Научная статья на тему 'Анализ эффективности развития предприятия в современных условиях: социологический аспект'

Анализ эффективности развития предприятия в современных условиях: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИБЫЛЬ / ЗАТРАТЫ / РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев А.Ю.

В статье рассматривается проблема эффективности развития предприятия. В условиях рыночной экономики предприятия должны экономически обосновывать технические решения и планы, как в коротком, так и длительном периодах, что резко повышает роль и значение анализа, без которого невозможно объективно оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Во главу высокой эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ставится, по мнению автора, эффективная система технико-экономического обоснования деятельности предприятия, которая позволит оптимизировать движение материальных потоков, снизит потери финансовых, материальных и трудовых ресурсов и как следствие придаст предприятию необходимое движение в сторону повышения прибыльности и эффективности деятельности, а также позволит принимать оперативные управленческие решения по всем аспектам производственно-экономической, финансовой и инвестиционной деятельности. Важнейшим предварительным условием создания целостного и эффективного хозяйственного механизма, адаптации предприятий к условиям регулируемого рынка является разработка комплекса теоретических и методических вопросов в планировании и учете. В связи с этим возникает необходимость конкретизации направлений действия и использования главных внутренних и внешних факторов повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности развития предприятия в современных условиях: социологический аспект»

Анализ эффективности развития предприятия в современных условиях: социологический аспект

Васильев А.Ю.

В статье рассматривается проблема эффективности развития предприятия. В условиях рыночной экономики предприятия должны экономически обосновывать технические решения и планы, как в коротком, так и длительном периодах, что резко повышает роль и значение анализа, без которого невозможно объективно оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Во главу высокой эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ставится, по мнению автора, эффективная система технико-экономического обоснования деятельности предприятия, которая позволит оптимизировать движение материальных потоков, снизит потери финансовых, материальных и трудовых ресурсов и как следствие придаст предприятию необходимое движение в сторону повышения прибыльности и эффективности деятельности, а также позволит принимать оперативные управленческие решения по всем аспектам производственно-экономической, финансовой и инвестиционной деятельности. Важнейшим предварительным условием создания целостного и эффективного хозяйственного механизма, адаптации предприятий к условиям регулируемого рынка является разработка комплекса теоретических и методических вопросов в планировании и учете. В связи с этим возникает необходимость конкретизации направлений действия и использования главных внутренних и внешних факторов повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: эффективность, предприятие, прибыль, затраты, ресурсы, управленческие решения.

Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой - это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества реализуемой продукции.

Проанализируем эффективность производственной деятельности АО «Стерлитамакский хлебокомбинат».

Для этого проведем анализ по следующим направлениям:

- оценим затраты на производство продукции;

- проанализируем ассортимент и каналы сбыта производимой продукции;

- проанализируем показатели рентабельности АО «Стерлитамак-ский хлебокомбинат».

Проведем анализ затрат на производство продукции в разрезе элементов затрат (таблица 1).

Таблица 1

Состав и динамика затрат на производство продукции АО «Стерлитамакский хлебокомбинат.»

Показатель Год Изменение, (+,-) Изменение, %

2016 2017 2018 2017 г./2016 г. 2018 г./2017 г. 2017 г./2016 г. 2018 г./2017 г.

Материальные затраты 279288 270810 249398 -8478 -21412 96,96 92,09

Расходы на оплату труда 192124 199989 170912 7865 -29077 104,09 85,46

Отчисления на социальные нужды 45809 49313 49588 3504 275 107,65 100,56

Амортизация 8522 8607 10984 85 2377 101,00 127,62

Прочие затраты 43918 62492 98280 18574 35788 142,29 157,27

Итого по элементам 569661 591211 579162 21550 -12049 103,78 97,96

Изменение остатков (прирост, или уменьшение незавершенного производства, готовой продукции и др-) 582 1792 560 1210 -1232 307,90 31,25

Итого расходы по обычным видам деятельности 570243 593003 579722 22760 -13281 103,99 97,76

В целом за анализируемый период динамика затрат на производство продукции имеет скачкообразный характер. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. затраты на производство продукции возросли на 22760 тыс. руб., а в 2018 г. по сравнению с 2017 г. наоборот уменьшились на 13281 тыс. руб.

Рост затрат на производство продукции в 2017 г. был связан с ростом расходов на оплату труда на 7865 тыс. руб., соответственно возросли отчисления на социальные нужды на 3504 тыс. руб. Начисления по амортизации в 2017 г. возросли на 85 тыс. руб. Значительный прирост затрат связан с увеличением прочих расходов на 18754 тыс. руб.

Уменьшение затрат на производство продукции в 2018 г. было

связано со значительным сокращением расходов на оплату труда на 29077 тыс. руб. по сравнению с 2017 г., а также с уменьшением материальных затрат на 21412 тыс. руб. Прирост расходов в 2018 г. был обеспечен по таким статьям как отчисления на социальные нужды на 275 тыс. руб., амортизация на 2377 тыс. руб. и прочих затрат на 35788 тыс. руб. В качестве негативного момента стоит выделить значительный рост прочих затрат на протяжении всего рассматриваемого периода. Проанализируем структуру затрат на производство продукции АО «Стерлитамакский хлебокомбинат» (таблица 2).

В целом за анализируемый период основная доля затрат прихо-

дится на статью материальных затрат. Удельный вес материальных затрат в 2016 г. составил 48,98%, в 2017 г. - 45,67%, а в 2018 г. -43,02%. Уменьшение материаль-

Таблица 2

ных затрат связано, как с модернизацией оборудования и внедрением ресурсосберегающих технологий, так и с сокращением объемов выпуска продукции.

Показатель Удельный вес, % Изменение, (+,-)

2016 2017 2018 2017 г./2016 г. 2018 г./2017 г.

Материальные затраты 48,98 45,67 43,02 -3,31 -2,65

Расходы на оплату труда 33,69 33,72 29,48 0,03 -4,24

Отчисления на социальные нужды 8,03 8,32 8,55 0,28 0,24

Амортизация 1,49 1,45 1,89 -0,04 0,44

Прочие затраты 7,70 10,54 16,95 2,84 6,41

Изменение остатков (прирост, или уменьшение незавершенного производства, готовой продукции и др.) 0,10 0,30 0,10 0,20 -0,21

Итого расходы по обычным видам деятельности 100 100 100 - -

Таблица 3

Расчет затрат на 1 руб. произведенной продукции АО «Стерлитамакский хлебокомбинат» и их изменение в абсолютной величине и в динамике

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение, (+,-) Изменение, %

2017 г./2016 г. 2018 г./2017 г. 2017 г./2016 г. 2018 г./2017 г.

1. Объем реализованной продукции, тыс. руб. 596376 634408 613778 38032 -20630 106,38 96,75

2. Затраты по обычным видам деятельности, тыс. руб. 570243 593003 579722 22760 -13281 103,99 97,76

3. Затраты на 1 руб. произведенной продукции, руб. 0,96 0,93 0,94 -0,02 0,01 97,76 101,05

Важное значение в анализе затрат на производство продукции предприятия имеют удельные показатели, позволяющие оценить прибыльность или убыточность производства единицы продукции. Произведем расчет затрат на рубль произведенной продукции в таблице 3.

Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод, что в 2016 г. производство продукции находится на грани убыточности, поскольку на

рубль реализованной продукции приходится 0,96 руб. затрат. Ситуация меняется в 2017 г., когда на рубль реализованной продукции приходится 0,93 руб. затрат. В 2018 г. также следует отметить отрицательную тенденцию увеличения затрат на рубль реализованной продукции.

Таким образом, проведенный анализа затрат позволяет сделать вывод, что на рассматриваемом

предприятии себестоимость реализованной продукции остается на достаточно высоком уровне. Следовательно, руководству предприятия необходимо искать резервы снижения себестоимости продукции. Одним из резервов снижения

себестоимости продукции может стать снижение прочих затрат.

Далее проведем анализ объема выпускаемой АО «Стерлитамак-ский хлебокомбинат» продукции за 2016-2018 гг. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Анализ объема выпускаемой продукции

Год Изменение, (+,-) Изменение, %

Показатель 2016 2017 2018 2017 2018 2017 2018

г./2016 г. г./2017 г. г./2016 г. г./2017 г.

Хлебобулочные изделия, тн. 6661 6548 6556 -113 8 98,30 100,12

Кондитерские изделия, тн. 1184 1256 1412 72 156 106,08 112,42

Прочие, тн. 118 130 216 12 86 110,17 166,15

Всего, тн. 7963 7934 8184 -29 250 99,64 103,15

Таблица 5

Каналы сбыта продукции АО «Стерлитамакский хлебокомбинат»

Канал сбыта Удельный вес, % Изменение, (+,-)

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2017 г./2016 г. 2018 г./2017 г.

Стерлитамак 28 25 25 -3 -

Ишимбай 4 2 3 -2

Салават 3 1 2 -2

Сети 44 49 48 5 -1

Район 5 4 5 -1

Гос. учреждения 12 16 11 4 -5

Кумертау, Мелеуз, Мраково, Исянгулово 2 1 2 -1

Прочие направления 2 2 4 - 2

Итого 100 100 100 - -

Анализ объема выпускаемой продукции показывает, что за период 2016-2018 гг. происходит увеличение объемов производства, несмотря на уменьшение в 2017 г. на 29 тн. Уменьшение производства продукции в 2017 г. вызвано сокращением рынка хлебобулочной продукции. Сокращение рынка хлебобулочной продукции происходит ввиду изменения в структуре потребления - переходу части населения на сбалансированное питание и на продукцию «премиум» класса с различными добавками.

На спрос также влияют: смена вкусовых предпочтений, появление новых производителей, предпочтение к горячему хлебу, предпочтение одной торговой марки, появление нового сырья, которое влияет на улучшение качества и срока хранения.

В 2018 г. объем производства продукции увеличился на 250 тн., в основном за счет увеличения производства кондитерских и прочих хлебобулочных изделий.

Далее проанализируем каналы сбыта продукции (таблица 5).

Как видно из данных таблицы 5, в 2016 г. уменьшился объем реализации продукции в такие города как Стерлитамак, Ишимбай, Салават. Произошел прирост объема реализации в торговые сети. В 2018 г. объем реализации в торговые сети наоборот уменьшился на 1%.

Готовая продукция АО «Стерли-тамакский хлебокомбинат» реализуется покупателям по прямым договорам поставки.

Структура каналов сбыта продукции в 2018 году:

1. Государственные учреждения.

2. Собственная розничная сеть «Стер-х».

3. Федеральные и региональные торговые сети.

4. Мелкооптовые потребители.

Для удержания рынков сбыта АО «Стерлитамакский хлебокомбинат» были предложены различные условия цен в зависимости от объемов, упаковки, доставки, оплаты продукции. Для поддержания оборотов в федеральных и региональных торговых сетях АО «Стерлитамакский хлебокомбинат» вынужден «соглашаться» с условиями различного рода скидок: за выбранные объемы продукции, информационные услуги и т.д.

На завершающем этапе анализа проведем анализ показателей рентабельности, наиболее полно характеризующих эффективность производственно-хозяйственной деятельности АО «Стерлитамакский хлебокомбинат». Анализ показателей рентабельности представлен в табл.6.

Таблица 6

Показатели рентабельности АО_ «Стерлитамакский хлебокомбинат»

Показатель Год Изменение, (+,-)

2016 2017 2018 2017 г./2016 г. 2018 г./2017 г.

1.Рентабельность продаж 5,20 6,53 5,55 1,33 -0,98

2. Рентабельность продукции 2,86 5,32 2,24 2,46 -3,08

3. Рентабельность производственных фондов 25,67 31,89 26,52 6,22 -5,37

4. Рентабельность активов 3,65 7,06 2,73 3,41 -4,33

5. Рентабельность собственного капитала 6,13 12,76 4,71 6,62 -8,04

В динамике показатели должны увеличиваться, так как это свидетельствует о росте прибыли с 1 руб. вложенных затрат. Как видно из данных таблицы 6, в АО «Стерлитамакский хлебокомбинат» показатели рентабельности увеличиваются в 2017 г. по сравнению с 2016 г. Рост показателей рентабельности в данный период свидетельствует о повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В 2018 г. по сравнению с 2017 г. происходит снижение абсолютно всех показателей рентабельности. Так, показатель рентабельности продаж уменьшился на 0,98%. Это означает, что на 1 руб. выручки стало приходится меньше на 0,98 руб. меньше. Так в 2018 г. на 1 руб. выручки приходится 5,55 руб. прибыли от продаж. Снижение рентабельности продаж может свидетельствовать о существовании у АО «Стерлитамакский хлебоком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бинат» проблем со сбытом продукции предприятия.

Рентабельность продукции показывающая отношение прибыли от продаж к затратам в 2018 г. уменьшается по сравнению с 2017 г. на 3,08%. Снижение рентабельности продукции обусловлено увеличение затрат на производство продукции в 2018 г.

Помимоэтого, в 2018 г. происходит снижение доходности основных фондов предприятия: в 2018 г. на 1 руб. основных производственных фондов приходится 26,52 руб. прибыли от продаж, что на 5,37 руб. меньше, чем в 2017 г.

Достаточно важным является показатель рентабельности активов, характеризующий уровень прибыли на рубль своего имущества, также имеет тенденцию роста в 2017 г и

снижения в 2018 г., что в свою очередь является индикатором снижения эффективности их использования. Рост рентабельности активов в 2018 г. можно объяснить ростом затрат на 1 руб. реализованной продукции и увеличением продолжительности оборота оборотных активов.

Снижение рентабельности собственного капитала в 2018 г. на 8,04% обусловлено ростом его удельного веса в структуре пассивов предприятия, т.к. рост собственного капитала ведет к росту финансовой устойчивости, но при этом приводит к снижению его рентабельности.

Проведем анализ прибыли АО «Стерлитамакский хлебокомбинат». Для этого проанализируем состав и структуру доходов предприятия. Анализ представлен в таблице 7.

Таблица 7

Анализ состава и структуры доходов АО «Стерлитамакский хлебокомбинат»

Показатель Год Удельный вес, %

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

1. Выручка, тыс. руб. 596376 634408 613778 98,37 97,88 97,52

2. Проценты к получению, тыс. руб. 44 1700 2056 0,01 0,26 0,33

3. Доходы от участия в других организациях, тыс. руб. 3 0 9 0,001 - 0,001

4. Прочие доходы, тыс. руб. 9794 10138 12873 1,62 1,56 2,05

5. Отложенные налоговые активы, тыс. руб. 0 455 293 0,00 0,07 0,05

6. Отложенные налоговые обязательства, тыс. руб. 13 1425 377 0,00 0,22 0,06

7. Всего доходов, тыс. руб. 606230 648126 629386 100,00 100,00 100,00

Проанализируем данные таблицы 7 доля выручки в общей структуре доходов АО «Салаватстекло» за анализируемый период снижается с 98,37% в 2016 г. до 97,52% в 2018 г. Происходит рост удельного веса процентов к получению с 0,01% в 2016 г. до 0,33% в 2018 г. и доходов от участия в других организациях. Также происходит рост удельного

веса прочих доходов с 1,62% в 2016 г. до 2,05% в 2018 г. Таким образом, прибыль АО «Стерлитамакский хлебокомбинат» наибольшим образом сформирована за счет выручки от продаж и прочих доходов.

Далее проведем анализ доходов АО «Стерлитамакский хлебокомбинат». Данные представлены в таблице 8.

Таблица 8

Анализ состава и структуры доходов АО «Стерлитамакский хлебокомбинат»

Показатель Год Удельный вес, %

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

1. Себестоимость продаж, тыс. руб. 393122 411096 434470 65,46 65,07 69,68

2. Коммерческие расходы, тыс. руб. 42712 44845 66972 7,11 7,10 10,74

3. Управленческие расходы, тыс. руб. 129523 137062 78280 21,57 21,69 12,55

4. Проценты к уплате, тыс руб. 19 0,001

5. Текущий налог на прибыль 5545 7399 4553 0,92 1,17 0,73

6. Прочие расходы, тыс. руб. 29601 31367 39260 4,93 4,96 6,30

7. Всего расходов, тыс. руб. 600522 631769 623535 100 100 100

Таблица 9

Анализ дебиторской задолженности АО «Стерлитамакский хлебокомбинат»

Год Изменение, (+,-) Изменение, %

Показатель 2016 2017 2018 2017 2018 2017 2018

г./2016 г. г./2017 г. г./2016 г. г./2017 г.

Дебиторская задол-

женность всего, тыс. 28882 21873 39230 -7009 17357 75,73 179,35

руб.

В том числе:

- расчет с покупате- 20144 11816 30011 -8328 18195 58,66 253,99

лями

- авансы выданные 6474 2230 2681 -4244 451 34,45 120,22

- прочие 2264 7827 6538 5563 -1289 345,72 83,53

Анализируя структуру и динамику расходов АО «Стерлитамакский хлебокомбинат» стоит отметить, что наибольший удельный вес в структуре расходов предприятия составляет себестоимость продаж, причем в динамике данный показатель увеличивается - с 65,46% в 2016 г. до 69,68% в 2018 г.

Помимо увеличения себестоимости продаж происходит увеличение коммерческих и прочих расходов. Остальные статьи расходов имеют тенденцию уменьшения в абсолютном значении и соответственно уменьшения удельного веса.

Таким образом, рост расходов предприятия происходит за счет увеличения себестоимости продаж и коммерческих расходов.

Проведем анализ дебиторской задолженности АО «Стерлитамакский хлебокомбинат» (таблица 9).

Согласно данным таблицы 9, в 2018 г. происходит значительный рост дебиторской задолженности. В абсолютном значении дебиторская задолженность выросла на 17357 тыс. руб., темп прироста составил 179,35%. Рост дебиторской задолженности произошел в основном за счет рост расчетов с покупателями на 18195 тыс. руб.,

темп прироста - 253,99%, и авансов выданных - 451 тыс. руб., темп прироста - 120,22%. Сокращение произошло по статье прочей дебиторской задолженности на 1289 тыс. руб.

Обобщая анализ результатов деятельности АО «Стерлитамакский хлебокомбинат», можно заключить, что предприятие является финансово устойчивым и платежеспособным. К числу основных недостатков, негативно влияющих на результаты деятельности рассматриваемого предприятия, следуют отнести:

- в 2018 г. происходит снижение объемов производства на 20630 тыс. руб., прибыли до налогообложения и прибыли от продаж на 12142 тыс. руб. и 7349 тыс. руб. соответственно, а также производительности труда на 3,42 тыс. руб. чел.

- дебиторская задолженность в 2018 г. выросла на 17357 тыс. руб., а ее удельный вес в составе активов предприятия увеличился с 11,5% в 2017 г. до 21% в 2018 г. Рост дебиторской задолженности приводит к отвлечению денежных средств из оборота, и в перспективе может оказать негативное влияние на финансовое состояние предприятия;

- рост запасов в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 2372 тыс. руб. Рост запасов приводит к отвлечению средств из оборота предприятия и образованию дополнительных расходов, связанных с их хранением;

- рост издержек производства. Об этом свидетельствует рост себестоимости продукции предприятия в 2018 г. на 23374 тыс. руб. при одновременном снижении объемов

производства продукции. Рост себестоимости производства продукции связан с ростом цен на энергоресурсы и сырье.

Таким образом, повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности

предоставляет экономическому субъекту дополнительные конкурентные преимущества в части повышения качества и достижения максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах, а также достигается качественное и полное доведение до конечного потребителя всей гаммы своей продукции с минимальными издержками и в оптимальные сроки. Кроме этого повышается рентабельность деятельности предприятия, как за счет оптимизации работы всех звеньев хозяйствования предприятия, так и за счет более гибкого управления распределением материальных затрат в соответствии со структурой производственного процесса.

Литература

1. Бадмаев Ч.А., Бадмаева Е.А. Экономическая природа производственных затрат // Учет и статистика. - 2011. - №6. - С. 4-5.

2. Баканов М. И., Сергеев Э. А. Анализ эффективности использования оборотных средств. //Бухгалтерский учет. - 2011. -№10. - С. 64-76.

3. Бровкин И.А. Обзор методов планирования издержек производственных предприятий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - №10. - С. 61-64.

4. Воробьев, Ю.Н., Еремейчук, Я.С. Проблемы и перспективы усовершенствования планирования

прибыли предприятия / Ю.Н. Воробьев, Я.С. Еремейчук / Science Time. -2016. -№ 9 (33).- С. 72-79.

5. Гарифуллин К.М. Классификация моделей управления себестоимостью продукции // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института.

- 2011. - №4. - С. 26-28.

6. Глушков, И.Е. Планирование на современном предприятии/И.Е. Глушков, Т.В. Киселева // Эффективная настольная книга бухгалтера в 2-х тт. Т.1. -М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2014. -637с.

7. Кожинов В. Я. Анализ финансового состояния // Аудит и анализ.

- 2010. -№7. - С. 13-15.

8. Камышанов, П.И. Методы планирования показателей деятельности торгового предприя-тия/П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. -М., Омега-Л, 2017 - 271 с.

9. Карманова, И.А., Насретдинова З.Т. Анализ динамики и прогноз развития финансовых результатов / И.А. Карманова, З.Т. Насретдинова // Международный студенческий научный вестник. -

2015.- № 5-5.- С. 653. 10.0горкина, В.А. Показатели

рентабельности торговой организации и методика их расчета / В.А. Огоркина // Молодой ученый. -

2016. - №12. - С. 308-311

11. Егоров В.Г., Чистова С.М. Городское ремесленное производство России в отечественной историографии / В.Г. Егоров, С.М. Чистова; Центр социально-политического прогнозирования. Москва, 2009.

12. Enterprise foreign economic activity subject-object relations providing for integration into the world economy / Sazanov O.V., Martynenko

N.K., Kireev V.S., Sulimova E.A., Sokolinskaya N.E. // Espacios. 2018. T. 39. № 31.

Analysis of the efficiency of enterprise development in modern conditions

Vasilev A.Yu.

Bashkir state University

The article deals with the problem of efficiency of enterprise development. In a market economy, enterprises must economically justify technical solutions and plans, both in the short and long periods, which dramatically increases the role and importance of analysis, without which it is impossible to objectively assess internal and external factors affecting the production and economic activity of the enterprise. At the head of high efficiency of production and economic activity of the enterprise is put, according to the author, an effective system of feasibility study of the enterprise, which will optimize the flow of material flows, reduce the loss of financial, material and labor resources and as a consequence will give the company the necessary movement towards increasing profitability and efficiency, as well as allow to make operational management decisions on all aspects of production and economic, financial and investment activities. The relevance of solving these problems is considered on the example of a specific economic entity -JSC "Sterlitamak bakery". Increasing the efficiency of production and economic activity provides an economic entity with additional competitive advantages in terms of improving the quality and achieving maximum results in the interests of society at the lowest possible cost, as well as achieving high-quality and complete delivery to the end user of the entire range of its products with minimal costs and in the optimal time. In addition, the profitability of the enterprise increases, both by optimizing the work of all parts of the enterprise, and due to a more flexible management of the distribution of material costs in accordance with the structure of the production process.

The most important prerequisite for the creation of a holistic and effective economic mechanism, the adaptation of enterprises to the conditions of the regulated market is the development of a set of theoretical and methodological issues in planning and accounting. In this regard, there is a need to specify the directions of action and the use

Ц Fn::¿ 1

of the main internal and external factors to improve the efficiency of business entities. Key words: efficiency, enterprise, profit, costs,

resources, management decisions. References

1. Badmaev Ch.A., Badmaeva E.A. The economic

nature of production costs // Accounting and statistics. - 2011. - No. 6. - S. 4-5.

2. Bakanov M. I., Sergeev E. A. Analysis of the

effectiveness of the use of working capital. //Accounting. - 2011. - No. 10. - S. 64-76.

3. Brovkin I.A. A review of the methods of plan-

ning the costs of production enterprises // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2011. - No. 10. - S. 61-64.

4. Vorobyov, Yu.N., Eremeychuk, Ya.S. Prob-

lems and prospects of improving enterprise profit planning / Yu.N. Vorobiev, Ya.S. Eremeychuk / Science Time. 2016. No. 9 (33) .- S. 72-79.

5. Garifullin K.M. Classification of production cost management models // Bulletin of Kazan State Institute of Finance and Economics. - 2011. - No. 4. - S. 26-28.

6. Glushkov, I.E. Planning in a modern enter-

prise / I.E. Glushkov, T.V. Kiseleva // Effective handbook of an accountant in 2 vols. T.1. -M.: KnoRus; Novosibirsk: ECOR-book, 2014. - 637 p.

7. Kozhinov V. Ya. Analysis of financial condi-

tion // Audit and analysis. - 2010. -№7. - S. 13-15.

8. Kamyshanov, P.I. Methods of planning per-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

formance indicators of a trading enterprise / P.I. Kamyshanov, A.P. Kamyshanov. -M., Omega-L, 2017 - 271 p.

9. Karmanova, I.A., Nasretdinova Z.T. Analysis

of the dynamics and forecast of the development of financial results / I.A. Karmanova, Z.T. Nasretdinova // International Student Scientific Bulletin. -2015 .- No. 5-5.- S. 653.

10. Ogorkina, V.A. Profitability ratios of a trade organization and methods of their calculation / V.A. Ogorkina // Young scientist. -2016. - No. 12. - S. 308-311

11. Egorov V.G., Chistova S.M. Urban handicraft production of Russia in domestic historiography / V.G. Egorov S.M. Chistova; Center for socio-political forecasting. Moscow, 2009.

12. Enterprise foreign economic activity subject-object relations providing for integration into the world economy / Sazanov O.V., Martynenko N.K., Kireev V.S., Sulim-ova E.A., Sokolinskaya N.E. // Espacios. 2018.Vol. 39. No. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.