Научная статья на тему 'Анализ эффективности использования лесных ресурсов республики Коми'

Анализ эффективности использования лесных ресурсов республики Коми Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
389
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Арндт Ж.А., Оганезова Н.А.

Лесные ресурсы – это «зеленое золото» Республики Коми. Во всем мире активизируют внимание к вопросам устойчивого лесоуправления. В связи с этим необходимо формирование системы устойчивого управления лесами, эффективное взаимодействие лесохозяйственной и лесопромышленной составляющих лесного сектора, развитие переработки древесины в целях создания благоприятных экономических, социальных и экологических условий жизнедеятельности населения Республики Коми. В рамках данной работы рассмотрены наиболее актуальные проблемы лесного сектора и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности использования лесных ресурсов республики Коми»

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

© Арндт Ж. А.*, Оганезова Н.А.*

Сыктывкарский лесной институт - филиал Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова, г Сыктывкар

Лесные ресурсы - это «зеленое золото» Республики Коми. Во всем мире активизируют внимание к вопросам устойчивого лесоуправления. В связи с этим необходимо формирование системы устойчивого управления лесами, эффективное взаимодействие лесохозяйственной и лесопромышленной составляющих лесного сектора, развитие переработки древесины в целях создания благоприятных экономических, социальных и экологических условий жизнедеятельности населения Республики Коми. В рамках данной работы рассмотрены наиболее актуальные проблемы лесного сектора и предложены пути их решения.

Республика Коми - таежный регион, 72 % ее территории покрыто лесами. По площади лесов и запасам древесины она сохраняет ведущее место в Европейской части России. Общая площадь лесов лесного фонда Республики Коми составляет 38,9 млн. га, из них покрытая лесом - 30 млн. га, или 3,5 % всех лесов России и около 50 % площади лесов Европейского Севера России [4].

Одной из важнейших составляющих национального богатства РК являются лесные ресурсы. Национальные лесные ресурсы не только являются ключевым фактором устойчивого развития республики, но и существенно влияют на глобальное состояние биосферы.

Лесные ресурсы РК - это малозадействованный потенциал российской экономики. Лесной комплекс наряду с топливно-энергетическим является базовым для республики. Кроме того, это традиционная среда обитания местного населения, сохранение леса означает сохранение коми народа как этноса [2, с. 65].

Основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, на долю которой приходится 53,7 % покрытой лесом площади. Ель произрастает почти на всех почвенных разностях, кроме верховых торфяниках и песчаных сухих почв. Сосне принадлежит 25,2 % покрытой лесом площади. Лесные массивы сосны встречаются по всей территории Республики, однако, наибольшие их площади находятся на боровых террасах крупных рек (Вычегда, Печора). Производные березовые леса произрастают в республике повсеместно и в самых разнообразных условиях: в поймах рек, на песчаных террасах, склонах холмов и заболоченных междуречьях.

* Кафедра Экономики отраслевых производств

♦ Кафедра Экономики отраслевых производств

Древостои Республики Коми по строению в основном простые, одноярусные, хотя в южных лесничествах встречаются и двухъярусные из осины, березы со вторым еловым ярусом. По мере продвижения с севера на юг породный состав лесов усложняется, бонитет, запас и прирост на 1 га заметно возрастает.

Большая польза от лесов РК получается за счет так называемой невесомой ценности, под которой понимают богатства особого порядка, не измеряемые обычными мерами, но в то же время поднимающие значение леса в общей системе хозяйства на высокую ступень.

Леса, положительно влияя на окружающую среду, приобретают большое защитное, оздоровляющее (рекреационное) и эстетическое значение. Оздоровляющее значение лесов, прежде всего, определяется формированием особого фитоклимата, который отличается смягчением режима температурных колебаний, относительной влажности и движения воздуха. Все это способствует созданию для человека так называемой «зоны комфорта». Кроме того, важным лечебным фактором является ионизация воздуха в лесу [3].

Весьма характерной проблемой последних лет развития лесной рекреации в регионе является столкновение интересов ее развития с интересами других видов природопользования (лесное и охотничье хозяйство, геологоразведка, горная промышленность и так далее), что порождает все больше локальных социально-экологических конфликтов. Один из основных истоков названной группы проблем состоит в отсутствии в Республике Коми концептуально обоснованной политики в рассматриваемой сфере. При относительно незначительных масштабах развития лесной рекреации в этом не было необходимости, но в современных условиях ситуация резко изменилась.

Исходя из соотношения наличия и качества лесных ресурсов определяется оптимальный ежегодный размер лесопользования, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощитель-ное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов - расчетная лесосека [5, с. 23].

Расчетная лесосека (потенциально возможный размер ежегодного пользования лесом) составляет 26 млн. куб. м. Ежегодно вырубается - 6 млн. куб. м. Годичный прирост древесины превышает 29 млн. куб. м. Расчетная лесосека по экономически доступным лесным ресурсам оценивается примерно около 2 млн. куб. м.

Потенциальные запасы древесины в лесах Республики Коми составляют почти 3 миллиарда кубометров. По эксплуатационному запасу лесных ресурсов Республика Коми занимает первое место среди других субъектов Федерации Северо-западного округа. При общем запасе древесины 2,96 млрд. куб. м доступны к эксплуатации 1,9 млрд. куб. м.

В настоящий момент богатейшие лесные запасы республики используются менее чем на четверть. На протяжении последних шести лет объем заготавливаемой древесины составляет только 24,5 % от утвержденной расчетной лесосеки. Вместе с тем, в большинстве лесных районов Республики Коми лес является практически единственным источником доходов населения. От интенсификации его использования во многом зависит будущее не только лесных поселков, но и районов, и республики в целом.

Устойчивое управление лесами - это, прежде всего доходное лесопользование, но в сложившейся ситуации лесного комплекса 70 % лесозаготовительных предприятий Коми убыточны [6].

Важное место среди сырьевых ресурсов леса занимают также недревесные, включающие пищевые, лекарственные, технические, медоносные и кормовые растительные ресурсы.

Складывающаяся ситуация в последнее время довольно активно обсуждается на всех уровнях. Выступления на эту тему звучат не только в кругу лесопромышленников, но и среди правительственных чиновников, законодателей, региональных властей.

Причина сегодняшних проблем в том, что уже более десятилетия лесной комплекс фактически предоставлен сам себе. В отличие от ТЭК, металлургии, пищевой промышленности, лесоперерабатывающие предприятия не относились к «сочным» кусочкам отечественной промышленности, манящим крупный отечественный капитал. Оставаясь длительное время на периферии российского бизнеса, лесной комплекс существовал преимущественно на основе собственных, весьма ограниченных, ресурсов и был лишен рычагов для эффективного лоббирования своих интересов во властных структурах. Само же государство долгое время предпочитало дистанцироваться от проблем отрасли, исповедуя принцип: «Главное -ТЭК, а все остальное мы купим» [5, с. 31].

Однако на сегодняшний день масштаб проблем, стоящих перед лесным комплексом, таков, что решить их собственными силами предприятия не в состоянии.

1. Недостаточность объемов лесовосстановительных работ (на уровне 28-31 тыс. га в год при сплошной ежегодной рубке на площади 33-34 тыс. га) [4].

2. Низкая транспортная доступность лесов, отсутствие государственных программ строительства лесовозных дорог круглогодичного действия, нормативно закреплённого порядка стимулирования лесопользователей, строящих дороги.

3. Отсутствие надлежащего контроля за лесами, ранее находившимися во владении сельхозорганизаций, землями с лесами и древесно-кустарни-ковой растительностью, не входящих в лесной фонд, особо охраняемые территории республиканского значения.

4. Отсутствие государственной поддержки лесного сектора. Прежде всего, это отсутствие такой структуры налогообложения, которая способствовала бы развитию предприятий глубокой переработки древесины.

5. Инвестиции в ЛПК ограничены относительно низким уровнем экономически доступной лесосеки для стабильного обеспечения перерабатывающих мощностей сырьем требуемого объема и качества, проводится недостаточная работа по созданию инвестиционной привлекательности проектов по освоению лесных ресурсов республики. Инвесторов не привлекает большой срок окупаемости, который составляет около 10 лет, и большие экономические риски.

6. Также проблемой ЛПК РК является некомплексный подход к освоению сырьевых ресурсов, крайне низкий уровень использования отходов в лесопромышленном комплексе. Отходы при производстве пиломатериалов составляют 10 %,а при производстве фанеры - 40 %.

7. Дефицит необходимых специалистов [4].

В докладе обозначены, на наш взгляд, наиболее ярко выраженные проблемы ЛПК РК. На самом деле их значительно больше. Они влияют на развитие ЛПК как в совокупности, так и в отдельности.

Можно предложить следующие пути решения вышеперечисленных проблем.

1. Относительно сырьевой базы следует создавать различные поощрения для предприятий, выделяющих средства на лесовосстановление основных лесообразующих пород. Сейчас на лесовосстановление выделяется 1 % всех бюджетных поступлений от лесной отрасли [5, с. 36].

2. Необходимо увеличить бюджетное финансирование на строительство дорог круглогодичного пользования.

3. Повышение эффективности использования сырья и топлива за счет введения в действие ресурсосберегающих экологически безопасных технологий:

- перспективным направлением использования древесных отходов является производство древесных топливных гранул (пеллет), эффективных для применения в энергетике.

4. Необходимо увеличение ставок налогообложения на предприятиях лесозаготовительной отрасли и их снижение на предприятиях, занимающихся глубокой переработкой древесины, особенно для предприятий, занимающихся вторичной переработкой сырья. Это может привлечь инвестиции в строительство ЦБП, фанерных заводов. Также необходимо увеличить таможенные пошлины на экспорт балансового сырья и снизить их на вывоз пиломатериалов, бумаги и др. изделий глубокой переработки (административные).

Урегулирование таможенных пошлин на ввоз импортного оборудования и материалов для лесопромышленных предприятий, не производимых в России (налоговые каникулы на импорт техники).

5. Стимулирование долгосрочных инвестиций в лесной комплекс можно обеспечить путем осуществления следующих мероприятий:

- продвижение инвестиционных проектов;

- определение форм и границ государственной поддержки таких проектов;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства. (экономические).

6. Привлечение инвестиций для строительства новых мощностей по глубокой переработке древесины, также для модернизации действующих производств;

7. В связи с нехваткой квалифицированных специалистов, нужно разработать программу подготовки и переподготовки кадров на базе прямых договоров с высшими и средними учебными заведениями с учетом потребностей предприятий отрасли в подготовке квалифицированных специалистов конкретного профиля [1].

В заключение можно отметить, что проведение экономической оценки доступности лесных ресурсов будет способствовать принятию эффективных управленческих решений в лесопользовании, достижению экологических, социальных и экономических целей устойчивого управления лесами на основе рыночных механизмов, а в конечном итоге - достижению устойчивой доходности лесов.

Список литературы:

1. www.ru.wikipedia.org.

2. Большаков Н.М. Постиндустриальный лес: современное состояние и перспективы / Н.М. Большаков; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар: СЛИ, 2006. - 136 с.

3. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2007 году».

4. Данные Комитета лесов Республики Коми.

5. Развитие ЛПК РК: аналит. записка / Территор. орган федер. службы гос. стат. по РК. - Сыктывкар: Комгосстат РК, 2008. - 48 с.

6. Статистический ежегодник Республики Коми: Статистический сборник. - Сыктывкар: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.