически полностью нивелируют все вышеперечисленные преимущества, лишая их категоричной аргументации.

Примером, такой организации, как раз является ООО «ТрансТор». У компании полностью отсутствуют недостатки, присущие собственному транспорту. Однако такая организация, как правило, всегда предполагает риски при выборе поставщиков услуг.

Каждая компания имеет свои достоинства и недостатки. Сравнивая эффективность двух организаций, ООО «ГЭЛ-ЭСТЕЙТ» уступает первое место ООО «ТрансТор», так как требует больших затрат: вынужденное долгосрочное замораживание финансовых средств,

затраченных на приобретение транспортных средств, хранение ГСМ, расходы на страхование (табл.1 «Прочие расходы»), необходимость регулярного контроля технического состояния автомобилей (расходы на ремонт и износ машин в «ГЭЛ-ЭСТЕЙТ» составляют более 9 млн. рублей). К тому же доля транспортных затрат на предприятии ООО «ГЭЛ-ЭСТЕЙТ» в

2016 году составляет 70,59%, а в ООО «ТрансТор» 52,15%. Следовательно, компания с собственным автопарком переплачивает 18,44%. Поэтому организация ООО «ТрансТор» находится в более выгодном положении, минимизирует свои издержки, тем самым увеличивает прибыль.

Список литературы

1. Николайчук В. Логистика в сфере распределения. - СПб.: Питер, 2001.

2. Гаджинский А.М.. Логистика. 2012 [Электронный ресурс] URL: http://bizbook.online/logist/transport-svoy-ili.html

3. Галяутдинов Р.Р. Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок // Сайт преподавателя экономики. [2014]. URL: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika (дата обращения: 01.06.2017).

4. Галяутдинов Р.Р. Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок, 2017 [Электронный ресурс] URL: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika

5. Савин, В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: моногр. / В.И. Савин. -М.: Дело и сервис, 2002. - 544 c.

6. Логистика. Учебник - Степанов В.И. 2009.

References

1. Nikolaychuk V. Logistics in distribution sphere. - SPb.: St. Petersburg, 2001.

2. A. M. Gadzhinsky. Logistics. 2012 [Electronic resource] URL: http://bizbook.online/logist/transport-svoy-ili.html

3. Galyautdinov R. R. Transport logistics: concept, transport modes, types of transporta-tions//Website of the teacher of economy. [2014]. URL: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika (date of the address: 01.06.2017).

4. Galyautdinov R. R. Transport logistics: concept, transport modes, types of transportations,

2017 [An electronic resource] of URL: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika

5. Savin, V. I. Transportation of goods by a road transport: моногр. / V. I. Savin. - M.: Business and service, 2002. - 544 with.

6. Logistics. The textbook - Stepanov V. I. 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.