Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОПАНА И МЕТАНОВЫХ ГАЗОВ КАК ТОПЛИВНОГО ГАЗА В АВТОМОБИЛЯХ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОПАНА И МЕТАНОВЫХ ГАЗОВ КАК ТОПЛИВНОГО ГАЗА В АВТОМОБИЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пропан / бутан / топливного газ / алкан / природного гaзa / propane / butane / fuel gas / alkane / natural gas

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Насирзаде Т.

Пропан-бутан (конденсированный жидкий газ) или конденсированный метановый газ используется в качестве топливного газа в автомобилях. По сравнению с бензином эти виды топлива считаются более дешевыми и экологически чистыми. В настоящее время природный газ более широко используется в промышленности и в быту. Метановый газ является более качественным, чем пропан-бутан (жидкий газ), и по сравнению с ним он в меньшей степени наносит ущерб окружающей среде. В статье было упомянуто превосходство обоих газов над бензином, в основном дешевизна заряда и безвредность с экологической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Насирзаде Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF PROPANE AND METHANE GASES AS A FUEL GAS IN CARS

Propane-butane (condensed liquid gas) or condensed methane gas is used as fuel gas in cars. Compared to gasoline, these fuels are considered cheaper and environmentally friendly. Currently, natural gas is more widely used in industry and in everyday life. Methane gas is higher quality than propane-butane (liquid gas), and compared to it, it is less detrimental to the environment. The article mentioned the superiority of both gases over gasoline, mainly low charge and harmlessness from an environmental point of view.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОПАНА И МЕТАНОВЫХ ГАЗОВ КАК ТОПЛИВНОГО ГАЗА В АВТОМОБИЛЯХ»

- соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы (работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда);

- установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха, что поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию её на оптимальном уровне.

Использованные источники:

1. Soduqov Q., Aripova S. X., Shaxmurova G. A. Yosh fiziologiyasi va gigiyena. Toshkent: "Yangi asr avlodi" nashriyoti, 2009. 275-279 betlar.

2. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569-575.

3.https://moluch.ru/archive/102/23070/

УДК 622.834.4

Насирзаде Т. магистрант

Азербайджанский Государственный Университет Нефти и

Промышленности АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОПАНА И МЕТАНОВЫХ ГАЗОВ КАК ТОПЛИВНОГО ГАЗА В АВТОМОБИЛЯХ

Аннотация: Пропан-бутан (конденсированный жидкий газ) или конденсированный метановый газ используется в качестве топливного газа в автомобилях. По сравнению с бензином эти виды топлива считаются более дешевыми и экологически чистыми. В настоящее время природный газ более широко используется в промышленности и в быту. Метановый газ является более качественным, чем пропан-бутан (жидкий газ), и по сравнению с ним он в меньшей степени наносит ущерб окружающей среде.

В статье было упомянуто превосходство обоих газов над бензином, в основном дешевизна заряда и безвредность с экологической точки зрения.

Ключевые слова: пропан, бутан, топливного газ, алкан, природного гaзa.

Nasirzade T. master student

Azerbaijan State University of Oil and Industry ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF PROPANE AND METHANE GASES AS A FUEL GAS IN CARS

Abstract: Propane-butane (condensed liquid gas) or condensed methane gas is used as fuel gas in cars. Compared to gasoline, these fuels are considered cheaper and environmentally friendly. Currently, natural gas is more widely used in industry and

in everyday life. Methane gas is higher quality than propane-butane (liquid gas), and compared to it, it is less detrimental to the environment.

The article mentioned the superiority of both gases over gasoline, mainly low charge and harmlessness from an environmental point of view.

Keywords: propane, butane, fuel gas, alkane, natural gas.

Начиная с середины ХХ века , все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах 1 К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей , но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов , а также различных малогабаритных гибридных моделей.

Причина использования природного газа достаточно проста - он более екологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше - пропан или метан. Дать однозначный ответ - погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделаться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в 6аллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан -углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде количестве 2,1 и выше процентов.

Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа - то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан о 6ыту можно в обычной газовой зажигалке.

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем

проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

Основное удобство метана - его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его испсльзования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в 6ыту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

- Более низкая цена относительно бензина;

- Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека

- Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;

- В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

- Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);

- Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива. Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива каждый имеет свои преимущества и недостатки [1-3].

- По ГБО - дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70 %) дешевле, чем установка метанового ГБО;

- По стоимости - в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;

- Снижение мощности - пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5 % двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20 %. Но

стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;

- Экологическая чистота - пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и екологии. Метан - самое чистое топливо на планете, по своей

Безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находяицийся на одном уровне со спиртовыми установками ;

- Вес баллонов и объем топлива - пропан, сжимаемьи под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана ножно запасти на путь втрое более долгий , чем метана ;

- Взрывоопасность - метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить , что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше , чем баллоны пропана . Таким образом , доставка пропана становится в перспективе более опасной ;

-Доступность заправок - метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать , заправки с пропаном почти также часты , как 6ензиновые. При этом оборудование для сжимания , очистки и заправки метана существенно менее сложное , чем пропановое. Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы. Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

Таблица

Преимуществ недостатков пропана и метана

Фактор Пропан Метан

Стоимость ГБО Низкая Высокая

Относительно дешевле бензина 1,8-2 раза В 3 раза дешевле

Расход относительно бензина (на 10 литров ) 11-11,5 литров 3,5 кубов

Вес среднего баллона 20-30 кг 60-125 кг

Запас топлива на средний комплект (километров хода) 600-1000 км 250-350 км

Взрывоопасная концентрация в Еоздухе 2,1 % 4,4 %

Вредное влияние на детали в двигателя вьсокое низкое

Сжатие в баллоне 10-15 атмосфер 200-250 атмосфер

Экологическая безопасность Высокая Полная

Падение мощности двигателя относительно бензина 5% 20-30%

Октановое чисто 100 110

Доступность заправок Почти равно бензиновым По 1-2 на крупный город

Вывод

Конечный выбор остается за автомобилистом - метан безопасней и дешевле , но дороже по установке и зксплуатации " , пропан более распространен , дешевле по установке , баллоны меньше весят , но он взрывоопасен и более вреден . В лобом случае - газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки 6ензином , при этом она более функциональна , чем езда на электричестве или спирте.

Использованные источники:

1. РябцевН.И., Кряжев Б.Г «Сжиженные углеводородные газы», М., Недра. 1977, 420 с.

2. Правила эксплуатации кустовых баз и газонаполнительных станций сжиженных углеводородных газов. М.,Недра, 1975, 407 с.

3. ПБ10-115-1990г.РФ. Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. М.,1990, 291 с.

УДК 004.8

Петров А.С. студент 4 курс

факультет «Информационных систем и технологий» Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Россия, г. Самара Научный руководитель: Бедняк С. Г.

доцент

DATA MINING В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

Аннотация: В статье кратко описана технология Data Mining и некоторые сферы её применения.

Ключевые слова: сбор данных, сферы применения, метод обработки данных, модель данных, данные.

Petrov A.S. student

4th year, Faculty of Information Systems and Technologies Volga State University of Telecommunications and Informatics

Russia, Samara Scientific adviser: Bednyak S. G.

assistant professor DATA MINING IN VARIOUS SPHERES Annotation: The article briefly describes the technology Data Mining and some spheres of its applications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.