Научная статья на тему 'Анализ эффективности использования инновационных грузовых вагонов в современных условиях'

Анализ эффективности использования инновационных грузовых вагонов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
979
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ВАГОНЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПОЛУВАГОНЫ / INNOVATIVE CARS / MAINTENANCE / LOW-SIDED CAR / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ / ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЕ ГРУЗОВЫЕ ВАГОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникеева-науменко Л. О., Лебедева Е. В.

Статья посвящена анализу эффективности использования инновационных вагонов на российских железных дорогах на примере одного из крупнейших операторов рынка грузовых вагонов АО «ФГК». Отдельно рассмотрена возможность использования инновационных полувагонов повышенной грузоподъёмности для перевозки угля в Кузбасском регионе. Оценен ожидаемый экономический эффект. Проведен сравнительный анализ эксплуатации инновационных вагонов АО «ФГК» модели 12-196-01 за 2016 года в сравнении с полувагонами моделей 12-132 и 12-132-03 постройки 2006-2015 годов. Выработаны предложения по повышению эффективности использования инновационных вагонов на сети железных дорог в части внедрения системы технического обслуживания и ремонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE FREIGHT CARS IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the analysis of the efficiency of the use of innovative rail cars on the Russian railways by the example of one of the largest operators of the freight car market of FGC JSC. Separately, the possibility of using innovative high-capacity low-sided cars for transporting coal in the Kuzbass region is considered. The expected economic effect is estimated. A comparative analysis of the operation of the innovative cars of FGC JSC model 12-196-01for 2016 compared with low-sided car of models 12-132 and 12-132-03 of construction of 2006-2015 is carried out. Proposals have been worked out to increase the efficiency of using innovative cars on the railway network with regard to the introduction of the maintenance and repair system.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности использования инновационных грузовых вагонов в современных условиях»

УДК 656

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аникеева-Науменко Л.О., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГБОУВО «Российский университет

транспорта (МИИТ)»

Лебедева Е.В., главный специалист отдела планирования производства Департамента эксплуатации подвижного состава Московского

представительства АО «Федеральная грузовая компания»

Статья посвящена анализу эффективности использования инновационных вагонов на российских железных дорогах на примере одного из крупнейших операторов рынка грузовых вагонов АО «ФГК». Отдельно рассмотрена возможность использования инновационных полувагонов повышенной грузоподъёмности для перевозки угля в Кузбасском регионе. Оценен ожидаемый экономический эффект.

Проведен сравнительный анализ эксплуатации инновационных вагонов АО «ФГК» модели 12-196-01 за 2016 года в сравнении с полувагонами моделей 12-132 и 12-132-03 постройки 2006-2015 годов. Выработаны предложения по повышению эффективности использования инновационных вагонов на сети железных дорог в части внедрения системы технического обслуживания и ремонта.

Ключевые слова: инновационные вагоны, техническое обслуживание, полувагоны.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE FREIGHT CARS IN MODERN

CONDITIONS

Anikeeva-Naumenko L., Ph.D., assistant professor, Economy and management in transport chair, FSEI HE «Russian University of Transport»

(RUT- MIT)»

Lebedeva E., chief specialist of Production planning department of the Department for Operating the Rolling Stock, Moscow Representative

Office of Federal Freight Company, JSC

The article is devoted to the analysis of the efficiency of the use of innovative railcars on the Russian railways by the example of one of the largest operators of the freight car market ofFGC JSC. Separately, the possibility of using innovative high-capacity low-sided cars for transporting coal in the Kuzbass region is considered. The expected economic effect is estimated.

A comparative analysis of the operation of the innovative cars of FGC JSC model 12-196-01 for 2016 compared with low-sided carof models 12-132 and 12-132-03 of construction of2006-2015 is carried out. Proposals have been worked out to increase the efficiency of using innovative cars on the railway network with regard to the introduction of the maintenance and repair system.

Keywords: innovative cars, maintenance, low-sided car.

На сегодняшний день на сети ОА «РЖД» в эксплуатации находится 60 тыс. инновационныхвагонов. Не смотря на то, что в массовом производстве они выпускаются с 2013 года, некоторые проблемные вопросы их эксплуатации так и не решены.

Необходимо отметить, что наиболее перспективными в части производства инновационных вагонов являются полувагоны, мы это уже рассмотрели предыдущей статье [1].

Один из лидеров рынка перевозок грузов в полувагонах - АО «ФГК»вцелях реализации программы по обновлению собственного парка железнодорожного подвижного состава в 2015 году исключило 35,9 тыс. грузовых вагонов(26%), в 2016 году более 19 тыс. ед. (18%). Кроме того планирует исключить в 2017 году около 12 тыс. ед. (14%).

По состоянию на 1 января 2017 года парк АО «ФГК» составляет более 156 тыс. грузовых вагонов с учетом арендованного подвижного состава. Количество инновационных полувагонов в парке составило 10 тыс. единиц или 6,4% от общего парка, преимущественно это модель 12-196-01.

Кроме того,до конца 2017 года АО «ФГК» планирует приобрести порядка 20 000 грузовых вагонов, из них 10 000 инновационных полувагонов.

Потребность в закупке инновационных полувагонов продиктована имеющимся спросом на перевозку груза в вагонах повышенной грузоподъемности, в том числе для перевозки угля.

Принимая во внимание, что Кузбасс является абсолютным лидером по объему перевозок угля железнодорожным транспортом России - 40 % парка полувагонов Общества задействованы в данном регионе.

Так с начала 2017 года погрузка угля в Кузбасском регионе выросла более чем на 9,6% к уровню 2016 года. До конца года планируется сохранить темпы роста погрузки угля.

Заместитель начальника Западно-Сибирской дороги по Кузбасскому территориальному управлению отметил, что приняты соответствующие мероприятия, направленные на улучшение перевозочного процесса. В том числе принято решение о предоставлении грузоотправителям скидки 6% в тарифе по Прейскуранту 10-01 за использование инновационных вагонов повышенной грузоподъемности, за счет чего доход инновационного вагона в сутки на 180 руб. больше чем доход полувагона модели 12-132.

Кроме того увеличение дохода инновационного вагона обусловлено повышенной грузоподъемностью исоставляет 220 руб. в сутки.

Учитывая все преимущества перевозки грузов в полувагонах модели 12-196-01 общий экономический эффект на парк компании составляет более 1 млрд. руб.

Принимая во внимание востребованность данных вагонов особо остро стоит вопрос о проблемах их эксплуатации.

Проведя анализ эксплуатации инновационных вагонов АО «ФГК» модели 12-196-01 за 2016 года в сравнении с полувагонами моделей 12-132 и 12-132-03 постройки 2006-2015 годов по неисправностям основных узлов, выявлено существенное увеличение (более чем 1,6 раз) неисправностей по тележкам модели 18-194-1 инновационных вагонов 12-196-01.

При этом необходимо отметить снижение количества неисправностей по колесной паре и буксовому узлу у инновационных полувагонов(более чем в 1,8 раза) по отношению к полувагону 12-132 и 12-132-03.

Инновационные вагоны модели 12-196-01имеют преимущество по отношению к полувагонам модели 12-132 и 12-132-01 в части неисправностей по кузову и раме (наличие таких неисправностей у инновационных вагонов в 3 раза ниже)[3].

Несмотря на повышенную надежность инновационного вагона в целом и наличие в ходовых частях вагона высокотехнологичных конструкционных решений, отказы инновационных вагонов при их эксплуатации тем не менее возможны, что и подтвердил анализ эксплуатационной работы инновационных вагонов парка АО «ФГК».

Таким образом, заводам-изготовителям необходимо внести изменения в конструкцию тележки и ужесточить требования к качеству изготовления ее узлов и деталей с целью повышения показателей надежности в эксплуатации грузовых вагонов нового поколения.

Обслуживание инновационных вагонов существенно отличается от обслуживания серийных вагонов в связи с наличием в его конструкции инновационных комплектующих (колесные пары с колесом из стали марки Т и кассетными подшипниками под адаптером, малогабаритные тормозные приборы и система раздельного торможения, скользуны постоянного контакта, клин из высокопрочного чугуна с износостойкой полимерной накладкой и т.д.) [4].

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2017 | 109

На сегодняшний день инфраструктура не готова к техническому обслуживанию этих вагонов. До настоящего времени в эксплуатационных вагонных депо отсутствует наличие оборотного запаса инновационных узлов и деталей, что в свою очередь приводит к увеличению времени простоя в текущем ремонте (ТР-2),дополнительной маневровой работе и в целом увеличивает нагрузку на инфраструктуру, к снижению ее пропускной способности, а также к неэффективному использованию парка вагонов нового поколения.

Так, среднее время простоя в ожидании ремонта полувагонов модели 12-196-01 составляет 8,7 суток, что более чем в 2 раза превышает норму простоя в ТР-2. В этой связи упущенный доход компании составляет порядка 5,5 тыс. руб. за каждый отремонтированный вагон [2].

Не организован ремонт комплектующих (кассетный подшипник и поглощающий аппарат) на заводах-изготовителях с дальнейшей реализацией механизма обмена ремонтопригодных и отремонтированных узлов и деталей на предприятиях вагоноремонтных компаний для создания оборотного запаса и обменного фонда.

Сложившаяся ситуация вынуждает собственников вагонов нового поколения в целях обеспечения бесперебойной работы подвижного состава, в том числе для сокращения простоя вагонов в ремонте, самостоятельно осуществлять закупку и организовывать доставку инновационных комплектующих для проведения ремонта инновационных вагонов, что влечет за собой дополнительные за-тратыболее 100 млн руб. в год [5].

Для внедрения системы технического обслуживания и ремонта инновационных вагонов на сети Российской Федерации на базе ремонтных предприятий и эксплуатационных вагонных депо необходимо:

- заводам-изготовителям для стабильного продвижения на рынок инновационных вагонов, а также снижения стоимости ремонтов передавать на безвозмездной основе эксплуатационную и ремонтную документацию в объеме, необходимом для технического обслуживания в эксплуатации и освоения ремонтного производства при проведении внеплановых и плановых видов ремонта;

- ОАО «РЖД» необходимо организовать закупку и создание в эксплуатационных вагонных депо оборотного запаса инновационных узлов и деталей (клин, пружина, скользун, ЭПА, колесная пара, адаптер) в объемах, необходимых для проведения технического обслуживания и ремонта в эксплуатации;

- вагоноремонтным компаниям необходимо организовать закупку инновационных узлов и деталей для создания оборотного запаса,

а также в рамках договорных отношений с производителями поглощающих аппаратов и кассетных подшипников организовать ремонт комплектующих с созданием обменного фонда ремонтопригодных и отремонтированных инновационных узлов и деталей;

- вагоноремонтным компаниям совместно с производителями поглощающих аппаратов и кассетных подшипников предлагаем рассмотреть в перспективе на производственных мощностях ремонтных предприятий освоение ремонтного производства поглощающих аппаратов и кассетных подшипников с восстановлением их ресурса по ремонтной документации заводов-изготовителей.

При выполнении указанных предложений существующие проблемы, возникающие при проведении технического обслуживания и ремонта инновационных грузовых вагонов будут искоренены, и как следствие синергетический эффект от их использования увеличится-на 8%, что в свою очередь сделает их еще более привлекательными для компаний операторов в части инвестиций на приобретение нового подвижного состава.

Литература:

1. Аникеева-Науменко Л.О., Лебедева Е.В. «Анализ эффективности внедрения инновационных грузовых вагонов» [Текст]/ Экономика железных дорог - Экономика железных дорог.- М, 2016. № 10. С. 55-58.

2. Соколов Ю.И, Аникеева-Науменко Л.О. «Методика учета мультипликативного эффекта от повышения качества использования грузовых вагонов» [Текст]/ Экономика железных дорог - М, 2014. - № 2, с. 21

3. Бубнова Г.В., Подсорин В.А., Никитина М.А. Экономическое обоснование механизма взаимодействия транспортных компаний и потребителей их услуг [Текст]/ Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 74-77.

4. Данилина, М.Г. Международный опыт заимствования технологий как фактор повышения производительности труда// II национальная научно-практическая конференция «Повышение производительности труда на транспорте - источник развития и конкурентоспособности национальной экономики». Москва, 25 мая 2017 года - с. 81-83

5. Лавров И.М. «Оценка эластичности спроса на перевозки» [Текст]/Железнодорожный транспорт. 2014. № 10. С. 66-68.

Ключевые слова: экономическая эффективность, повышение качества, использование грузовых вагонов, перевозочный процесс, инновационные грузовые вагоны.

110 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КиББ1Л | №5 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.