Научная статья на тему 'Анализ эффективности социальной политики государства'

Анализ эффективности социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2558
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЧИСЛО ЛЮДЕЙ ЖИВУЩИХ ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ / STATE POLICY / SOCIAL POLICY / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / NUMBER OF PEOPLE LIVING BELOW THE POVERTY LINE / NATURAL INCREASE OF THE POPULATION / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудская Ирина Борисовна, Хвостик Александр Александрович

Проанализирована государственная социальная политика России. В последние годы проводится большое число мероприятий, направленных на улучшение социальной защищённости населения. Однако анализ выявил, что показатели, свидетельствующие об эффективности социальной политики в нашей стране, находятся на более низком уровне по сравнению с экономически развитыми странами, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования данной области государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of state social policy efficiency

The analysis of the state social policy of Russia is provided. In recent years many actions directed on improvement of social security of the population are carried out. However the analysis revealed that indicators testifying to efficiency of social policy in our country are at lower level in comparison with the developed countries. It indicates need of further improvement of this sphere of social policy.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности социальной политики государства»

УДК 33

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

© 2012 г. И.Б. Рудская, А.А. Хвостик

Проанализирована государственная социальная политика России. В последние годы проводится большое число мероприятий, направленных на улучшение социальной защищённости населения. Однако анализ выявил, что показатели, свидетельствующие об эффективности социальной политики в нашей стране, находятся на более низком уровне по сравнению с экономически развитыми странами, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования данной области государственной политики.

Ключевые слова: государственная социальная политика; индекс развития

человеческого потенциала; число людей, живущих за чертой бедности; естественный прирост населения.

The analysis of the state social policy of Russia is provided. In recent years many actions directed on improvement of social security of the population are carried out. However the analysis revealed that indicators testifying to efficiency of social policy in our country are at lower level in comparison with the developed countries. It indicates need of further improvement of this sphere of social policy.

Key words: state policy, social policy; human development index; number of people, living below the poverty line; natural increase of the population; social security.

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.

На наш взгляд, несмотря на большую работу, проводимую в последнее время в области социальной политики, в этой сфере остается немало серьёзных проблем, требующих анализа эффективности государственной социальной политики.

Основными задачами нашей работы являются следующие:

во-первых, изучение сущности социальной политики государства;

во-вторых, выявление основных направлений социальной политики России в настоящее время;

в-третьих, исследование проблем социальной политики государства и сопоставление показателей,

характеризующих эффективность данной

политики в нашей стране и некоторых других зарубежных странах.

Государственная социальная

политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержание доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержку отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.

Основными задачами

государственной социальной политики являются:

- улучшение материального положения и условий жизни граждан;

- гарантия конституционных прав граждан на труд, социальную защиту, образование, охрану здоровья, обеспечение жильём и др.;

- предоставление прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям, молодёжи;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности;

- развитие социальной

инфраструктуры.

К основным мероприятиям социальной политики, проводимым в России в последнее время, можно отнести следующие:

1) разработка и реализация приоритетных национальных проектов («Доступное и комфортное жильё -гражданам России», «Образование», «Здоровье» и др.);

2) повышение заработной платы и пенсий до уровня прожиточного минимума;

3) программа «Материнский (семейный) капитал»;

4) увеличение социальных налоговых вычетов по НДФЛ для различных социальных групп населения;

5) поддержка занятости населения и малого бизнеса путём выделения начального капитала.

Рассмотрим их подробнее.

Проект «Здоровье» включает два направления: развитие первичной медикосанитарной помощи и обеспечение населения высокотехнологичной

медицинской помощью [7].

Проект «Образование» включает следующие пять направлений: поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования, внедрение современных образовательных технологий, создание национальных университетов и бизнесшкол мирового уровня, повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии [7].

Проект «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» включает четыре направления: повышение

доступности жилья, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры,

выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством. Меры,

предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и

организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья [7].

Прожиточный минимум -

стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы [3].

Величина прожиточного минимума в целом по Ростовской области за IV квартал 2011 года составляла:

- в расчете на душу населения - 5824

руб.

- для трудоспособного населения -6224 руб.

- пенсионеров - 4764 руб.

- детей - 5777 руб. [3].

С 1 января 2007 года начала действовать программа «Материнский (семейный) капитал» суть которой заключается в поддержке российских семей, в которых появился второй ребенок (под «вторым ребенком» понимается второй, третий или последующий ребенок, родившийся в семье (или усыновленный) после 1 января 2007 года) [1].

Размер материнского капитала ежегодно индексируется и с 1 января 2012 года составляет 387 640 руб. [1].

Семьи, в 2012 году получившие материнский капитал, имеют право распорядиться средствами капитала на приобретение жилья, строительство или реконструкцию дома, но не превышая 50% всей суммы капитала. Многие семьи могут воспользоваться средствами капитала для погашения ипотеки и процентов по нему, раньше 3 летнего срока. [1].

В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца. Его можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства. Срок обращения за сертификатом после рождения второго ребенка не ограничен. Однако заявление о распоряжении средствами материнского капитала может быть подано только по истечении 3 лет со дня рождения второго ребенка.

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз. Действует программа «Материнский

(семейный) капитал» до 1 января 2017 года.

Ещё одним направлением

современной социальной политики государства является увеличение социальных налоговых вычетов по НДФЛ для различных социальных групп населения. 21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 330-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В частности, речь идет о стандартных вычетах по НДФЛ для отдельных категорий налогоплательщиков [2].

Так, стандартный вычет на работника в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода отменен.

Взамен были повышены размеры налоговых вычетов для семей, имеющих детей. Так, с 1 января 2012 г. вычеты установлены в следующем размере: по 1400 руб. - на первого и на второго ребенка; по 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Единственному родителю вычет предоставляется в двойном размере [2].

Как и прежде, вычет предоставляется до тех пор, пока облагаемый доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 280000 руб.

Все перечисленные нами

мероприятия говорят о том, что социальная политика в России движется в лучшую сторону. Но вместе с тем в настоящее время в России остаётся ещё много нерешённых проблем: слишком медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума,

усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, имеет место демографическая проблема, проблема обеспечения

населения жильем, снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг, качество жизни россиян находится на низком уровне.

Для анализа эффективности социальной политики, на наш взгляд, необходимо рассмотреть ряд важных показателей, таких как индекс развития человеческого потенциала, индекс физического объёма ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, удельный вес численности безработных, удельный вес расходов государственного бюджета на социальную политику и естественный прирост населения, и сравнить их значения в нашей стране с уровнем в других странах. Эти показатели рассчитаны и представлены в таблице.

Одним из главных показателей является индекс развития человеческого потенциала. Он объединяет три показателя - ВВП, грамотность и продолжительность жизни населения. Как мы видим из таблицы, у России этот показатель ниже, чем у других стран. Если сравнивать с Германией, США и Японией, то он меньше приблизительно на 19%.

Основные показатели, характеризующие эффективность социальной политики государства

Показатели РФ ФРГ Велико- британия Франция Италия Швейца- рия Япония США

Индекс развития человеческого потенциала (индикатор уровня жизни, 2010 год) 0,755 0,905 0,863 0,884 0,874 0,903 0,901 0,910

Индекс физического объёма ВВП на душу населения, 2008 год (США = 100) 43 79 79 81 71 98 72 100

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2010 год) 65,3 77,9 77,7 79,0 79,4 79,7 81,1 77,0

Удельный вес численности безработных, (2008 год) 6,3 7,5 5,3 7,4 6,7 3,4 4,0 5,8

Удельный вес расходов гос. бюджета на социальную политику, в % (2008 год) 39,9 68,4 64,9 67,4 62,1 64,0 64,8 56,5

Естественный прирост населения, чел. (2009 год) -1,8 -2,3 3,7 4,3 -0,3 2,0 -0,6 5,4

Источник информации: [4; 5; расчёты автора].

Индекс физического объёма ВВП на душу населения - отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к соответствующим показателям базисной страны. В нашей стране он также значительно меньше. Если сравнивать с Францией, то он меньше почти в 2 раза, а если со Швейцарией и США, то в 2,3 раза.

Ожидаемая продолжительность

жизни при рождении в России также заметно отстаёт от других стран. По сравнению с Японией люди в нашей стране живут на 15,8 лет меньше. В Швейцарии

люди также живут дольше, чем в России на 14,4 года.

Удельный вес безработных в России также довольно высок и составляет 6,3% (4791000 чел.) от экономически активного населения, а в Швейцарии этот показатель равен только 3,4%, в Японии 4%.

Естественный прирост населения в России отрицательный и равен минус 1,8, (то есть умерло на 1000 чел. - 14,2, родилось - 12,4) в то время как во Франции он равен 4,3, а в США 5,4.

Все эти показатели в нашей стране ниже во многом из-за того, что расходы

государственного бюджета на социальную политику также гораздо меньше, чем в других странах. Они меньше, чем в Германии на 71% и на 62%, чем в Великобритании.

Ещё одним важным показателем, характеризующим эффективность

социальной политики государства, является удельный вес населения, находящегося за

чертой бедности, представленный на рисунке в виде гистограммы. Из рисунка видно, что в нашей стране 13,4% населения находятся за чертой бедности. Это довольно высокий процент. Тогда как в Китае только 2,8% живут в нищете, а в братских нам странах Белоруссии и Казахстане эта цифра также намного ниже, 5,9% и 8,2% соответственно.

16,0

14.0

12.0 10,0

8,0

6,0

4.0

2.0 0,0

134

12,5

10,0

8,2

5,9 5,9

2,8

Россия США Чехия Казахстан Латвия Беларусь Китай

Удельный вес населения, живущего за чертой бедности, % Источник информации: [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Социальная политика, проводимая в Российской Федерации в последние годы, даёт положительные результаты, но, как мы видели из таблицы показателей эффективности социальной политики и из рисунка, отражающего удельный вес населения, живущего за чертой бедности, они недостаточны, чтобы считать социальную политику России эффективной. Основные показатели в России ниже, чем в других странах. Это говорит о том, что нам есть к чему стремиться. Если мы хотим стать развитой страной, то эффективная социальная политика нам просто необходима, ведь страна считается развитой только тогда, когда население получает хорошие доходы, когда качество образования и медицинского обслуживания находится на высоком уровне. Так, исходя из слов нашего Президента, главная политическая стратегия России состоит в следующем: «Опираясь на ценности демократии,

воспитать поколение свободных,

образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень» [6]. Всё это возможно только с помощью эффективной социальной политики государства.

Литература

1. О дополнительных мерах

государственной поддержки семей,

имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ: принят

Государственной думой 22 декабря 2006 г.; одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г. с изменениями и дополнениями // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа».

2. О внесении изменений в часть

вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений

законодательных актов Российской

Федерации: Федеральный закон от 21

ноября 2011 г. № 330-ФЗ: принят

Государственной думой 1 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа».

3. Об установлении величины

прожиточного минимума на душу

населения и по основным социально-демографичес-ким группам населения в целом по Ростовской области за IV квартал 2011 г.: Постановление Правительства

Ростовской области от 16.02.2012 г. № 479 // СПС «КонсультантПлюс: Высшая

школа».

4. Россия и страны мира. 2010: стат. сб. / Росстат. - Москва, 2010. - 372 с.

5. Россия в цифрах. 2011: крат. стат. сб. / Росстат. - Москва, 2011. - 581 с.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г.

// СПС «КонсультантПлюс: Высшая

школа».

7. Белякова, Н.В. Реализация национальных приоритетных проектов как способ построения социального российского государства / Н.В. Белякова // Юридическая мысль. - 2009. - № 6. - С. 35-42.

Сведения об авторах

Рудская Ирина Борисовна - канд. экон. наук, ассистент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). E-mail: i.rudskaya@mail.ru.

Хвостик Александр Александрович - студент инженерно-экономического факультета Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград).

E-mail: ChvostikAleksandr@yandex.ru.

Information about the authors

Rudskaya Irina Borisovna - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the accounting, analysis and audit department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). E-mail: i.rudsaya@mail.ru.

Khvostik Alexander Alexsandrovich - student of engineer-economical faculty, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). E-mail: ChvostikAleksanr@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.