Научная статья на тему 'Анализ эффективности реализации мер молодежной политики на территории Омской области'

Анализ эффективности реализации мер молодежной политики на территории Омской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
684
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ / YOUTH POLICY / MEASURES OF YOUTH POLICY / TARGETED PROGRAMS / INTEGRATED PROGRAMS / PROBLEMS OF THE YOUTH / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Галина Валерьевна

В данной статье анализируется эффективность мер молодежной политики, проводимых на территории Омской области. Рассматриваются отдельные мероприятия, целевые и комплексные программы, которые успешно реализуются на территории региона. Приводится сравнительный анализ данных мероприятий и программ, исходя из их социальной значимости в целом и конкретно для региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF MEASURES OF YOUTH POLICY IN THE OMSK REGION

In this article analyzes the effectiveness of youth policy conducted in the Omsk region. Considered in isolation, targeted and integrated programs that have been successfully implemented in our region. The comparative analysis of these activities and programs, based on their social value in general and specifically for our region

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности реализации мер молодежной политики на территории Омской области»

УДК 374.3 © Г. В. Елисеева, 2012

Г. В. Елисеева

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В данной статье анализируется эффективность мер молодежной политики, проводимых на территории Омской области. Рассматриваются отдельные мероприятия, целевые и комплексные программы, которые успешно реализуются на территории региона. Приводится сравнительный анализ данных мероприятий и программ,

исходя из их социальной значимости в целом и конкретно для региона.

Ключевые слова: молодежная политика, меры молодежной политики, целевые программы, комплексные программы, проблемы молодежи, Омская область.

| ■ ля того чтобы проанализировать те меры, ко/ I торые проводятся на территории Омской об-Г участи для реализации комплекса мероприятий, направленных на качественное улучшение деятельности молодежной политики, нужно, прежде всего, обратиться к законодательным источникам, которые определяют задачи в рамках реализации государственной политики в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта Омской области. Так, согласно Закону «О молодежной политике на территории Омской области» молодежная политика осуществляется в соответствии с основными направлениями молодежной политики в Российской Федерации и строится на основе следующих принципов:

- сочетания государственных, общественных и личных интересов в формировании и реализации молодежной политики;

- привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

- обеспечения правовой и социальной защищенности детей и молодых граждан;

- предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни [1].

Также, согласно данному закону, основными мерами, направленными на реализацию молодежной политики по реализации молодежной политики Омской области, являются:

- меры по реализации молодежной политики в сфере образования;

- предоставление социальных услуг молодежи;

- обеспечение соблюдения прав детей и молодых граждан в сфере труда и занятости;

- содействие экономической самостоятельности молодых граждан в реализации их права на труд;

- меры по реализации молодежной политики в

сфере содействия здоровому образу жизни и охраны здоровья молодежи;

- поддержка молодой семьи;

- поддержка талантливой молодежи [1].

Таким образом, программа данного закона отражает актуальные проблемы молодежи на сегодня, решать которые нужно конкретными мерами в целях обеспечения полноценного развития молодого поколения.

Самыми актуальными проблемами, на наш взгляд, в сфере реализации молодежной политики в нашем регионе являются:

- недостаточная координация структур, отвечающих за реализацию молодежной политики на территории Омской области;

- недостаточно эффективные технологии инициирования и поддержки мероприятий в области молодежной политики;

- низкая активность и инициативность молодежи по реализации молодежной политики в регионе, участию в политической и общественной жизни предприятия, региона;

- недостаточно эффективное информационное обеспечение молодежной политики.

И это еще далеко не полный список проблем, которые нужно решать эффективной деятельностью органов государственной власти по управлению молодежной политикой Омской области. Ведь проблемы молодежи представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от их решения зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире, - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т. д. С другой стороны, они имеют свою специфику, опосредованную современной действительностью и проводимой в отношении молодежи молодежной политикой.

В целом проблемы молодежи являются основной отправной точкой молодежной политики, именно они определяют, каким образом эта политика будет планироваться, финансироваться и осуществляться. Политика строится из конкретных меропри-

ятий, направленных на достижение ее целей и задач, ее участниками непосредственно становятся молодые граждане.

На сегодняшний день в нашем регионе существует несколько форм организации мероприятий по реализации молодежной политики: отдельные мероприятия, целевые программы, комплексные программы. Мы проведем сравнительный анализ данных мероприятий и программ, исходя из их социальной значимости в целом и конкретно для нашего региона.

Отдельные мероприятия (комплексы из нескольких мероприятий). Это наиболее простая, с организационной точки зрения, форма реализации молодежной политики. В основном к таким мероприятиям относятся проведение семинаров и форумов молодежи, открытие муниципальных учреждений для молодежи, локальные меры по содействию трудоустройству и социальной адаптации молодежи и т. д. Преимущество данной формы работы государственных органов - в ее гибкости, возможности решить локальный вопрос, «точечно», направленно отреагировать на требования молодежи. Вместе с тем такая форма работы имеет существенные недостатки. Во-первых, когда реализация политики целиком строится на отдельных мероприятиях, часто внеплановых, лоббируемых отдельными группами и принимаемых разными структурами (областные администрации, мэрии городов, комитеты и т. д.), их затруднительно связать в единую систему, что не способствует эффективности реализации политики. Во-вторых, такие мероприятия часто оказываются внеплановыми и, следовательно, не самыми оптимальными с финансовой точки зрения [3].

Но все же, если брать отдельные программы, реализуемые в Омской области сегодня, то их реализация становится более эффективной, нежели чем в предыдущие годы. Например, в нашей области успешно реализуется проведение таких форумов для молодежи, как «РИТМ-2010», «РИТМ-2011», «РИТМ-2012» (Регион Инициативной Талантливой Молодежи). Цели форума - поддержка молодежных инициатив, талантливых молодых людей, формирование кадрового резерва для органов государственной и муниципальной власти, экономики, бизнеса, развитие у участников навыков проектной работы, а именно обучение эффективным приемам и методам социального проектирования. Учредителями Форума являются Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области. Омская региональная детско-молодежная общественная организация «Лига молодежи».

Организаторами Форума являются

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области. Омская региональная детско-молодежная общественная организация «Лига молодежи», региональная молодежная общественная организация «Омский областной студенческий отряд» [5].

Успешно реализуется проект «Лидер XXI века».

Проведение такого мероприятия помогает выявить и распространить опыт успешной управленческой деятельности в общественном движении, выявить лучших лидеров, оценить инновационные подходы в теории и практике общественного движения.

Особое внимание следует уделить учебноигровому семинару «ПЕРСПЕКТИВА», ежегодно объединяющему около сотни студентов Омска, Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Самары, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Тюмени, Иркутска и Братска. За время своего существования - а это неполные пятнадцать лет - проект, являющийся одной из наиболее эффективных форм подготовки кадров, успел получить высокую оценку специалистов в области молодежной политики и образования. Участники проекта получают полезные знания по нескольким направлениям: экономика, политика, социальные технологии, психология, средства массовой информации и межличностные коммуникации. Чтобы проявить себя, в распоряжении участников две недели лекционных занятий, деловых и ролевых игр, тренингов, мастер-классов, круглых столов и практических занятий, направленных на углубленное изучение вопросов экономики, управления, социальной работы, политики, журналистики, организации и проведения культурно-массовых мероприятий.

Для повышения эффективности образовательного процесса используется так называемый элемент «погружения»: моделируется единое игровое Содружество со своей Конституцией, Сводом законов, игровой валютой и летоисчислением.

Сталкиваясь с проблемами и решая их в игровом обучающем процессе, участники взрослеют, что делает их не только социально подготовленными, но и конкурентоспособными на рынке труда. Последнее сказано не случайно, ведь по итогам семинара формируется детальный кадровый лист, позволяющий выпускникам «ПЕРСПЕКТИВЫ» без труда найти интересную и прибыльную работу [5].

Целевые программы по направлениям. В данном случае составляется программа мероприятий по реализации отдельного направления молодежной политики целиком. В рамках целевой программы могут реализовываться самые разные направления. Очевидные преимущества такой формы работы в том, что целевая программа имеет определенные цели и задачи, и все мероприятия в рамках программы подчинены этим общим целям, образуют систему их реализации. Также все мероприятия внутри программы взаимно сбалансированы в финансовом отношении, распланированы по времени, имеют заранее определенных исполнителей, что позволяет более рационально использовать финансовые, временные и кадровые ресурсы. Недостаток таких программ в том, что они направлены на реализацию одного отдельного направления молодежной политики, а их взаимосвязь с другими программами и отдельными мероприятиями не всегда прописана внутри

самой программы, что порождает дополнительные регламентирующие документы и в целом недостаточно способствует повышению целостности и эффективности реализации молодежной политики в регионе [3].

Если же мы обратимся к целевым программам, успешно осуществляемым на территории Омской области, то здесь можно выделить Долгосрочную целевую программу Омской области «Новое поколение (2009-2013 годы)». Исполнителями данной программы являются Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области; Министерство здравоохранения Омской области; Министерство образования Омской области; Министерство культуры Омской области; Министерство труда и социального развития Омской области; Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области; Управление внутренних дел по Омской области (по согласованию). Целью программы является создание условий для сохранения здоровья, развития личности и самореализации молодежи. Достижение цели программы будет осуществляться через решение следующих задач:

- пропаганда ценностей здоровья и здорового образа жизни в молодежной среде;

- обеспечение средствами высокотехнологичной медицинской помощи рождения здоровых детей, профилактика инвалидности с детства;

- повышение социальной активности и гражданской ответственности молодых граждан;

- обеспечение социальной и профессиональной адаптации молодежи в современном обществе;

- создание условий адаптации детей-инвалидов к современной жизненной ситуации;

- поддержка социальных проектов, программ и мероприятий, направленных на развитие научного, технического и художественного творчества несовершеннолетних и молодежи;

- создание условий для эффективного информационного и кадрового обеспечения реализации молодежной политики на территории Омской области.

Хотелось бы добавить, что в рамках данной программы уже успешно реализуются некоторые конкурсы и проекты в сфере молодежной политики. Например, 5 декабря 2012 года состоялась Ярмарка студенческих волонтерских проектов. Мероприятие проведено в рамках долгосрочной целевой программы Омской области «Новое поколение (2009-2013 годы)» Организатор мероприятия - Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области. В рамках мероприятия была организована работа выставки добровольческих проектов, реализуемых студентами, состоялась презентация деятельности волонтерского центра ОмГУПС по подготовке волонтеров в для участия в организации и проведении Олимпийских зимних и Паралимпийских зимних Игр в Сочи.

Также 4 декабря 2012 года в Министерстве по

делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области состоялся второй этап конкурса среди молодых (начинающих) предпринимателей на лучший бизнес-проект, который тоже проводится впервые в рамках реализации долгосрочной целевой программы Омской области «Новое поколение (2009 -2013 годы)» [5].

В рамках данного вопроса необходимо отметить и Программу Территориального общественного объединения «Федерация омских профсоюзов» по работе с молодежью на 2012-2015 годы. Программа Территориального общественного объединения «Федерация омских профсоюзов» по работе с молодежью на 2012-2015 годы разработана на основе Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 997-р, Закона Омской области «О молодежной политике на территории Омской области», резолюции VII съезда ФНПР «Эффективная молодежная политика - современные профсоюзы», решений V отчетно-выборной конференции ТОО «ФОП». Основными задачами программы являются: выстраивание организационной системы молодежных советов (комиссий) на всех уровнях профсоюзного движения как основного механизма реализации молодежной политики профсоюзов, формирование эффективных форм взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления для достижения цели по представительству и защите социально-трудовых прав и гарантий работающей и учащейся молодежи, побуждение молодежи к активной жизненной позиции.

Мероприятия программы будут направлены для работающей и студенческой молодежи города Омска и Омской области, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам [4].

Комплексные программы. Пожалуй, наиболее высокоорганизованная форма реализации молодежной политики на сегодняшний день. Первые комплексные программы стали появляться совсем недавно, что подтверждает нарастание темпов развития молодежной политики в регионах и в стране в целом. Очевидным преимуществом комплексных программ является целостность и системность в реализации молодежной политики. Комплексная целевая программа, в отличие от целевых программ по направлениям, охватывает сразу несколько приоритетных направлений молодежной политики, во многом определяя реализацию молодежной политики в городе или в регионе [3].

Что касается подобных программ, проводимых на территории Омской области, то здесь, конечно же, необходимо сказать о долгосрочной целевой программе города Омска «Молодежь города Омска» на

2009-2013 годы. Концепция долгосрочной целевой программы города Омска «Молодежь города Омска» на 2009-2013 годы (далее - целевая программа) разработана на основе Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, Закона Омской области «О молодежной политике на территории Омской области». Указа Губернатора Омской области от 28 ноября 2005 года № 143 «О Концепции молодежной политики в Омской области на 2006-2010 годы».

Задачи данной целевой программы направлены на комплексное решение проблем подростково-молодежной среды, целенаправленное развитие наиболее эффективных форм взаимодействия субъектов муниципальной молодежной политики, а также создание условий для активного включения в решение проблем подростково-молодежной среды максимального количества сил и ресурсов. Разработка и реализация целевой программы как комплекса согласованных мероприятий, направленных на эффективное решение проблем в сфере молодежной политики, позволит повысить престиж общественно-полезного труда в подростково-молодежной среде, улучшить материально-техническую базу муниципальных социальных центров для молодежи города Омска, повысить качество социальных и досуговых услуг для детей, подростков и молодежи, предоставляемых по месту жительства, повысить профессиональный уровень специалистов сферы молодежной политики.

реализовать систему финансового и материально-технического обеспечения деятельности субъектов муниципальной молодежной политики. Механизм формирования мероприятий целевой программы предполагает привлечение к ее разработке представителей органов местного самоуправления, в том числе депутатов Омского городского Совета, общественных объединений, действующих на территории города Омска, научной общественности, в целях внесения предложений по формированию проекта целевой программы [2].

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать определенные выводы. Действительно, существует ряд актуальных проблем в сфере организации молодежного досуга на сегодняшний день, например, недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки специалистов сферы молодежной политики; недостаточно эффективные технологии инициирования и поддержки мероприятий субъектов муниципальной молодежной политики; неудовлетворительное состояние материально-технической базы учреждений сферы молодежной политики и т. п. Существуют и проблемы, связанные с низкой инициативностью, активностью и заинтересованностью в собственном будущем у молодого поколения. Однако те меры и программы, которые проводятся сейчас для молодежи в регионе, все же достаточно эффективны, и набирают обороты путем вовлечения в свою деятельность талантливых молодых людей, способных своими силами развивать все социальнозначимые сферы нашего общества.

Библиографический список

1. Закон Омской Области от 26.07.2006 № 786-03 «О молодежной политике на территории Омской Области» [Электронный ресурс] // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

2. Постановление администрации города Омска от 17 марта 2009 г. N 186-п «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы города Омска «Молодежь города Омска» на 2009-2013 годы» [Электронный ресурс] // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

3. Зеленин, А. А. Реализация государственной молодежной политики в регионах Сибирского федерального округа [Текст] / А. А. Зеленин//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2009. -№ 2. - С. 217-224.

4. Программа Территориального общественного объединения «Федерация омских профсоюзов» по работе с молодежью на 2012-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omskprof.ra/mol_pol.html, свободный.

5. Молодежный информационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.molodoy.mfo, свободный.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF MEASURES OF YOUTH POLICY UN THE OMSK REGION

Galina V. Eliseeva,

assistant, Siberian Institute of Business and Information Technologies.

Abstract. In this article analyzes the effectiveness of youth policy conducted in the Omsk region. Considered in isolation, targeted and integrated programs that have been successfully implemented in our region. The comparative analysis of these activities and programs, based on their social value in general and specifically for our region.

Key words: youth Policy, measures of youth policy, targeted programs, integrated programs, problems of the youth, Omsk Region.

Елисеева Галина Валерьевна - ассистент кафедры теории и истории государства и права Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: volf svetlanat®, rambler.ru.

Статья поступила в редакцию 01.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.