12. https://www.geogebra.org/geometry/ Accessed on 26 October 2020.
13. Whillis, J. (1940) The development of synovial joints. Journal of Anatomy, 24, 2, 277-283.
14. Ruiz de Luzuriaga, B. C., Helms, C. A., Kosinski, A. S., Vinson, E. M. (2013) Elbow MR imaging findings in patients with synovial fringe syndrome. Skeletal Radiology, 42, 5, 675-680.
15. van Zwieten, K. J., de Bakker, B. S., Struys, T., Kosten, L., De Munter S., Hotterbeekx, A., Lambrichts, I., Adriaensens, P., Schmidt, K. P., Helder, P. C., Lippens, P. L. (2015) Enkele anatomische structuren in menselijke vingergewrichten die een rol zouden kunnen spelen bij de pathogenese van reumatoi'de artritis. Nederlands Tijdschrift voor Reumatologie, 15, 2, 58 -62.
16. Dumont, C., Albus, G., Kubein-Meesenburg, D., Fanghänel, J., Stürmer, K. M., Nägerl, H. (2008) Morphology of the interphalangeal joint surface and its functional relevance. Journal of Hand Surgery, 33A, 9-18.
17. Koo, S., Andriacchi, T. P. (2008) The knee joint center of rotation is predominantly on the lateral side during normal walking. Journal of Biomechanics, 41, 6, 1269-1273.
18. Kapandji, I. A. (2007) The Physiology of the Joints, Volume 1, The Upper Limb, 6th Edition, Edinburgh etc., Churchill Livingstone, 206-207.
УДК 61:007+614.88
В.С. Белов, А.С. Воронин, А.И. Самаркин
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В Г.ПСКОВЕ (ПО ДАННЫМ 2017-2019 гг.)
Псковский государственный университет, Псков, Россия, [email protected]
Резюме. Выполнен анализ эффективности оказания скорой медицинской помощи (СМП) при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в г. Пскове. Мерами оценки эффективности работы станции СМП определены среднее время нахождения бригады СМП на выезде к месту ДТП с момента поступления вызова и 95%-й доверительный интервал его варьирования. Для анализа использованы данные Псковской станции СМП о вызовах на ДТП 2017...2019 годов.
Отмеченная задача рассмотрена в разрезе следующих временных интервалов: года, месяцы и время суток.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, скорая медицинская помощь, эффективность обслуживания вызова, сезонные и суточные отклонения времени обслуживания.
Summary. V.S. Belov, A.S. Voronin, A.I. Samarkin Analysis of the efficiency of rendering the medical ambulance in the road transportation accidents in pskov (according to 2017 ... 2019 years).
The analysis of the effectiveness of the provision of emergency medical care (EMS) in road traffic accidents (RTA) in the city of Pskov is carried out. Measures for assessing the efficiency of the EMS station were determined by the average time spent by the EMS brigade at the exit to the accident site from the moment the call was received and the 95% confidence interval of its variation. For the analysis, data from the Pskov station of the EMS on calls for road accidents in 2017 ... 2019 were used. The marked task is considered in the context of the following time intervals: years, months and time of day.
Keywords: road traffic accident, medical ambulance, call service efficiency, seasonal and daily deviations of service time.
Введение. В настоящее время наблюдается достаточно быстрый рост количества автомобилей на дорогах и улицах городов России, в т.ч. и в г. Пскове, что неизбежно приводит к росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых зачастую не только водители и пассажиры транспортных средств, но и пешеходы получают травмы разной степени тяжести. В подобных ситуациях неизбежно происходит обращение на стацию СМП для вызова к месту ДТП дежурной бригады медиков. Здесь представляет интерес задача оценки времени обслуживания дежурными бригадами СМП мест ДТП в разные временные периоды - в среднем по году, в среднем по месяцам, в среднем соотнесено ко времени суток, а также интервал варьирования этих величин на уровне 95% доверительной вероятности. При этом отметим, что время доезда дежурной бригады медиков от станции СМП с момента поступления вызова на место ДТП (в пределах г. Пскова), как правило, не превышает 15 минут (в среднем 8-10 минут).
Материалы и методы. Исходные материалы, необходимые решения рассматриваемой задачи за анализируемый период - 2017.. .2019 гг, выбираются
733
из отчетов диспетчерской службы станции СМП по вызовам на места ДТП. Для выполнения статистического анализа данных выборки воспользуемся программной системой Statistika [1,2], выбрав в качестве аналитического инструментария встроенный в нее метод дисперсионного анализа ANOVA, который предназначен для поиска зависимостей в экспериментальных данных путём исследования значимости различий в средних значениях групп данных, при этом могут сравниваться значения трёх и более групп. Анализ осуществим по следующим срезам и направлениям:
1. Выявление зависимости среднего времени нахождения бригады СМП на выезде к месту ДТП от года происшествия.
2. Выявление зависимости среднего времени нахождения бригады СМП на выезде к месту ДТП от месяца происшествия.
3. Выявление зависимости среднего времени нахождения бригады СМП на выезде к месту ДТП от часа суток.
Для повышения наглядности воспользуемся графическими нотациями, позволяющими отразить средние величины по данным, сгруппированным по контролируемым временным периодам, и их 95%-е интервалы варьирования. Заметим, что при указанной доверительной вероятности средние величины, интервалы варьирования которых в проекции на ось Y не пересекаются, имеют статистически значимые различия между собой.
Результаты. Приведем результаты анализа. Так, на рис. 1 представлена зависимость среднего времени нахождения бригады СМП на выезде к месту ДТП от года наблюдения. Среднее время нахождения бригады СМП на вызове к месту ДТП за три года увеличилась с 47 минут (2017) до 62 минут (2019), т.е. на 32%. За этот же период в г. Пскове число ДТП уменьшилось с 345 до 243 чел. или на 29,6%, а пострадавших в ДТП с 449 до 295 чел. - на 34,3% [3]. В качестве основных причин увеличения в 2019 году среднего времени нахождения дежурной бригады СМП на выезде к месту ДТП можно отметить, во-первых, увеличение числа автомобилей на улицах г. Пскова (за три года автопарк увеличился более чем на 15%); во-вторых, заметное ухудшение состояния дорожного покрытия уличной сети; в-третьих, закрытие ряда улиц в г.Пскове на долговременные ремонты и реконструкции, что привело к повышению транспортной нагрузки на нормально действующих участках уличной сети города; в-четвертых, снижение дисциплины соблюдения правил дорожного движения водителями.
На рис. 2 приведена информация об усредненном (по данным за 2017 - 2019
734
гг.) характере влияния месяца (сезона) на среднее время выезда бригады СМП к месту ДТП. Можно отметить, что наблюдается резкий рост среднего времени обслуживания вызова бригады СМП к месту ДТП в апреле (до 55 минут с 44 минут в марте), а также большое значение среднего времени обслуживания в декабре-месяце (56 минут на один вызов к месту ДТП). Апрельское увеличение предположительно можно объяснить, во-первых, появлением весной на улицах города, «молодых» водителей, обладающих малым опытом и склонностью к «аварийному вождению»; во-вторых, выездом на улицы города после зимней «спячки» водителей-«подснежников»; и, в-третьих, фактором смены на колесах автомобилей зимней резины на летнюю без учета того, что в апреле дорожное покрытие еще подвержено гололеду. До октября имеет место постепенное снижение времени обслуживания обращений на станцию СМП с мест ДТП, с ноября начинается новый рост, что, скорее всего, связано с таким сезонным фактором, как появление гололеда на дорожном покрытии, а это, как следствие, приводит к увеличению числа ДТП.
Рис.1. Среднее время выезда бригады СМП на ДТП в разрезе «по годам» и интервалы варьирования.
На следующем рисунке (рис. 3) приведены сведения о взаимосвязи средней длительности нахождения бригады СМП на выезде к месту ДТП и времени суток.
Время нахождения кна выезде, ч.мм.сс
1:11:00 1:09:00 1:07:00 1:05:00 1:03:00 1:01:00 0:59:00 0:57:00 0:55:00 0:53:00 0:51:00 0:49:00 0:47:00 0:45:00 0:43:00 0:41:00 0:39:00 0:37:00 0:35:00 0:33:00 0:31:00 0:29:00
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рис.2. Среднее время выезда бригады СМП на ДТП в разрезе «по месяцам» и интервалы варьирования.
месяц
▲Время нахождения на выезде, ч.мм .сс
1:23:00 1:19:00 1:15:00 1:11:00 1:07:00 1:03:00 0:59:00 0:55:00 0:51:00 0:47:00 0:43:00 0:39:00 0:35:00 0:31:00 0:27:00 0:23:00 0:19:00 0:15:00
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
время суток
Рис. 3. Среднее время выезда бригады СМП на место ДТП в разрезе «время суток» и интервалы варьирования.
Видно, что большая часть времени суток (с 05-00 до 23-00 часов) средняя продолжительность обслуживания вызова бригадой СМП ДТП достаточно стабильна и колеблется от 41 минуты в 05-00 утра до 57 минут в 21-00 Минимум вызова к месту ДТП зафиксирован в полночь - 34,5 минуты, максимум - в 3-4 часа утра - до 63-69 минут. Последнее можно частично объяснить меньшим числом ночных смен бригад СМП и повышенной травмоопасностью ДТП в ночное и предутреннее время суток.
Выводы. Анализ реальной статистической информации станции СМП относительно выездов бригад медиков на места дорожно-транспортных происшествий в г. Псков за период 2017.. .2019 гг выявил следующие факты:
1. Среднее время, затрачиваемое бригадой СМП, на обслуживание одного вызова с места ДТП составляло 53 минуты, из которых непосредственно на контактную работу с пострадавшими затрачивалось в среднем 35-40 минут, а на доезд автомобиля с медицинской бригадой от станции СМП до места ДТП - 8 -10 минут.
2. Имеет место тенденция к увеличению среднего время нахождения бригады СМП на выезде после обращения на станцию СМП с места ДТП с 47 минут в 2017 году до 63 минут в 2019 году. Объяснение этому факту - существенное ухудшение транспортной обстановки в г. Пскове в связи с увеличением за анализируемый период парка машин (особенно легковых) в городе более, чем на 15%, плохое состояние дорожного покрытия улиц города в 2019 году и выключение в 2019 году до 10-15% уличной сети города из транспортной доступности в связи с их ремонтом и реконструкцией.
3. Наблюдаются сезонные повышения среднего времени обработки бригадой СМП обращений с мест ДТП в апреле и декабре.
4. В течении суток наибольшим временем обслуживания бригадами СМП запросов с мест ДТП характеризуется интервал времени с 3 до 4 часов утра, наименьшим - полночь.
Обобщая эти выводы, следует отметить, что увеличение среднего времени нахождения бригады СМП на выезде к месту ДТП в 2019 году по отношению к 2017 на 35% при одновременном уменьшении количества ДТП и числа пострадавших в ДТП в указанный период свидетельствует о некотором снижении эффективности работы СМП, а также об определенном повышении уровня травмоопасности ДТП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трухачёва Н.В. Математическая статистика в медико-биологических
исследованиях с применением пакета Statistica. М: ГЭОТАР-Медиа, - 2013.
384 с.
2. Стукач О.В. Программный комплекс Statistica в решении задач управления
качеством. Томск: Изд-во Томского политехнического университета. - 2011.
163 с.
Показатели состояния безопасности дорожного движения. (Псковская область / Псков). [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (Дата обращения 14.10.2020).
УДК 616.33-005.1
1БесединаН.К., 2ГлавновП.В., 3Молостова А.С., 3Ермоленко Е.И.,, 2,4Варзин С.А
ПРОБЛЕМА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ
(Обзор литературы)
1 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; 2Санкт-Петербургский медико-социальный институт;3Институт экспериментальной медицины, Санкт-Петербург; 4Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, [email protected]
Резюме: В последние годы теория язвенной болезни, связанная с H^ilory, не в полной мере удовлетворяет большинство ученых-исследователей и врачей-клиницистов. Публикуются работы с вопросами, на которые ответы с помощью представлений о Helicobacter pylori получить не удается. В этом разрезе обсуждается проблема желудочно-кишечного кровотечения. Ключевые слова: желудочно-кишечные кровотечения, стрессовые язвы, язвенная болезнь, Са++ -стресс клетки, нейрогенно-генетическая теория.
Summary: Besedina N.K., Glavnov P.V., Molostova A.S., Ermolenko E.I.,, Varzin S.A. Problem of gastrointestinal bleeding (Literature Review). In recent years, the H.pilory-related ulcer theory has not fully satisfied most research scientists and clinician physicians. Works are published with questions that cannot be
738