йшем использовались в качестве дистракторов.
2. Студентам предъявлялись задания на дополнение, что позволило получить неверные ответы, сформулированные самими испытуемыми. Таким способом были выявлены типичные ошибочные ответы, которые являлись правдоподобными и использовались в качестве дистракторов в этом же задании, преобразованном в закрытую форму [1].
Результаты тестирования каждого студента (всего 64) сравнивались со средним баллом, полученным по итогам проведения традиционных методов контроля.
Результаты сравнения представлены на графике (рисунок). Итоги тестирования отсортированы по возрастанию отметок и представляют плавно возрастающую линию. Под категорией «успеваемость» представлен средний балл, полученный по итогам коллоквиума и экзамена.
I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59 61 63 65
Студенты
Тест
Успеваемость
График результатов контроля знаний
Анализ результатов свидетельствует о том, что для большинства студентов результаты тестирования сравнимы по значению с их оценкой традиционными методами. Но есть студенты (около 10%), показавшие на экзамене гораздо лучшие результаты, чем на тестировании. Это говорит о том, что использование тестов для итогового контроля может привести к недооценке уровня знаний некоторых студентов. В то же время студенты, получившие на тестировании отметки выше 6 баллов, продемонстрировали свои хорошие и отличные знания и на экзамене. Значение коэффициента корреляции Пирсона, равное 0,65, подтверждает наличие прямо пропорциональной связи между результатами тестирования и средним баллом, вычисленным по итогам традиционных форм контроля, что позволяет говорить о высокой эффективности тестовых технологий для контроля знаний [2].
Заключение. На основе анализа представленных выше исследований можно сделать следующие выводы.
Сегодняшние студенты, обучающиеся по разным специальностям, не испытывают особых затруднений при проведении контроля знаний с помощью компьютерного тестирования в психофизиологическом и методическом планах, даже если сталкиваются с этим впервые. Это говорит о необходимости широкого использования данного метода педагогической диагностики в вузовском образовании. Особенно важно использовать компьютерное тестирование в процессе подготовки специалистов по информационным технологиям. Будущие ИТ-специалисты должны в полной мере владеть
«тестовой культурой», т. к. соответствие их компетенций необходимым требованиям при приеме на работу в большинстве частных фирм и государственных предприятий, занимающихся разработками в области информационных технологий, определяется с помощью тестов. Знания об особенностях проектирования и создания тестовых материалов позволят стать им более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда в будущем.
Тестирование предпочтительно использовать для текущего контроля знания, а итоговый контроль лучше осуществлять традиционными методами, используя результаты тестирования для допуска к экзаменам.
Тестовые технологии — важная составляющая системы контроля знаний в высшей школе. По нашему глубокому убеждению, их необходимо развивать, совершенствовать, использовать на более высоком методическом уровне.
Литература
1. Мороз, Л. С. Повышение уровня профессиональной подготовленности будущих ИТ-специалистов средствами компьютерного тестирования / Л. С. Мороз // Новые технологии в образовании: материалы VI Междунар. науч,-практ. конф., Москва, 31 авг. 2010 г. - М.: Спутник+, 2010. - С. 269-271.
2. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
Поступила 15.04.2011