НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
И.Е. Ильина, Е.Н. Жарова, С.П. Бурланков
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ НА ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММi
В статье представлен подход к оценке эффективности государственных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляемые в рамках государственным программ. В настоящее время возникает необходимость разработки единого подхода к анализу и оценке эффективности таких расходов в разрезе участников государственным программ (федеральных органов исполнительной власти). Предложенный авторами подход позволяет оценить эффективность расходования государственным средств на развитие закрепленным за ними научным областей.
Патентная активность в РФ. Россия в настоящее время занимает лидирующую позицию в мире по государственному финансированию исследований и разработок (около 70%), однако имеет достаточно низкий уровень патентной активности: импорт технологий в три раза превышает их экспорт. Участие российских ученых в формировании глобальных исследовательских и технологических фронтов остается малозаметным. На конец 2016 г. в мире насчитывалось 8992 кластера наиболее высокоцитируемых публикаций, из них всего 316 содержали работы с участием российских авторов (3,5%; 30-я позиция в общем рейтинге). В пятерку лидеров входят США, Великобритания, Германия, Китай и Франция [1]. Следует отметить, что публикационная активность России в последнее время существенно увеличилась: общее число публикаций в 2016 г. составило 2,64% [2].
По относительному индексу патентной специализации в разрезе технологических областей Россия лидирует по таким направлениям, как пищевая химия, микроструктурные технологии и нанотехнологии, анализ биологических материалов, металлургия. При этом по числу патентов на микроструктурные и нанотехнологии Россия занимает 5-е место в мире, а по индексу относительной специализации (среднегодовой темп прироста патентования в мире - 18%), т.е. 1-е место, опередив США, Японию и Республику Корею [3]. Вместе с тем анализ мировых технологических трендов диктует необходимость наращивания скорости патентования по таким направлениям, как цифровая связь и 1Т-методы управления (среднегодовой темп прироста патентования в мире 14%) и компьютерные технологии (11%).
Финансирование не привлекательных для бизнеса технологий за счет средств бюджета является наиболее важной проблемой, препятствующей повышению национальной конкурентоспособности и технологической независимости с учетом современных экономических и геополитических вызовов. В связи с этим актуальным остается вопрос о повышении эффективности государственных инвестиций в сектор исследований и разработок.
Независимо от источника финансирования НИОКТР его эффективность определяется, исходя из объема полученных результатов и их практической востребованности как в России, так и за рубежом. Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) должны способствовать достижению задач социально-экономического
1 Исследование выполнено в рамках государственного задания по теме НИР «Методическое и аналитическое обеспечение реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе стимулирование оборота интеллектуальной собственности» 26.8762.2017/НМ.
развития государства, реализации и расширению глобальных конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) [3]. Создание институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод российской экономики в режим инновационного развития, зафиксировано в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [4].
Общий объем средств, выделенных на гражданскую науку в 2016 г., составил 402,7 млрд. руб., в том числе на прикладные исследования и разработки - 297,5 млрд. руб. и фундаментальные исследования - 105,2 млрд. руб. [5].
Несмотря на рост совокупных затрат на исследования и разработки, доля внутренних затрат на исследовании и разработки (ВЗИР) существенно меньше, чем в развитых странах (в 2016 г. - 1,1%).
Межстрановый анализ, по данным Юнеско [6], показал, что Россия по объему ВЗИР в абсолютных значениях (в расчете по паритету покупательной способности национальных валют) занимает 10-е место в мире (37,3 млрд. долл.), уступая (в млрд. долл.): США - 502,9; Китаю - 408,8; Японии - 170; Германии - 114,8; Республике Корея - 74,1; Франции - 60,8; Индии - 50,3; Великобритании - 46,3; Бразилии - 38,4. Причем динамика этих затрат за последние годы превышает показатели ведущих экономик мира. Если в России ВЗИР возросли за 2010-2015 гг. в 1,7 раза, то в Великобритании в 1,6 раза; во Франции и Японии в 1,2; в Германии и странах ОЭСР - в 1,3; Израиле - в 1,5; Республике Корея - в 1,4 раза. При этом Китай, относящийся к странам с быстрорастущей экономикой, увеличил свои затраты в 1,9 раза.
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) обеспечивают достижение индикаторов эффективности государственных расходов на исследования и разработки и синхронизацию прямых и косвенных инструментов поддержки НИОКТР, ориентированных на достижение фундаментальных и прикладных научных результатов [7]. Оценка эффективности государственных расходов на НИОКТР является необходимым элементом государственного управления, позволяя своевременно скорректировать направление расходов в целях достижения максимальной эффективности затрат [7].
С учетом осуществленных ранее разработок [7-12] в данном исследовании предлагается подход к оценке эффективности государственных расходов на НИОКТР, распределяемых ФОИВ в рамках государственных программ. Таким образом, целью данного исследования является формирование единого подхода к анализу эффективности расходов на НИОКТР в рамках государственных программ (ГП) в разрезе их участников, направленного на создание и (или) развитие отдельных отраслей экономики в пределах компетенций и полномочий участников ГП, а также выявление проблем проведения такого анализа.
Подход к оценке эффективности государственных расходов на НИОКТР. Предлагаемый подход включает общие правила анализа эффективности расходования бюджетных средств на НИОКТР гражданского назначения, определяет ключевые индикаторы, отражающие результативность такой поддержки и использование науки как инструмента достижения заданных значений индикаторов и целей социально-экономического развития государства. Перечень предлагаемых индикаторов может быть расширен в зависимости от целей и задач оценки эффективности. Такой подход исключает сопоставление эффектив-ностей государственных программ - подобное сравнение целесообразно только в рамках конкретной государственной программы за анализируемые периоды.
Анализ эффективности расходов на НИОКТР в рамках ГП проводится для каждого участника ГП. Поскольку ключевой задачей финансирования НИОКТР является стимулирование развития отраслей экономики, эффективность соответствую-
щих расходов должна анализироваться, исходя из влияния полученных результатов на достижение следующих целей:
А - обеспечение конкурентоспособности и инновационного развития действующих отраслей, вносящих существенный вклад в ВВП и (или) обеспечивающих максимальную динамику его прироста.
В - создание новых наукоемких отраслей экономики, испытывающих значительную потребность в использовании результатов исследований и разработок, обладающих экспортным потенциалом.
С - формирование фундаментальных заделов (новых знаний), являющихся основой развития научно-технологического комплекса.
Данные цели имеют вертикальную взаимосвязь: формирование фундаментальных заделов для долгосрочного развития экономики обеспечивает основу для создания новых наукоемких отраслей, которые в дальнейшем трансформируются в конкурентоспособные и инновационные отрасли, привлекательные для частных инвестиций. Это позволяет обеспечить непрерывность проведения государственной политики по технологическому развитию отраслей экономики.
Объективный анализ влияния результатов, направленных на достижение поставленных целей (А, В, С), предполагает использование подхода, основанного на сопоставлении изменения значений индикаторов результативности, прежде всего результатов интеллектуальной деятельности, и объемов бюджетного и внебюджетного финансирования НИОКТР. Иначе говоря, эффективность в целом представляет собой отношение результативности к объемам вложенных средств.
В качестве ключевых индикаторов результативности НИОКТР, выполняемых в рамках ГП, предлагается использовать индикаторы, агрегируемые в Единой государственной информационной системе учета результатов НИОКТР (ЕГИСУ НИОКТР). К ним относится количество:
- РИД по видам интеллектуальной собственности (ИС) (Pj);
- РИД, имеющих статус правовой охраны, полученной в ходе НИОКТР (U);
- РИД, имеющих документальное подтверждение практического использования (Yj);
- публикаций в журналах, зарегистрированных в международных базах Web of Science (Scopus) (Kj ) .
Для вышеуказанных индикаторов рассчитываются относительные изменения по сравнению с их значениями в предшествующем периоде (темпы роста) в целях приведения показателей к единой системе измерения и переходу к безразмерным величинам. Алгоритм расчета эффективности государственных расходов на НИОКТР включает три основных этапа. Может быть использован и четвертый этап, на котором рассчитывается эффективность расходов на НИОКТР с учетом дополнительных индикаторов.
Первый этап представляет собой расчет изменения фактических значений индикаторов результативности НИОКТР по сравнению с предшествующим периодом в разрезе участников ГП, осуществляющих поддержку исследований и разработок через ГП, в разбивке по целям А, В, С.
1.1 Темп роста количества РИД по видам ИС - (Pj) рассчитывается по формуле:
n1 n 2
Pj = [(1 /ni)£(mP)T]/[(1 /n2)£(mP)T1], j e {A;B;C},
i=i i=1
где n1 и n2 - количество созданных РИД по видам ИС соответственно в отчетном и в предшествующем периоде; m¡ - количество РИД i-го вида ИС (таблица); Pj и Pj 1 -
значения баллов, присваиваемых по видам ИС, соответственно в отчетном и предыдущем периоде.
Рекомендуемое значение баллов Р,, присваиваемых по видам ИС2:
Первая группа Изобретение Полезная модель Промышленный образец Селекционные достижения Вторая группа
Программа для ЭВМ Топология интегральных микросхем База данных Третья группа
Товарные знак и знаки обслуживания Секрет производства (ноу-хау) Коммерческое обозначение Алгоритм Четвертая группа
Генетический ресурс Единая технология
Система рекомендуемых значений баллов разработана авторами на основе анализа патентного ландшафта видов ИС, имеющегося в России5. Такие виды ИС, как единая технология и генетический ресурс, относящиеся к четвертой группе, имеют наибольшее значение баллов (0,4) в связи с тем, что хотя количество зарегистрированных патентов в России по данным видам ИС недостаточно, однако важность таких разработок велика для развития приоритетных направлений науки и технологий. Вместе с тем наименьшее значение (0,1) было присвоено видам ИС третьей группы, которые имеют наибольшее количество зарегистрированных заявок и оказывают наименьшее влияние на научно-техническое развитие государства. ИС первой и второй групп занимают промежуточное положение, значение данных объектов ИС широко варьируется в зависимости от отраслевой принадлежности и сферы их применения.
1.2. Темп роста РИД, имеющих статус правовой охраны, полученной в ходе НИОКТР (и ■),рассчитывается по формуле:
п1 п2
и) = [(1 /п1)£ (ти)Т ]/[(1 /п2)£ (ти) Н, ) е{Л;Б;С],
1=1 1=1
где п1 и п2 - количество созданных РИД, имеющих статус правовой охраны по видам в отчетном периоде и в предшествующем периоде; т, - количество РИД, имеющих статус правовой охраны /-го вида; и/ и и/ 1 - баллы, присвоенные РИД в зависимости от статуса правовой охраны в отчетном и предыдущем периоде.
Рекомендуемые значения баллов, присваиваемых РИД в зависимости от статуса правовой охраны
и
Государственная регистрация 0,5
Режим коммерческой тайны (ноу-хау) 0,3
Заявка на государственную регистрацию 0,2
Система рекомендуемых значений баллов разработана, исходя из трудоемкости юридической процедуры (чем сложнее процедура, тем выше значение балла).
1.3 Темп роста РИД, имеющих документальное подтверждение практического использования (У)),рассчитывается по формуле:
п1 п2
У) = [(1 /п1)£ (тУ)Т ]/[(1 /п2)£ (тУ) ) е{Л;Б;С],
8=1 8=1
2 Рекомендуемые здесь и далее значения баллов разработаны авторами статьи.
3 По данным информационной системы Derwent Innovation.
где n1 и n2 - количество РИД, имеющих документальное подтверждение практического использования, в отчетном периоде и в предшествующем периоде; mi - количество РИД i-го вида, имеющих документальное подтверждение практического использования; YT и YT 1 - баллы, присвоенные РИД в зависимости от документального подтверждения практического использования в отчетном и предыдущем периодах.
Рекомендуемые значения баллов (веса) Y¡, присваиваемые РИД в зависимости от документального подтверждения практического использования:
Исключительная лицензия 0,3
Отчуждение исключительного права 0,2
Простая (неисключительная) лицензия 0,1
Внесение в уставный капитал 0,15
Залог исключительного права 0,15
Система рекомендуемых значений баллов разработана, исходя из трудоемкости процедуры получения документов, подтверждающих право практического использования РИД (чем сложнее процедура, тем выше значение балла).
1.4 Темп роста публикаций в журналах, зарегистрированных в международных базах Web of Science (Scopus) Kj, в разрезе Участников ГП, рассчитывается по формуле:
K'j = max(Kw,Ks), j e {A;B;C},
T T 1 T T 1 *
где Kw = Kw / Kw , Kw и Kw - количество публикаций в Web of Science в отчетном и предыдущем периодах; KS = K¡T / K,Tf1, K¡T и K¡T 1 - количество
публикации в Scopus в отчетном и предыдущем периодах.
Для расчета данного индикатора с учетом данных ЕГИСУ НИОКТР следует синхронизировать перечень областей наук с базами данных WoS и Scopus.
При отсутствии возможности определения публикаций Web of Science и (или), Scopus темп роста публикаций Kjj рассчитывается таким образом:
Kj = KT / KT 1, j e {A;B;C},
где K T и K T 1 - количество публикаций в отчетном и предыдущем периодах.
Таким образом, на первом этапе оценки государственных расходов на НИОКТР рассчитываются темпы роста по предложенным индикаторам результативности с учетом рекомендуемой балльной системы в разрезе представленных целей А, В и С. В случае невозможности определения индикаторов результативности в разрезе целей А , В и С их расчет возможен в общем порядке. Кроме того, предложенный авторами перечень ключевых индикаторов может быть расширен и скорректирован в зависимости от задач, указанных в государственной программе и отраслевой направленности НИОКТР.
Второй этап представляет собой расчет изменения финансирования НИОКТР по сравнению с предыдущим периодом в рамках ГП в разрезе ее участников:
р]= FjT/j1, j e{A;B;C},
где F jj - темп роста финансирования НИОКР по сравнению с предыдущим периодом в
рамках ГП в разрезе участников ПГ в соответствии с заданными целями (j); F jT - объем
бюджетных средств, привлекаемых для финансирования НИОКР в текущем периоде в
соответствии с заданными целями (j) в рамках ГП; F jT 1 - объем бюджетных средств,
привлекаемых для финансирования НИОКР в предыдущем периоде в соответствии с заданными целями (j) в рамках ГП.
На третьем этапе рассчитывается эффективность расходов на НИОКТР как отношение среднего арифметического темпов роста индикаторов результативности НИОКТР к изменению финансирования НИОКТР по ГП в целом и в разрезе участников ГП:
Vj = [(Pj + Y'j + K'j + U'j] /Fj, j e {A; B;C},
где Vj - эффективность расходов на НИОКТР в разрезе участников ГП, осуществляющих поддержку исследований в рамках ГП; k - количество используемых индикаторов результативности.
В случае возможности разделения финансирования по целям (А, В, С), эффективность расходов на НИОКТР рассчитывается аналогичным образом.
На четвертом этапе проводится расчет дополнительных индикаторов, характеризующих эффективность государственных расходов на НИОКТР (только в рамках ГП в целом). К ним относятся:
- коэффициент достижения 50-процентного софинансирования прикладных научных
исследований за счет средств внебюджетных источников в рамках ГП (Rj )4;
- коэффициент соответствия публикаций, подготовленных в рамках ГП, мировым тематическим трендам по классификации WoS, в разрезе участников ГП (Zjj);
- коэффициент соответствия патентов на изобретения в рамках ГП мировым трендам развития технологических отраслей в соответствии с классификацией WIPO (Hj).
Расчет коэффициента достижения 50-процентного софинансирования прикладных научных исследований за счет средств внебюджетных источников в рамках ГП:
Rj = (RVj /RBj) + 1, j e{A;B;C}, где Rj - достижение 50-процентного софинансирования прикладных научных исследований за счет средств внебюджетных источников в рамках ГП; RVj - значение объема внебюджетных средств, привлекаемых для финансирования прикладных исследований в рамках ГП; RBj - значение объема бюджетных средств, направленных на финансирование прикладных исследований в рамках ГП.
При Rj >1,5 соблюдается требование о достижении 50-процентного софинанси-
рования прикладных научных исследований за счет средств внебюджетных источников в рамках ГП.
Расчет коэффициента соответствия публикаций, подготовленных в рамках ГП, мировыш тематическим трендам по классификации WoS, в разрезе участников ГП: Zj = (Tj /10) + 1, j e{A;B;C},
где Z'j - коэффициент соответствия публикаций, подготовленных в рамках ГП, мировым тематическим трендам по классификации WoS в разрезе участников ГП; Tj -количество тематических направлений публикаций (по классификатору WoS), соответствующих мировым трендам (ТОП 10 тематических направлений по темпу прироста публикаций в мире за последние три года, предшествующие отчетному периоду).
Расчет коэффициента соответствия патентов на изобретения, полученных в рамках ГП, мировым трендам развития технологических отраслей в соответствии с классификацией WIPO:
4 В настоящее время в условиях дефицита бюджетного финансирования исследований и разработок важнейшая роль отводится мерам по привлечению внебюджетных средств. Одним из наиболее действенных инструментов привлечения внебюджетных средств на финансирование прикладных исследований и разработок являются государственные программы, а в их составе — федеральные целевые программы. По ряду ФЦП научно-технического профиля внебюджетные средства в 2014-2020 гг. запланированы в размере от 50 до 100% объема бюджетных средств [15]. Расчет данного коэффициента направлен на анализ достижения цели 50-процентного софинансирования исследований и разработок за счет средств предприятий реального сектора экономики.
Hj = (Wj /10) + 1, j A;B;C},
где H'j - коэффициент соответствия патентов на изобретения, полученных в рамках ГП, мировым трендам развития технологических отраслей в соответствии с классификацией Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO)5; Wj - количество технологических направлений патентов (по отраслям), полученных в рамках ГП, в разрезе участников ГП, соответствующих мировым трендам (ТОП 10 технологий по темпу прироста патентов на изобретения в мире).
Расчет эффективности расходов на НИОКТР с учетом дополнительных индикаторов:
v;= [(P + Г + Kj + Uj )/F W jZjH ,j e{A;B;Q.
Если Vj >1, то финансирование НИОКТР в рамках ГП в разрезе участников ГП эффективно, так как средний темп роста результативности НИОКТР превышает темп роста финансирования НИОКТР или равен ему. Если Vj <1, то финансирование НИОКТР в рамках ГП в разрезе участников ГП неэффективно.
В целом анализ эффективности расходов на НИОКТР в рамках ГП позволяет выявить участников ГП, деятельность которых является неэффективной и, тем самым, не способствует должным образом наращиванию фундаментального задела, развитию высокотехнологичных отраслей и модернизации традиционных отраслей экономики.
Информационная база и результаты апробации подхода к анализу эффективности расходов на НИОКТР гражданского назначения6. Все результаты исследований и разработок, полученные за счет средств бюджета или на условиях софинансирования, должны отражаться в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) [14]. Данное Постановление относится к перечню правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКТР. Таким образом, данная система является ключевым информационным источником для анализа эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств внебюджетных источников на НИОКТР гражданского назначения.
Следует отметить, что в связи с небольшим сроком действия информационной системы ЕГИСУ НИОКТР (с 2013 г.) в ней в полном объеме не отражены сведения о НИОКТР и объемах их финансирования (в том числе и в динамике). Все это затрудняет оценку государственных расходов на НИОКТР в разрезе участников ГП и может ставить под сомнение адекватность выводов, предложенных на основе при-
5 WIPO представляет собой международную организацию, которая осуществляет администрирование ряда ключевых конвенций в области интеллектуальной собственности. Кроме того, этой организацией организован центр статистических данных по ИС, который представляет собой бесплатный онлайн-сервис, обеспечивающий доступ к обширной статистической информации в области ИС по всему миру [3].
6Во исполнение поручения Президента РФ от 28 мая 2015 г. № Пр-1067, подп. г п. 4 «обеспечить на постоянной основе анализ эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств внебюджетных источников на НИОКТР гражданского назначения, предусмотренных в государственных программах РФ, и учет этих расходов в рамках государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» (ежегодно).
веденного подхода. Однако в случае полного и добросовестного внесения ФОИВ и подведомственными им организациями данных в систему ЕГИСУ НИОКТР, предлагаемый подход способен обеспечить достижение цели.
Апробация предлагаемого подхода к анализу эффективности расходов на НИОКТР проведена на основании открытых данных на примере государственных программ РФ: «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы» и «Развитие атомного энергопромышленного комплекса на 2012-2020 годы»
Для расчетов темпов роста количества РИД по видам интеллектуальной собственности нами выбраны те из видов, данные о которых внесены в систему учета. Так, для анализа и оценки ГП «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы» были использованы такие виды ИС, как изобретение, программа для ЭВМ, полезная модель, база данных, секрет производства (ноу-хау), промышленный образец; для ГП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса на 2012-2020 годы» - изобретение, программа для ЭВМ, секрет производства (ноу-хау), полезная модель. По остальным видам интеллектуальной собственности данные ЕГИСУ НИОКТР в разрезе вышеуказанных ГП отсутствуют.
При анализе эффективности государственных инвестиций в исследования и разработки должен учитываться временной лаг с начала проведения научных работ. Предложенный подход позволяет анализировать эффективность расходов на НИОКТР за разные периоды (от двух лет). В качестве примера в ходе апробации этот показатель в рамках ГП «Развитие науки и технологий» рассчитывался за 2 года (2015-2016 гг.), а в рамках ГП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» - за 3 года (2014-2016 гг.). Результаты расчета эффективности государственных расходов приведены в таблице.
Таблица
Эффективность государственных расходов на НИОКТР в разрезе ГП
Показатель ГП «Развитие науки и технологий» (2016/2015) ГП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» (2016/2014)
Темп роста РИД по видам ИС 1,88 1,75
Темп роста РИД, имеющих статус правовой охраны, полученной
в ходе НИОКТР 0,28 н.д.
Темп роста публикаций в журналах, зарегистрированных в меж-
дународных базах Web of Science (Scopus) 3,62 32,00
Темп роста финансирования НИОКТР в рамках ГП 0,17 4,91
Эффективность расходов на НИОКТР* 11,05 2,29
Расчет достижения 50-процентного софинансирования приклад-
ных научных исследований за счет средств внебюджетных
источников в рамках ГП 1,29 1,00
* Без учета дополнительных индикаторов.
Расчет показывает, что проанализированные ГП являются эффективными (для ГП «Развитие науки и технологий» расчетное значение эффективности - 11,05, для ГП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» - 2,29).
Анализ и оценка эффективности государственных расходов на НИОКТР по указанным ГП в разрезе их участников не представляется возможным, так как по многим ФОИВ отсутствуют соответствующие показатели в системе ЕГИСУ НИОКТР. Данная ситуация объясняется тем, что не все ФОИВ контролируют внесение своими подведомственными организациями данных о НИОКТР в информационную систему [15].
Необходимо отметить, что условная стоимость полученных результатов различается между собой в связи с тем, что затраты на проведение исследований и раз-
работок, в том числе получение патента, в различных областях наук варьируются в зависимости от стоимости доступа к информационной, научной и инновационной инфраструктуре.
При проведении расчета дополнительного индикатора - коэффициента достижения 50-процентного софинансирования прикладных научных исследований за счет внебюджетных источников в рамках ГП - коэффициент 1,5 не достигнут ни по одной из двух рассмотренных программ, что свидетельствует о недостаточном привлечении внебюджетных средств в исследования и разработки в одном случае и отсутствии привлеченных средств - в другом.
Расчет остальных дополнительных индикаторов, характеризующих эффективность государственных расходов на НИОКТР, таких как коэффициент соответствия публикаций, подготовленных в рамках ГП мировым тематическим трендам по классификации WoS, в разрезе участников ГП и коэффициент соответствия патентов на изобретения, полученных в рамках ГП, мировым трендам развития технологически отраслей в соответствии с классификацией WIPO, было произвести невозможно в связи с недостаточным объемом информации, представленным в ЕГИСУ.
Возникает много вопросов в части значений рассчитываемых показателей, которые могут достаточно широко варьироваться. Из-за отсутствия части данных по расчетным периодам в ЕГИСУ НИОКТР провести более глубокий и детальный анализ, например, в разрезе ФОИВ, по целям А, В, и С с учетом дополнительных индикаторов на данный момент также не представляется возможным. Проведение анализа по этим направлениям позволило бы сделать более глубокие выводы, разработать систему мероприятий по устранению пробелов в области распределения государственных расходов на НИОКТР, а также определить, на каком этапе исследований и разработок необходимы финансовые вливания предприятий реального сектора экономики, выявить те направления и области исследований, которые интересны отраслевым предприятиям и имеют перспективу коммерциализации или введения в хозяйственный оборот.
Выводы и предложения. Предложенный в работе подход позволяет проводить детальный анализ эффективности расходов на НИОКТР в разрезе участников ГП. Его ключевой информационной базой является ЕГИСУ НИОКТР. Однако данная информационная система учета пока несовершенна, что затрудняет проведение анализа государственных расходов на НИОКТР и, следовательно, снижает ценность выводов.
Примененный нами подход к оценке эффективности инвестиций в НИОКТР выявил ряд проблем, связанных с совершенствованием информационной базы. На наш взгляд, необходимы следующие действия:
1. Закрепить за ФОИВ обязанность подтверждения в полном объеме данных о начале выполнения работ в ЕГИСУ НИОКТР.
2. Предусмотреть в ЕГИСУ НИОКТР разделение финансирования НИОКТР по этапам (финансовым периодам), что позволит оценивать полноту государственного учета НИОКТР в соответствии с данными Казначейства РФ.
3. Отражать в ЕГИСУ НИОКТР, кроме количества договоров также суммы, на которые заключены договора, что позволит своевременно проводить анализ внедрения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
4. Предусмотреть верификацию РИД, выполненных в рамках НИОКТР, зарегистрированных в ЕГИСУ и получивших регистрацию в Роспатенте, с данными Роспатента.
5. В целях определения возможности направления практического использования РИД в производственном секторе предусмотреть в ЕГИСУ НИОКТР наличия Общероссийского классификатора продукции.
6. Синхронизировать классификацию патентов, учтенных в ЕГИСУ НИОКТР, с классификацией WIPO (соответствие патентов в рамках ГП мировым трендам развития технологических отраслей).
7. Синхронизировать публикацию НИОКТР, учтенных в ЕГИСУ, с классификатором WoS (Scopus) (соответствие публикаций в рамках ГП мировым тематическим трендам).
Реализация данных предложений позволит своевременно получать информацию для анализа состояния российских исследовательских и технологических секторов и для эффективного управления финансовыми потоками с целью решения задач, стоящих перед обществом и зафиксированных в Стратегии научно-технологического развития РФ.
Литература
1. Web of Science. https://apps.webofknowledge.com/WOS_GeneralSearch_input.do?product=WOS&search_mode= GeneralSearch&SID=Z2WasTvgC1aX5JrcoAw&preferencesSaved=
2. Роспатент. [Электронныйресурс]: www.rupto.ru/
3. World Intellectual Property Organization [Электронный ресурс]: http://www. wipo. int/portal/en/index.html
4. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016г. № 642. [Электронныйресурс]: http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон от 16 октября 2017 г. № 287-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2016год». [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/
6. Science, technology and innovation. [Электронный ресурс]: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=78
7. Ильина И.Е. Механизм и ключевые индикаторы оценки эффективности государственных расходов на НИОКТР // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 17. С. 51-73.
8. Журавлева И А. Теоретический анализ прозрачности в системе федеральных органов исполнительной ветви власти //Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2011. № 3-4. С.69-71.
9. Ilina I.E., Sergeeva O.L. Methods ofAssessing the Efficiency of Public Spending on Research and Development Design Work //Mediterranean Journal of Social Sciences. July 2015. Vol. 6. № 4. Pp. 250-255.
10. Ilina IE, Zharova E.N., Borodin A.I., Burlankov S.P. Assessing the Effectiveness of Public Investment in Research and Development by Federal Executive Bodies in Russia // Olsztyn Economic Journal. 2016. № 11(4). Pp. 399-410.
11. Ильина И.Е. Жарова Е.Н. Инструменты поддержки исследований и разработок ведущих отечественных и зарубежных научных фондов //Integration ofEducation. 2017.Vol. 2. № 2. Pp. 164-183.
12. Ильина И.Е., Грибовский А.В., Парфенова С.Л. Методика оценки малых инновационных предприятий, претендующих на государственную поддержку опытно-конструкторских и технологических работ //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 10. С. 45-55.
13. О внутренних затратах на исследования и разработки. Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/406/15389/
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 327 «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения». [Электронныйресурс]: http://www.consultant.ru/
15. ЕГИСУНИОКТР [Электронныйресурс]: http://rosrid.ru/