Ли Цзюнь
Аспирант,
Московский Педагогический Государственный Университет,
г. Санкт-Петербург.
Анализ эффективности просветительской деятельности на примере садово-паркового искусства: развитие пространственного мышления
Введение
«Садово-парковое искусство - это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, при использовании природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов, выражающее определенное идейное содержание в художественных образах. Оно является основой для ландшафтной архитектуры» [5, с. 9].
Садово-парковый вид искусства является особенным сочетанием уникальной природы, различных композиций и предметов искусства, которое украшает окружающее садово-парковое пространство, а так же является ключевым элементом культурных ценностей человечества.
Городские сады и парки представляют как эстетическую ценность, так и глубокий особый символический смысл, который отражает историю страны, культуру народа и мировоззрение разных временных эпох [1].
Кроме того, чтобы полноценно проанализировать и понимать уникальность садово-парковых конструкций и сооружений, представляется необходимым обладать особо развитым пространственным восприятием. Пространственное представление позволяет посетителю изучать и понимать окружающее нас пространство, а так же воспринимать его организацию, в том числе форму и взаимосвязи между составляющими его элементами [11].
Данное исследование предполагает изучение разных форматов просветительской работы, как например, необычные интерактивные экскурсии, живые мастер-классы, уникальные выставки и различные другие образовательные события, для того, чтобы выявить более успешные подходы к формированию пространственного восприятия посредством
садово-паркового вида искусства [2].
«Классификация садово-парковых пространств на «регулярные» и «нерегулярные» без понимания развития культуры не дает полноценного охвата в вопросе образования планировочной структуры, ведь понятия «сад» и «парк» размыты и не обладают четкой границей, особенно это проявлялось в эпоху средневековья, где понятие «сад» означало места для содержания пойманной рыбы, диких животных или для посадки растительности. По культурно региональному принципу: итальянские, французские, китайские, японские, голландские, английские, арабо- или испано-мавританские. По историческим эпохам: Древний мир, средние века, эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время» [6, с. 68].
Реализация поставленной цели указывает на решение поставленных задач:
- исследование первоначального уровня пространственного восприятия;
- анализ происходящих изменений в умениях, навыках и уровне знаний;
- исследование общего представления о ландшафте садов и парковой зоне;
- анализ степени удовлетворенности посетителей садово-парковых зон;
- исследование продолжительных результатов;
- сопоставление полученных результатов эксперимента у двух групп.
Рассмотрим теоретические подходы подробно:
«Методологическую и теоретическую основу данного исследования
составили труды по теории развития личности (А.В. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); по развитию мышления, в том числе творческого (В.В. Давыдов, Е.Н. Коновалова-Меллер, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Тазыкина, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.); исследования вопроса о понятии и структуре пространственного мышления (Г.Д. Глейзер, И.Я. Каплунович, В.А. Крутецкий, Е.Ф. Рыбалко, В.С. Столетнев и др.)» [9, с. 161].
Данное исследование основывается на теориях формирования и развития пространственного представления, а так же психологии мышления и восприятия окружающей атмосферы, а кроме того, на теории педагогики и музейного сохранения и искусства. Главными элементами концепции являются подходы конструктивизма, когнитивных процессах психологии и процесса обучения посредством опыта [3].
Рассмотрим успешные примеры эффективности просветительской деятельности:
Пример 1. Проведение анкетирования среди участников, которые посетили экскурсии по городским садам и парковым комплексам в начале и по завершении данного мероприятия. Сопоставление полученных ответов на заданные вопросы, которые касаются пространственной специфики объектов данного вида искусства, позволяющие проанализировать уровень получения информации и формирования пространственного уровня мышления [10].
Пример 2. Мониторинг за участниками в процессе проведения просветительских программ в городских садах и различных парках для определения изменений в поведении.
К примеру, повышение интереса к окружающему миру, а так же наиболее активное исследование деталей конструкций, кроме того умение описывать и изучать пространственное оформление [12].
Пример 3. Проведение проверочного тестирования на пространственное восприятие в период участия в культурно-образовательной программе. Применение специализированных тестов, которые направлены на анализ способности к пониманию и исследованию пространства, которое позволяет количественно определить соответствующие изменения в способностях участников.
Пример 4. Поддержка обратной связи от участников культурно-образовательной программы посредством анкетирования и собеседования. Анализ уровня удовлетворенности данной программой, кроме того и определение более практичных и уникальных деталей для формирования пространственного восприятия.
Пример 5. Процесс наблюдения посредством конкретного периода по завершении участия в просветительской деятельности для представления долгосрочных трансформаций в пространственном восприятии участников [7].
К примеру, исследование определенной способности к разработке собственных пространственных произведений, в том числе и описание окружающего комплекса.
Исследование указанных выше примеров позволит проанализировать результативность просветительской работы в развитии пространственного восприятия посредством садово-паркового вида искусства [4].
Проведение эксперимента в рамках просветительской деятельности
Участники эксперимента разделены на две группы:
- в экспериментальной группе будут принимать участие 20 участников, которые желают улучшить собственные навыки пространственного восприятия. ЭГ будет проходить специальную развивающую программу по садово-парковому виду искусства;
- в контрольной группе будут принимать участие так же 20 участников, которые не будут участвовать в развивающей программе по садово-парковому виду искусства, а их уровень пространственного восприятия будет применяться для сопоставления с полученными результатами экспериментальной группы.
Методика эксперимента:
- первичное проведение тестирования: участники двух групп (экспериментальной и контрольной) будут проходить тестирование для анализа первоначального уровня пространственного восприятия с применением стандартных тестов;
- учебная программа: участники экспериментальной группы будут принимать участие в развивающей программе, которая включает лекции по историческим принципам садово-паркового вида искусства, включая проведение практических занятий по дизайну садов и парков, а кроме того поездки и экскурсии в известные городские сады и красивейшие парки;
- проведение итогового тестирования: по завершении развивающей программы участники двух групп ЭГ и КГ будут проходить итоговое тестирование для анализа изменений в пространственном восприятии;
- анализ удовлетворенности результатами: экспериментальная группа участников заполнит соответствующие анкеты о собственном приобретенном опыте участия в развивающей программе, которые выразят собственное мнение о ценности и уникальности представленного материала;
- сопоставление полученных результатов: полученные в ходе эксперимента данные будут рассматриваться для определения различий в формировании пространственного восприятия между двумя группами.
Ожидаемыерезультаты эксперимента:
По завершении эксперимента ожидается то, что участие в определенной программе по садово-парковому виду искусства приведет к существенному улучшению пространственного восприятия у участников двух групп - ЭГ в сопоставлении с КГ.
Результаты проведенного эксперимента показали следующее:
- экспериментальная группа участников продемонстрировала существенное улучшение в пространственном восприятии по завершении развивающей программы;
- значительное количество участников отметили существенный интерес к исследованию садово-паркового вида искусства и использованию данного вида в дизайне и ландшафт организации;
- наблюдалось повышение уровня творческих способностей и умения видеть существующее пространство в трехмерном измерении.
- участники контрольной группы не продемонстрировали конкретных изменений в пространственном представлении за период проведения данного эксперимента;
- полученные результаты от контрольной группы участников применялись для сопоставления с полученными результатами экспериментальной группы участников.
Итоговые выводы:
- проведенный эксперимент выявил результативность развивающей программы по садово-парковому виду искусства в формировании пространственного восприятия;
- зафиксированные данные демонстрируют значительное влияние исследования садово-паркового вида искусства на познавательные процессы участников данного эксперимента.
Полученные результаты могут являться основой для перспектив дальнейших исследований, а так же разработки соответствующих программ, которые направлены на формирование пространственного восприятия посредством исследования существующих видов искусства [8].
Гипотеза данного исследования
Ключевая гипотеза данного исследования состоит в предположении о том, что просветительская работа в сфере садово-паркового вида искусства способствует формированию пространственного восприятия у аудитории посетителей. При помощи участия в различных учебных мероприятиях по исследованию садово-парковых произведений посетители могут улучшить собственные навыки исследования и восприятия данного окружающего пространства, что в последствии, приведет к наиболее глубокому осознанию культурных ценностей и окружающей нас природы.
Вывод
Таким образом, садово-парковый вид искусства играет существенную роль в развитии пространственного восприятия у посетителя данной зоны. Кроме того, общая эстетика и композиция, а так же архитектурные концепции городских садов и общественных парков способствуют формированию восприятия данного пространства, а так же гармоничной структуры.
В том числе, проектирование и создание дизайна садов и парков требует креативного подхода и умения представлять пространство трехмерно, что в данном случае способствует формированию пространственного восприятия у проектировщиков, создателей ландшафта и различных специалистов.
Заключение
В заключение научной статьи об исследовании результативности просветительской работы, на примере садово-паркового пространства и формировании пространственного ощущения, можно выделить следующее. Проведенное исследование выявило, что исследование садово-паркового вида искусства способствует в большей степени, как восприятию окружающего нас мира, так и развитию творческого мышления, пространственного представления и восприятия у людей определенных возрастов. Представляется важным отметить, что просветительская работа в данной области имеет существенный потенциал, как для обогащения культурного потенциала, так и для повышения уровня жизни социума в общем.
Перспективы дальнейших исследований и проведение практических мероприятий в данном направлении могут способствовать как сохранению исторических ценностей, так и стимулированию креативного мышления и развитию гармоничной личности в целом.
Следовательно, искусство садово-паркового пространства может анализироваться как главный инструмент для развития гармоничного представления окружающего мира и существенного развития человеческих компетенций.
Обобщая вышесказанное, данное исследование представило важность применения садово-паркового искусства, как механизма для развития пространственной ориентации. Кроме того, дальнейшие усилия в рассматриваемом направлении могут способствовать разработке инновационных учебных программ и стимулировать развитие творческого мышления и определенных мыслительных способностей.
Список литературы:
1. Беленков А.Ю. Садово-парковое искусство КИТАЯ и его влияние на менталитет китайцев // Вологдинские чтения. 2002. № 27. С. 49-50.
2. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство / И.О. Боговая, Л.М. Фурсова. - М.: Изд. МГУЛ, 2003.
3. Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование: учеб.пособие. / А.П. Вергунов, М.Ф. Денисов, С.С. Ожегов. - М.: Высшая лига, 1991.
4. Житин Руслан Магометович, Топильский Алексей Геннадьевич А.Т. Болотов и создание новых концепций садово-паркового искусства в России (к проблеме трансферта европейских садоводческих практик на русскую «почву») // Неофилология. 2023. № 33. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-t-bolotov-i-sozdanie-noyyh-kontseptsiy-sadovo-parkovogo-iskusstva-v-rossii-k-probleme-transferta-evropeyskih-sadovodcheskih (Дата обращения: 11.07.2024).
5. Кригер Наталья Владимировна. Садово-парковое искусство. Учебное пособие. Учебное пособие. Электронное издание // URL: http://kgau.ru/new/student/43/content/116.pdf (Дата обращения: 11.07.2024).
6. Куроленко А.В. Ретроспектива мирового садово-паркового искусства // Молодежный вестник ИрГТУ. 2019. Т. 9. № 2. С. 66-76.
7. Нащокина М.В. Проблемы воссоздания памятников русского садово-паркового искусства (размышления историка архитектуры и садово-паркового искусства) // В фокусе наследия / Сборник статей, посвящённый 80-летию Ю.А. Веденина и 25-летию создания Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва. - Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт географии Российской академии наук, 2017. С. 254-267.
8. Поршнев В.П. Садово-парковое искусство эллинистических государств Малой Азии // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 1 (46). С. 112-120. - DOI 10.30725/2619-0303-2021-1-112-120.
9. Сысоева Е.А. Организационно-педагогические условия, способствующие развитию пространственного мышления студентов 3-4 курсов, в процессе художественного проектирования на занятиях по керамике // МНКО. 2011. № 4-1. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-sposobstvuyuschie-razvitiyu-prostranstvennogo-myshleniya-studentov-3-4-kursov-v-protsesse (Дата обращения: 11.07.2024).
10. Теодоронский В.С., Боговая И.О. Объекты ландшафтной архитектуры / В.С. Теодоронский, И.О. Боговая. - М.: Изд. МГУЛ, 2003.
11. Теодоронский В.С., Жеребцова Г.П. Озеленение населенных мест. Градостроительные основы / В.С. Теодоронский, Г.П. Жеребцова. - М.: Академия, 2010.
12. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение [Текст]: учебник для прикладного бакалавриата по техническим специальностям / А.А. Чекмарев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. 475 с.
Bibliography
1. Belenkov A.Yu. Landscape gardening art of CHINA and its influence on the mentality of the Chinese // Vologda readings. 2002.
№ 27. P. 49-50.
2. Bogovaya I.O., Fursova L.M. Landscape art / I.O. Bogovaya, L.M. Fursova. - М.: Publ. MGUL, 2003.
3. Vergunov A.P., Denisov M.F., Ozhegov S.S. Landscape design: a tutorial. / A.P. Vergunov, M.F. Denisov, S.S. Ozhegov. - М.: Higher League, 1991.
4. Zhitin Ruslan Magometovich, Topilsky Aleksey Gennadievich A.T. Bolotov and the creation of new concepts of landscape gardening in Russia (to the problem of transferring European horticultural practices to Russian "soil") // Neofilologiya. 2023. № 33. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-t-bolotov-i-sozdanie-novyh-kontseptsiy-sadovo-parkovogo-iskusstva-v-rossii-k-probleme-trans-ferta-evropeyskih-sadovodcheskih (11.07.2024).
5. Kriger Natalya Vladimirovna. Landscape gardening. Tutorial. Tutorial. Electronic publication // URL: http://kgau.ru/new/stu-dent/43/content/116.pdf (11.07.2024).
6. Kurolenko A.V. Retrospective of World Landscape Gardening Art // Youth Bulletin of IrSTU. 2019. Vol. 9. № 2. P. 66-76.
7. Nashchokina M.V. Problems of Recreating Monuments of Russian Landscape Gardening Art (Reflections of an Architecture and Landscape Gardening Art Historian) // In Focus on Heritage / Collection of articles dedicated to the 80th anniversary of Yu.A. Vedenin and the 25th anniversary of the creation of the D.S. Likhachev Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage. - Moscow: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences, 2017. Landscape Gardening Art of the Hellenistic States of Asia Minor // Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture. 2021. № 1 (46). P. 112-120. - DOI 10.30725/2619-0303-2021-1-112-120.
9. Sysoeva E.A. Organizational and pedagogical conditions that contribute to the development of spatial thinking of 3rd-4th year students in the process of artistic design in ceramics classes // MNKO. 2011. № 4-1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organi-zatsionno-pedagogicheskie-usloviya-sposobstvuyuschie-razvitiyu-prostranstvennogo-myshleniya-studentov-3-4-kursov-v-protsesse (11.07.2024).
10. Teodoronsky V.S., Bogovaya I.O. Landscape architecture objects / V.S. Teodoronsky, I.O. Bogovaya. - M.: Publ. MGUL, 2003.
11. Teodoronsky V.S., Zherebtsova G.P. Greening of populated areas. Urban planning foundations / V.S. Teodoronsky, G.P. Zherebtso-va. - M.: Academy, 2010.
12. Chekmarev A.A. Descriptive geometry and drawing [Text]: textbook for applied bachelor's degree in technical specialties / A.A. Chekmarev. - 4th ed., revised. and additional. - M.: Yurait, 2015. 475 p.