УДК 004 : 325 : 070 Мартиросьян Алина Валерьевна
преподаватель кафедры связей с общественностью Кубанского государственного университета [email protected]
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Martirosyan Alina Valeryevna
Lecturer of the Public Relations Department, Kuban State University [email protected]
ANALYSIS OF INFORMATION TECHNOLOGIES EFFICIENCY IN IMPLEMENTATION OF MIGRATION POLICY
Аннотация:
Статья посвящена миграционной политике, проводимой в Краснодарском крае. Целью исследования стал анализ эффективности информационных технологий, используемых при реализации миграционной политики.
Ключевые слова:
информационные технологии, средства массовой информации, миграционная политика.
Summary:
The article deals with the migration policy in Krasnodar region. The objective of the research is to analyze information technologies efficiency in implementation of the migration policy.
Keywords:
informative technologies, mass media, migration policy.
Для современного российского общества весьма актуальным является сохранение стабильной ситуации, что в век информационных технологий во многом зависит от информационной политики государства. Самым многонациональным макрорегионом Российской Федерации является юг России, где компактно проживают представители различных народов, объединенные в восемь республик, пять краев и областей. Юг России как полиэтничный макрорегион характеризуется исключительной динамикой миграционных процессов, в значительной степени детерминированных его неравномерным социально-экономическим развитием. Посредством сложившегося общественного мнения, миграционные процессы являются результатом осознания населением макрорегиона перспектив социально-экономических условий, характеризующих среду обитания -населенный пункт, район или субъект федерации. В силу того, что наименее развитые в социально-экономическом плане являются северокавказские республики [1, т. 3] миграция на юге России носит преимущественно этнический и однонаправленный характер [2, с. 81].
Наиболее стабильным и динамично развивающимся регионом на юге России является Краснодарский край. По итогам 2011 г. положительная динамика достигнута во всех базовых направлениях деятельности (сельское хозяйство, оптовая торговля, общественное питание и сфера платных услуг населению, строительство, транспорт и т.п.) [3]. Данная позитивная динамика способствует снижению социальной напряженности и способствует сохранению стабильности в регионе.
Вместе с тем в силу данных факторов сохраняется и высокая миграционная привлекательность Краснодарского края, что усиливается фактом проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи и особо требует обеспечения безопасности. Поэтому край остается территорией стабильного миграционного притока населения.
Миграционные процессы в Краснодарском крае являются одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие этнополитической и социально-политической ситуации. Особую остроту приобретают вопросы информационного сопровождения миграционной политики и формирования общественного мнения о миграции.
Вместе с тем данные территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Краснодарскому краю следующие [4]:
Таблица 1 - Число прибывших в край (человек)
2QQ2 2QQ5 2QQ6 2QQ7 2QQ3 2QQ9 2Q1Q
Миграция - всего 73 453 32 453 35 437 1QQ 532 92 717 73 732 34 366
в том числе: в пределах России 71 439 74 473 77 Q36 35 339 79 6Q4 63 474 77 933
международная миграция 7 Q14 7 975 3 351 14 743 13 113 1Q 253 6 333
Таблица 2 - Миграционный прирост, убыль (-) населения края (человек)
2002 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Миграция - всего 11 627 23 770 26 599 36 554 30 615 25 571 26 746
в том числе: в пределах России 8 414 18 906 20 474 23 318 18 661 16 173 21 116
международная миграция 3 213 4 864 6 125 13 236 11 954 9 398 5 630
По мнению М.В. Саввы, в настоящее время миграционная ситуация в Краснодарском крае стабилизировалась. Например, миграционный прирост населения в течение 2007 г. существенно не отличался от показателей нескольких предыдущих лет и едва покрывал естественную убыль населения. Подобная стабильность сохраняется в крае с начала XXI в. Таким образом, данные социальной статистики опровергают широко распространенное в общественном мнении представления о продолжении «миграционной экспансии» в Краснодарский край из стран СНГ [5, с. 55-56].
Общественное мнение основано на стереотипном восприятии миграции, и одной из проблем массовых общественных настроений является представление о тесной взаимосвязи миграционного и этического факторов. В ходе ряда социологических исследований значительная часть кубанских респондентов заявляет о том, что большинство мигрантов не принадлежат к доминирующему в крае русскому этносу. В то же время миграционная статистика показывает обратное, так как абсолютное большинство приехавших в край для постоянного проживания -россияне из других регионов страны [6, с. 203-204].
В экспертном интервью, проведенном в рамках исследовательского проекта Программы фундаментальных исследований Президиума РАН, в 2007 г., М.В. Савва отмечает, что существенные различия в культуре (в том числе системе ценностей), структуре накопления и потребления новых мигрантов и местного старожильческого населения приводят к возникновению напряженности. Такое положение дел нарушает безопасность как мигрантов, так и местного населения. Необходимо отметить, что за 10 лет миграционный прирост по региону значительно снизился (в Краснодарском крае с 1992 г. по 2002 г. - в 10 раз). Необходимость профилактических мер по предотвращению конфликтов между мигрантами и местным населением определена следующими причинами: омоложение в течение нескольких последних лет среднего возраста иностранных рабочих; увеличение их численности; активизация их социальной жизни.
В связи с этим можно рассмотреть характер межэтнических отношений в молодежной среде Краснодарского края по итогам социологического исследования, проведенного в 2008 г. Результаты исследования показали, что межэтнические отношения в молодежной среде в тот период времени воспринимались как спокойные, «устаканившиеся». Вместе с тем существовали две «болевые точки»: неоднозначное отношение к иностранным рабочим (гастарбайтерам) и появление группы бизнес-мигрантов. К сложностям интеграции последней группы добавлялась конфронтация по социальным параметрам, по оси «богатые - бедные». Бизнес-мигранты - это не те мигранты, которые бежали из «горячих точек» или из мест стихийных бедствий, спасая свою жизнь и жизнь своей семьи в «горячих» 90-х гг. прошлого века.
Однако, по результатам социологического опроса молодежи в возрасте 18-30 лет, проведенного в Краснодарском крае в 2010 г., большинство респондентов считают, что характер межнациональных отношений демонстрирует безразличие (36 %), а 28 % полагают, что все же проявляется взаимное уважение. Вместе с тем, по мнению 33 % респондентов, иноэтничные мигранты в основной массе конфликтны, однако 28 % считают их дружелюбными. Важно, что зачастую именно СМИ формируют направленность отношения населения края к иноэтничным мигрантам, причем, по оценкам 26 % респондентов, информация в СМИ об иноэтничных мигрантах в регионе чаще всего носит негативную окраску. Тем не менее 68 % населения информацию об иноэтничных мигрантах в печатных и электронных СМИ охарактеризовали как нейтральную, что способствует снижению напряженности в сфере межэтнических отношений региона и формированию этнотолерантного информационного поля [7, с. 184-185].
Вместе с тем основными факторами, в том числе информационными, оказывающими негативное воздействие на состояние этнических отношений в Краснодарском крае, являются:
1. Продолжающаяся миграция в Краснодарский край. Миграция в край существенно снизилась в течение последнего времени, в то же время последствия чрезвычайно активного полиэтничного миграционного прироста 1990-х гг. продолжают оказывать влияние на состояние этнических отношений в крае.
2. Использование отдельными средствами массовой информации, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, казачьими, национальными и правозащитными организациями «языка вражды».
3. Недостаточная информированность представителей органов государственной власти и местного самоуправления, ГУВД края, национальных автономий и объединений об этническом разнообразии региона, существующих проблемах в сфере этнических отношений и путях их преодоления.
4. Слабая активность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления края с диаспорами в лице национальных автономий и национальных объединений.
Ссылки:
1. Матишов Г.Г., Авксентьев В.А., Батиев Л.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков юга России. Ростов н/Д, 2008.
2. Лавриненко Д.А. Юг России: миграционные процессы глазами молодежи // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах Республики Молдова и юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь; Кишинёв, 2009.
3. О социально-экономической ситуации в Краснодарском крае в январе-декабре 2011 года. URL: http://krasnodar.ru/ content/16/show/51646/.
4. Официальная статистическая информация. Население. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Краснодарскому краю. URL: http://www.krsdstat.ru/digital/ re-gionl/default.aspx.
5. Савва М.В. На Кубань переселяются в основном россияне // Российская миграция. 2009. № 7-8.
6. Савва М.В. Факторы и направленность изменений миграционной политики субъектов РФ (на примере Краснодарского края) // Миграционные процессы на юге России: реалии, проблемы, перспективы. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск первый / отв. ред. А.В. Понеделков. Ростов н/Д, 2008.
7. Проблемы устойчивого развития региона: информационная безопасность полиэтничного социума (на материалах юга России): монография / под ред. В.М. Юрченко. Краснодар, 2011.
References (transliterated):
1. Matishov G.G., Avksent'ev V.A., Batiev L.V. Atlas sotsial'no-politicheskikh problem, ugroz i riskov yuga Rossii. Rostov n/D, 2008.
2. Lavrinenko D.A. Yug Rossii: migratsionnie protsessy glazami molodezhi // Molodezh' pered tsivilizatsionnym vyborom: na materialakh Respubliki Moldova i yuga Rossii: sbornik nauchnykh statey. Issue I. Stavropol'; Kishinyov, 2009.
3. O sotsial'no-ekonomicheskoy situatsii v Krasnodarskom krae v yanvare-dekabre 2011 goda. URL: http://krasnodar.ru/ content/16/show/51646/.
4. Ofitsial'naya statisticheskaya informatsiya. Naselenie. Ofitsial'niy sayt territorial'nogo organa Federal'noy sluzhby gosudar-stvennoy statistki po Krasnodarskomu krayu. URL: http://www.krsdstat.ru/digital/region1/default.aspx.
5. Savva M.V. Na Kuban' pereselyayutsya v osnovnom rossiyane // Rossiyskaya migratsiya. 2009. № 7-8.
6. Savva M.V. Faktory i napravlennost' izmeneniy migratsionnoy politiki sub"ektov RF (na primere Krasnodarskogo kraya) // Migratsionnie protsessy na yuge Rossii: realii, problemy, perspektivy. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Vypusk perviy / ex. ed. A.V. Ponedelkov. Rostov n/D, 2008.
7. Problemy ustoychivogo razvitiya regiona: informatsionnaya bezopasnost' polietnichnogo sotsiuma (na materialakh yuga Rossii): monograph / ed. by V.M. Yurchenko. Krasnodar, 2011.