УДК 330.4
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА
Ю. М. Щетинина, Ю. О. Лан, С. В. Рындина
ANALYSIS EFFECTIVE METHODS OF PROMOTION OF INTERNET-STORE
Yu. M. Shchetinina, Yu. O. Lan, S. V. Ryndina
Аннотация. Актуальность и цели. Продвижение бизнеса в онлайн имеет свои особенности. В связи с высокой конкуренцией в сегменте B2C и относительно легкой возможностью дискредитации способов продвижения (появляются технологии имитации добросовестного продвижения, используемые в различного рода «серых» и «черных» схемах бизнеса в Интернете) происходит постоянная модификация методов продвижения. Целью данной работы является анализ эффективности методов продвижения интернет-магазина, поддерживаемых инструментами CMS Magento. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели используются эмпирические методы: мониторинг, изучение и обобщение опыта владельцев интернет-магазинов по продвижению электронного бизнеса, тестирование инструментов CMS Magento на соответствие стратегиям эффективного продвижения бизнеса в Интернете. Результаты. Рассмотрены методы продвижения интернет-магазина. Проанализирована динамика изменения их популярности и эффективности на рынке электронной коммерции. Рассмотрены возможности CMS Magento для расширения клиентской базы, повышения узнаваемости компании и т. п. Проанализирован потенциал инструментов, предоставляемых CMS Magento для продвижения интернет-магазина. Выводы. Использование базового функционала CMS Magento для привлечения клиентов вполне эффективно, но явно недостаточно в конкурентной борьбе. Однако благодаря модульной структуре CMS Magento есть возможность подключения дополнительных расширений, реализующих специальные технологии продвижения, которые повышают конверсию и способствуют увеличению прибыльности интернет-магазина.
Ключевые слова: электронный бизнес, электронная коммерция, система управления контентом, интернет-магазин, поисковая оптимизация, конверсия, продвижение в социальных сетях, почтовая рассылка.
Abstract. Background. Business Promotion on-line has its own characteristics. Due to high competition in the B2C segment and relatively easy ways to promote the ability to discredit the (emerging technologies fair imitation of promotion used in various types of gray and black schemes online business) is a constant modification of the methods of promotion. The purpose of this paper is to analyze the effectiveness of methods of promoting an online store, supported by tools CMS Magento. Materials and methods. The methods of promoting an online store. The dynamics of change in their popularity and effectiveness of e-commerce on the market. The possibilities of CMS Magento for expanding the client base, increasing awareness of the company, etc. Results. The methods of promoting an online store. The dynamics of change in their popularity and effectiveness of e-commerce on the market. The possibilities of CMS Magento for expanding the client base, increasing awareness of the company, etc. The potential of the tools provided for the promotion of CMS Magento online store. Conclusions. Using a basic functional CMS Magento to attract
customers very effectively, but not enough to compete. However, thanks to the modular structure of the CMS Magento is possible to connect additional extensions that implement specific technology advances that improve the conversion and help to increase the profitability of the online store.
Key words: e-business, e-commerce, content management system, online store, search engine optimization, conversion, promotion in social networks, mailing lists.
В основе развития современной экономики лежат достижения в области информационно-коммуникационных технологий. Экономика в условиях всеобщей глобализации в сети Интернет получает широкий спектр новых возможностей. В мировой экономике зарождается новый сектор под названием «электронная коммерция» (e-сommerсe). Экономическая деятельность, осуществляемая с помощью новейших IT-технологий, оказывается эффективной и прибыльной.
Торговля постепенно переходит из off-linе в on-linе. Так как при он-лайн-торговле сокращаются трансакционные издержки (т.е. издержки, связанные с поиском и обработкой информации, ведением переговоров и подписанием контрактов), упрощается процесс купли-продажи и заключения сделок, расширяются возможности для привлечения инвестиций, а также улучшается географическая доступность.
Значительную долю сектора e-commercе составляют интернет-магазины. Для многих предпринимателей это возможность с минимальными издержками опробовать технологии ведения бизнеса в сфере продаж, получить инструмент масштабирования бизнеса, начать с доступных малых объемов продаж и постепенно расширять клиентскую базу за счет различных механизмов продвижения бизнеса в Интернете [1, с. 3].
Технологии продвижения интернет-магазина рассмотрим на примере магазина, предоставляющего услугу фотопечати на различных носителях (кружках, футболках), по изготовлению печатных материалов и т.п.
Уникальность торгового предложения рассматриваемого интернет-магазина состоит в том, что клиент может не просто заказать подарок, но и подобрать средства по уходу за ним. Магазин предоставляет возможность заказать набор, который может составить сам клиент. В готовых изделиях реализуются любые идеи клиентов как на тканях, так и на твердых поверхностях. Основная идея бизнеса и его миссия отражены в названии «YourCreative» («Твой креатив»). Правильный выбор названия существенно облегчает последующее продвижение бизнеса в сети, повышает узнаваемость интернет-магазина.
Для создания интернет-магазина «YourCreative» необходимо определиться с используемой веб-технологией. Большинство предпринимателей, организующих свой бизнес в Интернете, не обладают достаточным капиталом для привлечения веб-программистов и создания интернет-магазина с нуля. Такой подход требует не только финансов, но и предварительных знаний у заказчика о полноценном функционале интернет-магазина, который должен поддерживаться созданной сторонними веб-разработчиками системой.
С другой стороны, есть более легкий в финансовом отношении путь -это использование специальных систем для создания интернет-магазина. Та-
кие системы либо бесплатны, либо имеют бесплатные версии. Они получили название CMS - системы управления контентом (англ. Content Management System). CMS - информационная система или компьютерная программа, которая служит для создания интернет-магазина и управления им. CMS предоставляет инструменты для создания содержимого сайта, организации работы над ним, управления содержимым (хранение, контроль версий, соблюдение режима доступа и т.д.) [2].
Существуют три разновидности CMS: коммерческие, бесплатные и студийные. Большим преимуществом коммерческих CMS является независимость от разработчика, обновление системы, а также техническая поддержка. Единственным минусом этой системы, как и студийной CMS, служит цена. Зачастую цена студийной системы достигает 1 млн руб. в связи с тем, что ее делают полностью под пользователя.
Наиболее широкое распространение получили такие системы, как NetCat (занимает второе место среди коммерческих систем, обладает высокой скоростью, безопасностью и устойчивостью к взломам и понятным пользователю интерфейсом), Joomla (бесплатная система, которая требует дополнительных расширений и компонентов для более гибкого и функционального построения сайта и управления им), WordPress (вторая по популярности после Joomla бесплатная система управления контентом в мире, рекомендуется для создания небольших и средних интернет-магазинов), OsCommerce (является старейшим бесплатным «движком», имеет практически неограниченный функционал, обладает русскоязычной документацией и бесплатными модулями на русском языке), Magento.
Для создания интернет-магазина «YourCreative» был выбран «движок» CMS Magento.
Magento - одна из самых популярных CMS-систем в мире, ориентированная на работу с контентом, решение маркетинговых задач и взаимодействие с покупателями (рис. 1). Ее отличительной чертой и преимуществом является то, что Magento предоставляет обширные возможности по управлению ценами. Можно задать правила предоставления скидки: на товары с определенной характеристикой, определенной группе пользователей, на конкретные даты или все эти параметры сразу. Еще одним немаловажным преимуществом использования системы Magento служит то, что существует возможность установки нескольких интернет-магазинов на одну систему и управления ими из единого центра. Подобное свойство в других CMS-системах не встречается.
Информация о странице
Информация о странице
Содержимое Дизайн
Данные МЕТА
Ш Редактировать страницу Главная страница'_
: Идаш
Сохранить страницу
I Информация о странице 1
Заголовок страницы' Главная страница
Адрес * home
Относительно Фазового URL сайта
Статус * Включено v
Рис. 1. Панель управления в Magento 117
В Magento также можно легко создавать разные дизайны страниц интернет-магазина с уникальным текстом, дополнительные страницы с информацией, которая будет привлекать новых пользователей и удерживать постоянных. Например, в интернет-магазине «YourCreative» создана дополнительная страница с информацией об уходе за фотофутболками (рис. 2).
Г||1 МаъеМо*
Моя
Фотосувениры Фотокалендари Фотопечать Цветные фотофутболки Распр
Главная /Уход за фотофутболками
1. Уход за футболкой с фото:
• Первую стирку следует производить не ранее чем через 24 часа после нанесения;
• Рекомендуется исключительно ручная стирка в холодной воде при температуре не более 30 "С;
• Всегда выворачивайте изделие наизнанку перед стиркой;
• Не используйте отбеливающие и другие агрессивные моющие средства;
• Не подвергайте химической чистке:
. Не используйте ЗАМАЧИВАНИЕ!!!!
• Выжимать изделие рекомендуется без усилий;
• Утюжьте изделие только с обратной стороны или используите лист белой бумаги при утюжении
Внимание!!! Мы используем только высококачественные технологии для переноса фотографии (рис обращение с изделием.
Рис. 2. Дополнительная страница с информацией об уходе за фотофутболками
В России система Magento не получила такого широкого распространения, как в западноевропейских странах, в связи с тем, что отечественные фирмы не спешат переходить на работу с ней из-за слабой русскоязычной поддержки. Также в Magento нет поддержки российских платежных систем. Для решения этой проблемы понадобится помощь программиста. Однако использование этой системы существенно сокращает издержки на запуск интернет-магазина и позволяет приобрести практический опыт создания интернет-магазина с нуля под управлением качественного сервиса с широким встроенным функционалом, включающим и механизмы продвижения бизнеса в Интернете.
Созданный интернет-магазин нуждается в клиентах. Для их привлечения существуют различные методы и способы продвижения интернет-магазинов:
- SEO-продвижение;
- специализированная e-mail рассылка;
- продвижение в социальных сетях;
- форумы по темам;
- баннерная реклама;
- партнерские программы, скидки, купоны и купонаторы;
- контекстная реклама.
Одной из первостепенных задач для интернет-магазина является его оптимизация через поисковые системы (SEO-продвижение). Продвижение заключается в том, что сайт интернет-магазина по определенным ключевым запросам выходит на лидирующие позиции в результатах поиска. Такой процесс называется ранжированием. Суть ранжирования состоит в том, что любой сайт имеет свой коэффициент полезности, который складывается из ключевых слов, метатегов, уникальности информации, времени, которое пользователь проводит на сайте, глубины просмотра (число просмотров страниц сайта пользователем в течение одного посещения ресурса) [3, с. 10].
На примере интернет-магазина «YourCreative» рассмотрим технику подбора ключевых слов или словосочетаний. Для подбора ключевых слов можно использовать сервисы «Подбор слов», предоставляемые Яндексом, Google, Рамблер и т.п.
Воспользуемся сервисом « Подбор слов» в Яндексе. Наберем в поле слова, которые наиболее соответствуют товарам интернет-магазина «YourCreative» (рис. 3-5).
фотопечать]
О По словам • По регионам • История запросов Все регионы
Подобрать
Последнее обновление: 16.05.2015
Что искали со словом «фотопечать» — 100 082 показа в месяц
Статистика по словам Показов в месяцИ
Запросы, похожие на "фотопечать"
фотопечать фотопечать фото фотопечать купе кухни +с фотопечатью натяжные фотопечать фартук +с фотопечатью фотопечать каталог кухонная фотопечать шкафы +с фотопечатью
100 082 12 972 9 081 7 698 7 558 7 242 6 559 5 268 4 315
Статистика по словам
Показов в месяиЕЕ
кухонный фартук +из стекла
кухонный фартук
фартук +из стекла
фартук +для кухни +из стекла
фартук +из мдф зИийеге1оск сот кухонный фартук +из мдф печать фотографий
3 508
31 864 17 087 9 094
5 222 9 635 1 477 50 591
Рис. 3. Результат подбора ключевых слов и словосочетаний по запросу «фотопечать»
в службе Яндекса
Выбранные первоначально ключевые слова «фотопечать», «фотосувениры» и словосочетание «печать на футболках» использовать нецелесообразно. Чем более востребованы ключевые слова, тем больше по ним конкуренция и тем дороже продвижение с их использованием.
фотосувениры Подобрать
| О По словам • По регионам % История запросов Все регионы ^
Что искали со словом «фотосувениры» — 9 684 показа в месяц
Статистика по словам Показов в месяцЁ
Последнее обновление: 16.05.2Q1E
Запросы, похожие на "фотосувениры"
Статистика по словам
Показов в месяц
фотосувениры
фотосувениры +на заказ
фотосувениры +на заказ +с доставкой
фотосувениры москва
фотосувениры киев
фотосувениры спб
фотосувениры фото
фотосувениры ростов
9 684 5 661 2 318
72 69 56 30 27
фотоподарки +в москве подарок +для фотографа купон пе1рг1г^ нетпринт купон фото книга купон скидки пе1рпп1 скидки нетпринт пе!рпг^ купон +на скидку нетпринт фотокниги
7 128 978 1 266 890 200 280 81 994
Рис. 4. Результат подбора ключевых слов и словосочетаний по запросу «фотосувениры» в службе Яндекса
печать на футболках
О По словам Ш По регионам • История запросов Все регионы
Подобрать
Что искали со словом «печать на футболках» — 31 431 показ в месяц
Статистика по словам Показов в месяцСП
Последнее обновление: 16.05.2015
Запросы, похожие на "печать на футболках"
печать +на футболках
печать +на футболках спб
печать +на футболках +в москве
принтер +для печати +на футболках
печать +на футболках цена
печать фото +на футболке
футболки +для печати купить
прямая печать +на футболке
28 793 1 425 1 313
1 185
887
862 587
519
Статистика по словам Показов в месяцШ
печать +на кружках 6 535
футболки +на заказ 17 753
нанесение +на футболку 3 104
фото +на футболку 9 813
футболки +с логотипом 5 536
печать +на ткани 10017
футболки оптом 33 278
футболки цена 13714
принты +на футболки 2 578
футболки +с надписями 35 803
печать +на майках 3 010
Рис. 5. Результат подбора ключевых слов и словосочетаний по запросу «печать на футболках» в службе Яндекса
Для словосочетания «оригинальная фотопечать» служба Яндекса зарегистрировала меньше запросов, и слово «оригинальная» наиболее соответ-
ствует предлагаемой услуге в интернет-магазине «УоигСгеайуе» (рис. 5). Поэтому именно это словосочетание необходимо использовать в метатегах и контенте страниц сайта магазина, чтобы повысить ранг сайта по этим ключевым словам.
| оригинальная фотопечать
| О Па словам 9 Па регионам • История запросов Все регионы ^
Последнее обновление: 29.04.2015
Что искали со словом «оригинальная
фотопечать» — 37 показов в месяц
Показов в месги 3
Статистика по словам
оригинальная фотопечать
посмотреть образцы оригинальной фотопечати +на шкаф куне;
37
5
Запросы,похожие на "оригинальная
фотопечать"
Показов в месриЕ
Статистика по словам
шкафы +с фотопечатью рисунки +на шкафах купе фотопечать -+на стекле фотопечать иена шкафы +с фотопечатью фото
5 ВОВ 3 241 5 793 5 143 1 629
Рис. 6. Результат подбора ключевых слов и словосочетаний по запросу «оригинальная фотопечать» в службе Яндекса
«Движок» Magento предоставляет возможность прописывать метатеги для различных страниц сайта интернет-магазина. Метатеги содержат служебную информацию о веб-странице и ее описание для браузеров. Magento позволяет прописывать метаинформацию как для страницы каждого товара, так и для сайта в целом (рис. 7).
Рис. 7. Пример описания метаинформации для товара в Magento
Заполнение метаинформации позволит сайту продвинуться в выдаче поисковых запросов по использованным в метатегах ключевым словам.
На сегодняшний день среди поисковых систем России с большим отрывом лидирует Яндекс. В табл. 1 представлена динамика рейтинга популярности различных поисковых систем [4].
Таблица 1
Рейтинг популярности поисковых систем на 2015 г.
Поисковая система URL Январь Февраль Март Апрель
Яндекс http ://www.yandex. ru/ 51,83 % 51,78 % 51,53 % 50,93 %
Google https://www.google.ru/ 39,27 % 39,28 % 39,61 % 40,11 %
Mail.ru http://go.mail.ru/ 6,40 % 6,54 % 6,56 % 6,66 %
Рамблер http://www.rambler.ru/ 1,77 % 1,73 % 1,72 % 1,73 %
Bing http://www.bing.com/ 0,68 % 0,69 % 0,71 % 0,71 %
Yahoo! https://www.yahoo .com/ 0,24 % 0,23 % 0,23 % 0,25 %
Ask http://www.ask.com/ 0,28 % 0,32 % 0,29 % 0,33 %
Nigma http://www.nigma.ru/ 0,06 % 0,06 % 0,06 % 0,06 %
QIP http://www.search.qip.ru/ 0,03 % 0,03 % 0,04 % 0,05 %
Еще одним способом продвижения интернет-магазина является специализированная e-mail-рассылка. Рассылка писем по почте - один из самых дешевых, давно и широко используемых методов. Но частое и некорректное продвижение за счет e-mail-рассылки может вредить интернет-бизнесу.
Однако способы сделать этот метод эффективным существуют. Необходимо отказаться от стандартных рекламных писем, которые пользователями, добровольно подписавшимися на получение сообщений от интернет-магазина, часто расцениваются как спам и побуждают отписаться от рассылки. Это должно быть рекомендательное письмо или какая-либо полезная статья, ненавязчиво рекламирующая товар, который продается в интернет-магазине (рис. 8).
Действие акции с 15.05.2015 с 15:00 (МСК)
Красноречивей слов могут быть только дела. Лучше точной и аккуратной доставки может быть только бесплап
Для самых преданных и больших любителей живой фотографин, для новичков и тех, кто просто любит создавать прекрасные фотонсторт: моментов и замечательные сувениры — для вас!
б%платНа, ЯоставкГ
Условия акции:
• оформляйте фотографии, фотосувениры и фотокниги на сайте птш через программу РРТ\ I ПООТ":
• в меню выбора способа доставки выберите доставку на пункт выдачи;
• при оформлении заказа на сумму не менее ниш руб.* и предоплате
ваш заказ будет доставлен абсолютно бесплатно!
Рис. 8. Пример сообщения для e-mail-рассылки интернет-магазина «YourCreative»
Побудить клиента оставить свои контакты на сайте интернет-магазина и согласиться на рассылку можно с помощью каких-нибудь бесплатных для пользователя и не очень затратных для владельцев интернет-
магазина предложений. Рассылка почтовых сообщений без согласия пользователя - это нарушение, подпадающее под действие статьи Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [5].
В наши дни большая часть интернет-аудитории проводит свое время в социальных сетях. Это также один из каналов продвижения. Многие пользователи используют социальные сети как источник для получения информации. Поэтому это хороший метод для привлечения на сайт целевого трафика (показатель, отражающий поток посетителей на сайт), а также способ сформировать вокруг интернет-магазина лояльную целевую аудиторию.
Продвигать свой сайт можно несколькими способами. Можно создать «социальную группу» в любой из популярных социальных сетей, рассказывать в ней о преимуществах товаров из интернет-магазина, о выгодных предложениях и приглашать в эту группу всех заинтересованных пользователей. Второй способ - это размещение рекламы в социальных сетях. Такая реклама самая гибконастраиваемая, потому что социальные сети знают о своих пользователях гораздо больше, чем поисковые системы. И третий способ - это лично, через сообщения предлагать пользователям свой товар.
Метод контекстной рекламы основан на том, что пользователь задает поисковой системе запрос, и в ответ наравне с бесплатной поисковой выдачей получает ряд контекстных рекламных объявлений. Плюсом такой рекламы является то, что она видна не только в поисковых системах, но и на сайтах-партнерах. При этом платить придется только за клики на ссылках рекламных объявлений, а не за показ объявлений.
Самые используемые сервисы контекстной рекламы - это Яндекс Ди-рект, Google AdWords и Begun. Несмотря на то, что этот метод довольно дорогостоящий, он является универсальным и очень эффективным.
Опираясь на данные, приведенные в табл. 2, можно сделать вывод о том, что для интернет-магазина, построенного на системе Magento, эффективно использовать такие методы, как SEO-продвижение и специализированную e-mail-рассылку.
Таблица 2
Анализ методов эффективности продвижения интернет-магазина
Методы продвижения интернет-магазина Плюсы Минусы Поддержка Magento
1 2 3 4
SEO-продвижение - Сайт получает большее количество посетителей; - эффект продвижения сохраняется длительное время Довольно трудно постоянно изменять ключевые слова при изменении алгоритмов выдачи результата поисковых систем Система позволяет указывать в метаинформации ключевые слова, предоставляет клиенту возможность оставлять отзывы
Окончание табл. 2
1 2 3 4
Специализи- - Бесплатно; Многие В программе существуют
рованная - возможность пользователи инструменты
e-mail- привлечения новых не читают для создания шаблонов
рассылка клиентов и удержание постоянных e-mail-письма рассылки
Продвижение - Бесплатно; Недоверие Можно
в социальных - широкий охват пользователей зарегистрироваться
сетях пользовательской из-за в магазине
аудитории настойчивости с использованием аккаунта в социальных сетях. Однако полноценное продвижение в социальных сетях системой не поддерживается
Партнерские - Быстрое - Иногда Инструмент
программы, увеличение достаточно с ограниченным
скидки, клиентской базы; дорогой метод; функционалом есть.
купоны - хороший метод - привлечение Можно использовать
и купонаторы для раскрутки новых клиентов партнерскую программу
интернет-магазинов «на один раз» (только когда действует скидка) с купонами
Рассмотренные методы продвижения интернет-магазина универсальны и имеют достаточно очевидные пути реализации. Система Magento предоставляет достаточно широкий функционал по продвижению интернет-магазина, эффективность которого существенно зависит от грамотного использования. Однако инструментарий Magento необходимо дополнять и специализированными сервисами продвижения, предлагаемыми сторонними компаниями.
Со временем доля онлайн-торговли будет только расти. Следовательно, стратегии продвижения интернет-магазинов будут приобретать все большую актуальность.
Список литературы
1. Балабанов, И. Т. Электронная коммерция / И. Т. Балабанов. - СПб. : Питер, 2001.
2. CMS и его разновидности. - URL: http://bablo-tuta.ru/besplatnye-dvizhki-dlya-internet-magazina/ (дата обращения: 20.05.2015).
3. Ашманов, И. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах / И. Аш-манов, А. Иванов. - СПб. : Питер, 2009.
4. Веб-аналитика. - URL: http://www.seo-auditor.ru/ (дата обращения: 20.05.2015).
5. Законы об электронной торговле. - URL: http://www.ekey.ru/info_def/legally_ concerned/e_trade (дата обращения: 20.05.2015).
Щетинина Юлия Михайловна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Лан Юлия Олеговна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Рындина Светлана Валентиновна
кандидат физико-математических наук, доцент,
кафедра экономической кибернетики, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Shchetinina Yuliya Mikhaylovna student,
Penza State University
Lan Yuliya Olegovna student,
Penza State University
Ryndina Svetlana Valentinovna candidate of physical and mathematical sciences, associate professor,
sub-department of economic cybernetics, Penza State University
УДК 330.4 Щетинина, Ю. М.
Анализ эффективности методов продвижения интернет-магазина /
Ю. М. Щетинина, Ю. О. Лан, С. В. Рындина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - С. 115-125.