Научная статья на тему 'Анализ эффективности государственных закупок на электронных торговых площадках'

Анализ эффективности государственных закупок на электронных торговых площадках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1761
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / СУБМОДЕЛЬ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / ИНСТРУМЕНТЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / INSTITUTE OF THE STATE PURCHASES / FEATURES OF INSTITUTE OF THE STATE PURCHASES / SUBMODEL OF INSTITUTE OF THE STATE PURCHASES / THE PUBLIC BLESSINGS / TOOLS OF INSTITUTE STATE BLOW-STVENNYH OF PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Евгения Алексеевна

В статье анализируются эффективность института государственных закупок в трансформируемой экономике, выделены особенности, выявлены инструменты субмоделей института государственных закупок, определены общие особенности института государственных закупок.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are analyzed effi ciency of institute of the state purchases in transformed economy, features are allocated, tools of submodels of institute of the state purchases are revealed, the general features of institute of the state purchases are defi ned.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности государственных закупок на электронных торговых площадках»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264). Экономика. Вып. 38. С. 53-60.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Е. А. Ковалева

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ

В статье анализируются эффективность института государственных закупок в трансформируемой экономике, выделены особенности, выявлены инструменты субмоделей института государственных закупок, определены общие особенности института государственных закупок.

Ключевые слова: институт государственных закупок, особенности института государственных закупок, субмодель института государственных закупок, общественные блага, инструменты института государственных закупок.

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» встает вопрос об экономической эффективности государственных закупок посредством электронных торгов. Электронные аукционы на сегодняшний день должны приобрести первостепенную значимость. Электронная торговля завоевала все сегменты рынка во всех странах. На электронных торговых площадках закупки для государственных нужд осуществляются не первый год, обязательное проведение электронных закупок посредством электронных торговых площадок по определенной номенклатуре государственные заказчики должны осуществлять с 1 января 2011 года.

В результате конкурсного отбора в институте государственных закупок создано пять электронных торговых площадок: Сбербанк-АСТ, ЯТБ-1еМег, ЭТП ММВБ, Единая электронная торговая площадка, система электронных торгов.

Электронные торговые площадки являются наиболее приоритетными в рамках развития новой экономики, использующей современные средства коммуникации. Построение взаимоотношений между агентами института государственных закупок посредством электронных торговых площадок имеет ряд преимуществ. Для государства такими преимуществами будут: борьба с коррупцией; увеличение числа поставщиков; интеграция и взаимодействие между органами власти; профессиональный мониторинг закупок; снижение затрат и бюджетных расходов; сокращение персонала. Для поставщиков: увеличение справедливости и конкуренции; улучшение доступа к государственным заказам; открытость государственных заказов для новых поставщиков; стимулирование участия субъектов малого предпринимательства; увеличение денежного потока; снижение затрат

на сделки; подотчетность государственных распорядителей бюджетных средств. Для потребителей общественных благ, налогоплательщиков: доступ к информации о размещении заказов; возможность наблюдать за деятельностью государственных органов власти и информацией о расходах; подотчетность государственного аппарата. Институт государственных закупок, который сложился на сегодняшний день в Российской Федерации, в качестве основного постулата своей деятельности, в том числе на электронных торговых площадках, провозглашает экономию финансовых ресурсов. В то же время не существует единого мнения в литературе относительно того, как сэкономленные ресурсы считаются. Самый распространенный вариант понимания сущности сэкономленных финансовых ресурсов заказчика — это тот, который не учитывает затрат, которые несет государственный заказчик, по организации и проведению закупки.

Таким образом, экономический эффект получаемый государственными заказчиками в результате осуществления государственных закупок, — это размер экономии финансовых ресурсов. Под экономией финансовых ресурсов будем понимать разницу между начальной ценой контракта и заключенной ценой контракта по результатам проведения закупки.

Э = НЦК - ЗЦК, где НЦК — начальная цена контракта; ЗЦК — заключенная цена контракта; Э — экономия финансовых ресурсов.

Заключенная цена контракта — это цена, полученная в результате торгов. Участники, подавшие заявки и прошедшие процедуру сопоставления заявок на первом этапе, выставляют на электронной торговой площадке свои предложения по цене контракта. Соответственно, размер

экономии финансовых ресурсов будет зависеть от количества участников в одном аукционе, уровня конкурентности. Графически зависимость экономии финансовых ресурсов от количества участников и начальной цены контракта можно представить графически (рис. 1):

Рис. 1. Экономия финансовых ресурсов при проведении аукционов Как видно из графика, заказчик первоначально устанавливает цену контракта на уровне Р При оптимальном количестве участников аукциона от 4, цена контракта снизится до уровня Р. Таким образом, размер экономии финансового ресурса составит площадь треугольника АВС.

В настоящее время среднее количество участников в одной процедуре составляет 2. Таким образом, экономия финансовых ресурсов составляет лишь площадь треугольника АЕО, соответственно размер упущенной выгоды от экономии финансовых ресурсов при проведении закупочной компании посредством торгов составляет площадь трапеции ЕВСО. Данный график доказывает необходимость повышения интереса к участию в государственных закупках представителей бизнеса.

Проанализируем экономическую эффективность электронных аукционов.

Для анализа мы рассмотрели электронные аукционы, проведенные на электронной торговой площадке RTS-tender. Из всех субъектов Российской Федерации были выбраны те субъекты, которые провели более 500 аукционов на данной электронной торговой площадке.

Таким образом, мы видим, что в рассматриваемых субъектах среднее значение снижения начальных цен контрактов составляет 40 %, это говорит о том, что либо расчет начальной цены контракта осуществляется неэффективно, используются старые программные продукты, как, например, при расчете смет программы 90-х годов, не анализируется рыночная конъюнктура либо участники электронных торгов заведомо снижают цену контракта, заключаемого в последующем с государством,

%

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

I I

I I I I I I П I I I I I I I I I I

.А / j? J? £ з? j?t / / f f f f j? j* ■</ / f /// //// // * / / / //VV

//////<// / S+S' ✓./

я°

Рис. 2. Снижение начальной цены контракта в результате проведения электронных аукционов

за счет качества поставляемого товара, исполняемой работы или услуги. На сегодняшний день в рамках института государственных закупок необходимо рассмотреть порог снижения начальной цены контракта. Экспертами предлагается

млн р.

25000

20000

установить такой порог в размере 50 % снижения начальной цены контракта. Данный порог позволит ограничить произвол, по крайней мере, со стороны участников торгов.

15000

10000

5000

□ О

лДмжЕІ

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ & & У У

у ЗГ ^ ^ У У ^ ^ У У ^ ^ ^ ^ ^ ^ лР *

^ & л> сУ «Р

* / У У У У

/У/УУ4

І/Ж

я*' ' ^ ' 4х' ф

Рассчитано Мировым банком реконструкции и развития

<">

Рис. 3. Снижение начальных цен контрактов в результате проведения электронных аукционов

2.5 2

1.5 1

0,5

Рис. 4. Среднее количество участников торгов на один электронный аукцион [1]

Создание электронной торговли в рамках взаимодействия государства и бизнеса (Б20) было призвано также повысить интерес экономических субъектов, повысить уровень конкурентности. Минимально допустимое значение среднего количества участников составляет два, оптимальное количество участников — четыре — шесть.

где N — среднее количество участников в торгах;

N. — количество участников в 7-х торгах;

Q — количество проведенных торгов.

В половине исследуемых регионов уровень конкурентности выше минимального уровня, но он ни в одном регионе не является оптимальным.

Сравним уровень конкурентности по инструментам закупок, которые существовали

в рамках института государственных закупок согласно 94-ФЗ.

Проведенный анализ среднего количества участников в государственных закупках показал, что практически по всем инструментам института государственных закупок данный показатель колеблется от 2 до 3 участников. Несколько выше уровень конкурентности при проведении аукционов — от 3 до 4 участников. Всплеск уровня конкурентности в 2007 году по аукционам объясняется тем, что аукционы были новым инструментом закупок для существующей субмодели института государственных закупок, и участники заказов порой участвовали в аукционах ради спортивного интереса. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что независимо от того, какой инструмент выбирает государство для реализации государственного заказа, уровень конкурентности в системе государственных закупок остается

Рис. 5. Уровень конкурентности по инструментам института государственных закупок [2]

неизменным на минимально допустимом уровне. Вследствие этого институт государственных закупок является непривлекательным с точки зрения субъектов хозяйствования, что требует от механизма института применения дополнительных инструментов мотивации их интереса.

Если мы рассмотрим уровень конкурентности по аукционам, то увидим, что прежняя система проведения аукционов была более привычной для поставщиков, новая же система ограничивает их интерес к участию определенными барьерами. К таким барьерам можно отнести необходимость приобретения электронной цифровой подписи, получения аккредитации на электронной торговой площадке, открытия и своевременного пополнения счета и т. д. Кроме того, немаловажным остается вопрос и о доступе к сети Шегпе1 Не в каждом регионе, субъекте Российской Федерации, а вернее сказать, в муниципальном образовании одинаковые условия предоставления услуг связи провайдерами, в частности качество соединения и скорость подключения. Зачастую участники аукционов на электронных торговых площадках «вылетают» из сети и не могут выставить свое

предложение о цене контракта в установленные сроки.

Еще одним показателем эффективности работы механизма института государственных закупок является количество отклоненных заявок на участие в аукционе.

Зп

-•100%

■^ггкл- о

-'под

где -Ооткл — доля отклоненных заявок на участие в торгах в общем количестве поданных заявок;

З — количество отклоненных заявок;

откл ’

З — количество поданных заявок.

под

Данный показатель характеризует не только уровень подготовки поставщиков к участию в торгах, их квалификацию, но и компетентность органов государственной власти, государственных заказчиков в отношении составления адекватной аукционной документации и проведения разъяснительной работы. Коэффициент корреляции между количеством отклоненных заявок и количеством запросов на разъяснения составляет 0,91, что свидетельствует о качественной взаимосвязи между этими показателями.

16

14

12

10

%

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Рис. 6. Динамика доли заявок, отклоненных от участия в аукционах [2]

Рассмотрим динамику доли заявок, отклоненных от участия в электронных торгах.

Среднее значение доли заявок, отклоненных от участия в электронных аукционах, составляет 9,51 %, что выше, чем в целом по России по простым

аукционам. Но, несмотря на это, качество подготовки участников торгов на электронных торговых площадках выше, чем по предыдущим инструментам института государственных закупок. Это вызвано и тем, что для участников

8

6

4

2

0

торгов на электронных торговых площадках упрощена, с одной стороны, процедура подачи заявок на участие в электронных аукционах. На первых этапах — аккредитации — участник сразу подает все документы,

предусмотренные законом, и впоследствии в течение трех лет для участия не прикладывает их отдельно. Ранее 14 % заявок отклонялось именно по причине непредставления документации (рис. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Структура заявок, отклоненных от участия в аукционах

%

/ #У #У #у #У ./ #У

* У У У У У ^ ^ У

У* б" ^ ^ ^ ^ 4 ч=^ У

^ 4 <Ч“'

Рис. 8. Динамика доли заявок, отклоненных от участия в аукционах [1]

20

8

6

2

0

Еще одной причиной отклонения заявок является правильность составления аукционной документации государственными заказчиками. Соответственно, необходимо обращать также внимание на качество аукционной документации. Для оценки качества аукционной документации рассмотрим долю вносимых изменений в документацию об аукционе в общем количестве проведенных электронных аукционов.

0„,„=-^100% ,

где -Оизм — доля изменений в документации об аукционе в общем количестве аукционов;

0изм — количество изменений в документации об аукционе.

Коэффициент корреляции между количеством отклоненных заявок и количеством изменений

в документации об аукционе составляет 0,76, что свидетельствует о качественной связи между этими показателями.

Исходя из представленной динамики можно сказать, что в целом по анализируемым регионам заказчики тщательно подходят к составлению

аукционной документации, только в среднем 9 % случаев вносят изменения в документацию об аукционе, что не только не затягивает процесс закупки, но и не вызывает дополнительных трудностей у участников аукционов на электронных торговых площадках.

%

40

35

30

25

20

15

10

0

.с/

'0У (лУ (лУ (чУ (чУ (чУ л# (чУ

” Ж

^ ^ ^ ^ ^ ^ _ч\-4 43^ л?

Л ^ ////<?// / ^ У '

я Яг

<5Р‘

■А

Рис. 9. Доля изменений в документации об аукционе в общем количестве аукционов, [1]

На сегодняшний день торговля на электронных торговых площадках приносит свой экономический эффект, но желаемые результаты пока не достигнуты. Контрагенты государства на рынке государственных закупок так и не проявляют ожидаемого интереса к государственным контрактам. Электронные торговые площадки упростили систему документооборота, но повлекли за собой дополнительные издержки участников такой торговли. Рациональным методом мотивации к участию субъектов бизнеса в государственных и муниципальных закупках должны стать такие инструменты как налоговые льготы и преференции, льготы по материально-техническому снабжению, ускоренная амортизация и др.

В Соединенных Штатах Америки можно выделить следующие стимулы, которые обеспечивают высокий уровень конкуренции на государственном рынке товаров и услуг [3: 5-22]:

• государственный рынок товаров и услуг является одним крупнейших в мире рынков, на котором платежеспособный спрос государства

составляет 500—600 млрд долл., он является гарантированным и стабильным рынком;

• государственный рынок обеспечивает гарантированную прибыль, так как федеральное законодательство устанавливает, что «предпринимательская прибыль — это главный стимул и основа эффективной работы корпорации-подрядчика на государство, и ведомствам-заказчикам категорически запрещается ее ограничивать во имя обеспечения эффективности и формальной оптимизации издержек производства корпорации по контракту»;

• работа на государственном рынке товаров и услуг — это престиж корпорации и общественное признание;

• заключение впервые государственного контракта открывает доступ на жестко регламентируемый рынок, а также дает возможность в перспективе заключить повторно контракт на серийное производство или контракт на долгосрочный период на продукцию, заказываемую государством;

5

• работа по федеральному (государственному) контракту на рынке предоставляет для участников такого рынка определенные льготы и преференции, особенно в сфере науки, техники, промышленного и оборонного производства. К таким льготам и преимуществам можно отнести льготное снабжение материальными ресурсами и обычными товарами, сырьем, преференции по аренде государственной собственности, земли, зданий и сооружений, транспортных средств, заводов, испытательных стендов, лабораторий, денежных и финансовых средств;

• деятельность на государственном рынке товаров и услуг фирм, производящих оборонные и новые высокие технологии, открывает для них свои дополнительные стимулы, способствующие рыночному коммерческому освоению достижения науки и техники. К таким стимулам относятся: ускоренная амортизация, налоговые вычеты и налоговые каникулы, налоговый иммунитет, списание затрат, долгосрочные льготные кредиты;

• работа на таком рынке для подрядчиков дает возможность использовать дополнительные финансовые средства на вторичном денежно -

кредитном рынке. Для этого создана залоговая система федерального контракта на предоставление займа в крупных банках страны, пакета государственных гарантий или поручительств для участия в финансировании федерального контракта капиталом третьей стороны. Кроме этого, сюда также относятся собственные средства компаний-субподрядчиков, акции корпораций-подрядчиков, залог имущества корпораций-под-рядчиков, различные иностранные источники, долговые обязательства и ценные бумаги правительства, кредит под залог имущества, земли корпораций-подрядчиков и страховки федерального контракта в коммерческих банках, кредит под федеральный контракт и ряд других финансовых механизмов.

Список литературы

1. RTS-тендер: электрон. площадка для всей страны: [сайт]. URL: www.rts-tender.ru

2. www.rosstat.ru

3. Федорович, Ф. А. США: государство и экономика / Ф. А. Федорович, А. П. Патрон ; Рос. акад. наук, Ин-т США и Канады. М. : Междунар. отношения, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.